По природе молчаливый, он остался молчаливым на всю жизнь. Двадцать лет прожил он в Богоявленском монастыре, где было много добрых иноков. Тогдашний Московский митрополит Феогност часто беседовал с ним. Чтила Алексия и великокняжеская семья, знавшая его с детства. В течение двенадцати лет он был наместником и помощником святителя Феогноста. В это время Алексий изучил греческий язык и исправил славянский перевод Нового Завета по греческому подлиннику. Святитель Феогност указал на Алексия, как на своего преемника. Святитель Алексий митрополит памятен не только святостью своей жизни, но и трудами государственными. Он продолжал дело своего великого предшественника – первого Московского митрополита Петра, стараясь возвысить значение Москвы и сплотить вокруг нее разрозненную русскую силу. В Орде святитель Алексий вынес тяжкую борьбу за права духовенства, которое хан хотел обложить данью. Несмотря на все угрозы и истязания язычников, он добился того, что хан подтвердил завет, данный прежними ханами святителю Петру, о свободе церкви Российской от дани. Особенно много потрудился он в дни малолетства великого князя Димитрия Иоанновича, который за победоносную битву с татарами на Куликовом поле, на берегах Дона, заслужил себе имя Донского. Уважаемый в Орде, святитель Алексий своими поездками в нее покоил и хранил Русскую Землю и дал ей возможность потихоньку собраться с силами для борьбы с Мамаем. Святитель Алексий памятен своими поучениями к духовенству и к пастве и духовным общением с преподобным Сергием Радонежским. Он убеждал игумена быть своим преемником, но Преподобный по смирению отклонил это предложение. Еще при жизни отца Димитрия Иоанновича, великого князя Иоанна Иоанновича Кроткого, состоялась достопамятная поездка святителя Алексия в Орду, где он даровал чудесное прозрение ослепшей ханше Тайдуле. … … По Москве шло большое движение. Народ валом валил в Кремль, где в Успенском соборе должны были служить напутственный молебен. Митрополит Алексий, по вызову хана, отправлялся в Орду. Все в городе знали о том, что великий князь получил от хана Джанибека грамоту. В грамоте этой хан писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Через несколько времени, по прибытии в Москву из Константинополя, святый Алексий призван был в Орду, для исцеления больной супруги татарского хана Чанибека, Тайдулы. Страдая глазною болезнею, она нигде не могла найти исцеления. Услышавши о святой жизни и чудесах св. Алексия, Тайдула обратилась к нему за помощью, дабы молитвами его Господь исцелил болезнь. С твёрдою верою в помощь Божию, св. Алексий отправился в Орду к больной царице. Пришедши к страждущей, он благословил её и, по вере, царица тотчас получила исцеление. Прошло немного времени, св. Алексий не успел ещё успокоиться, как опять должен был идти в Орду. По смерти татарского хана Чанибека, сын его Бердибек занял престол царский; он отличался жестокостью и необузданным нравом; все трепетали в его царстве. Он вознамерился вторгнуться с огнём и мечом в Россию. Услышавши об этом, Князь Иоанн Иоаннович просил св. Алексия снова идти в орду, дабы умиротворить хана Бердибека. Благочестивый и кроткий Алексий показал и здесь великие подвиги своей пастырской ревности: он успел смягчить гнев и гордость Бердибека и благополучно прибыл в Россию. Радостно было его возвращение для всего русского народа. Сам Великий Князь Иоанн Иоаннович с сыном своим Дмитрием и бесчисленное множество народа торжественно встретили Митрополита с крестным ходом. Все благодарили Бога, давшего благодать Свою Угоднику Алексию. Во время путешествия в Орду, св. Алексий неоднократно испрашивал от татарского хана благоволение и милость для Церкви и государства. Ясным доказательством этого служат хранящиеся в Патриаршей Ризнице грамоты и перстень, подаренный ему ханом Чанибеком. Этот подарок имел большое значение для Святителя, так как служил печатью татарского хана, которую он прикладывал к грамотам. Говорят, что вследствие получения этого перстня или печати, на коей изображён дракон, – герб татарский, св. Алексий назначил себе место для Чудова монастыря. Спустя несколько времени, после последнего путешествия в Орду, где св. Алексий оказал необыкновенные подвиги пастырской деятельности, он начал заниматься устройством монастырей. Вспоминая обет свой Богу, когда избавлен был от потопления в море, он возымел желание основать монастырь. Но, прежде чем приступил к исполнению своего намерения, он отправился за советом к Преподобному Сергию, славившемуся в то время духовною жизнью. Получивши от него согласие и в помощь одного из учеников его, по имени Андроника, Митрополит пришёл в Москву начал строить близ реки Яузы монастырь, во имя Нерукотворного образа Спасителя и здесь поставил образ Спасов, который принёс собою из Константинополя. Это было в 1360 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

