16/29 сентября – память святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, основателя Московского Сретенского монастыря. В издательстве Сретенского монастыря готовится к изданию книга историка-медиевиста, профессора и преподавателя истории Русской Церкви в Московской духовной академии архимандрита Макария (Веретенникова) «Митрополиты Древней Руси». Предлагаем вниманию читателей фрагмент из этой книги – отрывок из главы VII «Беды и успехи Московской Руси. Последующее возвышение Первопрестольного града». Святой Митрополит Киприан (1375–1390–1406) Митрополит Киприан встречает Владимирскую икону      Еще до первой поездки в Литву Митрополит Киприан оказался участником события, которое нашло отражение в русском Месяцеслове. В 1395 году среднеазиатский грозный завоеватель Тимур (в русских летописях – Темир Аксак) разбил Тохтамыша, разорил столицу Золотой Орды и двинулся в сторону Москвы 1 . «Преосвященный же Киприан Митрополит, тогда украшая престол Росийския митрополия, подвизаяся по вся дьни и часы, не отступая от церкви, непрестанныя молитвы и жертвы бескровныя со слезами к Богу принося… и всему народу мужьска полу и женьска заповеда пост и молитву с милостынею». В отличие от 1382 года теперь Митрополит Киприан находился в Москве, творя усиленные молитвы о спасении Русской державы. В это время в русских храмах совершались каноны и молитвы, составленные Патриархом Филофеем и переведенные святителем Киприаном, например: «За князя и за люди, егда исходити из града противу ратных». Их творили во время Куликовской битвы, а также, «судя по летописным данным, пели пятнадцать лет спустя, когда к Москве приближался Темир-Аксак – Тамерлан». Этим временем датируется написанный святителем Киприаном Молебный канон Митрополиту Петру, молебны которому, как покровителю града Москвы, несомненно, творились в дни постигшей опасности. В преддверии нашествия грозного завоевателя по благословению Митрополита Киприана в Москву была принесена чудотворная икона Богоматери из Владимира. Этот крестный ход был исполнен глубокой молитвы о заступлении, русские люди постились и молили Матерь Божию о помощи и защите. В момент встречи святого образа Тимуру, находившемуся в Ельце на Аргамачьей горе, было видение: Пречистая Дева явилась с Ангелами, устремляясь против него. После этого татарское войско спешно уходит из московских пределов. В тюркских сказаниях сохранились сведения о явлении Тамерлану его покровителя Хызра, после чего грозный завоеватель повернул назад.

http://pravoslavie.ru/97432.html

Святитель отправился в так и не оправившийся от татаро-монгольского разорения Киев, где официально находилась порученная ему кафедра. В то время Русь только собирала свои земли. Одним из немногих, кто трезво понимал, что Византия близится к закату, что великая православная империя скоро исчезнет, был святитель Киприан. Еще он понимал, что надо воспитать новое государство и новый народ, которые будут преемниками великой православной Римской империи. Святитель Киприан был митрополитом не только Москвы и Руси, но и нынешних малороссийских земель, был он и епископом Литовским, а Литва тогда занимала огромные пространства нынешних России, Украины и Литвы. Но святитель Киприан пророчески понимал, что именно Русь – тогда раздробленная, слабая, бесправная под ордынским гнетом, данница грубых монгольских ханов – именно Московская Русь станет вслед за Византией хранительницей на земле истинной веры, истинного богопочитания. Так вот, несмотря на ужасные и длительные конфликты (не буду сейчас подробно рассказывать о них), на порой очень неприглядные действия московских властей, на бесчисленные интриги, в том числе и Константинополя, святитель Киприан вновь и вновь, как верный раб в сегодняшней евангельской притче, посланный совершать волю Божию, возвращался в Москву, несмотря на непонимание, жестокость, опасность для жизни или возможного изгнания. В это время происходят особые события. 1380 год: Мамай идет на Москву, а святитель Киприан, законный Московский епископ, изгнанный, сидит в Литве. Святой князь Димитрий Донской, благословленный преподобным Сергием Радонежским, идет на брань, но промыслом Божиим, благодаря именно святителю Киприану, два литовских князя, ранее бывших близкими Мамаю, – Андрей и Дмитрий приходят на Куликово поле биться не за Мамая, а за обидевшего святителя Киприана великого князя Димитрия Донского, за Москву. А самый могущественный из литовских князей – Ягайло Ольгердович, союзник Мамая и враг Димитрия Донского, странным образом опаздывает на Куликово поле, благодаря чему нашими русскими войсками Мамай был разбит. Несомненно, что и это – дело убеждений, бесед и молитв святителя Киприана, находившегося, как мы уже знаем, тогда в Литве.

