39 . Хороший врач и крепким помогает сохранить здоровье, и больным дает исцеление. Так и апостол одним советует, другим предлагает лекарство: немощный пусть ест овощи 616 и берет жену 617 ; сильнейший же пусть ищет более твердой пиши. И неслучайно добавляет: Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия ( 1Кор. 7:37–40 ). Вот что значит иметь разум от Бога и после прилежного исследования советовать лучшее и показывать надежное. 40 . Опытный проводник предлагает разные пути, чтобы каждый выбрал ту дорогу, которую посчитает для себя наилучшей. Но встать необходимо на тот путь, который приведет к цели. Хороша дорога девства, но она идет по трудным, горным кручам и влечет к себе самых сильных. Хороша дорога вдовства, она не так тяжела, как первая, но ухабиста и неровна, она удобопроходима для осторожных. Хороша также утоптанная и ровная дорога брака, но кружным путем ведет она в стан святых, по ней-то и устремляется большинство. Итак, существуют награды за девство, почести за вдовство, есть достоинство и в супружеском целомудрии. У каждого свои ступени для восхождения к добродетели. 41 . Стойте же в сердце вашем, чтобы никто вас не поколебал, чтобы никто не одолел. Апостол показал нам, что значит это стояние. Моисею было сказано: Место, на котором ты стоишь, есть земля святая ( Исх. 3:5 ). Это место для тех, кто стоит в вере, для тех, кто твердо стоит в мыслях сердца своего. В другом месте читаем: А ты здесь стой со Мною ( Втор. 5:31 ). Соединим сказанное Господом Моисею: Где ты стоишь, есть земля святая и здесь стой со Мною! – это значит: стой со Мною и стой в Церкви. Она и есть место святое, она – плодородная земля святости, изобильная жатвами добродетелей. |
Осенней ночью 1654 года при въезде на мост удивительным образом сохранилась жизнь великого французского физика-математика Блеза Паскаля. Кони свалились в воду, а экипаж удержался на берегу. Тогда Паскаль пережил глубокое потрясение. Его философская мысль, как искра костра в ночи, не достигала неба, исчезая, едва оторвавшись от земли. Но небо спустилось к нему. Явился Бог. В ту ночь часов с десяти с половиной вечера до половины первого ночи он записал: Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, а не философов и ученых. Уверенность. Уверенность. Чувство. Радость. Мир. Бог Иисуса Христа... с. 355]. Эту запись на листе пергамента Паскаль имел потом всю жизнь при себе, по смерти его ее нашли зашитой в камзол. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, а не философов и ученых, – единый живой Бог, в огне явившийся знаменитому физику: «Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова...» А много ранее в огне неопалимой купины на горе Хорив Он явился простому пастуху и великому пророку. Место явления славы Ягве свято. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Ягве увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая ( Исх. 3:3–5 ). Освящение места явления славы Ягве – начало обожения твари. Тварная природа приобщается славы Божией, пронизывается нетварной энергией Бога, Его святым действованием. Часть земли выделяется и посвящается в особое владение Творцу неба и земли. Земля святая – земля, где действует особым образом Бог. Благоговейное созерцание славы Ягве, неопалимого Божественного огня, порождает трепетное чувствование и отношение к земле священного Богоявления. О святости места по явлению на нем Бога говорит прп. Ефрем Сирин : Бог сказал Моисею: «Не приближайся семо, как приближаются к месту обыкновенному. Место бо свято есть, подобно тому, на котором спал Иаков. То место было свято, потому что была там лествица, и по ней нисходили и восходили Ангелы, для охранения Иаковлева; а сие место свято, потому что здесь Бог в пламени горящей купины» Толк. На кн. Исход, с. 346–347]. |
