ТОМ I ИЕРОМОНАХ ДАНИИЛ, НАСТОЯТЕЛЬ (1715) Иеромонах Даниил – первый настоятель Глинской пустыни, о котором сохранились сведения в документах обители. В 1715 г. митрополит Киевский и Галицкий Иоасаф Кроковский в своем донесении в Святейший Синод писал, что 14 июля 1715 г. иноки Глинской пустыни поднесли ему челобитную, в которой просили принять обитель «под власть Киевского митрополита» 33 и поставить им строителя, которого они сами выберут. Митрополит Иоасаф «рукоположил во пресвитера единомысленно избранного братией» иеродиакона обители Даниила Хрисанфиевича и поставил «его строителем Глинской пустыни Храма Рождества Пресвятой Богородицы» 34 . Для «подтверждения власти строительской» митрополит Иоасаф дал о. Даниилу «благословительное писание» 35 . Донесение митрополита Иоасафа содержит важные сведения о Глинской пустыни, однако ранее оно не было известно исследователям истории монастыря 36 . Этот документ свидетельствует о том, что в XVIII в. в монастыре уже сложилась духовная традиция, которая в XIX в. была закреплена Синодальным указом – выбирать настоятеля самим инокам Глинской пустыни. Достоверность сведений о строителе Данииле подтверждает игумен Путивльского Молченского монастыря Моисей, который в своем прошении в Святейший Синод в 1729 г. писал, что митрополит Киевский Иоасаф определил строителем Глинской пустыни иеромонаха Даниила 37 . Другие сведения о строителе Данииле не сохранились Архивные документы Прошение Путивльского Молченского монастыря игумена Моисея с братиею об отдаче по-прежнему ко оному монастырю Глинской пустыни со своими угодьями, которою завладел Киевский архиерей собою//ЦГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 1, 3. ИЕРОМОНАХ ПАХОМИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1730) Иеромонах Пахомий, возможно, был преемником строителя Даниила. Краткие сведения о нем содержатся лишь в ответе иноков Глинской пустыни на указ Киевского архиерея Варлаама (Ванатовича), присланный в обитель в феврале 1730 г. Архиепископ Варлаам (Ванатович) приказывал строителю Глинской пустыни иеромонаху Пахомию взять крепости (грамоты) на все угодья обители и с двумя Глинскими старцами приехать немедленно в Киев для объяснения: на основании каких крепостей Глинская пустынь относится к Киевской кафедре 38 . Однако в то время строитель Глинской пустыни иеромонах Пахомий находился в Москве «для прошения у государыни царицы Евдокии Феодоровны о необходимых монастырских нуждах» 39 , поэтому вместо него на указ архиерея отвечала Глинская братия во главе с иеромонахом Серафимом 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Часть II VI. Возобновление перевода библии на русский язык в 1856 году Дело перевода священных книг на русский язык возобновлено в 1856 году, во время коронации Государя Александра Николаевича. Святейший Синод имел свои собрания в Москве. Присутствие Св. Синода составляли в это время: с.-петербургский митрополит Никанор; московский митрополит Филарет; бывший ярославский архиепископ Евгений, член Св. Синода; херсонский архиепископ Иннокентий, пожалованный в это время в члены Св. Синода; протопресвитеры В. Б. Бажанов и В. И. Кутневич. Кроме сих лиц, в собраниях Св. Синода принимали участие приглашенные, по Высочайшему повелению, в Москву на торжество коронации: литовский митрополит Иосиф (Семашко) ; казанский архиепископ Григорий, пожалованный при этом в митрополита; варшавский архиепископ Арсений (впоследствии митрополит киевский) и полоцкий архиепископ Василий. В одно из своих собраний, 10 сентября, Святейший Синод входил в рассуждение о доставлении православному народу способа читать священное писание, для домашнего назидания, с удобнейшим по возможности разумением. „Когда потребность перевода священного писания на русский язык в принципе была признана всеми, при рассуждениях некоторая задержка возникла из спорного вопроса о том, с чего начать и с какого языка переводить ветхий завет? Большинство членов Синода полагало начать с Псалтири (как поступлено было и в Библейском Обществе) и переводить с греческого, как