Возвратившись из Орды, святой Алексий по прошествии некоторого времени принужден был снова отправиться в Орду. Хан Джанибек умер, а на его престол вступил жестокий и кровожадный сын его Бердибек. Убив своих 12 братьев, он хотел идти со своим войском на Русскую землю. Тогда, по просьбе Великого князя Иоанна, святой Алексий отправился в Орду к Бердибеку и своей кроткой, разумной беседой укротил ярость жестокого хана. Исходатайствовав пред грозным владыкой мир для христиан, святой Алексий возвратился в Москву, ибо сюда был перенесен святым Петром, митрополитом Киевским, престол Киевской митрополии вследствие частых войн и вторжений варварских народов. Когда скончался Великий князь Иоанн, на плечи святителя легла опека над несовершеннолетним князем Московским Димитрием Иоанновичем (будущий вел. князь Димитрий Донской, память 19 мая/1 июня). Власть Великого князя выпросил себе в Орде суздальский князь Димитрий Константинович. Святитель должен был благословить суздальского князя на великое княжение, но отказался исполнить просьбу Великого князя жить во Владимире, оставаясь благопопечительным отцом для юного князя Димитрия Иоанновича. В Орде между тем шли смуты; каждый год являлось по нескольку ханов, истреблявших один другого; в 1362 году появилось два хана-соперника. Юный Димитрий выпросил у одного из них звание Великого князя Руси и заставил Димитрия Константиновича удалиться из Владимира. Святитель Алексий с радостью благословил питомца своего на великое княжение чудотворной Владимирской иконой Богоматери. Он был душой всех дел князя Димитрия, трудами святителя росла и крепла власть Великого князя Московского. Святитель Алексий занимался строением обителей иноческих. Так, он построил на берегу реки Яузы храм во имя Господа нашего Иисуса Христа, в честь Нерукотворенного Его Образа, устроил при сем храме монастырь и ввел в нем общежительный устав. Старейшинство в новой обители он вручил Андронику, ученику святого чудотворца Сергия. Кроме этого монастыря, святитель Алексий построил и другие церкви и монастыри в Москве и в других городах русских. Так, он построил в Москве каменную церковь во имя святого Архистратига Михаила, в честь славного Чуда его, бывшего в Хонех, и устроил монастырь, доныне именуемый Чудовым; здесь святитель заповедал положить свое тело.

http://patriarchia.ru/db/text/84773.html

Панихидой в семейной церкви Хомяковых в селе Богучарово под Тулой был отмечен день рождения Алексея Степановича Хомякова (1804-1860) - поэта и мыслителя, ставшего в 40-х годах 19-го века одним из основоположников славянофильства. подробнее... ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II: В XXI ВЕКЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЯПОНИЕЙ БУДУТ РАЗВИВАТЬСЯ И УГЛУБЛЯТЬСЯ Мысль о том, что отношения между Россией и Японией, которые в прошлом иногда омрачались, в XXI веке будут развиваться и углубляться, высказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. подробнее... НА МЕСТЕ РАССТРЕЛА ЦАРСКОЙ СЕМЬИ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ НАЧАЛИСЬ РАБОТЫ ПО СООРУЖЕНИЮ ХРАМА Дом инженера Ипатьева, в полуподвальном помещении которого в июле 1918 года была расстрелян со своей семьей российский император, более 20 лет назад был снесен по указанию из Москвы. На пустыре в 90-е годы поставили временную деревянную часовню и крест. Тогда же было принято решение о строительстве храма, создан фонд по сбору средств. подробнее... ВОЗВЕДЕНИЕ НА ПРЕСТОЛ МИТРОПОЛИТА ВСЕЙ ЯПОНИИ Возведение на престол нового предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви совершил в воскресенье, за Божественной литургией в кафедральном соборе Воскресения Христова в Токио, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. подробнее... ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ПОСЕТИЛ КЛАДБИЩЕ ЯНАКА В ТОКИО, ГДЕ ПОКОЯТСЯ МОЩИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА ЯПОНСКОГО " В дни, когда состоялась интронизация нового предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви, наш долг вспомнить тех, кто укреплял веру православную на японской земле " , - сказал по окончании литии Патриарх Алексий II. " Побывав впервые в Японии, я теперь ясно представляю себе, как велики были труды, подвиг и жертвенное служение равноапостольного Николая - просветителя этой земли " . подробнее... ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ВЫРАЗИЛ СОБОЛЕЗНОВАНИЕ ПО ПОВОДУ КОНЧИНЫ ЕПИСКОПА ИОКОГАМСКОГО ПЕТРА " Русская Православная Церковь с глубокой печалью восприняла известие о последовавшей сегодня кончине епископа Иокогамского Петра (Арихары) " , заявил в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

