2170 Митрополит Зосима в составленной им пасхалии на 8-ую тысячу лет называет вел. княз. Москов. новым Константином новому граду Константина – Москве. Рус. Ист. Биб. т. VI, столб. 799. 2179 Послание Иосифа митрополиту Симону. Пам. Старин. Русск. Литерат., вып. IV, стр. 209, столб. 2. 2190 Послание игумена Волоколамского монастыря Иосифа к Нифонту, еп. Суздальскому. Русск. Истор. Библиот. т. VI, столб. 820. 2194 Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное Савв., еп. Крутицким, изд. Невоструева, стр. 43. 2197 Житие преп. Иосифа, составленн. Саввою…, стр. 48. Послание Иосифа к Кутузову. Др. Росс. Вивлиоф. ч. XIV, стр. 196. 2198 Послание Серапиона к митрополиту Симону. Памятн. Старин. Русск. Литерат. вып. IV, стр. 212, столб, 1. 2205 Чтобы не быть голословными, укажем на следующие свидетельства: 1) Выдержки из Волоколамск. Сборн. библиот. Московск. Дух. Акад., приведенные из одного поучения XV в. у А.С. Архангельского , преп. Нил Сорский , стр. 187–188. Список отреченных книг митрополита Зосимы. Русск. Истор. библиот., т. VI, столб. 792–794. Послание вятскому духовенству митрополита Ионы. ibid., столб. 594–595. Послание архиеп. новгородского Геннадия митрополиту Симону. Акт. Истор. т. 1, 104, стр. 147, столб. 2 и стр. 148, столб, 1. Стоглав. изд. Субботина, гл. 5, вопр. 6, стр. 50; гл. 25, стр. 123–124. Сочин. Максима Грека , казанок. изд., т. III, стр. 92, 165. Послание старца Артемия. Русск. Истор. Библиот. т. IV, столб. 1383–1384. Характеристика образованности духовенства XVI в. у преосвящен. Макария в его истор. русск. церкв. т. VIII, стр. 337. 2206 Епископск. поучение князьям и всем православных христиан. (XV в.). Русск. Истор. Библиот. т. VI, столб. 851–852. Окружная грамота Ростовск. архиеп. Феодосия духовенству от 1458 г. Акт. Истор. т. 1, 64, столб. 1. Послание митрополита Ионы вятскому духовенству около 1452 г. Послание ему же митрополита Геронтия (1486–1489 гг.) ibid. т. 1; 97. стр. 141, столб. 1. Послание митропол. Симона от 1501 г. пермскому духовенству ibid. 112, стр. 167, столб. 1. Послание митрополита Фотия в Псков (прежде 1431 г.). Русск. Истор. Библиот. т. VI, 58, где о городском духовенстве, столб. 494. История бесплодной борьбы митрополита Феодосия с бесчинием московск. духовенства. А.С. Архангельский , цитов. соч., стр. 189–190. О «зазорном поведении» вдовых попов – Преосвящ. Макар. Истор. Русск. Церкв. т. VI, стр. 122–123. Стоглав изд. Суббот., гл. 5, вопр. 18, стр. 60–61. Указания того же Стоглава на пороки всего вообще белого духовенства: гл. 5, вопр. 1, стр. 47; вопр. 17, стр. 59; вопр. 22, стр. 64–65; гл. 29, стр. 130–131; гл. 41, вопр. 9, стр. 176; вопр. 10, 12, стр. 177; вопр. 31, стр. 198. Сочинения Максима Грека , казанск. изд., т. II. – Слово о том, какие речи рекл бы убо к содетелю всем епископ тверской, сожжену бывшу соборному храму и всему двору его… и самому граду… и како отвечает ему… Господь… стр. 263, 266, 269–270.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Монахи под руки подняли о. Алексия на ноги, но он никак не мог самостоятельно стоять. Женщины, пришедшие ко всенощной, видя, что о. Алексий сильно заболел, подняли плач. Тогда монашествующие взяли о. Алексия на руки и понесли его в келлию; женщины им помогали. Здесь о. Алексия положили на койку. Но недолго ему пришлось лежать на одре болезни. В 8 ч. 45 минут вечера он тихо, безболезненно отошёл ко Господу. Лицо его после смерти не выражало предсмертных мук: оно было ясно, мирно и спокойно. Точно уснул батюшка на время. Так тихо угас светильник веры, много лет просвещавший и согревавший всех с ним соприкасающихся людей. 