Сейчас в Латвии, несмотря на очевидные трудности, возрождаются старинные православные храмы, в их числе - великолепные соборы в Риге, в Лиепае, в Елгаве и храмы в Стамериене - Святого Великого Благоверного князя Александра Невского, в Айнажи - преподобного Арсения Великого, в Колке - святителя Николая Чудотворца Мирликийского. Построены новые храмы: в Огре - святителя Николая Чудотворца Мирликийского, в Саласпилсе - Всех Скорбящих Радосте, в Граверах - Архангела Михаила, в Дагде - святителя Николая Чудотворца Мирликийского, в Даугавпилсе - храм Святого Великого Благоверного князя Александра Невского. Скоро будет освящен новый храм в Валке - в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы, а в настоящий момент строится новый храм в Иецаве. - Совсем недавно - 30 марта - состоялся очередной суд по так называемому " делу Ave Sol " , которое давно уже известно за пределами Латвии. Тяжба Латвийской Православной Церкви с Рижской думой за православный храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла длится уже третий год. Рижская дума под разными предлогами не хочет расставаться с концертным залом, который в настоящее время расположился в стенах православного Петропавловского храма. Какое решение на сей раз принял суд? - Дело отложено до 5 октября. Суд рекомендовал Латвийской Православной Церкви и Рижской думе до этой даты найти компромиссное решение по использованию здания. Так как решение суда едва только вынесено, никаких конкретных шагов по направлению к этой цели пока еще не предпринято. Скорее всего, в ближайшем будущем сядем с представителями Рижской думы за стол переговоров, и будем размышлять, каким должно быть решение, устраивающее всех. Рига ждет Первосвятителя - Владыко, в преддверии визита в Латвию Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, не могу не спросить: готова ли православная Рига к приему высокого гостя? - Православные Риги и Латвии много лет ожидали возможности получить первосвятительское благословение Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в латвийской столице. Для каждого из нас этот визит станет настоящим праздником - паства с любовью и благоговением ожидает встречи со своим Архипастырем. Мы надеемся, что сумеем достойно и с должной христианской любовью и почтением встретить Его Святейшество. Думаю, в этом случае будет уместно сказать, что готовится ни много ни мало исторический визит, ведь приезд Его Святейшества будет первым за всю историю латвийского Православия посещением Первосвятителя Русской Православной Церкви пределов нынешней Латвии. Уверен, что визит Святейшего Патриарха, который является не только духовным, но и признанным в мире авторитетным и уважаемым общественным лидером, будет способствовать укреплению взаимопонимания между Российской Федерацией и суверенной Латвией, послужит началом добрососедского диалога.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Ближайшие церкви: Голгофская в 25 верстах; Малупская в 30 верстах; Мариенбургская в 30 верстах. Церковный староста в 1905 году Антоний Давидович Аболинь. Церковный староста в 1909 году Антоний Петрович Войт. Приходское училище открыто в 1851 году и помещалось в церковно-причтовом доме. В 1881 году построен на средства Рижской епархии собственный школьный деревянный дом. Вспомогательное училище: Белавское (Белява), Гулбенского р-на. Открыто в 1851 году и с 1893 года помещается в собственном деревянном доме, построенном на средства Рижской епархии. В церковной ведомости за 1910 год написано, что крыша подвергается быстрой порче и требует неотложного ремонта. Ремонт требуется как снаружи, так и внутри храма. По смете, составленной Церковным попечительством, на ремонт требуется 541 рубль 50 коп. Латвийский ГИА, фонд 4754, опись 2, дела: 170, 171, 225. «Клировые ведомости Рижской епархии» за 1895,1896, 1909 гг . Брошюра «Столетие православной церкви Святого Александра Невского в Стамериене». Изд. 2004 г. Газета « Виноградная лоза» 10 (89) 2005 г. «О Стамериенском