более доступного нашим ученым и вообще более распространенного, нежели еврейский. Но преосвященный Филарет предлагал и настоял на том, чтобы переводить библию с подлинника, т. е. ветхий завет с еврейского (за исключением, конечно, книг, которые не сохранились на еврейском), а новый, – с греческого; начать же с пятокнижия, а не с псалмов, которые, и при глубоком познании еврейского языка и при пособии различных переводов, требуют тем не менее продолжительного труда и зрелой опытности от переводчика на какой либо новейший язык; опытность же в таком деле всего надежнее приобретается последовательным знакомством с библией, книга за книгой, от книги Бытия, которая всех проще и доступнее по изложению“ 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Часть вторая. Новейший период Глава 1. Поместный собор русской православной церкви 1917–1918 гг. и восстановление патриаршества 1. Русская Церковь при Временном правительстве После отречения императора Николая II и образования Временного правительства 9 марта 1917 г. Святейший Синод обратился к всероссийской пастве с посланием: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути». Чудесное явление иконы Божией Матери «Державная» в селе Коломенском под Москвой 2 марта, в день отречения императора, стало великим и знаменательным событием, свершившимся в эти трудные дни. Это явление любви Богородицы к русскому народу, вступающему на путь крестных испытаний, было и материнским утешением, и увещеванием, и призывом к молитвенному покаянию, к духовной собранности, к исповеднической верности Христу. Между тем в России начинался развал государства, фронт подступал к столице, на окраинах страны сепаратисты, не дожидаясь Учредительного собрания, в явочном порядке провозглашали автономии, парализовав деятельность правительственных служб и местных учреждений власти. Повсюду происходили самочинные экспроприации. Разлагающие веяния проникли и в церковную среду. Сразу же после Февраля возобновила свою деятельность образованная в 1905 г. «группа 32-х» священников, переименованная затем в «Союз церковного обновления»; по инициативе священников И. Егорова, Д. Попова, А. Введенского в Петрограде под председательством протоиерея Димитрия Попова был учрежден «Всероссийский союз демократического духовенства и мирян». Действуя под покровительством Временного правительства, этот союз настаивал на скорейших преобразованиях церковного строя, которые должны были принять самый радикальный характер. Опасность раскола угрожала и с другой стороны: на окраинах бывшей империи – в Грузии и даже на Украине – вслед за политическими автономиями готовилась почва для провозглашения автокефалии. Уже в марте Святейший Синод по настоянию обер-прокурора В. Н. Львова, назначенного Временным правительством, уволил на покой петроградского митрополита Питирима (Окнова), престарелого московского святителя Макария (Невского) и архиепископа Тобольского Варнаву (Накропина), обвинив их в тесных отношениях с Распутиным. Вслед за этим по всей стране начались увольнения архиереев, либо под предлогом их, чаще всего надуманных, связей с Распутиным, либо даже по юридически несостоятельному и не имеющему никакого канонического значения обвинению в поддержке старого режима. На покой были уволены архиепископы Черниговский Василий (Богоявленский), Воронежский Тихон (Никаноров), Харьковский Антоний (Храповицкий) . Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) был даже арестован и некоторое время содержался в заключении. Низвержение архипастырей и самоуправство в епархиях радовали обер-прокурора: «Я боюсь равнодушия, а всякий бунт приветствую; я исполняю волю народа, я гоню архиереев, ибо народ этого требует».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

