Это было типичное испытание русской веры на её способность творить чудеса, то есть на её истинность. По молитве святителя Алексия Господь чудесным образом излечил Тайдулу, вернув ей зрение. В благодарность за исцеление Тайдула вручила Алексию ярлык об освобождении Русской Церкви от дани и всех поборов. В том же 1357 году Джанибек был убит по указанию собственного сына Бердибека (по персидским источникам Джанибек умер от ран, полученных в кавказском походе). После чего в Золотой Орде начался период мятежей, названный в летописях «великой замятней». В 1360 году один из претендентов на власть в Золотой Орде убил Тайдулу. Ханы Золотой Орды стали меняться, как в калейдоскопе. Политическая власть этих ханов стала стремительно уменьшаться. Зато потребность в деньгах для армии многократно увеличивалась. Этим и воспользовался митрополит Алексий, который в обмен на русское серебро получил от очередного хана-временщика документ, который даровал потомкам Ивана Калиты - Дмитрию в первую очередь - наследственное право на великокняжеский престол в Москве. Это был один из важнейших первых шагов к созданию в будущем русской самодержавной монархии. И именно с этого момента право на Великокняжеский стол начало передаваться не в соответствии с лествичной системой, а по самому естественному принципу наследования от отца к сыну. Причем это право было закреплено только за Москвой. Напомним, что до этого момента, начиная с 1240-х годов, ханы Золотой Орды давали ярлык на великое княжение по своему произволу (обычно руководствуясь величиной дара от претендента). После документа, который получил митрополит Алексий, Золотая Орда фактически признала почти полную независимость Москвы в вопросах наследования престола, что было почти равносильно признанию независимости Москвы. С этого момента московский князь (молодой Дмитрий) стал почти сувереном. Однако формально Москва всё еще входила в состав Золотой Орды и подчинялась правителю Сарая. В результате «великой замятни» Золотая Орда развалилась на три части: собственно Золотую Орду, а также Белую и Синюю Орду (Сибирь). К власти в Золотой Орде пришёл военачальник (темник) Мамай. Его единственным недостатком среди соплеменников было то, что он не был потомком Чингисхана (чингисидом). Однако Золотая Орда признала власть Мамая, и он был законным правителем. Московский князь Дмитрий подчинялся именно Мамаю, поскольку Москва признавала власть столицы Золотой Орды - Сарая, а не каких-то вновь созданных политических субъектов в виде Синей или Белой Орды.

http://ruskline.ru/opp/2022/01/25/predpo...

Чем кончилось дело епископа, неизвестно; только Феогност действительно получил власть над волынскими епархиями и воспользовался ею во время их осмотра (1348 г.). Однако желание иметь особого митрополита продолжает твердо держаться в южнорусских областях. Выражением этого может служить поступок инока Феодорита. Еще при жизни Феогноста он (1352 г.) явился к константинопольскому патриарху и просил поставить его на кафедру русской митрополии, уверяя, что Феогност скончался. Патриарх (Филофей) предлагает ему подождать, пока он наведет справки; тот не захотел быть обличенным в своем обмане, удалился в Болгарию и там от терновского патриарха получил посвящение в сан митрополита. Приехав в Россию, он сел на кафедре в Киеве и выдал себя за законного митрополита, претендуя даже на подчинение себе некоторых северно-русских епископов (например, новгородского). Патриарх вынужден был писать грозные грамоты в Россию, чтобы здесь не признавали Феодорита митрополитом, самого его лишил священного сана 45 ; но тот не скоро смирился, только при митрополите Алексии, преемнике Феогноста (после 1354 г.), он сходит со сцены. На место его выступает другой, более сильный противник московского митрополита, именно Роман, поддерживаемый литовским князем Ольгердом. Этот, узнав об избрании в Москве Алексия преемником Феогносту, захотел противопоставить ему своего кандидата, чтобы или влиять через него на восточную Русь, если ему удастся получить всероссийскую кафедру, или крайнем случае, охранить литовские и русские земли, бывшие под его властью, от влияния Москвы, если придется Роману только над ними получить митрополичью власть. Оба кандидата, Алексий и Роман, встретились в Константинополе (1354 г.) и получили здесь посвящение в сан митрополита. Естественно, вслед за этим открылись несогласия. Еще из Константинополя и тот, и другой посылали послов к тверскому епископу, требуя церковной дани; по приезде же их в Россию «сотворися положительный мятеж во святительстве». Алексий