В Пензенской епархии к чину канонизации И. и позднее создавались единоличные иконы. Одна из них - святитель в рост, в митре, с Евангелием в левой руке - помещалась на крышке раки в кафедральном Успенском соборе Пензы (опубл. в кн.: Свт. Иннокентий, еп. Пензенский и Саратовский/Сост.: С. В. Зелёв, В. П. Зелёв. Пенза, 2006. Вкл.; впосл. образ был закрыт полотном с надписью: «Дивен Бог во святых своих»). Др. иконы И. отличаются по манере письма, но близки по иконографии: поясное изображение святителя в клобуке, в архиерейской мантии, с благословляющей десницей, жезл в левой руке, на груди панагия, фон золотой. Неск. икон аналогичного извода, написанных в древнерус. стилистике, дополнены мощевиками и установлены во мн. церквах Пензенской епархии, в одном из храмов на родине И.- в Павловском Посаде, в соборе Николо-Перервинского мон-ря в Москве. Последний иконописный вариант был создан в 2008 г. по благословению архиеп. Филарета (Карагодина) пензенским худож. С. В. Шалаевым. Образ И., выполненный в академической манере на основе литографированного портрета, максимально сохраняет черты внешнего облика святителя. Эта икона стала общепризнанным образцом. Она была установлена под сенью у раки с мощами И. в пензенском Успенском соборе. Совр. роспись с образом И. имеется на стене одного из храмов Троице-Сергиевой пуст. под С.-Петербургом. С. В. Зелёв, Е. В. Лопухина Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/text/389623.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Полянский Борис Иванович; 1901, г. Тирасполь - 4.11.1937, Сиблаг, Новосибирская обл.), прмч. (пам. 22 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим. Из семьи священника-миссионера. В нач. 20-х гг. служил в Красной Армии. Был увлечен идеями обновленца В. Д. Красницкого . В 1924 г. сблизился с еп. (впосл. архиепископом) Сергиевским Варфоломеем (Ремовым) и отошел от обновленчества. Стал прихожанином Высокопетровского московского муж. мон-ря , где учился в нелегальном духовном учебном заведении, продолжавшем традиции МДА. 17 марта 1926 г. пострижен в мантию, 17 апр. рукоположен во иерея. В постриге получил имя Герман в память схиигум. Смоленской Зосимовой пуст. Германа (Гомзина) , к-рый был духовным наставником Варфоломея (Ремова). В мон-ре нес послушание по организации учебного процесса в тайной «академии». Вскоре Г. стал одним из известных в Москве духовников. Был духовно близок общинам храмов свт. Николая у Соломенной Сторожки и свт. Митрофания Воронежского в Петровском парке, где неоднократно служил. После арестов в 1929 г. священников этих храмов священномучеников Владимира Амбарцумова и Владимира Медведюка часть прихожан перешла под окормление Г. в Высокопетровский мон-рь. Г. последовательно и без колебаний пребывал под омофором Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . После закрытия в 1929 г. последнего из действовавших монастырских храмов - собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери - высокопетровский клир перешел в храм прп. Сергия Радонежского на Б. Дмитровке. Здесь духовническая деятельность Г. достигла расцвета. В 1932 г. он был возведен в сан архимандрита. 28 янв. 1933 г. Г. был арестован вместе с др. молодыми пострижениками Высокопетровского мон-ря и как участник «контрреволюционной организации христианской молодежи» приговорен к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок в Сиблаге, близ г. Мариинска, в Западно-Сибирском крае, продолжал в заключении духовно окормлять верующих. Из-за жесткого ограничения числа отправляемых из лагеря писем Г. в одном послании обращался сразу ко мн. духовным чадам, письма разрезали на фрагменты, к-рые раздавали адресатам. В лагере Г. посетила одна из его духовных дочерей - З. С. Черкова, сумевшая передать ему Св. Дары. В заключении Г. узнал о казни архиеп. Варфоломея (Ремова) и написал 2 заупокойных канона, посвященные его памяти.

