Жизнь и труды святителя Макария… С. 402), а также: Мф 25:16 (Речь Митрополита Макария к царю при встрече в Москве после покорения Казани (1552, ноября 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 414); 7) больши сея любви никто же имать, аще кто положит душу свою за други своя (Ин 15:13) (Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13); Речь Митрополита Макария к царю при встрече в Москве после покорении Казани (1552, ноября 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 406, 414); 8) видит волка градуща, и оставляет овца и бегает (Ин 10:12) (Поучение Митрополита Макария о глаголющих и смеющихся в храмах (1547–1551)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 395); 9) сим образом творя, много поживеши лет, и приложат ти ся лета животу (Притч 9:11) (Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 407); 10) узриши сыны сынов твоих (Пс 127:7) (Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 369); 11) ложе несквернено (Евр 13:4) (Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 368); 12) мудрость плотцкая вражда на Бога, закону Божию не повинуетца (Рим 8:5–6) (Учительное послание Митрополита Макария в Свияжск к царскому войску (1552, мая 21)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 400); 13) Жене муж должную любовь да воздает, тако же и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж; тако же и муж своими телом не владеет, но жена. Не лишайтесь друг друга, точию от согласиа, ко времени; да празнуете в посте и в молитве и вкупе соберайтесь, да не искусит вас сатана, за неудержание ваше (1 Кор 7:1–5) (Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля, 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 368).

http://pravmir.ru/k-voprosu-ob-avtorstve...

810. Василики Г. Коста. Присутствие Архиепископа Святого Луки в Греции [Текст]/Василики Г. Коста//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013. С. 141–150. 811. Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) [Текст] : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва : Изд-во ФГКУ ГВКГ им. Н. Н. Бурденко, 2013. 488 с. 812. Духовное и врачебное наследие Святителя Луки – профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого [Текст]: о четвёртой междунар. науч.-практ. конф. в филиале 3 глав. воен. клинического госпиталя им. акад. Н. Н. Бурденко: к 135-летию со дня рождения Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) , сост. 31 мая 2012 г./И. Б. Максимов [и др.]//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013. С. 46–63. 813. Козовенко, М. Н. Памятные места в Москве , связанные с именем Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) [Текст]/М. Н. Козовенко, В. Н. Князев//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013. С. 114–127. 814. Кузыбаева, М. Н. Об экспозиции к 135-летию со дня рождения В.Ф. Войно-Ясенецкого в музейном комплексе СГМУ в Архангельске [Текст]/М. Н. Кузыбаева//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013. – С. 179–185. 815. Четвертая международная научно-практическая конференция «Духовное и врачебное наследие святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)» [Текст]: [тезисы]//Военно-мед. журн. 2013. 4. С. 88–92. 816. Иванов, Д. Архангельская ссылка святителя Луки [Текст]: 25 апр. 2012 г. дата открытия новой экспозиции в архангельском музее истории медицины Европейского Севера, на которой будут представлены подлинные предметы, связан. с периодом архангельской ссылки проф. хирургии и епископа Рус. Православ. Церкви свт. Луки (Войно-Ясенецкого) /Д. Иванов, А. Андреева//Православная ярмарка. 2013. (весна). С. 22– 23 : фот. цв. (Тема номера).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Наиболее цитируемые Книги — Псалтырь (36 цитат) и Евангелие от Матфея — 17 цитат. Впрочем, при более тщательном выявлении цитат их число может возрасти. В результате проделанной работы были выявлены некоторые общие цитаты, встречающиеся в данном Послании и в других творениях Святителя. В тексте все эти фрагменты подчёркнуты и в примечаниях к подчёркнутому указано, где они встречаются в других документах Святителя. Их всего тринадцать; укажем эти цитаты здесь: 1) яко пси гладнии, языки своими полижют землю, ангил Господен буди погоняй (Пс 34:6) 19 (ср. Послание святителя Макария царю Иоанну Грозному под Казань в 1552 году//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 410); 2) Аз воздвигох тя Царя правде, и призвах тя правдою, приях тя за руку и укрепих тя (Поздравительная речь Митрополита Макария нововенчанному царю Иоанну IV (1547, января 16); Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 365, 406. См. также эту цитату в Послании архиепископа Пимена царю: Акты исторические. Т. 1. СПб., 1841. С. 550; Архимандрит Макарий. Новгородский архиепископ Пимен (1552–1570)//Альфа и Омега. 2003. 1(35). С. 134); 3) един поженет тысещу, а два двигнета тмы (Втор 32:30) (ср. Послание святителя Макария царю Иоанну Грозному под Казань в 1552 году//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 409); 4) двери медная и железныя сломлю (Ис 45:2) Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 406); 5–6) затем следует назвать незначительные по объёму фрагменты: 4 Цар 10:35 (см.: Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий.

http://pravmir.ru/k-voprosu-ob-avtorstve...

