8 .    Василий Великий . Творения. Ч.1 – 5. Репринт. изд.: М., 1991. 9 .    Григорий Нисский , св.  Об устроении человека./Пер., прим. и послесл. В.М. Лурье. СПб., 1995. 10 . Григорий Палама , св. Беседы (Омилии)./Пер. арх. Амвросия (Погодина) . Часть 1. Монреаль, 1965; Часть 2. Монреаль, 1974; Часть 3. Монреаль, 1984. (Репринт: Чч. 1 – 3. М., 1993; Чч. 1 – 3. М., 1994) 11 . Григорий Палама , св. Главы естественные, богословские, этические и практические (46).// Порфирий (Успенский) , еп. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 г. Ч.1. Отд.1. Киев, 1877, сс 350 – 412. 12 . Григорий Палама , св. Десятословие по христианскому законоположению./Пер. еп. Феофана (Говорова).//Добротолюбие в русском переводе, дополн. Т.5. Изд.2-е, М., 1900 (Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992), сс. 281 – 289. 13 . Григорий Палама , св. Десять бесед. М., 1785. 14 . Григорий Палама , св. Истолкование десяти заповедей.//Духовная беседа, 1860, т.1, сс. 273 – 285. 15 . Григорий Палама , св. Исповедание православной веры.//Воскресное чтение, Киев, 1814, сс. 15 – 21. 16 . Григорий Палама , св. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания./Пер. еп. Феофана (Говорова).//Добротолюбие в русском переводе, дополн. Т.5. Изд.2-е, М., 1900 (Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992), сс. 254–281. 17 . Григорий Палама , св. О молитве и чистоте сердца, – три главы./Пер. еп. Феофана (Говорова).//Добротолюбие в русском переводе, дополн. Т.5. Изд.2-е, М., 1900 (Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992), сс. 300–302. 18 . Григорий Палама , св. О священно-безмолствующих./Пер. еп. Феофана (Говорова).//Добротолюбие в русском переводе, дополн. Т.5. Изд.2-е, М., 1900 (Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992), сс. 289–299. 19 . Григорий Палама , св. Ответ Павлу Асеню./Пер. Н.Л. Холмогорова.//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России, 1996, (9/10), сс. 101103. 20 . Григорий Палама , св. Письмо Аникдину./Пер. прот. И. Мейендорфа .//Православная мысль, 1955, сс. 113 – 126.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

