О сочинениях свт. Игнатия в духовной жизни оптинского старца Никона. 865 . Мария (Добромыслова). Житие оптинского старца Никона/Изд. Введ. Оптиной пустыни. – Козельск, 1996. – 462 с. О значении творений свт. Игнатия в духовной жизни прп. Никона – с. 95, 97–98, 119, 137, 159, 161, 361–362:866. Предисловие://Отец современного иночества: Воспоминания современников о свт. Игнатии Ставропольском. – М., 1996. – С. 5–6. Свидетельство инокини о духовном водительстве свт. Игнатия в ее жизни. Записано в Оптиной Пустыни иеромон. Сергием (Рыбко) в 1991 г. 867 . Валаамские подвижники/Спасо-Преображен. Валаам. монастырь. – 2-е изд., испр. и доп. – Репринт. изд. 1891 г. – СПб., 1997. – 142 с. О духовных взаимоотношениях свт. Игнатия и игум. Дамаскина – с. 37:868. Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария/Свято-Введен. Оптина Пустынь, Свято-Троиц. Сергиева лавра. – М.: Отчий дом, 1997. – 416 с.: ил. – Из содерж.: Аннотированный указатель лиц, упоминаемых в Жизнеописании оптинского старца Макария: Игнатий – святитель, епископ Черноморский и Кавказский. – С. 349–350:869. Никон (Воробьев) . Нам оставлено покаяние: Письма/Предисл. изд. – М., 1997. – 431 с., 1 л. портр. О творениях свт. Игнатия как лучшем духовном руководстве в наше время. – с. 34, 37, 40, 43, 68, 71, 104, 108, 114, 121, 137, 181, 212–213, 221, 243, 244, 287, 289, 296, 300, 304, 305, 311, 315–316, 327, 345, 351, 363:870. Преподобный старец Оптинский Леонид (Лев): Житие//Оптина Пустынь: Рус. православ. духовность. – М., 1997. – С. 38–53:871. Игнатия (Петровская) . Монашество последних времен: Жизнеописание схиархимандрита Игнатия (Лебедева): [Неавториз. вариант кн. по воспоминаниям мон. Игнатии]. – М.: изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 1998. – 223 с.: ил. О свт. Игнатии и его творениях как духовном руководстве в жизни московской монашеской общины под окормлением схиархим. Игнатия – с. 39, 78, 80, 115–116, 134, 139, 184–185. В т. ч. об участии свт. Игнатия в защите старца Леонида от гонений 872 . Никон (Беляев) . Записи на полях книги епископа Игнатия (Брянчанинова) //Москва. – 1998. – 5. – С. 215–216.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Книга 1. Предисловие к русскому переводу слов и посланий макариевского корпуса первого типа Раздел I. Две проблемы Макариевского корпуса Глава I. История изучения Макариевского корпуса и постановка проблемы Творения, вошедшие в так называемый Макариевский корпус, оказали глубочайшее воздействие на историю христианской духовности средневековья и нового времени, по праву почитаются одной из вершин православной мистики и подлинным выражением Предания. Среди направлений распространения CM в период его «рукописной жизни» можно особо выделить древнюю сирийскую литературу: в VII в. Дадишо Катрайа и св. Исаак Сирин цитируют произведения прп. Макария Египетского ; в VIII – Иосиф Газзайа и особенно Иоанн Дальятский испытывают его влияние. Эти авторы цитируют произведения из CM в основном по сирийскому переводу, но иногда используют и греческие слова 18 . Вполне вероятно, что Макария читал и прп. Симеон Новый Богослов , хотя этот вопрос не решен окончательно. До XI в. византийские авторы, тем не менее, хранят удивительное молчание о творениях прп. Макария Египетского . Помимо обширной