17. Погребение СЕЙЧАС ЖЕ после смерти тело о. Алексия было, по обычаю, облачено во все монашеские одежды. Утром перед Литургией над усопшим была совершена в келии первая панихида. После панихиды тело о. Алексия было перенесено в церковь . По постановлению Духовного Собора Лавры, погребение о. Алексия состоялось в понедельник, 13-го марта, после Литургии Преждеосвященных Даров в Голосеевской пустыни. Несмотря на то, что весть о смерти о. Алексия ещё не успела к понедельнику облететь всего Киева, Покровская церковь , где совершалось отпевание о. Алексия, была полна молящихся. Сюда собрались люди всех званий и состояний. Здесь было и городское духовенство, и монашествующие, и прибывшие из Лавры и других пустыней, и монахи киевских монастырей, и много мирян. Всё это были духовные дети о. Алексия, прибывшие отдать последний долг дорогому своему наставнику и отцу. Все они были опечалены кончиной о. Алексия, и у весьма многих из них на глазах можно было видеть слёзы. Божественную Литургию и отпевание совершал духовный сын о. Алексия, начальник Преображенской пустыни, архимандрит Анфим в сослужении монашествующей братии. Пред началом отпевания было сказано краткое слово. Градом слёз и долго непрестающими рыданиями были встречены первые слова проповедника: «Потеряли мы, братия и сестры, дорогого своего наставника и неизменного руководителя в жизни, батюшку о. Алексия!» Несколько минут пришлось проповеднику молчать, пока слушатели не успокоились. В дальнейшей своей речи проповедник выразил приблизительно следующие мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #dc39d9d6e0 Закрыть «Здесь Элвис пел “Боже, Царя храни!”» Беседа с Юрием Тизяевым, ктитором храмового комплекса в честь святого Цесаревича Алексия Ирина Ахундова   22:32 15.10.2023 684 Время на чтение 14 минут 15 октября 2023 года в Санкт-Петербургской митрополии состоялся второй детско-юношеский крестный ход «От Цесаревича к Цесаревичу», посвященный дню тезоименитства Цесаревича Алексия, которое отмечается 18 октября – в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси Чудотворца. Организатором этого и других Свято-Алексиевских крестных ходов является руководитель Общества ревнителей светлой памяти Цесаревича Алексия Владимир Знахур. Ктитор храмового комплекса в честь святого Цесаревича Алексия в Знаменской земле Петергофа Юрий Тизяев рассказывает о том, почему Знаменку называют Землей Богородицы и «местом радости», о том, как он пришел к Богу и построил храм страстотерпца Цесаревича Алексия, и о том, как в 2018 году наследник Российского престола побудил оперного певца из Италии Элвиса Фантона и его учеников горячо полюбить святую Царскую семью и через нее – всю Россию. Храм страстотерпца царевича Алексия в Знаменке – 12 августа 2024 года мы отметим 120-летие со дня рождения святого Цесаревича Алексия, а 18 октября в честь его именин пройдет третий детско-юношеский крестный ход «От Цесаревича к Цесаревичу». Почему он так называется? – Крестный ход начинается от нашего храма святого Царевича Алексия в Знаменке, а заканчивается в храме святого Царевича Алексия в деревне Разбегаево, настоятелем которого является иерей Олег Нечаев. Надеюсь, что в нашем детском крестном ходе примут участие и учащиеся воскресной школы Цесаревича Алексия Петропавловского собора Петергофа, прихожанином которого мы с Владимиром Знахуром были ранее. В октябре 2017 года я передал в дар школе стенды с фотографиями Царской семьи, потому что считаю, что дети должны знать о ней и видеть прекрасные лица, глядя на которые не захочется ни выругаться, ни сделать что-то плохое. Летом во время каникул директор школы Елена Владимировна Репина гостеприимно приняла наших крестоходцев на ночлег и выразила готовность сотрудничать с храмом Цесаревича Алексия в Знаменке, ведь у нас со школой один и тот же небесный покровитель.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/15/...

