Гобинó, Жозеф Артюр де (1816—1882), французский писатель, один из основателей расово-антропологической школы в социологии, предшественник нацизма. Гоголь, Николай Васильевич (1809—1852), русский писатель. Гóторн, Натаниел (1804—1864), американский писатель-романтик. Григорий Богослов, Григорий Назианзин (ок. 330 — ок. 390), свт., ранневизантийский церковный деятель, богослов, проповедник и поэт. Получил блестящее философское и риторическое образование, которое завершил в Афинах, где подружился с Василием Великим (см.). Член каппадокийского кружка. Был епископом Сасимы, затем Назианза. В 379 был призван на епископство в Константинополь для борьбы с арианством и в 381 председательствовал на II Bceлehckoм соборе, в том же году сложил с себя высокий сан и вернулся на родину. Как мыслитель сложился под влиянием платонизма, но как богослов достиг максимальной самостоятельности и отточенности догматических формулировок во всех вопросах, связанных с пониманием и почитанием Святой Троицы. Его «Пять слов о богословии» способствовали утверждению православного понимания Святого Духа как третьего Лица Святой Троицы. Также большое значение имеют его христологические сочинения, особенно его понимание обóжения человека через причастность к обóженному уму Иисуса Христа-человека. Его литературное наследие, в особенности автобиографическая Песнь, надгробное слово о Василии Великом и письма, относясь к лучшим образцам византийской словесности, представляют собой первый в истории Церкви памятник внутренней жизни личности. Многие тексты Г. Б. вошли в состав православного богослужения. В памяти Православной Церкви остался как один из трех величайших Отцов, «трех святителей». Память 25 января и 30 января. Григорий Великий, Григорий Двоеслов (ок. 540—604), свт., церковный деятель, духовный писатель, папа римский (с 590). Родился в патрицианской римской семье, получил блестящее классическое образование, ок. 570 постригся в монахи. Как папский представитель был в Константинополе (579—585 или 586), где испытал влияние греческого богословия. Всенародно избранный папой римским, посвятил всю дальнейшую жизнь благотворительности в постоянно разоряемом Риме, укреплению там благочестия и проповеди христианства среди формально крещенных, но одичавших и деморализованных италийцев. Его «Гомилии на Евангелие», «Диалоги» и «Нравоучение на Книгу Иова» стремятся донести до в большинстве своем необразованных клириков и мирян глубинную суть Св. Писания. Создатель одного из трех принятых в настоящее время в Православной Церкви чинов Божественной литургии. Память 12 марта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Тогда преподобный тяжко воздохнув, и с болезнию сердечною воззвав, рече: о великия слепоты и безумия! аще за обесчещенный образ царя земного, смертного и тленного, великим казнем быти глаголете, то которой казни подлежите вы, иже образ Сына Божия и Матере его пренепорочной попрасте, и огню предати не убоястеся? То рекши, плюну на цату, и вергши ю на землю, начать ногами попирать. Предстоящии же то видевше, абие с яростию нань устремишася, хотяце низринуть его из палаты в море, над морем бо та палата бяше. Царь же лицемерствуя, кротость себе притворив, аще и ярость в сердце кипящую имеяше, запрети им, да не творят Стефану зла никоегоже, аки бы не побежден гневом являлся: обаче повел его связанна отвести в народную темницу, в претор, и тамо его затворить. По таковых и толиких о благочестном икон святых почитании рассмотрениях и доводствах, яве видети есть, яко лгут и еретичествуют раскольники кривотолки, неправо Писание святое о святых иконах толкующии, и благочестное икон святых почитание отмещущии, и вопрошающии нас, кто предаде иконное почитание: Пророк ли кой, или Христос, или Апостол? Се показася довольно, яко древле сам Бог, скинию завета сотворить веля, предаде: Моисей и Аарон со всъм Израилем прият; Давид. Соломон и прочие святые Пророки в церкви Иерусалимской почитаху; Мати Божия в детстве своем во Святая Святых, при Херувимских иконах воспитанна. В новой же благодати предаде Христос, послав Авгарю нерукотворенный свой образ; Апостол и Евангелист Лука иконы святые писать начат; пречистая Богородица похвали; первенствующая церковь прият; отцы Святые возлюбиша и почтоша, и за честь тех многии пострадаша. Собор вселенский седьмый утверди; Владимир от Грек в Россию принесе, и даже доселе от нас правоверных содержатся, и благочестно почитаются по оному древнему церковному обычаю, о немже и святой Григорий Двоеслов папа Римский, в послании своем втором ко Льву Исаврянииу пиша, рече: И прежде нас святители ношаху иконы, егда прихождаху в соборы, и никтоже от Христолюбец сый благочестив путешествуя без иконы хождаше, яко угодники добрые Богу, 241 До зде Григорий. Новые же развратники церкви Христовой, толь древнее предание церковное отвергше, поидоша в след Калвина, Лютера, Льва Арменина, Копронима, Конона или Льва Исаврянина, в след жидов, и самого сатаны, не велевшего затворнику Елеонскому почитать икону Богородичну. С теми убо им и часть их да будет во веки. Мы же глаголем то, еже на святом седьмом вселенском Святых отец еоборе Василий епископ Агкирский от свитка чтяше: Не почитающим святые иконы, анафема. Нарицающим иконы святые идолами, анафема 242 . Приводящим словеса от Божественного Писания противу святых икон, анафема. Отвергающим предания Святых отец, якоже отвергаше Арий, Несторий, Евтихий, Диоскор; и не хотящим прияти та, яже не суть от Божественного Писания им показана, анафема. Глаголющим иконы святые не от Святых отец быти преданныя, анафема. Глаголющим яко церковь Кафолическая приемлет идолы, анафема. Глава 15. О мощах святых

