Григорий Великий Двоеслов , святитель, папа Римский. «Собеседования», Избранные творения. Изд. «Паломник», М., 1999. Григорий, епископ Нисский, святой. «Об устроении человека», СПб., Аксиома, Мифрил, 1995. Григорий Нисский , святитель. «О жизни Моисея Законодателя или о совершенстве в добродетели». Изд. храма свв. Космы и Дамиана на Маросейке, 1999. Григорий Нисский , святитель. «Точное изъяснение Песни Песней Соломона». Святоотеческое наследие. Изд. имени свт. Игнатия Ставропольского, М., 1999. Григорий Нисский , святитель. «Точное истолкование Экклезиаста Соломонова». Изд. имени свт. Игнатия Ставропольского, М., 1997. Григорий Нисский , святой. «Опровержение Евномия», Творения, ч. VI, Изд. В. Готье, М., 1864. Григорий Палама , святитель. Беседы (Омилии), ч. 1. Изд. Братства прп. Иова Почаевского , Монреаль, 1965. Григорий Палама , арх. Фессалоникийский, святой. Беседы (Омилии), ч. 2. Изд. Братства прп. Иова Почаевского , Монреаль, 1974. Григорий Палама , арх. Фессалоникийский, святой. Беседы (Омилии), ч. 3. Изд. Братства прп. Иова Почаевского , Монреаль, 1984. Григорий Палама , святой. Триады в защиту священнобезмолствующих. М., Канон, 1995. Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский, святой, Мефодий Патарский , святой. Творения. Изд. «Православный паломник», М., 1996. Димитрий Ростовский , святой. «Летопись». Ч. 1 и ч. 2. Изд. Василий Сопиков при Императорской Академии художеств, СПб, 1796. Димитрий Ростовский , святой. Жития святых. Тт. 1–12. М., Синодальная типография, 1904. Дионисий Ареопагит , святой. «Божественные имена». Мистическое богословие. Изд. ассоциации «Путь к истине», Киев, 1992. Добротолюбие, т. I, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Добротолюбие, т. II, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Добротолюбие, т. III, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Добротолюбие, т. IV, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Добротолюбие, т. V, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Евагрий, авва. Аскетические и богословские трактаты. Изд. «Мартис», 1994. Евфимий Зигабен , философ и монах. Толковая Псалтырь. Изд. Донского монастыря, 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Рим, Византия и королевство вестготов в переписке папы Григория Великого Папа Григорий I Великий, занимавший римскую кафедру в 590–604 гг. является одной из ключевых фигур в истории христианства. Именно при нем римская Церковь ощутимо усилила свое влияние, и римский епископ выдвинул претензии на роль главы и пастыря всех христиан, по меньшей мере западных. Как известно, именно стараниями Григория в христианство был обращен народ англов (миссия Августина 594 г.), а королева лангобардов Теоделинда (589–624), бывшая арианкой, приняла Никео-Константинопольский символ веры . В то же время, стремясь быть в курсе местных церковных дел и укреплять авторитет Святого Престола за пределами Рима, Григорий находился в переписке с королями франков, лангобардов и вестготов. В этом контексте представляется вполне естественным тот факт, что именно в период понтификата Григория Великого были установлены контакты Толедского королевства вестготов и римской кафедры, поддерживавшиеся не только королем Рекаредом (586–601), но и Церковью Испании в лице епископа Леандра Севильского (ок.534–596), видевшего в Григории старшего товарища и наставника. Но этим взаимоотношения Испании и Рима не исчерпывались, ведь юг Пиренейского полуострова в тот период принадлежал Византии и римский папа оказывал весьма сильное влияние на положение дел в епархиях Картахены и Малаги, что нашло отражение в его письмах. Однако, прежде чем переходить непосредственно к содержанию этих писем, следует сказать несколько слов об их авторе и об эпохе, в которую он жил. Григорий родился около 540 г. в знатной и состоятельной сенаторской семье Анициев, тесно связанной с христианской Церковью 2 . Он получил хорошее классическое образование, состоящее в усвоении дисциплин тривиума и квадривиума, что в дальнейшем способствовало росту его авторитета среди современников 3 . Сначала Григорий избрал мирскую карьеру, свойственную людям его социального положения, в частности он исполнял обязанности префекта Рима в один из самых драматичных моментов истории города во время владычества лангобардов. Позже Григорий решил посвятить свою жизнь служению Церкви. С 579 по 585 г. в качестве папского нунция он находился в Константинополе.Там он познакомился с Леандром Севильским, который оказался в городе в связи с ситуацией, сложившейся в Испании после мятежа Герменегильда (581–584), восставшего против своего отца короля Леовигильда (568–586). Активным участником (a по некоторым данным, и вдохновителем) восстания являлся Леандр Севильский 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