переработки Великого послания, выполненной свт. Григорием Нисским , редкие отрывки или намеки на творения CM можно найти у прп. Марка Подвижника , Диадоха Фотики йского , Каллиника, в апофтегмах, у Варсануфия Великого, в греческой версии творений аввы Исайи , у Павла Эвергетидского, Михаила Глики и в псевдо-хризостомике 19 . Свое триумфальное шествие Духовные беседы начали только после победы исихастов, в кругу которых 20 творения Макария пользовались величайшим авторитетом (например, св. Григорий Палама прямо цитирует Макария). Соответственно, древнерусские переводы CM получили широчайшее распространение 21 . В книгу прп. Паисия Величковского Восторгнутые класы включены главы из Пс.- Марка Подвижника , входящие в CM 22 . На латинском западе в средние века (влияние Корпуса на прп. Иоанна Кассиана остается под вопросом) были переведены Сто пятьдесят глав, представлявшие собой подборку из творений прп. Макария, выполненную византийским автором Симеоном Логофетом 23 в популярном жанре «глав».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Лит.: Путинцев М. П. Алтай: его святыни. Миссионерство. Дивные пути Промысла Божия в обращении язычников в христианство. Восп. о почивших миссионерах. М., 18912. С. 8, 14-16; Михайловский М. По поводу 40-летней годовщины служения Церкви Преосв. Макария, еп. Томскаго и Семипалатинскаго//Томские ЕВ. Отд. неофиц. 1895. 4. С. 7-15; 5. С. 4-12; Пятьдесят лет священнослужения Высокопреосв. архиеп. Макария (19 мар. 1861 - 19 мар. 1911 г.)//Там же. 1911. 7. С. 373-389; 8/9. С. 448-458; 10. С. 502-513; 11. С. 553-573; 12. С. 623-647; 13. С. 673-691; 14. С. 725-738; 15. С. 761-765; Его Высокопреосвященство митр. Московский и Коломенский Макарий у себя на родине//Моск. ЦВед. 1913. 40. С. 814-820; Поездка Высокопреосв. митр. Макария на Алтай//Там же. 1914. 46. С. 929-937; Макарова-Мирская А. И. На служении Алтаю: (Повесть о жизни и деятельности Высокопреосв. Макария, митр. Московского и Коломенского, в связи с деятельностью др. миссионеров Алтая). Х., 1914; она же. Апостолы Алтая. М., 1997р. С. 10-88; Знаменский П. В. Несколько мат-лов для истории Алтайской миссии и участия в ее делах Н. И. Ильминского. Каз., 1901. С.16-27, 68; Ливанский И., прот. Высокопреосв. Макарий, митр. Московский, и архим. Макарий (Глухарев) - основатели Алтайской миссии. Орел, 1913; Авроров П., свящ. Пребывание высокопреосв. митр. Макария Московского на своей родине. СПб., 1914; Томская епархия//Справ. кн. по Томской епархии. Томск, 1914. С. VII-VIII; Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. М., 1995. С. 186-246; Сечина Н. В. Митр. Московский и Коломенский Макарий (Невский), 1835-1926// Макарий (Невский), митр. Избранные слова, речи, беседы, поучения (1884-1913). М., 1996. С. 3-28; Царю Небесному и земному верный: Митр. Макарий Московский, апостол Алтайский (Парвицкий-«Невский») 1835-1926/Авт.-сост.: Т. Гроян. М., 1996; Биогр. словарь миссионеров РПЦ/Авт.-сост.: свящ. С. Широков. М., 2004. С. 83-86; Дмитрук А., прот. Патерик сибир. святых и подвижников благочестия. Единец, 2006. С. 337-340; Житие св. Макария (Невского; 1835-1926), митр. Моск. и Алтайского// Макарий (Невский), свт. Единое на потребу. М., 2011. Т. 1. С. 5-33; Шипилов В. Митр. Макарий (Невский): Апостол Алтая. Барнаул, 2015.

