Он не тратил времени попусту, а изучал татарский язык и знакомился с мусульманством. В этом явно видна рука Промысла Божия, готовившего великого просветителя Казанского края. Св. Варсонофий уже в сане архимандрита прибыл в Казань вместе со свт. Гурием. Там он устроил Спасо–Преображенский монастырь, занимался просвещением татар, исцелял телесные недуги новопросвещенных. В 1567 г. Московский митрополит свт. Филипп вызвал св. Варсонофия в Москву и рукоположил его во епископа Тверского. Через три года свт. Варсонофий был уволен на покой и переехал в Казанский Спасо–Преображенский монастырь, где скончался 11 апреля 1567 года и был погребен вместе со своим наставником. Обретение мощей свтт. Гурия и Варсонофия произошло в 1595 г. при строительстве нового храма в Спасо–Преображенском монастыре, основанном св. Варсонофием. Тела святых Гурия и Варсонофия оказались нетленными. Мощи первого Казанского святителя Гурия источали благовонное и целебное миро. Во время открытия мощей свтт. Казанских обретены нетленные тела святых иноков Ионы и Нектария, отца и сына, учеников святителя Гурия. Церковь прославляет Казанских чудотворцев как просветителей, молитвенников о новопросвещенных, вразумителей неверных, образов спасения, защитников от нахождения иноплеменных, умирителей междоусобной брани, наказателей клеветников, прогонителей лукавых духов и исцелителей немых, наставников монахов. Особо память всех Казанских святителей совершается: Гурия — 5/18 декабря, Варсонофия — 11/24 апреля и Германа — 6/19 ноября. Аммон Затворник, в Дальних Пещерах почивающий, преподобный Преподобный Аммон, затворник Печерский (XIII b.), именуется трудолюбивым. По благословению игумена, он странствовал во святую Афонскую гору и во Иерусалим, ревнуя житию святых великих отец. По возвращении своем оттуда так жил благочестиво и свято, что даже старцы брали его себе за образец в иноческой жизни. Святой Аммон любил нищету и заботился о приобретении нетленных богатств на небе; затворившись в пещере, своими подвигами он попрал все вражьи коварства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Богослужения в память святителей Ионы и Петра при участии патриарха Никона всегда были обставлены необычайно тожественно, что отмечал, например, антиохийский патриарх Макарий, который присутствовал на богослужениях в память святителя Ионы 20 апреля 592 и митрополита Петра 21 декабря 1655 г. 593 . В декабре 1655 г. патриарх Никон выстроил в Крестовой палате маленькую церковь во имя московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа 594 . В саккос митрополита Петра был одет Никон 25 июля 1652 г. – в день посвящения его в патриарха 595 . В день памяти святителя Петра 21 декабря патриарх Никон устраивал поминальную трапезу, к которой приглашал царя Алексея Михайловича 596 , а накануне, 20 числа, в Успенском соборе сам «у гроба святителя Петра пел каноны по чину» 597 . 24 августа, в день празднования перенесения мощей святителя Петра, патриарх Никон раздавал щедрую милостыню нищим 598 . По заказу патриарха Никона для его походов по монастырям патриаршие мастера писали иконы московских святителей Ионы и Петра 599 . 10 июля 1658 г. свою последнюю литургию в Успенском соборе патриарх Никон служил с посохом митрополита Петра, который по его просьбе принес ему ризничий Иов 600 . Панагия с изображением митрополита Петра и пророка Даниила была у патриарха Никона в ссылке в Ферапонтовой монастыре 601 . Несмотря на глубокое почитание Никоном обоих митрополитов, в его видении каждый из них выполняет свою роль. Митрополит Иона – сборщик подписей за возвращение Никона на патриаршую кафедру. Пример Ионы мог служит Никону образцом стойкости и смелости, проявленных митрополитом в непростых политических условиях возведения этого иерарха на митрополичью кафедру; благодаря историческим и агиографическим источникам в XVII в. хорошо были известны обстоятельства поставления Ионы русским митрополитом в 1448 г. 602 . Приняв активное участие в борьбе с междоусобицами, Иона выступал за сильную власть московского князя; именно он склонил Дмитрия Шемяку к прекращению вражды. Содействуя в борьбе с татарами великому князю, он склонял к тому же и удельных князей 603 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1087. ВИЗИТ посла Греции Святейшему Патриарху Пимену. – 1988, 2, 4. 