– Два саккоса Св. Фотия, Всероссийского Митрополита (1408–1431). Первый из них украшен священными изображениями праздников и ликами святых, которые вышиты шелками и золотому обнизаны жемчугом с самым высоким искусством греческой работы. Как изображения, так и надписи размещены на нем по плану и в порядке, что придает сему облачению самый благолепный вид. На одной стороне саккоса вышиты: Благовещение Божией Матери, Распятие Господне, Вход в Иерусалим, Положение в гроб, Тайная вечеря, Сошествие в ад; Царь Соломон и пророки: Давид, Исайя, Иеремия, Осия, Софония, Иов, Аввакум, Царь Константин и Царица Елена; мученики: Иоанн, Евстафий и Антоний, святые: Петр, Александрийский, Иоанн Златоуст , Вавила, Кирилл, Тарасий, Климента, папа Римский, Григорий Богослов , Игнатий Богоносец , Афанасий Великий , Николай Чудотворец, Амфилохий Иконийский , Григорий Декаполит , Андрей Критский , Григорий Нисский , Трифиллий, Григорий Двоеслов , Спиридон, Епифаний Кипрский , Григорий Акрагантский; мученики: Димитрий Солунский, Феодор Тирон, Мина, Нестор, Евстафий и Лупп. Внизу саккоса: жертвоприношение Авраама, Лествица Иакова и, между прочим, изображены: греческий Император Иоанн Палеолог и супруга его Анна; русский Великий Князь Василий Дмитриевич и супруга его София, и сам Фотий Митрополит, которому принадлежит это облачение. На другой стороне саккоса вышиты: Святая Троица, Вознесение Господне, Преображение Господне, Успение Божией Матери, Сошествие Св. Дух на Апостолов, Рождество Христово, Бегство во Египет, Сретение Господне, Моление о Чаше, Предание Иисуса Христа, Крещение Господне, Воскресение Лазаря; пророки: Малахия, Михей, Даниил, Гедеон, св. Феофан, Иосиф, Козьма Сладкопевец, Иоанн Дамаскин , Иерофей, Анфим Никомидийский, Ипатий, Климент Анкирский, Амвросий, Поликарп Смирнский , Анания Дамасский, Дионисий Аверкий, Елевферий, Сильвестр, Василий, Никифор, Мелетий Антиохийский , Иоанн, Власий, Иаков Алфеев, Митрофан, Павел Исповедник, Иоанн Милостивый; мученики: Прокопий, Феодор, Никита Фотий, Никита и Меркурий. На оплечьях саккоса вышиты: Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Богослов и Ангелы. Все лики святых изображены – одни в рост, а другие – оплечными, в греческом характер, с постническими лицами, в которых выражается святая и богоугодная их жизнь. Но самое благолепное украшение сего святительского облачения составляет вышитый посредине его греческими словами Символ веры , который служит драгоценным памятником греческого правоверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Св. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. 330–379). Вселенский великий учитель и святитель церкви. Св. Григорий богослов , епископ Назианский, архиепископ Константинопольский (ок. 330–394). Вселенский великий учитель и святитель церкви. Практически все труды св. Григория посвящены тринитарному богословию. Друг св. Василия Великого . Св. Григорий, епископ Нисский (ок. 335–394). Один из трех великих Каппадокийцев. Богослов, философ, экзегет Священного Писания. Часто прибе­гал к аллегорическому толкованию текста Писания. Младший брат св. Васи­лия Великого. Авва Евгарий Понтийский († 399). Ученик св. Григория Богослова , под­визался в Нитрийской пустыни при обоих Макариях, подвижник, слушал Дидима Слепца , муж ученый, один из первых учителей монашеского бого­словия. Был осуждаем за приверженность оригену . Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский (ок. 347–407). Вселенский великий учитель и святитель церкви. Непревзойденный проповедник. Экзегет Антиохийской школы, толковал Св. Писание, преимущественно в духовно-нравственном значении, применяя и дру­гие герменевтические подходы. Истолковал значительную часть Св. Пи­сания. Прп. Марк Подвижник (IV век). Ученик св. Иоанна Златоуста . Подви­зался в Египте. Писал духовно-аскетические сочинения. Прп. Исидор Пелусиот († 436). Ученик св. Иоанна Златоуста . Родился в Александрии и подвизался в Египте. В его письмах содержится много тол­кований на различные места Писаний. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин († 435). Западный подвижник и богослов, по духу и образованию принадлежал Востоку. Слушал проповеди Иоанна Златоуста . Писал наставления для подвизающихся в монашестве. Св. Григорий Двоеслов (Великий), папа Римский (ок. 540–604). Вели­кий римский святитель, во многом определивший богословскую жизнь и ус­троение церковной жизни европейского средневековья. Авва Дорофей († 620), монах монастыря Сериды в Сирии, потом насто­ятель монастыря близ Газы. Автор аскетических «Наставлений», а также тридцати «Слов» о подвижничестве. Авва Дорофей был учеником преподоб­ного Варсонофия и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия (см. также " Общая история Церкви " ) ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской ВИНОГРАДОВ Василий Петрович (1885 - 1968), протопресв. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ), богослов ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель ГАВРИИЛ (Воскресенский Василий Николаевич, 1795 - 1868), архим., историк философии, преподаватель богословия и церковного права ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465) ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕОРГИЙ АКРОПОЛИТ (2-я пол. 1217 — 1282), визант. историк, ритор, поэт, богослов, гос. деятель, дипломат и военачальник ГЕРАСИМ (Петранович; 1820 - 1906), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГИНКМАР (ок. 806 - 882), архиеп. Реймсский, канонист, богослов, церковный и политический деятель Франкской империи ГЛАГОЛЕВ Сергей Сергеевич (1865 - 1937), историк религии, автор работ по основному богословию и апологетике ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ АКИНДИН (ок. 1300 - 1348), иером., визант. писатель, философ, богослов, осужденный как еретик за противоборство учению свт. Григория Паламы ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (после 1096 - 1141), средневек. философ, католич. богослов, мистик, глава сен-викторской богословской школы ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии

http://pravenc.ru/rubrics/122392_3.html

Таисия (из Алфавитного патерика); – преп. Симон еп. Владимирский (из Печерского Патерика – Пролог, ч. III-я, л. 325 об.); 11-го – св. Кирилл Словенский, память его 14 февраля, но житие помещено сегодня вместе с житием Мефодия, память которого в Прологе – под этим числом; 13-го – св.м. Александр Римский, о нем в Прологе: «Тут положити Александра мученика, его же в Прологах и месяце- слове Московском несть, токмо в Львовском и прочих таких (?) месяцесловах; в Чете житие его сегодня л. цле»; 14-го – преп. Симеон Синдонит (по повести в Прологе); 16-го – блаж. отроковица Муза (по повести в Прологе, заимствованной из Диалогов св. Григория Двоеслова) ; 22-го – св.м. Евстигней, о котором впрочем, только упоминает, что его память почитается 5-го августа; 29-го – преп. м. Феодосия, о ней в Прологе заметка: «В той же день 29-й другой Феодосии девицы инокине, за свв. иконы пострадавшия, мая 8 зри, также 18-го» (по Макарьевским Четиим- Минеям, где под этим числом ее житие); в Июне: 1-го – преп. Агапит Печерский (из Патерика, рукоп. 420, л. 454); 3-го – св.м. Лукиан Белгийский (из Acta SS., январь, т. I, л. 459, см. там же); 4-го – св.м. Конкордий (по Martyr. Roman., где он 1 января, и Acta SS., январь 1, с. 9, см. ту же рукоп., л. 468); – свв.мм. Фронтасий, Северин и Сильван (оттуда же, см. там же); – преп. Зосима Киликийский (из Луга духовного, см. Четии- Минеи 4 июня); 5-го – преп. Анувий пустынник (по Макарьевским Четиим-Минеям, в указанной выше рукоп. заметка: «В Чете взменкуется преп. Ануфа чудотворец et in vita ss.pp. est quidam Anups... De illo vide ibi et hic pone illius пред Игорем может будет с поллиста»); – блаж. Константин митроп. Киевский (из Летописца Печерского, см. Четии-Минеи, 5-го июня); – преп. авва Дорофей (из Макарьевских Четиих-Миней, см. заметку в Четиих-Минеях); 6-го – свв.мм. девы Архелая, Фекла и Сусанна; Acta SS., январь, II, с. 192; 7-го – св. Маркелл, папа Римский и св. священномученик Маркеллин, (заимствованы – первый из Acta Sanctorum, январь, II, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Среди них – архидиакон Евпл, житие которого поражает преданностью к Евангелию. Слава Евпла (встречается и написание Евплий) быстро разнеслась по христианской эйкумене: уже святитель Григорий Двоеслов в своих письмах из Рима упоминает его имя – из переписки Григория с Феликсом, епископом Мессинским, узнаем, что в Мессине в конце VI столетия сооружался храм в честь мученика Евпла Катанского (а также Панкратия Таорминского). Известно, что в Риме, близ ворот апостола Павла, папа Феодор I в середине VII в. соорудил часовню св. Евпла. Великий сицилийский песнописец Иосиф посвятил ему особый гимн. Через Византию почитание Евпла пришло на Русь, где возникло немало храмов в его честь (величественный московский храм был разрушен в 1926 г.). Несколько изводов его жития, известных уже в древности, сходятся в одном – в необыкновенной преданности архидиакона к Евангелию, и даже не в его абстрактном виде благой вести, а как к реальной Книге. Рассказывают, что на дознание в римский трибунал он явился именно с Книгой в руках. Трибуналом заправлял матерый язычник Кальвисиан, которому Евпл бросил в лицо: «Я христианин и желаю умереть за имя Христово». Архидиакона арестовали, отняли Книгу, и надеясь сломить его волю, бросили на несколько месяцев в темницу. При новом допросе он заявил, что Евангелие у него осталось в сердце… На шею осужденного повесили отобранную при аресте Книгу и публично обезглавили – ради устрашения сицилийских христиан. Перед казнью римский глашатай воскликнул: «Предается смерти Евпл, христианин, враг богов и императоров». Мученик смиренно ему ответил: «Благодарю Христа Бога…» Над темницей, где томился в ожидании казни Евпл, жители Катании позднее возвели храм, возобновленный в конце XVII в. Летом 1943 г., англо-американцы, готовившиеся к высадке на Сицилии, разбомбили старую часть города – погибла и древняя церковь св. Евпла, которую уже не стали восстанавливать: мученик номинально почитается небесным покровителем Катании, но ее нынешние жители свою ревность отдают преимущественно св. Агафии. Нельзя, впрочем, сказать, что они его забыли: на фасаде кафедрального собора водружен его образ, а в 2004 г. город торжественно отметил 1700-летие его подвига.

http://radonezh.ru/2023/05/02/siciliyski...

