Закрыть itemscope itemtype="" > Под домашний арест! Василий Бойко-Великий решением Мосгорсуда освобожден из СИЗО под домашний арест… 14.05.2021 2273 Время на чтение 4 минуты 13 Мая 2021 года в Московском городском суде состоялось заседание по очередному ходатайству следствия о продлении ареста с содержанием в СИЗО известного православного общественного деятеля и производителя молочной продукции Василия Вадимовича Бойко-Великого , который содержался под стражей с 19 Июня 2019 года. Судья Сергей Геннадьевич Подопригоров, рассмотрев доводы обвинения и защиты, принимая во внимание состояние здоровья, возраст и высокую общественную репутацию обвиняемого, принял решение об освобождении узника Василия из СИЗО под домашний арест. Ура! Дерзаю считать данное событие большой духовной победой самого молитвенника узника Василия, сочувствующего ему Духовенства и православной общественности, сотрудников и читателей «Русской Народной Линии». Конечно, домашний арест — совсем не свобода, но после 23 месяцев тюрьмы впервые появилась возможность полноценного медицинского обследования и восстановления подорванного заключением здоровья в домашних условиях, а самое главное — воссоединения с Родными. Василий Вадимович с супругой Анной Владимировной Сам Василий Вадимович Бойко-Великий, выйдя из здания суда, первым делом воскликнул о Христе Воскресшем и сказал слова сердечной благодарности всем, кто молится о его освобождении, и направился к Часовне Святителя Николая Чудотворца на территории сквера Мосгорсуда, дабы возблагодарить Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу и всех Святых за Их Милость! Ещё рано утром я через социальные сети просил молитв об узнике Василии: «Все предыдущие суды — Басманный, Московский городской продлевали или подтверждали арест, а Апелляционный и Кассационный отклоняли апелляции и кассацию заключенного по данному вопросу. И хотя мала вероятность того, что ныне Мосгорсуд не продлит арест узника Василия, все же прошу, Дорогие Друзья и Читатели, сочувственно настроенные к судьбе узника Василия, Ваших молитв о его освобождении и облегчении участи. А Надежда на справедливость есть всегда. И наше свидетельство перед Господом о нашем желании справедливости все же полезно и для нас, и для томящегося в узилище вот уже 23 Месяца узника Василия. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси, сохрани, укрепи и освободи раба Твоего узника Василия и его святыми молитвами помилуй нас! Аминь» .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/14/po...

иером. Антоний (Ламбрехтс) «Хотя я и живу на Западе и во многом высоко ценю и даже люблю Запад, но все же я не «западник». Я гораздо более люблю греческий мир, чем латинский; Византию, а не Западное средневековье, и, конечно, Православие, а не римский католицизм. И также очень люблю Россию, всю ее культуру и историю, хотя Византия и «патристическое Православие» мне, пожалуй, еще ближе и ценнее».  Это одновременно культурное и эклезиологическое кредо, которое Владыка Василий исповедует как некий крик души в своем письме 1956 года из Оксфорда к племяннику Никите, есть своего рода характеристика его отношения к Католической церкви и к отдельным католикам, постоянные встречи с которыми Господь посылал ему на протяжении его долгой жизни. Его взгляд – это в первую очередь взгляд веры, веры, укорененной в наследии Отцов древней Церкви, веры греческих Отцов (прежде всего каппадокийцев), веры таких византийских мистиков как преподобный Симеон Новый Богослов и святитель Григорий Палама , его «первая любовь». Можно без сомнения сказать, что его настоящим Отечеством на этой земле была вера Отцов Церкви. Исходя именно из этой веры он говорил о Церкви: Православной (русской или греческой) и Католической. Его взгляд на Католическую Церковь есть прежде всего взгляд богослова, а не экуменического дипломата. Он не любил компромисы и дежурные любезности в ущерб (как ему казалось) истине, православию или церковной традиции. Он так и остался всю свою жизнь афонским монахом... Именно на Афоне, где в 1924 году он принял монашеский постриг, будущий архиепископ Василий впервые открыл для себя наследие Отцов. Там он знакомится с творениями Григория Паламы , причем намного раньше всплеска паламизма на Западе, случившегося в 50-х годах прошлого столетия. В 1936 году он публикует в Праге свой труд «Аскетическое и богословское учение святителя Григория Паламы », который будет сразу же переведен на английский и немецкий языки.  В афонских библиотеках он находит первые матриалы для критического издания «Огласительных слов» святого Симеона Нового Богослова , изучению и изданию которых он посвятит несколько десятилетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Коллектив авторов Скачать epub pdf С. М. Зарин. Учение святого Василия Великого о Святом Духе 233 Четвертый век христианской эры был временем особого возбуждения богословской мысли и в этом отношении по всей справедливости может быть назван «золотым веком». Он оказал незаменимую услугу вообще нашей догматике и, в частности, делу раскрытия и уяснения вопроса о Святом Духе. На этом поприще потрудились такие светила богословской мысли, как Афанасий Великий , Григорий Богослов , Григорий Нисский и в числе их святой отец Василий Великий , епископ Кесарийский. Он жил и действовал во время разгара арианских и так называемых духоборческих (последних часто под прикрытием и именем арианства) волнений. Конечно, и прямые последователи Ария представляли по рассматриваемому нами вопросу для Церкви опасность – из арианских воззрений логически вытекала и тварность Святого Духа. Но такая опасность со стороны ариан умерялась тем, что эти еретики были уже осуждены Вселенским Собором 234 . Что же касается так называемых духоборцев из числа бывших полуариан, которые принимали Никейскую веру и в то же время отрицали божество Святого Духа 235 , то эти были гораздо опаснее, – опаснее особенно потому, что скрывали свои заблуждения под личиной правоверия и даже выказывали себя защитниками его. «Веру, изложенную в Никее, – возражали они, по словам св. Епифания, православным, – исповедуем и мы; докажи же, сделай милость, на основании ее, что Дух Святой причисляется к Божеству» 236 . Против этих еретиков Василий Великий вооружался не только словом в проповедях, но и письменно. Так, в защиту православного учения о Святом Духе он написал «Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия», «О Святом Духе. К святому Амфилохию, епископу Иконийскому»; письма – к брату Григорию, к Кесарийским монахам и проч. 237 Особенно замечательны из его произведений по вопросу о Святом Духе первые два – «Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия» 238 и «О Святом Духе. К святому Амфилохию». В них он собрал против еретиков-духоборцев все, что только можно было собрать, – собрал, надо заметить, настолько обстоятельно, что эти произведения не потеряли для Церкви своего значения и теперь, если бы ей пришлось бороться с подобного рода еретиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