1088. НА ПРИМЕ у Святейшего Патриарха Алексия II. – 1991, 10, 14. 1089. ВСТРЕЧА Святейшего Патриарха Алексия II и Президента Ф. Коссига. – 1992, 7, XIII. 1090. ВСТРЕЧА Святейшего Патриарха Алексия II с представителями деловых кругов России. – 1995, 11, 20. 1091. ВСТРЕЧА Святейшего Патриарха Алексия II с Председателем Парламента Греции. – 1996, 6, 12. 1092. Е.П. Встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с королем Испании Хуаном Карлосом I. – 1997, 6, 23. 1093. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – 1997, 6, 23. 1094. САФОНОВ В. Встреча Первосвятителя Русской Православной Церкви с руководителями Епархиальных отделов образования. –2000, 3, 57. 1095. ВСТРЕЧА Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Президентом Югославии Воиславом Коштуницей. –2000, 12, 16. Интервью 1096. ИНТЕРВЬЮ Святейшего Патриарха Пимена корреспонденту итальянской газеты “Унита” г-ну Альчесте Сантини. – 1986, 10, 48. 1097. ИНТЕРВЬЮ Святейшего Патриарха Пимена корреспонденту ТАСС. – 1988, 4, 3. 1098. ИНТЕРВЬЮ Святейшего Патриарха Пимена (корреспонденту ТАСС). – 1989, 3, 3. 1099. ПРОГРАММА милосердия: интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – 1989, 6, 2. 1100. ИНТЕРВЬЮ Святейшего Патриарха Пимена. – 1989, 7, 2. 1101. АКТУАЛЬНОЕ интервью Святейшего Патриарха Пимена. – 1990, 7, 17–26. 1102. СВЕТ во тьме. (интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 6 апреля 1991 года корреспонденту газеты ”Комсомольская правда”). – 1991, 7, 2. 1103. ЦЕРКОВЬ не намерена заключать “политические браки”. (Интервью Святейшего Патриарха Алексия II корреспонденту газеты “Известия”). – 1991, 9, 15. 1104. ПРИНИМАЮ ответственность за все, что было. (Интервью Святейшего Патриарха Алексия корреспонденту газеты “Известия”). – 1991, 10, 5. 1105. ИНТЕРВЬЮ Святейшего патриарха Алексия II газетам “Известия” и “Правда (по случаю поездки на Ближний Восток). – 1992, 1, 6–7.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Обретение и перенесение честных мощей Алексия, митрополита всей России и чудотворца Память 20 мая Во дни благочестивого великого князя Василия Васильевича 3334 , самодержца всероссийского, после того, как прошло около 60 лет со дня кончины святого Алексия, дивный во святых Своих и прославляющий их всеблагой Бог таким образом открыл бесценное сокровище, то есть, многоцелебные мощи сего святого великого святителя, митрополита Алексия. Так как первый храм, построенной в сей обители 3335 самим святым Алексием во имя святого архистратига Михаила, в память бывшего чуда его в Хонах , был деревянный, то случилось, что крыша этого храма, пришедшая от долгого времени в ветхость, обрушилась во время совершения Божественной литургии, причем по устроению Божию все бывшие в это время в храме остались невредимыми. Тогда великий князь повелел построить каменный храм, и когда внутри прежнего деревянного храма стали копать рвы для фундамента нового храма, то нашли мощи великого святителя святого Алексия неповрежденными и даже одежды на нем неистлевшими. Вскоре после сего был выстроен каменный храм во имя святого архистратига Михаила с приделом на южной стороне в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм этот имел три ступени вверх от земли, но был меньше прежнего деревянного храма, который хотя был и обширнее, но устроен был в одну ступень, и пол в нем был положен прямо на землю. Когда новоустроенный храм был подобающим образом украшен и освящен, то в него внесли многоцелебные мощи святого Алексия и положили в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы. После сего прошло много лет, и в княжение великого князя Иоанна Васильевича 3336 при преосвященном митрополите Геронтии 3337 стараниями архимандрита этой обители Геннадия стал