Есть статуи Артемиды Ефесской. «Артемиды» и других ложных богов, но разве в природе они существуют? – конечно же, нет. Идол ничто в том смысле, что он ни на что не указывает, этот образ не имеет первообраза. А СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ХЕРУВИМОВ, СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДА VICYCA ХРИСТА, БОЖИЕЙ МАТЕРИ? В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЭТИ ОБРАЗЫ УКАЗЫВАЮТ НА ПЕРВООБРАЗЫ. В Священном Писании в книге «Исход» в 3-й главе мы находим такие слова: «Моисей пас овец у Иафора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды повел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. Явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: «Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, Господи! И сказал Бог: не подходи сюда, сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». (Стих 1–5). Почему земля стала святой? Может быть изменился ее химический состав? Если вы зададите этот вопрос представителю той или иной рационалистической секты, он вам ответит: «Земля стала святой, потому что там был Господь». Если вы услышите такой ответ, предложите сектанту разуться и напомните ему, что Господь вездесущ. Сказано в Псалмах Давида, что если мы поднимемся на небо – там Господь, сойдем на землю – здесь Господь, в глубины морские – там тоже Господь. ( Пс.138:8–10 ). Господь везде, Он вездесущ. Итак, почему земля на горе Хориве стала святой? И Моисею надо проявлять уважение к этой земле: «Сними обувь с ног твоих», – причина? – «ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». ТА МАТЕРИЯ, ЧЕРЕЗ КОТОРУЮ ГОСПОДЬ БОГ ВИДИМО ПРОЯВЛЯЕТ СВОЕ ПРИСУТСТВИЕ, ОНА ЯВЛЯЕТСЯ СВЯТОЙ, ОСВЯЩЕННОЙ. Храм – это место, которое знаменует собою присутствие Бога, ибо в Писании сказано: «Где двое или трое собираются во имя Христово, там Господь посреди них». ( Мф.18:20 ), а храм – это место, где собирается Церковь , где собираются люди, верующие в Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-lozhno...

Христос пришел в Гефсиманский сад для молитвы, и мы должны испытывать глубочайшее благоговение перед тем молитвенным борением, которое Ему предстояло. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Гефсимания значит: “долина плодороднейшая”. В ней Он приказал ученикам Своим посидеть немного и подождать Его возвращения, пока [Он] Господь один помолится за многих» 526 . – Здесь не совсем понятно, почему молитва личного борения Господа Иисуса Христа называется у Иеронима молитвой «за многих» . Это связано с тем, что молитва борения была решающей для судеб многих и многих людей: возьмет ли на Себя Пресвятой Сын Божий все грехи рода человеческого, ведь Божественная святость и грехи – понятия не совместимые. И в этом молитвенном борении Христос должен был дать согласие на принятие несовместимого с Его Богочеловечеством – человеческих грехов, пороков и преступлений. Предвидя ужас подобного борения, Он и берет с Собою только самых близких учеников. И далее мы читаем: Мф.26:37 . «И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать». Ориген считает, что Христос избрал местом молитвы не место Тайной вечери, так как то место уже было осквернено предательством Иуды, он пишет: «…подобало прежде того, как Он будет предан, помолиться и избрать чистое место для молитвы. Ведь Он знал, что, как отличается воздух от более чистого воздуха, так и земля святого места от более святого» 527 . С точки зрения формальной неопротестантской логики, земля или какой-нибудь предмет не может быть святым. Но с точки зрения Библии – это ошибочное представление о святости. Сказано: «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх.3:5 ). Зададимся вопросом: почему земля стала святой, так что Моисею потребовалось снимать обувь с ног своих? Та материя, через которую Господь проявляет Свое присутствие, становится святой, или освященной. По отношению к ней надо было проявлять почитание: «не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих» – а причина: «ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Она, как кажется, названа у пророка Иезекииля 298 , но Библия не говорит ни об одном событии, которое было бы связано с этою равниною, как и вообще в ней очень редко упоминается о местностях, составлявших восточную часть владений Ога Васанского. Во времена римского