Он написал также множество других сочинений, о которых мы здесь не упомянули, но по которым учатся по сей день и проповедуют по ним вардапеты церкви. Его называют вторым Иоанном Златоустом и Григорием Богословом за то, что он, видя нашу слепоту, поучал всенародно. И даже старца, сидящего рядом, он мог одарить хлебом или яблоком. Блаженны видевшие и слышавшие его. Вид его был грозен и прекрасен. Он строго постился и любил святость, имел благообразное лицо, слезообильные глаза и высокий рост и был так великолепен и столь [щедро] одарен милостями, что [ученики] сравнивали своего вардапета с Господом нашим Иисусом Христом. Великий и всеармянский учитель Григор был исполнен светозарного дара св. Духа. Он стал вторым просветителем армян и совершеннейшим богословом над всеми мудрецами, древними и новыми вардапетами. У него было много учеников, имена которых суть: Мхитар из Татева 622 , Ованес из Ехегнаванка 623 , Галуст из Сюникского селения Вахнду 624 , Акоп Бостаци 625 , Григор Араратеан 626 , Григор 627 и Маттеос, [оба] родом из Джуги, Закария Астапатци 628 , Егия Мецопеци 629 , Ованес из монастыря Ваганд 630 , Унан из Шамахи, Ованес из Кармир Капана 631 . И трое из его учеников были из других краев – Маттеос Ухеци из св. обители Гандзасар 632 , Мкртич из Пайтакарана и Степанос из Гахавежа 633 . [При нем находилось] также множество священников, числом более пятидесяти человек. Он начал обучать их сочинениям внешних философов и с совершенной мудростью, выявляя, раскрывал скрытый смысл сокровищ. И приводил всех в большее изумление, чем эллинские философы. А затем [разобрал с ними] четырнадцать посланий апостола Павла и «К тем» Григория Богослова . Настоятелем св. престола апостола Евстафия был кроткий, избранный уже во чреве св. епископ владыка Аракел 634 , вардапет и великий философ, племянник великого армянского вардапета. Он обладал божественной мыслью и почитал все добродетели. И двенадцать [святых] братьев, ученики великого Саргиса, после смерти своего вардапета отправились учиться к великому вардапету Григору. Вот их имена: Акоп, Маргарэ, Ованес, Мкртич, Карапет, Мелкисет, Саргис, Маттеос, Карапет и Тума 635 . И он целый год 636 утешал их Божественным писанием. Но затем учитель Григор из-за гонений неверных покинул Сюникскую область и, взяв с собой всех своих учеников и вардапетов, отправился в Арчешскую область. Он поселился в богоугодном св. Мецопском монастыре у смиренного и проповедовавшего Слово Божье блаженного мужа Божьего вардапета Ованеса. Вардапет Ованес со всеми своими учениками вышел встречать [духовного] отца своего и, сопроводив его в свою пустынь, дал ему с учениками отдохновение от многотрудного [пути].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В.М. Лурье; под ред. А.Л. Берлинского. СПб., 1995). Затем он уехал в Рим, откуда вернулся в Двин с множеством книг и посвятил себя литературе: написал ответ на послание патриарха Германа, «истолковал также множество книг: книги Бытия, Иова, Иезекииля и много других... написал также речи». Он был рукоположен во епископа Сюника, но в 735 г. «в ущелье Елегик (Дара Алагяз), в селе Мозан», был убит рукой некоей блудницы, которую обличал за разврат. 1076 В «Айсмавурке» (армянском синаксаре) говорится: «Так как он с большим усердием старался исправить расстроенный церковный чин, то несколько завистников оклеветали его перед епископом и князьями, и этого вардапета истины прозвали еретиком и маловером». 1077 Есть другие датировки; см.: Тер–Мкртчян Г. Анания Мокаци/Арарат. 1897. С. 93 (на арм. яз.); Абегян М. История древнеармянской литературы. С. 296. Григор Нарекаци был похоронен в Нарекском монастыре рядом с церковью Св. девы Сандухт, где до сер. 20 в. сохранялась его могила, почитаемая как святыня. 