Мария Ненарокова Содержание Аннотация Введение Глава I. Беда и его время Глава II. Беда – ритор 1. Мнение Беды о риторике 2. Метафора 3. Антономасия 4. Сравнения 5. Эпитет 6. Топика образа героя 7. Топика послания у Беды и его ученика Примечания к главе II Глава III. Беда – агиограф 1. Жития Беды как сплав двух литературных традиций 2. «Житие св. Феликса» 3. «Житие св. Катберта» 3.1. Представления о младенчестве и отрочестве в житии 3.2. Идеальный монастырь в представлении Беды 3.3. Герой жития как связующее звено двух традиций 3.4. Представления о болезни и смерти в «Житии св. Катберта 3.5. Представления о чудесном в «Житии св. Катберта» 4. Место агиографии Беды в истории литературы Примечания к III главе Глава IV 1. Основные характеристики повествования 2. Время в «Жизнеописании» 3. Пространство в «Жизнеописании» 4. Образы героев в «Жизнеописании» 5. «Жизнеописание» Беды в истории литературы Примечания к главе IV Глава V. Беда – проповедник 1. О гомилетической традиции до Беды 2. «Exordium» – «вступление» – как часть проповеди 3. «Narrafto» – «повествование» как часть проповеди: способы организации текста 3.1. Гомилии 3.1.1. «Гомилия на Благовещение» (1 гомилия 1 книги) 3.1.2. Гомилии на праздник свв. апп. Петра и Павла (XV, XVI гомилии II книги) 3.1.3. «Гомилия на праздник Обновления храма» (XXI гомилия II книги) 3.2. Экземплюм 3.2.1. Пример экземплюма из «Жития св. Катберта» 3.2.2. «Гомилия на день памяти Бенедикта Бископа» (том XVII, II книга) 3.3. Особенности «повествования» в гомилии и экземплюме. 4. «Conclusio» – «заключение» – как часть проповеди 5. Место гомилий Беды в истории литературы Примечания к главе V Заключение Summary     Аннотация Предлагаемая монография посвящена творчеству Досточтимого Беды (672/3 – 735), выдающегося церковного писателя и богослова раннего Средневековья. Произведения писателя представляют собой яркие примеры наиболее распространенных в Средние века жанров – жития, жизнеописания, послания, проповеди . Прослеживается связь теоретических знаний Беды в области риторики и отражение этих взглядов в структуре его произведений. Творчество англосаксонского писателя рассматривается как синтез культурных традиций, бытовавших в Англии VII-VIII веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Гомилия об архангеле Михаиле В коптской литературе известно немало гомилий об архангелах, в том числе несколько, посвященных архангелу Михаилу. Данная сохранилась в единственной рукописи, находящейся в Российской Национальной библиотеке (коптская новая серия, 12 – 45), которая представляет собой часть кодекса (стр. 63 – 134) на саидском диалекте, содержащую заключительную часть гомилии и почти полный текст мартирия св. Виктора. Почти все указанные гомилии построены по одному плану. Сначала идет восхваление архангела, затем рассказывается какая-либо чудесная история, в которой герою помогает архангел. Все заканчивается нравоучительным заключением. Настоящая гомилия построена подобным образом. Несомненно, она начиналась с энкомия, за которым следует чудесная история, конец которой мы находим в сохранившейся части рукописи. Это известный бродячий сюжет. Богач узнает предсказание о том, что бедный мальчик (в данном случае – сын соседки – вдовы) должен унаследовать его имущество. Он пытается погубить ребенка, но, боясь собственноручно умертвить его, оставляет одного в лесу или бросает в воду в бочке, колыбели, сундуке и пр. В данном случае – в море, что явствует из слов Михаила: «Я – Михаил, который помог тебе во время, когда бросили тебя в море». Все попытки, разумеется, оказываются безуспешными, и богач, наконец, поручает юноше отнести домой письмо, в котором велит своей жене погубить юношу. Доброжелатель юноши, в данном случае архангел Михаил, заменяет это письмо другим, в котором приказывается женить юношу на дочери богача. Любопытно, что в нашей рукописи богача постигает та же судьба, которая, по рассказу Геродота (III, 64), постигла Камбиза: его собственный меч пронзил ему бок, когда он садился на коня. Особенность этой гомилии, выделяющая ее из круга остальных, – описание судного дня (в связи с ролью архангела Михаила), интересное тем, что знакомит нас с эсхатологическими представлениями коптов. По палеографическим данным рукопись датируется X в. Но оба произведения – и гомилия, и мартирий – созданы, несомненно, значительно раньше. Если в упоминании «сынов Исава», которые «будут теснить христиан, как Навуходоносор», содержится намек на завоевание Египта арабами, то гомилия не могла быть написана ранее этого события. По-видимому, время ее создания – VII – VIII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Sopko A. J. «Palamism before Palamas» and the Theology of Gregory of Cyprus/St. Vladimir’s Theological Quarterly. 23, 1979. Pp. 139–147. Паламитские споры Св. Григорий Палама Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, свт. Полемика с Акиндином/Издание подготовил А. Г. Дунаев. Святая гора Афон, 2009. Григорий Палама , свт. Об исхождении Святого Духа. Краснодар, 2006. Григорий Палама, свт. Слово на житие прп. Петра Афонского/Пер. с древнегреч. А: Ю. Волчкевич и А. О. Крюковой; науч. ред. Д. А. Поспелов. Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, 2007. Григорий Палама , свт. Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамигской пагубы/Пер. и предисл. А. И. Сидорова //Богословские труды. 38, 2003. Сс. 8–73; 39, 2004. Сс. 5–60. Григорий Палама , свт. Трактаты/Пер. архим. Нектария (Яшун-ского). Краснодар, 2007. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священнобезмолвству-ющих/Пер., поел, и комм. В. Вениаминова [В. В. Бибихина]. М., 2003. Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой философом. Философские и богословские аспекты паламитских споров/Пер. с древнегреч. Д. А. Поспелова; отв. ред. Д. С. Бирюков. Афон, М., 2009. Макаров А. И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб., 2003. Мейендорф М., протопресв. Жизнь и труды св. Григория Паламы . Введение в изучение/Пер. Г. Н. Начинкина под ред. И. П. Медведева и В. М. Лурье. СПб., 1997 ЛаршеЖ. – К. Исихазам и Шести Васл " енски Сабор//Свети Гpu-ropnje Палама у истори]и и садашнюсти. Србин> е, 2001. С. 67–86. Святителя Григория Паламы Свято горский Томос в защиту священнобезмолвствующих, против тех, кто, не имея опыта, не веря святым, отвергает неописуемые таинственные действования (энергии) Духа, которые действуют в живущих по Духу и обнаруживают себя деятельно, а не доказываются рассуждениями/Пер. Т. А. Миллер//Альфа и Омега. 3(6), 1995. Сс. 69–76.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Здесь гомилия обращается к молитве, и по традиции «Отче наш» рассматривается как образец. И в самом деле, это катехизическое поучение о молитве, а не толкование «Отче наш» в контексте последования причащения. Возможно, что эта гомилия появилась в то время, когда молитва Господня еще не была включена в состав литургии в качестве элемента последования причащения, и что именно поэтому толкование молитвы «Отче наш» было добавлено к первоначальному тексту гомилии позднее, когда эта молитва стала частью чина причащения 59 . Мы должны задаться вопросом: почему комментарий на молитву Господню был добавлен к пятой тайноводственной гомилии свт. Амвросия? Думаю, что наиболее простым является следующее объяснение этого факта: толкование на «Отче наш» имеется в пятой тайноводственной беседе свт. Кирилла. Цикл «О священнодействиях» свт. Амвросия, по существу, пятой гомилией не заканчивается: далее идет шестая, посвященная молитве «Отче наш». И если первоначально цикл состоял из шести гомилий, то не было необходимости, чтобы в пятой речь шла об этой молитве. Тайноводственные беседы свт. Кирилла были восприняты в церкви Феодора Мопсуестийского тогда, когда в иерусалимском цикле еще не была упразднена гомилия о молитве «Отче наш». Фактически у Феодора пять бесед: три о Крещении и две о Евхаристии, как и у свт. Кирилла, но есть и еще одна – о молитве «Отче наш». Так же и у свт. Амвросия пять гомилий: три о Крещении и одна о Евхаристии, и еще одна о молитве, в которой он пространно говорит о молитве вообще и очень кратко – о молитве «Отче наш». Таким образом, я думаю, свт. Амвросий познакомился с циклом тайноводственых поучений свт. Кирилла, когда их было шесть, а затем, следуя примеру свт. Кирилла, добавил комментарий на «Отче наш» в пятую гомилию (о Евхаристии). И причиной такого решения было включение молитвы «Отче наш» в последование причащения – не только в Иерусалиме, но и в Милане. Евхаристия в Мистагогии свт. Кирилла Иерусалимского Евхаристии посвящены две беседы свт. Кирилла – четвертая и пятая. Как уже было сказано, его тайноводственные поучения встроены в литургию Слова: библейское чтение, проповедь , благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

