Скачать epub pdf Житие во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского Память 12 марта Святой Григорий, папа римский 1897 , прозванный за свои красноречивые беседы двоесловом или беседником 1898 , родился в городе Риме. Отец его, по имени Гордиан, и мать, блаженная Сильвия, – оба были сенаторского, благородного и богатого рода. Но родство сего святого Григория было благородно не столько по своему сенаторскому происхождению, сколько по тем благочестивым и святым людям, которые находились в родстве с Григорием. Так, блаженный Феликс 1899 , папа римский, был дедом Григория Двоеслова ; святая Тарсилла, узревшая при кончине своей грядущего к ней Господа Иисуса, и блаженная Емилиана, сподобившаяся вместе с Тарсиллою вечной, небесной жизни, были тетками Григория; также и Сильвия, мать святителя, Римскою церковью причтена к лику святых. Но сей святой род всего более украсил своею святостью блаженный Григорий, от юности подвизавшийся в добродетели в богоугодной жизни. С детского возраста полюбив чтение книг, он впоследствии стал славным ученым и ритором; он был человек, исполненный ума и добрых намерений, почему и избран был в сан претора 1900 . Однако мысли и желания Григория были направлены не столько к мирскому, сколько к духовному: он желал быть иноком. Но при жизни родителей будущий святитель отлагал свое пострижение, до времени более благоприятного, хотя и в мире он жил как бы иноком, проводя жизнь в чистом девстве. Когда же скончался отец Григория, он начал оставшееся ему большое имение тратить на подаяние милостыни и на созидание святых обителей, больниц и странноприимных домов. Так в Сицилии 1901 он создал шесть монастырей, снабдив их всем необходимым, а в Риме основал монастырь в честь святого апостола Андрея , этому монастырю он положил начало в своем собственном доме, находившемся близ церкви святых мучеников Иоанна и Павла, при горе именуемой «Сквара» 1902 . Постригшись здесь, Григорий снял свои златотканые мирские одежды и облекся во власяные ризы иноческого чина, наставляемый опытными старцами Иларионом и Максимианом; а чрез несколько времени он стал игуменом той обители 1903 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Письмо 280. Русскому священнику Н. С., о беспокойстве за Церковь Не нужно беспокоиться – нужно ревностно трудиться. Трудись и ревнуй об истине и святыне Божией и возложи свои заботы на Господа. Он требует от нас только того, что в нашей власти. Сказал Спаситель:/кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?/ 467 Так давайте с полным доверием к Спасителю исполнять возложенные на нас обязанности и не беспокоиться о том, что будет или что могло бы быть. Капля молитвы стоит дороже, чем море беспокойства. В особенности не следует отчаиваться из-за Церкви Божией. Если чему-то на свете обеспечена окончательная победа, то это победа Церкви Христовой:/и врата ада не одолеют ее/, – сказал Господь 468 . Святитель Григорий Двоеслов 469 , описывая состояние Церкви своего времени, сравнивает ее со старым, разбитым бурями кораблем, в который со всех сторон заливается вода, ибо доски его прогнили и расшатались от волн, бьющихся об него каждый день. Это были времена тяжких испытаний – голод, эпидемии, смятение, отчаяние, войны, которые привели в упадок земледелие, люди не хотели создавать семьи, потому что думали, что наступает конец мира. Вот в каком состоянии находилась Церковь двенадцать веков назад. Но конец мира не наступил, положение поправилось, Церковь утвердилась. Если бы кормчим Церкви был человек, она погибла бы от бурь, но Кормчий ее и тогда, и теперь – всемогущий Дух Божий. Мир тебе и радость от Господа. 469 Григорий Двоеслов , Великий, папа Римский, святитель († 604; память 1225 марта). Родился в знатной римской семье, давшей кроме него самого еще трех святых (мать и две тетки Григория). Получив блестящее светское образование, тщательно изучал святоотеческую литературу. Тяготясь жизнью в миру, после смерти отца на свои средства основал шесть монастырей и седьмой в Риме, куда поступил и сам, введя там Бенедиктинский устав. Был поставлен в архиепископа Римского в 590 году. Имя «Двоеслов» получил по названию своей книги, озаглавленной «Диалоги». Автор великопостной литургии Преждеосвященных Даров, носящей его имя. Читать далее Источник: Миссионерские письма/Святитель Николай Сербский; пер. с серб. С.