Отцы-Каппадокийцы и нищие Римской империи 8 марта — день памяти святой Горгонии, сестры святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, вселенского отца и учителя Церкви. 8 марта, 2014 8 марта — день памяти святой Горгонии, сестры святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, вселенского отца и учителя Церкви. Мы привыкли представлять древних христианских святых епископов аскетами, жившими если не в пустыни, то в крайней нищете. Нам представляется, что они изредка выходили из затвора и проповедовали, а толпы внимали им, покоряемые только лишь словом подвижников — нищих материально, но высоких духом. Поэтому слова недавней (а 30 лет – это совсем недавно по историческим меркам) атеистической пропаганды о том, что великие Отцы четвертого века, — века, который считается «Золотым веком» богословия, — были обычными рабовладельцами и эксплуатировали чужой труд, кажутся нам кощунственной неправдой. Мы представляем себе истощенного подвигами в Понтийском затворе святителя Василия Великого, мы видим озарённого Троическим светом Григория Богослова, чья пища, по его же словам, мало чем отличалась от трапезы птиц, и… не улавливаем главного парадокса четвертого века. Века, когда христианство стала «religio licita», разрешенной, а потом и государственной религией Римской империи. В Римской империи, как и в любой другой, были люди различного социального статуса, и это никем не оспаривалось. Благородные патриции и всадники заседали в судах и в городских советах, оплачивали строительство храмов, дорог, общественных зданий, содержание городских врачей, устраивали праздники с  колесничными бегами,  состязаниями певцов, поэтов – и гладиаторов! – и обеспечивали народное угощение. Так повелось издревле. Горгония – сестра Григория Богослова – была и дочерью патриция, и женой патриция. Теперь эта знать начинает принимать христианство… Нет, среди знатных людей христиане были и раньше – просто из-за гонений срок жизни этих людей был очень краток, и часто на суде они встречались со своими бывшими однокашниками по школе и училищу риторики. Однокашник удивлялся, видя своего друга приведенным в суд по обвинению во враждебной императору религии, пытался отговорить, и… в конце концов провозглашал смертный приговор.

http://pravmir.ru/otcy-kappadokijcy-i-ni...

– Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. Троице-Сергиева лавра, 1995. С. 151. Макарий Египетский , преподобный. Духовные беседы. М., 1998. С. 442. Симеон Новый Богослов , преподобный. Творения. М., 1892. T. 3. С. 123. Ириней Лионский , святой. Против ересей. М., 1996. С. 505. Исаак Сирин , преподобный. Слова подвижнические. М., 1993. С. 76. Деликостопулос Афанасий . Вера православная. Афины, 1993. С. 176. Сергий Булгаков , протоиерей. Невеста Агнца. С. 505. Епифанович С.Л . По поводу книги М.Ф. Оксиюка «Эсхатология святого Григория Нисского»//Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 207. Льюис Клайв С. Расторжение брака. М., 1990. С. 24. Григорий Палама , святитель. Беседы. М., 1993. Ч. 2. С. 156–157. Александр Мень , протоиерей. Сын Человеческий. Брюссель, 1983. С. 128. Иоанн Златоуст , святитель. Поучения. Троице-Сергиева лавра, 1993. Т. 2. С. 520. Исаак Сирин , преподобный. Слова подвижнические. С. 420. Юстиниан Великий , святой. Грамота к Святому Собору об Оригене и его единомышленниках//Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996. Т. 3. С. 538. Григорий Двоеслов , святитель. Творения. М., 1999. С. 688.    Αργυρου Α. το Βρυεννου μετ τινος Ισμαηλτου Διλεζιζ//Επετερις. 35. 