1054 . Василий (Кривошеин) , еп. Святой Григорий Палама . Личность и учение по недавно опубликованным материалам//ВРЗПЭ 1960. 33–34. 101–104. же. Богословские труды 1952–1983 1 .52). 209–229. 1055 . Вениаминов В. [Бибихин В. В.] О житии и богословском наследии святителя Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского//ЖМП 1984. 8, 10.67–77, 69–78. пер.://ГСПЦ 1986. 67:8,9. 173–180, 209–216. 1056 . Заболотский Н. О богословии святого Григория Паламы //ЖМП 1963. 8. 62–71. 1057 . Климков Олег, свящ. Православный исихазм и учение св. Григория Паламы . СПб. 1998. 1058 . Лапковский В., свящ. Палама (проповедь)//ВРХД 1986. 147. 17–20. 1059 . Методий архим. Св. Григорий Палама – велик богослов, защитник на исихазма//Духовна култура. 1979. 2, 3. 1–10, 15–24. 1060 . Модест [Стрельбицкий Д. К.], игумен. Святой Григорий Палама , митрополит Солунский, поборник православного учения о Фаворском свете и действиях Божиих. Киев 1860. 130. 1061 . Николай, архиеп. Св. Григорий Палама и неговото богословие//Духовна култура. 1965. 45. 5–13. 1062 . Hukoлaj, митроп. Дабробосански. Исихастички покрет и свети Гpuropuje Палама //Свети Григорий Палама у ucmopuju и 6 .603). 2003. 25–38. 1063 . Перлов Ф. Св. Григорий Палама , архиеп. Фессалоникийский//Владимирские губернские ведомости. 1848. 10. 1064 . Ружицкий К., прот. К 600-летию со дня кончины св. Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского//ЖМП 1959. 12. 31–40. 1065 . Соколов И. И. Святой Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии. По поводу исследования Г. X. Папамихаила γιος Γρηγριος Παλαμ ς... 1911//ЖМНП 1913. Апрель, май, июнь, июль. Новая сер. 44–46:2. 378–391, 159–186, 409–429, 114–139; отд. оттиск: СПб. 1913. 90. 1066 . Хубанчев А., Коев Т. Св. Григорий Палама //Они же. Философски идеи в православния Изток. София 1993. 112–123. 1067 . Behr-Sigel Е. Réflexions sur la doctrine de Grégoire Palamas//Contacts. 1960. 12. 118–125. 1068 . Bonis K. G. Gregorios Palamas, der letzte der grossen byzantinischen Theologen// Θεολογα. 1979. 50. 7–21.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

