2-я гомилия (Catechesis de juramento; CPG, N 4461; SC. 366. P. 166-208; рус. пер.: Там же. С. 101-117), произнесена за 20 дней до Пасхи. И. З. вновь возвращается к теме клятвы, а затем объясняет, почему была установлена древняя практика совершения Крещения на Пасху, к-рая есть день победы над диаволом и смертью. Подробно рассуждает о смысле таинства Крещения, в к-ром происходит сораспятие и соумирание ветхого человека и совоскресение нового со Христом; об экзорцизмах, их назначении и пользе и в конце вновь возвращается к теме клятвы, для доказательства отрицательного воздействия к-рой приводит в пример клятву Ирода. 3-я гомилия (Catechesis ultima ad baptizandos; CPG, N 4462; SC. 366. P. 212-242; рус. пер.: Там же. С. 117-130), произнесена в Великую среду. Содержит последние наставления перед крещением. Как жених приходит к невесте, так и Бог благодаря домостроительству по плоти нисходит к человеческой природе. И. З. объясняет, почему крещеные называются верными, и показывает тесную связь между крещением Христа и нашим крещением. Он также говорит об обряде отречения от сатаны и заключения договора со Христом, происходившем в Великую пятницу, в 9-й час, и о сопровождающем этот обряд елеопомазании. Заканчивается беседа объяснением обряда «целования мира». 4-я гомилия (Sermo ad neophytos; CPG, N 4463, 4467; SC. 50. P. 151-167; рус. пер.: Там же. С. 130-141), произнесена в пасхальную ночь, после крещения оглашенных. И. З. благодарит Бога за бесчисленные дары Крещения и предупреждает, что новокрещеным предстоит борьба с диаволом; однако теперь они имеют непобедимое оружие - веру, праведность, Слово Божие и таинства Тела и Крови Христовых, из к-рых родилась Церковь. Огласительные гомилии, входящии в серию Венгера, предположительно были произнесены в Антиохии в течение Великого поста и пасхальной недели 390 г. ( Wenger A. Introducion//SC. 50bis. P. 63) или 391 г. ( Paverd. 1991. P. 255-293): 1-я гомилия (Homilia 1; CPG, N 4465; SC. 50. P. 108-132; рус. пер.: Там же. С. 142-163), произнесена в начале Великого поста.

http://pravenc.ru/text/540881.html

Гомилии И. И. позволяют сделать ряд важных уточнений, касающихся раннего иерусалимского богослужения. Большинство гомилий подтверждают гипотезу Ш. Рену о том, что по иерусалимскому календарю V в. памяти святых совершались в Анастасисе ( Renoux. 1971. P. 204). Гомилия в честь ап. Иакова и прор. Давида подтверждает тот факт, что в богослужении V в. память ап. Иакова, первого епископа Иерусалима (25 дек.), заменила более древний праздник в честь ветхозаветного патриарха Иакова ( Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 359-360). «Похвальное слово в честь св. апостолов Петра и Павла» посвящено гл. обр. ап. Павлу, что соответствует более древней редакции Армянского лекционария и свидетельствует о том, что праздник 28 дек. был посвящен воспоминанию ап. Павла (Ibid. P. 493). Гомилия в честь первомученика Стефана, произнесенная в базилике Св. Сиона в период между 415 г. (обретение мощей) и 438/9 г. (перенесение мощей в базилику в честь св. Стефана, построенную имп. Евдокией), позволяет утверждать, что Армянский лекционарий отражает литургическую практику, предшествующую 439 г. Наличие гомилии в честь мч. Прокопия, к-рый не упоминается в Армянском лекционарии, но дважды упоминается в Большом лекционарии Иерусалимской Церкви, говорит о том, что этот праздник был введен в иерусалимскую практику после составления Армянского лекционария, в последние годы жизни И. И. 1-я гомилия в честь Пресв. Богородицы является одним из древнейших источников, свидетельствующих об эволюции праздника Успения Пресв. Богородицы из более древнего праздника 15 авг., близкого по смыслу с рождественским циклом и посвященного Богоматеринству Пресв. Девы (Ibid. P. 138-140). 2-я гомилия в честь Божией Матери, произнесенная в один из дней попразднства Рождества Христова и по смыслу являющаяся гомилией на Благовещение, говорит о том, что первоначально праздник Благовещения входил в рождественский цикл. 2 гомилии на Сретение Господне являются древнейшими из сохранившихся в греч. лит-ре и указывают на то, что первоначально праздник Сретения воспринимался как праздник Господский, а не Богородичный. Экзегетический метод