1967. Σ. 173. Григорий Синаит , преподобный. Творения. М., 1999. С. 19. Симеон Новый Богослов , преподобный. Творения. М., 1892. T. 2. С. 49. Иероним , блаженный. Толкование на Послание к Ефесянам, кн. 2// Иероним , блаженный. Творения. Ч. 17. Киев, 1903. С. 303. Цит. по: Святое Евангелие с толкованием святых отцов. М., 2000. С. 61. Слово в Великую субботу//PG T. 43. Coll. 440D. Впрочем, западный исследователь A. Vaillant считал, что это произведение не принадлежит святителю и написано много позднее его жизни. К сожалению, у нас не было возможность ознакомиться с его работой и составить мнение о том, насколько убедительны предложенные им доводы. Иоанн Златоуст, святитель. Избранные творения. М., 1993. Кн. 1. С. 399. Послание 164, II, 5//PL 33, 710–711. PG 74, 1016 A. Святого Григория Двоеслова письмо 179-е, Григорию пресвитеру и Феодору диакону Константинопольскому о том, кого Господь извел с собою из ада, когда сходил в оный//Христианское чтение. СПб., 1841. Ч. 2. С. 93–97. Bruns H.D. Canones Apostolorum et Conciliorum Veterum Selecti. Berlin, 1839. T. 1. P. 221. MacCulloch J.A. The Harrowing of Hell. Edinburgh, 1930. P. 259–260. Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. М., б.г. С. 212. Григорий Палама , святитель. Гомилии. Монреаль, 1965. С. 161. Творения иже во святых отца нашего святителя Димитрия Ростовского. СПб. С. 306. Подобное мнение встречается также в творениях преподобного Максима Исповедника (Вопросоответы к Фалассию, 7), однако он пишет его не как свое собственное, но сопровождает словами «некоторые говорят» и приводит просто как один из известных ему вариантов толкования. Цит. по: Святое Евангелие с толкованием святых Отцов. С. 613.

http://pravoslavie.ru/4201.html

В 1331 году святой вновь удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, возле лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был поставлен игуменом Эсфигменского монастыря, но в 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами. По просьбе афонских монахов, святитель Григорий Палама вступил в полемику с Варлаамом Калабрийцем о сущности Фаворского света. Спор был разрешен Константинопольским собором 1341 года: учение святого Григория о возможности непосредственного знания Бога было подтверждено, а Варлаам осужден. За благочестие и ревность в защите истин Православия в 1347 году Григорий был избран архиепископом Фессалоникийским. Впоследствии святитель сподобился явления Божией Матери и получил дар исцеления. Преставился святитель Григорий Палама около 1360 года. Среди богословских и аскетических трудов святителя наиболее известны «Триады в защиту святых исихастов» и «Беседы» (Омилии). Феолипт, митрополит Филадельфийский Феолипт, митрополит Филадельфийский, жил при императоре Андронике II Палеологе (начало XIV века). Сначала он подвизался на Афоне, а оттуда был призван на Филадельфийскую кафедру. Здесь его учеником стал святитель Григорий Палама , которому он открыл тайны трезвения и умной молитвы. До нас дошло составленное митрополитом Феолиптом «Слово», наставляющее монашествующих в духовном делании. Святые Каллист патриарх и его сподвижник инок Игнатий, Ксанфопулы Каллист, святейший патриарх Константинопольский, жил при императоре Андронике II. Он был учеником преподобного Григория Синаита , проводил подвижническую жизнь на святой горе Афон, в ските Магула, расположенном возле монастыря святого Филофея. Сподвижниками его были Игнатий и Марк. Святой Каллист вместе с иноком Игнатием писал о молитве Иисусовой. На горе Афон Максимом Капсокаливитом ему было предсказано время кончины. Преставился богоносный отец в Сербии. Преподобный Никодим Святогорец Преподобный Никодим Святогорец родился в Греции в 1749 году от благочестивых родителей Антония и Каливурси. В святом крещении назван Николаем. С ранних лет преподобный стремился к равноангельской жизни. Начальное образование он получил в Наксосе у приходского священника. В пятнадцатилетнем возрасте отец отдал его на обучение в школу в Смирне. Кроме богословских дисциплин и древнегреческого, Николай изучил латинский, итальянский и французский языки.