Он говорить: «для чего моей свободе быть судимою чужою совестью» (Кор. 10, 29)? – потому что носить в себе Духа Божия, озаряющего его совесть ( Рим. 9, 1 ). Какие внешние знаки свободы, какие права может дать таким людям церковная власть? Церковь сама почитает их своими учителями, руководителями, образцами, светилами на церковном небе, в каком бы звании они ни были – епископы, смиренные иноки, рабы, или рудокопы. Какие права на свободу совести может дать им власть государственная? Они никаких не желают, потому что все имеют. Они радуются, когда Церковь Божия не в гонении, а мирно и свободно совершает великое дело спасения людей; но терпят и гонения с покорностью попускающей их воле Божией, и затем внушают всем христианам: «повинуйтесь всякому человеческому начальству (единоверному и иноверному) Господа ради» ( 1Петр. 2, 13 ); «рабы, повинуйтесь своим господам не только за гнев, но и за совесть ( Рим. 13, 5 ). По отношению ко всем властям они дают христианам одно общее правило, обеспечивающее их от всякого неудовольствия власти: хощеши ли не боятися власти, – благое твори ( Рим. 13, 3 ). Счастливо христианское государство, в котором не оскудевают эти свободные исполнители и ревнители закона! Из них выходят слуги отечества, трудящиеся для него в целую жизнь без мысли о чинах и наградах; из них неподкупные судьи, правдивые и безбоязненные царские советники; из них в войсках составляются громоносные легионы. Посмотрите, как с этой высоты ярко освещается ложное направление тех христиан, которые требуют себе свободы совести, не имея, не утвердивши в себе ни одного из нравственных свойств, составляющих существенные черты этой свободы. Св. Апостолы предвидели, что в христианских обществах будут злоупотребления этим высоким учением. Апостол Петр, определяя отношения первенствующих христиан именно к правителям, или гражданским властям, и притом языческим, говорит им: «такова есть воля Божья, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» ( 1Петр. 2, 15. 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

После молебна, успокоившись, я подошел к клиросу и просто посмотрел из любопытности читанный Апостол об идоложертвенном... Прочитал его со вниманием... И вдруг набежали новые мысли о третьем исходе - то главное, о чем я и должен записать... Перепишу Апостол дальше: ищи каждый пользы другого. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого изследования для спокойствия (вставка русского перевода. - Авт.) совести (лучше со спокойной совестью своею. - Авт.); ибо Господня земля, и что наполняет ее (Пс. 23, 1). Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, - то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого изследования, для совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого; ибо для чего моей свободе быть судимой чужой совестью? Напишу и дальше до конца главы... Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте в славу Божию. НЕ ПОДАВАЙТЕ СОБЛАЗНА НИ ИУДЕЯМ, НИ ЕЛ-ЛИНАМ, НИ ЦЕРКВИ БОЖИЕЙ, так как и я угождаю всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись (1 Кор. 10, 23-33). Суть дела была такова: язычники, принося жертву идолам, большую часть жертвенного после съедали дома или с гостями. У некоторых были знакомые христиане; и являлся вопрос: можно ли есть такое мясо? Ответ: можно, если никого это не соблазняет. Или другой случай: остатки от жертвы продавались на базаре. Как быть христианам. Покупайте, если никто не соблазняется. Итак, по существу все мне позволительно; но педагогически нужно смотреть на пользу ближнего... И вот подумалось мне: я правильно смотрю на лояльность; по существу считаю это позволительным. Но многие недоумевают и соблазняются, будто я вступаю в общение духовное, внутреннее с безбожной властью, гонительницей всякой веры (как там через мясо вступали в общение будто бы с идолами). А если соблазняются, то угождая ближним (а таких огромное большинство за границей), не должен ли я ради одного этого отказаться от решения моего, хотя бы по существу правильного? Это уступка ради славы Божией. И эта мысль о третьем исходе - отказе от дозволенного - глубоко проникла в мою душу. И мне сделалось от нее мирно, спокойно на душе...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1042...

