«Мы, – пишет Е. Е. Голубинский , – со своей стороны не решаемся высказываться по этому вопросу положительным образом» (История Русской церкви т. II. стр. 202), но он допускает возможность сознательного участия в этом деле митрополита Алексия, «так как и святые не безгрешны» (см. Карфагенские соборные правила и примеры падения святых, даже апостолов, как, например, отречение Петра). 57. Святитель Киприан, митрополит Московекий (Киевский) и всея России Св. Киприан был болгарин из г. Тернова, из знатной фамилии Цамвлаков, родной дядя митрополита Григория; проживал на Афоне, где, вероятно, принял монашество, был человек образованный. В первый раз Киприан, в должности апокрисеария явился в России в феврале 1374 г., отправленный патриархом Филофеем, для расследования жалоб Литовского короля Ольгерда на Московского митрополита св. Алексия. Последствием этого было то, что для Литвы был поставлен (в Константинополе) особый митрополит в лице самого же Киприана, с тем, что он по смерти престарелого святителя Алексия займёт кафедру всероссийского (Московского) митрополита. Киприан был возведён в сан Литовского митрополита 2 декабря 1375 г. Поставление Киприана, хотя и условно (по смерти св. Алексия) во всероссийского митрополита произвело на всех (в северной России) тяжёлое впечатление, особенно в Москве. Великий князь Димитрий Донской и по смерти святителя Алексия († 12 февраля 1378 г.) не пожелал иметь Киприана Московским митрополитом и отправил к патриарху архимандрита Михаила (Митяя), скоропостижно умершего в виду Константинополя. В это время (вскоре по смерти св. Алексия) Киприан, проживавший в Литве, из Киева сделал попытку заявить свои права на Московскую митрополию, но не был принят (в июне 1378 г. и с горькими сетованиями на несправедливость Московского князя («аще брат мой, т. е. Алексий преставися, аз есмь святитель на его месте, моя есть митрополия» Московская) отправился в Константинополь, где патриарх (Макарий) принял его неблагосклонно – и неожиданно для Великого князя возвёл в сан Московского митрополита архимандрита Пимена (в июне 1380 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Главным достижением святительства Киприана, бесспорно, было воссоединение Литовской и Московской митрополий в единую Русскую Церковь . Однако ему так и не удалось вернуть под свой омофор Галицкую Русь. Здесь в течение 20 лет митрополитом являлся поставленный еще Казимиром Великим Антоний (1371–1391 гг.). После его кончины кафедра Галицкая около двух лет была вакантной, и, вероятно, в это время Киприан сумел перевести в свою юрисдикцию ранее подчиненные Галицкому митрополиту епархии: Холмскую и Владимиро-Волынскую как относящиеся к Литве, а не собственно к Польскому королевству. Однако кафедры Галицкая и Перемышльская были переданы Ягайлом в ведение Луцкого епископа Иоанна. Последний отправился за поставлением на Галицкую митрополию в Царь-град, но туда же пришла жалоба на него от Киприана, так как Иоанн продолжал оставаться епархиальным архиереем в юрисдикции митрополита Киевского и всея Руси. Иоанн, обвиняемый во многих недостойных деяниях, бежал из Константинополя. Луцкой кафедры Киприан его лишил, но в Галиции, несмотря на отлучение, наложенное патриархом, Иоанн продолжал вершить все церковные дела властью, полученной от короля Владислава. Митрополитом Иоанн, вероятно, так и не стал, но и сместить его Киприан не мог вплоть до самой своей смерти. Лишь преемник Киприана Фотий сумел добиться упразднения Галицкой митрополии и возвращения ее под свой омофор. Киприан уже не имел нужды ездить за ярлыком в Орду, где наступил период неразберихи и усобиц. Вместо этого отныне великий князь выдавал митрополитам свои грамоты, которые кстати, отменяли некоторые прежние льготы, дарованные митрополитам ханами. Так, в некоторых случаях Церковь уже обязывали делать выплаты в пользу княжеской казны, хотя пока еще незначительные. Некоторое ограничение было наложено и на объем церковного суда: например, в случае жалоб от мирских на митрополичьих чиновников суд производил сам князь. Последние годы своей жизни престарелый Киприан проводил главным образом в Москве. Его любимым местом пребывания было село Голенищево.