1078 Известно, что отец его, епископ Хосров Андзеваци, был одним из выдающихся людей своего времени, знатоком церковных книг, автором «Толкования церковной службы» и «Толкования таинства св. литургии». В мемориальной записи к последней Григор писал о своем отце: «Милостью Божьей было написано толкование этой книги рукою епископа Хосрова Андзеваци, строгого последователя Божьих заповедей; не пристало нам хвалить его, дабы не впали вы в соблазн, так как он мой телесный отец; не достоин я называться сыном его, ни же поденщиком по Писанию... Но весьма стыжусь и нахожусь в отдалении я, Григор, должник заповедей Св. Писания. Итак, первый список этой св. книги был сделан рукой Саака, сына владыки Хосрова, толкователя сей книги, в 399 г. армянского летосчисления (950 г.)». Григор рос в Нарекском монастыре, «святостью и мудростью воспитываясь и обучаясь при вардапете Анании, настоятеле Нарекского монастыря в Рштунике» [Айсмавурк. Константинополь, 1834. С. 99 (грабар)]. Из этих свидетельств ясно видно, что отец его, приняв сан епископа, передал своего малолетнего сына Анании Нарекаци, который был братом деда Григора по материнской линии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

626 Григор Араратеан – в памятной записи «Шаракноца» 1406 г. упоминается монах Татевского монастыря, заказавший писцу Галусту переписать «Шаракноц», он и есть Григор Араратеан (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 60). 627 Григор Джугаеци – согласно предположению Л. Хачикяна, тот самый Григор, о котором упоминает Маттеос Джугаеци в своей памятной записи к «Толкованию Евангелия от Иоанна» Григора Татеваци (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 688, примеч. 33). 629 Егия – в армянских памятных записях упоминается некий вардапет Егия, который в 1407 г. в Татеве вместе с вардапетами Маттеосом и Григором переписал одно Евангелие (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 76); возможно, он и есть Егия Мецопеци. 630 «Ованес из монастыря Ваганд» – церковнослужитель монастыря Ваганд, в 1429 г. как свидетель подписал решение князя Бешкена о возвращении одного Евангелия Сюнаванку (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. 1, с. 392). 631 «Ованес из Кармир Капана» – согласно памятным записям, Ованес, по прозвищу Кармир, ум. в 1410 г. в монастыре Саркаваганц (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 112). 632 «Маттеос Ухеци из св. обители Гандзасар» – у Товмы Мецопеци – Маттеос Ухтеци. Некий Маттеос Гандзасареци упоминается в памятной записи 1445 г. (См.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 583) как слагатель «гандзов». По предположению Л. Хачикяна, жил в конце XIV или в начале XV в. (см. там же, с. 732, примеч. 39). 634 «Епископ владыка Аракел» – речь идет о видном армянском литературном деятеле и поэте Аракеле Сюнеци. 635 О сверстниках Товмы, многие из которых стали видными деятелями армянской культуры, см. в предисловии Г. Овсепяна к «Жизни Товмы Мецопеци» (Вагаршапат, 1914, с. 9; на арм. яз.). См. также: примечания к «Житию Товмы Мецопеци». 639 Гора Сепух – в древности на границе областей Даранали и Екелеац, именовалась также Гоанам. Ныне Карадах (См.: С. Еремян. Армения по «Ашхарацуйцу», с. 80).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

См.: Степанос Таронский–Асохик (Cm. Таронеци) . Всеобщая история/Рус. пер. Н. Эмина. М., 1864. Вся поэзия Григора Нарекаци, имея личный характер, пронизана образами и темами священной истории. В «Книге скорбных песнопений» события и образы Библии служат отправной точкой для раздумий о жизни, о несовершенстве и греховности человека. Наряду с библейскими сюжетами, творчество Григора Нарекаци берет свое начало в философии неоплатоников, трудах Григория Нисского , Оригена , Ипполита, Епифания Кипрского , Василия Великого , Григория Назианзина , Иоанна Златоуста [см.: Мурадян К. Толкование Песни песней Григора Нисского как источник для Нарекаци/Эчмиадзин. 1991. 4–6 (на арм. яз.)]. Переводы на русский язык и труды на русском языке о Григоре Нарекаци: Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней в пер. рус. поэтов. М., 1916; Кирпотин В.