А.В. Попов Глава 1. Прибытие святителя Тихона в Соединенные Штаты Америки § 1. Краткое житие св. Тихона: 1865–1898 годы Св. Тихон, в миру Василий Иванович Беллавин, родился 19/31 января 1865 г. в погосте Клин Торопецкого уезда Псковской губернии в семье священника Иоанна Тимофеевича Беллавина и его супруги Анны Гавриловны. С начала 1869 года семья Беллавиных жила в городе Торопце, где прошли детские годы святителя. По окончании в 1878 году Торопецкого духовного училища Василий продолжил учебу в Псковской духовной семинарии, которую в разное время закончили многие Беллавины, в том числе и о. Иоанн. В 1884 году Василия, как лучшего выпускника Псковской семинарии, отправили на казенный счет в Петербургскую духовную академию. В июле 1888 года со степенью кандидата богословия за сочинение «Кенель и отношение его к Янсенизму» 8 Беллавин В.И. вернулся в родную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия. 14/26 декабря 1891 года 26-летний Василий Беллавин, согласно прошению, был пострижен епископом Псковским и Порховским Гермогеном (Добронравиным) в монашество с именем Тихон – в честь святителя Тихона Задонского . На следующий день в Свято-Троицком кафедральном соборе Пскова Тихона рукоположили в иеродиакона, а 22 декабря 9 1891 г. (ст. ст.) – в иеромонаха. Но недолго о. Тихон служил во Пскове, уже в марте 1892 года он был назначен инспектором в Холмскую духовную семинарию. Молодой инспектор обратил на себя внимание архиеп. Холмского и Варшавского Флавиана (Городецкого), который способствовал служебному и должностному продвижению иером. Тихона: архимандрит (5/17 июля 1892 г.), ректор Холмской духовной семинарии (16/28 июля 1892 г.) и член [председатель с 1896 года] Холмско-Варшавского епархиального училищного совета, благочинный женских монастырей епархии (1/13 октября 1895 г.). За отлично-усердную службу архим. Тихон был пожалован орденом св. Анны второй степени (1895 г.) и получил право на ношение серебряной медали в память царствования императора Александра III (1896 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Традиции афонского монашеского общежития и чин избрания преемника игумену в Русском Пантелеимоновом монастыре Источник Скачать epub pdf Всевышнему Богу угодно было святую Свою Церковь создать таким образом, что она, духовно объединяя своих членов и верно руководя их по узкому и тернистому подвижническому пути к спасению души, предоставила человечеству множество способов и подробностей прохождения этого пути. Лучшим из этих способов и наиболее верным многие святые Православной Церкви, и среди них святитель Василий Великий , считали общежительное монашество, как основанное на Евангелии, на любви к ближнему, твердом духовном руководстве, на братских поддержке и помощи, взаимном назидании и научении. Своим образцом монашеское общежитие имеет первохристианскую иерусалимскую общину, жившую, как повествуется в Священном Писании ( Деян. 2:44–47; 4:32–35 ), в единодушии и единомыслии под руководством святых апостолов, все потребное для жизни имевшую в общем пользовании. Первые правила монашеского общежития были даны ангелом преподобному Пахомию. Святой Василий Великий , которого часто называют патриархом и главным законодателем православного монашества, развил и во многом дополнил эти первоначальные киновиальные правила таким образом, что применять их смогли подвижники, вышедшие из всех слоев христианского общества, живущие не только в пустынной местности, но и в городах или близ них. Правила святого Василия Великого сочетали строгую аскетическую дисциплину с воспитанием «добродетелей, совершаемых душою», заповедовали знать меру во всем, которую для каждого устанавливает духовный руководитель. Не настаивая на чрезмерных телесных подвигах, святитель особо подчеркивал важность внутреннего делания, памяти Божией и молитвы, изучения Священного Писания , дел любви к ближнему и милосердия, а также наставлял о духовно-просветительном значении монастырей. Таким образом, святитель Василий Великий изложил учение о деятельном подвижничестве и созерцательной жизни как целостном пути богоугождения и совершенствования через борьбу с греховными страстями и стяжание добродетелей. Именно правила святителя Василия Великого преимущественно принимали монашеские общежительные братства на Православном Востоке. Святитель придавал большое значение отшельничеству наряду с излюбленным им общежитием и стремился создать в своих монастырях и близ них все необходимые условия для желающих безмолвия и уединения, и это способствовало быстрому распространению его правил в последующие века на Афоне, насельники которого издревле практиковали все виды подвижничества.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/tra...