Самое главное в этой жизни это быть истинным христианином во всём. Соглашаться или нет на что-то зависит от обстоятельств. В Таинстве Крещения и Миропомазания все мы, православные христиане, получаем дар Святого Духа, Которым, можем определять духовную суть вещей и совершать нравственный выбор в нашей жизни. Важно понимать, что неосознанное принятие печати антихриста путем каких-либо технических или медико-биологических манипуляций, без отречения от Христа прямо отвергается многими святыми отцами. Принятие печати Антихриста и отвержение Христа это свободный нравственный выбор каждого человека, а не гипнотическое " зомбирование " или что-то в таком роде. Важно также понимать, что ничто сделанное против нашей воли не отдаляет нас от Христа. Если нас поймают, обездвижат или усыпят, после чего насильно без нашего на то согласия вживят нам какой-угодно чип, нанесут татуировку с числом 666 нам на лоб, совершат ещё какие-нибудь оскверняющие нас процедуры перед Богом мы останемся по прежнему чистыми. Это, на мой взгляд, аналогично тому, о чём говорит апостол Павел: " Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? " ( 1Кор.10:25 ). Если нам под видом, например, прививки, сделают какое-угодно " чипирование " , и мы не будем знать об этом, мы не согрешим и не удалимся от Бога. Тоже самое с электронным паспортом. Но если нам скажут откажись от Христа и в подтверждение этого сделай " чипирование " или прими электронный паспорт или ещё что угодно, мы по своей свободной воле, не должны соглашаться на это и сопротивляться этому как можем. Но опять же если нам это сделают насильно это нам духовно никак не повредит, так как мы своего согласия на это безобразие не дали.

http://azbyka.ru/vopros/soglashatsja-li-...

Свобода от чего? Или: — Свобода от Кого? Свобода не исключает любви, то есть деятельного участия в жизни других людей Сказано: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу (Гал. 5, 13). Таким образом, мы выясняем, что свобода не исключает любви, то есть деятельного участия в жизни других людей. Так что и подчинение светским властям проистекает не из страха наказания, но и по совести (Рим. 13, 5), по любящей христианской совести. Так что и «закон царский» мы исполняем по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого (Иак. 2, 8). Другая возможная мотивация подчинения светской власти не есть дело хорошее, но, напротив, дурное, так как происходит из чувства лицеприятия и угодливости. Следовательно, тем более и подчинение церковным властям должно проистекать из чувства любви. Даже если сами носители духовной власти и не были бы чем должны быть; но чтобы вы делали добро , хотя бы они казались и не тем, чем должны быть (2 Кор. 13, 7). Сказано: Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас (1 Фес. 5, 12). Впрочем, даже если священнослужители и не есть то, «чем должны быть», Вселенская Церковь учит, что благодать действует и через недостойных священнослужителей. Блаженный Августин: «Служители Церкви Божией не перестают быть орудиями благодати Божией, хотя бы сами не были святыми. Каков бы ни был священник, когда он молится за народ, его молитва возносится к Богу, — его поучения, если содержат истину, полезны для других, — его священнодействия имеют всю силу для верующего. За себя он сам даст ответ Богу, но для паствы он есть истинный пастырь» . Святой Ефрем Сирин: «…Если и не знаешь о каком иерее, достоин ли он сана или не достоин, то не презирай его ради заповеди Христовой. Как не терпит вреда светлое золото, если покрыто оно грязью, а также и самый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам; так подобно сему и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший был и недостоин» .

http://pravoslavie.ru/99763.html

Соглашаться или нет на что-то зависит от обстоятельств. В Таинстве Крещения и Миропомазания все мы, православные христиане, получаем дар Святого Духа, Которым, можем определять духовную суть вещей и совершать нравственный выбор в нашей жизни. Важно понимать, что неосознанное принятие печати антихриста путем каких-либо технических или медико-биологических манипуляций, без отречения от Христа прямо отвергается многими святыми отцами. Принятие печати Антихриста и отвержение Христа это свободный нравственный выбор каждого человека, а не гипнотическое “зомбирование” или что-то в таком роде. Важно также понимать, что ничто сделанное против нашей воли не отдаляет нас от Христа. Если нас поймают, обездвижат или усыпят, после чего насильно без нашего на то согласия вживят нам какой-угодно чип, нанесут татуировку с числом 666 нам на лоб, совершат ещё какие-нибудь оскверняющие нас процедуры перед Богом мы останемся по прежнему чистыми. Это, на мой взгляд, аналогично тому, о чём говорит апостол Павел: “ Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? ” ( 1Кор.10:25 ). Если нам под видом, например, прививки, сделают какое-угодно “чипирование”, и мы не будем знать об этом, мы не согрешим и не удалимся от Бога. Тоже самое с электронным паспортом. Но если нам скажут откажись от Христа и в подтверждение этого сделай “чипирование” или прими электронный паспорт или ещё что угодно, мы по своей свободной воле, не должны соглашаться на это и сопротивляться этому как можем. Но опять же если нам это сделают насильно это нам духовно никак не повредит, так как мы своего согласия на это безобразие не дали.

http://azbyka.ru/vopros/soglashatsya-li-...