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Когда же услышали, что архиепископу грозят пыткой, все одушевились одним чувством гнева, весь город пришел в волнение и, как рой пчел, встревоженный дымом, сбежался из разных мест; все сословия и все возрасты и особенно оружейники и царские ткачи немедля явились для защиты. Все для каждого стало оружием. У кого факелы в руках, у кого занесенные камни, у кого поднятые палки; у всех одно направление, один голос и общая ревность. При таком воспламенении умов и женщины не остались безоружными: у них ткацкие берды служили вместо копий и их ревность превратила их в мужчин. Кратко сказать, заключает св. Григорий, тот считался у них благочестивее, кто первый возложил бы руку на умыслившего дерзость против Василия. После сего строгий и дерзкий судия стал жалким, бедным и самым смиренным просителем. И только ходатайство Василия и сила нравственного его влияния на народ могли сохранить жизнь и благосостояние наглого обидчика. Так искренна и пламенна была любовь кесарийцев к святому Василию. Сноски к статье 1. 1 Печатается по: Душеполезное чтение. 1864. I. 1. С. 15–54; 2. С. 113–143; 3. С. 223–260. Ссылки на страницы творений свт. Василия Великого здесь и далее в книге приводятся по изданию: Свт. Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2008–2009. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 3, 4). (Далее – Свт. Василий Великий . Творения). – Ред. 2 Вот отзыв о нем некоторых из них. Григорий Богослов писал о себе, что он лучше всех знает Василия; он называет его вождем жизни, учителем догматов, оком вселенной, палатою учености и всем, что ни сказал бы кто прекрасного (см.: Свт. Григорий Богослов . Письмо 58//Свт. Григорий Богослов , Архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2007. Т. 2. С. 454; далее – Свт. Григорий Богослов. Творения.) В другом месте он говорит, что каждый преуспевает в чем-нибудь своем, а некоторые и в нескольких из многочисленных видов добродетелей; Василий же столько усовершился во всем, что стал как бы образцовым произведением природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Grégoire de Nazianze. Lettres théologique/éd. P. Gallay. Paris: Cerf, 1974. (SC; vol. 208). Johannes-Kommentare aus der griechischen Kirche/hrsg. J. Reuss. Berlin: Akademie Verlag, 1966. Patrum nova bibliotheca/ed. A. Mai. Romae: Typis Vaticanis, 1845. T. 3. Petri Callinicensis patriarcharchae Antiocheni tractatus contra Damianum. IV. Libri tertii capita XXXV–L/ed. R. Y. Ebied, A. van Roey, L. R. Wickham. Turnhout: Brepols, 2003. (CCSG; vol. 54). S. P. N. Cyrilli Alexandriae archiepiscopi operum. T. 4/cura et studio J. Auberti. Paris: Lutetiae Regiis typis, 1638. S. P. N. Cyrilli archepiscopi Alexandrini in D. Johannis Evangelium. Accedunt fragmenta varia necnon tractatus ad Tiberium diaconum duo/ed. Ph. E. Pusey. Oxford: Oxonii e typographeo academico, 1872 [rBruxelles: Culture et civilization, 1965]. Vol. 1–3. Zawadzki K. «Keiner soll die Lektüre der Schrift durcheinanderbringen!» Ein neues griechisches Fragment aus dem Johanneskommentar des Cyrill von Alexandrien//Biblica. Vol. 99. 2018. P. 393–413. Кирилл Александрийский , свт. Творения. М.: Паломник, 2002. Кн. 3. Творения св. Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. СТСЛ, 1902. Ч. 1. Творения св. Григория Богослова архиепископа Константинопольского. М., 1889. Ч. 4. Творения св. Григория Нисского . М., 1861. Ч. 2. Творения св. Григория Нисского . М., 1865. Ч. 7. Творения св. Григория Нисского . М., 1871. Ч. 8. Творения св. Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского. Пг.,1916. Творения свт. Иоанна Златоуста . СПб., 1902. Т. 8. Литература Ткачёв Е. В. Катены//ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2013. Т. 31. С. 696–750. Alexakis A. Codex Parisinus Graecus 1115 and Its Archetype. Washington (D.C.): Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1996. (Dumbarton Oaks Studies; vol. 34). Reuss J. Cyrill von Alexandrien und sein Kommentar zum Johannes-Evangelium//Biblica. Vol. 25. 1944. P. 208–209. 1 S. P. N. Cyrilli Alexandriae archiepiscopi operum. T. 4/cura et studio J. Auberti. Paris, 1638. P. 660–713.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