http://pravoslavie.ru/2554.html

При этом усилия митрополита Киприана, как главы церкви «всея Руси», не дали развиться в Москве узко-эгоистическим настроениям, которые возникли в правление Дмитрия Донского. Митрополит был глубоко озабочен судьбой Православной Церкви в Польше и Литве и всегда настаивал, что «Русь» включает Галич, Владимир-Волынский, Луцк, Смоленск, а также Новгород, Москву и Владимир на Клязьме. Для него это единство было прежде всего церковным, сохранить его и укрепить можно было только мирным путем, при возможности — заключив союз между Москвой и Литвой. Поэтому для него естественно было способствовать брачным связям потомков Ивана Калиты и Гедимина. В то же время, будучи ставленником Константинопольского патриархата, Киприан проводил ту идею, что повсюду и везде православные христиане должны хранить верность универсальному христианскому содружеству с центром в Византии. Личная преданность этой идее позволяла, по крайней мере символически, апеллировать к высшему авторитету. К несчастью, Константинополь редко мог предложить какую-либо реальную помощь или административные указания: Киприан был более способным и опытным деятелем, чем любой из византийских патриархов после Филофея. Авторитет «царицы городов» стал в основном символическим, но Киприан прекрасно умел использовать символы. Прибыв в Москву, Киприан скоро сумел примирить своих сторонников со сторонниками Пимена. В июне 1390 года, в Твери, он низложил тверского епископа Евфимия, поставленного еще святителем Алексием,- его сопровождали не только два греческих митрополита, приехавших с ним из Константинополя, но также епископы Михаил Смоленский и Стефан Пермский, которых поставил Пимен. На тверскую кафедру Киприан поставил своего протодиакона Арсения. В первые годы пребывания на московской митрополичьей кафедре Киприан трижды обращался за прямой поддержкой к Константинопольскому патриархату: речь шла о церковных делах Новгорода, Суздаля и Галича. Во всех трех случаях местные епископы использовали административные неурядицы предыдущих лет, чтобы получить от патриархата определенные привилегии и тем добиться большей независимости от митрополита.

http://sedmitza.ru/lib/text/438225/

Митрополит Пимен, который был занят единственной целью своей жизни - путем интриг и обмана удержаться на кафедре как можно более долго, - разумеется, не успел отреагировать на своеволие Новгорода. Однако, Киприан решительно взялся за дело вразумления мятежных новгородцев. Его поддержал патриарх Антоний, который отправил в Новгород грамоту с призывом к новгородцам слушаться своего митрополита и вернуть ему право суда. Новгород оставил патриаршую грамоту без внимания. Тогда Киприан прибыл в бунтующую епархию самолично, но не преуспел в деле возвращения права суда. Наложив интердикт на Новгородскую епархию во главе с архиепископом, Киприан уехал. Он писал жалобу на бунтовщиков в Царьград, но новгородцы сделали то же самое, причем, угрожали принять латинство в случае, если патриарх не освободит их от суда Киприана. Этот момент наиболее красноречиво отражает степень духовного оскудения жителей Новгорода. Они также требовали, чтобы их архиепископ был освобожден от обязанности являться в Москву по вызову своего Предстоятеля. Словом, сепаратизм новгородцев и их антимосковские настроения достигли апогея. Новые патриаршие грамоты в защиту Киприана успеха не принесли, и тогда поддержку митрополиту оказал великий князь Василий, оценивший, что за непослушанием церковным неминуемо последует и политический разрыв Новгорода с Москвой. В 1394 г. Василий одолел новгородцев, но приехавший в 1395 г. в Новгород Киприан вновь получил отказ. Так и не удалось митрополиту сломить свою бунташную паству, хотя ему пришлось применить самые крайние меры, вплоть до низложения архиепископа Иоанна. Как уже отмечалось, Киприан не оправдал надежд Литовских князей: перебравшись в Москву, он стал столь же активным поборником единства Русской Церкви и сторонником Московских князей, как и его великие предшественники. Однако как истинный архипастырь Киприан, совершая поездки по епархиям, не оставлял своим попечением и Западную Русь. Дважды за время своего святительства в Москве он выезжал в Литву (в 1396 и 1404 г.г.), где жил подолгу.