Христос молчит. И Пилат спрашивает: «Почему Ты не отвечаешь мне? Разве Ты не знаешь, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» Это значит, что земная судьба Человека, стоявшего перед Пилатом, смерть и жизнь Человека зависели от него, Пилата. И Пилат, как известно, знал, что нет никакой вины за Этим Человеком. «С этого времени, – пишет евангелист Иоанн, – Пилат искал отпустить Его», то есть Пилат искал случая, чтобы отпустить Христа, – и не отпустил. Не отпустил, так как боялся толпы, так как ему легче было угодить ей, предав на смерть невинного Человека, чем, отпустив Его, рисковать волнениями, бунтом, доносами в Рим и тому подобным. Пилат был свободен. Его власть, говорит Христос, дана была ему свыше, и это значит – для правды, справедливости, милосердия, защиты слабых. Пилат свободно выбрал зло. Был один момент – один, только один, – когда всё зависело от него, и он это знал, и поступил сознательно против совести, против правды… Нет, тут не было рока, Пилат не был бессмысленным исполнителем чужой воли, игрушкой в чьих-то руках. Пилат был свободен. И именно эта свобода Пилата делает поступок его столь безысходно, столь страшно и абсолютно трагическим. Потому упоминание имени Пилата в Символе веры – это (всегда, каждый день, на протяжении тысяч лет) напоминание нам, каждому из нас, о том, что мы свободны. Эта минута, когда Пилат мог отпустить Христа или освободить Его, – эта минута длится вечно, длится в жизни каждого из нас. Нет дня, когда не стояли бы мы перед выбором и не имели бы данной каждому из нас свыше власти по никогда не обманывающему голосу совести знать правду – и либо выбирать, либо отвергать ее. И эта свобода, эта возможность выбора делает саму нашу веру судом над нами. В каждом человеке мы можем узнать образ Христа, и либо сделать добро, либо же предать Его – из страха, из слабости и малодушия, как тогда, в ту пятницу перед Пасхой, в час шестой сделал это Пилат. Только по отношению к этой свободе, которой никто не в силах отнять у нас, и решается наше спасение или же наша собственная духовная гибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

5. ВОПРОС: Когда все-таки в духовном воспитании бывает необходимо принуждение — или вера и духовность предполагают полную личную свободу? Снова принуждение! Отвечая на предыдущий вопрос, мы предлагали поменять метод принуждения на метод убеждения. В Царство Божие нельзя загонять человека под дулом автомата. Поместив первых людей (Адама и Еву) в Рай, Творец предоставил им полную свободу распоряжаться собою и всем, что их окружало. Но при этом предупредил: …от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:16-17 ). Свобода — величайший дар Божий разумному человеку; человек без свободы немыслим потому, что он сотворен Самим Богом, Который есть Носитель абсолютной Свободы, так как никем не сотворен, но является Сам Творцом всего сущего: видимого и невидимого мира. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему… ( Быт. 1,26 ). Но вместе с тем свобода таит в себе и огромную опасность как для того, кому она дана, так и для всего мира. Бог предоставил человеку полную свободу, но как люди ею воспользовались? Вся история мира — это история борьбы добра со злом, с тем злом, которое человек внес в мир, пользуясь своей свободой. Иногда у людей возникает в душе недоумение: неужели Бог, создавая человека свободным, не мог сделать так, чтобы Его творение не грешило? Но это уже ограничение. Свобода означает отсутствие каких-либо ограничений человека со стороны Бога, Который ничего не навязывает нам. Если бы человек был насильно принужден не грешить, если бы Рай был для него внешне навязанным, обязательным, то какая же в этом была бы свобода? Такой Рай, наверное, показался бы людям тюрьмой. Бог не обязывает людей даже верить в Свое существование, предоставляя полную свободу человеческой совести и человеческому разуму. Апостол Павел в своем послании к Галатам говорит: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти… ( Гал.5:13 ).

http://azbyka.ru/deti/kak-votserkovit-de...

A в одном из псалмов Давидовых мы читаем следующее: «вот, они (враги Божьи и человеческие) изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи, ибо, думают они, кто слышит? Но Ты, Господи, посмеёшься над ними... Слово языка их есть грех уст их; да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят. Расточи их во гневе, расточи, чтоб их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли. Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города. Пусть бродят, чтобы найти пищу, и не сытые проводят ночи. A я буду воспевать силу Твою, и с раннего утра провозглашать милость Твою; ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего ( Пс.58:8–9; 13–17 ). Нам дарована ещё свобода собраний. Как понимать эту свободу? Неужели христианину разрешается по совести посещать всякие собрания, из каких бы людей они ни состояли, верующих, или не верующих, нравственных, или безнравственных? Нет, христианин хорошо знает, что «блажен» только «тот муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей» ( Пс.1:1 ). Знает он и то, что «путь нечестивых погибнет» ( Пс.1:6 ) и потому, конечно, не посещает таких собраний, на которые собираются иногда, люди не в количестве двух или трёх. a в количестве целых десятков и сотен, и собираются не «во имя Божие» ( Мф.18:20 ), a во имя своих похотений. Христианин знает одни только собрания, именно, «Священные собрания» то есть, освященные святыми и общеполезными целями ( Исх.12:16 ; Числ.28:26 и др.), на которые собираются единомышленные ему братья – христиане, не под тленным красным флагом – символом крови, под коим собираются теперь многие из русских людей, стоящих во главе, так называемого, освободительного движения; a под бессмертною и вечною хоругвею св. Церкви – Крестом Христовым – символом любви. Вот такие-то собрания он охотно и с радостью посещает всегда, как любезные и дорогие его сердцу, a не те многочисленные и многошумные собрания, какие вошли y нас в такую моду в последнее время и на какие собираются люди различных профессий и званий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

