И только вот в Псалтири мы находим, что, вот, Ты не оставишь души моей во аде, и не дашь святому Твоему увидеть тления. Хотя эти слова прямо относятся ко Христу, но они включают в своё содержание и нас с вами: Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тления (см Пс. 15:10 ). А почему мы называемся, да? Мы называемся так согласно, вот, Писанию. Откройте Исход, 19-ю главу, посмотрите, как называется избранный народ, если он послушен Господу. Вот в 19-й главе Господь велит Моисею взойти на гору, и – 5-й стих смотрите: « итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым». Вот откройте 1-е Петра – Соборное Петра. 1-е Соборное Послание Апостола Петра и найдите в нём 2-ю главу. Вот то же самое здесь. Вот, что он говорит нам – 4-й стих: «Приступая к Нему [ко Христу], Камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный ». Вот кто за нас будет строить себя? 1-е Петра, 2-я глава, 4-й стих: «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу ». 9-й стих: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвщать совершенство Призвавшего вас из тьмы [вот Господь нас из тьмы призвал! Из тьмы неверия, заблуждения. Каждый раз Он вытаскивает нас из какой-то, понимаете, тьмы] в чудный Свой Свет ». Так вот, как именуются избранные-то люди? Народ, взятый в удел, царственное священство, святые – это не просто слова, так вот сказанные, брошенные мимоходом. Это должно соответствовать действительности: Святаясвятым. Вот, поднимает он этот, понимаете, хлеб-то – уже Тело Христово, и говорит: Святая святым!. И начинает Его разламывать. Одна часть идёт для причащения священников и всех служителей, другая идёт для причащения народа. И вот священник разрезает эту часть на частички в зависимости от того, сколько было причастников, чтобы каждому досталась частица.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Исходу предшествовало одно из самых важных за всю историю избранного народа богоявлений. Моисей пас овец своего тестя в пустыне. Он дошел до горы Хорив и увидел, что терновый куст охвачен пламенем, но не сгорает. Моисей стал приближаться к нему. Но Бог воззвал к нему из среды куста: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх 3, 5–6). Неопалимая купина. Монастырь Св. Екатерины, Синай, Египет      Внешняя сторона видения — горящий, но не сгорающий терновный куст — изображал бедственное положение евреев в Египте. Огонь, как сила истребляющая, указывал на тяжесть страданий. Как куст горел и не сгорал, так и народ еврейский не уничтожался, а только очищался в горниле бедствий. Это является прообразом Боговоплощения. Святая Церковь усвоила символ Неопалимой Купины Божией Матери. Чудо заключается и в том, что этот терновый куст, в котором Господь явился Моисею, сохранился до наших дней. Он находится в ограде синайского монастыря Святой великомученицы Екатерины. Явившийся Моисею Господь сказал, что вопль страдающих от египтян сынов Израиля дошел до Него. Бог посылает Моисея совершить великую миссию: выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх 3, 10). Моисей смиренно говорит о своей немощи. На эту нерешительность Бог отвечает ясными и полными всепобеждающей силы словами: Я буду с тобою (Исх 3, 12). Моисей, принявший от Господа высокое послушание, спрашивает имя Пославшего. Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Исх 3, 14). Словом Сущий в синодальной Библии передается сокровенное имя Божие, начертанное в еврейском тексте четырьмя согласными (тетраграмма): YHWH. Приведенное место показывает, что запрет произносить это сокровенное имя появился гораздо позже времени исхода (может быть, после вавилонского плена). Во время чтения вслух священных текстов в скинии, храме, а позже в синагогах произносилось вместо тетраграммы другое имя Божие — Адонаи. В славянском и русском текстах тетраграмма передается именем Господь. На библейском языке Сущий выражает личностное начало абсолютного самодостаточного бытия, от которого зависит существование всего тварного мира.