На месте, где в настоящее время находится Сретенский монастырь, в древности было Кучково поле, служившее местом казни преступников. Так, в летописи имеется запись, что здесь в 1378 году был казнен тысяцкий Иван Васильевич Вельяминов со своим сообщником купцом Некоматом, противившиеся великому князю Дмитрию Иоанновичу Донскому. В 1385 году здесь была построена небольшая церковь во имя преподобной Марии Египетской. Спустя десять лет грозный ордынский царь Темур-Аксак с несметными силами вторгся в пределы России, сжег город Елец, избил массу народа и устремился к Москве. Великий князь московский Василий Дмитриевич выступил навстречу врагу с войсками в г. Коломну, а управлять Москвою поручил своему дяде князю Владимиру Андреевичу Храброму, герою Куликовской битвы. Великий князь Василий Дмитриевич, глубоко веруя в заступление Царицы Небесной, написал к Московскому митрополиту Киприану, чтобы из Владимира была принесена с подобающей честью чудотворная икона Владимирской Божией Матери, написанная, по преданию, святым евангелистом Лукою. Желание великого князя было исполнено, и 26 августа 1395 года чудотворная икона Владимирской Божией Матери была принесена в Москву. Навстречу этой святой иконе из Кремля направился крестный ход, и на Кучковом поле чудотворная икона была встречена москвичами; с крестным ходом икону понесли в Успенский собор; народ падал ниц пред святыней, восклицая: «Мати Божия, спаси землю русскую», и совершилось чудо: завоеватель Темур-Аксак в самый день 26 августа поспешно оставил русскую землю. Летописцы сообщают, что в тот самый день и час, когда москвичи на Кучковом поле встречали икону Владимирской Божией Матери, татарский хан дремал в шатре, и ему представилось видение: с вершины высокой горы сходили к нему святители с жезлами, а над ними в лучезарном сиянии Божия Матерь, окруженная множеством воинов, вид которых был как молния и которые устремились на Темура. Проснувшись, хан страшно испугался и поспешно оставил пределы русской земли. Великий князь Василий Дмитриевич в благодарность Господу Богу за избавление России от разорения татарами заложил на Кучковом поле храм во имя Владимирской Божией Матери и в нем поставил точный снимок с чудотворной иконы Владимирской Божией матери, а при этом был основан Сретенский монастырь. Сама чудотворная икона была поставлена в Кремле, в соборном храме Успения Богоматери, где находится и в настоящее время. В память избавления России от нашествия татар 26 августа установлен в 1395 году в Сретенский монастырь крестный ход.