http://pravenc.ru/text/674956.html

6-я гомилия (Homilia 6; CPG, N 4470; SC. 50. P. 215-228; рус. пер.: Там же. С. 203-214), произнесена в среду на пасхальной неделе. Начинается с обличения христиан, к-рые вместо церкви пошли на скачки; затем И. З. разъясняет, что означают слова: «делать все во славу Божию» и как христианин может оставаться новопросвещенным всю жизнь. 7-я гомилия (Homilia 7; CPG, N 4471; SC. 50. P. 229-246; рус. пер.: Там же. С. 214-228), произнесена в пятницу на пасхальной неделе. Говорится о пользе почитания мощей мучеников, к-рые суть дар Божий людям, а также о том, что следует стремиться лишь к небесным благам и подражать примеру мучеников. И. З. подчеркивает необходимость сохранять полученные в крещении духовные одеяния в светлости и чистоте, что возможно с помощью молитвы (к-рая есть «разговор с Богом и беседа с Владыкой всяческих» - гл. 25), милостыни и др. добродетелей. 8-я гомилия (Homilia 8; CPG, N 4472; SC. 50. P. 247-260; рус. пер.: Там же. С. 228-240), произнесена в субботу на пасхальной неделе, когда на праздник в церковь из окрестностей Антиохии пришли сироязычные монахи. И. З. восхваляет их простую трудовую жизнь как образец истинно христ. («ангельской») жизни, а также обращается к примеру Авраама , к-рый земным благам предпочел духовные. Проповедник сокрушается, что верующие поступают противоположным образом, и говорит о тщетности земных благ, призывает новокрещеных чаще бывать в храме и прежде всего заботиться о душе, а житейские заботы предоставить Богу. Нравственно-аскетические Гомилия «О наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих» (De futurae vitae deliciis; CPG, N 4388; PG. 51. Col. 347-354; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 358-365), относится к антиохийскому периоду ( Mayer. 2005. P. 470). Посвящена теме духовной свободы: подлинная власть у того, кто умеет управлять своими страстями; если же кто-то управляет людьми, но сам обуревается различными страстями, то он скорее раб, чем свободный. «К монаху Феодору, помышляющему оставить монастырь, жениться и заняться торговлей» (Πρς Θεδωρον μοναχν, σκεπτμενον ξελθεν το μοναστηρου κα ϒαμσαι κα πραϒματεεσθαι; Ad Theodorum lapsum lib.