По завещанию последнего московского великого князя митрополит Алексий назначался регентом над его малолетним наследником и главой боярской думы, которая правила княжеством. Это единственный в истории нашего Отечества случай, когда предстоятель Церкви стал одновременно и главой государства. Митрополит Алексий был охранителем интересов московского князя и прилагал усилия, чтобы сохранить отрока и удержать за ним страну и власть. Уже через два года после потери великокняжеской власти она вновь перешла к московскому князю благодаря стараниям митрополита. Особенно деятельное участие принимал митрополит Алексий в деле собирания национальных сил вокруг Москвы, понимая, что освобождение от ненавистного ига зависит от объединения Руси. Он старался не только подчинить великому князю строптивых князей, но и примирить их между собой. При посредстве митрополита заключались все княжеские договоры. Он употреблял свою духовную власть и для того, чтобы заставить князей соблюдать договоры, предавая церковному отлучению тех, кто их нарушал. Усилия первосвятителя не пропали даром. К концу XIV века большинство русских княжеств сплотились вокруг Москвы. Их объединение легло в основу великой победы русского народа на Куликовом поле в 1380 году. Эта победа подвела итоги государственной деятельности митрополита Алексия. Его справедливо называют отцом Куликовского сражения, потому что именно он воспитал Димитрия Донского для подвига, заложившего основы будущего величия России. Митрополит Алексий старался защитить еще неокрепшее Московское государство и от внешних врагов. Трижды святитель ездил в Орду для ходатайства за русские земли. Ему удалось отвратить опасность монгольского набега при хане Бердибеке. Святитель не только усмирил пыл этого хана, но и привез от него подтверждение прав и свобод Русской Церкви. При нашествии с запада литовских войск митрополит Алексий поднял дух Москвы и своей твердостью сокрушил честолюбивые замыслы литовского князя, подвергнув церковному отлучению его союзников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

На молитвенную память мюнхенскому собору Святейший Патриарх передал евхаристические сосуды, на которых совершалась Божественная литургия. По словам Предстоятеля, особенно важно ощущение единства, которое достигается в совместных богослужениях. Храм не смог вместить всех желавших принять участие в богослужении, поэтому на улице были установлены экраны, на которых транслировалось богослужение. После Патриаршего богослужения в зале собора состоялся официальный прием, а для сотен прихожан, некоторые из которых приехали из других городов Германии, у храма были установлены палатки, где желающие смогли попробовать традиционной русской еды — ухи и гречневой каши. 2 декабря, в день памяти святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил молебен у раки с честными мощами святителя Филарета в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании молебна Святейший Патриарх Алексий обратился к пастве с Первосвятительским словом. По традиции в алтаре Храма Христа Спасителя состоялась беседа Его Святейшества с клириками, возведенными за этим богослужением в сан протоиерея и протодиакона. Патриарх Алексий особо почитал святителя Филарета, ему была посвящена кандидатская диссертация Святейшего. 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и день памяти святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Успенском соборе Кремля. Его Святейшеству сослужили: митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь), архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Бронницкий Феофилакт. В богослужении участвовали члены делегации Элладской Православной Церкви. В беседе с митрополитом Николаем Святейший Патриарх Алексий передал благодарность Предстоятелю Элладской Православной Церкви Архиепископу Иерониму и всем, кто потрудился в организации пребывания мощей преподобного Серафима Саровского на Греческой земле. Греческий архипастырь отметил, что духовенство и народ с радостью и слезами на глазах встречали святыню.

http://e-vestnik.ru/church/patriarshee_s...