http://pravoslavie.ru/news/index22.htm

В день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Успенском соборе Кремля Москва, 4 декабря 2007 г. 4 декабря, в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Кремля. Его Святейшеству сослужили митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Грузинская Православная Церковь), архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий, епископ Бронницкий Амвросий, ректор Праволславного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев и преподаватели Свято-Тихоновского университета в священном сане. После малого входа «за усердное служение Церкви Божией, преподавательскую и миссионерскую деятельность в ПСТГУ, в связи с 15-летием университета» Святейший Патриарх Алексий возвел в сан протоиерея клириков храма святителя Николая в Кузнецкой слободе священников Николая Емельянова, Бориса Левшенко, Валентина Уляхина, Александра Ильяшенко, Олега Давыденкова. За богослужением пел сводный хор богословского факультета и факультета церковного пения Свято-Тихоновского университета, сообщает пресс-служба Московской Патриархии. За Литургией молились курсанты Военной академии РВСН им. Петра Великого. После Литургии было совершено славление в честь праздника. Затем Святейший Патриарх Алексий обратился ко всем присутствующим с Первосвятительским словом. Святейший Патриарх поздравил всех с праздником, ректора ПСТГУ прот. Владимира Воробьева, преподавателей и студентов с 15-летием университета, особо отметив несомненную пользу, которую приносят Церкви Божией выпускники одного из крупнейших церковных вузов Москвы. Также Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравил курсантов академии им. Петра Великого с 185-летием основания академии. 4 декабря 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25097.html