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И может быть, страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея пред глазами следы греха, соделанного во плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда остающейся в памяти душ их... Жесточайшее из всех мучений,- заключает святитель,- вечный позор и вечный стыд» (Творения. М., 18913. Ч. 1. С. 241, 248). Пронзительные слова о характере вечных мучений встречаются у св. Иоанна Златоуста: «Лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть, как кроткое лице Господа, отвращается от нас и ясное око Его не хочет взирать на нас» (Творения. СПб., 1901. Т. 7. Кн. 1. С. 272) (см. также Апокатастасис ). В церковном искусстве известны различные образы А. В Византии сложилась традиция изображать А. в виде огненной реки или бездны, а также персонифицированно - символической фигурой Силена. Изображения А. встречаются в миниатюрах Псалтирей, лицевых синодиков, входят в иконографию «Сошествия во ад» , «Страшного Суда» или являются фрагментом ряда сложных композиций, напр. на дверях в жертвенник. Наглядные картины А. представлены зап. традицией. Свое поэтическое выражение они нашли в «Божественной комедии» Данте , где описанию А. посвящена одна из трех частей поэмы. Картины А. присутствуют в творчестве целого ряда зап. художников (напр., Джотто). Лит.: Игнатий (Брянчанинов), еп. Слово о смерти//Собр. соч. М., 1868, 1991Р. Т. 3; Юнгеров П. Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни. Каз., 1882; Архангелов С. А. Тайны загробной жизни при свете православно-христианского учения. СПб., 1887; Быстрицкий Г., свящ. О загробной жизни. М., 1898; Журавский А. К вопросу о вечных муках. К., 1915; Schnackenburg R. God " s Rule and Kingdom. N. Y., 1963. М. С. Иванов Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ словосочет., обознач. в Свящ. Писании особый вид богоявления, либо ангела, к-рый выступает как посланник Господа

http://pravenc.ru/text/63424.html

Евпраксии. Изображение святой имеется в лицевом Строгановском иконописном подлиннике 1-й четв. XVII в., где она названа женой, а одежды описаны как монашеские: синий клобук, зеленоватая с охристым ряса, в руках свиток и крест; святая обращена назад, а руки ее свободны, сложены в жесте моления. Святую изображали также на иконах как личную покровительницу: такие произведения многочисленны в XIX - нач. XX в. и представляют все стили - от академизма до подражания древнерус. иконописи. О. изображали как молящуюся Нерукотворному образу Спасителя жену в белом головном плате, синем платье и красном плаще, руки сцеплены перед собой. Подобно одеянию др. св. жен, ее платье могло быть античным (хитон и покрывало) или монашеским. Атрибуты могли различаться, когда святая представала в числе избранных святых, молящихся Спасителю, или одна - с крестом, с цветущей ветвью или с кадилом в руке. В произведениях, написанных по заказам старообрядцев, ее могли изображать как преподобную в соответствии с лицевым подлинником - в темном куколе, напр. в паре со св. Иоанном Предтечей на иконе письма М. И. Дикарёва (нач. XX в., ныне в собр. В. А. Бондаренко), могли писать и как св. жену в красном платье и белом плате (иконы из частных собраний), что близко к предписанию руководства В. Д. Фартусова. В совр. монументальной живописи образ О. пишется подобно образам др. св. дев в визант. искусстве, напр. св. Кириаки (Недели): синие платье и плащ, лиловый головной плат, венец-стемма на голове, крест в руках. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 398; Большаков. Подлинник иконописный. С. 123, 195; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 362; Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004. Кат. 32. Рубрики: Ключевые слова: МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)

http://pravenc.ru/text/2578321.html

Святые Др. Руси. Т. 2. С. 110; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. С. 474-479. Кат. 107; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: [Кат.]/Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. Е. В. Лопухина, Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), митр. Киевский, свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп.