Год за годом Алексий возрастал духом, прирастал мудростью. Братия его любили. Церковное начальство усматривало в нём потенциального пастыря. В сороковых годах XIV века (более точная датировка не согласуется с разнящимися источниками) он был удостоен должности наместника правящего митрополита Феогноста. В данной связи обосновался на митрополичьем подворье и уже там продолжал совершать монашеские подвиги. Предполагают, что именно в этот период он выучил греческий язык. В 1352 году митрополит Феогност счёл уместным возвести его на епископскую кафедру во Владимире. Эту идею целиком разделял великий князь Симеон Иоаннович. К тому времени Алексий слыл духовно опытным подвижником и ему было доверено исполнять роль советника младших княжеских братьев: Иоанна и Андрея. Вскоре митрополит Феогност почил о Господе. Но ещё при жизни он избрал себе в преемника Алексия. Для посвящения в митрополита святитель вынужден был отправиться в Константинополь, к Патриарху Филофею (Коккину) . Он отбыл туда летом 1353 года. Константинопольский Патриарх не особенно радовался тому обстоятельству, что на митрополичью кафедру будет поставлен не грек, а русский епископ. Святитель Алексий жил в Константинополе на испытании в продолжении целого года. Летом 1354 года Патриарх всё же возвёл святителя в митрополита Киевского и Всея Руси (в виде исключения — за высокую добродетельность). По возвращении из Византийской столицы, митрополит Алексий столкнулся с претензией на митрополичью деятельность со стороны самозванца Феодорита. В свое время тот искал посвящения в митрополита у Константинопольского Патриарха, но последний ему отказал. Между тем инок Феодорит, хитрым путём, добился митрополичьей кафедры у Патриарха Болгарского, Феодосия. Поставление противоречило Православным канонам и было признано незаконным, но в Киеве его приняли. В другой раз на Киевскую паству претендовал ставленник Ольгерда, великого князя Литовского, Роман, человек знатный, обладавший серьёзными политическими связями и поддержкой. Хотя он и был поставлен митрополитом, но под его пастырское руководство подпали Литва и Волынь. Несмотря на это, Роман смотрел в сторону Киева, но святитель Алексий Киев отстоял.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Moskov...

Другим святителем, подвизавшимся во времена татаро-монгольского гнета, был святой митрополит Алексий, управлявший Церковью с 1354 по 1378 год. Святитель Алексий, в миру Елевферий, родился в благочестивой боярской семье в Москве. С ранней юности его влекло к иноческой жизни, и на двадцатом году от рождения он принял постриг в Московском Богоявленском монастыре. С ранних лет он любил заниматься чтением Священного Писания , благодаря чему и приобрел духовную мудрость. По смерти митрополита Феогноста святой Алексий поставляется митрополитом всея Руси. Ему также неоднократно приходилось путешествовать в Орду для защиты Церкви и русского населения. В первый раз митрополит ездил в Орду по вызову хана Джанибека, жена которого, Тайдула, тяжко заболела глазами и лишилась зрения. Хан, прослышав о святой жизни митрополита, отправил князю письмо, в котором требовал прислать к нему святого Алексия для исцеления жены. За неисполнение просьбы хан угрожал разорить Русскую землю. Перед отправлением в дорогу святитель Алексий, уповая на помощь Божию, решил отслужить напутственный молебен у гробницы святителя Петра. И Господь, не презрев молитв Первосвятителя, открыл ему, что Сам будет с ним и поездка его завершится благоуспешно. Во время молебна перед мощами святителя Петра сама собою зажглась свеча, и, ободренный надеждою на милосердие Божие, митрополит Алексий выехал в Орду. По прибытии туда он отслужил о здравии больной молебен и окропил ее святой водой, после чего она прозрела. В благодарность за исцеление хан оказал всей Русской земле и лично святителю Алексию великую милость. В другой раз Московскому Первосвятителю пришлось поехать в Орду по случаю нового жестокого приказа хана Бердибека в отношении взимания с нашего народа тяжких податей. И при помощи благодарной матери его, Тайдулы, ему действительно удалось смягчить сурового повелителя и убедить его не отягощать Русь непосильными налогами. Много старания прилагал святитель Алексий и для умиротворения внутренней жизни страны, являясь мудрым советником князей, увещевая их объединиться под властью князя Московского.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