http://pravoslavie.ru/32868.html

На фоне звучных имен христианских писателей V века — таких, как святители Иоанн Златоуст или Кирилл Александрийский, — имя Василия, предстоятеля Селевкийской Церкви в течение почти сорока лет (после 431–468), отходит на второй план. Этому в немалой степени способствовали его достаточно непоследовательные шаги на поприще церковной политики, которая к середине V столетия находилась в стадии сложных догматических споров, получивших название христологических. На церковном соборе в Константинополе (448 г.), где среди прочего разбиралось дело столичного архимандрита Евтихия, обвинявшегося в ереси монофизитства, Василий был одним из тех, кто предложил формулировку, выражающую православное учение о двух природах во Христе 2 . Однако вскоре он принял участие в печально известном “разбойничьем соборе”, состоявшемся в Ефесе в 449 году. Здесь возобладали сторонники опального архимандрита, которого признали невиновным, вернули ему былые церковные полномочия, а константинопольского патриарха Флавиана сместили. Во главе победителей стоял Диоскор, епископ Александрийский, которому подчинялась специальная комиссия, в которую среди прочих входил и Василий Селевкийский. По сохранившимся сведениям собор проходил в условиях жесткого принуждения и силового давления на участников. Так, в распоряжении Диоскора находился воинский гарнизон, который при малейшем намеке на сопротивление генеральной линии собора врывался в зал заседаний и своим присутствием принуждал к подчинению 3 . За проявленное малодушие Василию пришлось сурово отвечать уже на Вселенском соборе, проходившем в Халкидоне в 451 году. Здесь среди прочего был поднят вопрос о лишении Василия Селевкийского и четырех других иерархов епископского сана. В конце концов дело было решено в пользу обвиняемых. Впоследствии Василий был твердым сторонником решений Халкидонского собора, в деяниях которого сохранилось написанное им письмо к императору Льву I 4 , направленное против избрания Тимофея Элура, известного своими монофизитскими взглядами, на епископскую кафедру Александрии.

http://pravmir.ru/slovo-na-svyatuyu-pash...

О чудесных исцелениях Рассказ об исцелении в Барешанском монастыре Из моего дневника (1935 г.) После сегодняшней Литургии в монастыре святого Меркурия привели к алтарю человека по имени Василий, чтобы мы прочитали над ним молитву. Василий выглядел вполне здоровым и разумно отвечал на все вопросы. Однако люди говорили, что в монастырь он приведен связанным, так как был в полном безумии. Священник Ристо Барешански уточняет, что при этом мужчина был лишен и дара речи, не мог даже слова произнести. Василия оставили на семь дней в монастыре. И священник несколько раз читал над ним молитву. Однажды утром, когда священник пришел в монастырь, Василий удивил его словами: «Отче, прошу, причасти меня». Таким образом, он успокоился, выздоровел и заговорил. Это живой пример силы и милости Божией. И свидетелями его были многие из тех людей, которые сегодня собрались в монастырь на храмовый праздник. Рассказ о безумной женщине Протоиерей Иоанн Бошкович рассказывает следующее: «Как-то на Троицу я был в Остроге. Приехал и митрополит Митрофан с Цетинья. Народа множество. Вдруг видим: какие-то мужчины ведут семеро коней, на одном коне сидит связанная женщина, которую с обеих сторон поддерживают, а на остальных – вещи и палатка. Один из этих мужчин узнал меня и обратился: «Помоги, прошу, нам с этой женщиной. Она из Мостара – жена главного директора австрийской налоговой инспекции в Герцеговине. Да вот полностью обезумела. Мы привезли ее к святому Василию. Так не поможешь ли, не подскажешь ли, к кому обратиться?» Я направил его к митрополиту, а митрополит определил мне позаботиться об этой женщине. Помню, звали ее Милчика, и была она, будто бы, католичка. Мы подвели ее к раке с мощами, а потом заперли в темной келье. Она дико кричала, ломала вещи и бросалась на людей. Каждый день за ее здравие читалась молитва у раки. На третий день она умолкла. Мы отперли келию. Женщина спокойна. И спрашивает: – Боже, а где это я? Мы ей объяснили. Она заплакала. Но была уже вполне при уме, здорова и спокойна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Образ Сербии. Православная Босния На северо-востоке современной Боснии расположена Зворницко-Тузланская епархия Сербской Православной Церкви. Ее основание связано с именем сербского короля Драгутина (конец XIII – начало XIV вв.). В XV веке кафедра православных митрополитов находилась в Сребренице. Во время турецкого владычества кафедра располагалась в приобретшем особое значение Зворнике. В XVI веке Зворницкая епархия находилась в составе сербской Печской Патриархии, но после ее упразднения в 1766 году оказалась под юрисдикцией Патриархии Константинопольской, а на кафедру стали назначаться епископы-греки. В середине XIX века кафедра была перенесена в Нижнюю Тузлу. После Берлинского конгресса 1878 года Босния и Герцеговина попали под управление Австро-Венгрии. В 1892 году митрополитом Зворницко-Тузланским назначен серб Николай Мандич, при котором жизнь епархии развивалась во всех отношениях. Начало Первой мировой войны было ознаменовано для епархии погромами православного населения и террором австрийской военной администрации. После войны Зворницко-Тузланская митрополия вошла в состав восстановленной единой Сербской Патриархии. В годы Второй мировой епархию вновь постигли тяжелые испытания. Оказавшись на территории марионеточного Независимого Хорватского государства, она в полной мере испытала на себе террор усташей, осуществлявших геноцид православного населения. Мученическую кончину приняли многие священнослужителей, пострадали десятки храмов, подверглись уничтожению церковные архивы и библиотеки. В то же время на Церковь обрушился террор коммунистов, который продолжился и после окончания войны. Несмотря ни на что, в послевоенные годы под руководством епископов Нектария, а затем Лонгина шло восстановление церковной жизни. В 1978 году на кафедру назначен нынешний епископ Зворницко-Тузланский Василий (Качавенда). С приходом владыки Василия епархия пережила настоящее возрождение. Во время гражданской войны 1991–1995 годов на территории епархии шли ожесточенные бои. Сербские святыни и церковные объекты разоряли исламские фундаменталисты и хорватские националисты-усташи. Из-за артиллерийских обстрелов епископского двора владыка Василий вынужден был перенести свою резиденцию из Тузлы в Биелину. По окончании войны владыка Василий делает все возможное для оживления церковной жизни, восстановления разрушенных и строительства новых святынь. В настоящее время епархия является одной из наиболее организованных в административном отношении. На ее территории расположены такие древние монастыри, как Тавна, Озрен, Ловница, Папрача, Кнежина, Сасе и др. Монастырь святителя Василия Острожского в Биелине