Милюково. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь, построенная в 1761 на средства Салтыкова, колокольня выстроена в 1790 на средства И. М. Олонкина. Двусветный четверик небольшой трапезной соединялся с пятиярусной колокольней. В трапезной придел Иоанна Богослова. Закрыта в 1930-х. Вновь открыта в 1942, в 1943 немцами взорвана колокольня. Формально храм не закрывался, но так и не был восстановлен и ныне в аварийном состоянии. Приписан к церкви в Тесово. Для богослужений оборудовано помещение в притворе. В семье настоятеля церкви родился известный геолог и почвовед В. В. Докучаев (1846-1903). www.vyazmablago.ru В 1846 году в селе Милюкове, что на левом берегу реки Касни, у священника сельской церкви Василия Сергеевича Докучаева родился сын, которого нарекли Василием. Родившийся в Сычёвском уезде мальчик, стал основоположником научного почвоведения, естествоиспытателем, знаменитым ученым Василием Васильевичем Докучаевым (1846-1903).  Отец Василий Докучаев служил в церкви села Милюково во имя Святителя Николая Чудотворца с 1825 года. За усердное прохождение должности священника он был награжден набедренником, скуфьею и камилавкою. 19 лет о. Василий был уездным благочинным. 44 года прослужил он православной церкви и 23 декабря 1868 года на 69 году жизни умер. Кроме священника Докучаева, в этот период в храме служил и благочинный священник Иоанн Смирягин. С 1862 года в храме служил зять Докучаева священник Василий Васильевич Сущинский, который в 1890-х годах был благочинным третьего округа Сычевского уезда. Но этот храм в селе Никола-Низ, а именно так ранее называлось село Милюково, не первый. Ранее, в 1756 году в селе был построен каменный храм во имя Святителя Николая Мир-Ликийского. От названия церкви и происходит старое название села, а точнее части названия Никола-Низ. Второй каменный храм в селе был построен в 1761 году, освященный во имя Святого Николая Чудотворца, Архиепископа Мир Ликийских. Храм был построен на средства князя Салтыкова. Первоначально храм был однопрестольный и без колокольни. Спустя 9 лет на средства сына князя Салтыкова подпоручиком Псковского пехотного полка был построен придел во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В этом храме была икона святителя Николая, почитаемая прихожанами за чудотворную.

http://sobory.ru/article/?object=18192

Научные воззрения святителя Василия Великого Святитель Василий Великий. Греческая миниатюра Святитель Василий Великий (330—379), память которого Святая Церковь чтит 1 и 30 января, обличитель арианской ереси, епископ Кесарии Каппадокийской, один из отцов литургии, учитель Церкви, — великий святой. Конечно, не образованием и не научными познаниями заслужил он такое прославление. Ибо устами святого апостола Павла Церковь учит, что «немудрое Божие премудрее человеков»: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1 Кор 1, 25, 27). И сам святитель Василий повторяет то же самое, когда, выражая мысль, очень поучительную для наших гордящихся своими познаниями времен, пишет: «Мудрецы много рассуждали о природе, и ни одно их учение не осталось твердым и непоколебимым, потому что последующим учением всегда ниспровергалось предшествовавшее… Мы же, хотя и не знаем природы сотворенного, но и то одно, что в совокупности подлежит нашим чувствам, столь удивительно, что самый деятельный ум оказывается недостаточным для того, чтобы изъяснить как следует самомалейшую часть мира и чтобы воздать должную хвалу Творцу, Которому слава, честь и держава». Однако для того, чтобы эти слова были доказательны, надо, чтобы говорящий их действительно обладал возможной полнотой известных человечеству знаний, чтобы никто не мог сказать, что он хулит то, чего не знает. Вопреки распространенному предрассудку современности, образованность святого Василия Великого была действительно чрезвычайно велика. Нам, русским, это особенно важно отметить, потому что творения святителя Василия Великого еще в начале X века были переведены на славянский язык болгарским пресвитером Иоанном Экзархом и издревле были любимейшим чтением наших предков. Не будем здесь касаться богословских знаний святителя Василия. Они обширнее, чем познания в этой области почти всех его современников, и много выше, чем богословские познания людей последующих поколений, среди которых светоч богопознания сиял уже менее ярко. Исключительно велики познания святителя Василия в области классической греческой литературы. Но мы будем говорить только о естественноисторических знаниях святителя Василия Великого, так как именно в этой области святым отцам часто приписывают мнения, совершенно не соответствующие их действительным представлениям.