По свидетельству жития преподобного Сергия Радонежского, это был Богоявленский монастырь в Загородье (современный Китай-город), где святитель Алексий жил вместе со старшим братом преподобного Сергия Стефаном; однако, по др. достоверным источникам, связь святителя и его рода с этой обителью не прослеживается. Примерно до 40 лет святитель Алексий вел монашескую жизнь. О большей части этого периода известно лишь, что святитель Алексий «всяко благоизволение иноческого жития исправле и всяко писание Ветхого и Нового закона проиде». Несомненно, в это время он продолжал сохранять связи с великокняжеским двором. По инициативе великого князя Симеона Иоанновича Гордого (принимая во внимание свидетельство летописного рассказа, не ранее 1344) святитель Алексий был назначен наместником престарелого митрополита Феогноста и переселился на митрополичье подворье. Возможно, в период наместничества он выучил греческий язык. Митрополит Феогност еще при жизни благословил святителя Алексия «в свое место митрополитом», 6 дек. 1352 г. святитель Алексий был возведен в сан епископа Владимирского. Тем самым на короткое время была восстановлена Владимирская епископия, упраздненная в 1299 г. в связи с переселением Киевских митрополитов во Владимир; после возведения святителя Алексия в сан митрополита кафедра вновь была ликвидирована. В Константинополь было направлено посольство от великого князя Симеона Иоанновича и митрополита Феогноста для получения согласия Патриарха на утверждение кандидатуры святителя Алексия. Уже в это время роль святителя Алексия в государственных делах Великого княжества Московского была весьма велика - согласно духовной грамоте великого князя Симеона (ум. 26 апреля 1353), будущий митрополит оставался советником его младших братьев - князей Ивана и Андрея (впрочем, эти пожелания осуществились, вероятно, не в полной мере, т.к. Иван, уцелевший в отличие от Андрея во время эпидемии чумы, находился под сильным влиянием своих бояр, и в первую очередь шурина - тысяцкого Василия Вельяминова).

http://pravoslavie.ru/38316.html

Взял с собой святитель Алексий немного воска от той свечи, изготовил малую свечку. И отправился в путь со всем клиром, уповая на милость Божью. Еще до прибытия блаженного Алексия в ханскую столицу царица Тайдула видела сон – увидела она святителя Алексия в архиерейском облачении в сопровождении иереев. И повелела царица приготовить для святого Алексия и священников драгоценные облачения. Вышел хан Джанибек навстречу святителю, встретил его с великой честью. И начал святитель Алексий молебствование, зажегши малую свечку свою от гроба святого Петра, а после продолжительных молитв окропил освященной водой царицу Тайдулу, и она тотчас прозрела. Все дивились славному и дивному чуду и восхваляли Бога. Хан Джанибек с великой честью и щедрыми дарами проводил святителя Алексия и его спутников на родину. Через некоторое время снова пришлось митрополиту Алексию идти в Орду. После смерти Джанибека власть захватил его сын Бердибек, жестокий и кровожадный. Он убил двенадцать братьев, чтобы захватить власть, и готовился идти на Русь. И тогда, по просьбе великого князя Московского, отправился в Орду митрополит Алексий и кроткой и мудрой беседой укротил ханскую ярость. Вскоре скончался великий князь Иван Иванович, и унаследовал власть его девятилетний сын Дмитрий Иванович 120 . Все заботы о малолетнем князе взял на себя святитель Алексий. В то время великое княжение перешло к суздальскому князю Дмитрию Константиновичу, который сумел выпросить себе в Орде ярлык на великое княжение. Митрополит Алексий, несмотря на желание великого князя Дмитрия Константиновича, не стал жить во Владимире, а остался в Москве при молодом князе Дмитрии Ивановиче. В Орде в это время была великая междоусобица, ханы убивали друг друга, борясь за власть. В 1362 году ярлык на великое княжение получил снова московский князь Дмитрий Иванович, молитвами и трудами святителя Алексия. Мудрость его, дипломатический талант и неустанная молитва много способствовали процветанию Московского княжества. Он был истинной опорой молодому князю Дмитрию Ивановичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По окончании семинарии он ушел послушником в Троице-Сергиеву лавру. В дальнейшем его таланты расцветали именно там. Не помню сейчас, когда именно был он пострижен, но Сергей Писанюк стал монахом Алексием, в честь Алексия человека Божия. Очень важно сказать ещё и о том, что будущий отец Алексий был духовным чадом архимандрита Кирилла (Павлова). Поступив в лавру, он стал ещё ближе к своему старцу. Он провожал отца Кирилла через толпу паломников и страждущих, на панихиды и отпевания, ездил с ним на родину батюшки. Эта сторона его жизни была сокрыта от нас, но она хорошо отражена в написанной иеромонахом Зосимой (Масягиным) посвященной отцу Алексию книге. Со стороны мы могли видеть, как отец Алексий защищает отца Кирилла от напора толпы, как, будучи диаконом, вместе с ним служит, как воодушевленно поет на литургии с народом киевское «Верую»... Отец Алексий был родом из Киева. До семинарии, ещё учась в школе, стал иподиаконом митрополита Филарета и очень переживал впоследствии его уход в раскол. Уже в школьные годы Сергей Писанюк выделялся искренним благочестием, в лавре же, под руководством о. Кирилла, таланты о. Алексия проявились наиболее ярко, и его доброделание наполнилось особой силой. Хотя и здесь основным его послушанием, помимо богослужения, стало похоронное. Ему даже выделили от лавры старенькую газель, в которой всегда наготове был погребальный комплект. Друзья в шутку называли газель отца Алексия Росинантом... С похоронным его послушанием связаны некоторые истории, ставшие уже легендой Отец Алексий не только хоронил, но и помогал в обретении мощей святых; участвовал в обретении мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), праведного Алексия Московского, святителя Филарета Московского, преподобных Антония Радонежского и Максима Грека. С похоронным его послушанием связаны некоторые истории, ставшие уже легендой. В местном морге как-то летом отключили электричество. Похоронная фирма приезжала забирать безродных покойников только в определенные дни, и не стала менять свой график. Появился и стал усиливаться запах тления, работники терпели, но выхода не видели – и вдруг приехал по каким-то делам отец Алексий. Он все понял. И попросил – «Вы мне только дайте разрешение, я все сделаю». Разрешение было получено. И он сам, несмотря на невыносимый запах, вывез все смердящие трупы, выкопал каждому могилу, положил каждому крестик и молитву и похоронил...