владычества Хоранская равнина составляла особую область и эти времена, особенно с половины первого и до начала четвертого столетия христианской эры, были периодом ее наибольшего процветания. Но с IV в., вследствие постоянных набегов обитателей восточных пустынь, благосостояние ее стало приходить в упадок и она мало-помалу достигла, особенно под владычеством турок, крайне плачевного состояния, в каком находится и в настоящее время. Озера Святой Земли Моисей, изображая достоинства земли Обетованной перед народом Израильским, который намеревался вступить в эту землю, говорил между прочим: Господь, Бог твой ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор 299 . Земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал при помощи ног твоих, как масличный сад. Но земля, в которую вы переходите, чтобы овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою 300 . Таким образом, по словам великого вождя Израильская, Обетованная земля, как обильная водою, должна была далеко оставить за собою Египет. Египет – страна, не знающая дождей и орошаемая лишь Нилом, вода которого, во время разлива, разносится по стране при посредстве каналов. Чтобы воспользоваться нильскою водою для орошения возделываемых участков земли, необходимо прибегать, между прочим, к помощи водокачальных снарядов, приводимых в действие ногами. Не такова земля, составляющая наследие Израиля; она, по словам Моисея, напояется дождями, и Израилю предстояло встретить в ней обилие воды, то собранной в естественных водовместилищах, то протекающей по естественным руслам. Какою была Святая Земля относительно воды во времена Моисея и в последующие периоды истории еврейского народа, такою же, в сущности, остается она и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

На этой же горе, в лесу, был в свое время убит сын Давида Авессалом, туда он убежал от отца своего. Тут внес его мул в чащу леса, зацепилась его голова волосами за ветви, и повис он высоко на дереве, и прострелили его сердце тремя стрелами. Так он и умер на этом дереве. Оттуда до колодца Авраама верст десять, а от колодца до дуба Мамврийского верст шесть. О том же. Дуб Мамврийский стоит на пути близ дороги на правой стороне, красиво стоит на горе высокой. Около его корней устроен помост из белого мрамора, наподобие церковного помоста. В середине помоста и растет на камне этот святой и дивный дуб. На верху горы около дуба устроено дворище, ровное, чистое, без камней. На этом месте стоял шатер Авраама, близ дуба, к востоку от него. Дуб этот не очень высок, но раскидист, с густыми ветвями, много плодов на нем. Ветви его склонились к земле, что человек может рукой достать до ветвей. Толщина его два моих обхвата, а ствол до ветвей – полторы сажени. Дивно и чудно стоит много лет это дерево на такой высокой горе невредимо, не рушится, стоит по воле Бога, как будто недавно посажен. Под этот дуб приходила Святая Троица к Аврааму и обедала у него под этим дубом. Здесь же благословила Святая Троица Авраама и Сарру, жену его, и дала возможность родить сына Исаака на старости лет. Здесь и воду показала Святая Троица Аврааму, колодец этот находится и ныне вблизи пути под горою. Вся земля около дуба называется Мамврия, поэтому и дуб зовется Мамврийским. От этого дуба до Хеврона две версты. О горе Хеврон. Гора Хеврон большая, и город был на этой горе большой и сильно укрепленный. Здания его древние. Очень много людей было на этой горе, но ныне все опустело. На горе Хеврон вначале поселился внук Ноя, сын Хама, Ханаан. Пришел сюда после всемирного потопа и столпотворения вавилонского и поселился на этой земле около Хеврона. Земля эта называется Хананеонская. Эту землю предназначил Бог Аврааму, когда он еще находился в Месопотамии и Харранс, где был дом отца Авраама. И сказал Бог Аврааму: «Уйди от земли твоей и от дома отца твоего, иди в землю Хананейскую, и тебе дам ту землю и потомству твоему, и Я буду с тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не только красоте, но и хождению служат бедра. Потому бл. Феодорит толкует: «Понеже бедрами иносказательно нарицает нравственныя добродетели, посредством коих мы, странствуя в жизни сей, творим то, что нам угодно». То есть – практические добродетели, творя которые, человек шествует по этой жизни к жизни вечной. 