Philocalie, 1–20 Sur les Йcrimures//Sources chremiennes. 302. 1983. P. 449. Примеч. 5. 16 Trouillard J. onomastique selon Proclos//De Jamblique … Proclus/Entretiens prepares et presides par H. Dorrie. — Gen–ve, 26–31 1974. P. 239–251. 23 Basilius. Regulae brevius тгастатае, 278//PG 31, 1277; ср.: Бог внемлет не языку, но мысли говорящего. — Слово 18 На мученика Гордия//PG 31, 504А. 24 Basilius. Homilia 3 In illud: attende tibi de Basile de Cesaree sur le mot toi par S. Y. Rudberg. Stockholm, 1962. P. 23; русск. текст: Святитель Василий Великий. Беседа 3. На слова: внемли себе//Творения… Ч. 4. М., 1993. С. 30. 25 Basilius. Hexaemeron III.24; русск. текст: Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев//Творения… Ч. 1. С. 39. 26 Basilius. Contra Eunomium II.4; русск. текст: Святитель Василий Великий. Против Евномия. С. 65. 27 Там же. I.7.16–17. Несколько ниже святитель Василий говорит о том, что именование Бога Отцом является обозначением Его деятельности, а не сущности. — Там же. I.24.13–15. 30 Basilius. Adversus Eunomium I.10.1–10. P. 204; русск. текст: Святитель Василий Великий. Против Евномия. С. 31. 31 Dani—lou J. Eunome et neoplamonicienne de Cratyle//Revue des Йmudes Grecques. 69. 1956. P. 412–432. 32 Gregorius. Adversus Eunomium II 404//Gregorii Nysseni Opera T. I/Ed. W. Jaeger. Leiden, 1960. P. 344. 33 de Durand G. M. Eunome//Dictionnaire des Philosophes Antiques. T. 3/Publie sous la direction de R. Goulet, avec une Preface de P. Hadot. Paris, 1989. P. 330–331. 34 В частности, Прокл действительно полагает, что некоторые имена являются богооткровенными и соответствуют природе их носителей; вместе с тем он признает, что некоторые боги слишком возвышенны, чтобы быть поименованными кем-либо.

http://pravmir.ru/yazyikovoy-argument-v-...

