По итогам состоявшегося обсуждения Глаголев и Соколов подготовили доклад «О сохранении старого стиля для церковного исчисления до времени решения вопроса о реформе календаря всею Православною Церковью», который был одобрен на заседании богослужебного отдела 20 марта/2 апреля и представлен в Соборный совет 30 марта/12 апреля 922 . В докладе предложено оставить юлианский календарь в церковном употреблении не только на 1918-й, как в прежнем соборном Деянии, но и на 1919-й и последующие годы, до общеправославного решения вопроса. Ради достижения такового согласия патриарха просят обратиться с особой грамотой к патриарху Константинопольскому, чтобы вновь осведомиться о мнении всех Православных Церквей. Необходимо издать православный календарь на 1919 год с указанием дат как по старому, так и по новому стилю. Сформированной отделом комиссии по вопросу о введении нового стиля в составе епископа Пахомия (Кедрова) и профессоров Глаголева, Соколова, Карабинова, Тураева, Жуковича предлагается продолжить свою работу и по окончании Собора. Соборный совет 10/23 апреля препроводил этот доклад на рассмотрение Высшего церковного управления 923 (это решение было одобрено Собором на последнем заседании 7/20 сентября 1918 г. 924 ). В соответствии с поручением Собора, Высший Церковный Совет 7/20 декабря 1918 г. рассмотрел представленный доклад и одобрил мнение о необходимости общеправославного решения по данному вопросу; Святейшего Патриарха просили с этой целью вступить в сношения с Поместными Церквами 925 . Относительно же новогоднего молебна раньше было решено, что его можно совершать как по новому, так и по старому стилю – «в зависимости от желания прихожан» 926 . Во исполнение постановления ВЦС святитель Тихон 21 января 1919 г. обратился к патриарху Константинопольскому Герману V 927 с предложением инициировать общеправославное обсуждение вопроса о календарном стиле. В послании изложены суждения соборного отдела и предложены четыре возможные решения: 1) сохранение юлианского календаря с допущением переноса лишь гражданского новолетия; 2) переход на новый стиль; 3) сохранение прежней пасхалии с переводом на новый стиль непереходящих праздников; 4) предоставление Автокефальным Церквам свободы избирать наиболее приемлемое по местным условиям решение календарного вопроса при сохранении церковного общения в любви. Каждое из этих предложений снабжено аргументами pro el contra 928 . Ответа из Константинополя не последовало. В Москве еще не знали, что тремя месяцами раньше патриарх Герман был вынужден удалиться на покой в результате бурного протеста православных греков против его компромиссной политики по отношению к турецким властям.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

205 .    Другой посетитель Халкинской школы записал свои впечатления относительно церемонии выдачи дипломов кончившим здесь курс. Вот его наблюдения. В богословском Халкинском училище 1 и 2 июля производился экзамен воспитанникам VII, последнего, класса. А 3 июля, 206 в воскресенье, происходил выпуск окончивших полный училищный курс. Выпуск состоит обыкновенно в торжественной раздаче дипломов тем из питомцев, которые сдают удовлетворительно выпускной экзамен, т. е. получают на экзамене отметки «отлично» и «хорошо» (и следовало бы прибавить: «и которые уже имеют духовный сан»). На акт был приглашен наш (русский) посланник в Константинополе. В посольстве оказалось немало лиц, готовых разделять его сочувствие к богословскому училищу, этому единственному рассаднику высшего духовного образования во всем Константинопольском патриархате. Наставники и ученики богословского училища встречали посетителей при входе в обитель. Преславский митрополит Анфим в качестве временного начальника училища сказал приветственные речи нашему посланнику по-русски, 207 греческому — по-гречески. При входе в училищную залу почтенные посетители встречены были патриархом и