7:2 Пуп твой чаша источена, не лишаемая мста. 7:3 Живот твой – круглая чаша, (в которой) не истощается ароматное вино. Господь через пророка Иезекииля обличает неверный Ему Израиль: «Так говорит Господь Бог дщери Иерусалима: твой корень и твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка; при рождении твоем, в день, когда ты родилась, пупа твоего не отрезали» ( Иез. 16:3–4 ). Бл. Феодорит толкует: «И так к синагоге говорит: «Не обрезаша ти пуп»; к церкви же: Пуп твой чаша источена, не лишаемая мста. Ибо та, вышед из Египта, не обрезала своего пупа, но яко по наследию некоему с собою из Египта привнесла нечестие языческого учения; сия же не токмо извне отрезала себе пуп, но так глубоко его вырвала, что весь корень идолослужения вместе с ним истребила, и подобною чаше выточенной, вино веселия в себе содержащею, учинилась, и сея радости, от веры происходящия, никогда не лишалась». Пуп живота ее – круглая источенная чаша, в которой никогда не истощается ароматное вино. Церковь с корнем обрезала идолопоклонческое нечестие (пуп обрезан и углублением своим уподобился чаше). Чаша сия прекрасна и кругла . Церковь – прекрасный сосуд, вместивший в себя неоскудеваемое ароматное вино , то есть неоскудеваемую радость, которая происходит от истинной веры. Ибо сказано, что «вино веселит сердце человека» ( Пс. 103:15 ). Сие вино ароматно – от радости, которою исполнена Церковь , никому не бывает горя. Радость церковная ароматна , приятна для всех. От внешнего описания живота переходит к похвалению и внутреннего – чрева. 7:2 Чрево твое яко стог пшеницы, огражден в кринах. 7:3 Чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями. Чрево Невесты, как стог пшеницы. Церковь напитана таинствами – хлебом небесным. Святая Земля даже именовалась «землею пшеницы», так много произрастало ее там. Святая Земля – Невеста- Церковь Христова. Блудный сын мечтал наполнить чрево свое рожками, пищею свиней – жалкая пища мира сего. Господь же питает Церковь Свою иною пищей: 1. Словом Своим, ведь «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:4 ); 2. Благостью Своею. «Вкусите и увидите, как благ Господь!» ( Пс. 33:9 ); 3. «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин. 6:51 ) – святая евхаристия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Если мы воистину хотим счастья – именно счастья, а не «удовольствий», подсовываемых «обманщиком» – так нам, драгоценные мои, всею душою, всем разумением, всею крепостию сил своих, надобно устремиться к святости. Хорошо нам всем будет только тогда, когда все мы будем хорошими. Не богатыми, не легко работающими, изысканно одетыми, сыто ядущими, вкусно пьющими и мягко спящими, но, прежде всего – хорошими. Для начала хотя бы хорошими, если уж не святыми, – и то будет хорошо. И не только нам будет хорошо. Государи мои, люди русские, решается теперь не наша только русская судьба. Мировая судьба решается. Погибнет Россия, умрет святая Русь – и миру далее незачем будет существовать. Тогда «конец света» – не за горами. Наши дети увидят его. Спасется Россия, воскреснет святая Русь – и миру будет дан шанс. Поживут тогда еще и дети, и внуки, и правнуки. «Конец света» Учение о «конце света» – это не только церковное учение. Думаю, что его можно считать вместе и научной аксиомой. Любой ученый согласится с тем, что все, имевшее в этом мире начало, будет иметь когда-нибудь и конец. Разница только во времени, в сроках существования: комар живет один день, человек – семьдесят, при большей крепости восемьдесят лет, солнце – миллионы лет. Но и солнце – когда-нибудь да погаснет. А солнце погаснет – и земля превратится в мерзлый ком… Вместо цветущих садов, полей, лесов, городов – безжизненная, ледяная глыба… Вот тоже вопросец атеисту: Солнце погаснет – бесспорно? Бесспорно. Земля без солнца погибнет – бесспорно? Бесспорно. Но зачем тогда все, что делалось, делается и еще будет делаться на этой земле? Зачем мировая история? Зачем цивилизация? Зачем наука? Зачем искусство? Зачем все?.. Чтобы застыть в ледяной глыбе? Какой смысл?.. Никогда я не понимал: для чего, по большому счету, может жить атеист?.. Смысл в этой жизни может быть лишь в том случае, если есть Бог и есть вечная жизнь. А Он есть. Но и Бог говорит, что мир сей не вечен, а имел начало и будет иметь конец: «…в начале Словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.

