В 6-й песни святой песнопевец касается изображения Лика Христова на убрусе. Известно, что в беседе с императором Львом, убеждая его в истине иконопочитания, святитель Герман приводил именно этот факт. Святитель повествует, что во время страдания Христос не имел “ни видения ниже доброты”, однако “сущим вся просвещаше и являше зрака видение , его же подобия на обетшавшем рубе изображение, якоже сокровище нам даровася”. Подобие это, как свидетельствует святитель Герман в 4-й песни, сладчайше зрения солнца: “Сладкое убо солнце, озаряющее очеса, сладчайшее же зрение твоего, Христе, подобия ”. Развивая и углубляя далее истину иконопочитания, внедряя ее в сознание людей церковных, святитель Герман свидетельствует, что образ Христов, его видение, есть залог спасения. “К боговидению очи уготовим, и достойно потщимся видети образ Христов всечестный во спасение наше”. А отсюда утверждается истина почитания и изображений Богоматери и всех святых и в слух всей Церкви определяется православное поклонение святым иконам, восходящее к прославлению самого первообразного Существа Божия. “Плотскаго Твоего зрака образ, Владыко, честно облобызаем и М атери Твоея и Святых всех, почесть ведяще правым помыслом, преходити добре к первообразному ”. Мышление наше стремится даже отвлеченные понятия свести к образу. Поэтому неописуемое существо Божие определяется как Первообразное , не изобразимое по существу. Тем более насущно и необходимо для человека поклоняться зримому образу Божию — Его иконе. Посему святые Отцы и преподобные не жалели жизни и полагали ее за догмат иконопочитания. Святитель Герман, патриарх Константинопольский знал это лучше и глубже многих, почему с радостью и соделался исповедником за святые иконы. В 9-й песни разбираемого канона, заканчивая свои песнопения в честь Нерукотворенного образа Спасова, он восклицает: “Образе неизменный Отечь, Сияние славы присносущного Света. Печать Вышняго, Слове, Сило и Мудросте, Тя богословящим благопременитель буди” 26 . Это сказано святым песнописцем в слух всех и на все века.

http://pravmir.ru/svyatitel-german-patri...

