Грозно предостерегали Апостолы своих братий по вере от лжеучителей, чрез которых «путь истины будет в поношении» и которые «будут уловлять их льстивыми словами» о призрачной свободе: «это – безводные источники, облака и мглы, гонимые бурей: им приготовлен мир вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления, ибо кто им побежден, тот тому и раб, Ибо, если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя вашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи!.. Не то ли же самое случается и в наши дни с теми, которые требуют приспособления и далее совершенной замены «свободы истинной – Христовой» и «духа Христова» – «духом мира сего» и «свободы» ложной, призрачной, мирской, которая в существе своем есть рабство греху и тлению?!. Да, скажем, тоже и далее более и коварнее того!.. Но перейдем к раскрытию христианского смысла и другого слова: «Совесть» Когда книжники и фарисеи привели ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии, а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями! Ты что скажешь?» Иисус отвечал: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ев Ин. 8 гл.). Не счел Христос нужным обратиться к внешним судьям для решения вопроса о греховности книжников и фарисеев – нет!.. Он поставил своих совопросников пред судом их собственного, внутреннего судии, и вот: кто из них оказался бы праведным пред судом этого Судии, тот и должен был бросить на стоявшую посреди грешницу камень!.. И что же? Праведные пред внешними судьями, судящими лишь но наружности (Мф.,23:28), ибо «кто из человек знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем» ( 1Кор. 2:11 ), книжники и фарисеи оказались исполненными внутри лицемерия и беззакония, когда очутились пред судом своего собственного, внутреннего судии и, как передает нам Ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/o...

Как духовное и истинное, учение Господа Иисуса Христа дает человеку свободу. Познайте истину, говорил Он своим слушателям, и истина сделает вас свободными ( Uoah VIII, 32 ). Его учение дает человеку свободу совести, делая ее из немощной сильною ( Puм. XIV, XV ; 1Kop. VIII ), освобождает его от оков обрядового закона, от ига немощных стихий, от рабства страху и греху и дарует ему дух усыновления, по которому мы дерзновенно приступаем к престолу благодати, и свободу духовной жизни. Чтобы представить себе, с какою силою господствовали над ветхозаветным человеком немощные и жалкие вещественные начала, как они стесняли его совесть, подавляли его духовную жизнь, для этого нужно припомнить обличительные речи Господа Иисуса Христа против книжников и фарисеев, которые все дела свои делали с тем, чтобы видели их люди, которые давали десятину с мяты, аниса и тмина и оставляли важнейшее в законе, суд, милость и веру, оцеживали комара, а верблюда поглощали, которые очищали внешность чаши и блюда, между тем как внутри они были полны хищения и неправды, которые надежду свою возлагали исключительно на свое происхождение от Авраама, – нужно припомнить, что злоба книжников и фарисеев против Иисуса Христа, приведшая к Его смерти, подогревалась, главным образом, их привязанностью к букве закона, к преданиям старцев, – нужно, наконец, припомнить, какую борьбу пришлось вынести св. апостолу Павлу с неразумными ревнителями ветхозаветного обрядового закона, чтобы отстоять свободу христианской религии. С какою адскою настойчивостью эти неразумные служители ветхозаветной буквы нападали на новорожденное христианство , чтобы покорить его обрядовому закону и сделать из этой религии духа простую иудейскую секту, и с какою вышечеловеческою твердостью ап. Павел противодействовал этому сильнейшему и опаснейшему врагу христианства. Как высоко этот апостол ценил христианскую свободу и с каким усердием предостерегал христиан от старых уз рабства! Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять ту рабства. К свободе призваны вы, братия! Только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу (Гал. V, 1. 13). Если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений, не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся, – (что все истлевает от употребления) по заповедям и учению человеческому? ( Koл. II, 20–22 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Относительно упомянутой мной в статье незаконности отказа Префектуры г.Москвы в проведении пикета гражданами православного вероисповедания Российской Федерации в поддержку митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина привожу ниже разъяснение юриста. Комментарий руководителя общественной юридической службы Союза «Христианское Возрождение» и Движения «Сопротивление Новому Мировому Порядку» Чепурной Ирины Юрьевны: Мы являемся православными христианами Русской Православной Церкви Московского Патриархата и осуществляем правозащитную деятельность с самого начала рождения нашей общественной организации Движение «Сопротивления Нового Мирового Порядка» на базе Союза «Христианское Возрождение» по благословению избранных нами духовных наставников, являющихся пасомыми РПЦ МП. В силу действующего светского и церковного законодательства особого благословения Священноначалия РПЦ МП в данном случае не требуется, что следует из Устава РПЦ и других церковных документов. Целью нашей деятельности является правозащитная деятельность, которая осуществляется в соответствии с нормами действующего светского (ст.ст. 28, 29 Конституции РФ, Федерального закона от 26.09.97 «О свободе совести и религиозных объединениях») и церковного права, в том числе Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека ( Москва , Храм Христа Спасителя, 26 июня 2008 г.). " ...Согласно своему достоинству, человек призван к благим делам. Он обязан проявлять заботу об окружающем мире и людях. Стремлением его жизни должно быть совершение добра и научение добру, а не злу: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). III.4. Права человека не должны противоречить любви к Отечеству и к ближним. Творец вложил в человеческую природу необходимость общения и единения людей, о чем Он сказал: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18). Любовь к своей семье и другим близким людям не может не распространяться на народ и страну, в которой человек живет. Не случайно православная традиция возводит патриотизм к словам Самого Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13)... . Борьба за права человека становится плодотворной тогда, когда она служит духовному и материальному благу личности и общества.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