На воскрылиях одного из клобуков, выполненных по заказу царя Алексея Михайловича специально для патриарха Никона , шиты попарные изображения трёх вселенских святителей: Григория Богослова , Василия Великого , Иоанна Златоуста и четырёх московских святителей: Петра, Ионы, Алексия, Филиппа 592 . Богослужения в память святителей Ионы и Петра при участии патриарха Никона всегда были обставлены необычайно тожественно, что отмечал, например, антиохийский патриарх Макарий, который присутствовал на богослужениях в память святителя Ионы 20 апреля 593 и митрополита Петра 21 декабря 1655 г 594 . В декабре 1655 года патриарх Никон выстроил в Крестовой палате маленькую церковь во имя московских святителей Петра, Алексия Ионы и Филиппа 595 . В саккос митрополита Петра был одет Никон 25 июля 1652 г. – в день посвящения его в патриарха 596 . В день памяти святителя Петра 21 декабря патриарх Никон устраивал поминальную трапезу, к которой приглашал царя Алексея Михайловича 597 , а накануне, 20 числа, в Успенском соборе сам «у гроба святителя Петра пел каноны по чину» 598 . 24 августа, в день празднования перенесения мощей святителя Петра, патриарх Никон раздавал щедрую милостыню нищим 599 . По заказу патриарха Никона для его походов по монастырям патриаршие мастера писали иконы московских святителей Ионы и Петра 600 . 10 июля 1658 г. свою последнюю литургию в Успенском соборе патриарх Никон служил с посохом митрополита Петра, который по его просьбе принёс ему ризничий Иов 601 . Панагия с изображением митрополита Петра и пророка Даниила была у патриарха Никона в ссылке в Ферапонтовом монастыре 602 . Несмотря на глубокое почитание Никоном обоих митрополитов, в его видении каждый из них выполняет свою роль. Митрополит Иона – сборщик подписей за возвращение Никона на патриаршую кафедру. Пример Ионы мог служить Никону образцом стойкости и смелости, проявленных митрополитом в непростых политических условиях возведения этого иерарха на митрополичью кафедру; благодаря историческим и агиографическим источникам в XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

В третьей главе говорится о вторичном повелении Божием Ионе – идти в Ниневию с проповедью о покаянии и об исполнении этого повеления. Иона на этот раз не осмелился ослушаться, он идёт в Ниневию и проповедует о грядущем через 40 дней (в греч.Б через три дня) разрушении. Ниневитяне во главе со своим царём, вразумленные проповедью Ионы, покаялись: наложили на себя пост, «обратились от злого пути своего», и были помилованы Богом. В четвёртой главе описывается, как Иона за городом под палящими лучами знойного солнца ожидает в палатке погибели Ниневии, как обрадовался он, когда «Господь произрастил над ним растение» (слав. «тыква»), защищавшее его от зноя, и до смерти огорчился, когда оно внезапно засохло. Господь вразумляет пророка вопросом: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» 3 . Прообразовательное значение книги пр.Ионы Хотя книга пророка Ионы отличается отсутствием в ней собственно пророческих речей, она имеет пророческое (точнее – прообразовательное) значение. Сам Господь Иисус Христос свидетельствует в Евангелии, что трёхдневное пребывание Ионы во чреве кита прообразовало Его трёхдневное пребывание в сердце земли. «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» ( Мф.12:39–42 ; ср. Лк.11:29–32 ). Проповедь Ионы язычникам-ниневитянам прообразовала проповедь Христа среди язычников, а раскаяние ниневитян прообразовало раскаяние и обращение язычников к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Ионы. – Священный писатель, поставив имя Ионы в связь со славными победами Иеровоама II, который воцарился