В 712 году в Константинополе Филиппиком Варданом был созван Собор, анафематствовавший Шестой Вселенский Собор и провозгласивший монофелитство. Под жестким давлением власти, на этом Соборе промонофелитский указ императора подписали свят. Герман Кизический и свят. Андрей Критский , вместе с подавляющим большинством прочих византийских отцов. Несмотря на это, всеобщее сочувствие было на стороне Православия, монофелитство не имело прежней силы и было насаждено искусственно. К тому же, западная часть Церкви категорически воспротивилась монофелитству. Подписав указ императора, свят. Герман Кизический, свят. Андрей Критский и многие другие в душе оставались верны Православию. Это открылось через год, в 713 году, когда Филиппик Вардан был свергнут и его место занял император Анастасий II (Артемий), содействовавший восстановлению Православия. В том же 713 году или, по другим данным, 11 августа 715 года, свят. Герман был избран на Константинопольский патриарший престол. Причем, при интронизации в патриархи, он торжественно объявил свое исповедание, полностью соответствующее прежним Вселенским Соборам. На местном Соборе 715–716 годов свят. Герман анафематствовал монофелитство и провозгласил Православие. Вместе с тем, свят. Герман имел достаточно пастырской мудрости и любви, чтобы постараться удержать в общении армян, вступивших в унию с православными после печально известного Собора 712 года. С этой целью он написал несколько посланий к Армянской церкви, объясняющих истинность православного вероучения и проникнутых братолюбием и кротостью. Такой пастырский подход свят. Германа к неправославным, хотя и не принес всех возможных положительных результатов, но вызвал у них ответное теплое чувство, о чем свидетельствует факт признания Армянской церковью свят. Германа как святого. Иконоборческая политика следующего императора Льва Исавра вызвала резкое неприятие со стороны свят. Германа, в то время как новый император всячески искал поддержки со стороны патриарха. Именно свят. Герману принадлежит золотое правило верности соборному разуму Церкви, выраженное словами: «Если я Иона, бросьте меня в море, ибо я без Вселенского Собора не имею права ничего нового узаконить касательно вероучения» (выделено – и. В.Ф.; «Жития святых, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского ». Москва, 1908 г.; «Житие свят. Германа, патриарха Константинопольского», день двенадцатый, месяц май).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Даже воспевая труды святых Апостолов, святитель Герман прежде всего спешит сказать, как велики, как значительны были труды учеников Христовых для созидания Церкви . Так, он пишет в первой литийной стихире на день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября), ублажая его высокое дарование: “Реки богословия из честных твоих уст истекоша, апостоле, из нихже Церковь Божия напаяема, покланяется православно Троице Единосущней” 16 . В литийной стихире на день святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня) святитель Герман, восхваляя апостола Павла, обращается к нему, называя его витией и светильником святых Церквей: “Павле чудне, святых Церквей витиа и светильниче” 17 . В день памяти святого апостола Андрея Первозванного (30 ноября) в стихире на стиховне (на утрени) святитель Герман находит нужным говорить о спасительных догматах. “Скровника Петрова и Христова ученика, — пишет он, — рыб ловителя и ловца человеков, в песнех почтим Андреа апостола, Иисусовым бо учением вся наказав догматы” 18 . Так предстоятель Церкви, вселенский патриарх, первосвяти­тель Герман везде, где находил возможным, возвещал о Церкви Христовой, свидетельствовал о ее святых догматах, оберегал от ересей, воспевал святых, особенно потрудившихся в борьбе с неправыми учениями. В этом, наряду с проповедью церковной, с толкованием Божественной литургии, с написанием посланий современным ему епископам, видел святой патриарх свое служение, исполнение своего долга.   Близко к воспеванию святой Церкви и ее истин в песнотворческих трудах святителя Германа находится славословие Святой Троицы. На примере приведенных выше стихир, в которых восхвалялись подвиги святых Отцов, мы могли видеть, как прославление столпов веры всегда сочетается у святого песнописца с воспеванием таинства Святой Троицы. В стихире святителю Афанасию на Господи, воззвах , святой патриарх, указав на его борьбу с Арием, свидетельствует, что святитель Афанасий “ Свя­тыя Троицы державу во всем мире ясно возвещает, единаго Бога в триех Лицах нераздельна”.

http://pravmir.ru/svyatitel-german-patri...

Активно участвовал Герман и в политических событиях своего времени; в частности, он стал посредником в свержении кратковременного императора Феодосия и победившего его Льва Исавра. Можно предполагать, что последний первоначально доверял Герману. Во всяком случае, патриарху было поручено налаживание добрых отношений с Армянской церковью. Об этом свидетельствует его «Послание к Армянской церкви», где ясно излагается православное учение о двух природах и двух естественных волях и действованиях во Христе. Причем «Герман отнюдь не думает призывать громы небесные на мыслящих иначе, зная очень хорошо, что такие приемы защиты способны не убедить, а только оскорбить и утвердить в заблуждении» . Конечно, главные события в его жизни связаны с иконоборческой смутой. Поскольку иконоборческая реформа подготавливалась самим императором Львом и его ближайшим окружением, то в ней невозможно было обойтись без участия некоторых церковных иерархов, которые могли подготовить «общественное мнение» для успешной реализации данной реформы. «Прежде всего иконоборческое течение укрепилось в византийской Малой Азии, где создалась влиятельная партия иконоборцев. Во главе ее стояли высокопоставленные представители малоазийского клира – митрополит Фома Клавдиопольский и епископ Константин Наколийский, духовный отец византийского иконоборчества, которого православные византийцы называли “ересиархом”» . К ним и обращался Герман с посланиями, увещающими не предавать Православие, но они умело «маскировали» свои иконоборческие воззрения, обманывая престарелого патриарха; одновременно за спиной его вели тайные переговоры с императором. Лев III также пытался убедить патриарха в том, что иконопочитание является разрушением «истинного христианства». Феофан на сей счет сообщает, что император, «беснуясь против православной веры и призвав к себе святого Германа, начал обольщать его льстивыми словами; но блаженный архиерей отвечал ему: “Слышали мы, что будет истребление святых и досточтимых икон, но не в твое царствование”. Царь спросил: “А в чье же царствование?” “Это будет при Кононе”, – отвечал Герман. “Мое имя при крещении истинно было Конон”, – сказал царь. “Да не будет, чтобы в твое царствование совершилось зло сие, – говорил патриарх, – предтеча антихриста, истребитель Домостроительства Божественного Воплощения совершит это”. За такие слова тиран прогневался на блаженного, как некогда Ирод на Предтечу. Патриарх напомнил ему о присяге, данной при вступлении на престол, что он представлял ему Бога во свидетели не колебать Божию Церковь ни в одном из апостольских и Богом данных учений. Но несчастный и тут не устыдился, но ловил каждое слово его и, свои примешивая, старался как-нибудь поймать его как оскорбителя величества и потом низложить с престола не как исповедника, но как возмутителя» .