http://pravoslavie.ru/103661.html

Когда Анна с плачем и рыданием так восклицала, явился ей ангел Господень и сказал: – Анна, Анна! Услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную; чрез Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария. Услышав ангельские слова, Анна поклонилась Богу и сказала: – Жив Господь Бог, если родится у меня дитя – я отдам его на служение Богу. Пусть он служит Ему и прославляет святое имя Божие день и ночь во всё время своей жизни. После сего, исполнившись неизреченной радости, святая Анна быстро пошла в Иерусалим, чтобы там с молитвою воздать благодарение Богу за Его милостивое посещение. В то же самое время Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал: – Иоаким, Иоаким! Услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою: жена твоя Анна зачнет и родит тебе дщерь, рождение которой будет радостью для всего мира. И вот тебе знамение, что я благовествую тебе истину: иди в Иерусалим к храму Божию и там, у золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое. Иоаким, удивленный таким ангельским благовестием, славословя Бога и благодаря Его сердцем и устами за великое милосердие, с радостью и веселием поспешно отправился в Иерусалимский храм. Там, как и возвестил ему ангел, он нашел у золотых ворот Анну, молящуюся Богу, и рассказал ей об ангельском благовестии. Также и она поведала ему о том, что видела и слышала ангела, возвестившего о рождении у нее дочери. Тогда Иоаким и Анна прославили Бога, сотворившего им такую великую милость и, поклонившись Ему в святом храме, возвратились в свой дом. И зачала святая Анна в девятый день декабря месяца, а восьмого сентября у ней родилась дочь, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, начало и ходатаица нашего спасения, о рождестве Коей возрадовались и небо и земля. Иоаким по случаю Ее рождения принес Богу великие дары, жертвы и всесожжения, и получил благословение первосвященника, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда Анна с плачем и рыданием так восклицала, явился ей Ангел Господень и сказал: – Анна! Услышана твоя молитва , слезы твои дошли до Бога. Ты зачнешь и родишь Дочь Преблагословенную. Через Нее получат благословение все племена земные, и будет даровано всему миру спасение. Имя ей будет Мария. Услышав ангельские слова, Анна поклонилась Богу и сказала: – Жив Господь Бог ! Если родится у меня дитя, я отдам его на служение Богу. Пусть оно служит Ему и прославляет святое имя Божье день и ночь во все время своей жизни. После этого, исполнившись неизреченной радости, святая Анна быстро пошла в Иерусалим, чтобы там воздать благодарение Богу за Его милостивое посещение. В то же самое время Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал: – Иоаким! Услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою: жена твоя Анна зачнет и родит тебе Дочь, рождение которой будет радостью для всего мира. Вот тебе знамение, что я благовествую тебе истину: иди в Иерусалим к храму Божию и там, у золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое. Иоаким, удивленный таким ангельским благовестием, славословя Бога и благодаря Его сердцем и устами за великое милосердие, с радостью и весельем поспешно отправился в Иерусалимский храм. Там, как и возвестил ему Ангел, он нашел у золотых ворот Анну, молящуюся Богу, и рассказал ей об ангельском благовествовании. Также и она поведала ему о том, что видела и слышала Ангела, возвестившего о рождении у нее дочери. Тогда Иоаким и Анна вместе прославили Бога, сотворившего им такую великую милость, и, поклонившись Ему в святом храме, возвратились в свой дом. И зачала святая Анна в девятый день месяца декабря, а восьмого сентября (по старому стилю) у нее родилась дочь, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, начало и ходатаица нашего спасения. О рождестве Ее возрадовались Небо и земля. Иоаким по случаю рождения Дочери принес Богу великие дары и жертвы. На этот раз он получил благословение первосвященника, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия. Потом он устроил в доме своем обильную трапезу, и все в радости прославляли Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Когда испугалась Святая Дева при появлении сияющего архистратига