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery68....

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 Гносеология, то есть учение о познании, заслуженно занимает первостепенное место в традициях европейской философии. Именно этим разделом теоретического знания открываются наиболее фундаментальные и полные изложения больших философских систем античности. В новоевропейской философии вообще стало совершенно невозможным приступать к построению метафизической системы, не добившись кристальной ясности в своих представлениях о природе знания как такового. Потому от Декарта и Гоббса до Канта и Гегеля теория познания была первейшим предметом философской рефлексии. Справедливо это и по отношению к христианскому богословию патристического периода. Наиболее крупные систематики богословского учения Церкви основательно продумывали и опытно обосновывали теоретические предпосылки богословского знания 1 . Одним из показательных примеров такого рода осмысления возможностей и способов обретения достоверного богословского знания является опыт богословской гносеологии святителя Василия Великого. От времени Великих каппадокийцев нас отделяет более 1600 лет. Однако их образ не тускнеет с веками. Их мысль представляет неиссякаемый источник для богословского вдохновенья. Их наследие побуждает учёных вновь и вновь предпринимать попытки научной интерпретации различных аспектов их учения, поскольку их богословие по общему признанию является образцовым. Среди трёх Каппадокийцев 2 святитель Василий заслуженно занимает первое место. Он оказался явным лидером не только для своего младшего брата Григория Нисского, но и для старшего по возрасту друга Григория Богослова. Во многих направлениях богословской и церковной деятельности именно он делал первый шаг; за ним потом следовали оба Григория. Святителю Василию принадлежит первенство в жёстком богословском противостоянии с евномианами 3 ; он же сказал первое слово в споре с пневматомахами 4 ; он первым обличил заблуждения Аполлинария 5 . Василий первым приступил и к аскетическим подвигам; первым он встал на путь церковного служения; первым стал епископом, и именно по его настоянию епископский сан приняли и Григорий Нисский, и Григорий Богослов.

http://pravmir.ru/vasiliy-velikiy-o-pozn...

