39 . Хороший врач и крепким помогает сохранить здоровье, и больным дает исцеление. Так и апостол одним советует, другим предлагает лекарство: немощный пусть ест овощи 616 и берет жену 617 ; сильнейший же пусть ищет более твердой пиши. И неслучайно добавляет: Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия ( 1Кор. 7:37–40 ). Вот что значит иметь разум от Бога и после прилежного исследования советовать лучшее и показывать надежное. 40 . Опытный проводник предлагает разные пути, чтобы каждый выбрал ту дорогу, которую посчитает для себя наилучшей. Но встать необходимо на тот путь, который приведет к цели. Хороша дорога девства, но она идет по трудным, горным кручам и влечет к себе самых сильных. Хороша дорога вдовства, она не так тяжела, как первая, но ухабиста и неровна, она удобопроходима для осторожных. Хороша также утоптанная и ровная дорога брака, но кружным путем ведет она в стан святых, по ней-то и устремляется большинство. Итак, существуют награды за девство, почести за вдовство, есть достоинство и в супружеском целомудрии. У каждого свои ступени для восхождения к добродетели. 41 . Стойте же в сердце вашем, чтобы никто вас не поколебал, чтобы никто не одолел. Апостол показал нам, что значит это стояние. Моисею было сказано: Место, на котором ты стоишь, есть земля святая ( Исх. 3:5 ). Это место для тех, кто стоит в вере, для тех, кто твердо стоит в мыслях сердца своего. В другом месте читаем: А ты здесь стой со Мною ( Втор. 5:31 ). Соединим сказанное Господом Моисею: Где ты стоишь, есть земля святая и здесь стой со Мною! – это значит: стой со Мною и стой в Церкви. Она и есть место святое, она – плодородная земля святости, изобильная жатвами добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Осенней ночью 1654 года при въезде на мост удивительным образом сохранилась жизнь великого французского физика-математика Блеза Паскаля. Кони свалились в воду, а экипаж удержался на берегу. Тогда Паскаль пережил глубокое потрясение. Его философская мысль, как искра костра в ночи, не достигала неба, исчезая, едва оторвавшись от земли. Но небо спустилось к нему. Явился Бог. В ту ночь часов с десяти с половиной вечера до половины первого ночи он записал: Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, а не философов и ученых. Уверенность. Уверенность. Чувство. Радость. Мир. Бог Иисуса Христа... с. 355]. Эту запись на листе пергамента Паскаль имел потом всю жизнь при себе, по смерти его ее нашли зашитой в камзол. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, а не философов и ученых, – единый живой Бог, в огне явившийся знаменитому физику: «Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова...» А много ранее в огне неопалимой купины на горе Хорив Он явился простому пастуху и великому пророку. Место явления славы Ягве свято. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Ягве увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая ( Исх. 3:3–5 ). Освящение места явления славы Ягве – начало обожения твари. Тварная природа приобщается славы Божией, пронизывается нетварной энергией Бога, Его святым действованием. Часть земли выделяется и посвящается в особое владение Творцу неба и земли. Земля святаяземля, где действует особым образом Бог. Благоговейное созерцание славы Ягве, неопалимого Божественного огня, порождает трепетное чувствование и отношение к земле священного Богоявления. О святости места по явлению на нем Бога говорит прп. Ефрем Сирин : Бог сказал Моисею: «Не приближайся семо, как приближаются к месту обыкновенному. Место бо свято есть, подобно тому, на котором спал Иаков. То место было свято, потому что была там лествица, и по ней нисходили и восходили Ангелы, для охранения Иаковлева; а сие место свято, потому что здесь Бог в пламени горящей купины» Толк. На кн. Исход, с. 346–347].