всеми членами синода. Затем все взошли в храм, где состоялся акт. 208 Патриарх и синод, учащие и учащиеся заняли в храме каждый свое место. Патриарх в мантии и омофоре начал обычное молитвословие, которое заключалось в пении тропаря и кондака Пятидесятницы, тропаря трем святителям (глубоко знаменательный обычай, заметим мы), еще некоторых стихир и молитвы «Царю Небесный»; за пением стихир следовала ектенья, в которой поминали строителей (ктиторов), благотворителей, учащих, учащихся и всех ревнителей духовного просвещения; наконец, отпуст пели иерархи, наставники и некоторые из воспитанников. Это — первая часть акта. После молитвы все сели. Секретарь училища Герман Григора стоя прочитал журнал заседаний 1 и 2 июля, относившихся к питомцам, выходящим из заведения. В нынешнем (1866) году окончили полный курс наук четыре человека: двое с отметкой «отлично» и двое с отметкой «хорошо»; все они имели священный сан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Анна, имеющая имя от благодати 1 , отвечала пророку: «Я произошла от рода священнического, от колена Ааронова, от племени пророческого и царского; ибо я – отрасль Давида и Соломона, и последующих царей; но я же и родственница жены твоей Елисаветы. Потом, по закону Владыки, я сочеталась браком, но оказалась бесплодною и долго была бездетною. Не находя никакого средства для устранения своего несчастия, я прибегла к Единому Всемогущему и подателю всего Богу и, отверзши пред Ним с усердием уста свои, с сокрушением сердца и со слезами возопила, говоря так: «О, Господи, Господи, скоро внимающий душам, удручаемым скорбями! Зачем Ты изменил во мне естество моих предков? Зачем Ты сделал меня притчею в роде моем и предметом для кивания головою в племени моем? Зачем Ты подвел меня под проклятия пророков Твоих, дав мне чрево неплодное и сосцы сухие? Зачем Ты сделал, что не принимают даров моих как бездетной? Зачем Ты предоставил меня знакомым на поругание, подчиненным на посрамление и соседям на посмеяние? Призри, Господи; услышь, Владыко; умилосердись, Святый! Уподобь меня птицам небесным, зверям земным, рыбам морским; ибо и они плодородны у Тебя, Господи! Да не явится, Всевышний, худшею безсловесных та, которую создал Ты по образу и подобию Своему». Сказав это и подобное этому, я присовокупила: «Тебе, Владыко, я вместо благодарственного дара всецело посвящу дитя, которое Ты дашь мне, чтобы оно оставалось и пребывало в святилище Твоем как священное приношение и всечтимый дар, дарованный мне Тобою, всещедрым подателем совершенных даров». Так взывала я к сущему на небесах Богу, находясь в своем саду под открытым небом, устремив очи на небеса и бия себя руками в перси. О том же умолял Бога и муж мой, находясь на горе совершенно один и постясь сорок дней. Наконец скорый на милость и животолюбивый Господь, вняв молитвам обоих нас, послал ангела Своего возвестить нам зачатие моей отроковицы. Тогда естество мое по повелению Божию тотчас понесло плод; ибо до божественной благодати оно не дерзало рождать, а как только она снизошла на меня, заключенное дотоле чрево отверзло врата свои и удержало в себе полученный от Бога залог, пока зачавшееся в нем по благоволению же Божию произошло на свет. Итак, поскольку дитя уже отнято от сосцев, я совершаю Богу обеты свои, которые произнесли уста мои и изрек язык мой в тесноте моей ( Псал.65, 13–14 ). Для этого я собрала сонм дев со светильниками, созвала священников, пригласила родственников, говоря всем: «Радуйтесь со мною все, потому что я теперь и мать и жертвоприносительница, не к земному царю приводящая дитя свое, ибо это непристойно, но посвящающая его Царю небесному, Его дар». Прими же, пророк, Богом дарованную дочь мою; прими и, приведши ее в святую гору, помести ее там ( Псал.77, 54 ), в готовом жилище Божием ( Псал.32, 14 ), ни о чем не исследуя, доколе призвавший ее сюда Бог благоволит привести к концу касающееся ее».

