... 03.04.2017 - 07:07 ... Невербальный месседж ... : ... Невербальный месседж ... это сильно, все рассуждения насмарку. Это от сердца? 07.04.2017 - 19:44 Где рождаются мысли? Нет, не : Где рождаются мысли? Нет, не в сердце. Ну, посудите сами: сколько веков в теле человеческом ищут душу и не находят. Ни в мертвом, ни в живом теле нет места, где она могла бы существовать. Потому что все, что находится внутри тела, служит только для обеспечения существования самого тела. И только. А где же душа? А где же мысли?.. А вот где: В огромном мире Вселенной все находится в постоянном движении. Мир вокруг нас постоянно движется, изменяется. И этим заставляет изменяться нас. Это движение (Дух) пронизывает все, что есть во Вселенной. И именно он (часть его) заставляет наше тело отвечать на изменения вокруг изменением себя и в себе – изменяться. Искать решения проблем, создавать систему оценок и способов жить. В этом движении - наша душа... А через наше тело душа имеет возможность влиять на окружающий мир, накапливать в своем теле опыт жизни и передавать его потомкам. Вот поэтому тело бренно, а душа бессмертна. Вот поэтому каждый из нас в своем теле - единственный и неповторимый. Душа живет снаружи, а не внутри тела. А мозг и сердце – это всего лишь органы управления телом, через которые душа приводит тело в движение. Душа живет снаружи! И мысли тоже. А где ж им еще рождаться, как не в душе… 11.04.2017 - 11:25 Алексей, согласно : Алексей, согласно святоотеческому учению, сущность души находится в сердце. «Сердце, по Св. Писанию, есть орган общения человека с Богом, а следовательно, оно есть орган высшего познания» (свт. Лука Войно-Ясенеций). Св. отцы во многих случаях ум связывают и отождествляют с сердцем. Отцы называют умом и сущность души, находящуюся в сердце, и её энергию, состоящую в помыслах: «Умом называется и деятельность ума, состоящая в мыслях и разумениях; ум есть и производящая сие сила, называемая в Писании ещё и сердцем " (свт. Григорий Палама). Физическое сердце непосредственно связано с духовным сердцем. Когда Св. Писание и св. отцы говорят о сердце, они имеют в виду как вышеестественное (духовное), так и плотское сердце. С одной стороны сердце – жизненноважный " плотской " орган, с другой – это то место, где происходит развитие всей духовной жизни, где действует нетварная энергия Божия. Согласно учению св. отцов, это духовное сердце находится в плотском сердце, как в некоем органе. Свт. Григорий Палама ссылается на слова преподобного Макария: «Сердце правит всем составом человека, и если благодать овладеет пажитями сердца, она царит над всеми помыслами и телесными членами, ибо в нём [в сердце] заключены УМ и все ПОМЫСЛЫ ДУШИ». В этой связи он пишет, что «сердце наше есть сокровищница разума и ПЕРВЫЙ плотской РАЗУМНЫЙ орган» (Свт. Григорий Палама. Триады... С.43).

http://radonezh.ru/analytics/zhizn-propo...