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Когда Киприан приближался к Москве, великий князь Дмитрий Иванович приказал перекрыть дороги, чтобы не пускать митрополита в столицу. Однако Киприан и его свита сумели окольными путями добраться до города. Они надеялись, что никто не осмелится посягнуть на святителя. Но в Москве митрополит был немедленно схвачен вооруженной стражей во главе с неким Никифором, почти нагого и голодного его бросили в холодную темницу, подвергая всяким издевательствам. Более того, московские власти его ограбили, отобрав у его свиты сорок отличных лошадей, одежду и другое имущество, а затем пешими выпроводили из города. Сам Киприан был выведен из города Никифором и его подручными, которые, чтобы унизить митрополита, нарядились в отнятую одежду и уселись на присвоенных ими лошадей. Все это оскорбляло не только Киприана, но и патриарха, императора и синод, потому что Киприан предъявил верительные грамоты, подписанные патриархом Филофеем, императором Иоанном V и синодом в декабре 1375 года. Покойного Филофея при этом обозвали «литовцем». Согласно посланию, московский князь упрекал Киприана за то, что он «сначала находился в Литве». «Что в этом дурного»? — риторически вопрошает Киприан, описывая свое пребывание в Киеве в течение «двух лет и четырнадцати дней», где за всякой литургией он первым всегда поминал князя Дмитрия Ивановича, пытался умерять политические страсти и сумел вернуть церкви запущенное при Алексии имущество.    Помимо личных жалоб, послание Киприана Сергию и Феодору содержит также протест против вступления в управление митрополией в Москве Ми-хаила-Митяя, который до возведения в сан епископа облекся в мантию и присвоил себе знаки митрополичьего достоинства, утверждая, что Алексий назначил его своим преемником. Согласно Киприану, Михаил занял место нареченного митрополита: 1) благодаря ложному истолкованию завещания Алексия, 2) прямому вмешательству князя в дела церкви, которая требует, чтобы епископы избирались епископским собором, а не гражданской властью, 3) подкупом и симонией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3288...

С мая 1955 года нес послушание начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме . С 1 ноября 1956 года — член Хозяйственного управления Московской Патриархии. В это же время состоял благочинным подворий. С конца 1958 года — благочинный Германской епархии с правом ношения митры. С марта 1961 года — благочинный Патриарших приходов в Финляндии и заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений. 15 июля 1961 года постановлением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода протоиерей Михаил Зернов был избран епископом Подольским, викарием Московской епархии. В этом же месяце был пострижен в монашество с наречением имени Киприан (в честь святителя Московского Киприана) и возведен в сан архимандрита. 6 августа 1961 года хиротонисан во епископа. Чин хиротонии совершали Святейший Патриарх Алексий I, митрополит Крутицкий и Коломенский Питирим (Свиридов), архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов), епископ Среднеевропейский Иоанн (Вендланд). В ноябре 1961 года, в период жестких гонений на Церковь, владыка Киприан был назначен на должность управляющего делами Московской Патриархии. В августе 1963 года возведен в сан архиепископа. 25 февраля 1964 года освобожден от должности управляющего делами Московской епархии и членства в Священном Синоде и переведен в Берлинскую епархию с назначением Патриаршим экзархом Средней Европы. В июне 1966 года архиепископ Киприан (Зернов) был уволен на покой и вернулся в Москву. Он стал служить в своем любимом храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке, настоятелем которого был вновь назначен. За каждым богослужением, которое он возглавлял, владыка Киприан непременно проповедовал. Его проповеди составляли целые циклы, посвященные Священной истории, учению о Церкви, Таинствам и богослужебному строю. С величайшей радостью и благоговением совершая богослужения, владыка Киприан всегда призывал священников к усердному исполнению своего служения. Клириков храма и паству он учил беречь православную веру и традиции Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1404012.ht...