a V. Fol. 64r, XI в.); в груз. Минеи из Давидгареджи (Tbilisi A 648. б/п, XI в.); в греко-груз. рукописи и др., а также в настенных минологиях ряда средневек. серб. храмов (в ц. св. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино (Македония), 1317; в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Косово и Метохия), 1561); в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718) и на рус. минейных иконах на январь (напр., кон. XVI в. (ЧерМО), минея годовая, нач. XIX в. (УКМ)). Иконы святителя встречаются редко и, как правило, обусловлены желанием заказчика иметь образ соименного святого, напр. икона работы царских мастеров «Григорий Нисский и прп. Ксения», 1-я пол. XVII в. (ГТГ) - обе фигуры в 3/4-ном повороте в молении к Спасителю, изображенному в небесном сегменте вверху. Согласно греч. иконописному подлиннику нач. XVIII в., его следует писать так: «Старец с остроконечною бородою, говорит: «Благодарим тя, Царю невидимый» (по иерусалимскому списку - Благословляяй благословящия Тя, Господи)» («Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота. Ч. 3. § 8. 14); рус. иконописные подлинники по спискам Г. Д. Филимонова и С. Т. Большакова (оба XVIII в.) совпадают в описании Г.: «Подобием стар, сед власы, брада мало подоле Власиевой (сщмч. Власия Севастийского.- Э. Ш.), риза святительская, на плечах омофор, в руках книга. Бяше же, по телесному воображению, подобен брату своему Василию, обаче в сединах, но яко понизок» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 246). Лит.: Ерминия ДФ. С. 160; Большаков. Подлинник иконописный. С. 64; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 859. С. 368; Ritter A. M.//LCI. Bd. 6. Sp. 450-451; Менолог. С. 193, 201, 236, 271, 283, 368, 383. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок.

http://pravenc.ru/text/166529.html

Жизнь в папском дворце Григория была организована по образцу монастыря. Он радел о богослужениях и чинопоследованиях, способствовал распространению почитания мощей святых, организовывал регулярные шествия , регламентировал молитвы и чтения литургического года, реформировал церковное пение. Во всех зависевших от Рима Церквах он следил за каноническим избранием епископов, преследовал симонию и не позволял епископам жить за пределами их епархий. По его инициативе собирались Поместные соборы против ересей и падения нравов. Он противостоял вмешательству светских властей в дела Церкви, а епископов – в дела монастырей. Ничто не ускользало от его ока. Он сам проповедовал в храмах Рима, а когда частые болезни не позволяли ему этого, он писал проповеди, которые читали за него . Несмотря на пастырские заботы, святой Григорий переписывался со всем христианским миром и еще находил время для создания духовных произведений. Святой иерарх был облачен в то же смирение, что и Тот, Который сказал: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11: 29). Священников он называл братьями, а мирян – своими господами. В посланиях он подписывался только одним титулом – «раб рабов Божиих» и искренне считал себя величайшим грешником. Константинопольскому патриарху святому Иоанну Постнику, которому Поместный собор дал титул Вселенского патриарха , святитель Григорий сделал мягкий упрек, что никакой епископ не может единолично претендовать на власть, которой обладают лишь Вселенские Соборы и Церкви в целом . Поскольку он против воли очутился в горниле церковных дел в тяжелый период варварских нашествий, ему пришлось распространить пастырскую заботу на все стороны общественной жизни, подчинив административные таланты служению правосудию и евангельскому духу. Когда лангобарды подошли к воротам Рима и угрожали разграбить его, он стал дипломатом и сумел не только остановить их и добиться перемирия, но, при поддержке их православной королевы Теоделинды, многое сделать и для обращения этих варваров. Борясь с внутренними неурядицами Италии, Григорий Великий выступал финансистом, использовал средства Церкви для выкупа пленников, делал дарения храмам Святой Земли и монастырям всего христианского мира. Будучи уверенным, что Церковь может сохраняться и странствовать в этом мире только с помощью молитв монахов, он всячески помогал развитию монастырей, которые должны были следовать традициям отцов, в особенности святого Венедикта Нурсийского. Папа Григорий написал его «Житие» и способствовал распространению на Западе его Устава.

http://pravoslavie.ru/60326.html

иконе письма мон. Иулиании - «Собор святителей, в земле Российской просиявших» (50-е гг. XX в., митрополичьи палаты ТСЛ; см.: Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины. М., 2012. С. 104-107). А. А. К. Рубрики: Ключевые слова: ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей))

http://pravenc.ru/text/2057012.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010