180. Мое доброе слово «имеславцам» После многих увещаний, разъяснений, свидетельств и доказательств посредством выписок из святых отцов и учителей Церкви, я еще раз обращаюсь к монашеской совести тех, которые изобрели себе название “имеславцев”, и говорю им: Станьте в своей совести пред лицом Божиим и скажите, не кривя душой: так, вы порешили, что и два Вселенских Патриарха, и Всероссийский Святейший Синод, и все святители Православной Церкви, смиренно во единомыслии приявшие послание Святейшего Синода и грамоты Патриархов, – все они впали в ересь “имеборства”, и только вы, одни вы, именующие себя “имеславцами”, остались непогрешимы в учении об именах Божиих?.. Значит, все мы, все верные сыны Церкви, – а нас, не забудьте, – сто миллионов, – по вашему – еретики, а вы, горсточка афонитов, не умеющая даже читать св. отцов на тех языках, на каких они писали, – вы, без епископа, а следовательно, и без Церкви, – вы непогрешимы?.. Подумайте: куда вы зашли со своими мудрованиями! Простите слово жестокое, но правдивое: сколько же надобно иметь гордыни, чтобы поставить себя выше всей Церкви, обвинить и осудить ее всю – все сто миллионов православных, с несколькими сотнями архиереев, с сотнею тысяч пастырей, из коих многие всю жизнь свою отдали богословским наукам, – всех признать еретиками, а себя, только себя, без единого епископа, считать правоверующими? Со стороны смотреть на вас – страшно. По-братски вас сердечно жаль; хочется протянуть вам руку помощи, чтоб извлечь вас из прелести мудрований еретических. Но что делать с вами, когда вы затыкаете уши, чтобы не слышать, закрываете очи, чтобы не читать обличений этих мудрований?.. Мы умоляем вас словом любви – вы не слушаете; мы раскрываем пред вами богомудрые писания св. отцов – вы не хотите читать их; мы обращаемся к вашей монашеской совести, напоминаем вам обеты послушания Церкви, пастырям Церкви, обеты смирения и отсечения своего смышления – вы упорствуете, заглушая и голос самой совести своими излюбленными, сто раз опровергнутыми мудрованиями, и рвете наши листки, не читая: честно ли это?.. Наконец, Церковь , в лице Святейшего Патриарха и Святейшего Всероссийского Синода, грозит вам судом своим, грозит отлучением от себя, грозит духовною смертью – вас и это все не устрашает: вы идете на явную погибель. Ради чего? Кто так убедил вас в истинности вашего мудрования? Ужели ваши лжебогословы умнее всех архиеерев, всех патриархов, всего нашего Святейшего Синода, – умнее всей Церкви и даже всех св. отцов?.. Ужели, читая точные выписки из св. отцов, непререкаемо убеждающие, что:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 октября 2007 г. Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru 12 октября в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II начал свою работу Священный Синод Русской Православной Церкви, который собрался на очередное заседание зимней сессии. В заседании принимают участие постоянные члены Священного Синода митрополиты Киевский всея Украины Владимир, Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, приглашенные на заседание архиереи — митрополит Рижский и всея Латвии Александр, епископы Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Саратовский и Вольский Лонгин, Якутский и Ленский Зосима. Журналы заседания Священного Синода публикуются на портале Седмица.Ru по мере их поступления в редакцию. Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 октября 2007 г. Журнал 85 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха о состоявшемся Первосвятительском визите во Францию. Справка: С 1 по 4 октября 2007 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси во Францию. 1 октября Его Святейшество прибыл в Страсбург в сопровождении Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, а также других лиц. В аэропорту Патриарха встречали Преосвященный архиепископ Корсунский Иннокентий, Постоянный представитель Российской Федерации при Совете Европы А.Ю. Алексеев, Генеральный консул России в Страсбурге К.В. Климовский, представитель Московского Патриархата в Страсбурге игумен Филарет (Булеков). В тот же день Святейший Патриарх встретился с католическим архиепископом Страсбургским Жан-Пьером Гралле и посетил в Страсбургском соборе концерт, которым открывалась Патриаршая программа Международного фонда единства православных народов «Голоса православной России во Франции».