Александро-Невском храме», статья ин. Евфросинии. Ирина Сазонова «Бывают странные сближения», 12, 2006 г. Сложная и затейливая, многоярусная архитектурная композиция церкви строго соответствует канону. Доминирует высокий четверик основного объема храма, решенный в крупных формах и увенчанный пятиглавием. Над притвором взлетает ввысь стройная пятиярусная колокольня, завершенная высоким шатром с маленькой главкой и крестом. Небольшой главой отмечены низкие пристройки алтарной части. Церковь имеет крестовый план. Рукава планировочного шестиконечного креста образованы трапезной частью церкви, боковыми и алтарными пристройками, небольшими выступами притвора. Фасады трансепта акцентированы большим двойным окном. Орнаментальный декор фасадов решен в стиле эклектики. На окраине местечка Стамериена, отражаясь в глади озера, стоит каменная православная церковь св. Александра Невского. Заложенная в 1902 году, она вознеслась над округой пятью куполами храма и колокольней. Предполагалось, что новый храм сможет вместить до 700 человек. Строительство закончили через два года, и 6 июня 1904 года ее освятил во имя св. благоверного Великого Князя Александра Невского архиепископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский). Предшественницей этого здания была одноименная деревянная церковь, построенная на правительственные средства в 1851 году по типовому проекту православных культовых сооружений в Лифляндской губернии. Тогда же соорудили причтовый дом, где разместили и приходское училище. А годом ранее, по указу Святейшего Правительствующего Синода, в Стомерзее (Стамериена) открыли приход.

http://sobory.ru/article/?object=07855

Слово при служении в Захарие-Елизаветинском храме при Казанской инородческой семинарии 22 марта 1898 года. «Изв.Каз.еп.» 1898, 9, стр.353–360. Статьи, проповеди. «Рижские Епарх.Вед.» 1887–1897 гг. Речь наблюдателю миссионерских курсов архимандриту Андрею при вручении жезла. «Прав.Собес.» 1899, октябрь, стр.321–324. Речь студентам Казанской духовной академии перед началом учения. «Прав.Собес.» 1899, октябрь, стр.319–320. Речь новоназначенному ректору Казанской семинарии архимандриту Алексию при вручении жезла. «Прав.Собес.» 1899, нояб., стр.455–456. Слово Высокопреосвященнейшего Архиепископа Арсения при прощании с Рижской паствой 2-го ноября 1897 года. «Прав.Собес.» 1897, нояб., стр.513–517· «Мое участие на юбилейном торжестве Рижской епархии». «Прав.Собес.» 1909, нояб., стр.473–482. Слово при первом служении его в кафедральном Казанском соборе, 14 ноября 1897 года. «Прав.Собес.» 1897», декаб., стр.665–668. Слово при втором служении в Казанском соборе пред панихидой об усопших архиереях Казанских. 16 ноября 1897 года. «Прав.Собес.» 1897, декаб., стр.669–673. Речь на погребение архиепископа Владимира Казанского. «Прав.Собес.» 1897» октяб., стр.360–361. Беседа с о.о.благочинными Рижской епархии. «Церк.Вед.» 1888, 48, стр.1330. Речь при вручении жезла новохиротонисанному епископу Чебоксарскому Иоанну, второму вик.Казанскому. «Прав.Собес.» 1899, апр·, стр.3–6. Слово к студентам духовной академии. «Прав.Собес.» 1899, май, стр.527–528. Речь настоятелю Свияжского Успенского монастыря архм.Афанасию после возведения его в сан архимандрита, при вручении жезла. «Прав.Собес.» 1899, июль-авг., стр.3–6. Речь при вручении посоха настоятелю Михаило-Архангельского монастыря , игумену Аркадию. «Прав.Собес.» 1899, сент., стр.177–176· «Изв.Каз.еп.» 1899, I4, стр.634–636. Речь при освящении здания Промышленного училища и при начале учебных занятий сказана I-ro сентября 1899 года. «Изв.Казан.еп.» 1899, стр 789–790. Слово, сказанное в селе Ишаках, Козьмодемьянского уезда. «Изв.Каз.еп.» 1898, 12, стр.503–508.