был принят в Москве, а Роман – в Литве и Волыни, но так как пределы их митрополий не были определены, то оба претендовали на подчинение себе всех русских епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Дабы «усилить эффект», корреспондент татарского «Радио Свобода», ничтоже сумняшеся, снабдила анонс будущего фильма весьма специфическим выражением про «диких татар» (которого, естественно, нигде больше нет), а «географические привязки» выполняет в более «привычных» для татарской националистической публики категориях: «просторы Евразии» - «Золотая Орда» («татарское государство») - «русские земли». «По сюжету события этого фильма разворачиваются в XIV веке, - объясняет она. - На просторах Евразии, в том числе, и на русских землях правит Джанибек. Столица Золотой Орды - Сарай Бату. Митрополит Алексий приезжает из Москвы в Сарай. Его путешествие в столицу татарского государства полно приключений. Священнику грозит смерть. Он должен сделать выбор: спасти себя или спасти Московское княжество от татарского ига. Митрополит чудесным образом избавляет мать Джанибека Тайдылу от слепоты, тем самым спасая родину от нашествия диких татар. Главная идея «Орды» состоит в том, чтобы показать, насколько трудно было сохранить русским национальное самосознание, язык, традиции в условиях сильнейшего давления другого народа и другой религии. Русских, вынужденных жить под татарским игом, спасает христианская вера и священники». Человек, не знакомый с «постулатами» местной исторической «науки», вряд ли углядит в этом тексте (помимо провокационных «диких татар») какой-либо подвох. Как и в особом указании на то, что «картина финансируется из государственного бюджета» и снимается по заказу студии «Православная энциклопедия». Другое дело - те, кто уверовал в провозглашённые в Татарстане «истины» о том, что на самом деле никакого ига не было, православное духовенство в Золотой Орде являлось едва ли не привилегированным сословием, да и вообще вхождение в неё «русских земель» было для таковых огромным благом. Вокруг несоответствия этим «истинам» сюжета фильма о житии Митрополита Киевского, Московского и всея России, святителя Алексия (Е.Ф.Бяконта), идея создания которого принадлежала почившему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, и началась настоящая русофобская свистопляска.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/17/...

Благотворительный концерт памяти Святейшего Патриарха Алексия состоялся в Большом зале Московской консерватории 24 февраля 2009 г. 14:26 В понедельник 23 февраля, в день 80-летия почившего Святейшего Патриарха Алексия II, в Большом зале Московской консерватории состоялся благотворительный концерт «Музыка. Вера. Милосердие». Памятное мероприятие открыл архиепископ Истринский Арсений . Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева исполнил 8-ю симфонию Бетховена и 5-ю симфонию Чайковского. Инициатива концерта принадлежит художественному руководителю и главному дирижеру оркестра В. Федосееву. Московская консерватория бесплатно предоставила для концерта свой Большой зал. «Через музыку мы хотели бы выразить нашу благодарность Патриарху Алексию II, — рассказал художественный руководитель и главный дирижер БСО Владимир Федосеев. — Мы назвали концерт " Музыка. Вера. Милосердие " , потому что музыка — это любовь, любовь — это Бог, а милосердие — это тоже выражение любви, идущее от Бога. Патриарх делал очень много для людей, он благословил церковную больницу, помогал молитвенно и материально множеству социальных церковных проектов, восстановил институт милосердия. Сейчас, когда он оставил нас, мы нашим концертом хотим поддержать проекты милосердия, которые он начал и выразить этому великому человеку нашу любовь и преданность». Особое внимание почивший Предстоятель неизменно оказывал благотворительной деятельности. Святейший Патриарх Алексий II в течение многих лет помогал социальным проектам московской православной службы «Милосердие»: патронажной службе, группе помощи бездомным, посещал Свято-Дмитриевский и Свято-Софийский детские дома, возглавлял Попечительские советы Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, Свято-Димитриевской общины сестер милосердия, Больницы святителя Алексия. По благословению Его Святейшества весь прошлый сезон БСО был посвящен благотворительной акции «Путь к милосердию» в поддержку Центральной клинической больницы имени святителя Алексия, митрополита Московского . Музыканты провели ряд концертов для персонала и пациентов. На счет больницы были переведены средства от других выступлений. Все денежные сборы от нынешнего мемориального концерта будут переданы на поддержку социальных проектов православной службы «Милосердие», которые благословил Патриарх Алексий II. Таким образом, Большой симфонический оркестр им. Чайковского поддерживает антикризисную программу «Общество друзей милосердия», начатую московской Комиссией по церковной социальной деятельности для спасения социальных проектов службы «Милосердие» — двух православных детских домов, богадельни, патронажной службы, автобуса для бездомных и еще шести направлений деятельности. Милосердие.ru /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/565903.htm...