Закрыть itemscope itemtype="" > Состоялось заседание Священного Синода Иерархи приняли ряд важных кадровых решений 13.03.2013 1592 Время на чтение 9 минут Как сообщалось, 12 марта, в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви . Синод учредил Церковно-общественный организационный комитет по подготовке и проведению празднования 1025-летия Крещения Руси под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при участии митрополита Киевского и всея Украины Владимира, митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, иерархов и представителей общественности России, Украины и Белоруссии. Решено направить Президентам России, Украины и Белоруссии предложения о взаимодействии государственной власти трех стран с Церковно-общественным организационным комитетом по подготовке и проведению празднования 1025-летия Крещения Руси. Иерархи приняли решение об образовании десяти новых епархий. На территории Ленинг радской области образованы три епархии: в административных границах Всеволожского, Выборгского и Приозерского районов Ленинградской области - Выборгская епархия; в административных границах Бокситогорского, Волховского, Киришского, Кировского, Лодейнопольского, Подпорожского и Тихвинского районов Ленинградской области - Тихвинская епархия; в административных границах Волосовского, Гатчинского, Кингисеппского, Ломоновского, Лужского, Сланцевского и Тосненского районов Ленинградской области - Гатчинская епархия. В пределах г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области образована Санкт-Петербургская митрополия, включающая Санкт-Петербургскую, Выборгскую, Гатчинскую и Тихвинскую епархии. Епархиальному архиерею Выборгской епархии Синод постановил иметь титул «Выборгский и Приозерский». Викарию Санкт-Петербургской митрополии, наместнику Александро-Невской лавры епископу Выборгскому Назарию усваивается титул «Кронштадтский». Епископом Выборгским и Приозерским назначен викарий Московской епархии епископ Бронницкий Игнатий, за которым сохранена должность председателя Синодального отдела по делам молодежи. Правящий архиерей Тихвинской епархии Синод постановил иметь титул «Тихвинский и Лодейнопольский». Преосвященным Тихвинским и Лодейнопольским назначен викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Лодейнопольский Мстислав. Епархиальному архиерею Гатчинской епархии предписано иметь титул «Гатчинский и Лужский». Епископом Гатчинским и Лужским определено быть игумену Митрофану (Осяку), клирику Санкт-Петербургской епархии. Ректору Санкт-Петербургской духовной академии епископу Гатчинскому Амвросию усваивается титул «Петергофский», а викарию Санкт-Петербургской епархии епископу Петергофскому Маркеллу - «Царскосельский». Главой Санкт-Петербургской митрополии назначен митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/13/pe...

Закрыть itemscope itemtype="" > «У женщины нет права на аборт» Священный Синод принял документ «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» 28.12.2023 778 Время на чтение 5 минут Вчера Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании под председательством Святейшего Патриарха Кирилла в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве принял документ «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» , сообщает Патриархия. ru. Документ, проект которого был разработан Межсоборным присутствием, дает четкое разъяснение позиции Русской Православной Церкви касательно начала человеческой жизни: «Согласно Библии, жизнь человека начинается с материнской утробы. Псалмопевец и пророк Давид так говорит о действии Промысла Божия в развитии плода: " Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было " » (Пс. 138:13,15-16), — пояснил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. «Церковь свидетельствует, что жизнь человека начинается с момента зачатия и, следовательно, что человек уже в утробе матери имеет право на жизнь. " Тот, кто будет человеком, уже человек " , как писал во II веке христианский мыслитель Тертуллиан», — говорится в документе. В тексте указывается, что «Церковь однозначно приравнивает произвольный хирургический или медикаментозный аборт к убийству, независимо от срока беременности и способа его совершения». «По этой причине провозглашение " права на аборт " , то есть " права на убийство " , является неприемлемым», — добавил В.Р. Легойда. В документе, в котором подчеркивается особая важность защиты материнства, в том числе беременных, задумывающихся об аборте, так и уже совершивших его, отмечается: «Церковь поддерживает создание…учреждений кризисных центров помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и призывает государство и общество принимать упомянутые действенные меры. Важно как поддержать женщину в период ее беременности, так и после родов и помочь ей осуществить свое призвание матери», при этом «не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/28/u_...