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Будучи преподавателем, П. Саксе часто выступал в духовных концертах, пел на торжественных богослужениях. Об этом свидетельствуют многочисленные рецензии в журнале “Вера и Жизнь”. П. Саксе был одним из основателей студенческой корпорации “Талавия”. В юбилейном альбоме “Талавии” (1900–1925) он пишет: “Пусть песнь — чистая мысль латышского сердца, станет той силой, которая вечно соединяет и бодрит наш народ”. И в заключение о Иоанне Янсоне. Родился 7 апреля 1878 года в видземском селе Карздаба, в семье латышского крестьянина. После окончания Рижской Духовной семинарии в 1900 году поступил в Петербургскую Духовную Академию, которую закончил в 1905 году со степенью кандидата богословских наук. В том же году женился и был посвящен в сан священника. Вернувшись в Латвию, кроме служения в Рижской Вознесенской церкви, преподавал Закон Божий в Валмиерской Учительской семинарии и в женской гимназии. Во время Первой мировой войны вместе с Тукумсской женской гимназией эвакуировался в Гатчину, где до 1918 года был учителем в женской гимназии латышских беженцев, священником Царскосельского храма Знамения Божией Матери и 4-го полка латышских стрелков. В 1924 году Янсон вернулся в Ригу и служил в Петропавловском гарнизонном храме (ныне концертный зал Аве Сол), исполнял обязанности настоятеля кафедрального Собора. В это время И. Янсон ведет интенсивную педагогическую деятельность. Закон Божий он преподавал в гимназиях Малдона, Богоявленского и Бекер, в Рижском учительском институте, в 5, 8, 9 и 27-й латышских основных школах, во Французском лицее, в немецкой основной школе, вПервой гимназии и др. С 1926 по 1936 год был ректором Рижской Духовной семинарии, а с 1937 года — доцентом Православного отделения Богословского факультета ЛУ. Отец Иоанн Янсон был всесторонне образованным богословом, глубоко верующим. Он был яркой личностью в обществе того времени. И. Янсона высоко ценили и уважали представители всех конфессий. Он знал иностранные языки, часто представлял Православную Церковь Латвии за границей на симпозиумах и конференциях: в Женеве, Лондоне, Эдинбурге.

http://pravmir.ru/o-znachenii-pravoslavn...

Ароди. Церковь Николая Чудотворца. Kosas Svt Nikolaja Brnumdartja pareizticgo baznca Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1893. Архитектор: Я.Ф. Бауманис Адрес: Латвия, Цесисский край, Скуйенская волость, Ароди Kosas baznca, Arodi, Skujenes pagats, Csu novads, LV-4143 Координаты: 57.083282, 25.388341 Проезд:Автобусом из Риги и Цесиса. на запад от Скуене) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Козенгофский приход Святителя Николая Мирликийского. В п.1 Церковной Ведомости Козенгофской церкви (за все годы), пишется, что приход открыт по Указу Св.Синода от 17.06.1852 г. за 511. В архивном деле 1248, начатом 05.08.1852 г., записано: 05.04.1852 г. Рижский военный губернатор А. Суворов известил владыку Платона о том, что с его стороны для образования Козенгофского прихода препятствий нет. В исторических документах Козенгоф впервые упоминается в 1582 году, приписан в дальнейшем к Шуиенской (ныне Скуенская) волости, Венденского уезда. В Рижскую Духовную Консисторию 20.09.1854 года представлен Договор: «...Мы, нижеподписавшиеся: мызы Фоссенберг (сегодня - Кечу) отставной порутчик Вальтер и Венденский благочинный священник протоиерей Александр Мутовозов, заключили договор: Я, помещик арендатор Вальтер даю в наём Рижской епархии находящийся у меня в аренде мызы Фоссенберг, для помещения Козенгофской православной церкви и её причта с приходской школой весь старый мызный деревянный дом, состоящий из 9 комнат, 2-х кухонь и 1-й кладовой. В доме могут поместиться: церковь — в зале; в 4-х комнатах, с одной части дома — священник, в 2-х смежных комнатах - приходская школа, а на второй половине дома из 2-х комнат с кухнею и особым выходом – для причетников...». Церковь освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. С 26.08.1855 г. арендатору Вальтеру назначено по 300 рублей в год из Духовно-учебных капиталов Рижской епархии. Позднее на суммы Рижской епархии в мызе Козенгоф (сегодня Коса) был построен школьно-молитвенный деревянный, на каменном фундаменте, дом. 5 мая 1890 года приход обозревал прибывший в 11 часов епископ Рижский и Митавский Арсений.