Такими светильниками были и святитель Петр, первый Московский митрополит, и его преемник – святитель Алексий, и «Игумен земли Русской» – преподобный Сергий Радонежский. Святитель Алексий происходил из знатного рода Черниговских бояр Колычевых. Родители его Феодор (по прозванию Бяконт) и Мария, спасаясь от татарских набегов, переселились в Москву, где и родился будущий святитель. При святом Крещении ему дано было имя Елевферий, восприемником его был князь (сын святого благоверного князя Московского Даниила Александровича) Иоанн, будущий великий князь Московский (1328–1340), прозванный за щедрую раздачу милостыни Калита (т. е. «мешок с деньгами»). Предание повествует, что еще в отрочестве Господь открыл будущему Святителю его высокое предназначение. Стремясь к уединению, отрок Елевферий любил ловить сетями птиц в окрестностях города. Однажды, подстерегая их, он задремал и в тонком сне услышал голос: «Алексие, что трудишься напрасно? Ты будешь ловцом человеков». Голос был столь явственным, что отрок тотчас пробудился. Но вокруг никого не было. С того времени отрок Елевферий все более стремился к духовной жизни, к углубленному изучению Священного Писания . Через несколько лет он испросил у родителей благословение поступить в монастырь. В 1320 году Елевферий принял монашеский постриг в Московском Богоявленском монастыре с предвозвещенным ему в сновидении именем Алексий. Более 20 лет святой Алексий подвизался в той обители, смиренно проходя иноческие послушания под руководством опытного в духовной жизни старца Геронтия. В Богоявленском монастыре святой Алексий был связан глубокой духовной дружбой с иноком Стефаном, старшим братом Преподобного Сергия Радонежского. Как сын знатного боярина, святой Алексий получил лучшее по тому времени образование. В монастыре он занялся изучением греческого языка, а затем сличил и исправил славянский перевод Новозаветных книг по греческим подлинникам. Благочестивая жизнь и высокий ум инока Алексия привлекли к нему внимание митрополита Феогноста, святителя Московского (†1359; память 14 марта). Он поручил святому Алексию заведывание судебными делами Церкви, и тот в течение 12 лет исполнял эту должность со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 года святитель Феогност рукоположил святого Алексия во епископа Владимирского, предполагая впоследствии назначить его своим преемником. Так как святой Алексий пользовался большим уважением у великого князя и бояр за свои мудрые советы не только в церковных, но и в гражданских делах, то великий князь вместе со святителем Феогностом стал ходатайствовать об этом у Константинопольского Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Год за годом Алексий возрастал духом, прирастал мудростью. Братия его любили. Церковное начальство усматривало в нём потенциального пастыря. В сороковых годах XIV века (более точная датировка не согласуется с разнящимися источниками) он был удостоен должности наместника правящего митрополита Феогноста. В данной связи обосновался на митрополичьем подворье и уже там продолжал совершать монашеские подвиги. Предполагают, что именно в этот период он выучил греческий язык. В 1352 году митрополит Феогност счёл уместным возвести его на епископскую кафедру во Владимире. Эту идею целиком разделял великий князь Симеон Иоаннович. К тому времени Алексий слыл духовно опытным подвижником и ему было доверено исполнять роль советника младших княжеских братьев: Иоанна и Андрея. Вскоре митрополит Феогност почил о Господе. Но ещё при жизни он избрал себе в преемника Алексия. Для посвящения в митрополита святитель вынужден был отправиться в Константинополь, к Патриарху Филофею (Коккину) . Он отбыл туда летом 1353 года. Константинопольский Патриарх не особенно радовался тому обстоятельству, что на митрополичью кафедру будет поставлен не грек, а русский епископ. Святитель Алексий жил в Константинополе на испытании в продолжении целого года. Летом 1354 года Патриарх всё же возвёл святителя в митрополита Киевского и Всея Руси (в виде исключения — за высокую добродетельность). По возвращении из Византийской столицы, митрополит Алексий столкнулся с претензией на митрополичью деятельность со стороны самозванца Феодорита. В свое время тот искал посвящения в митрополита у Константинопольского Патриарха, но последний ему отказал. Между тем инок Феодорит, хитрым путём, добился митрополичьей кафедры у Патриарха Болгарского, Феодосия. Поставление противоречило Православным канонам и было признано незаконным, но в Киеве его приняли. В другой раз на Киевскую паству претендовал ставленник Ольгерда, великого князя Литовского, Роман, человек знатный, обладавший серьёзными политическими связями и поддержкой. Хотя он и был поставлен митрополитом, но под его пастырское руководство подпали Литва и Волынь. Несмотря на это, Роман смотрел в сторону Киева, но святитель Алексий Киев отстоял.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Moskov...

Владимир. Алексиевский Константино-Еленинский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1362. Ссылки:   Адрес: г. Владимир, площадь Культуры, 8 Координаты: 56.1596, 40.47689 Проезд:Восточный район города Владимира, от перекрестка со светофором Суздальский проспект - ул. Добросельская проезд вниз, к железной дороге 500м. Монастырь хорошо виден за счет высокой кирпичной колокольни. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Епископ Владимирский Алексий «был поставлен на кафедру в 1352 г., когда произошла епископская хиротония будущего митрополита Московского и Всея Руси (1354). Святитель Алексий происходил от перебравшегося в Москву черниговского боярина Федора Бяконта. Родившись в Москве в конце XIII - в начале XIV вв., Алексий получил при крещении имя Элевферия-Симеона. Стремление к иноческой жизни святитель Алексий высказывал с детских лет. В возрасте 20-ти лет он был пострижен в Московском Свято-Богоявленском монастыре, где возрос духовно, обретя во множестве дары Духа Господня. В 1354 г. последовало его Доставление на Русскую митрополию. В 1362 г. святителем Алексием был основан Константино-Еленинский монастырь в селе Добром (ныне в черте г. Владимира). В январе 2003 г. Свято-Боголюбовский мужской монастырь был переведен в помещения бывшего Константино-Еленинского прихода г. Владимира. В связи с этим в наименовании монастыря появляется добавление «Алексеевский», т.к. история Константино-Еленинского монастыря, непосредственно связана с жизнью и деятельностью его великого основателя. Образом своей жизни святитель Алексий обрел всеобщее уважение, перешедшее затем в глубокое благоговение. 12 февраля 1378 г. святитель Алексий блаженно почил о Господе. 20 мая 1431 г. (по данным архиепископа Филарета) были обретены его святые мощи (по сведениям митрополита Макария, это произошло несколько позже, в 1439 г.). Святитель Алексий - один из самых чтимых угодников русских, чудеса его описаны в многочисленных житиях. Церковь празднует память Святителя 12 февраля, а обретение мощей - 20 мая».