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / та звернення Патриаршее поздравление Предстоятелю Православной Церкви Чешских земель и Словакии Митрополиту Христофору с 55-летием со дня рождения для друку 30 червня 2008 р. 13:25 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил Предстоятелю Православной Церкви Чешских земель и Словакии послание, в котором поздравил его с днем рождения, празднуемым 29 июня. Ваше Блаженство, возлюбленный Собрат и Сослужитель у Престола Божия! Поздравляем Вас с 55-летием со дня рождения. Мудрая и ревностная забота о благосостоянии Православной Церкви в Чешских землях и Словакии в изобилии привлекает благословение Божие на Ваши Первосвятительские труды. Молитвенно желаем Вашему Блаженству полноты даров духовных и крепкого здравия на многая и благая лета. С братской любовью о Господе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ за темою Митрополита Чеських земель Словаччини Ростислава у зв " язку з терористичним актом у «Крокус та звернення] Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Митрополиту Чешских земель и Словакии Ростиславу с десятой годовщиной интронизации : та звернення] У день пам " святителя Миколая Чудотворця на " у Котельниках очолив На московському " Церкви Чеських земель Словаччини день пам " Людмили Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами Чеська Церква –   Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М. Калиматову с 65-летием со дня рождения Патриаршее поздравление митрополиту Орловскому Тихону с 65-летием со дня рождения Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208040...

6 октября 1999 года Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод Русской Православной Церкви дали благословение на открытие Ивановского Духовного училища. Ректором был назначен архимандрит Зосима (Шевчук). К этому моменту здание было приведено в относительный порядок, в нем уже могли жить первые студенты и проходить занятия. 22 сентября 1999 года архиепископом Амвросием был освящён домовый храм училища в честь Святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси. Уровень образования многих из первых воспитанников был крайне низок. Одним из свидетельств тому являются первые написанные ими рефераты по истории философии, посвященные деятельности русских религиозных философов. Даже их темы, самостоятельно выбранные студентами, говорят сами за себя: «Русский религиозный философ Гегль», «Русский религиозный философ Аристотель (греческий философ)». Один из учеников на уроке Русской истории на вопрос преподавателя – вузовского профессора почему он назвал своё сочинение «Русские государства в Х веке» и следует ли из этого что государств было много ответил «А сколько их надо? Сколько надо столько и было». Но именно эти воспитанники сумели пережить тяжелейший первый год становления училища. Недостаток финансирования, перебой с отоплением и электроснабжением здания, даже с водой, скудное питание, неотлаженный учебный процесс – всё это они ощутили на себе в полной мере. 70 % из них по разным причинам, в том числе и неуспеваемости, не смогли закончить училище, но они, образно говоря, приняли на себя первый удар. К началу второго учебного года ситуация в училище относительно выправилась. Были устранены проблемы с коммунальными услугами наладился учебный процесс, заметно улучшилось питание. Сформировался преподавательский состав, причём удалось привлечь к преподаванию многих Ивановских учёных. Постоянно росли фонды библиотеки. В 2000 году архиепископ Амвросий впервые обратился к Святейшему Патриарху Алексию II и председателю Учебного Комитета архиепископу Верейскому Евгению с просьбой об открытии на базе училища духовной семинарии. Но 2001 году Священный Синод принял решение оставить училище в прежнем статусе, причём основную роль в этом сыграло то, что 20% учащихся не имели полного среднего образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