Митр. Макарий (Булгаков) в «Православно-догматическом богословии» утверждал, что проблема З. в строгом смысле этого термина - проблема нравственная, поэтому следует говорить о нравственном З., в то время как на физическое З. «должно смотреть частию как на следствие зла нравственного, частию как на наказание, посылаемое Богом за грехи и как средство исправления грешников» (Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 374). Излагая библейскую историю грехопадения человека и его последствия для земной жизни человека, митр. Макарий отмечал несостоятельность любых др., лежащих за пределами христианства, попыток объяснения противоборства З. и добра в человеке. Если З. присуще человеческой природе, как об этом учили античные философы и некоторые еретики, то это с неизбежностью ведет к отрицанию благого Творца и нравственного закона вообще. Не менее ошибочны, по мнению митр. Макария, воззрения на З. как на обусловленное ограниченностью природы человека или условиями жизни и недостатками воспитания (Там же. С. 503-506). Прот. Феодор Голубинский в постановке проблемы добра и З. исходил из свойственной для его эпохи рационалистической установки, связывающей понимание добра и З. с умозрительным знанием. Обсуждая в курсе академических лекций «Умозрительное богословие» вопрос, как Бог «видит и предвидит зло», прот. Ф. Голубинский обращал внимание на принципиальные отличия между Божественным всеведением, не нуждающимся ни в каком опыте, и ограниченным человеческим познанием, к-рое всегда исходит из деления на познающего и познаваемого и опирается на чувственный опыт. Прот. Ф. Голубинский писал, что «Бог совершеннейшим образом знает, что есть зло. Знание сие основывается в Нем на совершеннейшем знании добра» (Умозрительное богословие. С. 130). Свт. Феофан Затворник в кн. «Путь ко спасению» тему З. рассматривал в разд. «Правила брани со страстями, или Начала самопротивления» (С. 266-298). Считая невозможным «быть вместе добру и злу» и рассматривая борьбу со З. как борьбу с похотями и страстями на поприще «духовной брани», свт. Феофан видел причину греха и страстей в теле («плотоугодие» и др.) и душе человека (в умственной части - «своеумие» и др.; в желательной части - «своеволие» и др.). Наряду с этими внутренними причинами греха, присущими человеку, свт. Феофан особое значение придавал внешним причинам, к которым он относил мир (давая ему следующее определение: «Мир есть осуществленный мир страстей, или ходячия страсти в лицах, обычаях, делах» - Путь ко спасению. С. 272) и бесов («...бесы, как источники всякого зла, своими полчищами всюду окружая людей, научают их на всякий грех...» - Там же. С. 273). Исходя из факта единства и взаимосвязи внутреннего и внешнего бытия человека, свт. Феофан объяснял происхождение З. и греха.

http://pravenc.ru/text/199913.html

Свящ. А. Трейгер полагает, что Макарий пользовался утраченным греческим текстом, который, в свою очередь, опирался на армяно-халкидонитские источники. Не исключено, что Макарий был знаком с таким известным армяно-халкидонитским памятником, как «Повествование о делах армянских» (VII в.). Трактат Макария имеет некоторые параллели с «Повествованием»: акцент на особой роли персидского шаханшаха в деле отторжения армян от Вселенской Церкви, упоминание древней канонической нормы, согласно которой католикос Армении должен поставляться митрополитом Кесарийским (см.: Арутюнова-Фиданян В. А. «Повествование о делах армянских»: Источник и время. М., 2004. С. 159, 169; комментарий: С. 225, 234–235). Византийская антиармянская полемическая литература весьма обширна и в целом отличается как высокой степенью нетерпимости, так и широким использованием очевидно сказочных сюжетов. В рассказе Макария об отделении армян от Вселенской Церкви можно найти некоторые параллели с произведением, полное название которого «О сатанинской ереси злославных (κακδοξοι) армян, их проклятых постах и ересях, принятых ими от персидского царя Хосрова, прозванного Врабас, и о семи неделях, которые они соблюдают в течение года». Однако прямые заимствования из этого источника все же маловероятны. Имена главных героев повествования, а также мотивы их действий у Макария отличаются от тех, что имеют место в этом антиармянском сочинении. Не встречается в этом тексте и приводимое Синаитом происхождение поста Арцивурия (подробнее о византийской антиармянской литературе см.: Ermilov P. «Satanic Heresy»: On One Topic in Anti-Armenian Polemic//Orthodoxy and Heresy in Byzantium. The Defi nition and the Notion of Orthodoxy and Some Other Studies on the Heresies and the Non-Christian Religions/A. Rigo, P. Ermilov, eds. Rome: Università degli Studi di Roma, 2010. P. 79–97). Нельзя исключать и знакомство Макария Синаита с «Обличительной речью против армян», приписываемой фиктивному автору Исааку, католикосу Великой Армении (XI в.). Так же, как и автор этого сочинения, Макарий приводит приписываемые свт. Григорию [Богослову] слова о том, что армяне есть «род лукавый и скрытный» (fol. 163r). Эти слова в «Обличительной речи» см.: Isaaci Magnae Armeniae Catholici Oratio contra Armenios//PG. T. 132. Col. 1160B.