Я. Поэзия армянского народа. М., 1938; Армянская средневековая лирика/Сост., вст. ст., прим. Л. Мкртчяна. М., 1972; Читая Нарекаци/Сост., вст. заметка Л. Мкртчяна. Ер., 1974; Григор Нарекаци. Книга скорби/Пер. с арм. Н. Гребнева. Ер., 1977; Армянская классическая лирика/Сост., предисл. и прим. Л. Мкртчяна. Ер., 1977; Поэты Армении/Сост., предисл. и прим. Л. Мкртчяна. Л., 1979, Средневековая армянская поэзия/Сост. и прим. Л. Мкртчяна. М., 1981; Казинян А.А. Лирический герой «Книги скорбных песнопений» Григора Нарекаци/Русская и армянская средневековые литературы. Л., 1982; Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений/Пер. Л. Миля; Послесл. Л. Мкртчяна. Ер., 1984; Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений/Пер. В. Микушевича. М., 1985; Аверинцев С.С. Поэзия Григора Нарекаци/Наука и религия. 1988. 7; Аверинцев С.С. Роскошь узора и глубины сердца: поэзия Григора Нарекаци/Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений/Пер. Дарбинян-Меликян М.О., Ханларян Л.А. М., 1988. С. 11–26. 1083 Впервые напечатана в Марселе в 1673 г. До этого распространялась в рукописях. Самый ранний из сохранившихся списков датируется 12 в.: рук. 1172 г. 1568 из Хранилища древних рукописей им.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Знаки Зодиака, черед которые проходит солнце, являются картиной звездного года. При солнечном годе картина знаков зодиака смещается. Знаки зодиака – это сакральные иероглифы космического мира. Изображение знаков зодиака в древних храмах свидетельствует о том, что годом храмового богослужения признавался звездный год. Разница между звездным и тропическим годом составляет приблизительно 20 минут, но этот разрыв постепенно увеличивается. Когда родился Христос, Иудея была включена в состав Римской империи. Она входила в Сирийскую провинцию. Даты Рождества Христова и все главные события Его земной жизни Церковь отмечает по юлианскому календарю. История Церкви также была зафиксирована в знаковой системе юлианского календаря. Переменить календарь – значит оторваться от этих чисел. Нам могут возразить, что мы празднуем события, а не числа. Но числа осуществляют ритм, последовательность и порядок событий. Библейские события даны в космических аккордах, нотами которых является календарь. Замена календарной системы разрушает или изменяет эти созвучия. Наряду с юлианским календарем в ряде провинций существовали местные архаичные календари, которые имели главным образом культовое значение. К IV веку они постепенно исчезли (в некоторых, впрочем, местах они существовали вместе с юлианским до V–VI вв.). Юлианский календарь имел огромное значение для Церкви. Она получила единое измерение времени, единый храмовый календарь и могла синхронно отмечать праздники, посты и другие церковные даты. Соблюдение юлианского календаря осуществляло связь прошлого с настоящим и будущим в одних ритмах времени. Из какого лагеря вышли первые критики юлианского календаря? В Византии наиболее известные из них – Григор Никифор и Исаак Аргик. Григор Никифор – представитель рационалистического крыла византийской философии, отпочковавшегося от пантеистической системы Иоанна Итала. Он был энциклопедически образованным человеком – историком, философом, математиком и астрономом. Впрочем, некоторые из современников (Акиндин) указывали, что его познания более обширны, чем глубоки и основательны и он часто берется за дело, не изучив его как следует. Григор Никифор выступал противником и оппонентом святителя Григория Паламы, защитника святоотеческого учения о Фаворском Свете, о вечных Божественных энергиях, в которые включается человек через православную аскезу. Антипаламиты не признавали вечных Божественных сил и энергий, а Фаворский Свет считали атмосферным явлением. Для противников Григория Паламы исихазм, основанный на безмолвии молитвы, был непонятен. Они не только отрицали его, но и делали предметом насмешек и даже политических интриг. Григор Никифор был сторонником унии с Римом и составил свою объединительную программу, отличавшуюся релятивизмом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2180...