А. Луганской. - М. : Изд-во Моск. Подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры, 2005 (ОАО Тип. Новости). – 486 с. ISBN 5-7789-0157-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сегодня, 25 марта, Церковь чтит память святителя Григория Двоеслова 2 мин., 25.03.2024 Память святого неразделенной Церкви святителя Григория Двоеслова (+604 г.), Папы Римского, чтит Православная Церковь 25 марта. Изображение: days.pravoslavie.ru Святитель Григорий родился в Риме около 540 года. Его родные – дед, Папа Римский Феликс, мать Сильвия и тетки Тарсилла и Емилиана – также причислены к лику святых Римской Церковью. Святой получил блестящее светское образование, достиг высоких государственных постов, однако душой он искренне стремился к монашеству. После кончины своего отца Григорий Двоеслов потратил все свое состояние на устройство шести монастырей. В частности в Риме он основал монастырь в честь святого апостола Андрея Первозванного, в котором и принял монашеский постриг, поселившись в тесной келии вместо своих палат. В дальнейшем он долго жил в Византии по поручению Папы Пелагия II, где написал «Толкование на Книгу Иова». После смерти Папы Пелагия на Римскую кафедру избрали именно святого Григория. Однако сам себя он считал недостойным столь высокого назначения, а потому семь месяцев уклонялся от служения на кафедре, уступив в итоге лишь просьбам духовенства и паствы. В роли главы Римской кафедры святитель Григорий Двоеслов потрудился очень значимо. Так, он составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных Даров , которая до него была известна лишь устно. Чин этой Литургии был утвержден Шестым Вселенским Собором. Также святой Григорий активно боролся с ересью донатистов, а кроме того, обратил к истинной вере язычников и готов Британии, бывших еретиками-арианами. Однако самый известный подвиг святителя – это его многочисленные творения, за одно из которых – «Беседы, или диалоги, о жизни и чудесах италийских отцов» его стали называть Двоесловом, т.е. «ведущим диалог, собеседником». На русский язык сегодня переведены многие творения святого. В течение 13 лет святитель Григорий Двоеслов управлял Римской кафедрой, отличившись сильной любовью к нищим, за что он сподобился увидеть Самого Христа. В 604 году святой отошел ко Господу. Мощи его ныне пребывают в соборе святого апостола Петра в Ватикане. Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/cerkov-chtit-pamjat-svjat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАФОН [греч. Αγθων - добрый, лат. Agatho] (кон. VI в., Сицилия - 10.01.681, Рим), свт. (пам. 20 февр., пам. зап. 10 янв.), папа Римский (27.06.678-10.01.681). Был монахом мон-ря св. Ермы в Палермо. Созванный А. в 680 г. Латеранский Собор осудил монофелитство . На том же Соборе папа восстановил на кафедре св. еп. Вильфрида Йоркского , к-рый был незаконно смещен Кентерберийским архиеп. Феодором. А. стремился к усилению влияния папства в Британии. Посланный им архикантор Иоанн распространял там литургию римского обряда. Легаты А. присутствовали на К-польском Соборе 680-681 гг., однако А. умер прежде, чем постановления Собора были привезены в Рим. Был известен своей добродетелью и милосердием и почитается как чудотворец. Ист.: LP. Vol. 1. N 350-358; Jaff é. Vol. 1. P. 238-240; Vol. 2. P. 699; Butler A. , Thurston H. The Lives of the Saints. L., 1877. Лит.: DHGE. T. 1. Col. 916-918; Caspar E. Geschichte des Papsmmums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Tüb., 1933. Bd. 2. S. 588-608, 684-686; Seppelt. Geschichte. Bd. 2. S. 71-75, 79; Haller J. Das Papsttum. Stuttg., 1950. Bd. 1. S. 332-339, 545f. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая)

http://pravenc.ru/text/63240.html