Пустынный строй иноческой жизни был удобен для безмолвия, а также и для литературно-переводческих трудов. Святитель Киприан и в дальнейшем при работе над переводом и составлением богослужебных книг (например, своей известной Следованной Псалтири) большое внимание уделял афонским традициям и практике пустынников и обитателей скитов [см.: 7, кн. 2, с. 439–440]. Лист из Следованной Псалтири митрополита Киприана с началом канона святым отцам (творение преп. Григория Синаита ). РГБ. Ф. 173.1. 142. Л. 291 В связи с этим я выдвину такое предположение. Одно устное белорусское предание говорит, что святитель особо почитал икону Божией Матери «Достойно есть». Учитывая, что афонскую келлию «Достойно есть» населяли в разные времена болгарские монахи, можно предположить, что инок Киприан подвизался в этой келлии на Капсале, в местности уединенной, удобной для молитвенной жизни и в то же время расположенной недалеко от Кареи. Но не исключено, что он жил пустынником в пределах Великой лавры или Ватопеда или, по временам, и в самих этих обителях – тем более, что, как утверждают исследователи, переводя Диатаксис патриарха Филофея Коккина и составляя Служебник на церковно-славянском языке, святитель Киприан взял за основу ватопедский список этого Устава середины XIV в., т. е. времени святителя Филофея вып. 2, с. 67, 74; 4, с. 35]. На Афоне произошло важнейшее для монаха Киприана событие – его встреча со святителем Филофеем, который стал духовным наставником, покровителем и идейным вдохновителем инока-исихаста. В 1355–1363 гг., в промежуток между периодами своего патриаршества, святитель жил на Святой Горе. Видимо, именно он рукополагал монаха Киприана в священный сан и, возможно, постригал в схиму. Есть и такое предположение П. А. Сырку: инок Киприан оставил Болгарию лишь в начале 1360-х гг. и прибыл в Константинополь вместе со своим первым учителем преподобным Феодосием и св. Евфимием Тырновским, спасаясь от преследований антиисихастской болгарской «национальной партии». Если это предположение верно, то будущий иерарх на собственном опыте мог убедиться в пагубности подобных учений и действий, и это укрепило его во взглядах «православного универсализма».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/pre...

26 Премудрость и благость Божия – Петроград, 1916 — С. 75—76 27 Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы, сказанное в 1822 году//Митрополит Филарет (Дроздов). Сочинения. Слова и речи. Т. 2: 1821—1826 гг.— С. 64—65. 28 Св. Василий Кесарийский. Беседа первая о сотворении человека по образу//ЖМП. – 1972, 1. — С. 36—37. 29 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 12. 30 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. – Париж. – С. 142. 31 Бронзов А. Примечание//Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры Кн. 2. – СПб, 1894. — С. 68. 32 Филарет (Дроздов), митрополит. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сея книги на русское наречие Ч. 1. — М., 1867. – С. 21. 33 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. – С. 147. 34 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. – С. 353. 35 Епископ Сильвестр. Опыт Православного догматического богословия. Т. 3. – Киев, 1885. – С. 258. 36 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. – С. 355. 37 Митрополит Николай (Ярушевич). Слово «Душа»//Слова речи послания: 1941—1946. – С. 47—48. 38 Свт Ириней Лионский. Против ересей Кн. 5 С. 2. 39 Блж. Феодорит. Вопросы к Книге Бытия. С. 20. 40 Архимандрит Киприан (Керн) Антропология святителя Григория Паламы – С. 355. 41 Комментарий на книгу Екклезиаста//Толковая Библия ? 5 – Петербург, 1908 – С 29. 42 Свт Иоанн Златоуст Беседа на Бытие – Гл. 14 С. 5. 43 Св. Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 2. 44 Блаженный Августин. О граде Божием. Кн. 14. Гл. 12. 45 Блаженный Августин. Энхиридион Лаврентию или О вере, надежде и любви – Гл. 45 46 Малиновский ?. Православное догматическое богословие. Ч. 2. Ставрополь-Губернский. 1903 – С. 314. 47 Епископ Гурий. Богозданный человек: Опыт православной традиции жизни//Богословские труды. Вып. 12. – М.: издание Московской Патриархии. С. 21. См. также: Епископ Гурий. Выход богозданного человека из идеальных условий жизни//Богозданный человек//Богословские труды. Вып. 12. — С. 16—27.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