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Сам Бог Первый сделал изображение, Он и показал изображения. Ибо первого человека Он сотворил по образу Бо­жию. И Авраам, и Моисей, и Исаия, и все про­роки увидели образы Бога, но не самое существо Божие. Купина была образом Богоматери, и Мои­сею, намеревавшемуся к ней подойти, Бог сказал: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на ко­тором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх.3:5 ). Итак, если земля, на которой явился Моисею об­раз Богородицы, есть земля святая, то во сколько раз больше этот образ? Ибо он не только святой, но, осмелюсь говорить, даже из святых святой. Фарисеям, вопросившим о том, почему Моисей позволил вам разводиться с женами вашими ( Мф.19:7 ), Гос­подь ответил: «Моисей по жестокосердию ваше­му позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» ( Мф.19:8 ). И я говорю вам, что Моисей по причине жестокосердия сы­нов Израиля, зная, что они легко увлекаются идо­лослужением, повелел им не делать изображений. Теперь же дело обстоит не так: ибо мы твердо стоим в скале веры, обогатившись светом Бого­познания. XXI. Послушайте, что говорит Господь: «Без­умные и слепые!.. клянущийся жертвенником кля­нется им и всем, что на нем; и клянущийся хра­мом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» ( Мф.23:19–22 ). И клянущийся иконою клянется и тем, кто на ней изображается. XXII. Итак, что скиния, и завеса, и кивот За­вета, и трапеза, и все находящееся в скинии были подобия, и образы, и дела рук человеческих, ко­торым поклонялся весь Израиль; а еще и то, что изваянные Херувимы были сооружены по пове­лению Божию, – [это] достаточно доказано [нами выше]. Ибо Бог говорит Моисею: «виждь, да сотвориши» все «по образу, показанному тебе на горе». Слушай и Апостола Павла, который свидетель­ствует, что Израиль поклонялся «рукотворенным» и «образам», так как Бог повелел это. «Если бы Он оставался, говорит он, на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священни­ки, которые по закону приносят дары, которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанно­му тебе на горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Что представлял иудаизм того времени? Конечно, чтобы получить развернутый ответ на этот вопрос, надо слушать лекции Алексея Сомова, который здесь в лектории много рассказывал об иудаизме периода Второго храма. Очень кратко суммируя, можно сказать, что для иудеев того времени было три принципиальные ценности. Это земля, которую Бог дал им в наследство как знак Завета. Это храм, в котором Бог присутствует и открывается. И это Закон, явленная воля Божия, написанная на скрижалях и в тексте Торы. Стефана слушали, по-видимому, не только ортодоксы иудеи, но и христиане. И для них было важно услышать, что самому отцу веры Аврааму пришлось достаточно долго терпеть и ожидать, когда же все исполнится. Вот точно также и здесь: «И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле и будут в порабощении и притеснении лет четыреста. Но, Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении; и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте. И дал ему завет обрезания». Стефан нигде не говорит, что завет обрезания должно отменить. Кстати, и Лука нигде не говорит, что обрезание должно быть отменено. Обрезание не работает для христиан из язычников, но Иерусалимский Собор не отменял обрезания для христиан из иудеев. И они, в принципе, соблюдали весь Закон. Мы видим, что и сами апостолы ходили «в храм в час молитвы девятый». Примерно, в три часа дня, когда такая полуденная жертва приносилась. «По сем родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак родил Иакова. Иаков же — двенадцать патриархов. Патриархи по зависти продали Иосифа в Египет». И дальше начинается тема сопротивления. Он говорит, что патриархи, братья Иосифа, начинают противиться Богу, противиться самому Иосифу. Потом при Моисее народ будет противиться. И он спрашивает: это вы на самом деле так вот себя ведете? Да, в самом начале Книги Деяний апостольских Петр говорит: вы дети Завета, именно к вам Бог пришел для того, чтобы быть первым, и послал меня для того, чтобы первые вы получили благодать. Но здесь Стефан начинает их обвинять. Возникает вопрос, почему Петр говорит так очень аккуратно, а Стефан прямо им в лицо кидает обвинения, подобные тому, как Иоанн Креститель, например, обвинял фарисеев, что они «порождение ехидины»? Стефан тоже говорит: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противились Духу Святому, как отцы ваши, так и вы». На мой взгляд, очень просто это объясняется. Все-таки Петра слушали богобоязненные люди, которые собрались в храме и которые ничего еще не делали против Христа. Здесь же собрались люди, которые конкретно представили ложных свидетелей. То есть они были уже четко в оппозиции к Евангелию, и Стефан это фиксирует. И дальше он говорит, что Бог являлся Моисею на Синае, на горе Хорив, которая не является Святой землей, которую подразумевают иудеи. Но, вместе с тем, Бог говорит о ней: вот земля святая. «Сними обувь твою с ног своих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».