http://pravoslavie.ru/131293.html

Правильно будет сказать, что святитель Герман отзывался на все насущные нужды Церкви прежде всего исповеданием ее основных догматов, страданием за них, затем письменными трудами по изложению и защите этих догматов и вероучения Святой Церкви и только в отдельных случаях он являл себя как песнотворец, гимнограф церковный. Слова пророка Исаии, прообразующие путь Христов на земле, могут быть отнесены и к жизни Его последователя и исповедника – святителя Германа. Он был оставлен и возненавиден с ранних юношеских лет – и не бе помогающего ему. Но он же был и вознесен Господом и сделался радостью, веселием родов и родов людей, по слову того же провидца Исайи. Те, кто множил скорби в жизни исповедника Христова, должны были признать его святость и поклониться стопам его – и поклонятся следам ногу твоею. Жизнь святителя Германа Святитель Герман родился в Константинополе в семье одного из первых сенаторов Константа П. При восшествии на престол Константина Погоната (668) отец Святителя был умерщвлен, а юношу император распорядился изувечить и отдать в церковные клирики, чтобы тот не мог отомстить за убийство отца. Но юноша Герман сам отошел от мирских притязаний и жил, по слову святителя Димитрия, «яко Ангел Божий, от всякого земного пристрастия и мирския суеты удален». Он прилежал молитве, посту и чтению божественных книг, в которых «премудрости глубину изследова и почерпе животныя богодухновенных учений воды» 331 . При Юстиниане II святитель Герман стал епископом города Кизика, где ревностно защищал веру Христову от нападок еретиков. От глубокого знания основ веры и святых догматов он «напаяет Церковь Христову, будучи ее учителем и пастырем». Но при императоре Филиппике (711–713) за свое твердое сопротивление монофизитству он был изгнан и заточен. Со смертью Филиппика при императоре Анастасии II в 715 (по другим данным – в 713) году святителя Германа возвращают из заточения и избирают патриархом Константинопольским. Верующие с радостью принимают возвращение святого мужа в его родной город; по свидетельству хроники Феофана, Святитель занял кафедру «по согласию благоговейных мужей, пресвитеров, диаконов и всего святого собора и всего христолюбивого народа сего богохранимого царственного города, божественною благодатию, всегда врачующею немощное и восполняющею оскудевающее " 332 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