Заседание Священного Синода. 25 декабря 2012 г. 27 декабря 2012 г. 17:25 Священный Синод утвердил документы, регулирующие богослужебную, административную и социальную сферы, а также образовал новые епархии На заседании Священного Синода, которое прошло 25-26 декабря в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, были образованы новые епархии Русской Православной Церкви. В пределах Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики образована Махачкалинская епархия , выделенная из состава Владикавказской епархии (ЖУРНАЛ Епископом Махачкалинским и Грозненским избран игумен Варлаам (Пономарев), настоятель Спасо-Преображенского монастыря города Мурома Владимирской епархии. Епархиальному архиерею Владикавказской епархии дан титул " Владикавказский и Аланский " . В границах Тамбовской области учреждена Тамбовская митрополия , включающая в себя Мичуринскую, Тамбовскую и Уваровскую епархии. Главой митрополии определено быть Преосвященному Тамбовскому и Рассказовскому Феодосию, на Уваровскую кафедру избран игумен Игнатий (Румянцев), исполняющий обязанности игумена Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии. Временное управление Мичуринской епархией поручено Преосвященному Феодосию (ЖУРНАЛ 124). Одобрив " Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору " (ЖУРНАЛ 130) к употреблению в тех случаях, когда Таинство Елеосвящения необходимо совершить над больными людьми, находящимися на стационарном лечении, члены Священного Синода напомнили архипастырям и пастырям о необходимости разъяснять значение Таинства Елеосвящения пасомым, принимающим в нем участие, особенно когда в дни Великого Поста оно совершается в монастырях и на приходах при большом стечении молящихся. Важно " обращать внимание последних на то, что в отсутствие появления или обострения тяжелых заболеваний и травм участие в этом Таинстве более одного раза в год свидетельствует о неверном его понимании " , — подчеркнул Синод.

http://e-vestnik.ru/news/svyashchennyy_s...

Митрополит Клинский Леонид: «Любые вердикты Александрийской церкви в отношении духовенства Русской Православной Церкви будут канонически ничтожны» 24.11.2022 17:23:39 Новый виток напряженности в межправославных отношениях наступил на днях, когда Синод Александрийского патриархата решил " низложить " митрополита Клинского Леонида - главу патриаршего экзархата Русской Православной Церкви в Африке, которая до недавних пор считалась канонической территорией Александрийской церкви. После того, как патриарх Феодор признал украинский раскол, в адрес РПЦ начали поступать многочисленные обращения африканских клириков, не согласных с позицией своего патриарха и желающих перейти в Русскую церковь. Именно эти священники первыми вошли в образованный в декабре 2021 года африканский экзархат. АПЦ так и не удалось добиться отзыва русских миссионеров с континента, поэтому Синод в Каире решил по-своему наказать патриаршего экзарха. В интервью порталу " Интерфакс-Религия " митрополит Леонид поделился своими мыслями по поводу происходящего. - Владыка, в грекоязычных СМИ прошла информация о том, что 22 ноября Синод Александрийской православной церкви лишил Вас епископского сана и чуть ли не предал анафеме. Как это отразится на Вашей работе? - (Смеётся) ...На моей работе это не отразится от слова " совсем " . Эти розовые греческие мечты идут в последнее время в одном тренде с заявлениями ведущих западных политиков мирового уровня, когда гинеколог " строит " и возглавляет Совет Европы, домохозяйка командует армией и прочее. Лишить меня сана может только та Церковь, в которой я несу своё служение. Притом заметим, что в решении Синода АПЦ нет ссылок на каноны, просто зафиксированы мои деяния, от которых я и не отказываюсь. После того, как греческая церковь уклонилась в раскол вслед за стамбульским патриархом Варфоломеем, африканская паства попросила канонического убежища в лоне Русской православной церкви, и Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял под свой омофор тех, кто следует путям Христовым и не желает запятнать себя общением с раскольниками и предателями. Чтобы более предметно объяснить нашим читателям произошедшее, приведем пример, что это всё равно, как если бы президент России своим указом уволил министра обороны Великобритании. Хотя я был бы рад таким полномочиям Владимира Владимировича. Остается только молиться о прекращении безумия, учиняемого александрийскими иерархами.

http://radonezh.ru/2022/11/24/mitropolit...