строиться новый храм с трапезою во имя святого митрополита Алексия, но этот храм не был тогда окончен, так как архимандрит Геннадий поставлен был архиепископом в Великий Новгород 3338 . Чрез несколько времени после сего, когда, благодаря усердию того же архиепископа Геннадия, храм и трапеза, а также и другие здания были закончены и храм был украшен и освящен, то честные мощи святого Алексия были перенесены из придела Благовещения Пресвятой Богородицы и положены у стены на южной стороне в созданном во имя его храме. В 1534 году великий князь Василий Иоаннович 3339 повелел сделать для мощей чудотворца Алексия серебряную раку, на верхней доске ее устроить из серебра образ самого святого Алексия и украсить ее золотом, камнями и бисером. Рака была окончена уже после смерти великого князя, в 1535 году, и тело святого Алексия было положено в нее при сыне его, великом князе Иоанне Васильевиче 3340 , в день кончины святителя, в 12 день февраля месяца с четверга на пятницу первой седмицы Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Т. е. Иона начал входить в город, ибо (нужно полагать) жил вне города и обходил такое пространство, какое мог пройти в один день. «Пророк, – говорит блаж. Феодорит, – не прямо идет городом, но обходит торжища, улицы, переулки и проповедует». Что же проповедует? Еще три дня, и Ниневия превратится; с евр.: «еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена». Толковники не оставляют без замечания разность здесь в числе дней, после которых Ниневия должна была погибнуть, и обыкновенно большая часть их принимает сорокадневный срок, полагая, что у 70 толковников в греческом тексте переписчиками ошибочно поставлено вместо сорока – три 47 ; потому что «Акила, Симмах и Феодотион сказали (говорит бл. Феодорит) сорок дней, с ними согласны сирский перевод и еврейский текст... Вероятно, и семьдесят (толковников), согласно с прочими переводчиками, поставили число сорок, но первые переписчики сделали погрешность в числе, а потом так изданы и все списки; потому кажется мне, что вернее сорокадневный срок» (блаж. Феодорит). Трудно в самом деле представить, чтобы Иона успел в три дня обойти все городские места, проповедуя притом изнеженным язычникам, чтобы все успели узнать содержание проповеди, убедились и покаялись, и чтобы сам Иона, так скоро кончив многотрудное дело проповеди, ожидал исполнения пророчества, сидя у градских врат, подвергаясь и здесь сильным искушениям ( Ион. 4:5–9 ). А потому действительно более вероятным представляется не трехдневный, а сорокадневный срок, объявленный Ионою. 5) И вероваша мужие Ниневийстии Богови, и заповедаша пост, и облекошася во вретища от велика их даже до мала их. С евр.: «Люди Ниневии поверили Богу; и объявили пост, и оделись во власяницы, от большого до малого». Поверили Богу, т. е. поверили словам Ионы, что Ниневия погибнет, как словам Божиим. К этой вере в слова пророка, кроме силы проповеди и помощи свыше, могла расположить весть о чудесных событиях в жизни Ионы, о пребывании его во чреве китове и о его чудесном спасении. Это они могли узнать от самого Ионы и от других 48 . Ниневитяне видели посему в Ионе необыкновенного человека, посланника Господня, воистину пророка Божия, что подтверждается словами Спасителя, что Иона был знамением Ниневитянам ( Лк. 11:30 ), т. е. Иона пребыванием своим во чреве китове, своим спасением был для ниневитян чудом, которое убедительно говорило, что он воистину пророк Божий, слова его – слова Господни. Значит, события в жизни Ионы были известны жителям Ниневии; в противном случае он не был бы для них и знамением. Вполне поверив пророку, ниневитяне, по обычаю восточных народов 49 , во изъявление своей скорби о грехах, своего раскаяния о беззакониях прежней жизни назначили всеобщий пост – все облеклись во вретища, от взрослых до детей. Какое чудное зрелище должна была представлять в это время пышная Ниневия! Какая разительная перемена в жизни роскошных и сластолюбивых ниневитян! Так могущественна была проповедь Ионы, или, лучше, слово Божие!