http://sedmitza.ru/lib/text/429922/

V. Отношение русской Церкви к единоверным церквям Востока и славянских земель Приветственные послания Св. Синода Вселенский патриарх Константин V, посланием от 21 апреля 1897 года, известил Святейший Синод о своем вступлении на патриарший Константинопольский престол, на место уволившегося на покой патриарха Анфима. Патриарх Иерусалимский Дамиан, посланием на имя Святейшего Синода от 23 Сентября 1897 года, уведомил об избрании и вступлении своем на Иерусалимский патриарший престол, на место в Бозе почившего патриарха Иерусалимского Герасима. Разрешение сбора пожертвований Высочайше утвержденными определениями Святейшего Синода, разрешено производство сбора пожертвований, в пределах России, 1) в течение одного года, в пользу Афонских монастырей: св. Дионисия и Филофеевскаго, 2) в пользу греческого монастыря св. Георгия Перистера, в пределах России, в течение одного года, в пользу греческого Вазелонского монастыря, в пределах России, в течение одного года. Кроме того определением Святейшего Синода разрешено прибывшему в С.-Петербург профессору Николаю Мартирису производить в С.-Петербурге, Москве и других городах России, где проживают лица греческой национальности, в течете 4-х месяцев, сбор пожертвований на восстановление находящегося в Неаполе и принадлежащего тамошней греческой общине храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, разрушенного ливнем. Пожертвования, оказанные Св.Синодом: утварью, церковными облачениями и другими предметами церквям и монастырям за границей: в 1896 г. а) В удовлетворение ходатайства Российского Императорского посольства в Константинополе, изготовлено и выслано в распоряжение Посольства, для снабжения, по его усмотрению, беднейших православных церквей на Востоке, по мере надобности, 10-ть комплектов священнических облачений, с воздухами и 10-ть комплектов священных сосудов металлических, с серебряною чашей, всего на сумму 750 руб., каковой расход отнесен на счет % с капитала в 50 т. р., пожертвованного в 1854 г. московским духовенством на военные издержки и обращенного, по Высочайшему повелению, на устройство православных церквей в христианских областях в Турции.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Будет ли возвращена икона Троица Андрея Рублева Лавре? В студии диакон Александр Волков, руководитель пресс-службы Святейшего Патриарха. 18.07.2014 10:41:01 Кульков Сергей Андреевич -Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Сегодня с вами я, диакон Александр Волков, руководитель пресс-службы Святейшего Патриарха. Сегодня мы, как обычно, посвятим час прямого эфира общению и обсуждению насущных вопросов, которые стоят на повестке дня церкви. И я буду рад ответить на ваши вопросы, на телефонные звонки. Вы можете позвонить по телефону прямого эфира. Одно из ключевых событий - заседание Священного Синода, которое прошло в Санкт-Петербурге 30 мая, в старинном здании Святейшего правительственного Синода. Это здание было восстановлено,  сейчас там размещаются: в одном крыле -  структуры Конституционного суда, в другом – книжная и электронная библиотеки имени Ельцина. Свое историческое место  также заняли помещения Синода, в которых Синод проходил до революции. Там  же находится домовый храм, в котором до революционных событий и  закрытия этого здания были избираемы на архиерейские кафедры все епископы нашей церкви нового времени. И там же находятся  покои Предстоятеля, который там пребывает  во время работы Синода. На заседании этого органа церковной власти было принято множество важных решений. С некоторыми из них я вас познакомлю. Заметными событиями в жизни Церкви стало создание новых кафедр, новых епархий, в том числе  - Норильской.  Был утвержден ряд назначений на кафедры. Одним из самых значительных стало назначение митрополита Челябинского  и Златоустовского Феофана Симбирским и Новоспасским. Митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан был назначен в связи с кончиной архипастыря  Симбирского Прокла. Владыка Прокл отошел ко Господу некоторое время назад. Симбирская кафедра оставалась вдовствующей. И на нынешнем заседании Синода было принято решение о назначении митрополита Феофана, опытнейшего церковного администратора, глубокого молитвенника и опытного архиерея. А на место митрополита Феофана назначен молодой владыка, бывший епископ Енисейский и Норильский Никодим, который служил на Чукотке, затем в Енисейске и Норильске. Теперь он назначен главой Челябинской митрополии и Преосвященным Челябинским и Златоустовским.

http://radonezh.ru/text/budet-li-vozvras...