http://pravenc.ru/text/164729.html

Еп. Герман (Аав). Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. Еп. Герман (Аав). Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. После переговоров, состоявшихся между делегацией ФПЦ и Синодом К-польского Патриархата, 6 июля 1923 г. Патриархом Мелетием был подписан томос, подтверждавший право ФПЦ на автономию. Однако Патриарх Мелетий подчеркнул несвоевременность предоставления ей автокефалии и подтвердил временный характер принятия ФПЦ в К-польский Патриархат - до нормализации церковной жизни в России. Вопреки протестам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви за границей (4-6 июня 1923), Синод К-польского Патриархата счел нужным удовлетворить просьбу церковного управления ФПЦ о рукоположении епископа. 8 июля 1923 г. Патриарх Мелетий и архиереи К-польского Патриархата совершили хиротонию прот. Г. Аава во епископа Сортавальского без его предварительного пострижения в монашество (по др. данным, Г. был пострижен в рясофор ). В нояб. 1923 г. Собор ФПЦ назначил Г. епископом Карельским. 14 нояб. того же года Патриарх свт. Тихон и Свящ. Синод РПЦ приняли постановление, согласно к-рому временное окормление ФПЦ К-польским Патриархатом признавалось более не имеющим необходимости и объявлялось о возвращении ФПЦ в юрисдикцию Московского Патриархата, но 15 февр. 1924 г. Г. и церковное управление ФПЦ направили Патриарху свт. Тихону извещение, в к-ром заявили о своем окончательном переходе в К-польский Патриархат. В том же году под предлогом принятия нового закона об офиц. языке архиеп. Серафим был отстранен от управления Финляндской Церковью и выслан из Финляндии. На состоявшемся в 1925 г. Соборе духовенства Г. был избран Предстоятелем ФПЦ с титулом «архиепископ Карельский и всей Финляндии». Одним из первых осуществленных Г. мероприятий была реформа церковного календаря . Под давлением правительства Финляндии, заинтересованного в одновременном праздновании Пасхи и др. христ. праздников всеми христ. конфессиями страны, а также ввиду принятых К-польским Патриархатом на «Всеправославном конгрессе» 1923 г. решений о введении т. н. новоюлианского календаря Г. предписал всем мон-рям и приходам ФПЦ перейти на новый стиль и зап. пасхалию . В 1924 г. Г. впервые совершил пасхальные богослужения по зап. календарю, что вызвало смущение у мн. правосл. клириков и мирян, увидевших в этом нарушение канонических правил (о правилах празднования Пасхи см. в ст. Вселенский I Собор ). Особо острое неприятие календарных реформ, приведшее к расколу и непризнанию юрисдикции Г., было отмечено в находившемся с 1917 г. на территории Финляндии Спасо-Преображенском Валаамском муж. мон-ре , где в сент. 1925 г. большинство насельников мон-ря отказались участвовать в совершавшихся Г. богослужениях.

http://pravenc.ru/text/164751.html

Поскольку романизация галликанского богослужения шла параллельно с его кодификацией, рукописей, содержащих «чистую» галликанскую традицию, сохранилось не много. Псевдо-Герман. Ключевым текстом для изучения Г. о. является «Краткое толкование древней галликанской литургии» (Expositio Brevis Antiquae Liturgiae Gallicanae - ркп. Autun. Bibl. Mun. 184, ок. 850 г. Fol. 113-122), надписанное именем свт. Германа, еп. Парижского († 576). Рукопись хранилась в мон-ре св. Мартина в Отёне и была издана в Париже в 1717 г. мауристом Э. Мартеном (совр. изд.: Ratcliff. 1971; устаревшее: PL. 72. Col. 83-98; рус. пер. 1-го послания: СДЛ. Ч. 5. C. 35-43). Состав рукописи следующий: «Книга искр» Дефенсора из Лигюже, апокрифическое послание блж. Иеронима о символизме канонических часов, 2 небольших трактата по каноническому праву, комментарий Беды Достопочтимого на кн. Товит, проповедь блж. Августина, катехизические вопросы, «Краткое толкование» свт. Германа, еще одно толкование мессы и 3 послания о чине Крещения. Текст «Краткого толкования» состоит из 2 посланий. Заглавие 1-го: «Мы начинаем главы преданий Отцов, каким образом совершается торжественный церковный чин (ordo), или какими наставлениями церковный канон (kanon) украшается. Герман, еп. Парижский, написал о мессе...» В нем содержится последовательное изложение чина литургии с толкованием основных элементов. В названии 2-го послания сформулирована его тема: «Начинается второе послание об общей службе (de communi officio)». Однако по содержанию оно довольно хаотично. Сначала излагается вопрос о различных формах псалмопения в службах суточного круга. Затем говорится об особенностях великопостного богослужения (в частности, о замене Benedictus пением Sanctus deus archangelorum); о благословении елея для разных нужд; о чине Крещения (текст в этом месте поврежден); об ангеле, совершающем Евхаристию, с аллюзиями на восходящий эпиклесис (Псевдо-Герман цитирует апофтегму аввы Арсения Скитского о монахе, к-рый не верил в реальность преложения Даров (авва Даниил. 7); она была переведена на лат. язык ок. 530); о пасхальном богослужении; об облачениях клириков; о великопостных песнопениях.

http://pravenc.ru/text/Галликанский ...