Григор Нарекаци и заказчик Симеон. Миниатюра из " Книги скорбных песнопений " Григора Нарекаци. Мастер Церун. 1391 г. Васпуракан (Матен. 1874. Л. 1 об.) Католикос Закария (854-876), при к-ром произошло значительное сближение с православными (халкидонитами), был автором мн. неопубликованных произведений экзегетического характера. Хамам (Х в.) считается автором толкований на Книгу Иова, на Притчи Соломоновы и на Книги пророков. Католикос Анания Мокаци (946-965) написал многочисленные послания на различные церковные темы. Еп. Хосров Андзеваци Великий (ок. 900-965) составил литургические изъяснения (Комментарий на Божественную литургию и Истолкование Служебника), пользовавшиеся в последующие века большим авторитетом. Вершиной церковной поэзии считается творчество его сына Григора Нарекаци (945-1010), автора знаменитой «Книги рыданий» (или «Книги скорбных песнопений»), к-рый подвизался также в экзегетическом жанре (Толкования на Песнь Песней и Книгу Иова). Заслуживает упоминания и его учитель Анания Нарекаци , написавший для католикоса Хачика I (973-992) трактат «Корень веры» в защиту традиц. монофизитства, а также автор сочинений против секты тондракитов . Еп. Атом Андзеваци в Х в. создал переработку «Айсмвурка» (Синаксаря). Григор Магистр Пахлавуни был автором многочисленных стихотворений и писем, комментария к «Грамматике» Дионисия Фракийского, а также переводов диалогов Платона. Писателем был и его сын, католикос-пустынник Григор Вкаясер (Мучениколюбец) († 1105), собравший множество мартирологов и писавший на догматические темы. Вардан Анеци (X-XI вв.) был автором поэтического толкования на видение прор. Иезекииля. Значительное наследие в области экзегетического, догматического, литургического и апологетического жанров оставил известный католикос Нерсес IV Шнорали (1166-1173), происходивший из армян, проживших в Сирии (Чёрная гора). Он значительно обогатил арм. стихосложение, сочинив классическую поэму «Слово о вере», переложение евангельской истории, элегическую песнь «Иисус Сын Единородный», посвященную как библейским событиям, так и житиям праведных мужей, а также знаменитую «Элегию на взятие Эдессы». В своем «Соборном послании» Нерсес обличает обмирщение монашества. Католикос Григор IV Тла (Отрок) был автором неск. посланий и «Плача на взятие Иерусалима». Ученик Шнорали Нерсес Ламбронаци (1153-1198), живший в киликийской Ромкле, резиденции католикосов, был автором различных экзегетических и богословских произведений. Ему принадлежат вероучительная речь, произнесенная на Соборе в Тарсе в 1197 г., а также панегирики на праздники Вознесения и Сошествия Св. Духа, жития, поэтические произведения (шараканы), многочисленные переводы. Вардапет Мхитар Гош († 1213) - ученый, автор фундаментального канонического собрания (Судебника) и сборника притч. Поэтику притч совместил с искусством проповеди знаменитый Вардан Айгекци. Поэтическое творчество армян в период татар. владычества отражает «Плач соборной церкви Валаршапата» Степаноса Орбеляна.