http://pravenc.ru/text/2561280.html

При владычной кафедре была возобновлена летописная деятельность: ок. 1539 г. составлен новый летописный свод, отразившийся в Новгородской летописи по списку П. П. Дубровского (ПСРЛ. Т. 43). Свт. Макарий продолжил труд свт. Геннадия по вычислению пасхалии, вместе со свящ. Агафоником им был составлен Великий миротворный круг (пасхалия в нем вычислялась на 532 года вперед). После поставления свт. Макария в 1542 г. на Московскую митрополичью кафедру архиепископом Новгородским и Псковским стал Феодосий , постриженик Иосифова Волоколамского мон-ря и с 1531 г. игумен Варлаамиева Хутынского мон-ря, в 1539 г., после сведения с Московской митрополичьей кафедры Даниила , рассматривавшийся в качестве одного из кандидатов на ее замещение. Архиеп. Феодосий по многим направлениям продолжил деятельность свт. Макария. Как и последний, он способствовал собиранию софийской книжной казны, при этом особое внимание уделял певческим и нотным книгам и сам переписал ряд книг. Сохранились послания и грамоты, вышедшие из владычной канцелярии Феодосия, как делового, так и учительного характера (см.: Буланин Д. М. Феодосий//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 457-460; Буланин Д. М. Послания архиеп. Феодосия//Вел. Новгород: История и культура IX-XVII вв.: Энцикл. слов. СПб., 2009. С. 397). И свт. Макарий, и архиеп. Феодосий много внимания уделяли борьбе с языческими пережитками в народной среде, прежде всего это касалось финно-угорского населения Водской пятины (послания свт. Макария на имя малолетнего вел. кн. Иоанна IV Васильевича и в Водскую пятину 1534 г. с описанием сохранявшихся языческих верований и жречества на Новгородской земле, грамоты архиеп. Феодосия в Корелу и в Водскую пятину от 1543 и 1548 гг. того же содержания), оба архиерея организовывали миссии к язычникам во главе со священниками Илией и Никифором. Несмотря на то что архиеп. Феодосий активно поддерживал политику молодого царя Иоанна IV Васильевича (отправлял послания, одобряющие борьбу с Казанским ханством, участвовал в заседаниях церковных Соборов, 1549 г. и Стоглавого Собора 1551 г.), в мае 1551 г. он был сведен царем с Новгородской кафедры и вернулся в Волоколамский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Исследователи по-разному оценивают степень участия свт. Макария и прп. Никодима в подготовке материалов книги. По словам совр. исследователя, англ. патролога еп. Диоклийского Каллиста (Уэра) , «значительно более важной была роль свт. Макария: ему принадлежала инициатива всего предприятия, за ним было решающее, если не исключительное слово при выборе авторов и сочинений, он устанавливал окончательный вариант для печати» (DSAMDH. T. 12. 1. P. 1339). Скорее всего именно свт. Макарий осуществлял общее руководство работой и подбор материалов, тогда как прп. Никодим помимо исправления и редактирования сочинений составил общее предисловие и вступительные статьи к каждому автору. Прп. Паисий (Величковский) сообщает, что основную работу по подготовке книги осуществил свт. Макарий (Житие и писания... Паисия Величковского. С. 224, 225); прп. Паисий, возможно, располагал неизвестными нам сведениями или узнал об этом от мон. Григория, близко знакомого со свт. Макарием. Однако и вклад прп. Никодима, обладавшего исключительными способностями и незаурядным прилежанием, вероятнее всего, был значительным. По просьбе свт. Макария он подготовил также к изданию аскетический сборник Павла Евергетина (XI в.) (Βος το γου Νικοδμου Αγιορετου. 2000. Σ. 9), изданный в 1783 г. (ИАБ, 4. 236-247). Рукописная традиция Помимо общего предисловия и святоотеческих сочинений в состав «Д.» входят краткие вступительные статьи к каждому автору. Хотя сведения, содержащиеся в этих статьях, в наст. время отчасти устарели, они являются результатом достаточно серьезной работы, отвечающей требованиям не только душеполезного чтения, но и научного исследования. Издатели «Д.» нигде не указывают, какие именно рукописи были ими взяты за основу, хотя изредка на поля вынесены варианты чтений. Из этого следует, что в процессе подготовки издания просматривалось неск. рукописей. Согласно посланию прп. Паисия, «Д.» в основном составлено на основе 2 (или более) рукописей из б-ки Ватопедского монастыря. В 1-й собраны сочинения отцов о единении ума с Богом, во 2-й - о молитве (Житие и писания...