http://pravenc.ru/text/540881.html

Христос, посредством священника, совершает Евхаристию через воспоминание: таково измерение, которому латинская Церковь придала чрезмерное значение. Все совершается в Духе Святом, которого священник просит у Отца в тесном общении со всем народом: таково измерение, подчеркиваемое христианским Востоком. Два неотделимые друг от друга измерения, но тем не менее долгое время разделенные историей, которые сегодня сближаются вновь. Священник произносит. Сие есть тело мое, и эти слова изменяют природу даров… Таким образом, этих однажды произнесенных слов Спасителя было, есть и будет достаточно для принесения совершеннейшей жертвы на престолах всех церквей — от последней Пасхи Иисуса Христа до наших дней и вплоть до Его пришествия. Хлеб становится хлебом небесным, потому что Дух нисходит почить на нем. Происходящее здесь, перед нами, не есть дело рук человеческих. Тот, кто совершил это на Тайной Вечере, свершает и сейчас. Именно Он освящает и претворяет, мы же — только слуги. Есть… только один Христос, всецело пребывающий здесь и всецело — там, одно–единственное тело… Мы не приносим новой жертвы, подобно прежнему [ветхозаветному] первосвященнику, но всегда одну и ту же — вернее, творим воспоминание той жертвы. Иоанн Златоуст О предательстве Иуды, Гомилия 1, 6; На Иоанна, Гомилия 45, 2; На Матфея, Гомилия 82, 5; На Послание к Евреям, Гомилия 17, 3. Мы молим Бога о ниспослании Духа Святого на предлежащие дары, дабы Он претворил хлеб в тело Христово, а вино — в кровь Христову. Ибо Дух Святой освящает и преображает все, чего коснется. Кирилл Иерусалимский Тайноводственные слова, 5, 7. …прежде святого призывания [эпиклезы] хлеб и вино Евхаристии остаются обычными хлебом и вином, но после призывания хлеб становится телом Христовым, а вино — кровью Христовой. Кирилл Иерусалимский Тайноводственные слова, 1, 7. Причаститься воскресшему Христу означает войти в пространство вечно длящейся Пятидесятницы. Ведь Тело Христово, по словам Павла, есть тело «духовное» — вовсе не дематериализованное, но полностью оживотворенное энергиями Духа. Тело Бога, где пылает Дух, — как гласит заглавие прекрасной книги Даниэль–Анжа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Т. 1. С. 276-279) была произнесена сразу же после низложения Нестория 22 июня на 1-м заседании Собора. 6-я гомилия. «Против отступника Иоанна Антиохийского» (Hom. div. 6; CPG, N 5250; ACO. T. 1. Vol. 1(2). P. 94-96; PG. 77. Col. 1001-1005; рус. пер.: ДВС. Т. 1. С. 322-324) была, вероятно, сказана вскоре после того, как 26 июня «соборик» «восточных» низложил К. и еп. Мемнона Эфесского. 7-я гомилия (Hom. div. 7; CPG, N 5251; ACO. T. 1. Vol. 1(2). P. 100-102; PG. 77. Col. 1005-1009; рус. пер.: ДВС. Т. 1. С. 340-342) произнесена непосредственно перед заключением К. под стражу в нач. авг. От 8-й гомилии сохранился только небольшой фрагмент в лат. переводе (Hom. div. 8; CPG, N 5252; ACO. T. 1. Vol. 3. P. 143; PG. 77. Col. 1009-1100). 4-я гомилия (Hom. div. 4: De Maria Deipara in Nestorium; CPG, N 5248; ACO. T. 1. Vol. 1(2). P. 102-104; PG. 77. Col. 992-996; рус. пер.: ДВС. Т. 1. С. 279-281) считается самой знаменитой богородичной гомилией в древней Церкви ( Bardenhewer. 1924. S. 64; Quasten. 1960. P. 131). Изложенная своеобразным метрическим слогом похвала Пресв. Деве во вступительной части, где К. называет Ее «неугасимой лампадой», «венцом девства», «скипетром православия», «нерушимым храмом», «вместилищем Невместимого», позволяет воспринимать гомилию как предшествующую акафисту Пресв. Богородице. Ее заголовок «Против Нестория и когда семеро прибыли в Святую Марию» (πρς Νεστριον, νκα κατλθον ο πτ ες τν γαν Μαραν) вызвал споры о времени и об обстоятельствах ее произнесения. Полагали, что речь идет о неких 7 епископах из числа бывш. приверженцев Нестория, присоединившихся к Собору К., проходившему в ц. Св. Марии, и что гомилия была сказана по этому случаю между 22 и 27 июня ( Tillemont. 1709. P. 404; Bardenhewer. 1924. S. 63). Однако стремление отождествить «семерых» с более определенными лицами навело на мысль, что это представители Собора, делегированные в нач. сент. в К-поль по требованию императора. Они известны поименно и как «семеро» не раз упоминаются в соборных деяниях.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Поздней весной 1341 г. Д. Д. получил письмо от Григория Акиндина ( Greg. Acind. Ep. 12). Согласно свт. Филофею Коккину , Д. Д. на тот момент находился «в горах между Фракией и Скифией, где, между прочим, и другой дивный в безмолвии Григорий (Синаит.- Авт.) по возвращении своем с Синая устроил скит (φροντιστριον)» ( Philotheus. Encomium//PG. 151. Col. 597). На основании этого свидетельства Филофея Р. Лёнерц идентифицировал упомянутое место с одним из мон-рей в Месомилионе (наиболее пустынной части Парории, пограничной области между Византией и Болгарией к северу от Адрианополя (совр. Эдирне, Турция)), основанным прп. Григорием Синаитом ( Loenertz. 1970. P. 89-90; Laurent. 1960. P. 150), под духовным руководством к-рого в то время, вероятно, находился Д. Д. Акиндин предупреждает Д. Д. о нашествии «скифов», т. е. монголов ( Loenertz. 1970. P. 90-91; Laurent. 1960. P. 148-153; протопр. И. Мейендорф отождествлял их с болгарами: Meyendorff. Introduction. P. 79. Not. 55), и приглашает в К-поль на Собор (10 июня 1341), на к-рый свт. Григорий Палама был вызван патриархом Иоанном XIV Калекой , с тем чтобы дать ответ на обвинения Варлаама. Считая, что Варлаама не так просто победить, поскольку свт. Григорий Палама дал ему нек-рые основания для обвинений в двоебожии, Акиндин призывает повлиять на свт. Григория его друзей, особенно Д. Д., «вследствие благоразумия и очевидной любви» к нему. Сам автор письма не может этого сделать, поскольку свт. Григорий Палама подозревает его во враждебности после реакции Акиндина на 3-е письмо к нему свт. Григория (подробнее см. в ст. Григорий Палама ). Акиндин упоминает также еще об одном, более раннем письме к Д. Д., которое не сохранилось ( Greg. Acind. Ep. 12. 40-41). По пути в столицу из окрестностей Адрианополя свт. Григорий Палама также отправил Д. Д. письмо с приглашением на Собор, но его к тому времени в Парории уже не было. Д. Д. прибыл в К-поль на 3-й день после свт. Григория ( Philotheus. Encomium//PG. 151. Col. 597) «в середине зимы» (χειμνος τ κμαιτατον - Ιωσφ Καλοθτου Συϒϒρμματα/Εκδ. . Γ. Τσμη. Θεσσαλονκη, 1980. S. 238. 73), т. е. в дек. 1340 или янв. 1341 г. В числе сопровождавших Д. Д. отшельников был мон. Дионисий (PLP, N 5490), один из адресатов свт. Григория (ΓΠΣ. T. 2. S. 479-500). Нет сомнения, что на июньском и, вероятно, июльском Соборах 1341 г. (RegPatr, N 2210 и 2212) Д. Д. выступил на стороне свт. Григория Паламы, но никаких подробностей о его деятельности на этих Соборах не известно.