Сам Бог Первый сделал изображение, Он и показал изображения. Ибо первого человека Он сотворил по образу Божию. И Авраам, и Моисей, и Исаия, и все пророки увидели образы Бога, но не самое существо Божие. Купина была образом Богоматери, и Моисею, намеревавшемуся к ней подойти, Бог сказал: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх.3:5 ). Итак, если земля, на которой явился Моисею образ Богородицы, есть земля святая, то во сколько раз больше этот образ? Ибо он не только святой, но, осмелюсь говорить, даже из святых святой. Фарисеям, вопросившим о том, почему Моисей позволил вам разводиться с женами вашими ( Мф.19:7 ), Господь ответил: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» ( Мф.19:8 ). И я говорю вам, что Моисей по причине жестокосердия сынов Израиля, зная, что они легко увлекаются идолослужением, повелел им не делать изображений. Теперь же дело обстоит не так: ибо мы твердо стоим в скале веры, обогатившись светом Богопознания. XXI. Послушайте, что говорит Господь: «Безумные и слепые!.. клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» ( Мф.23:19–22 ). И клянущийся иконою клянется и тем, кто на ней изображается. XXII. Итак, что скиния, и завеса, и кивот Завета, и трапеза, и все находящееся в скинии были подобия, и образы, и дела рук человеческих, которым поклонялся весь Израиль; а еще и то, что изваянные Херувимы были сооружены по повелению Божию, – [это] достаточно доказано [нами выше]. Ибо Бог говорит Моисею: «виждь, да сотвориши» все «по образу, показанному тебе на горе». Слушай и Апостола Павла, который свидетельствует, что Израиль поклонялся «рукотворенным» и «образам», так как Бог повелел это. «Если бы Он оставался, говорит он, на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары, которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе. |
Что представлял иудаизм того времени? Конечно, чтобы получить развернутый ответ на этот вопрос, надо слушать лекции Алексея Сомова, который здесь в лектории много рассказывал об иудаизме периода Второго храма. Очень кратко суммируя, можно сказать, что для иудеев того времени было три принципиальные ценности. Это земля, которую Бог дал им в наследство как знак Завета. Это храм, в котором Бог присутствует и открывается. И это Закон, явленная воля Божия, написанная на скрижалях и в тексте Торы. Стефана слушали, по-видимому, не только ортодоксы иудеи, но и христиане. И для них было важно услышать, что самому отцу веры Аврааму пришлось достаточно долго терпеть и ожидать, когда же все исполнится. Вот точно также и здесь: «И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле и будут в порабощении и притеснении лет четыреста. Но, Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении; и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте. И дал ему завет обрезания». Стефан нигде не говорит, что завет обрезания должно отменить. Кстати, и Лука нигде не говорит, что обрезание должно быть отменено. Обрезание не работает для христиан из язычников, но Иерусалимский Собор не отменял обрезания для христиан из иудеев. И они, в принципе, соблюдали весь Закон. Мы видим, что и сами апостолы ходили «в храм в час молитвы девятый». Примерно, в три часа дня, когда такая полуденная жертва приносилась. «По сем родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак родил Иакова. Иаков же — двенадцать патриархов. Патриархи по зависти продали Иосифа в Египет». И дальше начинается тема сопротивления. Он говорит, что патриархи, братья Иосифа, начинают противиться Богу, противиться самому Иосифу. Потом при Моисее народ будет противиться. И он спрашивает: это вы на самом деле так вот себя ведете? Да, в самом начале Книги Деяний апостольских Петр говорит: вы дети Завета, именно к вам Бог пришел для того, чтобы быть первым, и послал меня для того, чтобы первые вы получили благодать. Но здесь Стефан начинает их обвинять. Возникает вопрос, почему Петр говорит так очень аккуратно, а Стефан прямо им в лицо кидает обвинения, подобные тому, как Иоанн Креститель, например, обвинял фарисеев, что они «порождение ехидины»? Стефан тоже говорит: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противились Духу Святому, как отцы ваши, так и вы». На мой взгляд, очень просто это объясняется. Все-таки Петра слушали богобоязненные люди, которые собрались в храме и которые ничего еще не делали против Христа. Здесь же собрались люди, которые конкретно представили ложных свидетелей. То есть они были уже четко в оппозиции к Евангелию, и Стефан это фиксирует. И дальше он говорит, что Бог являлся Моисею на Синае, на горе Хорив, которая не является Святой землей, которую подразумевают иудеи. Но, вместе с тем, Бог говорит о ней: вот земля святая. «Сними обувь твою с ног своих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». |
