Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Высшее управление Русской Церкви в синодальную эпоху Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Учреждение Святейшего Синода «Духовный регламент.» В 1700 году скончался Патриарх Адриан. Во главе Русской Церкви был поставлен митрополит Рязанский Стефан Яворский со званием «Экзарха, блюстителя и администратора Патриаршего Стола,» или Местоблюстителя Патриаршего Престола. В условиях затянувшегося на 20 лет Местоблюстительства Петр I обдумывал идею о коренной реформе высшего церковного управления. В 1718 году митрополит Стефан подал царю жалобу на чрезмерное обременение делами, которые поступали из вдовствующих епархий, и прошение отпустить его из Петербурга в Москву для более удобного управления Патриаршей областью и своей Рязанской епархией. Царь наложил прошение на резолюцию с рядом укоризненных замечаний, а в конце добавил: «А для лучшего впредь управления мнится быть Духовной Коллегии, дабы удобнее такие великие дела исправлять было возможно.» Епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) Петр велел составить проект создания новой Коллегии. Проект этот под названием «Духовный регламент» был написан к февралю 1720 г. После утверждения его Сенатом и Освященным Собором, после сбора подписей под ним епископов и степенных монастырей «архимандритов и игуменов,» 14 февраля 1721 г. состоялось открытие новой Коллегии. В нее вошли митрополит Стефан в должности Президента, 2 вице-президента: архиепископы Феофан и Феодосий, 4 советника из архимандритов, 4 асессора из пресвитеров и 1 из «греческих черных священников.» Уже на первом заседании Духовной Коллеги встал вопрос о молитвенном возношении нового церковного правительства, «Святейшее Духовное коллегиум» звучало несообразно. Предлагались другие варианты названия: «собрание,» «собор.» В конце концов остановились на греческом слове «Синод» - Святейший Правительствующий Синод. От первоначального названия высшего церковного правительства отказались и по административным соображениям: оно ставило его в один ряд с прочими коллегиями, которые, соответствуя появившимся позже министерствам, были подчинены Сенату. Для высшей церковной власти православной страны такой статус был явно неприличен. А Святейший Правительственный Синод, уже в силу своего названия, ставился наравне с Правительствующим Сенатом.