О святых равноапостольных Мефодии и Кирилле, учителях славянских читать 14 февраля и 6 апреля. 12-е число Св. Епифаний был епископом на острове Кипре, жил в IV веке, происходил из евреев и был очень образован. Однажды, увидев некоего христианина Лукиана, снявшего с себя одежду для бедняка, он принял христианскую веру. Лукиан построил монастырь, где сначала и подвизался Епифаний. Впоследствии, избегая славы, он удалился в Египет, а оттуда в безлюдную пустыню Панадрион, на острове Кипре. Здесь учением и чудесами обратил многих к христианской вере. Ему предсказано было двумя святыми подвижниками святительство на острове, и около 867 г. на 60-м году жизни, он сделан был епископом. В епископском сане св. Епифаний отличался необыкновенной любовью к бедным, простотой пустынника и ревностью к вере. Однажды, когда св. Епифаний издержал все деньги на бедных, то в комнату к эконому, который роптал на него, вдруг входит некто и подает целый мешок с золотом. Нередко случалось, что св. Епифания и обманывали просители. Однажды двое захотели обманом выпросить у него одежду. Увидев его издали, один из них лег и притворился мертвым, а другой сказал святителю: «Святитель, покрой одеждой тело умершего». Святитель покрыл. Но когда отошел Епифаний, и товарищ начал говорить, чтобы встал мнимоумерший, то он оказался действительно мертвым. Св. Епифаний скончался 96 лет, в 403 г. Он оставил несколько сочинений. Мощи его почивают на острове Кипре, в храме его имени. Св. Герман был патриархом в Константинополе в VII веке. Отец его был одним из первых сенаторов в государстве. Много страданий выпало на долю Германа. Император Константин Пагонат убил его отца и отдал его в церковные клирики. Когда же за святость жизни он был поставлен епископом в г. Кизике, то за защиту веры против еретиков был сослан в заточение; а когда, впоследствии, сделался патриархом константинопольским, то император Лев Исавр, гонитель св. икон, сверг его с престола и приказал с побоями изгнать из города. Св. Герман, совершая крещение сына Исаврова Константина Копронима, предсказал, что он, выросши, принесет много зла Церкви и прольет множество крови правоверных христиан, как все это и сбылось. Копроним, подобно отцу, ужасным образом преследовал иконопочитание. Скончался св. Герман в 740 г. будучи 96 лет. Погребен в монастыре Хоре, в Константинополе. Мощи его впоследствии перенесены были во Францию. Св. Герман оставил много сочинений, особенно о почитании икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Принципиально важным для иконопочитания является 82-е правило Пято-Шестого Константинопольского собора 692 г., повелевающее изображать Христа не аллегорически, а в человеческой плоти: «…Повелеваем, чтобы отныне на иконах на месте ветхозаветного Агнца изображались человеческие черты (τ χαρακτρα) Христа Бога нашего, Агнца, взявшего на себя грехи мира» 53 . Здесь слово χαρακτρ, как и у свт. Германа, имеет двойной смысл: «икона» и «представленный на иконе образ», считает К. Шёнборн 54 . Далее перейдем к рассмотрению собственно учения об иконе святых отцов-иконопочитателей. Часть 2. Свт. Герман, патриарх Константинопольский († до 754 г.) В статье религиоведа, главного редактора сайта «Православная традиция» Владимира Ивановича Немыченкова излагается учение святителя об иконопочитании, согласно которому христиане не почитают иконы как идолов и богов и потому на них не распространяются ветхозаветные запреты; икона Христа доказывает истинность вочеловечивания Сына Божия и опровергает ересь докетизма; воздаваемые честь и поклонение относятся не к материалу иконы, но к «невидимому Богу», т. е. к божественной ипостаси; почитание икон Богородицы и святых выражает нашу любовь к ним, честь же, воздаваемая святым, восходит к Богу; икона содействует укреплению веры тех, кому недоступно непосредственное созерцание тайн Божиих; почитание священных изображений является неотменяемым преданием Церкви. Свт. Герман первым использовал истории о чудотворных иконах в качестве аргумента в пользу истинности иконопочитания. В то же время он подчеркивал, что источником благодати является не икона, а Бог , Который проявляет (ποδεικνντος) благодать через икону, как и через другие предметы. Икона не источник благодеяний, а только способ (εδος) их оказания верующим. В заключение дается общая характеристика учения свт. Германа, отмечается высокая догматическая ценность его посланий, перечисляются десять положений его учения, позже вошедших в орос Седьмого Вселенского собора. Свт. Герман занимал Константинопольскую кафедру в 715–730 гг. За это время на византийском престоле сменилось несколько императоров. В 717 г. святитель венчал на царство императора Льва III Исавра (717–741), а затем крестил и короновал соправителем его сына Константина V (741–775) – оба они стали иконоборцами. В 726 г. Лев III официально выступил против иконопочитания и безуспешно понуждал к тому же свт. Германа. В 730 г. император «публично потребовал от патриарха присоединиться к своей позиции и подписать соответствующий документ». Патриарх отказался, оставил кафедру и удалился в родовое имение Платанион, где и умер, вероятно еще до 741 г., но «во всяком случае до иконоборческого лже-Собора в Иерии (754)». На этом Соборе свт. Герман был анафематствован еретиками за иконопочитание (но в более мягкой форме, чем прп. Иоанн Дамаскин ) 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatoot...