http://sobory.ru/article/?object=05408

Скачать epub pdf Май 20 Алексий, Митрополит Московский, святитель Святитель Алексий происходил из боярского рода Черниговского княжества и назывался в мире Елевферием. Он родился в 1300 году (по другим данным – в 1292, 1293, 1304 году) и с малых лет отдан был учиться грамоте. «Бог прежде избра от юности пастыря овцам и учителя велика» и рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этих пор отрок стал задумчив, молчалив, оставил детские игры и охотнее начал читать Божественные книги. Наклонность к душеспасительному чтению и молитве росла в нем с каждым годом, и скоро самым пламенным желанием его стало вступить в монастырь, чтобы совершенно посвятить себя Богу. И в 1320 году вступил в Богоявленский монастырь в Москве и тогда же пострижен был с именем Алексий – на 20-м году. Двадцать лет пробыл Алексий в Богоявленском монастыре, изнуряя себя постом и бдением, молитвами и слезами, изучая Святое Писание, совершенствуясь и возвышаясь в духовной жизни. Наставником и руководителем его был старец Геронтий, опытный в духовной жизни. Стефан, брат преподобного Сергия, поступивший в обитель Богоявленскую, с 1337 года был духовным братом его: они вместе певали на клиросе и духовно любили друг друга. Митрополит Феогност любил Стефана, Геронтия и Алексия и по временам призывал их к себе для духовных бесед. Впоследствии митрополит поставил Стефана в игумена обители, а Алексия, оценив его добродетели и высокие дарования, приблизил к себе, поручив ему управление судебными делами Церкви. При таком отношении к святителю-греку у Алексия появилась необходимость знать греческий язык, разговорный и письменный. При занятиях судебными делами он коротко узнал людей и их слабости и приобрел обширные и точные сведения о церковных законах. Двенадцать лет отправлял он судейскую должность, с званием наместника митрополичьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Через несколько времени, по прибытии в Москву из Константинополя, святый Алексий призван был в Орду, для исцеления больной супруги татарского хана Чанибека, Тайдулы. Страдая глазною болезнею, она нигде не могла найти исцеления. Услышавши о святой жизни и чудесах св. Алексия, Тайдула обратилась к нему за помощью, дабы молитвами его Господь исцелил болезнь. С твёрдою верою в помощь Божию, св. Алексий отправился в Орду к больной царице. Пришедши к страждущей, он благословил её и, по вере, царица тотчас получила исцеление. Прошло немного времени, св. Алексий не успел ещё успокоиться, как опять должен был идти в Орду. По смерти татарского хана Чанибека, сын его Бердибек занял престол царский; он отличался жестокостью и необузданным нравом; все трепетали в его царстве. Он вознамерился вторгнуться с огнём и мечом в Россию. Услышавши об этом, Князь Иоанн Иоаннович просил св. Алексия снова идти в орду, дабы умиротворить хана Бердибека. Благочестивый и кроткий Алексий показал и здесь великие подвиги своей пастырской ревности: он успел смягчить гнев и гордость Бердибека и благополучно прибыл в Россию. Радостно было его возвращение для всего русского народа. Сам Великий Князь Иоанн Иоаннович с сыном своим Дмитрием и бесчисленное множество народа торжественно встретили Митрополита с крестным ходом. Все благодарили Бога, давшего благодать Свою Угоднику Алексию. Во время путешествия в Орду, св. Алексий неоднократно испрашивал от татарского хана благоволение и милость для Церкви и государства. Ясным доказательством этого служат хранящиеся в Патриаршей Ризнице грамоты и перстень, подаренный ему ханом Чанибеком. Этот подарок имел большое значение для Святителя, так как служил печатью татарского хана, которую он прикладывал к грамотам. Говорят, что вследствие получения этого перстня или печати, на коей изображён дракон, – герб татарский, св. Алексий назначил себе место для Чудова монастыря. Спустя несколько времени, после последнего путешествия в Орду, где св. Алексий оказал необыкновенные подвиги пастырской деятельности, он начал заниматься устройством монастырей. Вспоминая обет свой Богу, когда избавлен был от потопления в море, он возымел желание основать монастырь. Но, прежде чем приступил к исполнению своего намерения, он отправился за советом к Преподобному Сергию, славившемуся в то время духовною жизнью. Получивши от него согласие и в помощь одного из учеников его, по имени Андроника, Митрополит пришёл в Москву начал строить близ реки Яузы монастырь, во имя Нерукотворного образа Спасителя и здесь поставил образ Спасов, который принёс собою из Константинополя. Это было в 1360 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Святейший Патриарх Алексий поздравил участников празднования 100-летия Николаевского храма — Подворья Русской Православной Церкви в Софии 25 ноября 2007 г. 18:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветственное послание Святейшему Патриарху Болгарскому Максиму и всем участникам празднования 100-летия основания Николаевского храма — Подворья Русской Православной Церкви в Софии. «Митрополит Софийский Парфений, заложивший камень в основание сего храма не знал о том, что скоро в России начнутся трудные годы жестоких гонений на православную веру. Однако действие сего святителя, основавшего русский храм святителя Николая, оказалось провиденциальным в особенном смысле, — говорится в приветственном послании Его Святейшества . — Вскоре настало время, когда Болгарская Церковь приютила русских беженцев, а храм святителя Николая в Софии оказался духовным прибежищем для наших соотечественников, испытавших все лишения эмигрантской жизни». «Сейчас для многих русских людей этот храм стал близким и родным, стал домом, где духовное утешение подается от Господа всем к Нему прибегающим», — подчеркнул Святейший Патриарх Алексий. «Отрадно отметить, что многовековые отношения между Болгарской и Русской Церковью строятся ныне, как и прежде, на евангельских началах братской любви, продолжают успешно возрастать и развиваться, — отметил Предстоятель Русской Церкви. — Нам приятно сознавать, что Русское подворье в Софии, как и Болгарское подворье в Москве, 60-летие которого будет отмечаться в грядущем году, вносит своей деятельностью заметный вклад в священное дело укрепления и дружбы народов и Церквей-Сестер». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поблагодарил Святейшего Патриарха Болгарского Максима «за теплую заботу о русской общине» и поздравил «отца настоятеля, всех тружеников и благотворителей, сотрудников Посольства России в Болгарии, прихожан святого храма со знаменательным юбилеем». «Любите храм Божий и всегда стремитесь к нему, приходя сюда со своими радостями, а также и со своими скорбями», — сказал Святейший Патриарх Алексий. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/329096.htm...