http://bogoslov.ru/article/6176017

Выставка о совместной борьбе русских, сербов и черногорцев передана Церкви Плужине, 25 августа 2023 г. РЦНК " Русский Дом " в Белграде передал в дар соборному храму свт. Макария Соколовича в черногорском городе Плужине выставку «Борьба сербов и черногорцев против турок 1875-1878 глазами русских добровольцев». Экспозиция, подготовленная Русским научным институтом и Русским Домом в Белграде, на протяжении трех месяцев путешествовала по Черногории, посетив Подгорицу, музеи города Герцег-Нови, Пиве, Плужине.      «Выставка посетила несколько городов Черногории, но я рад, что свой путь по стране она завершает здесь, в Плужине, вблизи тех мест, где 148 лет назад зародилось Герцеговинское восстание. Восстание оказало огромное влияние как на Россию, так и на Черногорию, в 1877 году Россия вступила в войну с Турцией, результатом которой стало освобождение балканских народов, а Черногория и Сербия получили независимость. Особенное удовольствие для меня сообщить, что Русский Дом передает выставку в дар соборному храму свт. Макария Соколовича в городе Плужине и его настоятелю о.Луке Цицмилу. Отец Лука, надеюсь, эта выставка станет первой экспозицией вашего музея при храме, строительство которого сейчас завершается», – заявил представитель Русского Дома Павел Бушуев.      «Я думаю, что это очень хорошо, что эта выставка остается у вас в Плужине. Надеюсь, новые поколения в Сербии, России и Черногории будут уважать историческое, духовное и религиозное родство наших народов», - заявил Посол России в Черногории Владислав Масленников. После церемонии передачи выставки, в которой приняли участие Посол России в Черногории Владислав Масленников, мэр Плужине Слободан Делич, глава горсовета Даниловграда Велимир Джокович, многочисленные общественные деятели и политики, состоялся показ документального фильма Желько Чуровича «Черногория: грань истины и лжи». Выставка «Борьба сербов и черногорцев против турок 1875-1878 глазами русских добровольцев» состоит из гравюр и рисунков русских художников-добровольцев, которые публиковались в русской прессе в 1875-1878 гг. Герцеговинское восстание 1875 года повлекло за собой сербско-турецкую и черногорско-турецкую войны. Огромная поддержка идеи освобождения южных славян в российском обществе привела к тому, что Россия вступила в войну с Турцией. Результатом русско-турецкой войны 1877-1878 гг. стало освобождение Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины от турок, провозглашение независимости Сербии и Черногории. 25 августа 2023 г. Рейтинг: 9.7 Голосов: 32 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/155669.html