http://predanie.ru/book/220262-chitaiem-...

И те, и другие, и третьи, и десятые – все наследят одно и то же, все будут в земной утробе рано или поздно, превратятся в пыль и прах: прах ты и в прах возвратишься ( Быт.3:19 ); рано или поздно все в свою очередь будут забыты, затеряны в суете оставшихся в живых; память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем ( Еккл.9:5-6 ). Так было, так есть, так и будет, все неизбежно и неизменно. Настоящее ручается за будущее, а голос прошедшего громче погребального звона возвещает истину непреложного превращения всех живых в тление и прах. Из самой глубокой древности возникают перед нами грозные лица великих людей мира – завоевателей и притеснителей человечества, дерзновенно попиравших права себе подобных, восставших на силу Божию. Не знаю Господа,- говорит один из них. Взойду на небо, — мечтает другой, — выше звезд Божиих вознесу престол мой. Третий землю судоходной, а море сухопутным чает сделать в превозношении сердца. Неразумные мечтатели! Где они теперь и что они теперь? Давно стопа путника или зверя попирает безвестный прах их. Они – земля!.. Где и те малые мира, которые не были замечены ни современниками, ни потомками и, не прогремев ни словом, ни делом, жили в безвестной тиши?.. И они в земле! Все, все в земле — истлели или еще тлеют. Любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем! Над гробами этих-то великих и малых, гроздных и кротких, глупых и умных – над гробами всех, от века почивших поставляет ныне нас со словом молитвы Святая Церковь. И что же приходит нам на мысль при взгляде на этот необозримый ряд гробов и могил? Горькое, безотрадное слово мудрости: что гордится земля и пепел? Земля и пепел ! Кто сказал тебе, древний мудрец, что человек – земля и пепел? Человек, который создан по образу Божию и по подобию, который увенчан славой и честью, который малым чим умален от ангел, — он?.. земля и пепел!..

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

...Край обетованный издавна притягивал к себе. «И вот я, студент последнего курса, иду по этим местам, связанным с детскими переживаниями и мечтаниями. Прямо передо мной, на далеком горизонте, в фиолетовой нежной дымке вырисовываются горы Моава... А за моей спиной остались места, на которых Авраам «жил в шатрах с Исааком и Иаковом» ( Евр. 11:9 ). Там позади остались тенистые исполинские деревья дубравы Мамре ( Быт. 18:1 ) и под прелестным аквамариновым небом, льющим растопленное золото лучей, – каменистое ложе древнего Вефиля, где когда-то Иаков видел чудесную лествицу ( Быт. 28:11–12 )... Остался позади и Иерусалим, столь воспетый в псалмах самим Давидом ( Пс. 121:3 ) и другими пророками, потому что ...от Сиона выйдет Закон, и Слово Господне – из Иерусалима ( Ис. 2:3 ). И снова я всматриваюсь и вижу на востоке перед собой призрачные входы в Землю Обетованную. В серебристой мгле и далекой дали блеснул белой точкой кенотаф Моисея Боговидца... А Иерихон, куда мы едем, уже открывается вдали. Цветущий оазис из роскошных пальм, одуряющих своим запахом мимоз, высоких кактусов и прославленных на весь мир „иерихонских роз”. Несколько глинобитных арабских хижин и бедуинских палаток, два-три отеля и каменных дома для богомольцев – вот все, что осталось от славного прошлого Иерихона, всех его мраморных дворцов и скульптурных украшений, развалины которых зарастают теперь колючками и сорной травой». В сознании всплывали огненные слова (и он сверял их по карманной французской Библии , размером в два вершка) пророка Иеремии, грозное предупреждение древнему Израилю: «О, земля, земля, земля! слушай слово Господне» ( Иер. 22:29 ). И в нем ему слышался «крик печали и ужаса». Окружающая действительность красноречиво свидетельствовала о неизбежном возмездии за пренебрежение к Слову Божию. «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною» ( Ос. 4:6 ). Некогда процветавшие города стерты с лица земли, народ избранный рассеян. «За грехи опустошена Святая Земля» – это традиционное настроение христианского апологета, созерцающего последствия жестоковыйности Израиля. Но о. Варнава чувствовал личную связь с происшедшим здесь. Он воспринимая Палестину как свою землю, ибо это была та земля обетования, которая впервые открылась ему в молитвах матери, в заповеди евангельской любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

«Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: «Моисей! Моисей! Он сказал: вот я...! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:4-5). Блаженный Моисей есть для нас образ закона: «у них есть Моисей и пророки» (Лк. 16:29), — говорит в евангельских сказаниях блаженный Авраам. Или сказанное кажется тебе невероятным?     П. Нисколько: Моисей действительно представитель закона.     К. Так воззван был Израиль и то стадо, которое жило по закону и под законом: «Господь, — сказано, — Бог еврейский воззва нас» (Исх. 3:18). И хотя оно внимало зовущему Богу, как свидетельствует и Моисей: «и сказали: все, что сказал Господь, сделаем.» (Исх. 24:3); но так как и подчинение закону не имеет достаточной силы для очищения: «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр.10:4); то Моисею воспрещается приближаться к Богу: «не приближайся сюда», сказано (Исх. 3:5). Ибо добро недоступно посредством закона и сила жизни по предписаниям Моисея не очень достаточна для того, чтобы привести к Богу; поставляет же нас пред Ним Христос чрез освящение, потому что надлежит быть святыми тем, которые стараются соединиться со святым Богом: «будьте святы, — сказано, — ибо Я свят» (Лев. 11:44). А что образ жизни по закону не вполне безукоризнен, это Господь тотчас показал словами: «сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5). Он повелел священноучителю Моисею снять с ног обувь, показывая этим, что путь жизни по закону еще не чист и не вполне свободен от дел тления и мертвенности. А что не следует приближаться к Богу тому, в ком есть остатки мертвенности и тления, этому божественный Моисей научился из обыкновения эллинов: так как они не входили в храмы, имея на ногах обувь, сделанную из умерших животных, и это, по их законам, считалось родом осквернения. Но от мертвенности, тления и относящейся сюда нечистоты освободил нас, друг мой, не закон и не путь жизни по букве Моисеевой, а напротив, вера во Христе и совершеннейшее очищение евангельского образа жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи». Это – о совершенном изменении нравов, укрощении диких и необузданных племен и людей. Бывшие в духовно-нравственном смысле подобные диким и хищным зверям, становятся тихими, кроткими и незлобивыми, как домашние животные. Таково действие христианства. «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей». Святая гора, это святая Церковь Христова, искореняющая всякое зло и вред. «Ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море». Евангелие царствия Христова будет проповедано всем народам. Люди, отстав от идолослужения, познают истинного единого Господа. «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава». «Тот день» – день спасения и благодати. Корень Иессеев – Сам Господь Иисус Христос, который воистину стал как знамя для народов. Иудеи не приняли Христа, и вот, к Нему обратились язычники, и именно среди языческих народов процвело христианство. «И покой его» – смерть Христа на Кресте, когда Он упокоился от Своего земного служения и жизни, стала славой Его. Крест прославил Христа среди народов. Великие мира сего имеют славу при жизни, но упокоившись, уходят в забвение, а часто подвергаются и презрению. Христос же наоборот – при жизни был презираем, а по смерти – прославился, Крест не обесчестил Его, но прославил. Приложение 6. История и сущность хилиазма С чего начинается день? С радостного жизнеутверждающего восхода солнца. С пробужденного от «небытия» ночи ликования природы. Потом – зной, день с его трудами. К вечеру находят сумерки, сгущаются. Тьма окутывает землю. Всё засыпает и погружается во мрак. Весной земля произращает чудные светло-зеленые растения, благоухающие ароматами новой жизни. Радостью жизни веет от пробужденной после зимней спячки природы. Потом – лето, время созревания, плодоношения, трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Итак, сказано