К Александрийской школе также примыкали выдающиеся Каппадокийские богословы: Василий Великий , Григорий Богослов и Григорий Нисский . Святитель Василий Великий (ок. 330–379 гг.) Святитель Василий Великий родился в Кесарии, главном городе Каппадокии. Его родители Василий и Еммелия отличались высоким христианским благочестием. Первые годы своей жизни Василий Великий провел у благочестивой своей бабки Макрины. Христианские уроки и наставления, полученные им в семье, глубоко запали в юную душу Василия и определили всю последующую его деятельность. Первоначальное образование он получил под руководством своего отца, который был знаменитым ритором и адвокатом, затем учился в Кесарийской школе. Для завершения образования в Константинополе молодой Василий слушал знаменитого языческого ритора Ливания и, наконец, отправился в Афины. Здесь он провел около пяти лет, занимаясь разными науками и особенно философией и красноречием. В Афинах Василий встретился с Григорием Богословом , что положило начало неразрывной дружбе на все последующие времена. По окончании образования Василий возвратился в Кесарию и стал адвокатом. Но религиозная настроенность влекла его к другой жизни. Приняв крещение, он отправился путешествовать по Сирии, Палестине и Египту. В это путешествие он познакомился с жизнью отшельников и увлекся их образом жизни. По возвращении из путешествия он удалился в одно живописное уединенное место на берегу реки Ирисы и здесь в тишине занимался изучением Священного Писания и сочинений церковных писателей, особенно Оригена . Около Василия стали селиться и другие подвижники, там и возникла обитель. Но он недолго прожил в этом уединении. В борьбе с арианами Кесарийские епископы нуждались в помощниках, поэтому Василий вызван был на родину. Посвященный в сан пресвитера он проявил свои способности проповедника. Духовные потребности своей паствы он удовлетворял своими увлекательными проповедями. Каждый день, а иногда два раза в день, проповедовал он слово Божие, привлекая к себе широкие массы народа. Заботливость о бедных и любовь ко всем страждущим были отличительными чертами Василия. В 368 г. Кесарию постиг голод, цены на хлеб поднялись. Под воздействием замечательного проповедника богачи открыли свои житницы для бедняков. Духовный отец сам подал пример благотворительности, продав свое имущество для того, чтобы на эти деньги кормить голодающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству Свято-Троицкой Сергиевой Лавры право переиздать книгу «Митрополит Московский Платон (Левшин)» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-13-1170. 122. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры книги святителя Филофея, Патриарха Константинопольского «Житие Святителя Григория Паламы» (2005), предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству Свято-Троицкой Сергиевой Лавры право переиздать книгу святителя Филофея, Патриарха Константинопольского «Житие Святителя Григория Паламы» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-13-1171. 123. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры книги святителя Каллиста, архиепископа Константинопольского «Житие преподобного Григория Синаита» (2005), предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству Свято-Троицкой Сергиевой Лавры право переиздать книгу святителя Каллиста, архиепископа Константинопольского «Житие преподобного Григория Синаита» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-13-1172. 124. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры брошюры Василики Василиопулу «Святой Фанурий чудотворец» (2004), предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству Свято-Троицкой Сергиевой Лавры право переиздать брошюру Василики Василиопулу «Святой Фанурий чудотворец» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Побежали слуги – как на крыльях полетели. Едет Василий с угодником чужими странами. Народ все пошел диковинный, несуразный, неприветливый. По-русски совсем не хотят говорить. Сами лохматые, черные, а рыла у них скоблены, и глаза исподлобья, как у волка… Остался путникам всего один переезд. Завтра к обедне будут в Никитском соборе. Остановились на ночлег в селе у какого-то тамошнего стоешника, на выезде. Суровый мужик попался, вовсе неразговорчивый и грубый. Спросили овса для коней. «Нет овса, весь «Ничего, говорит возьми-ка пустой мешок из-под сиденья да потряси над яслями». Сделал по его приказу Василий, и из мешка полилось золотым потоком тяжелое пшеничное зерно: полны кормушки насыпал. Спросил поесть. Мужик знаками показывает: «Нет, мол, у меня для вас «Ну что говорит на нет и суда нет. Хлеб у тебя, Василий, есть?» – «Есть, батюшка, малая краюха, только черствый «Ничего. Мы его в воду покрошим и тюрю похлебаем». Поужинали, помолились и легли. Угодник на лавке. Василий на полу. Заснул Никола тихо, как ребеночек. А Василию не спится. Все у него как-то на сердце неспокойно… Среди ночи встал лошадей поглядеть. Пошел в конюшню, а оттуда бегом прибежал, лица на нем нет, весь трясется. Перепугался. Стал будить святителя. Николай, встань-ко на минутку, пойди со мною в конюшню, погляди, какая беда над нами стряслась… Пошли. Отворили конюшню. А уже на дворе развиднять стало. Смотрит святитель и диву дается. Лежат лошади на земле, все как есть на части порублены: где ноги, где головы, где шеи, где тулова… Взревел Василий. Лошадки уж больно хороши были. Говорит ему святитель ласково: ничего, Василий, не ропщи, не убивайся. Этому горю пособить еще можно. Возьми-ка да составь поскорее лошадей, как они живыми были, часть к части. Послушался Василий. Приставил головы к шеям, а шеи и ноги к туловам. Ждет – что будет. Сотворил тогда Николай-чудотворец краткую молитву, и вдруг мигом вскочили все три лошади на ноги, здоровые, крепкие, как ни в чем не бывало, гривами трясут, играют, на овес весело гогочут. Бухнулся Василий в ноги святителю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Об организации реабилитационных поездок на море подопечных церковного приюта для мам в Екатеринбурге рассказала его руководитель Ирина Наврось. Опытом создания центра помощи трудным подросткам поделилась руководитель Благотворительного фонда «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого» Юлиана Никитина. Сегодня Благотворительный фонд «Центр святителя Василия Великого» — единственная в России негосударственная организация открытого типа, куда в качестве альтернативы воспитательной колонии приговариваются судом подростки, совершившие преступление. Здесь подросткам, совершившим преступление, дают шанс на исправление без тюремного срока. Такой же центр помощи трудным подросткам решил создать руководитель социального отдела Черняховской епархии протоиерей Георгий Матвеев. Священник рассказал о причинах создания такого епархиального центра. «Когда я узнал, что существует такое уникальное место — Центр святителя Василия Великого, где работают с трудными ребятами, и что процент исправившихся подростков достигает 80%, я сначала не поверил. И только посетив Центр и поняв принципы работы, я понял, что это все на самом деле реально. Особенно меня поразило, что основную воспитательную роль в этом Центре играют мужчины-воспитатели. Мужчины, которым интересно работать с этими ребятами. И этот интерес взаимен», — сказал протоиерей Георгий Матвеев. Также в ходе сессии директор центра помощи детям-инвалидам в честь святителя Луки Войно-Ясенецкого в Алатыре протоиерей Андрей Савенков рассказал о том, как создать проект помощи детям с инвалидностью и тем самым объединить приход. Православный центр помощи детям-инвалидам в честь святителя Луки Войно-Ясенецкого в Алатыре был создан в сентябре 2015 года. Своей главной задачей специалисты учреждения считают не только оказание психолого-педагогической помощи, но и духовной поддержки семьям с детьми с инвалидностью. Работа ведется в основном с детьми с ДЦП и ментальными нарушениями. В Центре работает группа дневного пребывания. С детьми занимаются логопед-дефектолог, хореограф, педагог по арт-терапии. Проводятся занятия по лечебной физкультуре, оборудован спортивный зал специально для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В настоящий момент в Центр приходят 35 детей с инвалидностью.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6077783...