Если сочинение «О посте» было добавлено к сочинениям преподобного ещё в древности (ранее свт. Фотия), то другие – в Новое время. Так в 1563 году в первом издании творений преподобного на греческом языке Ж. Пико добавляет к сочинениям преподобного «Главы о трезвении». Через два столетия, в 1772 году, А. Галланди усомнился в принадлежности рассматриваемого сочинения преп. Марку, а один из его друзей заметил сходство с сочинениями преп. Макария Великого 233 . В патрологии Миня, во введении к сочинениям преп. Марка, перепечатано соответствующее упоминание А. Галланди 234 , но в самом тексте «Глав о трезвении» нет отметок, указывающих на его спорный характер. Сегодня является общепризнанным, что «Главы о трезвении» есть компиляция из работ преподобных Макария Великого и Максима Исповедника и не могут принадлежать преп. Марку. В 1624 году, при объединении в одном издании греческих текстов и латинских переводов преподобного, Ф. Дюк добавляет к ним слово «О рае и законе духовном». Но впоследствии А. Галланди не стал издавать его среди творений преп. Марка, относя его к сочинениям преп. Макария Великого 235 . Хотя в переводе на русский язык издания Оптиной пустыни это слово содержится. Таким образом, из сочинений, надписанных именем преп. Марка Подвижника , ему, бесспорно, принадлежат следующие семь сочинений: «О законе духовном», «О тех, которые думают оправдаться делами», «О покаянии», «О Крещении», «Советы ума своей душе» и «Прение со схоластиком». Особняком стоит «Послание к монаху Николаю», содержание которого не позволяет однозначно причислять к творениям преподобного. Было выдвинуто предположения, что и труды «О Мелхиседеке» и «Против несториан» не принадлежат автору аскетических сочинений, но эта гипотеза подтверждения не получила. К сочинениям, заведомо не принадлежащим автору основного корпуса, относятся: «О посте», «Главы о трезвении» и «О рае и законе духовном». Глава 3. Богословские воззрения преподобного Марка 3.1 Предание веры, познание Бога и заблуждение Анализ богословских воззрений преп. Марка мы начнём с того, что выявим его отношение к Священному Преданию, в рамках которого существует церковное богословие. Также укажем, что для преп. Марка является необходимыми условиями познания истины, и каковы, по его мысли, причины, приводящие к появлению заблуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Знак ордена 1-й степени представляет собой 4-конечный позолоченный крест с расширяющимися концами в виде свитков, окантованный выпуклым рантом и покрытый белой эмалью. На крест возложена позолоченная митра, увенчанная крестом. В центре знака - круглый медальон с рельефной позолоченной монограммой «СМ» (Святитель Макарий) на белом эмалевом фоне. Вокруг медальона расположен пояс, покрытый рубиновой эмалью и окантованный рантом в виде жгута. На поясе помещена надпись: «За духовное просвещение». В нижней части пояса находится лавровый венок. Знак крепится к орденской ленте. Лента ордена - шелковая муаровая, бордового цвета, с 2 белыми узкими полосами по краям; светские лица носят ее через плечо, архиереи и клирики - на шее. Звезда ордена - позолоченная восьмиконечная, образованная гладкими лучами. В центре звезды расположен круглый медальон с образом свт. Макария, выполненный в технике художественной финифти. Изображение поясное, правая рука благословляющая, в левой Евангелие. По сторонам, над плечами, надписи: слева - «Свт. Макарий» (святитель Макарий), справа - «Мтр. Моск.» (митрополит Московский). Вокруг медальона расположен пояс, покрытый рубиновой эмалью, обрамленный выпуклой позолоченной окантовкой в виде жгута. На поясе помещен стилизованный девиз: «За духовное просвещение». В нижней части пояса помещен лавровый венок. Пояс обрамлен фианитами. В оглавии медальона - позолоченная митра, увенчанная крестом. Звезда ордена носится на правой стороне груди. Знак ордена 2-й степени представляет собой серебристый крест, в остальном аналогичен знаку ордена 1-й степени. Знак крепится к орденской ленте, которую носят на шее. Звезда ордена - 8-конечная, образованная гладкими лучами. Диагональные лучи выполнены из латуни с серебрением, вертикальные и горизонтальные лучи позолочены. В центре звезды медальон с изображением, аналогичным изображению на звезде ордена 1-й степени (без обрамления фианитами). Знак ордена 3-й степени аналогичен знаку ордена 2-й степени, но между ветвями креста расположены серебристые группы гладких лучей, по 7 лучей в каждой группе. Знак носят на правой стороне груди.