Нет, служба уже была переведена к тому времени. Они написали акафист свт. Иоанну Шанхайскому, который был позже переведен на русский язык. Они смогли увидеть в нем святого при жизни. Казалось бы – а кто же не узнает святого? Он же творит чудеса, и не спит, только немного дремлет, сидя в кресле, в перерывах между молитвами! Но далеко не все увидели его святость, свт. Иоанна преследовали, его судили в суде. К счастью, он сам был адвокатом, имел образование. Это напоминает мне эпизод, описанный в Евангелии от Марка, в 6 главе (стихи 7-13), когда Христос берет учеников, дает им власть над бесами, они стали исцелять именем Христа. Это потрясающе, никто из пророков этого не делал. И дальше, там рассказывается, что когда 5 тыс. человек были в пустыни, ученики пришли ко Христу со своим недоумением: «А что нам следует делать? Что, нужно послать кого-то на рынок, чтобы купить пищу, сколько там у нас денег?». То есть они изгоняли бесов и исцеляли болезни, и до сих пор ничего не поняли – что находятся не перед простым человеком или пророком, но перед Самим Богом, Который им сказал: «вы их накормите!» Дар узнавания святости дан далеко не всем. О. Герман часто говорил о Кресте и распятии. Он говорил о таком явлении (я не уверен, что это слово можно корректно перевести на русский язык – churchianity) о церковнианстве. То есть христианство – это религия Христа, а церковнианство – религия церкви (как здания), религия правил поведении в храме и знания о тех священных предметах, иконах, свечках, которые в нем находятся. За это его некоторые не любили. Он постоянно говорил о ценности свободы, понимая, что эта ситуация не будет продолжаться долго. Они с о. Серафимом знали о видении св. старцев Оптинских от семьи Концевичей, хранившей оптинское наследие в США. Было такое пророчество: «Что началось в России, будет закончено в Америке». Эти слова были сказаны старцем Игнатием, который скончался в Харбине, но мы ничего больше не знаем о нем. Это неизвестный святой, который бежал из России с Белой Армией. О. Серафим (Роуз) писал об этом в книге «Православие и религия будущего». О. Герман вдохновлялся идеалом ковбоев, суть которого в том, что комфорт не так важен, как свобода и истина.