http://pravenc.ru/text/178682.html

О благословении свт. Игнатия Е. Н. Шаховой на иноческий путь. 860. Антонова И. В. Архимандрит Пимен — настоятель Николо-Угрешского монастыря: Ист. — биогр. очерк. — Дзержинский: Б. и., 1996. — 105 с.: ил. О духовном влиянии свт. Игнатия на юношу Петра Мясникова, будущего архимандрита Пимена — с. 3. 861. Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко)/Сост. Г. П. Чинякова. — М.: Новая книга, 1996. — 175 с.: ил. О свт. Игнатии и его творениях в духовной жизни иеросхимонаха Стефана — с. 3–4, 14, 37, 52, 81, 83, 90, 91, 95, 98, 99, 142, 151, 153. 862. Игнатия (Петровская). Слово о старчестве/Предисл., публ., и примеч. А. Л. Беглова//Альфа и Омега. — 1996. — С. 165–208. О свт. Игнатии, в т. ч. о духовном родстве с игуменией Арсенией (Себряковой) — с. 167, 168, 185, 186, 194, 202. 863. Игумен Дамаскин/Спасо-Преображен. Валаам. монастырь. — СПб., 1996. — 8 с. — (Жизнеописания валаам. старцев). О взаимоотношениях свт. Игнатия и игум. Дамаскина — с. 2–4. 864. Лукьянов Е. К истории пятого тома сочинения святителя Игнатия с записями оптинского старца Никона (Беляева)//Данилов. благовестник. — 1996. — Вып. 8. — С. 32–34. О сочинениях свт. Игнатия в духовной жизни оптинского старца Никона. 865. Мария (Добромыслова). Житие оптинского старца Никона/Изд. Введ. Оптиной пустыни. — Козельск, 1996. — 462 с. О значении творений свт. Игнатия в духовной жизни прп. Никона — с. 95, 97–98, 119, 137, 159, 161, 361–362. 866. Предисловие://Отец современного иночества: Воспоминания современников о свт. Игнатии Ставропольском. — М., 1996. — С. 5–6. Свидетельство инокини о духовном водительстве свт. Игнатия в ее жизни. Записано в Оптиной Пустыни иеромон. Сергием (Рыбко) в 1991 г. 867. Валаамские подвижники/Спасо-Преображен. Валаам. монастырь. — 2-е изд., испр. и доп. — Репринт. изд. 1891 г. — СПб., 1997. — 142 с. О духовных взаимоотношениях свт. Игнатия и игум. Дамаскина — с. 37. 868. Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария/Свято-Введен. Оптина Пустынь, Свято-Троиц. Сергиева лавра. — М.: Отчий дом, 1997. — 416 с.: ил. — Из содерж.: Аннотированный указатель лиц, упоминаемых в Жизнеописании оптинского старца Макария: Игнатий — святитель, епископ Черноморский и Кавказский. — С. 349–350.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Еп. Иерусалимский (до 335-348 или 350/1), 40-й преемник св. ап. Иакова , брата Господня. М. известен под именем Максимон (греч. Μαξιμνας) в «Панарионе» свт. Епифания Кипрского (кон. IV в.; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 73, 83//PG. 42. Col. 197, 448) и в трактате Александра Монаха «Об обретении Животворящего Креста» (VI-VII вв.; Alexander Monachus. De inventione Sanctae Crucis//PG. 87. Col. 4064), а также как Максимиан у хронистов Евтихия Александрийского (X в.; Eutych. Annales//PG. 111. Col. 1009-1010) и Михаила Сирийца (XII в.; Mich. Syr. Chron. T. 1. P. 262; T. 4. P. 133). Вероятно, М. был уроженцем Палестины. В период гонений имп. Максимина II Дайи (305-313) на Востоке М. за исповедание христианства выкололи правый глаз, подрезали левую ногу и не ранее 308 и не позже 311 г. отправили его на работы в рудники ( Euseb. De mart. Palaest. 