http://pravoslavie.ru/2861.html

Закрыть Екатеринбургские останки не являются Царскими О научной конференции по исследованию обстоятельств убийства Царской Семьи Василий Бойко-Великий   Александр Бочкарев   Галина Ананьина   12:24 03.12.2021 6474 Время на чтение 12 минут Фото: А.В. Бойко-Великого От редакции: 28 ноября с.г. в Москве прошла конференция «Тайны убийства Царственных Мучеников. Новые материалы следствия и независимые экспертизы» , организованная Русским Православным Фондом имени Святителя Василия Великого (президент В.В. Бойко-Великий) при поддержке других организаций. Изначально конференция представлялась, как площадка для дискуссии экспертов следствия и независимых экспертов, не согласных с выводами следствия. Однако эксперты следствия отказались участвовать в конференции, назвав её сомнительным мероприятием», о чём уведомили редакцию «Русской народной линии» письмом . Предлагаем вниманию читателя отчёт о конференции, подготовленный её организаторами. 28 ноября в Москве в Большом зале конгрессов гостиницы «Космос» состоялась Международная научная конференция, посвящённая обстоятельствам убийства Царской семьи и вновь опубликованным материалам следствия по этому делу. В конференции приняли участие около 400 человек и несколько тысяч смотрело ее в режиме онлайн, на сайтах «Московские ведомости» (Mosvedi.ru), Amin.su, «Царский крест». С докладами на конференции выступили независимые эксперты и эксперты следствия. Вели конференцию организаторы: председатель Русского просветительного фонда имена святителя Василия Великого Василий Бойко-Великий и член правления Женского православного патриотического общества Галина Ананьина. Открыл конференцию Василий Бойко-Великий. Поприветствовав участников, ведущий призвал проявить научный открытый подход и провести открытую научную дискуссию по всем обстоятельствам убийства Царской семьи. С первым докладом выступил Пётр Мультатули кандидат исторических наук, потомок мученика Иоанна Харитонова, отдавшего жизнь за Христа и за Царя. Историк обратил внимание собравшихся на то, что из недавно изданного Следственным Комитетом РФ трехтомника «Преступление века. Материалы следствия» следует, что обещанная следствием экспертиза по ритуальному характеру убийства Царской семьи до сих пор не проведена. Более того, из представленных материалов трёхтомника следствия видно, что не был привлечен ни один современный специалист по ритуальным убийствам, которые имеются в России сегодня. Историк подробно изложил и указал на ошибки в изучении каббалистических надписей в Ипатьевском доме. Сочтя их относящимися к практике каббалы западноевропейского толка, историк заявил, что считает себя потерпевшим и в соответствии с Уголовно-Процессуальным законом России, он должен быть признан таковым следствием, ведущим Царское дело, как признаются другие наследники убитых.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/03/ek...