http://pravoslavie.ru/123354.html

Итак, несомненно, со временем в церковном сознании и в иконописных деисисах св. Иоанн Предтеча занимает второе место после Христа. Это же находит определенное подтверждение и в церковной письменности, где он оказывается предтечей Спасителя не только в земной жизни, но и во аде , что еще более уподобляет его Христу. Таким образом, образ Иоанна Предтечи трактовался в церковном предании исторически и типологически. Исторически он был предтечей Спасителя, неполноценным христианином, неравным апостолам, прежде всего тем, что они в отличие от него пережили таинственную Пятидесятницу. Однако в то же самое время он сам оказывается создателем квинтэссенции христианства - монашеской традиции. Он же, как креститель Христа, был величайшим святым, достигшим при жизни максимальной чистоты и святости. Кажущееся здесь противоречие разрешается многогранностью подходов, основная задача которых, не исключая исторической и догматической точности, предоставить глубочайшее назидание и начертать путь христианской жизни, важный не только для монахов, но и для рядовых христиан, стремящихся к христианскому совершенству . Кирилл Иерусалимский , свт. Поучение 10, 19. Апокрифическое «Евангелие Никодима» 18, 3. Дамаскин Студит, митр. Сокровищница. Иоанн Дамаскин , прп . Изложение веры 88:64. Евстратий, пресв . Житие Евтихия, патриарха Константинопольского. Григорий Богослов , свт . Послание 99, 1. Григорий Нисский, свт. Толкование на Екклезиаст 3, 26. Свт. Григорий Нисский. На день светов (Vol. 9. P. 237. TLG 2017/14). Андрей Кесарийский, свт. Толкование на Апокалипсис 2, 6, 2,28b-29. Герман Константинопольский, свт. Тайная история Вселенской Церкви 19. Analecta Hymnica Graeca , Canones Junii . (Varia) День 24, канон 16.2 песнь 3. Иосиф Флавий. Иудейские древности 18, 117. Прокл Константинопольский, свт . Гомилия на Богоявление 8, 57. Григорий Палама, свт. Гомилия 60, 2. Иоанн Лествичник, прп.Лествица 4, 709. Василий Великий. Пространные правила. PG 31, 1283-1285. Диадох Фотикийский , св . Сто глав о духовном совершенстве 12.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Свт. Герман объясняет избирательность источников чудес волеизъявлением Божиим. Так, в книге «Деяний апостолов» сказано, что больные исцелялись не от всякой тени, а только апостола Петра, и не от любой одежды, а лишь апостола Павла. Чудеса совершались «в возмездие за веру их в проповедуемого ими Бога, Который благодать Свою проявляет (ποδεικνντος) также и чрез неодушевленные предметы; точно так Он благоволил, чтобы тоже самое было и с иконами, то есть чтобы не всякая икона или живописное изображение было [таким. – В.Н. ] источником благодеяний (το τς τοιοτου εδους εεργεσας) для верующих, но только некоторые иконы святых, или же Самого Господа; так что нельзя подумать, будто исцеления совершаются сами по себе; нет, они совершаются только по благодати Бога нашего» . Из текста видно, что, по слову святителя, источником благодати является Бог, Который совершает чудотворения как через своих служителей (апостолов, святых подвижников), так и через предметы, в том числе через иконы. Терминологически это подчеркивается употреблением глагола ποδεκνυμι (в представленном переводе – «проявлять»), одно из значений которого «рождать, производить на свет» . Это значит, что «рождающий благодать» есть Бог, а проявлять, показывать ее Господь может по Своему усмотрению (когда-либо, через кого-либо или что-либо). Соответственно, икона не есть собственно источник благодеяний, а только способ их оказания верующим, что и отражено в греческом тексте, где на месте термина «источник» стоит εδος , т. е. способ действия . Отметим, что тема благодати, подаваемой Богом от священных изображений, позднее заняла важное место в полемике с иконоборцами и в богословии иконы, о чем скажем ниже. 8. Выводы по учению свт. Германа В результате сделанного обзора догматических посланий свт. Германа можно констатировать следующие основные положения его взглядов на иконопочитание: 9. Заключение Исследователь богословия свт. Германа С.В. Заплатников пишет, что «совокупность богословских идей» трех догматических посланий святителя об иконопочитании «представляет собой первое в истории Церкви богословие иконы» . Автор проводит сравнение основных тезисов учения святителя и определения (ороса) Седьмого Вселенского собора и показывает, что последнее в значительной степени следует за мыслью и словом святителя.

http://bogoslov.ru/article/6192676

В Житии свт. Льва Катанского (VIII в.) основное место занимает история мага Илиодора, продавшего душу диаволу и получившего способность творить «злые» чудеса (1-й известный «фаустовский» сюжет в европ. лит-ре); фактически это новелла с весьма динамичным, местами сказочным, сюжетом. Гомилетика и гимнография, жанры, доминировавшие в визант. лит-ре «темных веков», представлены в творчестве свт. Андрея Критского, свт. Германа I , Патриарха К-польского, и прп. Иоанна Дамаскина . Перу свт. Андрея принадлежат более 20 гомилий и Великий канон . Основные черты лит. стиля этого писателя - композиционная строгость с регулярными повторами и возвращениями к ранее сказанному и отвлеченность от земных деталей. Андрей Критский употребляет мало сравнений, но зато обильно пользуется синонимическими рядами, анафорами, антитезами и т. п. Основное внимание писателя сосредоточено не на событиях, происходящих на земле, но на их таинственном смысле. В Великом каноне лит. мастерство автора проявляется, напр., в тонкости раскрытия одной и той же темы в соответствующих тропарях разных песен, что создает композиционное движение внутри статичной монументальной структуры. В творчестве Андрея Критского наиболее ярко проявляется свойственное этому периоду сближение гомилетики с гимнографией, в т. ч. и на уровне прозаического ритма. Напротив, свт. Герман в своих гомилиях рассматривает развитие исторических событий во времени. Для его произведений характерны четкая композиция и драматические ситуации, а иногда, как в гомилии на Благовещение, и диалогическая структура, с помощью к-рой автор удачно передает напряжение момента и смену чувств. Одну из своих гомилий Герман посвятил отражению араб. осады К-поля в 717-718 гг., рассказав, как заступничество Пресв. Богородицы против всяких ожиданий обратило в бегство неисчислимые вражеские полчища. Незаурядными художественными достоинствами отличается Канон прп. Марии Египетской, глубоко раскрывающий диалектику спасения как взаимодействие личного покаяния и милосердия Божия.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Иоанном Иерусалимским и в 396 г. написал послание к Римскому еп. св. Сирицию (Ibid. 14, 44), вероятно, в ответ на послание последнего, написанное после жалобы свт. Иоанна (или Руфина - Idem. Adv. Rufin. 3. 21), в к-ром Сириций укорял Е. К. за его вмешательство в дела Иерусалимской Церкви. В свою очередь свт. Иоанн Иерусалимский написал апологию к еп. Феофилу Александрийскому, в которой оправдывался от обвинений в оригенизме, выдвинутых против него Е. К. и блж. Иеронимом. Для опровержения этой апологии блж. Иероним в кон. 396 г. написал большое соч. «Против Иоанна Иерусалимского», в к-ром показал, как свт. Иоанн намеренно избегал открытого ответа на обвинения в оригенизме, прозвучавшие со стороны Е. К. Однако на Пасху 397 г. в иерусалимском храме Воскресения между Руфином Аквилейским и блж. Иеронимом произошло примирение (Ibid. 3. 33), после чего свт. Иоанн Иерусалимский вновь принял последнего в церковное общение. Несмотря на то что впосл. вражда между блж. Иеронимом и Руфином Аквилейским возобновилась и даже привела к окончательному разрыву, Е. К. уже не принимал в этом непосредственного участия. Вторая стадия оригенистских споров Святители Епифаний Кипрский и Герман К-польский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.1.58. Л. 113 об.) Святители Епифаний Кипрский и Герман К-польский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.1.58. Л. 113 об.) В 399 г. в Египте вокруг учения Оригена с новой силой возобновились споры, затем перекинувшиеся на Палестину и всколыхнувшие К-поль. Начало их 2-й стадии, в к-рой Е. К. также принял непосредственное участие, было положено активной деятельностью Александрийского еп. Феофила по борьбе с оригенизмом в среде егип. монашества. До 399 г. еп. Феофил симпатизировал оригенистам и был на стороне свт. Иоанна Иерусалимского в его споре с Е. К., к-рого он в посланиях к Римским епископам Дамасу и Сирицию даже называл «еретиком и схизматиком» (ap. Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 16). Однако впосл. еп. Феофил изменил свой взгляд, изгнав из Нитрийской пустыни ок.