http://pravoslavie.ru/150024.html

Митрополит Алексий являлся продолжателем дела митрополита Петра. «Самый цельный образ епископа-правителя, епископа-политика на Руси мы находим в святом Алексии († 1378), втором русским по национальности митрополите на Москве. Как раз о его церковной деятельности, кроме основания им монастырей, мы менее всего и знаем. Древнейшее его житие (Питиримово) составлено лет через семьдесят по его кончине. Зато современные летописи полны его государственных деяний. Свои блестящие дарования митрополит посвятил работе над созданием Московского государства и сделал для него больше, чем кто-либо из князей, потомков Калиты. Хотя святитель Алексий в ранней юности стал монахом по призванию и прошел строгую аскетическую школу в Богоявленском монастыре, но недаром он был сыном служилого боярина и крестником Калиты. Из монастыря извлек его сначала митрополит Феогност, который сделал его своим наместником, то есть главою церковного суда. Здесь Алексий приобрел свой административный опыт, который предназначал его в правители государства. В то время, служа греку-митрополиту, Алексий прекрасно изучил греческий язык (один из немногих на Руси). Памятником его научных греческих штудий явился им самим исполненный перевод Евангелия, с поправками против древнего кирилло-мефодиевского текста, который был использован в XVII в. московскими справщиками для печатного, современного текста Нового Завета. Намеченный Феогностом в преемники, будущий митрополит должен был лично в Константинополе в течение двух лет отстаивать свое избрание против южнорусских кандидатов, и, конечно, это не осталось без влияния на его дипломатическую выучку. Вернувшись на Русь, он сразу был поставлен во главе не только Церкви, но и государства. Только что черная смерть (чума) унесла в могилу князя Симеона Ивановича Гордого. При слабом Иване Ивановиче и в малолетство Димитрия Донского Алексий был, в сущности, регентом-правителем. Умирая, князь Симеон завещал своим братьям «слушаться во всем отца их и владыку Алексия». Основы политики Алексия были традиционны: мир с Востоком, борьба с Западом, концентрация национальных сил вокруг Москвы». ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 120–121) Текст жития дается по «Книге житий святых» святителя Димитрия Ростовского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010