П. Г. Рогозный Источники Основной источниковой базой работы послужили богатейшие материалы Российского Государственного исторического архива. В первую очередь – это фонд канцелярии Святейшего Синода (Ф. 796), канцелярии обер-прокурора Синода (Ф. 797), канцелярии патриарха Тихона (Ф. 831) и архив Поместного Собора (Ф. 833). Привлечены также некоторые документы из фондов Государственного архива Российской Федерации, Государственного архива Тверской области и Центрального Государственного исторического архива Украины. В фондах РГИА отложились официальные доклады иерархов в Синод о событиях, происходивших в управляемых ими епархиях. Иногда письма и отчеты направлялись на имя конкретных членов высшего церковного органа, как правило, первоприсутствующего в Синоде архиепископа Платона (Рождественского) или архиепископа Сергия (Страгородского) . Часто архиереи стремились заручиться поддержкой обер-прокурора Синода, на его имя приходили как личные послания, так и официальные рапорты иерархов. По такой же схеме шли в столицу и документы церковной «оппозиции» (доклады, сообщения, материалы епархиальных съездов), но в обратной последовательности: вначале обер-прокурору, затем в Синод. Практически во всех епархиях наряду с консисторией образовались церковно-епархиальные советы, их деятельность была официально узаконена Синодом. Нередко они находились в оппозиции правящему архиерею, часто пытаясь сосредоточить в своих руках всю епархиальную власть. Епархиальные советы и созданные «народным правотворчеством» общественные организации духовенства и мирян сигнализировали обер-прокурору о «несоответствующей настоящему моменту» деятельности высших иерархов. Присылали в столицу также и материалы съездов духовенства и мирян, прошедших по всем епархиям в 1917 году. Иногда это просто поздравительные телеграммы на имя обер-прокурора, иногда документы съезда представляют подробнейшую стенограмму заседаний. Из некоторых епархий, где борьба за власть принимала наиболее острые формы, в Синод могли приходить совершенно противоположные отчеты о епархиальных съездах, исходившие от различных противоборствующих сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Владимир Можегов Диомидовский бунт: скрытые причины Русская Церковь служила как Сталину, так и Гитлеру Источник:  НГ – религии Точки своего перегрева скандал с бывшим епископом Диомидом достиг еще на летнем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Кульминацией его стало анафематствование чукотским архиереем, по сути, всей Русской Церкви начиная с 1917 года, прозвучавшее в день 90-летия расстрела царской семьи. А 6 октября на очередном заседании Священного Синода епископ Диомид был разжалован в монахи. Но стало ли это решение финалом драмы? История крупнейшего кризиса в РПЦ последних лет на этом явно не кончается. По признанию дьякона Андрея Кураева, Церковь сегодня " балансирует на грани раскола, по масштабам сопоставимого с расколом XVII столетия " . И хотя церковные власти привычно объявляют явление Диомида маргинальным и ничего не значащим, это, конечно, не так. Диомид – не маргинал, а живой символ этого полномасштабного кризиса. И, конечно, не в кознях " враждебных сил " тут дело. Отцы Церкви видели начала всех нестроений в нераскаянных грехах и советовали внимательно прислушиваться к обвинениям. Воспользуемся добрым советом. 1 октября очередное воззвание диомидовцев напомнило Синоду деяния местоблюстителя Сергия (Страгородского), признавшего " благотворность большевицкой революции " и солидаризировавшегося " с совецкой властью в преследовании православных исповедников " . Обвинение серьезное и обнажающее, кажется, самый корень сегодняшнего конфликта. 1905 год – последний экзамен... 9 января 1905 года Святейший Синод оправдал расстрел царскими войсками демонстрации (по сути – крестного хода) рабочих к царю. А в феврале 1917 года тот же Синод так же невозмутимо отрекся от царя, уже на следующий день после ареста " гражданина Романова " благословив " путь новой государственной жизни " . Но христианскую совесть смущает даже не это ( " Царь сам отрекся от престола, что оставалось делать Церкви? " – оправдываются сегодня потомки революционных архиереев). Но, упраздняя " сакральную фигуру " царя, Синод отдавал в руки Временного правительства еще и просто человека, последнего, быть может, с которым еще сохранял какую-то глубинную связь. И это уже не политическая интрига, но чем-то похоже на экзамен... последний экзамен на человечность, не правда ли?