http://sedmitza.ru/lib/text/432413/

В исходе 1727 года, тиунская контора, по определению святейшего Синода, закрыта. Святейший Синод, еще по случаю воцарения императора Петра II, выехал в Москву, и там, в течении нескольких лет, а именно до начала 1732 года, имел постоянно свое присутствие. В С.-Петербурге осталась синодальная контора, которой святейший Синод поручил заведовать епархией. Для этой цели, в контору поступили все епархиальные дела из тиунской палаты. Первое место в синодальной конторе занимал преосвященный Питирим, архиепископ нижегородский, вызванный святейшим Синодом из епархии. Из белого духовенства в ней оставлен был член Синода Иоанн Семенов, протопресвитер троицкий, пользовавшийся в то время большим уважением. Три канцеляриста и восемь копиистов, за штатом оставшиеся после тиунской избы, причислены были, с прежним трактаментом от святейшего Синода, к синодальной конторе. В ней, под председательством архиепископа, уполномоченного святейшим Синодом, производились всякие дела по С.Петербургской епархии. Контора определяла священноцерковнослужителей к местам и даже разрешила постройку новых церквей. Епархиальная жизнь шла своим чередом, правда, медленнее, но без остановок. В марте 1729 года, контору вытребовали в Москву к святейшему Синоду со всеми чиновниками и бумагами. Многие из бумаг, после этой поездки, не возвратились в С.-Петербург, и ныне заметны некоторые пробелы в С.-Петербургских духовных архивах. У дел бывшей тиунской конторы и у прочих остался, якобы епархиальным заказчиком, один троицкий протопоп Иоанн Семенов. Ему предписано состоять в С.Петербургской епархии заказчиком, как и в прочих епархиях в десятинах, заказчики учреждены. А которых дел собой решить ему, протопопу, не можно, о тех присылать в Москву в св. Синод донесения, с приложением своих мнений. Протопопу Семенову переданы все дела тиунской избы. Для письма и отправления дел, предоставлено ему самому приискивать добрых и не подозрительных подьячих, a пропитание подьячим иметь от акциденции (т. е. случайных доходов) за труды, кто что даст, как в домах архиерейских обходится, и писаться ему, протопопу, С.-Петербургским духовных дел управителем. Для помещения отведено духовному управлению несколько палат в синодском доме, а на канцелярские расходы велено брать со всякой венечной памяти по три копейки денег, сверх уреченных пошлин. Св. Синоду о делах рапортовать помесячно, с коллегиями и канцеляриями иметь сношения промемориями, a в подчиненные места адресовать указы. Семенов пригласил к себе в сотрудники, по письменной части, одного подканцеляриста. Так положено основание новой форме епархиальной администрации: Духовному правлению. Под ведением очередного епископа Рафаила псковского, дела производились в нем, конечно со значительным сокращением прав, тем же порядком, как и в бытность синодальной конторы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Воспоминание о Геннадии и Кононе (Письмо в редакцию «Братского Слова») Вы, в своем журнале, изволили напечатать свои воспоминания о Суздальских заключенцах и о совокупном с вами моем их посещении (Брат. Сл. 1883 г. стр.179–206). Соблаговолите к вашим о них воспоминаниям присовокупить для полноты сказания и мое о них извещение: я буду говорить о том, что вам не вполне было известно или не касалось вас лично. О Геннадии В 1870 г., в великий пост, возвращаясь из Литвы в свой монастырь чрез Петербург, я представился здесь Московскому митрополиту Иннокентию, бывшему тогда в Петербурге. Владыка мне сказал: «один из трех австрийских епископов, заключенных в Суздале, Геннадий, подал Владимирскому архиепископу прошение, а потом чрез него подал вторичное прошение в Св. Синод о том, что он желает присоединиться к св. церкви и поместиться на жительство в управляемый тобою монастырь: согласен ли ты принять его к себе в монастырь, или нет?». Я отвечал владыке митрополиту, что не знаю, совершенно ли убедился Геннадий в правоте св. церкви, или только из-за того изъявляет желание оставить раскол, чтобы освободиться из Суздаля, и что человека, не убедившегося в правоте церкви, иметь у себя в монастыре мне не желательно. Поэтому, прибавил я, не даст ли мне Святейший Синод разрешение прежде съездить в Суздаль, увидеться с Геннадием, лично из собеседования с ним увериться, действительно ли он убежден в правоте православной церкви. Если бы я приметил это, тогда изъявил бы согласие принять его. Владыка митрополит одобрил мое мнение и приказал мне в таком смысле отвечать, когда от Св. Синода последует запрос, согласен ли я принять Геннадия. Так и было сделано. Святейший Синод в скором времени сообщил мне письменное разрешение ехать в Суздаль, о чем был уведомлен и Владимирский преосвященный. О поездке нашей в Суздаль и о собеседовании с заключенными узниками мне говорить излишне, потому что все это вы описали подробно. Я припомню только о последней беседе моей с Геннадием, в келье о. архимандрита, происходившей в его и вашем присутствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Г. Э. Щеглов Глава 4. Великий перелом (1914–1924) 4.1. Война. Утраты 20 июля 1914 года Россия вступила в войну с Германией, оказавшись вовлеченной в крупномасштабный международный военный конфликт. 26 июля был объявлен манифест о войне с Австро-Венгрией, а 20 октября 1914 года началась война с Турцией. Через год, 5 октября 1915 года, Россия со скорбным чувством вынуждена была вступить в войну с единоверной Болгарией, еще не так давно освобожденной «от турецкого рабства братской любовью и кровью русского народа» 528 . 18 августа 1914 года высочайшим повелением город Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Ввиду этого Святейший Синод 19 августа определил в титулах учреждений и лиц духовного ведомства, в которых встречалось слово «с.-петербургский», заменить словом «петроградский». Соответствующее постановление относительно всех правительственных, сословных и общественных учреждений 23 августа было сделано и Советом министров 529 . С первых же дней войны Святейший Синод направил свою деятельность на организацию церковной жизни в условиях военного времени. Нужно отметить, что в годы Первой мировой войны Русская Православная Церковь выступила не только как институт духовный, но проявила себя и в особой патриотической деятельности церковных учреждений и организаций, принявшей небывалую в истории Русской Церкви широту и разнообразие. При объявлении войн 1853–1855 и 1877–1878 годов действия Святейшего Синода исчерпывались предписанием обнародования высочайшего манифеста в церквях за богослужением и призывом возносить моления Господу о победе над врагом. Затем следовало собственное пожертвование (в 100 000 рублей) и разновременные призывы и постановления о церковных пожертвованиях и другой помощи на нужды военного времени. Во время русско-японской войны 1904–1905 годов кроме вышеуказанного Святейшим Синодом был устроен на театре военных действий госпиталь на 100 кроватей. Но патриотическая деятельность Святейшего Синода в годы Первой мировой войны совершенно вышла за рамки обычных его действий. С первых же дней войны Синод стал вырабатывать целую программу мер, обращенных на нужды Отечества, активно координируя и направляя деятельность церковных организаций 530 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 г. Журнал 43 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха о состоявшемся подписании Акта о каноническом общении и восстановлении единства внутри Поместной Русской Православной Церкви. Справка: В заседании от 16 мая 2007 года (журнал 36) Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил Акт о каноническом общении, выработанный Комиссией Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. Священный Синод определил, что Акт вступает в силу после торжественного подписания Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Председателем Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви Преосвященным митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром в Храме Христа Спасителя в Москве, в праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 года. Ранее, 18 апреля 2007 года, соответствующее решение было принято Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви. В заседании от 16 мая 2007 года (журнал 38) Священный Синод также утвердил протокол мероприятий, связанных с подписанием Акта о каноническом общении. 15 мая 2007 года, в Москву прибыл председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви Преосвященный митрополит Лавр и члены официальной делегации. В тот же день состоялась встреча Святейшего Патриарха с прибывшими в Москву членами Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Во встрече принимали участие председатель Отдела внешних церковных связей Преосвященный митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и председатель Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью Преосвященный архиепископ Корейский Иннокентий, секретари Комиссий по диалогу протоиерей Александр Лебедев и протоиерей Николай Балашов. 17 мая 2007 года в праздник Вознесения Господня в Москве, в Храме Христа Спасителя, состоялось подписание Святейшим Патриархом Алексием и Преосвященным митрополитом Лавром Акта о каноническом общении, которым было восстановлено единство в Поместной Русской Православной Церкви. При этом торжественном событии присутствовали Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, государственные и общественные деятели.