От кого происходил Святой Василий и где родился, не сохранилось никаких известий. Сохранилось только немного указаний в песнях церковных на то, как началось его духовное рождение. Церковь , верная хранительница священной памяти сынов своих, прославляя Святого Василия, называет его рабом Господним, освященным от пелен 2 . Следовательно, передает нам, что духовное его рождение началось с самого младенчества освящением свыше, в святом крещении. Просвещенный Духом Божиим Святой Василий с юношеского возраста умертвил телесные чувства свои воздержанием и страхом Божиим 3 и сделался рачителем благочестия 4 . Первые подвиги своего благочестия начал он в Муроме. Там принял Святой образ монашеского благо украшения – и уже сиял всеми образы мудрости и благочестия 5 , когда Промыслу Божиему угодно было, ради святого жития его, дать ему сан Архиерея 6 , избравшей на череду служения Церкви Муромской и Рязанской. Об этом избрании Святого Василия в сан Епископа находится сказание в житии Муромских чудотворцев благоверного князя Константина и чад его, помещенном в Прологе под 21 числом мая 7 . Оно начинается так: «Спустя много лет по скончанию благоверного князя Константина и чад его и после запустения града Мурома от неверных людей, и спустя много лет после благоверного князя Петра и княгини Февроньи прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич и поставил себе двор в Муроме; тоже учинили бояре его и все купцы города Муром. Сей князь обновил церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Муром и второй храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил у церкви их, по-прежнему, Епископа именем Василий, мужа праведного и благочестивого». Итак Георгий Ярославич, сын Ярослава Юрьевича 8 , о котором упоминается еще в 1248 году 9 , взял Муромское княжение, без сомнения, по смерти отца, нашел город Муром опустошённым 10 , обновил его 11 и, желая иметь в нем, по-прежнему, Епископа, избрал Василия, как мужа праведного и благочестивого. Кто же посвятил Святого Василия в сан Епископа? Так достоверно известно, что Иосиф, Епископ Рязанский, предшественник Святого Василия, посвящен Митрополитом Максимом, а Митрополит Максим управлял Церковью России с 1283 по 1305 год 12 ; то нет сомнения, что и Святого Василия посвятил Епископом в Муроме тот же Митрополит Максим, может быть, в то время, когда в 1285 г. ходил он «по своему обычаю по всей земле Русской, уча и наказывая и управляя». Ибо лучшим средством к управлению Церковью считали святители в России назначения в удельных княжествах Епископов. Неправедное изгнания его из Мурома

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Разделы портала «Азбука веры» ( 36  голосов:  3.6 из  5) 1909 год 1 января Встреча нового года. — Бабаевский блаженный Василий Александрович. — Преп. Елеазар Анзерский. Вот уже и год прошел, да еще с прибавком в три месяца, как мы живем под покровом Царицы Небесной в Ее обители Оптинской. Не видали, как пролетело это время. Новорожденного младенца семьи вечности — 1909 год — встретили всенощным бдением в Казанской церкви благословенной Оптиной. Ходили всей семейкой, разросшейся, благодарение Богу, до одиннадцати душ. Отстояли всенощную до величания великого святителя Василия, приложились после Евангелия к его образу и после четвертой песни канона, около 10 часов вечера, пошли домой. Служба началась в половине седьмого, а конца первого часа и отпуста ранее половины одиннадцатого не дождаться: не всем моим под силу выстаивать до конца такие бдения, да и самому мне грех похвалиться выносливостью к монастырским стояниям, кроме тех, увы, редких случаев, когда, нежданная, негаданная, посетит нечувственное окаменелое сердце небесная гостья — молитвенная благодать Духа Святаго, «немощная врачующая, оскудевающая восполняющая». Ну, тогда стой хоть веки!… К одиннадцати часам вечера пришел к нам иеромонах о. Самуил с двумя клиросными, перекусили кое-чего с нами, выпили чайку и начали в моленной новогодний молебен. Была полночь, а в моленной мы и певчие пели «Бог Господь и явися нам…» Идеальная встреча нового года! Как благодарить за нее Господа? — Крестообразно! — сказал мне как-то, года три назад, в Николо-Бабаевском монастыре на подобный же вопрос один полублаженный, а может быть, и блаженный, некто Василий Александрович, проживавший, в холодной трепанной одежонке, и лето и зиму в омете соломы около монастырского молотильного сарая. — Как? — переспросил я. — Да так, очень просто, — ответил Василий Александрович и осенил себя крестным знамением. — Так и благодарите! — добавил он с милой, детски наивной улыбочкой. Верстах в пяти от монастыря у Василия Александровича было что-то вроде поместья, — дом, надельная и наследственная, родителями благоприобретенная земля, — но он, как говорили мне, до этого не касался, предоставив все во владение семейному своему брату; сам же он был бобыль и довольствовался как жилищем монастырским ометом.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010