8.1; Philost. Hist. eccl. III 12). После прекращения гонений в 313 г. М. вошел в состав клира. Однако затем о нем нет сведений до нач. 30-х гг. IV в., когда свт. Макарий Иерусалимский пытался возвести его на кафедру г. Лидды (Диосполя). М. был в то время пресвитером в Иерусалиме, народ весьма уважал его и заставил свт. Макария определить своим помощником и преемником на Иерусалимской кафедре. Историк Созомен (V в.) сообщил, что свт. Макарий принял такое решение, чтобы воспрепятствовать арианам завладеть Иерусалимской кафедрой после его смерти ( Sozom. Hist. eccl. II 20). Вероятно, можно считать, что такое объяснение Созомена появилось под влиянием событий во время арианской смуты. В истории неудавшегося возведения М. на кафедру Лидды не ясно, было ли избрание М. согласовано свт. Макарием с еп. Евсевием Кесарийским, к-рый официально являлся митрополитом всей Палестины. Возможно, что избрание М. не было утверждено еп. Евсевием, и по этой причине свт. Макарий отказался от него, но М. был избран преемником свт. Макария с согласия еп. Евсевия. Об обстоятельствах перехода Иерусалимской кафедры к М. после смерти свт. Макария сведения источников также противоречивы. Созомен упоминает о том, что М., уже будучи епископом, присутствовал на Тирском Соборе в июле-сент. 335 г. Визант. хронист Феофан Исповедник (IX в.) указывает начало епископства М. дважды - в 326/7 и 334/5 гг. ( Theoph. Chron. P. 27, 30). Согласно хронике Евтихия Александрийского, М. стал епископом в 29-й год правления имп. Константина, т. е. между июлем 334 и июлем 335 г.

http://pravenc.ru/text/2561628.html

В такой «готовности на смерть в борьбе со грехом» святитель видит «семя новой жизни о Христе Иисусе Господе нашем» (Там же. С. 124-125). Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. С. 199. Святитель разрабатывает это учение, опираясь на свидетельства свв. Диадоха Фотикийского и Макария Египетского. Там же. С. 199. См.: Там же. С. 197-198. Ср.: Там же. С. 198-199. С другой стороны, мысленное Богообщение сохраняется (в измененном виде) и на высших степенях «живого» (С. 197, 199), составляя неотъемлемую принадлежность истинной, богочеловеческой жизни духа вообще. На стадии обращения этот вид Богообщения проявляется в человеке посредством веры и покаяния, каковыми уже полагается основание христианской жизни и каковые сами являются результатом воздействия благодати (предваряющая благодать) (см.: Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. С. 76). Очевидно также, что этого рода Богообщение составляет фундаментальный принцип молитвы, которая, по свт. Феофану, и «есть возношение ума и сердца нашего к Богу» (Там же. С. 538.), хотя на высших степенях молитва приобретает и более онтологический характер. Без поглощения или уничтожения личности человека. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. С. 198. С этим явным и ощутимым принятием благодати свт. Феофан связывает традицию семидневного ношения новокрещенными белых одежд и соответствующие мистические житийные свидетельства (см.: Там же. С. 201-202). См.: Там же. С. 200, 202-204, 207. Свт. Игнатий также пишет о том, что «и собственному подвигу человека содействует благодать, но не обнаруживая себя» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово в Великий четверток на литургии. О святых Христовых таинах//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 134). Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. С. 199. Ср.: «На этой лествице скачки невозможны: непременно должно восходить со ступени на ступень», – пишет святитель о лествице евангельских блаженств ( Игнатий (Брянчанинов), свт. О евангельских блаженствах//Творения.