http://sedmitza.ru/lib/text/436257/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Киприан, митрополит Московский, всея России чудотворец (+ 1406) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 16 сент. в день преставления и 27 мая в день обретения мощей Святитель Киприан, родом болгарин, подвизался на Афоне. Подвиги его и образованность обратили на себя внимание Патриарха Константинопольского Филофея, который приблизил его к себе и рукоположил в митрополита Киевского и Литовского; а после кончины святителя Алексия (память его 12 февр.) он стал митрополитом всея Руси, вступив в управление Русской Церковью в 1390 г. При нем произошло чудесное избавление Москвы от нашествия Тамерлана. Когда Тамерлан приближался к берегам Дона, святитель отправил духовенство во Владимир — принести в Москву чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. Когда шествие со святой иконой приблизилось к Москве, то навстречу ей вышел сам митрополит с духовенством и со всем народом, слезно взывая о помиловании. Молитва их была услышана, и Тамерлан оставил берега Дона, на которых стоял две недели. На месте сретения чудотворной иконы святителем был построен Сретенский монастырь. Святитель Киприан замечателен как церковный писатель и деятель по исправлению церковных книг: он сам переводил с греческого богослужебные книги и «Кормчую», он написал жития русских святых, из которых особенно замечательно житие святителя Петра Московского, написанное в благодарность за исцеление его от болезни и избавление от бед. Кроме того, он писал статьи литургического и исторического характера и собирал канонические статьи русских святителей и князей. Святитель Киприан много заботился о духовных нуждах своей паствы. Скончался он в глубокой старости 16 сентября 1406 г., в своем любимом подмосковном селе Голенищеве, куда любил он уединяться на безмолвие. На погребении его, по его завещанию, была прочитана грамота, в которой он всех верующих прощал и благословлял и сам просил прощения. Грамота эта читалась на погребении всех его преемников.

http://sedmitza.ru/lib/text/437651/

  Особенно деятельное участие святой Киприан, по воле патриарха Филофея, принимал в делах Русской Церкви. Около 1373 года Киприан был послан в Литву и на Русь для примирения литовских, смоленских и тверских князей с митрополитом всея Руси Алексием: «патриарх послал, говорить собору, Киприана, собственного монаха, человека миролюбивого и богобоязненного, умеющего благоразумно пользоваться обстоятельствами и управлять делами, послал его, чтобы примирить князей друг с другом и с митрополитом». Во время поездки через русско-литовские земли Киприан встречался с князьями Литовской Руси и нашёл у них поддержку. В результате усилий патриаршего посла зимой 1373/1374 года тверской князь Михаил отказался от претензий на Владимирское великое княжение, и митрополит Алексий снял с него наложенное ранее отлучение. В Тверь на вдовствующую кафедру был поставлен новый владыка Евфимий (Вислень). Киприан участвует в этом поставлении. В конце зимы Алексий ставит епископом Суздальским и Нижегородским печерского архимандрита и друга Киприана Дионисия, ещё одно яркое лицо русской церковной истории. Литва принимает активное участие в антитатарском движении: «Ходила Литва на татарове, на Темря, и быша межи их бой». Складывается мощная общерусская коалиция. Основу этой коалиции составляли Великое княжество Литовское и великие княжества Московское, Тверское и Нижегородское. Однако из-за интриг Орды продержалась коалиция недолго. Обострилась конфронтация за великокняжеское первенство между Тверью и Москвой. Князь Михаил вновь заявил свои права на Владимир, между Москвой и Тверью началось военное противостояние. Вместе с Тверью от коалиции отошла и Литва. Дело закончилось походом Дмитрия Московского в 1375 году против Твери. Поскольку в разразившемся противостоянии проживавший в Москве митрополит Киевский Алексий занял сторону московского князя, то в Литовской Руси отказались подчиняться его предписаниям и «недовольные князья послали большое посольство с грамотою к патриарху, умоляя дать им» особого митрополита для юго-западной Руси, говоря, что иначе они «готовы будут приступить к другой церкви». После соборного рассуждения о сем, патриарх Филофей, руководясь желанием сохранить мир, решился сделать уступку их просьбе, и в декабре 1375 году рукоположил «кир Киприана в митрополиты Киева и Литвы». А чтобы сохранился древний порядок, и чтобы все части Руси впредь были под одним митрополитом, «тогда же положено на Соборе, по смерти митрополита Алексия, быть Киприану митрополитом всея Руси».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=268...