небесного воинства в Назарете, в доме старого Иосифа, сказал ей Гавриил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего..., и будет царствовать..., и Царству Его не будет конца»( Лк.1:30–33 ). А когда невинная и наивная Мария по-детски спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?», ответил ей вестник небесный: «Дух Святый снизойдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя..., у Бога не останется бессильным никакое слово» ( Лк.1:34–37 ). Теодул, разве всякое семя – и растительное, и животное – не по слову Творца возникло? Собственно, праисконное семя и есть слово Творца. В силу Его слова возникло и человеческое семя в первом человеке, праотце рода человеческого, в Адаме. «И сказал Бог... И стало так», – написано на первой странице Книги Бытия, которая единственно светится в грудах мрачной испещренной бумаги. Как сказал Бог , что Святая Дева Мария родит Христа, и стало так. Что может противопоставиться слову Божию? Ему не смог противостоять мрак, когда Бог сказал: «Да будет свет»; и стал свет. Ни земля не могла ему противостоять, когда ей Бог повелел, чтобы пустила из себя траву и растения с семенем. Ни мрачное вселенское пространство не могло противостоять ему, когда Бог повелел, чтобы в этом пространстве засияли солнце, луна и звезды. Ни вода и воздух не посмели сказать: «Нельзя», когда Бог наполнил их рыбами и птицами. Ни прах земной не воспротивился, когда зазвучало повеление Божие, чтобы из него возникли животные, и весь скот, и все звери земные по видам их. Не уклонился прах земной и тогда, когда Художник над художниками взял его как материал для человека, самого возвышенного создания Своего на земле. Воистину так, ничто на небе и на земле не могло противостоять слову Божию: Да от Пречистой Девы Марии родится Иисус Христос , Спаситель мира. Но как Бог сказал, так и стало. И зачала Мария по слову Божию, и родила Сына, и дали ему имя Иисус. Без похоти телесной и без воли мужа родила от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Мало ли нам этого? Будем ли мы считать это легендой? Пусть неверующие говорят о легенде, а мы верим в то, что это действительно так, и те епископы и священники, которые с величайшим благоговением совершают Таинство Евхаристии, ясно чувствуют, что происходит величайшее Таинство, чувствуют, как Дух Святый нисходит на хлеб и вино. Вот какое дело сотворил Господь Иисус Христос на Тайной Вечери, – дело ещё более важное, чем омовение ног. Протянем же мы наши грязные руки и ноги Всемилостивейшему Господу Иисусу Христу и будем умолять Его о том, чтобы Он омыл скверны наши. И когда омоет Он их в Таинстве Покаяния, тогда приступим к великому Таинству Причащения со страхом и трепетом, с глубокой верой в то, что под видом хлеба и вина мы причащаемся Тела и Крови Христовых, что исполнятся на нас слова Христовы: «Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». И успокоимся навеки в жизни вечной, в святом общении с Господом Иисусом Христом. З мая 1945 г. Великая Пятница Солнце померкло. Земля сотряслась и затрепетала. Разодралась сверху донизу церковная завеса, отделявшая вход в Святая Святых, ибо Сам Господь открыл уже вход не только в Святая Святых, но и в самое небо, к Престолу Отца Своего. Содрогнулся ад, ибо рушились сила его и власть его. Расселись скалы, отверзлись высеченные в них гробы, и тела усопших святых поднялись и сели, озираясь с изумлением вокруг. И вышли из гробов, и направились в Иерусалим, и явились многим, с недоумением спрашивая, что случилось. Им отвечали: «Совершишася». Что совершилось? Совершилось дело спасения рода человеческого от власти дьявола, закончился святой подвиг Господа Иисуса, сбылись древние пророчества, святыми Исаией и Давидом изречённые уже несколько сот лет тому назад! «Он взял на Себя наши немощи, и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих... Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребён у богатого» ( Ис.53:4–7, 9 ). Слышали мы в Евангельских чтениях утрени Великой Пятницы то самое, что предсказал св. пророк Давид в своем 21-м псалме: «Псы окружили меня; скопище злых обступило Меня, и пронзили руки Мои и ноги Мои. Можно было бы перечесть все кости Мои, и вот смотрят и делают из Меня зрелище; делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий» ( Пс.21:17–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Мало ли нам этого? Будем ли мы считать это легендой? Пусть неверующие говорят о легенде; а мы верим в то, что это действительно так, и те епископы и священники, которые с величайшим благоговением совершают Таинство Евхаристии, ясно чувствуют, что происходит величайшее Таинство, чувствуют, как Дух Святый нисходит на хлеб и вино. Протянем же наши грязные руки и ноги Всемилостивейшему Господу Иисусу Христу и будем умолять Его о том, чтобы Он омыл скверны наши. И когда омоет Он их в Таинстве покаяния, тогда приступим к великому Таинству Причащения со страхом и трепетом, с глубокой верой в то, что под видом хлеба и вина мы причащаемся Тела и Крови Христовых, что исполняются на нас слова Христовы: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем». Аминь. 3 мая 1945 г " . Слова в Великую Пятницу I. Плач над Плашаницей Вот, солнце померкло. Земля вздрогнула и затрепетала. Разодралась сверху донизу церковная завеса, отделявшая Святая Святых, ибо Сам Господь открыл для нас вход во Святая Святых – на самое небо, к Престолу Отца Своего. Содрогнулся ад, ибо рушились его сила и власть. Расселись скалы, отверзлись высеченные в них гробы, и тела усопших святых поднялись, и вышли из гробов, и явились многим в Иерусалиме, благовествуя всем: «Совершилось». Что совершилось? Совершилось дело спасения рода человеческого от власти диавола, сбылись древние ветхозаветные пророчества. «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязаем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» ( Ис. 53, 4–9 ). Господь наш Иисус Христос испустил последний вздох на Кресте Голгофском с тем словом, которое потрясло весь мир: «Совершилось!» Упала на грудь глава, увенчанная терновым венцом, обагренная Кровью. Пришли близкие, пришла Мать Его, пришли мироносицы, пришел Иосиф Аримафейский, и в глубоком горе, обливаясь слезами, сняли с Креста Пречистое Тело Учителя своего, и сотворили над Ним горький плач.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Мученикам В броня веры оболкшеся добре, и образом крестным вооруживше себе, воини благомощнии показастеся, мучителем мужески противистеся, и диаволю прелесть потребисте, победителе бывше венцев сподобистеся: молитеся Христу о нас, во еже спастися душам нашим. [«Хорошо облечённые бронёю веры и вооруживши себя образом креста, вы оказались весьма сильными воинами; мужественно противостали вы мучителям, и истребили заблуждение дьявола, соделавшись победителями, вы удостоились венцев. Молитесь за нас Христу, чтобы спасены были души наши».] Богородице Аз Дево святая Богородице, к покрову Твоему прибегаю, вем, яко обрящу Тобою спасение: можеши бо Чистая помощи ми. [«Дева святая Богородица! Я прибегаю под Твой покров, знаю, что получу спасение, ибо можешь Ты, чистая, помочь мне»]. На 6 часе тропарь пророчества, глас 8 Падшия возстави ны, отвращшияся обрати к Тебе Боже, яко Человеколюбец, земныя содержай концы. [«Падших нас восставь, отвратившихся обрати к Тебе, Боже человеколюбивый, объемлющий пределы земли».] Прокимен, глас 6, пс. 33 Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя. [«Взыскал я Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня».] Стих: Благословлю Господа на всякое время. [«Буду благословлять Господа на всякое время».] Чтение из пророчества Исаии (6, 1–12) изображает видение пророком Господа Саваофа, сидящего на возвышенном престоле, и слава Его наполняла весь храм, и серафимы стояли вокруг Его, и у одного из них шесть крыл, и у другого шесть крыл, двумя закрывали ноги свои, и двумя летали, и взывали они друг к другу и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его. И поднялись перекладины над дверьми от голоса, которым восклицали, и дом наполнился дымом (курений). И сказал я: горе мне, потому что поражён я; ибо я человек и нечист устами, и среди народа нечистого устами я обитаю и очи мои увидели царя. Господа Саваофа. И послан был ко мне один из серафимов, и в руке его уголь раскалённый; он взял его клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: се касается сие уст твоих, и снимает с тебя беззакония твои и очищает грехи твои». Затем описывается призвание Исаии на пророческое служение, и послание его к народу непокорному.