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Оба эти момента внутренно связаны и обусловлены. Архитектоника целого может быть охарактеризована музыкально, как три постепенно нарастающие волны: 1) Молитва пророка Ионы, 2) Благодарственная песнь евреев, на Иудейском переходе через Чермное море, З) Песнь чудесно избавленных от огня трех отроков в пещи. Такое нарастание вполне соответствует и содержанию текстов. Третья волна (песнь трех отроков) – уже не спадает, она приводит к самому воскресению, о котором повествует дальнейшая служба, с Воскресным Евангелием в центре. Величественное здание Великосубботних Паремий открывается чтением первых трех глав книги Бытия. Смысл этого чтения сосредоточен вокруг священного числа три, возглашаемого в конце паремии: «И бысть вечер и бысть утро, день третий» ( Быт.1:13 ). Три первых основных дня древнего творения соответствуют и трем дням Творения Нового – времени животворного пребывания И. Христа во гробе. Причем первый день – выход бытия-мира из недр небытия соответствует и прообразует воскресение Спасителя из Мертвых (см. еп. Виссарион Т. III, стр. 13). Вторая паремия – из книги пр. Исаии ( Ис.60:1–16 ). Эта паремия пророчествует о славе Церкви Христовой («Нового Иерусалима»), начавшейся с воскресением Христовым. Третья паремия – из кн. Исхода ( Исх.12:1–11 ). В ней изображено установление ветхозаветного праздника Пасхи (пасхального Агнца). Читается эта паремия здесь потому, что Пасхальный Ветхозаветный Агнец есть прообраз Новозаветного Пасхального Агнца – Господа Иисуса Христа. Четвертая паремия – из книги пророка Ионы ( Ион.1:1–16, 2:1–11, 3:1–10, 4:1–11 ). Первая часть этой паремии изображает путешествие Ионы, бурю, ввержение Ионы в море по жребию и поглощение его китом. Вторая часть – молитва во чреве китовом и извержение Ионы на сушу. На этот образ или предъизображение Сам Христос указал книжникам и фарисеям, просившим у Него знамения: «Род лукавый и прелюбодейный, сказал Он, знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка; якоже Иона бе во чреве китове три дни и три нощи, тако подобает быти Сыну Человеческому в сердце земли три дня и три нощи» ( Мф.12:39–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ей ей, тако ми Господь свидетель на се». Выделение Никоном из всех погребённых в Успенском соборе только этих двух митрополитов может быть объяснено, на мой взгляд, двумя причинами. Во-первых, влиянием иконографии митрополитов Петра и Ионы, что нашло отражение и в описании внешнего вида святителя Ионы. Иконы с изображением сразу двух московских митрополитов, своими прижизненными деяниями возвышавших авторитет духовной власти, изготавливались по особым заказам; иногда изображения этих святых заполняли поля богородичных образов. Так, 26 июня 1657 г. по заказу самого патриарха Никона иконописцем Афанасием Фоминым были написаны «образ Пречистыя Богородицы с четырьмя святители московскими чюдотворцы, образ четырёх святителей московских чудотворцев, образ Петра митрополита, образ Алексея митрополита, образ Ионы митрополита, образ Филиппа митрополита» 588 . Возможно, патриарху Никону была известна и написанная в 1572 г. по заказу Григория Бельского (Малюты Скуратова) икона «Богоматери Владимирской» с образами митрополитов Петра и Ионы на боковых полях: этот вариант иконографии