Заправленные добрыми началами в самом детстве в семье, святителиВасилий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – отличались прекрасными качествами во весь период своего школьного образования. Школы в то время, по преимуществу, были языческие. В них изучались науки: красноречие и философия, история и геометрия, физика, астрономия и медицина. Празднуемые святители все эти науки изучили в совершенстве. Но при этом ни системы философские, ни поучения языческих наставников, ни дурные примеры товарищей, ни светские удовольствия, ни увлечения юности – ничто не могло поколебать в них доброго направления. Вот как описывается школьная жизнь празднуемых святителей: в этом отношении особенно поучительный пример представляют Василий Великий и Григорий Богослов . С юных лет они познакомились и сдружились друг с другом, но особенно дружба их скрепилась в Афинах – в центре тогдашнего языческого мира, где они получали высшее образование. «Мы стали друг для друга всё, – писал св. Григорий, – и товарищи, и родные. Имея одну цель, мы непрестанно возрастали в любви друг к другу; казалось, что в обоих у нас было одно упражнение – добродетель, и одно усилие – стремиться от земного, жить для будущих благ ». Они заранее уяснили себе цель жизни своей и прямо, неуклонно шли путём своим. Они решились посвятить Богу все силы свои и старались приобрести богатство ума и знания для того, чтобы употребить их на служение Богу. Эта мысль побуждала их заниматься науками усердно и трудиться постоянно. Одушевляемые такой высокой целью, они не знали усталости и развлечения, постоянно занимались своим делом; сходились они только с теми товарищами, которые были близки им по направлению; знали в городе только две дороги: в школу и церковь . Господь Бог благословил труды этих двух друзей – двух юношей, и они скоро сделались лучшими учениками. Василий отличался глубиной ума и способностью к наукам философским; Григорий более всего любил словесные науки, чувствовал в себе дар слова и развивал эту силу, как орудия для служения Христу. Св. Иоанн Златоуст получал высшее образование в Антиохии, после Афин славившейся, в то время, своей школой, и, основательно изучая философию, красноречие и др. науки, он был одним из лучших учеников знаменитого в то время Ливания, красноречивого языческого оратора. Но, изучая светские науки, всеми силами души своей он тяготел к христианской благочестивой жизни. И у Иоанна было несколько друзей – товарищей, одушевлённых, как и он, любовью к Богу; они вместе трудились над науками, преуспевая в то же время в благочестивой жизни. К одному из своих друзей, увлёкшемуся прелестями мира, языческой суетой, он написал увещание («к падшему»). В этом первом его сочинении уже обнаружилась твёрдость и чистота нравственных его правил, и живое, и увлекательное красноречие, изливавшееся из сердца полного любви, которые, впоследствии, так его проставили и дали ему имя – Златоуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Митрополит Антоний: Чем опасны расколы? Невозможно пребывать в истине, опираясь лишь на человеческие силы. 1 декабря, 2014 Невозможно пребывать в истине, опираясь лишь на человеческие силы. Важнейший вопрос нашей современной жизни — это вопрос о единстве Церкви. Редакция портала «Православная жизнь» обратилась к Управляющему делами УПЦ, ректору КДА митрополиту Бориспольскому и Броварскому Антонию за комментарием. Какова главная причина возникновения расколов, чем рискуют люди, отпавшие от канонической Церкви? Почему возникают расколы? Чтобы понять, что такое церковные расколы и почему они возникают, лучше всего обратиться к каноническим правилам Православной Церкви. Об этом, например, подробно говорит святитель Василий Великий в своем знаменитом каноническом послании к епископу Амфилохию Иконийскому. Святитель Василий различает три категории лиц, отпавших от церковного общения. Это: еретики, раскольники и «составляющие самочинные сборища». Кто такие раскольники, еретики и люди, «составляющие самочинные сборища» Под еретиками он понимает тех, которые исказили какие-либо церковные догматы, то есть отступившие от чистоты веры. Раскольниками (по-гречески «схизматиками») называет «разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание». То есть, в основе раскола, по святому Василию, лежат разногласия о второстепенных вопросах церковного учения или церковного устройства, а не об основополагающих догматах. Третью категорию отпавших от церковного общения составляют так называемые «самочинные сборища» (по-гречески «парасинагога»). Под этим термином он понимает «собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом». Далее свт. Василий поясняет, что он имеет в виду: «Например, если кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив Кафолическую Церковь, — это есть самочинное сборище». То есть, в данном случае речь идет исключительно о дисциплинарных конфликтах. В истории Церкви мы, увы, знаем немало примеров и ересей, и расколов, и самочинных сборищ

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-che...