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мучитель, видя, что ничего нельзя сделать ласками, решил предать на страдания и Любовь, думая разными мучениями отвлечь ее от любви ко Христу, но она отвечала, по Апостолу: – Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим.8:15). Мучитель приказал, растянув ее по колесу, бить палкой. А растянута она была так, что члены тела ее отделялись от составов своих и она, будучи ударяема палкою, покрылась как багряницею кровию, которою напоялась и земля, как бы от дождя. Потом была разожжена печь. Указывая на нее, мучитель говорил святой: – Девица! скажи хоть только, что велика – богиня Артемида, и я отпущу тебя, а если не скажешь сего, то сейчас же сгоришь в этой разожженной печи. Но святая отвечала: – Велик Бог мой Иисус Христос, Артемида же и ты с нею погибнете! Мучитель, разгневанный такими словами, повелел предстоящим тотчас же ввергнуть ее в печь. Но святая, не дожидаясь того, чтобы кто бросил ее в печь, сама поспешила войти в нее и, будучи невредимой, ходила по средине ее, как бы в прохладном месте, поя и благословляя Бога , и радовалась. В то же время из печи вылетело пламя на неверных, окружающих печь, и некоторых пожгло в пепел, а иных опалило и, достигнув до царя, обожгло и его, так что он далеко бежал. В печи той были видны и другие сияющие светом лица, которые ликовали вместе с мученицей. И превозносилось имя Христово, а нечестивые были посрамлены. Когда погасла печь, мученица, прекрасная невеста Христова, вышла из нее здравою и веселою, как из чертога. Тогда мучители, по повелению царя, провертели члены ее железными буравами, но Бог подкреплял святую Своею помощью и в этих муках, так что и от них она не умерла. Кто бы мог претерпеть таковые мучения и не умер бы мгновенно?! Однако возлюбленный Жених, Иисус Христос, подкреплял святую, чтобы как можно более посрамить нечестивых, а ей воздать большую награду, и чтобы крепкая сила Божия прославилась в немощном сосуде человеческом. Разболевшийся от ожога мучитель повелел, наконец, усекнуть святую мечом.

http://pravmir.ru/vera-nadezhda-lyubov-i...

На всяк день благословлю Тя, на всяк день благословлю имя Твое святое во веки, и в век века. От нощи утренюет дух мой к тебе, Боже мой, зане свет повеления твоя на земли, яко поучуся путем Твоим, яко ты был еси помощник мой. Вскоре Господи услыши глас мой, заутра предстану ти и узреши мя. Блажим Тя, мати света истинного, славим Тя, святая Дево Богородице. Яко родила еси нам спаса миру, иже прииде и спасе души наша. Слава тебе Христе, Господи и Царю наш, апостолов похвало, мучеников венчание, праведных радование, церквей утверждение и грехов оставление. Проповедуем, благовествуем Святую Троицу, единого Бога, покланяемся ему и славим. Господи помилуй. Господи благослови. Веруем во единого Бога, Отца, вседержителя, творца небу и земли, видпмым же и невидимым!.. И во единого господа Иисуса Христа Сына Божия, иже от Отца рожденного прежде всех век. Света от света, Бога истинна от Бога истинна рожденна, несотворенна, единосущна отцу, им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившагося от Духа свята в Марии Девы и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна, и воскресшего из мертвых в третий день по святым писашем. И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, его же царствию не будет конца. И в Духа Святого веруем Господа животворящего, единосущна, иже от Отца исходящего иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшего пророки. Во едину святую соборную и апостольскую церковь . Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. Господи помилуй. Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Господи Вседержителю помилуй нас. Святая Троице, помилуй нас. Господи сил с нами буди, иного бо разве тебе помощника в скорбех не имамы. Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в ведении и неведении, явная и тайная. Господи очисти нас имене Твоего ради святого, еже призвася на ны, по милости Твоей Господи, а не по грехам нашим. Аминь. – По семь трижды: «По милости Твоей и проч.» Молитва

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010