Богоматери получил наименование «Богоматери Волоколамской» по названию монастыря, где в местном ряду иконостаса Успенского собора она была помещена 589 . На этой иконе митрополиты изображены в святительских одеждах с книгами Священного Писания в руках; различаются иерархи по своему внешнему виду, важной приметой которого является борода: у митрополита Ионы она довольно длинная и чуть продолговатая, в отличие от бороды первого московского святителя, имеющей короткую и округлую форму 590 . Во-вторых, эти митрополиты были особо чтимыми на Руси святыми иерархами: их церковная политика содействовала укреплению власти московских князей. Особо почитал их и патриарх Никон . В честь митрополитов Петра, Ионы и Филиппа назван основанный Никоном Иверский монастырь; частицы мощей святых иерархов привезены Никоном на Валдай в феврале 1654 г., а позже частицы мощей этих святых иерархов помешены Никоном в отдельные ковчежцы Кийского креста-мощевика 591 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Правда, послание Василия II императору Константину XI Палеологу (ок. 1452 г.), сообщающее об избрании Ионы митрополитом Киевским и всея Руси, содержит претенциозный отрывок об имевшем место после смерти митрополита Фотия наречении епископа Рязанского: «Мы, милостью Божиею съгадавше с своею матерью, с великою княгинею, и с нашею братьею, с русскыми великими князи и с поместными князьями, и с Литовския земли осподарем с великим князем, и с святителями нашия земли, и со всеми священники и духовными человеки, общежители же и пустынными отходники, с святыми старци, и с нашими бояры, и со всею нашею землею Русскою, со всем православным христианством» . Однако данное этикетное рассуждение противоречит характеру отношений начального периода феодальной войны и ранним документам. Так, первая грамота Василия II, направленная в Константинополь около 1441–1443 годов, не только не содержит сообщения об избрании кандидата на пост митрополита «всем православным христианством», но и вообще не упоминает обстоятельств наречения митрополита Ионы. По всей видимости, в этом месте уверения второго послания, смысл которого состоял в том, чтобы всеми средствами убедить Константинополь в правоте архиерейского собора 1448 года, не отражают исторической действительности. Итак, суммируя сказанное, можно сделать вывод, что духовная грамота Василия Васильевича Галичского, содержащая упоминание о владыке Ионе, является еще одним, и при этом веским, подтверждением наречения епископа Рязанского в митрополиты всея Руси в начале 1430-х годов. Напомним, что положение владыки Ионы, избранного кандидатом в митрополиты всея Руси волей великого князя московского, оказалось незавидным. Большинство паствы либо не хотело, либо боялось признавать его кандидатуру. Вероятно, влияние митрополита Ионы распространялось только на Рязанскую епархию и ряд областей митрополичьей Владимиро-Московской епархии, на что указывают грамоты 1433 года. Шаткое, постоянно меняющееся положение, неуверенность в завтрашнем дне и перспективах дальнейшего пребывания на митрополичьей кафедре накладывали отпечаток на поведение Ионы как местоблюстителя кафедры предстоятеля Русской Церкви. Принимая во внимание данное соображение, можно попытаться объяснить причины разного титулования святителя Ионы в грамотах 1433 года.