http://sobory.ru/article/?object=07689

Приложение О миссионерстве вообще, и в Рижской епархии – особенно Благодать, мир и радование о Господа возлюбленным моим сотрудниками и помощникам – пастырям Рижской епархии. Для просвещения людей светом веры Христовой и для спасения их в святой Христовой Церкви установлено Основателем её – Господом нашим Иисусом Христомпастырство. Великая задача пастырства выполняется двояким образом, и цель его назначения достигается двумя путями, которые в конце сходятся и приводят человека к одной цели – ко спасению. Пути эти, следующие: пастыри Церкви должны не только блюсти своё стадо (свою паству, или свой приход, но и заботиться об увеличении оного, или иначе, о привлечении во двор Христов тех овец, которые, не суть от двора, сего ( Ин.10:16 ) Отсюда, естественно, обязанности пастырей разделяются на две части: на пастырство – в тесном смысле, и на миссионерство. I. Пастырство, в тесном смысле, заключается в обучении пастырями своих пасомых святым истинам веры Христовой и нравственности, и исполнении христианских обязанностей, –в совершении богослужения или в священнодействии и в управлении ими. Эти три обязанности имеют великое значение и для пастырей, и для пасомых. Если пастырь не исполняет сих обязанностей или исполняет небрежно, то он уже не есть пастырь своего стада, а волк, распугивающий оное, не созидатель спасения своих овец, а губитель их; а пасомые – уже не спасаемые и спасающиеся, а погубляемые и погибающие. А это ужасно: равно гибельно для первого и для последних... 1) Обучение или назидание пасомых должно совершаться не только в храме, или в школе – но и в частных домах, не только при общественном богослужении – но и при частных требах, должно касаться не только взрослых – но и детей, мужского пола и женского. Исполнение этой обязанности пастырями Церкви составляет существенную сторону созидания стада Христова, или христианского обучения. Только при исполнении этой обязанности, пасомые могут быть разумно верующими, просвещёнными, а не темными христианами. Важность этой обязанности и тяжесть греха неисполнения оной понятны сами собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

—372— рублей в пользу какого-либо ученого или благотворительного общества по указанию частного обвинителя – Профессора Муркоса, настоящее дело, на основании примечания к 1685 и 157 ст. Улож. о Нак. и 3 пунк. 16 ст. У ст. Угол. Суд дальнейшим производством прекратить. Дело окончено слушанием в 6 часов 20 минут вечера“. Подлинный за надлежащими подписями и скрепою. Копия за надлежащим подписом и скрепою. Определили: 1) Письмо Г. Почетного члена Академии профессора Г.А. Муркоса и приложенный к нему документ сообщить, в копиях, С.-Петербургскому купцу П.П. Сойкину с просьбою выслать на имя Совета Академии тысячу рублей (1000 р.) наличными деньгами для указанной профессором Г.А. Муркосом цели. – 2) О последующем иметь суждение по получении ответа купца П.П. Сойкина. X. Прошение преподавателя Рижской духовной семинарии Димитрия Брянцева: „Вместе с сим прошением посылая два экземпляра сочинения: „Иоанн Итал и его богословско-философские воззрения, осужденные византийской церковью“, разрешенного мне представить на соискание степени магистра богословия, покорнейше прошу дать делу дальнейший ход“. Справка: 1) Г. Брянцев окончил курс в Московской Духовной Академии в 1895 году со степенью кандидата богословия и правом приискании степени магистра не держать нового устного испытания. 2) Представление сочинения на означенную в прошении тему разрешено было ему определением Совета Академии от 13 августа сего 1905 года. – 3) § 81 лит. а п. 6 устава духовных академий. Определили: Магистерскую диссертацию преподавателя Рижской духовной семинарии Димитрия Брянцева передать для рассмотрения экстраординарному профессору Академия по кафедре общей церковной истории А.