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Для своих толкований мистагоги нашли готовый метод в давно установившейся традиции библейской экзегезы. Уже в Новом Завете Священное Писание рассматривалось как имеющее и буквальный, и духовный смысл. Примеры мы находим в следующих евангельских текстах: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ); «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нём во всём Писании» ( Лк.24:27 ). Всё в Ветхом Завете воспринимается как относящееся к Христу, как исполнившееся в Нём и, таким образом, обрётшее в Нём своё истинное значение. Адам был «образ будущего» ( Рим.5:14 ), т. е. Христа. Таков духовный смысл текста, и он имеет не второстепенную, а, по крайней мере, равную буквальному смыслу ценность. К. IV в. духовный план понимания текста претерпел дальнейшее членение на три уровня: 1 . Аллегорический уровень, на котором Ветхий Завет интерпретируется как относящийся к Христу и к Церкви. Это догматический уровень. 2 . Топологический уровень, который относит аллегорическое значение к нашей христианской жизни. Это нравственный уровень. 3 . Анагогический уровень, который обращает нас к конечному исполнению всего в Царстве Божием и к нашему настоящему ожиданию этой будущей небесной реальности. Это эсхатологический уровень 40 . Для составителей мистагогий было естественно прилагать этот метод к словам и действиям богослужения. В их понимании Литургия, как и Писание, была путём, ведущим к Богу, путём обретения опыта божественной жизни здесь и сейчас. В то время как Ветхий Завет был лишь предзнаменованием того, что должно совершиться, в Церкви, в её богослужении это конечное исполнение уже присутствует и может быть воспринято опытом. Евхаристия – это уже пиршество Царствия, крещение – это уже победа над смертью и вступление в новую жизнь. Данный метод экзегезы был, таким образом, наиболее подходящим средством для раскрытия динамического взаимодействия всех этих уровней. Кроме того, этот метод использовали все авторы святоотеческого круга. Каждый из них тяготел, однако, к тому или иному уровню в зависимости от своих богословских целей и предпосылок. Антиохийские авторы, в целом, делали ударение скорее на буквальном и историческом аспектах, сосредоточиваясь на истории спасения и на вочеловечении Христа. Соответственно и Литургию они толковали зачастую как образное представление земного служения Христа. Александрийские авторы, наследники оригеновского «спиритуализирующего» направления, выделяли анагогический уровень, представлявший таинства Литургии как откровение высшей тайны, т. е. Бога 41 Ниже мы рассмотрим несколько авторов, представляющих каждую из этих традиций. Св. Дионисий Ареопагит, (Псевдо-Дионисий): александрийская традиция

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

46 Феодор Мопсуестийский в 553 г. был осуждён как еретик за ложное понимание христологических вопросов (Мейендорф П. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1985, с. 250–253). Таким образом, приводимые П. Мейендорфом пространные цитаты из Феодора Мопсуестийского требуют к себе осторожного отношения. – Прим. пер. 48 Наилучшим изданием, содержащим фотографическое воспроизведение использовавшейся рукописи и французский перевод, является: Les Homélies Catéchétiques de Théodore de Mopsueste./R. Tonneau, R. Devreesse. Vatican, 1949 (Studi e testi. 145). Поскольку текст Феодора Мопсуэстийского исключительно многословен, мы позволили себе цитировать его по сокращённому английскому переводу: Yarnold Е. The Awe Inspiring Rites of Initiation: Baptismal Homelies of the Fourth Century. Slough, 1971. 52 Небольшой холм неподалёку от Елеонской горы, где народ пребывал в бдении в ночь с Великого Четверга на Великую Пятницу. 58 Dalmais I.H. Place de la «Mystagogie» de saint Maxime le Confesseur dans la theologie Liturgique byzantine//Studia patristica. В., V, 3, p. 283 (Texte und Untersuchungen. 80). 59 Bornet R. L’anaphore dans la spiritualité liturgique de Byzance: le témoignage des commentaires mystagogiques du VII au XV siècle//Eucharisties d " Orient et d’Occident. P., 1970, p. 245 (Lex orandi, 47). 63 См., например, историю богословских споров о Евхаристии в Византии: Meyendorff J. Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes. N. Y., 1974, p. 200–211. 65 Mateos J. La célébration de la parole dans la liturgie byzantine. Rome, 1971, p. 46–49 (Orientalia Christiana Analesta. 191). 70 Из истории иконоборчества см.:. Grabar A. L’iconoclasme byzantin. Dossier archéologique. P., 1957; Gero S. Byzantine Iconoclasm during the Reign of Leo III. Louvain, 1973 (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, 546, Subsidium. 41) 71 Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio/J. D. Mansi. 13. P., 1905, p. 261–264; русский перевод см.: Деяния Вселенских соборов. Т. 7. Казань, 1873, с. 496.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Воззри, Господи, воззри; возьми Ту, Которую дал; приими Ту, Которую даровал; приими данную нам для разрешения неплодства; чрез Нее Ты отъял бесчадие закона и искупил нас от продолжительного и тягчайшего бедствия. Приими Ту, Которая прекрасно управляет нами, Которую предызбрал, предопределил и освятил; привлеки преданную Тебе и прельщенную благоуханием Твоим, Ту, Которую Ты избрал между нами недостойными, как крин (лилию) среди терния; обними Ее, приносимую Тебе с радостным духом. Вот мы Тебе вручаем Ее и предаем себя. Такова согласная речь праведных; таково единодушие боголюбезного супружества; таково единство действия Богоотцев. Поэтому Захария, приняв Отроковицу, как и следовало, прежде всего говорит родителям: виновники нашего спасения, что вам сказать? Как вас назвать? Ужасаюсь, видя, какой вы приносите плод: он чистотою своею привлекает Бога к обитанию в Себе. Никогда не было и не будет Другой, сияющей такой красотой. Вы явились двумя разделяющимися реками, исходящими из рая, принося лампаду, дражайшую золота и ценных камней, просвещающую всю землю красотою непорочнаго девства Ее и усладительным блистанием. Вы как-бы светлейшие звезды, утвержденные на тверди: вы оба ясно освещаете мрачную тьму темной буквы и закона, данного среди бури; мудро и непреткновенно путеводите верующих во Христа к новой благодати нового света. Вы – светлейшие роги умного храма Нового Завета, в недрах своих имеющие разумнейший, освященный и божественный жертвенник священной жертвы. Еще более: вы, в воспитании (Отроковицы), уподобились Херувимам, таинственно осеняющим очистилище Вождя мира и Первосвященника. Вы – выше золота, устроенного в древнее время для покрытия ковчега; потому что укрывали разумный и Божественный кивот Нового Завета, (содержавший) подписавшего нам на кресте оставление. Ваша радость – всемирная радость; ваша слава – общее веселие. Блаженны вы, родители такой Отроковицы! Благословенны вы, принесшие Господу такой благословенный дар! Блаженны сосцы, которыми Она воспитана, и чрево, в котором была носима! Прииди и Ты, дитя, высшее неба.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Бог в тяжестех его знаемь есть» ( Псал. 47, 3–4 ), заставляя царей преклоняться пред славою Твоей и побуждая весь мир в веселии проводить праздник входа Твоего; по истине златовидный и светлый, седмисвещный светильник, возжигаемый неприступным светом и увлажаемый елеем чистоты, возвещающий восход света, во мраке прегрешений ослепленных тьмою. Радуйся, Божия «гора тучная» ( Псал. 67, 16 ) и приосененная, в которой, разумный Агнец воспитавшись, понес наши грехи и болезни; из которой отделившись нерукосечный камень ( Дан. 2, 34 ) сокрушил идольские жертвенники, и «бысть во главу угла... есть дивен во очесех наших» ( Псал. 117, 22–23 ). Радуйся, святый Божий Престол, божественное возношение, дом славы, велелепное украшение, избранное сокровище, всемирное очистилище, и небо,«поведающее славу Божию» ( Псал. 18, 2 ), восток, воссиявающий свет незаходимый, «от края небесе исход его... и несть иже укрыется теплоты его» ( Псал. 18, 7 ), то есть управительного промышления. Радуйся, рождением Своим разрешившая узы неплодства и удалившая поношение бесчадия, устранившая законную клятву и произрастившая благословение благодати; Твоим вхождением во Святая Святых исполнившая молитву родителей, положившая основание отпущения нашего и верх радости, приводя начало благодати. Радуйся, благодатная Мария, Святейшая святых, высшая неба, славнейшая Херувимов, честнейшая Серафимов и досточтимейшая всей твари; – голубица, славным