Очень неясной остается ситуация с ролью святителя в кратковременном возобновлении монофелитства при императоре Филиппике Вардане в 712 году: Вардан был воспитан в монофелитстве и, согласно византийскому хронисту, «не устыдился восстать против святого Шестого Вселенского Собора и опровергать все божественные догматы. Он нашел себе соумышленников: Иоанна, епископа Константинопольского, которого поставил, низложив Кира, его предшественника, и сослав его в монастырь Хораса; Германа, после занявшего престол Константинопольский, теперь же епископа Кизикского; Андрея, епископа Критского» . По словам нашего церковного историка, «по его повелению удалено было из дворца изображение VI Вселенского Собора. На соборе в январе 712 года прежний патриарх Кир был заменен Иоанном VI, VI Вселенский Собор отвергнут, память борцов за монофелитство восстановлена, издан томос с монофелитским учением. На соборе были, между прочим, святитель Герман Кизикский и святой Андрей Критский. Не подписавшие томоса подверглись ссылке. На Западе распоряжения нового императора встречены были решительным протестом папы и демонстрациями народа. Но и на Востоке торжество монофелитства было непродолжительным. 3 июня Филиппик был низвержен» . Остаются непонятными мотивы поддержки святителем Германом этого кратковременного императора. По мнению Г. Острогорского, «он смог найти в кругах высшего византийского клира некоторое количество сторонников или, по крайней мере, попутчиков, к которым принадлежал и будущий патриарх Герман» . Можно предполагать, что скорее всего святитель Герман присоединился к еретической религиозной политике этого василевса частично исходя из «икономических» соображений, а частично под угрозой насилия. Впрочем, быстрая смерть василевса избавила святителя Германа от данных проблем. В 715 году он занимает столичную кафедру, а в следующем году собирает Поместный Собор в Константинополе, на котором присутствовало около 100 епископов и который восстановил постановления VI Вселенского Собора, осудив монофелитство. Это свидетельствует о том, что патриарх придерживался православных позиций и, вероятно, принадлежал к влиятельной группе сановных лиц, настроенных оппозиционно к религиозным воззрениям Филиппика, но, к сожалению, у него не всегда хватало духа придерживаться православной «акривии», и он уступал иногда жестким обстоятельствам.