в Израиле в 835 г. до P.X. 17 , и царствовал 41 год ( 4Цар.14:23 ), не сказал, на какой период этого долговременного царствования падает указанное событие, было ли оно по смерти пр. Ионы или при жизни его, и, если при жизни, то, в каком возрасте его. Между тем в силу этого молчания, лишь гадательно отвечая на поставленные вопросы, можно раздвигать конечные пределы жизни пр. Ионы слишком широко и время его жизни можно отодвигать или назад, или вперёд чуть не на целое столетие, как действительно и случалось с толковниками. Так Кейль 18 , Геферник 19 , Генстенберг 20 , Филарет, Митрополит Московский 21 и мн. др. далеко вперёд простирают жизнь пр. Ионы и утверждают, что посольство его в Ниневию было во время нашествия на землю израильскую Фула, царя ассирийского, при Манаиме, который стал царём спустя 20 лет по смерти Иеровоама, или 60 лет после вступления последнего на престол; они, следовательно, предполагают, что и своё предсказание о победах Иеровоама II Иона произнёс при жизни его и даже не в самом начале его царствования, хотя, несомненно, в начале своей пророческой деятельности. Другие же 22 , напротив, думают, что царствование Иеровоама II было самым крайним и последним пределом пророческой деятельности пр. Ионы, и что начало её, а, следовательно, и начало жизни пророка было гораздо раньше царствования Иеровоама. Словом, одни утверждают, что пр.Иона жил в VIII, а другие, что в IX b. до Р.Х. и, что замечательно, на основании одной и той же библейской даты... Впрочем, решить, на стороне каких из указанных учёных правда, не особенно трудно. Расширение израильского царства до давидовских границ, предсказанное пр.Ионой, нельзя относить к концу царствования Иеровоама II; ибо война, плодом которой было это расширение пределов, началась не при Иеровоаме, а ещё со времён Ииуя и Иоахаза, царствование которых обнимает собой период в 45 лет ( 4Цар.10:32–33; 13:7 ). При этих царях война израильтян с сирийцами не была успешна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

5965 Молитвами Ионы во чреве китовом положена в основание 6-й песни канонов. Святая Церковь в плавании Ионы видит не одно прообразование страданий и пребывания во гробе Спасителя, но и подобие нашей жизни. Кораблю Ионы, застигнутому бурей и погруженному волнами, она уподобляет нашу душу, обуреваемую волнами житейского моря, потопляемую грехами, уловляему духовным зверем – диаволом. Спасительному берегу, на который выброшен был Иона, она уподобляет тихое пристанище, которое душа наша обретает в Боге. С этою мыслию она каждодневно на утрени в 6-й песни канона напоминает нам его покаянную песнь и, влагая ее в уста, возбуждает нас также пламенно молиться, как молился Иона во чреве китовом, чтобы Бог возвел от духовного тления жизнь нашего духа. 5967 В еврейском тексте здесь стоит слово «кикайон», что обозначает собою особое тенистое дерево, в роде плюща, или, как некоторые переводят, клещевину, которая в несколько дней вырастает до высоты тенистого дерева; но также быстро может и засохнуть, так как нередко подтачивается в самом корне своем червями. 5968 Под сим именем вероятнее разуметь детей первого возраста, и в таком случае число жителей Ниневии обыкновенно полагают в 645 000 человек. 5969 Ум. около 800 г. до Р. Х. – О последующей за проповедью жизни пророка Ионы известно лишь из преданий, из коих древнейшие повествуют, что он скончался в отечественном своем городе, где доселе указывают его гробницу и где мусульмане построили в честь его великолепную мечеть. По другому преданию, пророк остался в Ниневии, среди развалин которой около Моссула также указывают его гробницу, составляющую предмет всеобщего благоговения христиан, евреев и магометан. Первое мнение подтверждается свидетельством 3-ей книги Маккавейской, где говорится, что Бог «Иону, когда он безнадежно томился во чреве кита, обитающего во глубине моря, невредимым показал всем его присным» (3Макк.6:6). 5970 Именем пророка Ионы надписывается пятая из книг малых пророков, предметом которой служит посольство Ионы в Ниневию с проповедью покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