http://pravenc.ru/text/76104.html

30. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова. 1,13//Соч. Т.1. С.39. 31. Филофей, патр. Λγος εγκωμιστικς εις τον Γρηγριον Παλαμαν. Ομλιαι. Ιερουσαλημ, 1857. Σελ.55 [Похвальное слово Григорию Паламе. Проповеди. Иерусалим, 1857. С.55]. 32. Григорий Богослов, свт. Слово 40,43//PG 36,419В; См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,12-12//Соч. Т.1. С.39. 33. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.39. Ср.: Он же. 1 к Варлааму 14//Соч. Т.1. С.232. Надо заметить, что не случайно первое столкновение св. Григория с Варлаамом произошло именно по поводу толкования этих слов св. Григория Богослова. Толкование Варлаама в первой рецензии его полемических сочинений против латинян снова всплывает в его проекте единения и является как бы зародышем всего его богословствования. Он с самого начала оказывается не в состоянии видеть различие между богословием и домостроительством, то есть между общим началом творения и единым началом внутри-троичного бытия. Таким образом, он стоит на позиции латинского богословия. Это не могло не обратить на себя внимания св. Григория Паламы, и он не мог не увидеть опасности, которую таит в себе подобное неразличение. Поэтому его толкование слов св. Григория Богослова полагает основание всему его дальнейшему богословскому видению. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.38, сноска; Giannelli С. Un progetto di Barlaam per l " unione delle chiese//Miscellanea G. Mercati III. Citta del Vaticano, 1946; Джанелли К. Варлаамов проект церковного единства//Смесь [т.е. Сборник, посвященный] Дж. Меркати, III. Ватикан, 1946; [Григорий Палама, свт.]. К Акиндину I,2//Соч. Т.1. С.204; К Варлааму I,14,16 и далее. С.232-235; 20. С.235-236; См. также: Христу П. Введение//Григорий Палама, свт. Соч. Т.1. С.18; Там же. С.183. См.: Schiro. Barlaam Calabro. Epistole grehce. Epist.I. Palermo, 1954. C.77 [Скиро. Варлаам Калабрийский. Греческие письма. Письмо I. Палермо, 1954. С.77]. 34. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.40.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

4. Гомилия «На Благовещение Богородицы» (In Annuntiationem Deiparae//PG. 62. Col. 763-770; CPG, N 4677; рус. пер.: Творения. Т. 11. Кн. 2. С. 973-979), восходит, вероятно, к сер. VI в. Она начинается с напоминания о том, что за неск. дней до праздника была прочитана гомилия свт. Василия Великого. Этот факт был истолкован как указание на то, что гомилия была произнесена, пока свт. Василий был еще жив, но гораздо более вероятно, что она является одним из древнейших свидетельств составления богослужебных гомилиариев (вероятно, VI в.). Атрибуция мнимому Иоанну, ученику свт. Василия, обязана поздней конъектуре в рукописной традиции (см.: Voicu. 1983; Gambero. 1985). 5. Гомилия «О св. Фоме» (In s. Thomam et in oeconomiam domini nostri; CPG, N 4924), произнесена в К-поле, вероятно, в течение VI в. ( Datema C. New Evidence for the Encounter between Constantinople and «India»//After Chalcedon: Studies in Theology and Church History: Offered to Professor A. Van Roey for his 70th Birthday/Ed. C. Laga, J. A. Munitiz, L. van Rompay. Leuven, 1985. P. 57-65; Datema C., Allen P. BHG 1841s: An Unedited Homily of Ps. Chrysostom on Thomas//Byz. 1986. Vol. 56. P. 28-53). 6. Две гомилии с толкованием отрывка из Евангелия от Матфея. Сравнение гомилии «О милостыне» (De eleemosyna//PG. 60. Col. 747-752; CPG, N 4626) с гомилией «На слова: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми» (Мф 6. 1)» (In illud: Attendite ne eleemosynam//PG. 59. Col. 571-574; CPG, N 4585; рус. пер.: Творения. Т. 8. Кн. 2. С. 719-723) показывает, что они следуют друг за другом в истолковании 6-й гл. Евангелия от Матфея ( Voicu. 1981. P. 302. Not. 17); возможно, произнесены в К-поле; предположительно древнее VIII в. 7. Две гомилии о Великом посте - «На среднюю седмицу поста» (In mediam hebdomadam ieiuniorum//PG. 59. Col. 701-704; CPG, N 4601; рус. пер.: Творения. Т. 8. Кн. 2. С. 897-899) и сохранившаяся только на сирийском «На последнюю субботу поста» (In sabbatum ultimum ieiuniorum; см.: Rilliet. 1980), вероятно, принадлежат одному автору. Датировка сир. рукописи указывает на то, что она была составлена до кон. VIII в.