В первую очередь это касается человека: нас Бог, – так начинает святитель Василий свою проповедь , шедевр гомилетики на слова из Второзакония внемли себе ( ), – дал нам употребление слова, чтоб открывали мы друг другу сердечные совещания и чтоб каждый из нас по общительности природы передавал ближнему свои мысли, как бы из некоторых сокровищниц износя их из тайниц сердца. Если б мы жили, имея душу ничем не покровенную, то могли бы тотчас понимать друг друга по одним помышлениям. Но поскольку мысли производит в нас душа, покрытая завесою, то есть плотью, то для обнаружения сокрытого во глубине нужны слова и именования. Поэтому мысль наша, как скоро получит знаменующий ее звук, перенесясь в слове, как в ладье, и переплыв через воздух, от говорящего переходит к 24 . Святитель Василий так передает процесс формирования слова: в мысли рождается образ предметов, потом, по представлении их, избрав значения свойственные и соответственные каждому предмету, человек излагает, а потом, передав мыслимое на производство словесных органов, таким уже образом, через сотрясение воздуха, нужное к членораздельному движению голоса, делает ясной свою тайную 25 . По мысли святителя Василия, значение имени или слова для знания вещей чрезвычайно велико, – именно слово завершает формирование представления о предмете. Вместе с тем преувеличивать это значение, как это делает Евномий, не следует, поскольку имя обозначает не сущность именуемого предмета, а только его признак: – пишет он, – служат к означению не сущностей, а особенных свойств, характеризующих 26 . Они сообразуются с различными действиями и проявлениями Творца в отношении творения 27 . Противостоя утверждению Евномия о естественном происхождении имени, святитель Василий пишет: за именами следует природа вещей, а наоборот, имена изобретены уже после 28 . В данном отношении святитель Василий близок тому, что пишет Аристотель 16а: имеют значение в силу соглашения, ведь от природы нет никакого имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

И сейчас на многих примерах я убеждаюсь, что это действительно так. Хороший пример тоже заразителен. Константин Малофеев родился в подмосковном Пущине в 1974 году. В 1996 году окончил Московский Государственный Университет им. Ломоносова по специальности «юрист». С 2003 по 2005 годы работал начальником Управления корпоративных финансов инвестиционно-банковского департамента АКБ «МДМ». С 2005 года — учредитель и управляющий партнер инвестиционной компании Marshall Capital Partners. Член советов директоров ОАО «Связьинвест» и ОАО «Ростелеком». Основатель Благотворительного фонда Святителя Василия Великого. О Фонде Святителя Василия Великого Созданный Константином Малофеевым Благотворительный фонд Святителя Василия Великого принимает активное участие в движении за безопасный Интернет. Стал одним из учредителей «Лиги безопасного интернета». Фонд оказывает помощь тяжелобольным детям, оплачивая операции и лечение малышей с врожденными пороками сердца, детей-сирот и других малоимущих пациентов. Для Центра им. Бакулева Фондом закуплено оборудование, которое успешно и продуктивно используется во время работы выездных бригад. В рамках программы «Сердце ребенка» Фонд проводит специальные акции и проекты, направленные на просвещение и поддержку родителей детей с врожденными пороками сердца. Фонд поддержал строительство и оснащение дошкольного образовательного учреждения в городе Сямжы Вологодской области, строительство которого было заморожено двадцать лет назад. Программа Фонда «Воспитание любви к Отечеству» включает в себя несколько больших и значимых проектов, которые посвящены православному образованию и просвещению. В нее входит создание анимационных исторических фильмов, поддержка президентских программ Российского фонда культуры, издание новых школьных учебников по русской литературе и истории. Главным проектом в этой области является поддержка и развитие Гимназии Святителя Василия Великого. Гимназия получила благословение на свою деятельность от покойного Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Сегодня гимназия расширяется. Начинается строительство нового здания гимназии на 400 человек.

http://pravoslavie.ru/44693.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010