http://pravenc.ru/text/Епифаний ...

Подобно блж. Иерониму символы евангелистов толковали свт. Епифаний Кипрский (ок. 315–403), свт. Григорий Двоеслов (ок. 540 – 604), свт. Исидор Севильский (560–636), свт. Герман Патриарх Константинопольский (VIII в.), прп. Беат Лиебанский (VIII в.) и другие. Первым после св. Иринея восточным автором, связавшим «животных» с Евангелистами, был свт. Епифаний Кипрский в трактате «О весах и мерах»: «…так как есть четыре реки, вытекающих из Эдема, четыре части света, четыре времени года, четыре стражи ночи… четыре духовных существа, состоящих из четырех лиц и означавших приход Мессии. У одного было лицо человече, потому что Мессия был рожден человеком в Вифлееме, как научает Матфей. У одного было лицо львово, так как Марк говорит о Нем, когда он выходил из Иордана, как о царе и льве, и как еще в одном месте сказано: «Господь восшел от Иордана». Одно имело лицо тельче, как возглашает Лука, – не он один, но также и другие Евангелисты, – что он в предопределенное время, в девятый час, – подобно тельцу, за весь мир был принесен в жертву на кресте. Одно имело лицо орлее, так как Иоанн возглашает, что Слово, сшедшее с небес и ставшее плотию, после воскресения подобно орлу Божеством вознеслось на небо…». Свт. Григорий Двоеслов рассматривал существа как символы Самого Христа в различные фазы его жизни: «…при рождении он человек (incarnatio), при смерти – жертвенный бык (passio), при воскресении– лев (resurrectio), при вознесении – орел (ascensio)». Святитель предлагает во всех изображениях животных видеть Иисуса Христа в процессе Его домостроительства. «Ибо Сам Он, Единородный Сын Божий, соделался истинным человеком; Сам Он в жертвоприношении нашего искупления благоизволил умереть, как телец; Сам Он силою Своего могущества воскрес, как лев. Говорят еще, что лев спит с открытыми глазами; подобно сему Искупитель наш в самой смерти, в которой мог спать по человечеству, бодрствовал по Божеству, пребывая бессмертным. И Сам Он после воскресения Своего возносясь на небеса, возлетал в горняя как орел. Итак, все вместе для нас Тот, Кто через рождение соделался человеком, через смерть тельцом, чрез воскресение львом, а через вознесение на не-беса орлом» (Григорий Двоеслов свт. Беседы на пророка Иезекииля в 2-х книгах. Кн.1. – Казань 1863. С. 75-76).

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/03/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010