8. Преподобнаго Феофилакта исповедника, епископа Никомидийскаго (842–845). Преподобных Лазаря (1391) и Афанасия (XV) Муромских, Олонецких. Апостола Ерма (I). Священномученика Феодорита, пресвитера Антиохийскаго (IV). Преподобнаго Дометия (363). Иконы Божия Матери «Знамение» Курския (1898). 9. Святых 40 мучеников, иже в Севастии: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Флавия, Аетия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония. Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия (ок. 320). Мученика Урпасиана (ок. 295). Святаго Кесария, брата святителя Григория Богослова (ок. 369). На утрени прокимен, гл. 4: Проидохом сквозе огнь и воду, извел еси ны в покой. Стих: Разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. 10. Святаго мученика Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия (другаго), Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мучениц Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (267–268). Мучеников Кодрата Никомидийскаго, Саторнина, Руфина и прочих (III). Преподобныя Анастасии (567–568). 11. Святителя Софрония, патриарха Иерусалимскаго (638–644). Святителя Евфимия, архиепископа Новгородскаго, чудотворца (1458). Преподобнаго Софрония, затворника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII). Священномученика Пиония, пресвитера Смирнскаго, и иже с ним (250). Мученика Епимаха (перенесение мощей). Святителя Софрония, епископа Врачанскаго (болг.). 12. Преподобнаго Феофана исповедника , Сигрианскаго (818). Праведнаго Финееса (ок. 1500 г. до Р. X.). Святителя Григория Двоеслова , папы Римскаго (604). Преподобнаго Симеона Новаго Богослова (1021). Иконы Божия Матери Лиддския – нерукотворной (в Лидде на столпе) (I). 13. Святителя Никифора, патриарха Константинопольскаго (перенесение мощей, 846). Мученика Савина (287). Мучеников Африкана, Публия и Терентия (III). Мученика Александра (305–311). Мученицы Христины Персидския (IV). Преподобнаго Анина пресвитера.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Первородный грех по учению блж. Августина Иппонскаго. СПб., 1902. С. 15). 18 Карсавин Л.П. История европейской культуры. I: Римская империя, христианство и варвары. СПб., 2003. С. 165. 20 См.: «Августину не удалось завязать дружественных отношений с Медиоланским епископом и раскрыть перед ним душу в интимной беседе. Амвросий влиял на Августина не как близкий друг или внимательный собеседник, а как общественный деятель, личные чувства 23 См. предисловие Г. Прохорова к уже указанному переводу «Об обязанностях священнослужителей», с. 17. 27 Здесь и далее в главе I цитируется в русском переводе: Святитель Григорий Богослов , Архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т. Т. 1. М.: Сибирская Благозвонница, 2007. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 1, 2). С. 510–552 (далее – Свт. Григорий Богослов . Творения). Греческий текст (и примечания к нему): Gregoire de Nazianze. Discours 42–43/Ed. par J. Bemardi//Sources chretiennes. 384. Paris, 1992. P. 116–307. Учитывается также и старое издание, содержащее ряд ценных комментариев: Gregoire de Nazianze. Discours funebres/Ed. par F. Boulenger. Paris, 1908. P. 74–114. 28 Букв.: «тех, которые были [прежде] окружены почитателями (видимо, типа клиентов. – А. С.) и телохранителями (копьеносцами. – А. С.)». Это указывает на очень высокий социальный статус предков святителя. 29 Греческий текст посланий св. Василия цитируется по изданию: Saint Basil. The Letters/With the English translation by RJ. Deferred. Vol. I-IV. London; New York, 1926–1934. 30 Здесь и далее письма свт. Василия Великого цит. по: Святитель Василий Великий , Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. Т. 2. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском пееводе; т. 3, 4). В сносках приводится общепринятая в науке нумерация писем и глав (через запятую) по изданиям «Патрологии» Миня. 31 См. на сей счет вполне справедливое наблюдение Н.И. Сагарды: «Если принять во внимание, что сам св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Именно святителя Иоанна Златоуста архиепископ Мефодий (Смирнов) избирает в качестве примера истинного и духоносного толкователя. В Предисловии «К Римлянам посланию Святого Апостола Павла с толкованием» иерарх, церковный историк, филолог и переводчик, отмечает: «Сколь побудителен должен быть для нас пример Богомудрых отцев, поучавшихся в законе Господни день и нощь! Весьма бы мы не знали истинной чести, если бы не восхотели поревновать просвещению их: а конечно бы и безответны остались, если бы обленились почерпать живую воду из открытых ими источников. Других церквей писатели, коих великое множество, что ни имеют изящнейшего в своих толкованиях, все то почерпнули из святых отцов, почитаемых нашею Церковию. Писания Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, Феодорита, Амвросия Медиоланского , Августина и других церковных учителей, да будут нам и примером, и приобретением нашим! Читатель ощутит все то в приведенных мною к истолкованию Павлова послания изречениях; ощутит не разумение токмо, но и духовный вкус отцов во Святом Писании» 9 . Далее архиепископ Мефодий дает пространную сноску, в которой пишет: «Здесь, во-первых, называет себя Апостол рабом Иисус Христовым, показывая тем, что он, по благодати Божией освободился уже от тягостного бесплодного раболепствия закону, через Моисея преданному, а напротив того, поработил себя или вседушно предался Иисусу Христу, достоверно познав в Нем Всеблагого Господа, Начальника веры и Совершителя, – совершившего и закон Моисеев. Второе, Апостол говорит о себе, что он зван Апостол, избран в благовестие Божие, то есть, Богом призван в апостольство (в посольство проповедания веры), а не восхитил, не сам себе присвоил сие великое звание. И сие избрание описывается Деян. Св. Апостол в девятой главе, где о Павле Бог ко Ананию рек: яко сосуд избран ми есть сей» 10 . Очевидно, что владыка Мефодий не цитирует Константинопольского святителя, как можно было ожидать, но дает свое толкование. Он также указывает на образ ветхозаветного праведника Моисея, но понимает его, скорее в аллегорическом смысле, как подателя закона. При этом закон как бы противопоставляется тому учению, которое преподано Самим Спасителем. В этом же косвенное свидетельство на причину изменения имени: Савл, живший законом, становится Павлом, предавшим себя в руки Господни. Такой подход может свидетельствовать об известном расположении владыки Мефодия к экзегезе Александрийской школы, но, конечно, не в чистом виде. По всей видимости, ему по духу был близок экзегетический метод святителя Григория Богослова , часто прибегавшего к приему аллегории, но с опорой на здравый смысл 11 . Неслучайно архиепископ указывает его в ряду тех толкователей, которые должны быть примером для христиан в деле исследования Священного Писания (см. выше).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

СПб., 2007. С. 91. См. Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. СПб., 2007. С. 223. 9 Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Творения. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 487; Он же. Творения. Ч. 3. Изд. 3. М., 1889. С. 143. 10 Святитель Иоанн говорит о почитании святых Апостолов в Константинополе: “…у нас были молитвы и моления, и весь наш город, подобно потоку, стекался к местам апостольским, и мы умоляли наших защитников — святого Петра и блаженного Андрея, двоицу Апостолов — Павла и Тимофея”. — Иоанн Златоуст. Творения. Т. 6. Кн. 1. СПб., 1900. С. 562. 12 Там же. С. 93; Васильевский В. Г. Труды. Т. 2. Вып. 1. С. 283; Малышевский И. И. Сказание о посещении Русской страны св. апостолом Андреем//Владимирский сборник в память девятисотлетия крещения России. Киев, 1888. С. 13. 