Но потом эта Реформация пошла еще более опасным путем. Они стали отрицать святые иконы; отрицая вот эти всякие лжесвятыни, стали отрицать обряды. И в результате протестантизм оказался таким местом – рассадником всех сект. Почти все секты вышли из протестантов. Поэтому Западная церковь – больна, она духовно больна. И прежде всего потому, что они не были в общении со словом Божиим. А Восточная церковь – мы, православные христиане, никогда не расставались со словом Божиим. Никогда! Во-первых, Восточная церковь получила Евангелие на греческом языке, от апостолов. В древности Восточная церковь – это в основном были греко-говорящие люди. Ветхий Завет – это была Септуагинта, греческий перевод. Когда Восточная Церковь , Православная христианская Церковь, распространялась на разные земли, сразу делали переводы Священного Писания. Когда свет Православия пришел в славянский мир, Кирилл и Мефодий, равноапостольные братья, сделали перевод славянской Библии, и наши предки принимали веру с текстом Священного Писания. Когда этот язык устарел, был сделан русский синодальный перевод. То есть мы – народ, который не расстается с Библией . А они кричат, что знают Библию. Они полторы тысячи лет жили без Библии. Вот представьте: человека не кормить, не кормить, а потом дать ему пищу. У него что произойдет? Заворот кишок. А они полторы тысячи лет жили без Библии, потом у них появилась Библия, и у них заворот мозгов произошел, потому что они все ее по-разному стали истолковывать. Все по-разному. Баптисты – по-своему, адвентисты – по-своему, лютеране – по-своему, англикане – по-своему, «свидетели Иеговы» – по-своему. Заворот мозгов, иначе не скажешь. – А вот святые, они как? Католики и православные – и все равно святые. Могут ли православные христиане молиться и взывать к святому католической церкви? – Я понял вопрос. Раскол произошел в 1054 году, и все те святые, которые были в Западной Церкви до раскола, они считаются и нашими святыми. Поэтому у нас в календаре много святых Римских пап: папа Лев, папа Григорий Двоеслов , святитель Антипа Римский… Вот во время Великого Поста мы совершаем Литургию Преждеосвященных Даров, ее составил папа Римский Григорий Двоеслов. И мы их всех почитаем. Все святые Западной Церкви, которые были до 1054 года, у нас признаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

НА ЛИТУРГИИ СЛУЖБА СВЯТИТЕЛЕМ Святитель Григорий I Великий, Папа Римский Святитель Григорий I Великий, Папа Римский, именуемый Двоесловом (или Собеседником), родился в Риме около 540 года в семье сенатора Гордия. Он принадлежал к древнему патрицианскому роду Анциев, несколько поколений которого были связаны с Церковью. Дедом святителя был Папа Римский Феликс III (483–492). Мать святителя Сильвия и тетки Тарсилла и Емилиана причислены Римской Церковью к лику святых. В юности святой Григорий получил превосходное образование и проявил прекрасные способности. В молодом возрасте он был назначен императором Иустином II (565–578) на должность префекта Рима (572–573). Будущего святителя ожидала блестящая государственная карьера, но он чувствовал иное, духовное призвание. Святой Григорий вел скромную богоугодную жизнь и всей душой стремился к иночеству. После смерти отца он истратил богатое состояние на устройство шести монастырей в Сицилии. В самом Риме, в родовом палаццо, святой Григорий также устроил монастырь, освященный во имя святого апостола Андрея Первозванного. В этом монастыре под руководством опытных старцев Илариона и Максимиана святой Григорий принял монашеский постриг и стал готовиться к миссионерской деятельности на Британских островах. Мысли об апостольском долге Церкви, стремление к духовному вдохновляли святого Григория в течение всей его жизни и нашли достойное отображение в его богословских творениях. Несмотря на слабое здоровье, святой Григорий неукоснительно соблюдал все правила монастырской жизни: его постничество, ночное бдение, молитва и послушание служили примером для остальных иноков обители. В 577 году святой Григорий был посвящен в сан диакона. Вскоре по поручению Папы Римского Пелагия II (578–590) он отправился в Константинополь в качестве папского апокрисиария. Шесть лет провел святой Григорий в столице империи, но усилия добиться от Византии помощи Италии против варваров-лангобардов оказались безрезультатными. Подвизаясь в эти годы в одном из константинопольских монастырей, святой Григорий изучал греческий язык и произведения восточной патристики. Здесь он написал «Толкование на Книгу Иова». В этом сочинении, как и во многих последующих, святой Григорий, толкуя тексты Священного Писания, прибегает к аллегорическому методу, который впоследствии оказал влияние на творения многих крупнейших богословов и поэтов Средневековья.