и светлым входом Твоим приносящая нам елей – Избавителя от духовного потопа и возвещающая нам спасительную пристань; криле ее «посребрене, и междорамия ея в блещании злата» ( Псал. 67, 14 ), сияя светом всесвятого и просветительного Духа, – стамна всезлатая, носящая манну – сладчайшее утешение душ наших, то есть Христа. Но, Пречистая, всепетая, всечестная жертва Божия, превосходнейшая всех творений, земля невозделанная, нива неоранная, цветущий грозд, чаша увеселяющая, источник текущий, Дева родившая и Матерь неискусомужная, сокровище чистоты и украшение святыни! Благоприятными и матерними молитвами к Твоему Сыну, рожденному Тобой без Отца, и Богу, всех Творцу, управь кормила церковного благочиния и приведи в тихую пристань, свободную от волн ересей и соблазнов; светло облеки священников в правду и веселие истинной, непорочной и искренней веры; укрепи в мире и благосостоянии скипетры православных правителей, стяжавших в Тебе венец, покров и безопасное украшение своего царства, выше всякого блеска багряницы и золота, жемчуга или драгоценных камней.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Кто еще после Сына Твоего заботится о человеческом роде так, как Ты? Кто еще столь сильно сострадает нам в нашем горе? Кто с такой быстротой избавляет нас от посещающих нас искушений? Кто еще столь неусыпно внимает мольбам и защищает грешников? Кто еще столь сильно печется о неисправимых? Имея материнское дерзновение просить у Сына Твоего, Твоими молитвами и посредничеством Твоим, Ты спасаешь и избавляешь от вечных адских мук нас, осужденных за грехи наши, не дерзающих даже поднять взоры свои на небеса. И потому в печали к Тебе прибегаем, от несправедливостей ищем у Тебя защиты, удрученные несчастьями просим у Тебя помощи. Тебя же Саму не вмещает в себя человеческий разум. Все сверхприродно, все превышает человеческий разум и силы, потому и заступничество Твое непостижимо. Ибо отосланных, изгнанных, преследуемых помирила Ты с Сыном Своим и сделала их Его сынами и наследниками. Ты погибающим ежедневно в пучине грехов протягиваешь руку помощи и спасаешь их из бурного моря. Ты отводишь стрелы лукавого от рабов Твоих и спасаешь их одним лишь призванием имени Твоего. Ты, Всенепорочная, избавляешь призывающих Тебя от любой напасти и искушения. И потому спешим мы со рвением в храм Твой и, стоя в нем, ощущаем себя, как на небе. Славословя Тебя во храме, думаем, что воспеваем Тебя вместе с Ангелами. Какой другой род человеческий, кроме христиан, насладился столь великой славой, получил такую великую помощь и такое великое заступничество? Кто, глядя с верой на Твой Честной Пояс, Богородица, не исполнится сейчас же радостью и благодарностью? Кто, ревностно поклонившись ему, ушел, не получив ответа на свои затруднения? Кто, посмотрев на образ Твой, не забыл немедленно все печали свои? Тем же, кто не пришел во всечтимый храм Твой, в котором пожелала Ты находиться Честному Твоему Поясу, положение которого мы празднуем сегодня, не можем мы описать великую радость, веселье и наслаждение, которого могли бы они удостоиться. Но Ты, Богородица, Ты есть ручка, из которой испили прохладную манну мы все, измученные бедами! Богородица, Ты есть трапеза, на которой насытились Хлебом Жизни все голодные. О Богородица, Ты есть светильник, наполнивший великим светом всех сидящих во тьме! Ты, Богородица, получила от Бога достойную Тебя и подобающую Тебе похвалу. Не отвергни же и нашу недостойную похвалу, которую со рвением приносим Тебе. Не отвернись от молитвенного слова, исходящего из недостойных губ. Но, Богославная, воззрев на рвение наше, даруй нам прощение грехов, наслаждение вечной жизни и избавление от любой порчи.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