http://pravenc.ru/text/2561474.html

10 Лучшим представляется последний перевод: Преподобного отца нашего Макария Египетского Духовные беседы, Послание и Слова. М., 1880. 11 MacariiAnecdota. Seven Unpublished Homilies of Ma-carius «Ed. by G. L. Marriot. Cambridge, 1918» 12 Ibid. Р. 7—13. Впрочем, вопрос об отношении этих произведений друг к другу, т. е. вопрос о хронологическом приоритете (Г. Марриот предполагает зависимость 54-й «Беседы» от «Лавсаика»), требует более детального исследования. 13 Русский перевод данного «Слова» см.: Преподобного отца нашего Макария Египетского Духовные беседы. С. 451—472. Ср. характеристику всех семи «Слов» у архимандрита Киприана: «Это очень поздние византийские вариации на темы из преп. Макария» (Киприан (Керн), архим. Золотой век святоотеческой письменности. М., 1995. С. 153). 14 Русский перевод свт. Феофана: Добротолюбие. Т. 1. Сергиев Посад, 1992. С. 153—276. 15 См.: Jaeger W. Two Rediscovered Works of Ancient Christian Literaturë Gregory of Nyssa and Macarius. Leiden, 1954. P. 233—301. 16 Именно с такого испорченного греческого текста и сделан был в свое время русский перевод трактата. См.: Творения святого Григория Нисского. Ч. 7. М., 1865. С. 263—287. 17 См.: Jaeger W. Op. cit. Р. 143—230. 18 См.: GribomontJ. Le De instituto christiano et le Mes-salianisme de Gregoire Nysse//Studia Patristica, v. V, 3, 1962. Р. 312—322; Staats R. Der Traktat Gregors von Nyssa De instituto christiano und der Grosse Brief Symeons//Studia Theologica, v. 17. 1963. S. 120128; Baker A. The Great Letter of Ps. - Macarius and Gregory von Nyssa//Studia Monastica, v. 6. 1964. P. 381—387; Idem. Pseudo-Macarius and Gregory of Nyssa//Vigiliae Christianae, v. 20. 1966. P. 227—234; Davids A. J. M. Der Grosse Brief des Makarios. Analyse einer griechischer Kontroversschift//Heuresis. Festschrift fur A. Rohracher. Salzburg, 1969. S. 78—90. 19 См. предисловие к изданию: Makarios/Symeon. Epistola Magna. Eine messalianische Monchregel und ihre Umschrift in Gregors von Nyssa «De instituto christiano». Gottingen, 1984. S. 26—28.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2648...

Не изменила дела и женитьба, последовавшая вскоре за коронацией. Анастасия Захарьина, выбранная в жены Ивану, по-видимому, тем же свт. Макарием, была чуть старше своего супруга. Она принадлежала к старинному боярскому роду, представители которого впоследствии стали именоваться Романовыми. Об Анастасии можно сказать лишь, что она была глубоко набожна и безропотно подчинялась мужу во всем. Это вполне его удовлетворяло. И поскольку ни одна из следующих жен не относилась к нему подобным образом, Грозный неоднократно вспоминал ее как единственную настоящую свою любовь. Ближайшим следствием этого брака стало возвышение Захарьиных, сделавшихся наряду с Глинскими одним из наиболее влиятельных родов нового царствования. Иван, как и раньше, мало интересовался делами правления. Мы по-прежнему слышим о его нелепых забавах, страшных приступах гнева и бессудных расправах. Митрополит выжидал благоприятного случая привлечь внимание царя к некоторым своим друзьям – прежде всего к Сильвестру и Алексею Адашеву. Несомненно, он надеялся, что их влияние приведет к постепенному изменению его нрава. Но перемены наступили неожиданно и раньше. Они были вызваны большим московским пожаром, народными волнениями, убийством Юрия Глинского и, наконец, встречей царя с разъяренной толпой. Эти события оказались величайшим потрясением для Ивана, и не исключено, что с ними у него связалось какое-то глубокое религиозное переживание. По крайней мере, на Стоглавом Соборе он вспоминал об этом так: “От сего вниде страх в душу мою и трепет в кости моя. И смирихся дух мой, и умилихся, и познах своя согрешения, и прибегох ко святей соборней и апостольстей Церкви” 98 . Московские события, быть может, впервые обратили взор царя внутрь себя, заставив задуматься о своем поведении, о долге правителя, которым он до сих пор пренебрегал, и особенно о своей роли последнего в мире православного государя. Этот момент стал для него и началом настоящего образования. По замечанию С. Ф. Платонова, до 1549 г. царь не принимал никакого участия в государственных делах 99 . По-видимому, весь 1548 год посвящен был усиленным занятиям и подготовке. Скорее всего, тогда же (но не ранее) началась пора серьезного чтения – вероятно, по выбору и под наблюдением свт. Макария и Сильвестра, которые старались направить его в русло тем, связанных с непосредственными обязанностями Ивана. Но образование царя продолжалось и после 1549 г. Посетивший Москву в 1553 г. и описавший свою встречу с Иваном венецианец Фоскарини отмечает его усердие в книжных занятиях: “В настоящее время наш император Иван Васильевич много читает из истории римского и других государств, отчего он научился многому” 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Arhiva Editura Patriarhiei Moscovei a încheiat publicarea coleciei de opere alese ale sfântului ierarh Inochentie al Moscovei 26 martie 2015 17:12 Издательство Московской Патриархии завершило издание собрания сочинений святителя Иннокентия, митрополита Московского, просветителя Америки и Сибири, выходом в свет седьмого, заключительного тома собрания. В заключительном томе собрания сочинений содержится обширная подборка материалов из Библиотеки Конгресса США за период с 1824 по 1865 год — всего 109 документов и комментарии к ним. Труд по расшифровке и подготовке к печати этого материала принадлежит потомку свт. Иннокентия И.А. Курляндскому, старшему научному сотруднику Института российской истории РАН. В заключительном томе собраны также все известные на данный период путевые журналы святителя. Особого внимания заслуживают журналы периода с 1823 по 1837 г. (оригиналы хранятся в Государственной библиотеке штата Аляска, г. Джуно) — их текст впервые был расшифрован О.Д. Якимовым и издан тиражом 300 экземпляров в 2005 г. в Якутске. Это издание стало библиографической редкостью. Впервые полностью публикуется послужной список святителя Иннокентия (Вениаминова), предоставленный Архивом внешней политики Российской империи. Обширная статья И.А. Курляндского «История репрессий и реабилитации членов семьи Вениаминовых (1930-1989)» основана на материалах Центрального архива ФСБ, которые также публикуются впервые, и сопровождается фотографиями из личного архива И.А. Курляндского. Статья иеромонаха Макария (Комогорова) посвящена русским архивам, хранящимся в США. Из статьи директора Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) В.А. Самсоновой читатель узнает о вкладе якутского исследователя М.З. Винокурова (1894-1983) в сохранение архива Русской Православной Церкви в США. В приложениях читатель найдет указатели ко всем семи томам собрания сочинений и наиболее полную библиографию трудов свт. Иннокентия и литературы о нем. Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4017176...