А. Спасскому. XI. Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что вторым рецензентом магистерской диссертации преподавателя Рижской духовной семинарии Димитрия Брянцева он назначает члена Совета – экстраординарного профессора по кафедре новой гражданской истории И.Д. Андреева. Определили: Принять к сведению. —373— XII. Отношение Управления Императорского Российского Исторического Музея в Москве имени Императора Александра Ш, от 4 октября за 749;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вообще он внушал учащим возгревать в детях искреннюю религиозность, приучать их к храму и богослужениям. Сам при всех случаях посещал сии школы, раздавал детям крестики, книжки, иконы, а выдающимся деятелям по обучению детей преподавал свое архипастырское благословения и выражал им признательность. Для интеллектуального объединения местного духовенства он учредил издания «Рижских Епархиальных ведомостей», и, в связи с этим открыл Историко-Статистический Комитет по описанию церквей епархии. Для сохранения древностей края он основал в г. Риге Рижский церковно-археологический музей. На Рижской кафедре Преосвященный Арсений заявил себя истинно русским, особо ревностным архиереем. Справедливо, поэтому, ему говорило Рижское духовенство в день празднования двадцатипятилетнего юбилея его служения в священном сане, что время его управление этой епархией стало выдающейся эпохой её жизни. Искренняя любовь и признательность к Преосвященному со стороны епархиального духовенства и православного населения Прибалтийского края выразились и в день двадцатипятилетнего его юбилея в 1893 году и в день десятилетия его служения на кафедре Рижской в 1897 году. Высоко оценены были его святительские труды в Прибалтийском крае и заслуги для Церкви и отечества с высоты Престола. 1 Апреля 1890 года Преосвященный удостоен был при Высочайшей грамоте сопричисления к Императорскому ордену Св. Равноапостольного князя Владимира 2-й степени, а 15 мая 1893 года он был возведен в сан Архиепископа. В 1896 же году ему пожалован был при Высочайшей грамоте орден Св. Благов. князя Александра Невского. Наконец, высшим воздаянием за все его заслуги по этой кафедре было назначения его 4 октября 1897 года Именным Высочайшим Указом Архиепископом Казанским и Свияжским. Характер святительствования Преосвященного Арсения и задачи им поставляемые для своей деятельности достаточно уже определились на Рижской кафедре. Воспитания паствы в духе строгой православно-русской церковности, благоустроения богослужения и умножения храмов, возвышения личных качеств духовенства и возбуждения в нем просветительной и миссионерской ревности, – все это как в других епархиях, так и в Казанской было предметом особливых его забот и трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Летом 1917 года в городе Юрьеве состоялось собрание духовенства и мирян Рижской епархии, на котором были избраны делегаты на Всероссийский Поместный Собор. Представители эстонских приходов на этом собрании внесли предложение: образовать в Рижской епархии Ревельское викариатство, в состав которого должны войти все эстонские приходы. Собрание выдвинуло протоиерея Павла Кульбуша как наиболее достойного кандидата на эту архиерейскую кафедру. В декабре 1917 года Священный Синод постановил возвести протоиерея Павла в сан епископа Ревельского по предварительном пострижении его в монашество. 