 См.:  Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 36. С. 99.   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 37. С. 99–100.   Григорий Палама,  святитель. Гомилия 34 на Святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней доказывается, что Свет, бывший при Преображении, является несозданным. С. 89.  По мысли святителя Григория, в Будущем веке достойные «будут сопребывать в вечности, осияваемые и соиссияющие при этом Сверхсияющему чудеснейшим образом». –  Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. IV, 21, 55. С. 195.   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 37. С. 99.   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 36. С. 99.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. II, 1, 6. С. 91–92.   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. III, 3, 9. С. 337. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии наталья 28 марта 2019, 21:43 Благодарю Вас за возможность прочитать эту статью.Какая то малая частичка от Преображения на Фаворе коснулась моей души!Спаси Господи.Мир Вам. Александр 23 августа 2017, 13:46 Отличная апологетическая статья против известных мнений, пытающихся опровергнуть богословие св. Григорий Паламы о нетварных энергиях. Действительно, весьма важно в данном случае показать для сомневающихся единомыслие св. Григория с другими святыми отцами по данному вопросу. Анна 20 августа 2017, 20:17 Спаси Господь! С удовольствием прочла! Игорь 20 августа 2017, 13:00 Мне статья понравилась. Спасибо автору. Читаю сейчас преподобного Симеона Нового Богослова который тоже много пишет о необходимости ищущим спасения увидить, не самим собой, а исключительно по Милости Божией, некий свет подаренный нам ещё в крещении. В общем эта статья, как мне скудоумному кажется, помогает понять, то о чем пишет преподобный Семеон. Дальше буду стараться читать преподобного сквозь " призму " данной статьи. Ещё раз, спасибо автору.

http://pravoslavie.ru/105813.html

В этом свидетельстве о видимом явлении света нетварной Божественной благодати в замечательном русском подвижнике и о перемене, произошедшей также и со свидетелем этого чуда – Н.А. Мотовиловым, нельзя не заметить поразительного сходства с тем, о чем писал святитель Григорий Палама: чтобы оказаться способным увидеть Фаворский свет, христианину необходимо самому силой этого света измениться и им просиять.   Григорий Палама,  святитель. Письмо к Иоанну Гавре//Цит. по:  Иоанн Мейендорф , протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. СПб., 1997. С. 240. Ср. например:  Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. III, 6, 15. С. 109. У преподобного Максима о единой энергии Бога и святых см.:  Максим Исповедник,  преподобный. К Марину, преподобнейшему пресвитеру (трактат 1)//Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. Т. II. М.; СПб., 2009. С. 194.  В подтверждение этого святитель Григорий приводит слова преподобного Максима: душа, по святому Максиму, «через причастие Божией благодати сама делается Богом, прекращая в себе всякую мысль и ощущение и одновременно прекращая природные действия тела, которое обоживается вместе с ней в меру доступного ему приобщения к Божеству, так что и душа и тело являют тогда одного только Бога и изобилие славы пересиливает их природные свойства». –  Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 36–37. С. 99–100. Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. Главы о богословии и о домостроительстве Воплощения Сына Божия. II, 88. С. 253.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. VII, 9, 29. С. 346–347.   Григорий Палама,  святитель. Апология пространнейшая… О Божественных энергиях и их причастии. 30. С. 65.   Григорий Палама,  святитель. Гомилия 34 на Святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней доказывается, что Свет, бывший при Преображении, является несозданным//  Григорий Палама,  святитель. Беседы. Т. 2. М., 1994. С. 86.