«Покажите, пишет верующим Иоанн, что вы истинные ученики Христовы, искупленные Его кровью, подражая Учителю, и любя друг друга». Взаимная любовь служит основанием нравственности христианской. Между философами одни отрицали нравственность, не зная на котором из высших воззрений основать понятие о добре, а потому и считали, его только следствием совести, которая не действительнее силы зла; другие же искали оснований добра в природе и принимали за основание нравственности – свободу. Но она служит основанием только нравственности отрицательной, потому что, если уважение к свободе других и препятствует нам делать зло своему ближнему, то нисколько не возлагает еще обязанности делать ему добро. Нравственность, основанная на свободе, логическим последствием своим, имеет только равнодушие и эгоизм. Нравственность же христианская основана на взаимной любви, и ведет к тому, чтобы ближнему своему делать то добро, которое желает самому себе. Иисус Христос научил мир возвышенной истине этой, но мир по сию пору еще не хочет её понять; святой же Иоанн исключительно старался проповедовать взаимную любовь эту, как отличительное свойство истинно христианской нравственности. Христианин познается по двум отличительным качествам; по вероучению своему, тем, что верует только в истины откровенные, без примеси систем человеческих, а по нравственности тем, что любит своего ближнего. Св. Иоанн развивает обе истины эти в своем первом послании. Изложивши основание взаимной любви, он доходит до истины откровенной. «Я написал вам, говорит он, 724 не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос?» Этому-то заблуждению и учил Керинф. «Это антихрист, продолжает Иоанн, отвергающий Отца и Сына; всякий отвергающий Сына, не имеет и Отца. И так, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас. Святой Иоанн, как видим, основанием вероучения полагает устное учение Апостолов, которое следует тщательно хранить таковым, как его слышали. Во всех писаниях апостольских, которые только сохранились, находим положительное наставление это. Верность учению, принятому посредством проповеди апостольской, есть единственный способ предохранить себя от всякого лжеучения; Св. Иоанн добавляет: «Если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то вы пребудете в Сыне и Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это написал я вам об обольщающих вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

того, они полагают, что нет ничего, кроме того, что доступно чувству, хотя это совсем не так. Они считают правильным все, чего они сильно желают. Они называют миром настоящее, достойное сожаления рабство, поскольку помутненный разум, не сопротивляясь, следует туда, куда зовет его страсть. Это жалкий мир, который приходит разрушить Христос – Творец подлинного мира. Тот, Кто сделал из двух единое. Он пришел начать спасительную войну между отцом и сыном, между мужем и женой, между всем, что плохо скрепило постыдное согласие. Да будет слабым влияние философов, если они не предписывают --пусть и другими словами – того же, что и Священное писание. Что философы называют разумом (ratio), Павел зовет то духом (spiritus), то внутренним человеком (homo interior), то законом совести (lex mentis). То, что они именуют страстью (affectus), он иногда зовет плотью (caro), иногда телом (corpus), иногда внешним человеком (homo exterior), иногда законом частей (lex membrorum). Он говорит: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять пожелания плоти. Ведь плоть желает против духа и дух против плоти, дабы вы не то делали, что хотите». И в другом месте: «Если вы жили по плоти, то умрете. Если духом будете умерщвлять дела плоти, будете жить». Это, конечно, новая смена вещей, когда мира ищут в войне, войны – в мире, жизни – в смерти, смерти – в жизни, свободы – в рабстве, рабства – в свободе. Ведь в другом месте Павел пишет: «Я очищаю тело свое и отдаю в рабство». Послушай о свободе: «Если вас ведет дух, то вы не под законом». И еще: «Мы опять не приняли духа рабства в страхе, но дух усыновления Божьего». Там же и в другом месте: «Я вижу в своих членах иной закон, противоборствующий закону моего ума и делающий меня пленником закона греховного, который в моих членах». Ты читаешь у него же о внешнем человеке, который испорчен, и о внутреннем, который день ото дня обновляется. Платон установил, что в человеке две души. Павел видит в одном и том же человеке двух людей, настолько связанных, что один без другого не может быть ни в славе, ни в геенне, и настолько разъединенных, что смерть одного – это жизнь для другого.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/fil...