4  Hillerus в Introdukt. ad.libr.proph.vet.Testamenti, D.J.H.Carpzovii. 2, Lipsiae.1851. pag. 345. 7  В Коране история Ионы упоминается четыре раза: в Суре IV, 98; VI, 86; XXXVI, 139 и LXVIII, 48. 11  Входом Емафским или входом в Емаф называлась долина между горами Ливаном и Антиливаном, составляющими водораздел между Оронтом и Литанией; носила же она это имя потому, что чрез неё лежала большая дорога к главному городу Верхней Сирии – Емафу (в настоящее время Хамаху), доселе ещё считающемуся с окружающей его местностью житницей северной Сирии. Ср. Чис. 34:6 , Нав. 13:5 и др. См. Библейский словарь А. Верховского т. 1, стр. 683. 17  По хронологии, представленной в чтении в Обществе Любителей Древней Письменности, 1874 г., ч.1, стр.388. 19  См. Handbuch der historisch – kritischen Einleitung in das A. Testament, von H. Haevernick, 2 Theil, 2 Abth. S.327. 20  См. Christologie des alt. Testament, und Commentar. über die messian. Weissagungen, 1 Band. 2 Ausg. 1854, S.467. 21  См. Пророческие книги Ветхого Завета. Из академических чтений Филарета, Митрополита Московского, стр.80. 23  Вероятно, в начале царствования Иоаса, потому что Елисей взят был пр.Илией в спутники себе от плуга, следовательно, совершеннолетним, ещё при Ахаве ( 3Цар. 19:16–21 ); а от смерти Ахава (в 903 г.) до воцарения Иоаса (в 850 г.) прошло 53 г.; следовательно, уже при воцарении Иоаса Елисею было лет 80. 25  За вероятность этого предания говорит и сходство черт характера того сына пророческого – подвижного, пылкого, неистового, как говорится в Книге Царств, с отличительными чертами характера пр. Ионы, о которых см. ниже. 28  В латинской Библии имени пр. Ионы в данном месте не поставлено, а есть лишь ссылка на общее пророческое слово о погибели Ниневии. Основанием этого опущения, вероятно, было с одной стороны то, что разрушение Ниневии, кроме пр. Ионы, весьма ясно предсказали Наум (3:7) и Софония (2:13–15), с другой – то соображение, что на пророчество-де Ионы Товит не мог ссылаться, потому что, по книге Ионы, вследствие проповеди этого пророка Ниневия не разорилась, а спаслась.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Все эти аргументы заслуживают внимания, но они не бесспорны: а) По мнению ряда экзегетов, метод повествования в 3-м лице имел применение у ветхозаветных писателей, пожелавших оставить свою личность в тени; из светских писателей в 3-м лице писал о себе Цезарь в сочинении «О гальской войне»; б) Арамейская окраска книги может рассматриваться по-разному, даже как признак авторства Ионы; поскольку израильское царство на севере граничило с арамеями (Сирией), язык его должен был включать арамейские слова. Селлин и Рост находят, что даже молитва Ионы (2:3–10), подлинность которой особенно оспаривалась, написана языком, который свидетельствует о древности книги; в) Идея универсальности Бога Израилева, как Бога не только евреев, но и языческих народов, наказывающего нравственные преступления как среди евреев, так и язычников, встречается у Амоса, пророка 9 в. ( Ам.1–2 ). О том, что пророческое служение распространялось и на язычников, мы читаем в повествования 3–4 Царств об Илии и Елисее; г) Выводы о написании книги после падения Ниневии из свидетельств кн.