24 декабря отец Павел был пострижен в монашество с именем Платон и возведен в сан архимандрита, а 31 декабря митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) и епископ Лужский Артемий (Ильинский) хиротонисали его во епископа Ревельского. Хиротония была совершена в Александро-Невском соборе города Ревеля. Сразу же после хиротонии епископ Платон отправился в Москву для представления Патриарху Тихону. Ввиду чрезвычайных обстоятельств, заключавшихся в стремительном продвижении германских войск в глубь Прибалтики, Патриарх поручил епископу Платону ведение всех приходов Рижской епархии, и владыка немедленно отправился к месту своего служения. Многие правительственные и церковные учреждения, в связи с военными действиями и наступлением германцев, еще в самом начале войны были перенесены в Юрьев, и потому владыка обосновался здесь. Деятельность епископа Платона в этот период так описывалась его современниками и жизнеописателями: «Деятельность преосвященного Платона в Прибалтийском крае совпала с занятием всей территории Эстляндии германцами. Везде были введены германские законы и порядок управления. Жизнь Православной Церкви в крае была также поставлена в зависимость от германского управления. Положение ее было исключительное. Она была взята под особый бдительный надзор. И преосвященному Платону, как главе местной Церкви, пришлось быть на страже православно-церковных интересов и также проявить особенную бдительность и осторожность в своих действиях и распоряжениях, в которых он всегда старался стоять на почве закона, руководясь законами церковными, международными конвенциями, гражданскими законами Российской империи. Пользуясь этим, так сказать, юридическим аппаратом, преосвященный Платон иногда достигал благоприятных для Церкви результатов. Но иногда отношения с германскими властями у него обострялись. Так, в одном письме он пишет: “С начальством германским наши разговоры стали серьезными. Стою на правде и интересах Церкви. А там – что Бог даст. Совесть будет спокойна, что сделано все возможное”.

http://fond.ru/kalendar/31/platon/

Посмотрите на надпись с обратной стороны». Я посмотрела вначале на саму иконку: это был наш образ преподобного Сергия, рижский! Стала читать надпись на обратной стороне и, прямо говоря, испытала шок, увидев, что это письменное благословение игумении Евгении послушнице Наталии на ношение рясофора в четверг 17 декабря 1943 года, совпадающее с днем самого пострига епископом Макарием в четверг 17 декабря 1926 года в городе Пскове. Схиигумения Евгения (Постовская) управляла Рижской обителью с 1921 по 1947 годы. Владыка Макарий (Звездов) в 1926 году был викарием Псковской епархии . Как все факты соединить воедино? Мне удалось «выйти на след»: владыка постригал послушницу Наталию в Пскове, которая потом, спустя годы, пополнила монашескую семью Рижской обители. Причем я ее не просто знала. Для меня она, впоследствии монахиня Сергия (Петрова), стала, можно сказать, духовной старицей. Но все же каким образом небольшая иконка с благословением игумении Евгении попала на Владимирскую землю? Оказывается, мать Сергия с другой рижской сестрой приезжала в Муром и, видимо, дала кому-то свою иконочку. Мне в этом видится Промысл Божий: икона преподобного Сергия Радонежского для меня словно дорогая «весточка» из родного монастыря в Риге. Она не только напоминает о нем, но и придает сил. — Когда беседуешь с игумениями и игуменами возрождающихся обителей, появляется чувство увлекательнейшего и душеполезного путешествия во времени. То в одном веке мысленно побываешь, то в другом. Матушка, если вернуться в XIII век и обратиться к такому факту: супруги, на склоне лет принявшие иноческий постриг — с именами Давид и Евфросиния, по договоренности умерли в один день и в один час, каждый в своей келье. Похоронены они были в одном гробу, хотя это кажется странным: иноки — в одном гробу! И вот прошли века, на протяжении которых святые супруги по-прежнему остаются неразлучными, покоясь в раке теперь уже в стенах Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Вызывает ли это вопросы у верующих, у множества паломников, что посещают обитель?

http://patriarchia.ru/db/text/4556688.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010