Москва. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " в Ховрине. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В конце XIV века в Москву переселился сурожский купец Стефан, по прозвищу Комра. Сын его также прозывался Комра, или Ховра, а внук имел уже фамилию Ховрин. Кто-то из потомков этого рода получил во владение вотчину на речке Лихоборке, которая получила название Ховрино по фамилии владельца. В конце 16-го века здесь была построена церковь во имя Великомученика Георгия. Строил её потомок Стефана Василий Третьяков-Ховрин. Эта церковь была сожжена отступниками в Смутное время. Возродил храм могущественный боярин Василий Борисович Шереметев. К 1646 году был построен деревянный храм Святителя Николая с Георгиевским приделом, а в 1682 году - вторая летняя холодная церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Страдавший многими недугами, Василий Шереметев вскоре умер, и вотчина перешла в государственную казну. В 1700 году Ховрино по указу Петра I было подарено его сподвижнику, генерал-фельдмаршалу графу Федору Алексеевичу Головину, потомку Ховриных. По кончине графа село по наследству перешло его вдове Софье Никитичне, которая на старом ховринском погосте выстроила каменную Знаменскую церковь. В 1749 году в небольшой трапезной был устроен тёплый придел Святителя Николая, а в 1753-1754 годах - придел мученика Севастиана и дружины его. Головины заложили основы регулярной осевой планировки усадьбы Ховрино, посадили липовый парк и " плодовитый сад " . В 1811 году усадьбу приобрел князь Оболенский. К этому времени церковь уже требовала ремонта. Новый владелец собирался также расширить Никольский придел. Но его планам помешала Отечественная война 1812 года. Наполеоновские солдаты ограбили и сожгли усадьбу, осквернили храм. В 1813 году Н.П. Оболенский всё же перестроил Никольский придел, Знаменский и Никольский престолы были вновь освящены, а Севастиановский придел более не возобновлялся. Не имея возможности восстановить сгоревшую усадьбу, Оболенский продал её в 1818 году Н.А. и Г.Д. Столыпиным. Столыпины построили новый дом в усадьбе, однако не желали ремонтировать церковь, и она пришла в ветхость. В донесении епархиальному начальству в 1825 году благочинный священник писал: " ... оная церковь до того обветшала, что на настоящей Знаменской во многих местах снаружи стали показываться трещины, а на придельную Николаевскую сквозь обветшавшую деревянную крышу проходит теча, отчего на потолке сделались расселины. От исправления таковых ветхостей он, г-н Столыпин, отказался, сказав таким образом: пусть духовное начальство запечатывает церковь, а к поправлению её его никто принудить не может " . Столыпины повысили годовое жалованье причту с 350 рублей до 500 и сочли себя свободными от забот об усадебном храме. Церковь чуть было не закрыли. Столыпиным всё же пришлось её немного подремонтировать, и богослужения в храме продолжались.