Замыслы любочестивого Пимена заставляли Киприана спешить в Россию: но, то корабли генуезские на море, то война Амуратова на суше задерживали его в стенах Царяграда. Наконец, после тринадцатимесячного здесь пребывания, он отправился в Киев, с надеждою на лучший оборот дел, по смерти великокняжеского любимца. Действительно, лишь только явился он в Киев, как В. Князь, услышав о смерти Митяя и о покушениях Пимена, которого он не желал видеть на кафедре св. Петра и Алексия, послал туда своего духовного отца, симоновского игумена Феодора, просить Киприана о прибытий в Москву на кафедру митрополии. Киприан явился в Москву 23 мая 1381 г., и принят был со всею торжественностью от В. Князя и народа 9 . Россия торжествовала тогда свою славную победу над полчищами Мамая (8 сент. 1380 г.). Главное участие в этой брани принадлежало В. К. Московскому Димитрию Иоанновичу. В сем событии раскрылось значение Москвы; оправдались все усилия князей ее к сосредоточению в ней власти; род Даниила покрылся новою славою. Митрополит Киприан, сочувствуя радости России, и в особенности Москвы, в первый же год своего правления, «житием св. Петра» напомнил жителям столицы, что Москва начала возвышаться с той поры, как святитель перенес в нее свою кафедру, что в сем возвышении Москвы и ее торжестве над врагами исполнилось пророческое слово первого святителя, в ней почившего, к сыну Даниилову: «Аще мене, сыну, послушаеши и храм пречистыя Богородицы воздвигнеши во своем граде, – и сам прославишися паче иных князей, и сынове твои, и внуцы твои в роды, и град сей славен будет во всех градех русских, взыдут руки его на плещи враг его». Стоя при его гробе, Киприан напомнил и то, как мирно жили тогда святитель и князь, содействуя друг другу. «Бяше веселие непрестанно посреде обою духовное: князю убо во всем послушающу и честь велию подавающу отцу своему, по Господнему повелению, еже рече к Своим учеником: приемляй вас, Мене приемлет, святителю же паки прилежащу сынови своему князю о душевных и телесных» 10 . Заняв кафедру Петрову, долго у него оспариваемую, Киприан нашел нужным приложить к своему повествованию и то, как он сам, во время своего последнего пребывания в Константинополе, стесненный неприятелями, одержимый недугом, лишь только воззвал к св. угоднику о помощи, как получил и свободный проезд в Россию, и освобождение от болезни 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси. Часть 1 20.09.2006 681 Время на чтение 11 минут Свт. Киприан 29 сентября 2006 года исполняется 600 лет со дня преставления одного из выдающихся московских святителей - Киприана, митрополита Киевского и всея Руси (таков был тогда титул главы Русской Церкви). Его малоизвестность в России и лишь местное почитание в некоторых московских монастырях и храмах далеко не соответствует тому реальному значению, которое имела деятельность святителя Киприана на благо Церкви и Русского государства. Наше повествование мы должны начать с того, чтобы попытаться понять, как воспринимался современниками мировой исторический процесс в бурное и судьбоносное для православных народов время, в которое жил святитель Киприан. Этот вопрос не праздный, он, как мы дальше увидим, будет иметь очень важное значение в понимании смысла исторических событий, судеб, чаяний и поступков людей того времени. Для сравнения обратимся к картине мировой истории, существующей в сознании современного человека. Еще со школьной скамьи нам предлагают некую историческую схему, которая стала чем-то само собой разумеющимся. Человеческая история для современного человека начинается с истории Древнего мира. Затем наступает новая эра: человечество постепенно погружается в эпоху Средневековья, сперва - раннего, затем - зрелого и, наконец, позднего. Средневековье заканчивается так называемой эпохой Возрождения, после которой наступает Новое время. В эпоху митрополита Киприана, которую по современной схеме мы считаем эпохой зрелого или позднего Средневековья (в Италии в это время уже разгоралась эпоха Возрождения), видение исторического процесса было иным. Не было ни " старого " в нашем понимании, ни, тем более, " нового " времени. Историческое время было единым и делилось на четыре царства, или эпохи: Вавилонское, Македонское, предпоследнее - Римское, после которого наступит кратковременное четвертое царство антихриста и затем - Страшный суд. Временной протяженности каждого из этих царств особого значения не придавалось. Зрительный образ человеческой истории в представлении людей того времени можно наблюдать, например, на фреске " Страшный суд " преподобного Андрея Рублева во Владимире, где вся человеческая история умещается в круге с четырьмя зверями, символизирующими четыре царства. По этой схеме митрополит Киприан жил как раз в эпоху предпоследнего царства - Римского.