http://pravoslavie.ru/131293.html

Богословские истины в песнотворческих трудах святителя Германа При изучении песнотворческого достояния святителя Германа становится очевидным, о чем болела душа святого патриарха и как он отзывался на скорби Святой Церкви своего времени. Слово святого песнописца было всегда ясным, отчетливым, доходчивым. Святитель больше всего заботился о том, чтобы оглашаемые им истины могли быть отчетливо усвоены молящимися, чтобы святая вера, православно исповедуемая им в его творениях, была достоянием каждого из его пасомых. Отсюда — цельность, отсутствие украшательства в построении его песнопений, их предельно отчетливая структура, краткость большинства его стихир и канонов. Вместе с тем, всматриваясь в строки церковных произведений святителя Германа, можно различить целый ряд таких основных положений, которые не поднимались и не освещались другими песнописцами. Здесь опять следует вспомнить сказанное выше о личности святого патриарха: это был прежде всего первосвященник великой Церкви Константинополя, второго Рима и одновременно — исповедник и страдалец за святую Церковь и веру. Поэтому первостепенной в его песнотворческих трудах была проповедь Церкви, причем Святитель много и пространно говорит о догматах и ересях , в отдельных случаях упоминая даже имена еретиков, с которыми вела борьбу святая Церковь. Подобной проповеди Церкви мы не встречаем в трудах прочих церковных гимнографов. В каноне святым Отцам шести Вселенских соборов (по­ложенном на 16 июля) вселенский первосвятитель Герман свидетельствует, что трудами мудрых Отцов “ Церковь онебесися”, стала небом, а заключая канон песни, воспевает: “Радостию сердца вся взыграим, священныя соборы отец совокупльше: тех бо ради свет видехом Православия, светильницы бо явишася, вся наставляюще к правым учения обретениям ” 12 . Вот что рад проповедывать святитель Герман: чтобы люди возлюбили свет Православия, чтобы, прославляя Отцов, обретали правое учение, так необходимое для спасения их бессмертной души. В том же каноне, призывая проводить благочестно житие , святитель Герман восклицает: “Яко да причастницы будем святым отцем, иже скрыша правых учений богатство нам, чадом их”. Богатство правых учений — основная забота сердца святого патриарха, потому что тогда возможно и очищение души, и благочестное житие всех его пасомых, чад святых Отцов, труды которых он пламенно воспевал.

http://pravmir.ru/svyatitel-german-patri...

Святитель Герман, Патриарх Константинопольский, как церковный гимнограф Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 22 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 1 …и поклонятся следом ног твоих вси прогневавшии тя… за еже быти тебе оставлену и возненавидену, и не бе помогаяй тебе. И положу тя в радость вечную, веселие родом родов. Исаия 60:14–15 За всенощным бдением некоторых великих и двунадесятых праздников при пении стихир слуха верующих достигают истины, изложенные языком возвышенным и одновременно ясным, печатлеющие священное событие, таинство празднуемого дня. В их словах всегда звучит непререкаемая радость исповедания Бога, премудрых путей Его Промысла, основ спасительной веры Христовой. Эти стихиры — творение святителя Германа, патриарха Константинопольского (2-я пол. VII–1-я пол. VIII в.). Не все жизнеописатели Святителя обращают внимание на его песнотворческие труды: в Четиях-Минеях святителя Димитрия Ростовского мы не находим упоминания об этом роде его творчества. Это может быть объяснено тем, что святитель Герман испытал за свою долгую жизнь, как указывает преосвященный Филарет Черниговский, не только “волнения монофизитства, но и начало новых бурь иконоборства” 2 . Борьба с разного рода ересями и исповедничество, страдание за правую веру проходят красной нитью через все земное бытие святого патриарха. Вместе с тем составитель канона святителю Герману, преподобный Феофан, уделяет много внимания песнотворческим трудам святого исповедника Христова. Подробно же со всех сторон рассматривает труды святителя Германа Филарет, архиепископ Черниговский 3 . Восстанавливая образ Святителя как писателя и церковного деятеля, архиепископ Филарет особенно подробно останавливается на его догматических произведениях, посланиях, словах и беседах на великие праздники. Послания святителя Германа о почитании святых икон читались на VII Вселенском соборе много лет спустя после блаженной кончины патриарха-исповедника. Правильно будет сказать, что святитель Герман отзывался на все насущные нужды Церкви прежде всего исповеданием ее основных догматов, страданием за них, затем письменными трудами по изложению и защите этих догматов и вероучения святой Церкви и только в отдельных случаях он являл себя как песнотворец, гимнограф церковный.

http://pravmir.ru/svyatitel-german-patri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010