http://sobory.ru/article/?object=02932

прот. Димитрий Сазонов Святитель Василий, епископ Кинешемский. Взгляд на духовно-нравственное состояние паствы и преодоление духовного кризиса в 20-х – 30-х годах ХХ века по «Беседам на Евангелие от Марка» Источник Скачать epub pdf Ценным духовным пособием для формирования православного религиозного мировоззрения, учебником для духовной борьбы с богоборчеством и безбожием пришедших к власти в результате октябрьского переворота 1917 года стали труды святителя Василия, епископа Кинешемского, в частности его печатный труд «Беседы на Евангелие от Марка». В нем владыка показал главную причину российской смуты – отступление человека от Бога, но также указал путь к возрождению человека. Автор данной публикации кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры им. святых Кирилла и Мефодия протоиерей Дмитрий Сазонов размышляет над значимостью рассматриваемого труда и его актуальностью сегодня. Многим людям трудно подчас понять и оценить всю глубину слова Божия – Евангелия – без мудрого пастыря и наставника. Такое руководство является основным фактором становления мировоззрения человека, общества, и если брать шире – государства. Наставниками в деле познания Христовой Истины, примером своей жизни способствовавшими становлению мировоззрения не только своих современников, но и у нынешнего поколения, являются новомученики и исповедники российские ХХ столетия, многие из которых стали проповедниками Евангелия, засвидетельствовавшими истинность его слов своими страданиями и жизнью, ставшими проводниками веры во времена новых гонений на Церковь в 60-е годы ХХ века. Среди свидетелей Евангелия своей особой духовной мощью и стойкостью в отстаивании принципов Евангелия выделяется личность святителя Василия, епископа Кинешемского (Преображенский, 1876–1945), причисленного к лику святых новомучеников на Архиерейском соборе в 2000 году. Оценивая духовную ситуацию, сложившуюся накануне революционных и последовавших за ними событий, осознав их духовную сущность и определив свой путь преодоления влияния безбожной власти как путь духовной борьбы, обозначенный апостолом Павлом словами: «… наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф. 6:12 ), поняв богоборческую сущность «бесов» революции, епископ Василий решает всю свою энергию, всю свою жизнь посвятить народному просвещению ( Мф. 5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) По разрушенному пути… 20 сентября 2020 года отошёл ко Господу отец Василий Стойков, заслуженный протоиерей, профессор, первый проректор Санкт-Петербургской духовной академии. Я записывала беседу с отцом Василием для альманаха «Линтула». …Меня встретил милый, трогательный старичок, но когда он начал говорить, я поняла, что стою у подножия настоящей скалы мудрости и веры. И мне приходилось всё время сдерживать сердечный порыв, перекреститься на батюшку как на иконку и бухнуться ему в ножки. Отец Василий стал священником в те годы, когда уже тысячи священнослужителей были подвергнуты репрессиям, замучены по лагерям, расстреляны. Он не побоялся вступить и идти по разрушенному пути! Есть батюшки, которые на путь священства ступали, когда это был Крестный Путь. Посреди гонений, озлобленности, безудержной антирелигиозной пропаганды и всеобщего страха перед репрессиями, доносами… Какая нужна была смелость и вера, чтобы в это время стать священником, открыто исповедовать Слово Божие, чтобы пойти дорогой, которую совсем недавно освятили своей кровью Новомученики… Я встретилась с заслуженным протоиереем Василием Стойковым, настоятелем храма святителя Иоанна Милостивого в Отрадном, чтобы спросить, как можно было решиться на этот Путь? Отец Василий при жизни Сталина закончил сначала Духовную семинарию в Одессе, потом Ленинградскую Духовную Академию, в которой учился вместе с отцом Василием Лесняком и будущим митрополитом Иоанном (Снычевым). Свое служение Богу он начал, будучи мальчиком, в храме святителя Иоанна Милостивого , в родном селе Ольшанка, Кировоградской области, когда бушевала Великая Отечественная война. Я попросила батюшку рассказать об этом времени. — Как вы знаете, в 30е годы ХХ века храмы разрушали, и у нас тоже храм был разрушен, и в нем устроен кинотеатр. А когда началась война, и к нам в сентябре 1941 года пришли немцы, храм открыли, прислали священника. И священник пригласил меня служить с ним в качестве пономаря. Службы у нас совершались по воскресным и праздничным дням. Мне это было интересно. Тем более семья наша религиозная — отец в свое время был послушником на Афоне, но в 1914 году, когда началась Первая Мировая война, его отозвали на Родину; мама тоже происходила из религиозной семьи, и сама была очень набожная. У нас всегда был полный угол святых икон, всегда горела лампадка перед ними.

http://azbyka.ru/fiction/beseda-s-protoi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010