http://pravoslavie.ru/3700.html

Всему человечеству: «людям, сидящим во стране и тени смертной, воссиял свет» (Исаии IX, 1–2; Mamф. IV, 16 ), – «свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Uoah. I, 9 ) – лишь с пришествием Вечнаго во времени, облеченного в образ и существо человека – Господа нашего Иисуса Христа; но как прообразование и пророчество деятельности апостолов, пророк Иона, посланный на проповедь к язычникам в Ниневию и будящий в сердцах людей, преданных исключительно плотским стремлениям, искру огня божественного и напоминающего, что у них есть душа, которая начинает возжигаться, как лампада пред Всевышним, – Иона есть великое проявление судеб Божиих в отношении к человечеству. Потому и Сам Господь благоволил сопоставить Свою проповедь и проповедь Ионы, глаголя притом: «но здесь больше Ионы» (Мате. XII, 41). Таково общее значение книги Ионы в каноне. После него все пророческие книги неизменно говорят о чистоте духа и сердца, о любви к ближнему, о том, что закон любви и милосердия гораздо важнее, чем закон обрядовый. Кроме того пророки изрекают пророчества не об одном Израиле, не об одних царствах потомков Авраама и Иакова, но и о других народах и царствах земли. Но в книге Ионы содержится и нечто другое. Рассматривая ее, как общее вступление к отделу пророческих книг, мы читаем в ней как бы поучение грядущим пророкам; указание, как душа пророка воспитывается Господом, чтобы стать достойным Его орудием; читаем в ней те обязанности, которые налагаются на пророков их высоким призванием. В книге пророка Ионы мы видим и колебания души человеческой и бессилие мысли воспрянуть на высоту повелений Божиих и возвыситься до понимания великих милосердых судеб Его, – пока Отец небесный испытаниями и бедствиями, и избавлением от них, и притчами не освятит души и мысли к полному подчинению воле Его, единой святой, единой приносящей и счастье, и благодать и радость. – Таковы и буря, постигшая корабль, на котором Иона бежит от повелений Божиих; и пребывание Ионы во чреве китовом; и извержение его на сушу; и проповедь его; и притча, совершившаяся на глазах его, и поучение, с нею соединенное, о милосердии Божием, которое, как благодатная роса успокоения и радости, оживляет сердце человеческое, мятущееся среди неразрешимых для маленького ума его жгучих вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Правка текста главы 39-й сделана с применением тех же значков и приемов, что и в других частях сборника; справщик писал скорописью, более бледными чернилами; рука этого справщика встречается и в иных главах рукописи. Как почерк правки, так и упомянутая запись на л. 214 свидетельствуют о том, что правка всего сборника не могла быть отделена долгим промежутком времени от его написания. Представляется весьма вероятным, что сборник этот является одной из нескольких рукописей, созданных в конце XVI-haчaлe XVII в. по заказу вологодского архиепископа Ионы Думина для Владимирского Рождественского монастыря, где Иона был до 1588 г. архимандритом. Центральным памятником Сибирского сборника является «Житие Александра Невского» в редакции Ионы Думина/гл. 2/ 7 . Известно два списка «Жития Александра Невского» в составе двух рукописей Степенной книги, подаренных в это время Ионой Владимирскому Рождественскому монастырю. Один из них/1591 г./является Степенной редакцией жития, которая/вместе с Владимирской/легла в основу созданной в том же 1591 году Ионой Думиным собственной редакция памятника. Второй список/1594 г./представляет собой уже эту последнюю, Думинскую редакцию жития 8 . Сибирский сборник, как указывалось, также имеет запись о принадлежности Владимирскому Рождественскому монастырю. На связь содержания сборника с Владимиром указывают не только владимирские чудеса жития, но и глава 10 сборника. Эта глава содержит соборное окружное послание митрополита Макария об установлении празднования памяти русских чудотворцев; перечисление адресатов послания в этом списке/в отличие от известных ранее списков Троице-Ссргиевой лавры, Иосифо-Волоколамского и Красногорского Пинежского монастырей/начинается с Владимирской епархии/л. 176/. Для владыки вологодского вполне понятен и тот большой интерес к Кириллу Белозерскому, который заметен в Сибирском сборнике, содержащем списки его посланий и завещания/гл. 22, 23, 24, 25/. Для Ионы Думина весьма характерно, наконец, увлечение произведениями Максима Грека , усиленное, возможно, во время его пребывания в Твери 9 , где Максим создавал многие сборники своих сочинений. Ионе Думину принадлежит составление сборника сочинений Максима Грека особого, смешанного состава. Одна из рукописей этого сборника имеет вкладную запись Ионы Думина 1600 года во Владимирский Рождественский монастырь, которая сообщает о написании этой книги в выражениях, очень близких к упомянутой записи Ионы Думина на рукописи Бесед Иоанна Златоуста 10 . Н. В. Синицина относит к деятельности Ионы Думина также составление двухтомной рукописи сочинений Максима Грека , содержащей 82 главы 11 . В Сибирском сборнике помещены списки шести слов «святого Максима Грека Святогорска» , два его перевода и издаваемый список его судного дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/su...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010