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Святой праведный Алексий Московский» . Составитель О.Л. Рожнева . Святой праведный Алексий Московский/Сост. О.Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского мо- на с тыря, 2016. — 144 с.      Православным людям хорошо известно имя старца в миру протоиерея Алексия Мечёва (1859–1923), настоятеля московского храма святителя Николая в Кленниках, молитвенника и прозорливца. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года протоиерей Алексий Мечёв был причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Книга содержит его наставления, советы, воспоминания близко знавших его людей. Московский старец отец Алексий Мечёв родился 17 марта 1859 года в глубоко верующей семье регента знаменитого кафедрального хора Чудова монастыря в Кремле Алексия Ивановича Мечёва, сына протоиерея Коломенского уезда. Жизнь семьи Мечёвых проходила под покровом молитв и благословения святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Знакомство со святителем произошло, когда отец будущего великого пастыря Алексий Иванович Мечёв был еще ребенком. Уже тогда будущий регент имел замечательный музыкальный слух. Как-то, в морозный зимний вечер, его вместе с другими мальчиками из семей духовенства Московской епархии, отобранными по их музыкальным дарованиям для столичных церковных хоров, привезли на подворье митрополита. Детей усадили ужинать. Внезапно святитель Филарет, по извещению прозорливого сердца, встревожился и вышел на улицу осмотреть прибывший обоз. В одних санях он обнаружил спящего мальчика, которого оставили там по недосмотру. Если бы святитель не нашел ребенка, он мог замерзнуть и погибнуть. Увидев в спасении мальчика особый Промысл Божий, митрополит Филарет постоянно заботился о нем, а в дальнейшем и о его семье. Священник Сергий Дурылин, духовное чадо старца, отмечал: «В характере отца Алексия были подлинно филаретовские черты… Как тот, так и другой были необыкновенно, до безжалостности требовательны к себе и исполнительны во всем, что касалось их служения и долга».

http://pravoslavie.ru/97052.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010