http://azbyka.ru/u-poroga-vechnosti

Церковь освящает в своих молитвах и необходимейший для человека продукт земли – соль. Молитва над солию является одной из древнейших. В ветхозаветные времена соль была обязательной принадлежностью священных жертв: «Всякое приношение твое хлебное соли солью и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси соль» ( Лев. 2:13 ). В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его ( Мф. 5:13 ). Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания. «О земля, земля, земля! Слушай слово Господне», – взывал пророк, оплакивая несчастия и бесчадство царя Иудина (Иерем. 22, 29). Так постоянно взывает и молится Святая Церковь , испрашивая этой земле благословение от Господа и от самой земли требуя изобилия плодов. Земля, некогда прекрасная, как рай, была проклята в делах наших, была обречена производить терния и волчцы. Церковь молится, чтобы своими молитвами снять это проклятие. Она молится и потому, что возлюбленный Жених Ее, Господь-Искупитель, Сам некогда молился на этой бедной и осужденной земле, орошал ее Своим кровавым потом, падал на нее Божественным лицом Своим, чтобы омыть, очистить, освятить ее. «Паде на земли, паде на колена, паде на лице своем: земле, земле! внуши слово, – восклицает вместе с пророком святой Димитрий Ростовский , – внуши слово: Слово Господне падает на тебя; доброе семя падает на землю; добрый дождь падает на землю; добрый дождь падает, да земля наша даст плод свой; благословляет, когда на нее возлагает простертые свои руки, крестом упадая; падает на лице своем, застарелое лице земли обновляя» (Слово на страст. Господ.). Церковь молится, чтобы земные дети ее получили земную пищу не только достаточную, но и обильную, не только обильную, но и благословенную благословением небесным, без которого не бывает ни прозябения, ни плодородия земли. 305 С древнейших времен христиане произносят молитвы над семенами, высеиваемыми в землю. Господь через патриарха Моисея говорил евреям: Если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то… земля даст произрастания свои, и дерева полевые дадут плод свой…, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно» ( Лев. 26, 3–5 ). В IV веке святой Ефрем Сирин свидетельствовал о том, что «земледельцы непрестанно молебствуют, и прошения свои воссылают на небо, чтобы Господь даровал им плоды целыми и невредимыми».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Ветхозаветный первосвященник с кровью жертв входил во Святое Святых. Это было образом явления великого Священника – Иисуса Христа, Который не с кровью козлею ниже телчею, но с Своею кровью, вниде единою во святая, вечное искупление обретый ( Евр.9:12 ) Сие святое означало самое небо, прообразованное святилищем храма иудейского; – не в рукотворенная святая вниде Христос, противообразная истинных, но в самое небо (24). Первосвященник входил с кровью во Святая Святых для очищения грехов народа израильского: Иисус Христос вошел на небо к престолу Божию для очищения грехов всего мира. Темже и спасти до конца может приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них ( Евр.7:25 ). Праздники не ежегодные Праздники не ежегодные, установленные Моисеем, отправлялись по прошествии нескольких лет. Их было два – седьмой субботний год и седьмой из субботних годов, или юбилейный. . Седьмой год Как седьмой день недели, так и седьмой субботний год напоминал евреям о времени покоя Божия и о сотворении мира и посвящен был Богу. В субботу имели покой от трудов, обновляли и освежали силы свои человек и его рабочие животные: в седьмой субботний год восстановляли и подкрепляли себя обедневшие и подпавшие власти и прихоти богатых члены общества гражданского. Вместе с людьми участвовала в священном покое этого года и самая земля с животными и растениями. В седьмой год право человеческое заменялось правом Божиим. 