о всем по подобствию, Карп. по всему по подобьству); 1Ин. 4:3 иже аще кто (в духе исправлений святителя); Ин. 13:35 познают, в Нов. Зав. уведят, др. уразумеют (перевод в духе исправлений чудовской рукописи); Иак. 2:13 хвалится милость на суде (и нек. поздн., а др. на суд, в милостынея, милостыня суд, милость суда); Мф. 5:16 да видевше человеци, Нов. Зав: да видят, др.: узрят; Мк. 16:16 : а не веруяи осудиться, в Нов. Зав.: неверовавый (др. не иметь веры, не верует); Мф. 18:18 : связани будут ...разрешени (так и в Савв., а др: связано, разрешено); Мф. 25:36 : болен бех (так и Конст. 1383 г. и поздн. нек. вм. болех). 5) И в самой рукописи можно находить некие указания на то, что она принадлежит святителю Алексию. Таковы: а) Обнаруживаемое составителем и писцом кодекса знание греческого языка и владение греческою скорописью XIV века необходимо предполагать у св. Алексия уже потому, что он 12 лет жил при митрополите греке в качестве его наместника и довереннейшего соправителя, вращался постоянно среди греков митрополичьего двора, должен был вести переписку с Константинопольским патриархом и пр. Об отличном знании св. Алексием греческого языка свидетельствует и его утверждение на митрополичьей русской кафедре после митрополитов греков, что прямо и усиленно заявляют патриаршие грамоты. 17 Наконец сделанные прямо с подлинника, хранившегося в Архиве Рязанской Консистории, а ранее – в Домовой Казне Рязанской Митрополии, две копии (одна в XVII столетии, а другая в позднейшее время для графа Румянцева), с грамоты св. Алексия в Червленый Яр точно воспроизводят греческую подпись св. Алексия под грамотою рядом с русскою: λξιος λ Θεο μητροπολτης πσης Ρωσας κα πρτιμος – Алексий милостию Божиею митрополит всея России и пречестен». 18 Здесь мы имеем вещественное доказательство того, что св. Алексий умел писать и подписывался по-гречески, следуя примеру своего предшественника Феогноста, грека родом. 19 А если бы нашлась эта грамота с собственноручною на ней греческою подписью Святителя, то вопрос о рукописании св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Из беседы Риббентропа с Молотовым 12 ноября 1940 г. Берлин. Имперский министр иностранных дел интересуется, не повернёт ли в будущем на юг и Россия для получения естественного выхода в открытое море, который так важен для России ... Может ли Советская Россия извлечь соответствующие выгоды из нового порядка вещей в Британской империи, т. е. не будет ли для России наиболее выгодным выход к морю через Персидский залив и Аравийское море, и не могут ли быть в то же самое время реализованы и другие устремления России в этой части Азии, в которой Германия абсолютно не заинтересовано? 268 . На следующий день обсуждение «индийского вопроса» было продолжено. Место беседы: бомбоубежище в доме Имперского министра иностранных дел. Проект соглашения, статья 3: «Центр тяжести интересов Советского Союза предположительно лежит южнее территории Советского Союза в направлении Индийского океана» 269 (Привет Жириновскому!). ... В 1975 г. в Найроби (Кения) проходила V Генеральная ассамблея Всемирного совета церквей (ВСЦ). Владыка Никодим возглавлял делегацию Московского патриархата на этом форуме. На повестке дня были разные вопросы – острые и «так себе». Во время дебатов по «горячим» темам владыка брал ответственность на себя, и все члены делегации должны были голосовать единогласно, глядя на святителя. По второстепенным вопросам – вразнобой, демонстрируя свободу мнений. А как определить «уровень вопроса»? Очень просто. Владыка сидит впереди, и все смотрят на его длани. Если вверх пошла правая рука, значит все – «заединщики». Если левая – полный плюрализм. Домой вернулись, как тогда говорили, «с победой», – на V Ассамблее ВСЦ митрополит Никодим был избран одним из президентов ВСЦ. Но часть здоровья владыка оставил в Найроби. Как вспоминала Фэри фон Лилиенфельд, владыка прислал ей открытку из Найроби, где проходила V Ассамблея ВСЦ. На открытке были изображены огромные толстокожие слоны. Владыка написал ей: «Вот такую кожу надо иметь, чтобы всё это выдерживать»... ... 1995 г. Уже два года как выезд из России безвизовый. При въезде в Кению виза оформляется за пять минут прямо в аэропорту. Иду по Харамби-стрит, поворачиваю на Парламентскую и выхожу на Сити-сквер. Передо мной – Центр конференций им. Джомо Кениаты. Здесь в 1975 г. проходила работа V Генеральной ассамблеи ВСЦ. Центр, с примыкающей к нему круглой высотной башней, – своеобразный конвейер. Одна конференция сменяет другую, и вот уже чёрные бои меняют растяжки-транспаранты: «Привет участникам такого-то конгресса!».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