http://pravenc.ru/text/168558.html

31. Филофей, патр. ο ε ε ο ο . Ο. εου, 1857. ε.55 [Похвальное слово Григорию Паламе. Проповеди. Иерусалим, 1857. С.55]. 32. Григорий Богослов, свт. Слово 40,43//PG 36,419В; См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,12-12//Соч. Т.1. С.39. 33. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.39. Ср.: Он же. 1 к Варлааму 14//Соч. Т.1. С.232. Надо заметить, что не случайно первое столкновение св. Григория с Варлаамом произошло именно по поводу толкования этих слов св. Григория Богослова. Толкование Варлаама в первой рецензии его полемических сочинений против латинян снова всплывает в его проекте единения и является как бы зародышем всего его богословствования. Он с самого начала оказывается не в состоянии видеть различие между богословием и домостроительством, то есть между общим началом творения и единым началом внутри-троичного бытия. Таким образом, он стоит на позиции латинского богословия. Это не могло не обратить на себя внимания св. Григория Паламы, и он не мог не увидеть опасности, которую таит в себе подобное неразличение. Поэтому его толкование слов св. Григория Богослова полагает основание всему его дальнейшему богословскому видению. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.38, сноска; Giannelli С. Un progetto di Barlaam per l " unione delle chiese//Miscellanea G. Mercati III. Citta del Vaticano, 1946; Джанелли К. Варлаамов проект церковного единства//Смесь [т.е. Сборник, посвященный] Дж. Меркати, III. Ватикан, 1946; [Григорий Палама, свт.]. К Акиндину I,2//Соч. Т.1. С.204; К Варлааму I,14,16 и далее. С.232-235; 20. С.235-236; См. также: Христу П. Введение//Григорий Палама, свт. Соч. Т.1. С.18; Там же. С.183. См.: Schiro. Barlaam Calabro. Epistole grehce. Epist.I. Palermo, 1954. C.77 [Скиро. Варлаам Калабрийский. Греческие письма. Письмо I. Палермо, 1954. С.77]. 34. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.40. 35. Ср.: Там же. 1,14. С.41. 36. Ср.: Он же. К Варлааму I,21//Соч. Т.1. С.236.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/158/...