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Мы вспоминаем имя митрополита Киприана, поскольку он являлся своеобразным символом взаимообмена и обогащения духовными и культурными ценностями между болгарским и русским народами. У истоков духовного родства стояли братья Кирилл и Мефодий. Но в судьбу Киприана – выдающегося духовного и религиозного деятеля века, последователя святых просветителей славян, вплетена часть истории Болгарии и России. Кто бы мог предугадать, что сыну болгарского народа, ученику Феодосия Тырновского, ученому, предстояло занять самый высокой пост в Русской Православной Церкви – стать митрополитом Москвы и всея Руси и руководить не только духовно огромной митрополией более тридцати лет. Болгарин Киприан – одна из самых колоритных личностей восточного Православия второй половины века. Продолжительная жизнь этого церковного иерарха и тонкого дипломата полна неожиданностей. По сей день можно услышать самые разные истории о деятельности митрополита Киприанасвятителя, церковного иерарха и просто человека. Исследователи нередко задаются вопросом: что заставило Киприана поехать в Россию? Одни объяснят это первым и вторым болгарским (южнославянским) влиянием. Другие выдвигают материальные побуждения. Все они отвечают в зависимости от своих критерий и системы ценностей. Одни его обвиняют, другие его защищают, третьи облыжно отрицают его дело. Мы же считаем, что митрополит Киприан воспринял эту миссию как цель своей жизни. Ответ на поставленные вопросы можно найти в духовном величии митрополита Киприана, в его нравственных добродетелях, в предначертанной миссии содействовать расширению влияния восточного православия на русских просторах, в его борьбе за объединение русских земель вокруг Москвы. Ответ можно найти и в его богатой душевности, одухотворенности, в его огромных знаниях в области теологии, в его познании христианства и славянства. Ответ содержится и в том факте, что митрополит Киприан был носителем нового, горел желанием поделиться своими познаниями с русскими братьями. Митрополит Киприан страстно искал, вел борьбу и находил благодатную среду и почву для реализации своей «программы», как бы выразились наши современники. А программа митрополита Киприана ставила широкомасштабные цели: объединение и сплочение Русской Православной Церкви; воспрепятствование наступлению католицизма; духовную борьбу за расширение влияния Христовой веры в Южной и Северной России; оздоровление рядов самых духовников; редактирование, перевод и переписку церковных книг; созидание новых церквей и храмов; создание новых агиографических произведений; объединение русских земель вокруг Московского княжества; содействие упрочению светской власти Московского князя.

http://pravoslavie.ru/2570.html

Алексия колеблет другое право – посвящать избранного на русскую митрополию, настаивая на праве собора русских епископов делать то же, и с ним соглашаются князь, бояре и многие епископы. Попав в эту путаницу интересов в качестве примирителя, уполномоченного патриархом, Киприан действует в его духе, хотя вопреки его инструкции; не всегда разборчиво пользуясь обстоятельствами, он выступает кандидатом на южно-русскую митрополию, орудием и поборником тамошних церковных сепаратистов, но, став киевским митрополитом, сам стремится к воссоединению Церкви под своею властью, действует против своих соперников, обвиняя московское же князя в намерении двоить митрополию 93 , и, утвердившись в Москве, вмешивается в дела галицкой митрополии, не воссоединившейся с киевской, за что получает выговор от патриарха. Киприан вынес из борьбы ее обычные приобретения: врагов, горькие воспоминания, раздражение и потребность оправдаться, объяснить свои действия. Самое удобное средство для последнего представляла жизнь митрополита Петра. Святитель, которого вся Русь призывала в молитвах, прошел чрез тс же смуты русской церковной жизни, от которых нравственно и материально потерпел Киприан. Рассказать об этом значило для Киприана стать под защиту великого имени, осудить враждебные стремления и избегнуть необходимости разбирать собственные действия, о которых хотелось молчать. Киприану не удалось возвратить Галич русской митрополии, и, рассказывая о цели отправления Петра в Царьград, он замечает, что князь Волынский «совещавает совет неблаг», захотел галицкую епископию в митрополию обратить; Киприан много потерпел, благодаря избраннику московской светской власти Митяю, и он резко выражается о дерзком сопернике Петра, игумене Геронтие, также избраннике светской власти, которого никто не удерживал от такого «бессловесия», и патриарха заставляет напомнить ему церковные правила о незаконности мирского избрания или самовольного посягательства на святительский престол; когда, рассказывает Киприан, приехал я на Русь в сане русского митрополита, «мало что съпротивно прилучи ми ся ради моих грехов», то есть его долго отвергали в Москве и не раз сурово изгоняли, – и, рассказывая о приезде Петра на Русь в сане митрополита, он замечает, что исконный враг «малу спону святому сътвори», внушил некоторым нежелание принимать его, но они скоро образумились и покорились ему смиренно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010