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он обнял нас мирным словом, как нежными руками. И теперь мы с широким сердцем и распростертыми руками приходим к Нему с плодами и дарами мира. Вражда уничтожена. Красота мира содержит собою все. Дьявол плачет, рыдают демонские полчища. Небеса веселятся, радуются ангелы, ведь им особо и свойственен мир. Дивятся небесные силы, среди которых бьет приснотекущий мирный источник. Но и земные также освежаются, пусть и малыми струями, ниспадающими к ним из этого [небесного] источника. Потому-то мир восхваляется и превозносится и святыми на земле, и ангелами на Небесах, наполняющими горнюю высоту восклицаниями: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ( Лк. 2:14 ). Вы видите, братья, как и небесные и земные взаимно посылают [друг другу] дары мира? Небесные ангелы благовествуют мир живущим на земле. А земные святые, составив таинственный хор, восхваляют Небесного Христа, Который есть Мир наш ( Еф. 2:14 ), также единодушно восклицая: осанна в вышних! ( Мф. 21:9 ). Так давайте же и мы скажем вместе с ангелами: слава в вышних Богу, унизившему дьявола и возвысившему Христа. Слава в вышних Богу, изгнавшему вражду и утвердившему мир. Слышите ли, братья, ликующий хор ангелов, воспевающий: Слава в вышних Богу, и на земле мир! Скажу же вам и о хитрости дьявола. Вы даже не догадываетесь, насколько он коварен. Видит он прочность и твердость нашей веры, видит огражденное святостью догматов благочестие, видит плоды добрых дел. Потому-то он и приходит в неистовство, беснуется, разгорается яростью, стремясь разрушить согласие, искоренить любовь и милосердие, расторгнуть мир. Но мир будет всегда пребывать с нами. Аминь. Святитель Григорий Великий (Двоеслов) Беседа 8-я. Сказанная к народу в храме Пресвятой Девы Марии в день Рождества Господня Святитель Григорий Великий (Двоеслов) (около 540, Рим – 604, Рим) – папа Римский, выдающийся богослов, толкователь Священного Писания, аскетический писатель, проповедник. Именование «Двоеслов» (то есть «Собеседник») усвоено святителю Григорию благодаря принадлежавшему ему сочинению «Собеседования» («Диалоги»).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Также в письме императору папа Григорий напоминает, что ранее от подобного титула отказался папа Лев Великий : «В самом же деле, [наименование «вселенским»] было преподнесено чтимым Халкидонским Собором римскому понтифику ради чести блаженного Петра, главы апостолов (apostolorum principis). Однако никто из них (вероятно, имеются в виду папа Лев и его преемники. – А. М.) никогда не соглашался использовать это исключительное наименование, дабы в то время как одному давалось нечто частное, все священники не лишались причитающейся чести. Так отчего же, стало быть, мы не добиваемся этого даже преподнесенного названия, а тот притязает его присвоить даже не преподнесенное?» [Ibid.: V. 37, 310.77–83] 8 . Тот же пример папа Григорий приводит в письме патриарху Иоанну: «Разве, как ваше братство знает, досточтимый Халкидонский Собор предстоятелей этого апостольского престола, которому я служу по устроению Божию, не назвал “вселенскими”, оказав [им] эту честь? Однако никто и никогда не пожелал называться таким словом» [Ibid.: V. 44, 332.89–92] 9 . Обращает на себя внимание и то, что, по версии святителя Григория, его предшественник папа Пелагий своим распоряжением «отменял деяния того [Константинопольского] собора» [Ibid.: 329.11–330.16], в актах которого патриарх Иоанн значился как Вселенский. Видимо, папа Григорий имел в виду, что Пелагий протестовал именно против титула, а не пытался отменить соборные решения. И все же отметим, что, по версии святителя Григория, Римский предстоятель может отменять деяния собора другой Церкви. Догматические аргументы Приводя в пример апостолов, святитель Григорий называет их «главами отдельных народов», которые, однако, все являются членами церковного тела под одной Главой – Христом [Ibid.: 332.80–82], тогда как в принятии титула «Вселенский» (universalis) Григорию видится намерение патриарха стать главой Церкви над всеми остальными епископами вместо Христа [Ibid.: 331.45–55] и, более того, одному называться епископом [Ibid.: V. 39, 316.47–48]. Тем самым патриарх «похищает», «уничтожает» [Ibid.: V. 37, 310.74–76, 79–81], «попирает ногами» честь других епископов [Ibid.: V. 44, 331.65–67].