1. В этот год израильтяне должны были прекратить земледелие; поля и сады оставлять невозделанными; от оставления земли невозделанною называют седьмой год летом оставления. Закон предписывал: «шесть лет засевай поле твое, и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их. А в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай, и виноградника твоего не обрезывай ( Лев.25:2–7 ). Шесть лет засевай землю твою, и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее, давай ей свободу, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Потому и сказано, что «жертва», приносимая «за грех», есть «святая святых» (ср. Лев.6:25 ). Если ты еще следишь за тем, что говорится, то мы дерзнем сказать нечто большее. А именно – что есть «жертва», приносимая «за грех» и «святая святых», как не Единородный Сын Божий (ср. Ин.3:18 ), Господь мой Иисус Христос? Только Он – «жертва за грех», и Он – «святая святых». Однако довольно трудно понять фразу «священник, совершающий жертву за грех, должен есть ее» (ср. Лев.6:26 ), ибо то, что, как сказано, должно быть съедено, по всей видимости, относится ко греху, как и в другом месте пророк говорит о священниках, что «грехами народа Моего кормятся они» ( Ос.4:8 ). Из этого также видно, что священнику должно съедать грех приносящего жертву. Часто мы на примерах из Священного Писания показываем, что Христос – тоже жертва, принесенная за грех мира и священника, приносящего жертву. Апостол объясняет это одним словом, когда говорит: «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу» ( Евр.9:14 ). Таким образом, священник, который ест «грехи народа», есть Тот, о Котором сказано: «Ты священник вовек по чину Мельхиседека» ( Пс.109:4 ). Как Он ест грехи народа? Послушай, что написано: «Господь, Бог твой, есть огнь поядающий» ( Втор.4:24 ). Что поядает этот Бог-огонь? Будем ли мы столь маломысленны, что подумаем, будто Бог-огонь истребляет дерево, солому или сено (ср. 1Кор.3:12 )? Бог-огонь сожигает грехи человеческие, истребляет их, поглощает их, очищает их, как Он говорит в другом месте: «Огнем очищу тебя» 24 ( Ис.1:25 ). Это и значит есть грех того, кто приносит «жертву за грех», ибо «Он взял на себя наши грехи» ( Мф.8:17 ) и съел их и, словно огонь, поглотил их. И, напротив, тех, кто пребывает во грехе, как сказано, «поглотит смерть», ибо написано: «Смерть поглотит их» 25 ( Пс.48:15 ). Мне думается, что Христос в Евангелии сказал об этом: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк.12:49 ). И моя земля будет сожжена Божественным огнем, чтобы не произрастали уже на ней «тернии и волчцы» (ср. Быт.3:18 ). Потому должно тебе уразуметь написанное: «Огонь возгорелся во гневе Моем и поядает землю и произведения ее» ( Втор.32:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Сегодня все берут домой Крещенскую воду. И хорошо это, и правильно, но только если мы не будем стараться себя изменить для Бога, святая вода тоже нас не изменит. Все святыни, которые Господь дал Своей Церкви, тогда будут для нас источником духовных сил, когда мы сами возьмемся за дело… Христианство — это жизнь, а не настроение. Оно касается всех сторон нашей жизни. Ошибаются те, кто видит духовную жизнь в каких-то своих отвлеченных чувствах. Духовная жизнь проявляется не в чувствах, а в наших поступках, совершаемых нами каждый день с утра и до вечера в тех самых условиях, которые нас окружают. Само Крещение Господне тоже происходило в конкретных условиях и обстоятельствах. А до этого вышел на проповедь покаяния Иоанн Креститель, и евангелист Лука в подробностях описывает, когда именно это было. Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне, и не когда-нибудь, а именно в пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе. Мы мало знаем, что собой представлял Тиберий Кесарь, кто такой Лисаний и что такое Авилинея, зато из этого описания мы точно знаем, что у Израильского народа дела были плохи. Святая земля была завоевана римлянами, своей государственности иудеев лишили, и само это деление страны на четыре части было искусственно навязано оккупантами. Они же и меняли по своему произволу первосвященников. И все это было попущено Богом за грехи народа. Тогда-то и проходил Иоанн Креститель по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие.

http://pravmir.ru/kreshhenskij-sochelnik...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010