заседание Священного Синода Русской Православной Церкви ЦВ 11 (456) июнь 2011 /  9 июня 2011 г. 17:25 Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви: итоги 30 мая в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие митрополиты Киевский и всея Украины Владимир, Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Минский и Слуцкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Кишиневский и всея Молдавии Владимир, Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Луганский и Алчевский Иоанникий; архиепископы Берлинский и Германский Феофан, Петрозаводский и Карельский Мануил, Астраханский и Енотаевский Иона, Томский и Асиновский Ростислав. Церковные и церковно-общественные мероприятия Священный Синод заслушал сообщения Святейшего Патриарха Кирилла об участии Русской Православной Церкви в памятных мероприятиях, посвященных 25-й годовщине катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Члены Синода выразили благодарность украинской стороне за внимание и теплый прием, оказанные Патриарху и сопровождавшим его лицам, за участие в подготовке и проведении в Киеве международной конференции «После Чернобыля: общая боль, общая забота, общая надежда. Осмысление итогов и уроков катастрофы» и сочли необходимым дальнейшие общецерковные усилия, направленные на помощь людям, несущим на себе последствия катастрофы. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Кирилла о состоявшемся первосвятительском визите на Украину, в ходе которого Предстоятель Русской Церкви посетил Донецкую и Харьковскую епархии, члены Священного Синода выразили благодарность священноначалию Украинской Православной Церкви и представителям государственной власти за внимание и теплый прием, оказанные Первоиерарху и делегации Русской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/news/zasedanie_svyas...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы Священного Синода от 24 августа 2023 года Служба коммуникации ОВЦС, 24.08.2023. 24 августа 2023 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 47 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся Архиерейском Совещании. Справка: В заседании от 29 декабря 2022 года Священный Синод определил: «Для братского обсуждения текущих вопросов церковной жизни созвать на 19 июля 2023 года Архиерейское Совещание в составе всех епархиальных и викарных архиереев епархий на территории России – в обязательном порядке, а также архиереев епархий в других странах – в зависимости от возможности прибыть в Москву» (журнал 121). 19 июля сего года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в Актовом зале Московской духовной академии, состоялось Архиерейское Совещание, в котором принял участие 271 архипастырь (в том числе 223 правящих, 42 викарных, 6 на покое). В ходе Совещания состоялась обстоятельная дискуссия по докладу Святейшего Патриарха Кирилла. Был рассмотрен проект документа «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей», подготовленный Синодальной библейско-богословской комиссией и представленный ее председателем Преосвященным митрополитом Будапештским и Венгерским Иларионом. Участники выразили согласие с выводами этого документа и передали его на утверждение Священного Синода. По итогам рабочего дня было принято Постановление. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи проведением Архиерейского Совещания. 2. Благодарить Святейшего Патриарха Кирилла за руководство работой Архиерейского Совещания и представленный доклад.

http://mospat.ru/ru/news/90659/

209. Плоды гордыни: ложь и клевета Имебожники не успокаиваются. Во что бы то ни стало они добиваются, чтоб их учение было признано православным, а сами они – мучениками за Православие, мы же, представители Церкви, т. е. Вселенский Патриарх и наш Святейший Синод – просто-напросто еретиками и гонителями сих мучеников. Ложь, клевета, вымыслы – все пускается в ход, все средства хороши, лишь бы достигнуть цели. К сожалению, и среди нашей интеллигенции находятся младенцы в понимании дела, которые им покровительствуют, а в среде отшатнувшихся от Церкви в ереси издателей, постоянных ругателей иерархии, нашелся и орган, с удовольствием взявший на себя печатать все лжи и клеветы этих несчастных людей. Газета “Гроза» в 611, от 2 февраля, поместила статью неизвестного автора, подписавшегося “Очевидец», полную лжи и клевет против меня и моих сотрудников по афонскому делу, а кто-то разослал эту статью многим членам Государственного Совета и Государственной Думы. Так как автор позволил себе в самом начале статьи заявить, что он “свидетельствует пред лицом Всеведущего и Вездесущего Господа», что все изложенное в его статье “есть истина, и какой-либо лжи, даже малейшей, он тщательно старался не допустить», и будто бы “нигде, ни на йоту не отступил от точного изложения святоотеческого учения об имени Божием», то долгом почитаю показать, что статья эта совершенно искажает церковное учение об именах Божиих в духе имебожнической ереси, а в изложении событий переполнена ложью и клеветами. И таким образом автор ее есть не только клеветник, лжец, но и клятвопреступник, свидетельствующий пред лицом Божиим ложь за истину и ересь за учение православное. Утверждая, что святые отцы Церкви Афанасий Великий , Василий Великий , Иоанн Златоуст , Кирилл Иерусалимский , Симеон Новый Богослов , Григорий Палама , Феофилакт Болгарский , Тихон Задонский и прочие св. отцы (автор тщательно умолчал о св. Григории Нисском , специально писавшем против Евномия об именах Божиих) держались в учении об именах Божиих ереси имебожников, он клевещет и на них, и на наш Святейшего Синод, и на двух Вселенских Патриархов, и только еретичествуюших главарей имебожной ереси считает православными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010