http://pravoslavie.ru/23625.html

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Состоялось заседание Священного Синода 18.07.2002 17 июля 2002 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Заслушав доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, Священный Синод, во исполнение соответствующего Деяния Архиерейского Юбилейного Собора 2000 года, постановил сопричислить сонму новомучеников и исповедников Российских, пострадавших во времена гонений на Церковь, подвижников веры, материалы о которых были представлены Волгоградской, Воронежской, Екатеринбургской, Иваново-Вознесенской, Йошкар-Олинской, Могилевской, Московской, Петербургской, Рязанской, Саратовской, Тульской и Ярославской епархиями. Имена новопрославленных святых благословлено включить в святцы и сообщить братским Поместным Православным Церквам. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о праздновании 24 мая 2002 года Дня славянской письменности и культуры в Новосибирске, Священный Синод выразил признательность Постоянному представителю Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Л.В.Драчевскому, главе администрации Новосибирской области В.А.Толоконскому, мэру Новосибирска В.Ф.Городецкому за участие в организации праздника и гостеприимство, проявленное по отношению к Первосвятителю Русской Православной Церкви и сопровождавшей его делегации. Выразив также благодарность за понесенные труды Всероссийскому и Новосибирскому Организационным комитетам по проведению этих традиционных церковно-народных торжеств памяти просветителей славян святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Священный Синод отметил важность ежегодного празднования Дня славянской письменности и культуры в епархиях Русской Православной Церкви в сотрудничестве с местными органами образования и культуры.

http://zavet.ru/news/0207/n18.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Священный Синод принял ряд важных решений Утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты молитв некоторым святым, подведены итоги XXIX Международных образовательных чтений и Пленума Межсоборного присутствия 17.06.2021 1882 Время на чтение 3 минуты Сегодня в Тронном зале Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Перед началом заседания Святейший Патриарх Кирилл огласил повестку дня. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии. Для участия в летней сессии (март-август) 2021 года приглашены: митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений; митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор; митрополит Челябинский и Миасский Алексий; архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Никанор; епископ Лысковский и Лукояновский Силуан. Члены Синода выслушали сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся 26-28 мая 2021 года Пленуме Межсоборного Присутствия (журнал 28). Синод постановил: 1. Выразить удовлетворение работой Пленума Межсоборного Присутствия. 2. Вынести на рассмотрение очередного Архиерейского Собора следующие проекты документов: а) «Положение о канонических прещениях и дисциплинарных наказаниях священнослужителей»;

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/17/sv...