13 Дворник Ф. Идея апостольства в Византии… С. 225. См. также: Священник С. Петровский. Сказания об апостольской проповеди по северо-восточному Черноморскому побережью. Очерк из истории древнехристианской литературы. Одесса, 1898. С. 204–205. 14 См. о нём: Виноградов А. Ю. Епифаний монах//Православная энциклопедия. Т. 18. М., 2008. С. 582. 15 Васильевский В. Г. Труды. Т. 2. Вып. 1. С. 264–272; Малышевский И. Спутники и ученики св. ап. Андрея//Труды Киевской Духовной академии. Киев, 1889. 12. С. 548–549. 17 Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 1. С. 95; И. Н. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. М., 1898. С. 78. 18 Архиепископ Черниговский Филарет. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Изд. 2. СПб., 1892. Январь. С. 203. См. также: Малышевский И. И. Сказание о посещении Русской страны св. апостолом Андреем. С. 10; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 1. М., 1901. С. 30–31. 19 Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 3: Святой Восток. Ч. 1. М., 1997. С. 371. Святитель Григорий Турский. Георгия Флоренция Григория, епископа Турского книга о чудесах блаженного апостола Андрея//Альфа и Омега.

http://pravmir.ru/predyistoriya-hristian...

Святитель Василий, искавший язык, способный выразить тайну Духа, не прилагал к Нему обычной христологической терминологии. Его богословская одаренность, равно как и его духовная тактичность, позволили ему найти подходящие слова для выражения исповедания Божественности Святого Духа и не соблазнить боязливых и колеблющихся, то есть тех, кто по существу не были его противниками. Он ввел исповедание тайны Святого Духа в рамки Его освятительного действия, смог изложить учение на литургическом языке поклонения, источником и силой которого является Сам Святой Дух. Не нарушая целостности своего троичного труда, формулируя личные свойства всех трёх Божественных Ипостасей, святитель Василий находит подходящие слова, чтобы говорить о Святом Духе на языке, относящемся исключительно к Нему. Избегая слова «единосущие», употреблявшегося его другом святителем Григорием, святитель Василий утверждает равенство чести (σοτιμα) и, следовательно, славословия, подобающего Духу. Он выражается на литургическом языке, языке молитвы и духовного опыта. Он находит слова, выражающие самую суть церковного благочестия по отношению к Духу, то есть к Тому, Кто, с одной стороны, вдохновляет славословие, а с другой – Сам есть субъект такого обращения в троичном поклонении твари. Надо заметить, что Константинопольский собор 381 г., который окончательно восстановил догмат о Божественности Святого Духа, сохранил термины, вдохновленные святителем Василием: «(Верую) в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки». Некоторые удивляются, что Константинопольский собор, в отличие от Никейского, утвердившего в Символе веры исповедание единосущия Бога Слова, не выражает этого явно по отношению к Святому Духу. Можно предположить, что после смерти святителя Василия Церковь усмотрела в его писаниях не просто вероучительную осторожность или церковную политику, отвечавшую злобе дня, но и замечательную богословскую достоверность, которой, провозглашая окончательную победу православной веры, спустя два года после его смерти, она воздала должное. Более того, наряду с преподобным Максимом Исповедником , богословские труды и мученическая смерть которого подготовили победу православия на VI Вселенском соборе 681 г., наряду с преподобным Иоанном Дамаскиным , богословская борьба которого в защиту иконопочитания предшествовала VII (Второму Никейскому) Вселенскому собору в 787 г., богословский и церковный труд архиепископа Кесарийского заложил прочную основу провозглашения Божества Святого Духа на Константинопольском соборе 381 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010