(свт. Григорий Палама , 26, 240). ...Она и ему дает вечную во Христе жизнь, беструдную, безболезненную и беспечальную, воистину бессмертную (свт. Григорий Палама , 93, 257). ...Не ревнующий стяжать ее (жизнь души) по душе здесь, да не обольщает себя пустыми надеждами получить ее там, или как-нибудь сподобиться человеколюбия Божия во время оно. Ибо тогда будет время праведного воз даяния, а не милования и щадения... (свт. Григорий Палама , 93, 258). Источник. ...Духом деяния плотские умертвивший здесь, там будет жить со Христом божественною и воистину вечною жизнию... (свт. Григорий Палама , 93, 281). Источник. ...Голос вечности один, – неизменяем, непреложен. В ней нет непостоянства, переменчивости: в ней день – один, сердце – одно, мысль – одна. Соединяющий все во едино – Христос (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 188). Источник. Вечность – неизбежна. Есть и бедственная вечность!.. Стяжите же вечность блаженную вниманием, повиновением всесвятому закону Всесвятого Бога... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 190). Источник. Тщетно сияет солнце с чистого неба для очей, пораженных слепотою, – и вечность как бы не существует для сердца, обладаемого пристрастием к земле, к ее великому, к ее славному, к ее сладостному (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 383). Источник. В ненасытном созерцании Бога и в непрестанном горении любовью к Нему заключается высшее и существенное наслаждение небожителей (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 73). Источник. Вечное блаженство – духовно, Божественно. Тот только может наследовать это блаженство, кто предварительно расторг общение с грехом, кто предварительно вступил в святое общение с Богом (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 253). Служение и поклонение Богу духом и истиною есть та благая часть ( Лк. 10, 42 ), есть то блаженное состояние, которое, начавшись во время земной жизни, не прекращается, как прекращаются телесные подвиги, с окончанием земной жизни. Благая часть пребывает неотъемлемою принадлежностью души в вечности, в вечности получает полное развитие (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 356). Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отраднее. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 181). Источник. Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая... Там лучше тебе будет, чем здесь. Так не ужасайся, видя приближающуюся смерть. Она для тебя дверь в лучшую жизнь. Ангел-хранитель твой примет душу твою и поведет ее путями, какими Бог повелит. Грехи будут приходить. Кайся во всех. И будь крепкой веры, что Господь и Спаситель все грехи кающихся грешников изглаждает (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 182). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