http://religare.ru/2_58953.html

С.В. Нестеров Архимандрит Макарий (Глухарев) – апостол Алтая Служение миссионерское, как служение апостольское, есть, более всего, ряд скорбей, болезней и трудов. Трудно вообще пастырское служение, а миссионерское – по преимуществу. Свт. Макарий (Невский) , митр. Московский Основание и становление Алтайской духовной миссии Души ваши нужны... Христос скорбит и ищет душ ваших ради Царствия Своего небесного. Житие св. Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым 30–40-е годы XIX века – время выступления архимандрита Макария на проповедь Евангелия язычникам Алтая – были периодом ощутимого подъема миссионерской деятельности Российской Православной Церкви. В XVIII веке главной целью русских миссионеров была Сибирь. Огромные пространства ее были населены сотнями тысяч бродячих и оседлых инородцев, погруженных во тьму идолослужения или уже тронутых заблуждениями мусульманства. Хотя свет истинной веры стал проникать в этот край с самого начала покорения его, труды небольшого сравнительно числа проповедников христианства принесли плоды и незначительные, и непрочные. Сибирское миссионерство XVI-XVIII веков не отличалось ни планомерностью, ни последовательностью, и никто из делателей на этой ниве не мог быть уверен, что обращенные им не останутся сиротами после того, как он покинет их. Вся западная часть Сибири составляла тогда одну Тобольскую епархию, которую в начале XVIII века возглавлял замечательный миссионер митрополит Филофей (Лещинский). Всю свою жизнь посвятил он распространению и утверждению Православия, окрестив около 40 тысяч язычников. Святитель построил 37 церквей, и при этом, как доносил Святейшему Синоду его преемник митрополит Антоний (Стаховский), «все инородцы призваны им в Христианство не принуждением, не страхом, не иными какими-либо прещениями, но только Евангельской проповедью и своими трудами» С. 37]. Затем накал миссионерской деятельности в Сибири, как и в других районах России, стал ослабевать. Для исправления положения Святейший Синод в 1764 году учредил должности проповедников в епархиях с иноверческим населением: три в Казанской епархии, по две в Тобольской и Иркутской епархиях и по одной в Астраханской, Рязанской, Нижегородской и Вятской епархиях. Через некоторое время среди инородцев возникли волнения из-за распространившихся слухов, что их хотят крестить насильно, и в 1789 году деятельность проповедников была приостановлена. В 1799 году Святейший Синод обратился в Правительствующий Сенат с вопросом: «Посылать ли по-прежнему в иноверческие селения проповедников, по предварительному согласованию с гражданским правительством?» 2. С. 10]. Получив отрицательный ответ, Святейший Синод прекратил выдачу жалованья миссионерам, после чего дело проповеди Благой Вести среди иноверных народов России стало быстро угасать.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Слово «раскол» из учебников истории переместилось на страницы светских СМИ: в октябре Чукотский епископ Диомид был извержен из сана за раскольническую деятельность. Уже более полугода внимание даже далеких от Церкви людей приковано к фигуре теперь бывшего Чукотского епископа, обвинившего Русскую Церковь в ересях, а ее иерархию - в отступничестве, за что решением июньского Архиерейского собора он был запрещен в служении. Не успели либералы проникнуться симпатией к «опальному» епископу (у нас традиционно любят гонимых), как Диомид заявил, что христианину нельзя пользоваться мобильным телефоном и провозгласил анафему Святейшему Патриарху. Преображенский храм г. Анадырь. Реконструирован из старого магазина в начале 90-х. Храм в котором постоянно служил еп. Диомид, не считавший деревянный собор благодатным, так как он построен «на масонские деньги» Публикуем свидетельство очевидца: иеромонах Агафангел (Белых), клирик Белгородской епархии, был в специальной командировке в Чукотской епархии вместе с архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком. Итак, что представляет собой как личность непримиримый Диомид, много ли у него сторонников и каков может быть диалог с теми из них, кто стоит на распутье? Хронология конфликта 19 января 2007 года Диомид (Дзюбан), бывший епископ Анадырский и Чукотский, распространил в интернете обращение, где перечислил «отступления от чистоты православного вероучения», существующие, по его мнению, в Русской Православной Церкви. Диомид обвинил Московский Патриархат в: «еретическом служении экуменизму», «неосергианстве», «молчаливом согласии вместо обличения антинародной политики существующей власти», оправдании присвоения гражданам ИНН, в отсутствии практики созыва Поместных соборов. В июне 2008 года на Архиерейском соборе были представлены выводы богословской комиссии под руководством митр. Минского и Слуцкого Филарета. В ней разъяснялась догматическая и каноническая несостоятельность обвинений, выдвинутых Диомидом. Сам Диомид на Собор не приехал, объяснив свое отсутствие болезнью. Синод РПЦ на основании решения Архиерейского собора 27 июня 2008 года заочно отстранил Диомида от руководства епархией и запретил в служении. В качестве временно исполняющего обязанности управления епархией на Чукотку был отправлен архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк. В ответ 17 июля этого года Диомид анафематствовал Святейшего Патриарха и ряд других иерархов РПЦ, объявил московскую кафедру вдовствующей, а себя - ее временным управляющим. В августе бывший управляющий епархией покидает Чукотку, призывает Синод к покаянию, организовывает «собор верных», долженствующий избрать «народного патриарха», а его сторонники устраивают пикеты и пишут письма в его поддержку. 6 октября 2008 года Синод РПЦ ввиду отсутствия со стороны епископа Диомида покаяния и продолжения деятельности постановил считать решение Архиерейского Собора от 27 июня 2008 года об извержении из сана епископа Диомида вступившим в силу.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Определение Архиерейского Собора «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» 1. Воздать хвалу Господу о продолжающемся всестороннем возрождении церковной жизни в России, других странах Содружества Независимых Государств и Балтии. Благодарить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священный Синод за труды по руководству общецерковной деятельностью, принесшие добрый плод Пастыреначальнику Христу. 2. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на настоящем Архиерейском Соборе со благодарением принять к сведению. 3. Полагать весьма полезными состоявшиеся в межсоборный период визиты Святейшего Патриарха в епархии Русской Православной Церкви, в ходе которых Его Святейшеством совершались богослужения, собиравшие большое количество верующих, проводились встречи с духовенством и мирянами, руководителями местных органов власти, военнослужащими, молодежью, интеллигенцией, представителями общественных кругов и средств массовой информации, заключенными. Просить Святейшего Патриарха продолжать в будущем посещения епархий, содействующие укреплению церковного единства, создающие возможность общения клира и паствы со своим Первоиерархом, способствующие разрешению насущных проблем на местах. 4. Выразить удовлетворение в связи с визитами Предстоятеля Русской Церкви в другие Поместные Православные Церкви, в ряд стран СНГ и дальнего зарубежья. Соборно свидетельствовать о высоком значении этих визитов и прошедших в их рамках встреч с Предстоятелями Церквей-Сестер, инославными и другими религиозными лидерами, главами государств, видными политическими и общественными деятелями. 5. С удовлетворением отметить состояние церковной жизни в стольном граде Москве, клирики и миряне которого являют добрый пример во всех областях служения Церкви. Благодарить Святейшего Патриарха за попечение о ставропигиальных монастырях и храмах, составляющих наряду со столицей Патриаршую область.