Успех польского короля Казимира подвигнул великого князя литовского Ольгерда настаивать на своем ходатайстве об учреждении особой митрополии в Литовском княжестве. Почему патриарх Филофей, еще при жизни митрополита Алексия, посвятил в 1376 г. в митрополиты для Литвы Киприана болгарина, 189 с тем, чтобы, по смерти Алексия, он был его преемником. Киприан поселился в Киеве. Таким образом в русской церкви в одно время было три митрополита: Алексий, управлявший московской митрополией, Киприан – литовской и Антоний – галицкой в областях Польского королевства. По смерти Алексия (12 февраля 1378 г.), Киприан отправился в Константинополь отыскивать свое право на московскую митрополию, отнимаемую у него происками Митяя, и только в 1381 г. переселился в Москву. Но в следующем году, вследствие гнева великого князя Дмитрия Иоанновича, принужден был удалиться из Москвы, и с 1382 по 1389 год жил в Киеве. Великий князь Дмитрий Иоаннович Донской поручил управление московской митрополией Пимену, незадолго перед тем (в 1381 г.) посвященному на русскую митрополию, но в то время не принятому в Москве. Пимен не внушал к себе ни уважения, ни доверия. К нему великий князь обратился, по-видимому, только в крайности – в гневе на Киприана. Между тем, желая иметь своего митрополита, великий князь послал в 1384 г. в Царьград суздальского епископа Дионисия для посвящения в русские митрополиты. Дионисий был посвящен; но, по прибытии в Киев в 1384 г., задержан был князем Владимиром Ольгердовичем и вскоре после того скончался в Киеве под стражей. 190 Пимен с Киприаном отправились в Царьград защищать каждый свои права: дело кончилось ничем. Но, видя немилостивое расположение к себе великого князя, Пимен оставил свой престол и удалился в Грецию, где и умер. По удалении его, и после вскоре затем последовавшей кончины великого князя Дмитрия Иоанновича, Киприан возвратился в Москву «и преста мятеж в митрополии, и бысть едина митрополья Киев и Галич в всея Руси». 191 Киприан управлял всеми русскими и литовско-русскими епархиями. В 1396 г. он посетил Киев и Волынь, где пробыл год и шесть месяцев; а по возвращении оттуда в 1401 г. созвал в Москве собор, на котором новгородский епископ Иоанн, и из южнорусских епископов луцкий Савва, принуждены были отказаться от своих епархий: «бе бо на них брань возложил митрополит за некие вещи святительские». 192 В 1405 г. он снова был в юго-западной Руси, где виделся с Ягайлом и Витовтом, 193 а в следующем (1406) году скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

«Пусть не осуждает меня никто за то, что буду говорить, пишет в одном своем письме сам Киприан. Если был я в Литве, то многих христиан избавил я от горького плена; многие не знающие Бога познали истинного Бога и обратились к истинной вере крещением; я поставил церкви, утвердил христианство , издавна опустошенные святые места восстановил и присоединил к митрополии всей России. Новгородок Литовский давно отпал, и я его ввел в порядок, и теперь отсюда получаю для митрополии десятину и села. В Волынской земле сколько лет оставалась Владимирская епископия без владыки, я поставил владыку и святые места восстановил. Исконные софийские села перешли к князьям и боярам, и я их отыскиваю, чтобы по смерти моей владел, кого Бог поставит. При недостатке надзора святительского, писал далее Киприан, каждый владыка жил по своей воле, как хотел; попы, иноки и все миряне – то же что овцы без пастуха. Ныне Божиею помощью и нашими трудами дела церкви приведены в порядок». 254 Между тем, скончался на севере тогдашний митрополит Московский Алексий (12.02.1378), и блаженный Киприан, согласно определению патриарха, должен был занять его место, чтобы, таким образом, всю русскую Церковь принять в свое управление. Но по неисповедимым судьбам Божиим ему не только не удалось достигнуть этого в первое время, но напротив того суждено было даже потерпеть разные испытания со стороны особенно сторонников известного Митяя, который самовольно решился сделаться митрополитом и даже увлек было на свою сторону великого князя московского Димитрия Донского. Поруганный и ограбленный под стенами самой Москвы, Киприан удалился в Царьград, «искать своей митрополии и единения церковного между югом и севером; но хотя в это же время Митяй и погиб в море на пути в этот город, однако другой из спутников его – некто игумен Пимен, обманом достиг того, что был посвящен в митрополита великой России, и Киприану снова оставлена была по-прежнему только митрополия одной малой России. Вот как пишет сам Киприан о своем пребывании в Константинополе во время вышеупомянутых замешательств: «Там пробыл я до 13 месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Из Киева святитель Киприан 6 марта 1390 года прибыл в Москву. Управляя Церковью в двух различных державах, он умел соблюсти единство церквей и строго преследовал неправды епископов. Он двукратно посетил Киев , ездил и в другие южные епархии для " утверждения православных в благочестии " . Участвовал на соборе, осудившем патриарха Макария; обратил в православие трех ханских вельмож. Весной 1399 года митрополит Киприан приехал в Тверь, где благословил политический союз между Москвой и Тверью, направленный против Литвы. В ходе очередной поездки в западнорусские епархии весной - летом 1399 года митрополит Киприан, похоже, сумел добиться перехода Галицкой митрополии под свой омофор, причем без одобрения Константинополя (официально Константинопольская патриархия объявила о воссоединении Галиции с митрополией Киевской и всея Руси только при преемнике Киприана - Фотии). Сохранилась жалованная грамота польского короля Владислава II Ягайло Перемышльской епископской кафедре, выданная по просьбе митрополита Киприана. В этом документе Киприан назван " митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси " . Из этой титуляции видно, что право на Галицкую митрополию было признано королем за Киприаном. В начале 1401 года польский король Владислав Ягайло и великий князь Литовский Витовт заключили новую государственную унию между Польшей и Литвой, по месту заключения получившую название Виленско-Радомской. Согласно этому документу Польша и Литва объявлялись союзными государствами. Союз с Польшей способствовал усилению Витовта, который 26 июня 1404 года после долгой осады вторично захватил Смоленск. Возможно, именно с повторным взятием Смоленска литовцами могла быть связана и поездка митрополита Киприана в Великое княжество Литовское в июле 1405 - январе 1406 года. Еще одной немаловажной целью его визита было устранение злоупотреблений, допущенных представителями митрополичьего наместничества в Киевской земле, следствием чего стали радикальные кадровые перестановки в Киеве: " наместника своего Тимофея архимандрита и слугъ своихъ тамошнихъ пойма и отосла в Москву " . Своим новым наместником в Киеве митрополит назначил " Феодосия, архимандрита Спасского " , которому в помощь " слугъ своихъ избра " , повелев им " на Киеве бытии со архимандритомъ наместникомъ его " .