17 февраля 1919 год – Святейший Патриарх Тихон издал специальный указ в связи со вскрытием св. мощей. Указом святителя Тихона епархиальным архиереям предписывалось «устранить всякие поводы к соблазну в отношении св. мощей во всех тех случаях, когда и где это признано будет вами необходимым и возможным». 1992 год – От митрополита Филарета (Денисенко) в адрес Святейшего Патриарха поступило две телеграммы. В первой он просил «не принимать» в Синоде «никаких постановлений, касающихся внутренней жизни Украинской Православной Церкви». Во второй заявлял о том, что не приедет на заседание Священного Синода по причине болезни. Это было явным игнорированием действий священноначалия кириархальной Церкви, направленных на разрешение тяжелого кризиса. Перед заседанием Священного Синода Святейший Патриарх Алексий II получил также «открытое письмо» Совета по делам религий при Кабинете министров Украины, в котором Совет настаивал на предоставлении Украинской Православной Церкви автокефалии. 1993 год – В Москве, в здании Парламентского центра, прошел IV съезд Союза православных братств (17 - 19 февраля). На первом заседании съезда выступил Святейший Патриарх Алексий II. 1997 год – Состоялось заседание Священного Синода. Члены Синода рассмотрели вопрос о возникших в церковной среде дискуссиях по календарному вопросу и приняли постановление: «1. Свидетельствовать, что в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В этой связи ясно заявить, что вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит. 2. Расходящиеся с данным определением суждения по календарному вопросу отдельных преосвященных архипастырей, клириков и мирян считать частным мнением последних. 3. Констатировать, что использование некоторыми Поместными Православными Церквами принятого Константинопольским совещанием 1923 г . исчисления календарных дат не нарушает всеправославного единства». Решением Синода упразднено Финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии, а его полномочия переданы комиссии по экономическим и гуманитарным вопросам, председателем которой Синод назначил епископа Орехово-Зуевского Алексия (Фролова). 14 февраля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5360.html

Алексий, Св. Митрополит Московский и всея России, коего днесь память Алексий, Архиерею великий! Алексие! преблаженно Церковный красителю, Святителей честное удобрение, Императору Православному молитвою помогая, земли Российской великое утверждение, честный учителю наш, беспомощным помощь, печальным утешение, радостное молебниче теплый, твердый уме, святопомазанная главо, прииди, посети нас, озлобленных греховными страстьми. Алексие! Царю Небесному предстоя, Царствующий град и все грады России назирай. Аминь. Авраам Авраам есть отец верующих во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца Небу и земли, и во Единого Господа Иисуса Христа Сына Божия Единородного, Искупителя и Спасителя миру. Аврааму, яко Богоданному Отцу, мы чада веры должны подражать и в вере, и в делах. Авраам, без науки и без книг познал Бога: созерцание неба и земли и внимание к себе самому довели его до знания о Боге. Станем пользоваться тщательно теми же средствами и мы, да знаем Господа Бога ясно и для сердца чувствительно. Авраам к родному крову, к родной земле был беспристрастен, даже до готовности оставить их вдруг, по гласу Божию, и идти в землю неведомую. Не будем и мы, яко дети его, пристрастны и прикованы к нашим земным собственностям. Авраам был послушлив Господу Богу, послушлив даже до готовности принести в жертву единородного своего Исаака, по повелению Божию и заклать его собственною рукою. А мы из повиновения Богу решимся умертвить ветхого нашего человека и заклать наши страсти лютые. Авраам, Исаак, Иаков в небесных обителях; и нам о аще бы обрестися последними в преддверии их! Авраамово лоно Преподобным, Святителям, Мученикам; а мне о аще бы последнее далося место, яко единому от наемник, яко наименьшему из слуг! Что делает воин, видя, что вверенное ему знамя готовы исторгнуть из рук его враги? Перебегает с места на место, ища безопасного. То же делать указано и Аврааму, для того, чтобы соблюл он свет истинной веры и не ввергнулся в мрак облежащего идолопоклонства. Вот почему Авраам был странник, пришлец до конца своей жизни! Авраам не имел ничего такого, что у нас под рукою: ни Псалтири, ни Пророков, ни Притчей и Премудрости Соломона, ни Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010