http://sedmitza.ru/lib/text/429325/

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл призвал архипастырей активизировать на епархиальном уровне реформу церковного управления 2 февраля 2011 г. 10:45 2 февраля 2011 года в Москве проходит очередной Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Основной доклад на первом пленарном заседании делает Предстоятель Русской Православной Церкви. В первой части выступления, подводя итог двухлетнему периоду, прошедшему со времени последнего Архиерейского Собора, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что в 2009 и 2010 годах «на высшем уровне церковного управления была успешно осуществлена необходимая административная реформа, позволившая сделать центральный аппарат более эффективным». «Полагаю, что подобные изменения необходимо осуществить и на епархиальном уровне», — подчеркнул Святейший Владыка, добавив, что усовершенствование церковного управления представляет собой сегодня двуединую задачу: развитие соборности и укрепление иерархической власти. «Год назад в этом зале в ходе Архиерейского совещания мы пришли к выводу о необходимости чаще проводить заседания высшего органа управления Русской Православной Церкви — Архиерейского Собора. В связи с этим Священный Синод принял решение о проведении Собора в нынешние дни, то есть спустя два, а не четыре года, как это предусмотрено в Уставе. Если члены Архиерейского Собора не возражают, я предложил бы мой прошлогодний доклад приобщить к нашим Соборным документам в качестве отчета Патриарха о его деятельности и о жизни Церкви в 2009 году. Ныне же сосредоточусь на событиях 2010 года и на дальнейших перспективах», — продолжил Святейший Владыка. Предстоятель рассказал, что со времени Архиерейского совещания состоялись 30 Первосвятительских визитов в епархии Русской Православной Церкви. Всего же за истекшие два отчетных года Святейший Патриарх Кирилл совершил 57 визитов, посетив 38 епархий, девять из которых — неоднократно. Состоялся официальный визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Александрийский Патриархат (10-12 апреля 2010 г.), а также посещение Армении (16-18 марта 2010 г.), Азербайджана (24-26 апреля 2010 г.) и Украины (24-25 февраля 2010 г., 20-28 июля 2010 г., 23-24 ноября 2010 г.)

http://patriarchia.ru/db/text/1399474.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010