Закрыть Апология образа Императора Николая Александровича К 150-летию со дня рождения Государя и 100-летию мученической кончины Царской Семьи. Часть 3 16.07.2018 896 Время на чтение 46 минут Часть 1 Часть 2 Не Царь отрекся от народа, народ отрекся от Царя, продолжавшего свое служение Богу и Отечеству. Март 1917 года. Царская Гефсимания «Кругом измена, трусость и обман» Из дневника Императора Николая II от 2 марта 1917 года «Болши сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15:13) С помощью блокады заговорщиками Царь фактически был отрешен от власти уже к 2 марта 1917 года. К этому времени Петроград и Москва были в руках восставших бунтовщиков, уже был сформирован незаконный Временный комитет Государственной думы во главе с предателем Михаилом Родзянко, узурпировавший функции правительства, под его контроль стали переходить министерства. 1 Марта на заседаниях Временного комитета Госдумы был согласован персональный состав Временного правительства во главе с князем Георгием Львовым, падшим наследником Рюриковичей. В тот же день, 1 Марта, Временный комитет Госдумы в качестве Временного правительства признали послы союзников - стран Антанты (Англии, Франция) и посол Северо-Американских Соединенных Штатов. На протяжении второй половины дня 2 Марта произошло окончательное отрешение Государя Императора Николая II от власти и в Петрограде было провозглашено Временное правительство. Железнодорожное сообщение перешло полностью под контроль этого неблаговерного, мятежного и масонского Временного правительства. Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви, несмотря на предложение обер-прокурора Синода Николая Раева, отказался выступить против клятвопреступного бунта и попытаться вразумить народ, сохранив его верным Царю. Напротив, Синод вступил в контакт с Временным правительством и поддержал его. Верховные органы управления государством - Царское Правительство и Государственный совет - оказались лишенными полномочий, а их члены в большинстве своем были арестованы или скрывались в подполье. Правительственные газеты - единственные в то время официальные СМИ - перестали выходить. Святейший Правительственный Синод, большинство митрополитов, епископов отказались выступить в поддержку Православного Монарха.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/17/...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года 21 серпня 2007 р. 11:23 ЖУРНАЛ 43 В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха о состоявшемся подписании Акта о каноническом общении и восстановлении единства внутри Поместной Русской Православной Церкви. Справка: В заседании от 16 мая 2007 года ( журнал 36 ) Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил Акт о каноническом общении, выработанный Комиссией Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. Священный Синод определил, что Акт вступает в силу после торжественного подписания Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Председателем Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви Преосвященным митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром в Храме Христа Спасителя в Москве, в праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 года. Ранее, 18 апреля 2007 года, соответствующее решение было принято Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви. В заседании от 16 мая 2007 года ( журнал 38 ) Священный Синод также утвердил протокол мероприятий, связанных с подписанием Акта о каноническом общении. 15 мая 2007 года, в Москву прибыл председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви Преосвященный митрополит Лавр и члены официальной делегации. В тот же день состоялась встреча Святейшего Патриарха с прибывшими в Москву членами Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Во встрече принимали участие председатель Отдела внешних церковных связей Преосвященный митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и председатель Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью Преосвященный архиепископ Корсунский Иннокентий , секретари Комиссий по диалогу протоиерей Александр Лебедев и протоиерей Николай Балашов. 17 мая 2007 года в праздник Вознесения Господня в Москве, в Храме Христа Спасителя, состоялось подписание Святейшим Патриархом Алексием и Преосвященным митрополитом Лавром Акта о каноническом общении, которым было восстановлено единство в Поместной Русской Православной Церкви. При этом торжественном событии присутствовали Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин , государственные и общественные деятели.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205505...

ЦВ 15-16 (436-437) август 2010 /  28 августа 2010 г. Состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 26 июля в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Белоруссии; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир; председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; митрополит Одесский и Измаильский Агафангел; архиепископ Новгородский и Старорусский Лев; архиепископ Абаканский и Кызылский Ионафан; архиепископ Сурожский Елисей; епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл; управляющий делами Московский Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви, Священный Синод выразил благодарность митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру, митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, митрополиту Тульскому и Белевскому Алексию, архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору, архиепископу Петрозаводскому и Карельскому Мануилу, архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию, епископу Смоленскому и Вяземскому Феофилакту, губернатору Смоленской области С.В. Антуфьеву, губернатору Владимирской области Н.В. Виноградову, губернатору Тульской области В.Д. Дудке, губернатору Тверской области Д.В. Зеленину, бывшему главе Республики Карелия С.Л. Катанандову, губернатору Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко за внимание и теплый прием, оказанные Святейшему Патриарху Кириллу и сопровождавшим его лицам. Также Священный Синод выразил признательность председателю Попечительского совета целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», председателю Оргкомитета по празднованию Дня семьи, любви и верности С.В. Медведевой за поддержку церковных и общественных инициатив, направленных на укрепление семейных ценностей. Священный Синод приветствовал распространение практики церковно-общественного празднования Дня семьи, любви и верности в день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских в епархиях Русской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/docs/sostoyalos_zase...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010