И те, и другие, и третьи, и десятые – все наследят одно и то же, все будут в земной утробе рано или поздно, превратятся в пыль и прах: прах ты и в прах возвратишься ( Быт.3:19 ); рано или поздно все в свою очередь будут забыты, затеряны в суете оставшихся в живых; память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем ( Еккл.9:5-6 ). Так было, так есть, так и будет, все неизбежно и неизменно. Настоящее ручается за будущее, а голос прошедшего громче погребального звона возвещает истину непреложного превращения всех живых в тление и прах. Из самой глубокой древности возникают перед нами грозные лица великих людей мира – завоевателей и притеснителей человечества, дерзновенно попиравших права себе подобных, восставших на силу Божию. Не знаю Господа,- говорит один из них. Взойду на небо, — мечтает другой, — выше звезд Божиих вознесу престол мой. Третий землю судоходной, а море сухопутным чает сделать в превозношении сердца. Неразумные мечтатели! Где они теперь и что они теперь? Давно стопа путника или зверя попирает безвестный прах их. Они – земля!.. Где и те малые мира, которые не были замечены ни современниками, ни потомками и, не прогремев ни словом, ни делом, жили в безвестной тиши?.. И они в земле! Все, все в земле — истлели или еще тлеют. Любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем! Над гробами этих-то великих и малых, гроздных и кротких, глупых и умных – над гробами всех, от века почивших поставляет ныне нас со словом молитвы Святая Церковь. И что же приходит нам на мысль при взгляде на этот необозримый ряд гробов и могил? Горькое, безотрадное слово мудрости: что гордится земля и пепел? Земля и пепел ! Кто сказал тебе, древний мудрец, что человек – земля и пепел? Человек, который создан по образу Божию и по подобию, который увенчан славой и честью, который малым чим умален от ангел, — он?.. земля и пепел!.. |
...Край обетованный издавна притягивал к себе. «И вот я, студент последнего курса, иду по этим местам, связанным с детскими переживаниями и мечтаниями. Прямо передо мной, на далеком горизонте, в фиолетовой нежной дымке вырисовываются горы Моава... А за моей спиной остались места, на которых Авраам «жил в шатрах с Исааком и Иаковом» ( Евр. 11:9 ). Там позади остались тенистые исполинские деревья дубравы Мамре ( Быт. 18:1 ) и под прелестным аквамариновым небом, льющим растопленное золото лучей, – каменистое ложе древнего Вефиля, где когда-то Иаков видел чудесную лествицу ( Быт. 28:11–12 )... Остался позади и Иерусалим, столь воспетый в псалмах самим Давидом ( Пс. 121:3 ) и другими пророками, потому что ...от Сиона выйдет Закон, и Слово Господне – из Иерусалима ( Ис. 2:3 ). И снова я всматриваюсь и вижу на востоке перед собой призрачные входы в Землю Обетованную. В серебристой мгле и далекой дали блеснул белой точкой кенотаф Моисея Боговидца... А Иерихон, куда мы едем, уже открывается вдали. Цветущий оазис из роскошных пальм, одуряющих своим запахом мимоз, высоких кактусов и прославленных на весь мир „иерихонских роз”. Несколько глинобитных арабских хижин и бедуинских палаток, два-три отеля и каменных дома для богомольцев – вот все, что осталось от славного прошлого Иерихона, всех его мраморных дворцов и скульптурных украшений, развалины которых зарастают теперь колючками и сорной травой». В сознании всплывали огненные слова (и он сверял их по карманной французской Библии , размером в два вершка) пророка Иеремии, грозное предупреждение древнему Израилю: «О, земля, земля, земля! слушай слово Господне» ( Иер. 22:29 ). И в нем ему слышался «крик печали и ужаса». Окружающая действительность красноречиво свидетельствовала о неизбежном возмездии за пренебрежение к Слову Божию. «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною» ( Ос. 4:6 ). Некогда процветавшие города стерты с лица земли, народ избранный рассеян. «За грехи опустошена Святая Земля» – это традиционное настроение христианского апологета, созерцающего последствия жестоковыйности Израиля. Но о. Варнава чувствовал личную связь с происшедшим здесь. Он воспринимая Палестину как свою землю, ибо это была та земля обетования, которая впервые открылась ему в молитвах матери, в заповеди евангельской любви. |
«Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: «Моисей! Моисей! Он сказал: вот я...! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:4-5). Блаженный Моисей есть для нас образ закона: «у них есть Моисей и пророки» (Лк. 16:29), — говорит в евангельских сказаниях блаженный Авраам. Или сказанное кажется тебе невероятным? П. Нисколько: Моисей действительно представитель закона. К. Так воззван был Израиль и то стадо, которое жило по закону и под законом: «Господь, — сказано, — Бог еврейский воззва нас» (Исх. 3:18). И хотя оно внимало зовущему Богу, как свидетельствует и Моисей: «и сказали: все, что сказал Господь, сделаем.» (Исх. 24:3); но так как и подчинение закону не имеет достаточной силы для очищения: «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр.10:4); то Моисею воспрещается приближаться к Богу: «не приближайся сюда», сказано (Исх. 3:5). Ибо добро недоступно посредством закона и сила жизни по предписаниям Моисея не очень достаточна для того, чтобы привести к Богу; поставляет же нас пред Ним Христос чрез освящение, потому что надлежит быть святыми тем, которые стараются соединиться со святым Богом: «будьте святы, — сказано, — ибо Я свят» (Лев. 11:44). А что образ жизни по закону не вполне безукоризнен, это Господь тотчас показал словами: «сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5). Он повелел священноучителю Моисею снять с ног обувь, показывая этим, что путь жизни по закону еще не чист и не вполне свободен от дел тления и мертвенности. А что не следует приближаться к Богу тому, в ком есть остатки мертвенности и тления, этому божественный Моисей научился из обыкновения эллинов: так как они не входили в храмы, имея на ногах обувь, сделанную из умерших животных, и это, по их законам, считалось родом осквернения. Но от мертвенности, тления и относящейся сюда нечистоты освободил нас, друг мой, не закон и не путь жизни по букве Моисеевой, а напротив, вера во Христе и совершеннейшее очищение евангельского образа жизни. |
И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи». Это – о совершенном изменении нравов, укрощении диких и необузданных племен и людей. Бывшие в духовно-нравственном смысле подобные диким и хищным зверям, становятся тихими, кроткими и незлобивыми, как домашние животные. Таково действие христианства. «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей». Святая гора, это святая Церковь Христова, искореняющая всякое зло и вред. «Ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море». Евангелие царствия Христова будет проповедано всем народам. Люди, отстав от идолослужения, познают истинного единого Господа. «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава». «Тот день» – день спасения и благодати. Корень Иессеев – Сам Господь Иисус Христос, который воистину стал как знамя для народов. Иудеи не приняли Христа, и вот, к Нему обратились язычники, и именно среди языческих народов процвело христианство. «И покой его» – смерть Христа на Кресте, когда Он упокоился от Своего земного служения и жизни, стала славой Его. Крест прославил Христа среди народов. Великие мира сего имеют славу при жизни, но упокоившись, уходят в забвение, а часто подвергаются и презрению. Христос же наоборот – при жизни был презираем, а по смерти – прославился, Крест не обесчестил Его, но прославил. Приложение 6. История и сущность хилиазма С чего начинается день? С радостного жизнеутверждающего восхода солнца. С пробужденного от «небытия» ночи ликования природы. Потом – зной, день с его трудами. К вечеру находят сумерки, сгущаются. Тьма окутывает землю. Всё засыпает и погружается во мрак. Весной земля произращает чудные светло-зеленые растения, благоухающие ароматами новой жизни. Радостью жизни веет от пробужденной после зимней спячки природы. Потом – лето, время созревания, плодоношения, трудов. |