20. Ср.: Лосский В. A 1 " image et a la ressemblance de Dieu. P.73. 21. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,2-3.//Соч. Т.1. С.31; Пападопулос А. Πνευματολογα εις τον συχασμον του αγου Γρηγορου του Παλαμα//Γρηγριος ο Παλμας, ετος ΗΓ [ " Пневматология в исихазме Григория Паламы "http://" Григорий Палама " (журн.)] (ноябрь-декабрь 1970). С.509. 22. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,5,6//Соч. Т.1. С.32-33; Ср.: Мейендорф И. La procession du Saint Esprit chez les Peres orientaux//Russie et chretiente [Исхождение Святого Духа у восточных отцов//Россия и христианство]. 1950. Р.176. 23. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,6//Соч. Т.1. С.33-34. 24. Там же. 1,7. С.34. 25. Ср.: Он же. Возражения на избранные места Иоанна Векка 2//Соч. Т.1. С.163-164. 26. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,7//Соч. Т.1. С.34-35; Т.2. С.38; Эпилог 7. С.73. Ср.: Григорий Нисский, свт.//PG 45,180ВС. 27. Ср.: Евдокимов П. L " Esprit Saint dans la tradition orthodoxe. C.42. 28. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,8//Соч. Т.1. С.36. 29. Ср.: Там же. 10. С.37. " Только от Отца " всегда считалось на Востоке подлинным выражением учения Церкви об исхождении Святого Духа. Лишь в конце прошлого столетия русский историк Болотов в переговорах со старокатоликами развил теорию, по которой " от единого Отца " и Филиокве - не более как теологумены, соответственно, Восточной и Западной Церкви и как таковые не могут считаться решающим препятствием (impedimentum dirimens) к единению Церквей. Его установка, похожая на установку Варлаама, высказанную перед папой Венедиктом XII, вызвала живую реакцию со стороны многих других богословов, которая продолжается и до наших дней. См. об этом: Thesen uber das Filioque (von einem russischen Theologen)//Revue internationale de theologie. VII. Bern, 1898 [Тезисы о Filioque (одного русского богослова)//Международное богословское обозрение. Т.6 (октябрь-декабрь). Берн, 1898]. С.681-712; Лосский В. A 1 " image et a la ressemblance de Dieu. С.68.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

  Григорий Палама,  святитель. Апология пространнейшая… О Божественных энергиях и их причастии. 37. С. 72.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. III, 6, 13. С. 108. Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). LXXVIII (XVI). С. 229.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. III, 6, 15. С. 110. Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). II. С. 73–74.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. IV, 21, 55. С. 194.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. VII, 10, 33. С. 348.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. II, 16, 76. С. 163–164. Ср.:  Григорий Нисский,  святитель. Похвала первомученику Стефану//PG. 46. 717B.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. IV, 21, 54. С. 193.  Святитель Григорий пишет: «“Воздвижеся солнце, – говорит Аввакум, – и луна ста в чине своем” (Авв. 3: 11), то есть взошло Солнце правды (Мал. 4: 12), Христос, и христовидные [христиане] стали полносветлыми (ττλησιφαες), будучи осиянными свыше. Итак, солнце имеет свет распростертым вокруг по всей небесной сфере, посылая сияние своих лучей со всех своих сторон на всю сию [сферу], коего являясь малейшей частью, диск луны приемлет и соответствующий себе освещающий его луч, будучи в состоянии больше, чем весь видимый мир, претендовать на этот луч, но не сделавшись причастным сущности, которой этот луч является светлостью. И приняв в качестве светотворного дара солнце – то есть солнечный луч от солнца, – [луна] делается меньшим светилом. Итак, является светотворным даром этот луч, проходящий через тело луны и уступающий сиянию вокруг солнечного диска, и светом не отличным от оного [сияния]. Ибо луна, по своей природе, ни преизбыток солнечной светлости целиком не может вместить, ни другой [светлостью] не обладает кроме этой. На ее примере, как с помощью смутного изображения, можно понять, как праведницы просветятся яко солнце (Мф. 13: 43) по [запечатленному] в Евангелиях неукоснительному обетованию Спасителя и как осиявший Павла свет, бывший кратким сиянием великого света, и на Фаворе избранных из учеников облиставшая светлость, называемая божественностью и ставшим в Боге и благодаря Богу Бога видящим – или скорее, говоря словами пророка, во свете Божием зрящим свет (Пс. 35: 10), – неизреченным образом видимая Божественность, как смутный, но природный безначальный луч незримой Божественности, не отменяет того, что Триипостасная Божественность есть единая и простая. Ибо, будучи умножаема боготворным и светотворным общением с достойными и благолепным причастием, она по сверхсущностной силе твердо держится свойственной ей по самой себе неделимой простоты». –  Григорий Палама,  святитель Антирретики против Акиндина. VII, 11, 38. С. 352–353.

http://pravoslavie.ru/105813.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010