Ионы 3:3,6, весьма шаткие. Напротив, после 612 г. скорее невозможно было говорить о помиловании язычников на примере уже павшей Ниневии, такой пример был неудачным и крайне неубедительным. О трудности истолкования книги пр.Ионы свидетельствовали ещё древние отцы и учители Церкви. Св. Григорий Назианзин и бл. Феофилакт оставили сведения о том, что в их время существовало аллегорическое толкование книги Ионы, не занимая по отношению к нему полемической позиции. Исходя из изложенных выше оснований, большая часть современных экзегетов рассматривают книгу Ионы как дидактическое произведение, изложенное в форме притчи. По их мнению, Спаситель, ссылаясь на кн.Ионы, заимствовал из неё только элементы, необходимые для Своего учения и при этом ничего не возвестил об их реальности или фиктивности. Использование же этих мест книги может быть успешным независимо от того, являются ли они историческими фактами или же литературными образами. Учение Спасителя имеет одинаковую ценность не зависимо от того, преподносится ли оно в виде притчи, или же выводится из исторических фактов. Но при всём этом ряд экзегетов полагает, что в основу кн.Ионы положены реальные элементы, заимствованные из предания об Ионе. Таким образом, по их мнению, можно лучше объяснить, как писатель более позднего времени использовал Иону в качестве главной личности своей книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Между тем оппоненты Я.С. Лурье достаточно веско отвели его доводы, особенно в части, касающейся проблемы подлинности константинопольских посланий Василия II . Однако вопрос о наречении святителя Ионы до сих пор нельзя считать окончательно закрытым. Существует источник, не так давно привлеченный к полемике, но затронутый обеими сторонами лишь вскользь и не ставший убедительным аргументом ни для приверженцев точки зрения о раннем наречении митрополита Ионы, ни для ее противников. Речь идет о духовной грамоте князя Василия Васильевича Галичского . Дата наречения епископа Ионы в митрополиты неизвестна. Е.Е. Голубинский считал, что это событие произошло во второй половине 1432 года. Обосновывая данное положение, он указывал, что сразу после смерти митрополита Фотия вопрос о кандидате в митрополиты не мог быть решен, поскольку Василий II и Юрий Звенигородский оспаривали в Орде великокняжеский титул. Заняться выбором нового главы Русской Церкви стало возможным лишь после победного возвращения Василия II из Орды летом 1432 года. Начало 1433 года прошло в предсвадебных приготовлениях великого князя московского Василия, когда опять-таки не было возможности обратиться к выборам, а уже 11 марта 1433 года датируется грамота «нареченного в святейшую митрополью Рускую» епископа Ионы, посланная в нижегородский Печерский монастырь . Я.С. Лурье считал эту грамоту подделкой. Согласно его мнению, в других грамотах, связанных с именем святителя Ионы, упоминаний о наречении нет. Во-вторых, грамота помещена в сборнике (митрополичьем формулярнике – ГИМ, Син. 562) не среди близких по времени документов, а в дополнительной части, после посланий конца XV века . Появление грамоты в дополнительной части формулярника, относящейся к концу XV – началу XVI столетий, рассматривалось исследователем в контексте постепенного создания культа митрополита Ионы и обоснования автокефалии Русской Церкви. Положение Я.С. Лурье о недостоверности содержащегося в тексте грамоты указания на наречение владыки Ионы было подвергнуто справедливой критике со стороны А.И. Плигузова и Г.В. Семенченко . Приведем дополнительные соображения.

http://pravoslavie.ru/3700.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010