http://pravenc.ru/text/182085.html

Ниже этой картины над Горним местом помещено изображение Тайной Вечери. По левую сторону от нее: Моление о чаше, Се Человек (уничижение Господа во время суда над Ним) и Несение Креста, а направо: Распятие, Снятие со Креста и Положение во гроб. Ниже свода на стене, обращенной к северной стороне, над аркой – изображение Христа Спасителя как Великого Архиерея Церкви, в архиерейском облачении, благословляющего обеими руками, окруженного волхвами в диаконском облачении, которых озаряет свет, исходящий от Христа. По сторонам хорной арки помещены вселенские святители и учители, составители чина божественной литургии, на каждой стороне по два изображения, одно над другим: Св. Иаков Брат Господь и Св. Василий Великий , Св. Иоанн Златоуст и Св. Григорий Двоеслов . Ниже свода на стене, обращенной к южной стороне, над аркой помещено изображение Божией Матери Слово плоть бысть с предстоящими с обеих сторон Ангелами во весь рост, а по сторонам арки – четыре изображения, по два с каждой стороны, одно над другим, вселенских святителей и учителей истинного исповедания веры, столпов православия и мечей против ереси: Св. Григорий Богослов и Св. Лев Папа Римский. В большой арке над иконостасом в медальонах изображены Святые творцы богодухновенных песнопений, воспеваемых православною Церковью в дни Господних и богородичных праздников. Внутри алтарной сени над престолом в своде, представляющем небо, изображено: Всевидящее Око Божие с надписью: «Сый», окруженное огненными языками, Духом Святым, сиянием и огневидными серафимами. На склоне четырех парусов представлены четыре Ангела, стоящие на коленях с распростертыми крылами; лица их обращены к престолу с выражением чрезвычайного благоговения; они держат в руках следующие священные символы: дискос, чашу, книгу и крест. Таким образом в северо-восточном парусе изображен Ангел с дискосом, в юго-восточном – Ангел с чашей, в северо-западном – Ангел с книгой и в юго-западном – Ангел с крестом. По обеим сторонам сени изображена Тайная вечеря по древнему образцу в двух картинах:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сотериология (Учение о Боге - Спасителе и Искупителе) БОГОНОСНЫЙ термин, используемый в грекоязычной христ. лит-ре в качестве эпитета по отношению к ветхозаветным пророкам БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа ВОЛЯ сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к-рой оно стремится достигнуть желаемого ВОПЛОЩЕНИЕ ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, воспринял человеческую природу ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (после 1096 - 1141), средневек. философ, католич. богослов, мистик, глава сен-викторской богословской школы

http://pravenc.ru/rubrics/122432.html

37. P. 1-21; idem. Didymus the Blind and the Text of the Gospels. Atlanta (Ga), 1986; Simonetti M. Lettera e allegoria nell " esegesi veterotestamentaria di Didimo//VetChr. 1983. T. 20. P. 341-390; idem. Ancora sulla pamernima didimiana del «De Trinitate»//Augustinianum. 1996. T. 36. P. 377-388; Baudry G. H. Le péché des origines selon Didyme d " Alexandrie//Mélanges de science religieuse. 1996. T. 53/3. P. 163-182; Ghattas M. Die Christologie Didymos " des Blinden von Alexandria in den Schriften von Tura: Zur Entwicklung der Alexandrinischen Theologie des 4. Jh. Münster; Hamburg; L., 2002; Иоасаф (Морза), иером. Дидим Слепец и его Комментарии на книгу Иова: Дис./Минская ДА. Жировичи, 2003. Ркп.; Сагарда Н. И. Лекции по патрологии, I-IV в. М., 2004. С. 612-618; Илюточкин К. Корпус Дидима Слепца как памятник церковной письменности IV в.: Дис./МДА. Серг. П., 2005. Ркп. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) КАТОЛИЦИЗМ совокупность догматических, канонических, литургических и духовно-практических норм Римско-католической Церкви, определяющих ее конфессиональную идентичность КИРИЛЛ (375-380 - 444), архиепископ Александрийский, отец и учитель Церкви, святитель (пам. 18 янв. (совместно со свт. Афанасием I Великим), 9 июня) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви

http://pravenc.ru/text/172002.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОНИФАТИЙ МИЛОСТИВЫЙ [лат. Bonifatius; греч. Βονιφτιος], свт. (пам. 19 дек., пам. зап. 14 мая), еп. г. Ферент (совр. Ференто, близ Витербо, Италия) в 20-30-х гг. VI в. Сведения о нем содержатся в «Диалогах» свт. Григория I Великого (Двоеслова), папы Римского ( Greg. Magn. Dial. I 9). В. М. прославился своим милосердием, по его молитвам прекращалось нашествие саранчи, пустые амбары наполнялись пшеницей, а розданные беднякам деньги возмещались с избытком. Мощи В. М. были перенесены в Витербий (совр. Витербо), чудеса от его мощей описаны диаконом Гауденцием. В X в. Флодоардом Реймсским был составлен гимн в честь этого святого. Память В. М. приурочена ко дню празднования памяти Вонифатия Римского , мч. Тарсийского, в зап. мартирологах к 14 мая, в греч. календарях к 19 дек. Ист.: BHL, N 1394-1395; PL. 77. Col. 189-197; ActaSS. Mai. T. 3. P. 371-373; T. 7. P. 760; ЖСв. Дек. С. 514-520. Лит.: Assemani J. S. De sanctis Ferentinis in Tuscia Bonifacio ac Redempto episcopus. R., 1745. P. 53-59, 145; Lanzoni F. Le diocesi d " Italia. 1927. T. 1. P. 535. (ST; T. 35); Jadin L. Boniface (43), évêque de Ferento//DHGE. T. 9. Col. 951; Burchi P. Bonifacio//BiblSS. Vol. 3. Col. 308. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)

http://pravenc.ru/text/155228.html

48 Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Июль. День 22. М., 1910. С. 528–535; Минея богослужебная. Июль. День 22. М., 1988. С. 20–21; Синаксарь в Неделю третью по Пасхе. Триодь цветная. М., 1992. Л. 70; Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 3. М., 1997. С. 280; Жития святых славных и всехвальных Апостолов. С. 358, 359. 49 Ф. Ринекер, Г. Майер. Понтий Пилат//Библейская энциклопедия Брокгауза. Кременчуг, 1999. С. 739. 50 Иоанн Киннам. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Кн. 6. Гл. 8. Византийские историки, переведённые с греческого в СПбДА. СПб., 1859. С. 308. 52 См. Деян 18:2. Светоний. Жизнь 12 цезарей. Клавдий. 5,25:4; Глубоковский Н. Н. Хронология Ветхого и Нового Завета. М., 1996. С. 93. 53 Косвенным подтверждением служит местная традиция, восходящая по крайней мере к XIV веку. Во время торжественного крестного хода святую Марфу изображает юная девочка в белом платье. 54 Rabanus Maurus. De vita beatae Mariae Magdalenae et sororis ejus sanctae Marthae//PL 112, 1505. 55 Впрочем, предание Западной Церкви называет 68 г. по Р. Х. (http://www. tarascon.org/en/histoire_marthe.php) или 81 год (Sainte-Marthe//www.missa.org). 56 См. интернет-страницы http://mv.org.ua/2004/mv/55, http://www.camagre.fr/ tarascon/tarasque.html. 60 Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 3. С. 279; Блаженный Августин. Творения. Ч. 10. О согласии Евангелистов. Глава 49//Библиотека творений святых Отцов и Учителей Церкви западных. Кн. 29. Киев, 1906. С. 199; Св. Григорий Двоеслов, папа Римский. Беседы на Евангелие. В 2 кн. СПб., 1860. Беседа 23 (Кн. 1. С. 164); Беседа 25 (Кн. 2. С. 46, 62). 61 Протоиерей В. Гречулевич. Евангельские жены, помазавшие Христа Спасителя миром//Странник. 1868. 4. Ч. 2. С. 32. 62 Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 3. С. 279; Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелиста Матфея. Кн. 2. Беседа 80. Гл. 26. М., 1993. С. 801; Блаженный Феофилакт Болгарский. Благовестник. М., 2000. Т. I. С. 436; Т. II. С. 187, 188; Блаженный Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и Таинствах церковных//Писания святых Отцов и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1896. С. 42.

http://pravmir.ru/svyataya-pravednaya-ma...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010