XXIV Вопрос. Больной мой впадает в забывчивость о загробной будущности и беспечно рассеивается: как вывести его из этой гибельной забывчивости? Ответ. И в душевных болезнях то же бывает, что и в телесных. Как сии иногда проходят от одного стакана сырой воды, так и те прекращаются иногда от одного простого слова. Что может быть обыкновеннее слов, слышанных и в домах, и на улицах, и в поле: и мы туда пойдем? Свт. Тихон Задонский этим простым словом прогоняет забвение о смерти и вселяет спасительную память смертную. Бывает, – размышляет свт. Тихон в своей Задонской келье, – что когда люди в какое место или град, или на какое-либо дело пойдут, другие домашним или соседям говорят так: «Ваши де туда-то пошли или на такое-то дело». Те отвечают им: «И мы туда пойдем». Христиане! И нам сие слово – «и мы туда пойдем» – в рассуждении отшествия нашего от мира приличествует. Братия и предки наши отошли от мира сего и на оный век пошли: и мы туда пойдем. Оставили они мир – оставим и мы; оставили они утехи и сокровища свои – оставим и мы; оставили они сродников и друзей своих, домы – оставим и мы... Наги они отошли от мира сего – наги отыдем и мы... Покаемся убо и заранее приготовим себя к часу смертному... XXV Вопрос. Болящий мой, долго не видя своего выздоровления, малодушествует: что ему сказать во вразумление? Ответ. Прочитай ему сие место из двадцатой беседы св. Макария Египетского : человек так уязвлен, что никому не можно исцелить его, кроме дать совершенного исцеления. Были священники, дары, субботствования, новомесячия, омовения, жертвы, всесожжения и всякая прочая правда совершалась по закону, а душа не могла исцелиться и очиститься от нечистого течения злых помыслов, пока не пришел Спаситель, истинный Врач, туне врачующий и Себя дающий в искупительную цену за род человеческий... Но почему же мы еще не уврачевались от тайных страстей?.. За неверствие наше, за разномыслие наше, за то, что не любим Его от всего сердца и не веруем в него истинно, мы не получили еще духовного исцеления... О Господи! Исцели ны, и исцелеем...

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010