http://pravoslavie.ru/105813.html

34 1 Кор. 15:50. Ср.: Гал. 1:6. 35 Палама опускает сцену с предупреждением свт. Николая и представляет поведение Петра как его личную инициативу. 36 Еф. 1:10; Кол. 3:11. 37 То есть «стрелой любви к Богу». 38 Палама опускает наказ свт. Николая Петру идти в Рим (Николай Монах, I.3), поэтому остается неясно, отчего Петр идет именно в Рим. 39 У Николая Монаха (II.2) — «ночью». Палама же явно стремится к более «духовному» осмыслению сюжета. 40 За абстрактными «приметами» у Паламы скрывается сцена, когда свт. Николай показывает папе Петра. 41 Палама опускает указание Николая Монаха (II.2), что это был храм св. Петра, то есть Ватиканский. 42 Палама чрезвычайно сильно сокращает сцену с папой и Петром, вероятно, из-за своих антилатинских настроений. Возможно, его смутила сцена благословения папой Петра со словами: ««Ступай, чадо, Господь будет с тобою, и Он направит путь твой». Получается, что папа благословляет Петра поселиться на Афоне, что Паламе могло показаться неуместным в свете греко-латинских конфликтов XIII в. на Святой горе. 43 О маршруте плавания у Николая Монаха сведений нет. У Паламы же явный анахронизм: в IX в. Крит находился под властью арабов. 44 Палама переставляет местами эпизоды с исцелением семьи и явлением Богородицы, по-видимому, ради того, чтобы подчеркнуть неслучайность движения Петра к Афону. 45 Палама продолжает свою «критскую тему», восходящую, возможно, к какому-то преданию этого острова. 46 Унция — единица веса, равная примерно 29 граммам. 47 Досл. «со всех ног». 48 То есть считал причиной случившегося волю Божию. 49 Ср. Пс. 90:7. 50 Ср. Еф. 3:16. 51 Ср. Jo. Chrys., In acta Apostolorum [hom. 1-55], vol. 60, p. 250, I. 29. 52 Исх. 14:16. 53 Досл. «в священные места». Так как слово τ δυτα часто означает «алтарь», Палама указывает на то, что прп. Петр был допущен Богом в нерукотворенные алтари афонских пустынь. 54 Пс. 8:6; Евр. 2:7. 55 Далее следует аскетическое отступление Паламы, объясняющее смысл воздержания и исихии. 56 Ум здесь понимается как высшее начало души человека (так у Евагрия), что будет разъяснено Паламой ниже.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1319

Основания колонн вокруг дают основание предположить, что над смотровым отверстием был установлен киворий, или же оно было окружено оградой. Примыкает к базилике Рождества с юго-западной стороны. Выделяется мощными стенами и отсутствием внешних ворот: попасть внутрь можно только через базилику, впрочем, обычно, доступа в монастырь нет. В основном, комплекс монастыря относится к эпохе крестоносцев, т. е. к XII веку, наиболее поздние достройки осуществлялись в XVII веке. Как таковой, армянский монастырь св. Троицы, не представляет интереса для Каталога православной архитектуры, однако самые ранние элементы комплекса относятся к византийским временам. Это помещения, непосредственно примыкающие к базилике, и некоторые другие сооружения, наиболее известным из которых является библиотека, или скрипторий Блаженного Иеронима, представляющий собой разделенное на двенадцать травей и два нефа сводчатое помещение, перекрытое крестовыми сводами опирающимися на четыре поставленные в ряд колонны (размеры 25,5х9,1 м). Колонны вторичного использования, сделаны из вифлеемита и несут коринфские капители. Их основания установлены в скальной вырубке на несколько метров ниже уровня площади перед западным фасадом базилики. Свой современный вид скрипторий приобрел в результате перестроек уже в новое время. Еще в XVII веке были видны колонны и гладко отесанные камни древней кладки (по свидетельству францисканского монаха Франческо Кварезми в его книге «Elucidatio terrae sanctae historica» (Антверпен, 1639). Свидетельство относится к периоду 1616-1626 гг.). Сегодня помещение разделено на два яруса, верхний из которых служит трапезной. В XVII веке комплекс монастыря использовался в качестве конюшни, пока просвещенный армянский патриарх Григор основательно не отремонтировал комплекс, устроив в нем церковь св. Троицы с двумя престолами (неясно, был ли это Григор Гандзакеци (1613-1645), Григор II (1704-1715), бывший одновременно Армянским патриархом Константинополя, или Григор Шираванци (1715-1749)). К западу от монастырской кухни сохранился с XII века еще один сводчатый зал, вход в который ведет с монастырского двора. Зал этот, возможно, относился к епископским покоям времен крестоносцев или к латинской больнице.

http://sobory.ru/article/?object=14202

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010