    П. Что такое говоришь ты?     К. Эллины, приметив где-либо хорошо растущие деревья и какой-либо густо разросшийся лес, ставили здесь алтари и приносили жертвы демонам: ибо весьма необходимо было, чтобы с алтарями демонов было сопряжено как бы заблуждение ума и мирские прелести, потому что ложь внутри себя недугует бессилием, украшается же часто поддельной красотою, подобно тому как, известно, и бесчестные женщины. Но Божественному алтарю, блистающему красотою истины, какая надобность во внешних придатках или в суетных украшениях? Ибо не чрез мирские прелести становится доступным Божество и не распущенному как бы и привязанному к плотским удовольствиям уму, но трезвенному и обращающему пристальный взор к высоте и на небеса. И если бы случайно, как бы сам собою, Божественный алтарь оказался где-либо под деревами, то это нисколько не повредило бы непоколебимому и истинному поклоннику Спасителя; но поелику вообще это есть эллинское учреждение, то должно избегать подражания и сходства в обычаях, как, например, несомненно для верного и достигшего умом до истинного ведения «идол в мире ничто», а равно и идоложертвенного нет (1Кор. 8:4); однако, по повелению того же (священного писателя), не позволяется вкушать от него ради совести более немощных: «ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?» (1Кор. 10:29-30.) Посему похвально пред Богом это дело, говорю о том, чтобы отказываться от дел, одинаковых с эллинскими, как, например, в установлении алтарей, в обычаях и обрядах служения.     П. Соглашаюсь.     К. А что должно делать приношения во славу Божию и не c пустыми руками приходить во святую скинию, это опять разъясняет нам Священное Писание, так говорящее в книге; Чисел: «Когда Моисей поставил скинию, и помазал ее, и освятил ее и все принадлежности ее, и жертвенник и все принадлежности его, и помазал их и освятил их, тогда пришли... начальников Израилевых, главы семейств их, начальники колен, заведывавшие исчислением, и представили приношение свое пред Господа, шесть крытых повозок и двенадцать волов, по одной повозке от двух начальников и по одному волу от каждого, и представили сие пред скинию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Болеют гражданской скорбью о народном разорении – и сплошными забастовками вовлекают доверчивых простецов в пучину невообразимых бедствий. Жалуются на обуявшую всех „власть тьмы» – и насильственно гасят свет всякого знания. Возмущаются „страшным упадком органа морального обновления» – и „лгут до усталости» на церковь и духовенство. Негодуют на возмутительный бесчинства войск – и к тем же войскам обращаются за спасением от хулиганских орд. Взялись „просвещать» народ – и попирают его исконные святыни. Одушевляются беззаветною любовью к народу – и его же нарекают „черной сотней» за то, что, по мере прозрения, он грудью защищает Веру и Государя. Взывают к совести и правде – и сами отрекаются от той и другой. Не верят правительственным сообщениям – и гнусной ложью своих инсинуаций подрывают всякое доверие к печатному слову. Настаивают на правовом порядке – и стремглав несутся к самой хаотической анархии. Выступают на защиту слабых и угнетенных – и вооружают кинжалами школьных детей... Дальше идти, кажется, некуда! Остается разве только отречься и от своего христианского звания и от Христова имени, чистосердечно сознавшись в роковом недоразумение благодаря которому лица известного направления только „числятся» в Православной Церкви. Тогда, по крайней мере, они будут действовать „на законном основании», но таким же образом потерпят и поражение, „злые зле и погибнут». Избави нас Бог желать несчастья другим, считаемым нами не за „товарищей» только, но, как заповедал нам Спаситель, за своих „братьев». Мы хотим высказать лишь ту евангельскую заповедь, что истинная „вечная жизнь» состоит в познании Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа ( Иоан. 17, 3 ), состоит в познании воплощенной для нашего спасения Истины, Которая дарует человекам блаженную свободу ( Иоан. 8, 32 ), ибо „Господь есть Дух, а где Дух Господень, там и свобода« ( 2Кор. 3, 17 ). И, действительно, в обильной духовными дарами первенствующей церкви „у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010