Итак, сказано в законе: «Священник, совершающий жертву за грех, должен есть ее на святом месте, на дворе скинии собрания» ( Лев.6:26 ). Ибо разумно, чтобы и священники, и служители Церкви принимали «грехи народа» по примеру Того, Кто дал Церкви священство, и, подражая своему Учителю, даровали народу прощение грехов. И эти священнослужители Церкви должны быть столь совершенны и научены в делах священства, чтобы, не согрешая самим, ели они грехи народа «на святом месте, на дворе скинии собрания» ( Лев.6:26 ). Но что значит «есть грех на святом месте»? На «святое место» пришел Моисей, как сказано было ему: «Место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх.3:5 ). Подобно этому «святое место» в Церкви Божьей есть совершенная вера и «любовь от чистого сердца и доброй совести» ( 1Тим.1:5 ). Тот, кто остается среди присутствующих в Церкви, пусть уразумеет, что стоит «на святом месте». Ибо его следует искать не на земле, над которой некогда Бог произнес приговор, сказав: «Проклята земля за тебя» ( Быт.3:17 ). Итак, «святое место» есть крепкая вера и святая жизнь. И потому пусть священник Церкви, утвержденный в этом месте, снедает «грехи народа», чтобы, когда он заколает жертву Божьего Слова и приносит жертвы священного учения (ср. 1Тим.1:10 ), мог он очистить от грехов совесть слушающих. И таким образом священник будет есть плоть жертвы «на дворе скинии собрания» ( Лев.6:26 ), когда сможет понять, какова причина этих описанных тайн, относящихся ко двору скинии собрания. Ибо никто не приближается к этим секретам и сокрытым дворам. Они открываются только священникам, если смогут они проникнуть в эти тайны своей мудростью и мистическим пониманием. Я знаю, однако, что есть в Церкви и иные, более тайные учения, к которым не могут приблизиться даже священники. Я говорю о том, где сокрыт ковчег завета с сосудом для манны и «скрижалями завета» (ср. Евр.9:4 ). И действительно, сюда не могут входить даже сами священники, «но один только первосвященник», да и то «однажды в год» (ср. Евр.9:7 ) после строго установленных таинственных очищений. |
Когда Святая Дева смутилась при появлении сияющего Архистратига Небесного Войска в Назарете, в доме старца Иосифа, то сказал Ей Гавриил: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца [ 3 ]. А когда невинная и кроткая Мария по-детски спросила: кАк будет это, когда Я мужа не знаю? - отвечал Ей вестник небесный: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя… У Бога не останется бессильным никакое слово [ 4 ]. Не появились ли все семена, Феодул, и растительные, и животные, по слову Божию? Действительное, праисконное семя и есть слово Божие. Силой Его слова возникло и человеческое семя в первом человеке, праотце рода человеческого, Адаме. И сказал Бог, и стало так,- написано на первой странице Книги жизни [ 5 ], единственной сияющей среди груд мрачных испещренных бумаг. Так сказал Бог, чтобы Святая Девица Мария родила Христа, и стало так. Что может воспротивиться слову Божию? Ему не смогла противостать тьма, когда Бог сказал: да будет свет [ 6 ],- и появился свет. Не могла противостать ему и земля, когда Бог заповедал ей произрастить из себя зелень и траву с семенем. Не могли противостать ему и мрачные просторы вселенной, когда Бог сказал, чтобы в этих просторах воссияли солнце, луна и звезды. Ни вода, ни воздух не решились сказать: " Нет " , когда Бог заполнил их рыбами и птицами. Ни земля не взбунтовалась, когда загремело повеление Божие появиться из нее животным, и всем скотам, и зверям земным по роду их; ни прах земной не восстал, когда Художник художников взял его для создания человека, высшего Своего творения на земле. Воистину, так же ничто на небе и на земле не могло воспротивиться слову Божию, повелевшему: " Да родится от Пречистой Девицы Марии Иисус Христос, Спаситель мира " . А как только Бог сказал, стало так. И зачала Мария по слову Божию, и родила Сына, и нарекла Ему имя Иисус. Без похоти плоти и без желания мужа, но от Бога. |
| |