14 Patrologiae cursus complectus. Seria graeca. J. P. Migne. Vol. 98. Paris, 1865. Col. 384–453 (дaлee – PG). 15 Bornet R. Les commentaires byzantins... P. 130–131. 16 Ibid., p. 136–137. 17 Ibid., с. 139. 18 Ibid., с. 126. Он был патриархом с 1220 по 1240 г. 19 Ibid., с. 127. Он был патриархом с 1265 по 1266 г. 20 Brightman F. Е. The «Historia Mystagogica»... Р.250. Ф. Брайтман подвергает сомнению авторство св. Германа. 21 Bornet R. Les commentalres byzantins... P. 127. 22 Borgia N. La di S.Germano e la versione latina di·Anastasio Bibliotecario//Roma e l’Oriente. 1911, 2, p. 144–156, 219–228, 286–296, 346–354. 23 Taft R. The Great Entrance. Rome, 1978, p. 38 (Orientalia Christiana Analecta. 200). 24 Garton C., Westerink L. Germanos on Predestinated Terms of Life. N. Y., 1979, p. V-VI (Arethú " sa Monographies. VII). 25 PG 98 39–88 26 Как была крещена Русь. М., 1989, с. 180. На старославянском см.: Повесть временных лет. М., 1951. 27 Mathews Т. The Byzantine Churches of Istanbul. A Photographic Survey. Univercity Park. L·, 1976, p. 263; См. также: Mathews T. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. Univercity Park, L., 1971. 28 Taft R. The Liturgy... P. 48. 29 Mathews T. The Early Churches... P. 96–99. 30 В нашем описании мы в основном следуем реконструкции, предложенной Р. Тафтом: Taft R. The Liturgy... Р. 49 ff. 31 Четырехугольный двор перед храмом, окруженный снаружи стенами, а изнутри коллонадой. 32 Притвор в западной части храма, где во время литургии стояли люди, которые не могли причащаться: оглашенные и находящиеся под епитимией. 33 Греческий текст молитвы см.: Liturgies Eastern and Western/F. E. Brightman. Oxford, 1896, p. 312. 34 M Taft R. The Liturgy... P. 53. 35 Mathews Т. The Early Churches... Р. 161–162 36 Taft R. The Liturgy... P. 53_54. Поминовения появились лишь в средние века, а тропарь, читаемый при поставлении даров, возник только b ΧIII-XIV вв, под влиянием усиления аллегорического подхода к литургии. Полное описание Великого входа и сопряженных с ним обрядов можно найти в классической работе: Taft R. The Great Entrance...

http://predanie.ru/book/220309-tvoreniya...

Однако и в других творениях святителя Григория этого периода есть места, в которых более или менее определенно говорится о нескончаемости мучений грешников. Например, в сочинении «Против отлагающих крещение» ( Προς τος βραδνοντας εις το βπτισμα) (381 г.) он пишет: «Душу не просвещенную и не украшенную благодатью возрождения, не знаю, примут ли Ангелы после разлучения ее от тела. И как это может быть, когда она не запечатлена, и не носит никакого знака Владычного? Естественно, она будет кружиться в воздухе, блуждая, носясь туда и сюда, никем не взысканная, как не имеющая господина, желающая успокоения и приюта и не находящая, тщетно скорбящая, бесплодно раскаивающаяся, подобно богачу, который, облачаясь в порфиру и виссон, во всякого рода наслаждениях и роскошной жизни готовит вещество для неугасимого огня " 133 . В «Беседах о Блаженствах» ( ΛYοι εις τος μακαρισμος), «Слове 5»: «А кто богатство свое тщательно скрывал под печатями... стремглав повлечется в темный огонь... презирай ты скорбящего, презрят и тебя гибнущего; бегал ты случаев оказать милость, и от тебя побежит милость... Кто озарит тьму? Кто угасит пламень? Кто отвратит неумирающего червя?» 134   Последние риторические вопросы подразумевают ответ: «Никто», – и весь контекст указывает на нескончаемость мучений. К сожалению, точное время написания этого произведения не установлено. При таком положении дел, возможно, наоборот, стоит усомниться в неподдельности еретиками сочинений Григория Нисского этого периода, говорящих о всеобщем спасении и полном апокатастасисе, как это и предполагал в VIII веке святитель Герман I, патриарх Константинопольский (см. выше в этом же п. 7). И, наконец, следует добавить последнее замечание о работе Оксиюка Ф. М. Он определенно был неправ. Слово αινιος применяется святителем Григорием Нисским и в смысле бесконечности, например, в «Слове против Ария и Савелия», когда он пишет о противоположностях, упоминая и гибель вечную ( λεθρον αινιον), и вечную жизнь ( αινιον ζω#942; ν). (И само слово гибель ( λεθρον) означает погибель, уничтожение). Также и в выражении: (Сын. – Авт.) вечно будет царствовать с Отцем ( εις ανα βασιλεσει συν τφ πατρ). Кроме того, в произведении «О нищелюбии и благотворительности» святитель Григорий Нисский употребляет слово διαιωνζουσα – увековеченная, непреходящая (огненная кара) от αν – век (см. цитаты 1 и 15 со ссылками в Приложении). Но в любом случае в более поздних произведениях святителя Григория Нисского открывается уже совсем другая картина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010