http://bogoslov.ru/article/6177850

Обзор работы. Указываются сроки патриаршества и краткая характеристика личности, объем менее одной страницы печатного текста. Итого, в рамках обзора источников было проанализировано 13 трудов, из них: a) 5 трудов с текстами сочинений свт. Филофея; b) 4 – с текстами сочинений современников святителя; c) 3 – с текстами житий о свт. Филофее; d) 1 – с текстами служебной переписки свт. Филофея; Относительно пунктов a), b) информация о свт. Филофее в основном была получена не из самого текста источника, а из сопроводительных исследовательских материалов. Особый интерес вызывают источники, которые содержат отзывы современников свт. Филофея о его личности и деятельности, а именно довольно негативное мнение Никифора Григоры в 3 томе «Истории ромеев» и, в противоположность этому, панегирик Феофана Никейского , ученика святителя, в «1 речи о Фаворском Свете». К пункту a) с условностью принимаем: Афонский патерик, т. к. он содержит не напрямую текст сочинения свт. Филофея (жития прп. Саввы), а его пересказ, и «Путь к священному безмолвию» А. Г. Дунаева, потому что он содержит сочинение современника свт. Филофея, Каллиста Ангеликуда . Тексты пункта c) по форме представляют собой синаксари, т. е. имеют богослужебное предназначение, что накладывает известные ограничения на объем повествования, частотность указания дат, имен и топонимов и литературные формы. Следуя указанию В. Дентакиса, что житие свт. Филофея дошло всего в 2 рукописях XIX в., можно заключить, что остальные 2 синаксарных жития появились относительно недавно, во 2 пол. XX в. – нач. XXI в. Действительно, в отношении Синаксаря иером. Макария Симонопетрского мы имеем авторское подтверждение происхождения этого жизнеописания на основе данных современной науки. Что касается синаксаря Ватопедского монастыря, то в тексте источника указано, что на Афоне из 3 имеющихся кодексов с житием и последованием свт. Филофею самое новое было составлено выдающимся гимнографом XX в., монахом Герасимом Микраяннанитисом. Т. к. житие В. Дентакиса, составленное по первым 2 рукописям, не соответствует переводу синаксаря Ватопеда, предполагаем, что житие свт. Филофея из синаксаря Ватопеда составлено именно по тексту монаха Герасима. Если же это предположение неверно, тогда мы имеем еще один текст жития XX в., принадлежащий упомянутому монаху Герасиму и не отмеченный по каким-то причинам в работе В. Дентакиса. Озвученные предположения требуют, однако, своего научного подтверждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Прп. Евфимий перевел 26 " Бесед "  прп. Макария Великого ; " Учения святого отца нашего Зосима "   ; 5 " Учений " прп. Ефрема Сирина ; " Поучения о Св. Духе " свт. Григория Богослова ; " Беседы о молитве Господней " свт. Григория Нисского . Особое место в переводах прп. Евфимия занимают сочинения прп. Максима Исповедника : " Вопросоответы к Фалласию " ; " Диспут с Пирром " ; " Вопросоответы к Фалласию (о страстях) " ; экзегетические сочинения " Слова Евангелия, избранные из сказаний св. Максима Исповедника "  и " Перевод апории свт. Григория Богослова о Рождестве Христовом " ; " Хвала и слава Богородице и Приснодеве Марии " и песнь Богородицы , а также Житие прп. Максима . Из произведений свт. Андрея Критского известны переводы трёх Слов: на день памяти вмч. Георгия, на Воздвижение, на Успение , где авторство приписывается свт. Василию Великому. Переводы Евфимия Святогорца агиографической литературы содержатся в трёх  " Сборниках прп. Евфимия " (XI в.). В 1-й  включены Житие Григория IV, папы Римского, Житие свт. Василия Великого, приписываемое свт. Амфилохию Иконийскому, Жития свт. Григория Богослова, свт. Николая, архиеп. Мирликийского; Мученичества вмч. Феодора Стратилата, вмч. Прокопия, вмч. Феодора Тирона и пострадавших с ним в Перге. 2-й сборник  содержит " Житие святого отца нашего Онуфрия Отшельника и других пустынников, которых видел блаженный отец Пафнутий " и Житие прп. Марии Египетской, созданное свт. Софронием I, патриархом Иерусалимским. В 3-й  вошли Мученичество прмц. Февронии, Мученичество вмч. Георгия, принадлежащее Симеону Логофету, и Житие прп. Антония Великого, составленное патриархом Александрийским Афанасием I Великим. Сохранился также текст одной из т. н. систематических редакций Патерика . Прп. Евфимий перевел несколько апокрифических агиографических произведений: Похвальное слово ап. Андрею Первозванному и его Житие, составленные Никитой Давидом Пафлагоном ; " Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего, равноапостольного Баграта, пастыря священнослужителей города тавроменцев - Чалаки Сикилийской, описанное учеником его, епископом Евагрием " ; " Житие и проповеди апостола Иоанна Богослова " , составленные прп. Прохором .

http://drevo-info.ru/articles/13680585.h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010