http://drevo-info.ru/articles/7120.html

Однажды во время особо тяжелой скорби и болезни блаженный Киприан получил благодатную помощь от Господа по молитвам святителя Петра Московского. Знаменательно, что святой Киприан обратился к своему великому предместнику не только с просьбой об исцелении, но и с усердным прошением «достичь до его престола» –выполнить послушание, данное его духовным отцом и руководителем и всей матерью-Церковью. Позднее блаженный Киприан составит службу митрополиту Петру и дышащее живым благочестием и духовной любовью житие своего небесного покровителя. В последние годы своей жизни святитель наконец получил приличествующее ему по праву и церковным заслугам почитание великого князя и русской паствы. Великий князь Василий Дмитриевич во всем советовался со святым митрополитом и называл его «своим отцом». Заботясь о силе и крепости зарождающегося Русского государства, святитель Киприан подтвердил главенство великого князя Владимирского и Московского: «Я молюсь о нем Богу, – писал он преподобному Сергию, – о его княгине и детях; я всем сердцем люблю его и желаю блага ему и его государству… Когда бы я ни служил Божественной литургии, я приказывал, чтобы прежде всего многолетие возглашалось ему, а уже потом – другим». Большое внимание святитель уделял западным епархиям своей митрополии, стараясь связать их духовно с восточными. «Я тружусь, чтобы возвратить к митрополии отпавшие от нее места, чтобы не было разделения», – писал блаженный Киприан к преподобному Сергию. Ради этого желанного укрепления Церкви перенес он столько скорбей, поднял столько трудов, постоянно совершая архипастырские поездки в Тверь, Новгород, Галич, Смоленск, Луцк, подолгу жил в Киеве, отправлял увещательные грамоты в епархии, охраняя законную церковную власть от людского своеволия. «Нет иного пути ко спасению, кроме любви, хотя бы кто измождал тело свое подвигами, – пишет он в своих посланиях. – Кто хочет учить, прежде внимай себе. Кто говорит и учит, но не творит, тот медь звенящая». В период святительского служения митрополита Киприана по его святой молитве произошло великое чудо от принесенной в Москву Владимирской иконы Божией Матери – избавление города и всей России от нашествия Тамерлана. Святитель установил 26 августа совершать церковное празднество в честь сретения чудотворной иконы, а на месте встречи святыни москвичами им было определено построить Сретенский монастырь.

http://pravoslavie.ru/3655.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010