http://pravenc.ru/text/540881.html

20. Ср.: Лосский В. A 1 " image et a la ressemblance de Dieu. P.73. 21. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,2-3.//Соч. Т.1. С.31; Пападопулос А. ευοο ε ο υο ου ου οου ου//ο ο , εο [ " Пневматология в исихазме Григория Паламы "http://" Григорий Палама " (журн.)] (ноябрь-декабрь 1970). С.509. 22. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,5,6//Соч. Т.1. С.32-33; Ср.: Мейендорф И. La procession du Saint Esprit chez les Peres orientaux//Russie et chretiente [Исхождение Святого Духа у восточных отцов//Россия и христианство]. 1950. Р.176. 23. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,6//Соч. Т.1. С.33-34. 24. Там же. 1,7. С.34. 25. Ср.: Он же. Возражения на избранные места Иоанна Векка 2//Соч. Т.1. С.163-164. 26. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,7//Соч. Т.1. С.34-35; Т.2. С.38; Эпилог 7. С.73. Ср.: Григорий Нисский, свт.//PG 45,180ВС. 27. Ср.: Евдокимов П. L " Esprit Saint dans la tradition orthodoxe. C.42. 28. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,8//Соч. Т.1. С.36. 29. Ср.: Там же. 10. С.37. " Только от Отца " всегда считалось на Востоке подлинным выражением учения Церкви об исхождении Святого Духа. Лишь в конце прошлого столетия русский историк Болотов в переговорах со старокатоликами развил теорию, по которой " от единого Отца " и Филиокве - не более как теологумены, соответственно, Восточной и Западной Церкви и как таковые не могут считаться решающим препятствием (impedimentum dirimens) к единению Церквей. Его установка, похожая на установку Варлаама, высказанную перед папой Венедиктом XII, вызвала живую реакцию со стороны многих других богословов, которая продолжается и до наших дней. См. об этом: Thesen uber das Filioque (von einem russischen Theologen)//Revue internationale de theologie. VII. Bern, 1898 [Тезисы о Filioque (одного русского богослова)//Международное богословское обозрение. Т.6 (октябрь-декабрь). Берн, 1898]. С.681-712; Лосский В. A 1 " image et a la ressemblance de Dieu. С.68. 30. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова. 1,13//Соч. Т.1. С.39.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/158/...

Василий Великий , свт. Гомилия на Святое Рождество Христово/Пер. и комм. А. Р. Фокина .//Богословский сборник 5. М., 2000. С. 104–117. Василий Великий , свт. Нравственные правила. Правило 8//Творения. В 2 т. М., 2008. Т. 2. С. 19–101. Василий Великий , свт. Письмо 252 (260). К Оптиму, епископу//Там же. С. 862–868. Василий Великий , свт. Письмо 253 (261). К жителям Созополя//Там же. С. 868–870. Василий Великий , свт. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве//Там же. С. 320–376. Василий Великий , свт. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах//Там же. С. 223–319. Василий Великий , свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах//Там же. С. 149–222. Василий Великий , свт. О Крещении. М., 2012. Гомер. Илиада/Пер. Н. И. Гнедича//URL: http://www.rvb.ru/homerus/iliada/01text/23.htm (дата обращения 27. 05. 2013). Григорий Богослов , свт. Жалобы на свои страдания//Он же. Творения. В 2 т. М., 2007. Т. 2. С. 272–274. Григорий Богослов , свт. О воплощении (против Аполлинария)//Там же. С. 30–32. Григорий Богослов , свт. О космосе/Пер. Т. Г. Сидаша//Литературно-философский альманах «Александрия»//URL: http://alexandria.ushmanov.ru/bogoslov.htm (дата обращения 17. 03. 2014). Григорий Богослов , свт. Письмо 171. К Палладию//Он же. Творения. Т. 2. С. 519. Григорий Богослов , свт. Плач о страданиях души своей//Там же. С. 295–302. Григорий Богослов , свт. Слово 2, к призвавшим вначале, но не встретившим св. Григория//Там же. Т. 1. С. 24–26. Григорий Богослов , свт. Слово 4, первое обличительное на царя Иулиана//Там же. С. 61–106. Григорий Богослов , свт. Слово 5, второе обличительное на царя Иулиана//Там же. С. 107–124. Григорий Богослов , свт. Слово 7, надгробное брату Кесарию//Там же. С. 137–149. Григорий Богослов , свт. Слово 14//Там же. С. 175–196. Григорий Богослов , свт. Слово 27, против евномиан и о богословии первое, или предварительное//Там же. С. 327–332. Григорий Богослов , свт. Слово 28, о богословии второе//Там же. С. 333–350. Григорий Богослов , свт. Слово 29, о богословии третье, о Боге Сыне первое//Там же. С. 351–363.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010