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Зарождение православного Кента Святители Григорий Двоеслов и Августин Кентерберийский После ухода римлян, отступивших перед натиском орд язычников-варваров, из своей провинции Британия те немногие римо-британские христиане, что остались здесь, продолжали исповедовать свою веру – письменных свидетельств об этом не сохранилось, но археологические находки это подтверждают. Правда, официальные контакты Британии с Римом теперь прекратились. Свирепые язычники – англы, саксы и юты, называемые норманнскими историками англо-саксами, – пересекли Северное море и пришли в Британию. Сначала они прибыли как наемники, потому что римо-британцы, долгие годы жившие под защитой римской армии, ослабели и забыли воинское искусство. Англо-саксы осели в Британии и постепенно захватили всю страну, разделив ее на семь отдельных королевств, из которых первенствующее место занял Кент в годы правления святого короля Этельберта (Альберт; память 25 февраля). Рим, однако, не забыл совсем свою прежнюю провинцию. О ней вспомнил святитель Григорий Двоеслов, будущий папа Римский. Однажды, прогуливаясь по невольничьему рынку, святой Григорий был поражен красотой и светлыми волосами выставленных на продажу мальчиков. Он спросил, откуда они. Когда ему ответили, что это англы, Григорий сказал, что они «не англы, а ангелы». С того дня он укрепился в желании привести бывшую римскую провинцию Британию ко Христу. Вскоре святого Григория избрали Римским епископом, и он, не имея возможности самому отправиться в Британию, стал искать подходящего для этой цели кандидата. Выбор святителя остановился на помощнике настоятеля его бывшего монастыря, с которым они в прошлом подвизались в одной келье. Звали его Августин (Остин). Вместе с ним святитель Григорий отправил 40 монахов. Но в пути монахи пали духом, вероятно услышав от странствующих британских монахов страшные истории о жестокости англов. Августин, назначенный к тому времени игуменом, решил вернуться в Рим и просить папу освободить их от этого послушания. Но святитель Григорий отправил Августина обратно, снабдив письмом, в котором просил монахов продолжать свой путь без страха. Так они и сделали, и, поскольку Кент расположен ближе всего к континентальной Европе, миссионеры прибыли именно в это королевство.

http://pravoslavie.ru/38857.html

            О Григории, епископе Акраганта, историки достоверно знают из посланий святителя Григория Двоеслова: в них папа римский занимался расследованием, возбужденным против тезоименитного епископа. Подробности подложного дела изложены в житии св. Григория, составленном в VIII в. на греческом языке в Риме аввой Леонтием, игуменом обители св. Саввы.             …Уроженец Акраганта, Григорий, с малых лет мечтал увидеть Палестину: однажды, когда он мечтательно сидел у моря, к берегу приплыл корабль, капитан которого сначала пленил юношу как раба, но затем устыдился своего поступка и дал ему свободно сойти в Карфагене. Долгий маршрут через Северную Африку привел Григория наконец в Иерусалим, где он прожил несколько лет в монастыре, получив сан иеродиакона. Именно из Иерусалима в его родной Акрагант, к безутешным родителям пришла весть, что сын жив, и что он – в Палестине. Монашеские достоинства Григория становятся известными, и его зовут в столичные монастыри – сначала в Константинополь, затем – в Рим, где он подвизается в греческом монастыре св. Саввы. Именно в тот момент в Акраганте умирает епископ, и папа Римский благословляет туда на вакантную кафедру Григория. Однако в Акраганте сложилась местная партия с другим кандидатом, замыслившая коварный план – привести в палаты к епископу блудницу и застать там его с «поличным». Вспыхнул скандал, отзвуки которого попали в послания св. Григория Двоеслова. Оклеветанного епископа затребовали в столицу. Более двух лет просидел Григорий в темнице в Риме, пока правда не восторжествовала: конце концов, раскаявшаяся блудница сама поведала об устроенном заговоре.             Оправданный епископ триумфально вернулся в Акрагант, где еще много лет благодатно управлял паствой. Лука, проповедник скалам Лука родился в бедной крестьянской многодетной семье, как полагают, в конце IX в. – в сицилийском городе Никосия, который был основан, в честь св. Николая Чудотворца, византийцами. Редкость, но известна фамилия будущего святого – Казали.

http://radonezh.ru/2023/05/02/siciliyski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010