в законе: «Священник, совершающий жертву за грех, должен есть ее на святом месте, на дворе скинии собрания» ( Лев.6:26 ). Ибо разумно, чтобы и священники, и служители Церкви принимали «грехи народа» по примеру Того, Кто дал Церкви священство, и, подражая своему Учителю, даровали народу прощение грехов. И эти священнослужители Церкви должны быть столь совершенны и научены в делах священства, чтобы, не согрешая самим, ели они грехи народа «на святом месте, на дворе скинии собрания» ( Лев.6:26 ). Но что значит «есть грех на святом месте»? На «святое место» пришел Моисей, как сказано было ему: «Место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх.3:5 ). Подобно этому «святое место» в Церкви Божьей есть совершенная вера и «любовь от чистого сердца и доброй совести» ( 1Тим.1:5 ). Тот, кто остается среди присутствующих в Церкви, пусть уразумеет, что стоит «на святом месте». Ибо его следует искать не на земле, над которой некогда Бог произнес приговор, сказав: «Проклята земля за тебя» ( Быт.3:17 ). Итак, «святое место» есть крепкая вера и святая жизнь. И потому пусть священник Церкви, утвержденный в этом месте, снедает «грехи народа», чтобы, когда он заколает жертву Божьего Слова и приносит жертвы священного учения (ср. 1Тим.1:10 ), мог он очистить от грехов совесть слушающих. И таким образом священник будет есть плоть жертвы «на дворе скинии собрания» ( Лев.6:26 ), когда сможет понять, какова причина этих описанных тайн, относящихся ко двору скинии собрания. Ибо никто не приближается к этим секретам и сокрытым дворам. Они открываются только священникам, если смогут они проникнуть в эти тайны своей мудростью и мистическим пониманием. Я знаю, однако, что есть в Церкви и иные, более тайные учения, к которым не могут приблизиться даже священники. Я говорю о том, где сокрыт ковчег завета с сосудом для манны и «скрижалями завета» (ср. Евр.9:4 ). И действительно, сюда не могут входить даже сами священники, «но один только первосвященник», да и то «однажды в год» (ср. Евр.9:7 ) после строго установленных таинственных очищений.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Когда Святая Дева смутилась при появлении сияющего Архистратига Небесного Войска в Назарете, в доме старца Иосифа, то сказал Ей Гавриил: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца [ 3 ]. А когда невинная и кроткая Мария по-детски спросила: кАк будет это, когда Я мужа не знаю? - отвечал Ей вестник небесный: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя… У Бога не останется бессильным никакое слово [ 4 ]. Не появились ли все семена, Феодул, и растительные, и животные, по слову Божию? Действительное, праисконное семя и есть слово Божие. Силой Его слова возникло и человеческое семя в первом человеке, праотце рода человеческого, Адаме. И сказал Бог, и стало так,- написано на первой странице Книги жизни [ 5 ], единственной сияющей среди груд мрачных испещренных бумаг. Так сказал Бог, чтобы Святая Девица Мария родила Христа, и стало так. Что может воспротивиться слову Божию? Ему не смогла противостать тьма, когда Бог сказал: да будет свет [ 6 ],- и появился свет. Не могла противостать ему и земля, когда Бог заповедал ей произрастить из себя зелень и траву с семенем. Не могли противостать ему и мрачные просторы вселенной, когда Бог сказал, чтобы в этих просторах воссияли солнце, луна и звезды. Ни вода, ни воздух не решились сказать: " Нет " , когда Бог заполнил их рыбами и птицами. Ни земля не взбунтовалась, когда загремело повеление Божие появиться из нее животным, и всем скотам, и зверям земным по роду их; ни прах земной не восстал, когда Художник художников взял его для создания человека, высшего Своего творения на земле. Воистину, так же ничто на небе и на земле не могло воспротивиться слову Божию, повелевшему: " Да родится от Пречистой Девицы Марии Иисус Христос, Спаситель мира " . А как только Бог сказал, стало так. И зачала Мария по слову Божию, и родила Сына, и нарекла Ему имя Иисус. Без похоти плоти и без желания мужа, но от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010