Дух христианства не буквенный, не педантический, не регулирующий; но обновляющий и освобождающий . Усвоение его совершается не в законническом толковании слов и текстов, но в усвоении любви и веры, совести и свободы. Это отнюдь не значит, что Священное Писание не существенно; тогда оно не было бы и Священным . Нет: существенно писание; необходимо, драгоценно и предание. Но можно изучить Писание и прекрасно знать предание – и христиански не обновиться. Чтобы творить христианскую культуру, надо по-христиански обновиться и затем принять мир : и осуществлять это приятие надо в свободе совершенного закона. Другого исхода мы не видим, и вернее всего, что его и нет. Обновиться по-евангельски, – цельно и до дна, – дано не каждому. Но вступить на этот путь или, по крайней мере, попытаться вступить на него – может и должен каждый; во всяком случае – каждый, серьезно помышляющий о христианской культуре. Это обновление совершается так, что при чтении Писания читающий не регистрирует своим пониманием сказанное, но пытается отыскать и укрепить в себе самом, а если нужно, то впервые создать в себе самом описываемое в тексте: вызвать в себе чувство милосердия и предаться ему; вызвать в себе раскаяние и творчески пережить его, помыслить сердцем совершенство Божие и пробыть в нем, пока не наполнятся им сердце и воля (акт совести); найти в себе силу любви и обратить ее (хотя бы на миг) к Богу, и потом – к людям и ко всему живому… Это есть начало: христианин приступает к «совлечению ветхого человека» ( Кол. 3,9-10 ; Еф. 4,22 ) и к утверждению в себе нового. Этому новому человеку и откроется подлинная божественность Христа. И все это должно совершаться в сердце и чувстве, но не только в них; – умом, но не только умом; волею, но и делами; верою, но и делами; и прежде всего и больше всего – живою любовью. В Писании Нового Завета это обновление описывается так: «Слово Христово да вселяется в вас обильно со всякою премудростию» ( Кол. 3:16 ). «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Римл. 12:2 ); чтобы вам «обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданого по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф. 4:23-24 ); «чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном» ( Колос. 1, 9 ). «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» ( Колос. 3,14 ).

http://azbyka.ru/osnovy-xristianskoj-kul...

Евангелие есть книга веры, свободы и совести , а не книга законов и правил. Евангелие надо читать и разуметь живым духом, глубиною своей собственной веры, своей свободы и своей совести, – а не формальным рассудком. Евангелие содержит некий благодатный и свободный Дух; и его надо принять своим личным духом. Не плоским и трезвым, обывательски-рассуждающим умом 4 , но своим свободным, совестным и духовным смотрением, своею способностью – созерцать сердцем и веровать видением. Тогда окажется, что Евангелие не есть книга, связующая человека правилами, но живой поток любви и видения, вливающийся в душу и пробуждающий в ней глубочайшие истоки личной духовности ; этот поток проникает в нас и освобождает нас к самостоятельному видению, решению и творчеству. Евангелие (буквально: благовестие) состоялось и начерталось не для того, чтобы превратить человека в запуганного раба, ожидающего приказаний и не смеющего творить самостоятельно: такой раб не нужен ни Богу, ни людям; и не ему создать христианскую культуру. Но для того, чтобы дать человеку свободу в Духе: не свободу без духа, – это был бы слепой и страстный произвол погибели; и не духовность без свободы, – это была бы формальная праведность мертвой личности; но именно – свободу в Духе, т.е. дар самостоятельно созерцать Божественное и самостоятельно ходить по божественным путям, – цельно и добровольно пребывая своим духом в Духе Божием. Ибо «Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор. 3:17 ). Потому Евангелие и дает нам «закон совершенный, закон свободы» ( Иак. 1:25 ); и кто «вникнет» в него «и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании» ( Иак. 1:25 ) Оно призывает и научает нас так говорить и так поступать, как говорят и поступают люди, «имеющие быть судимы по закону свободы» ( Иак. 2:12 ); и повиноваться не так, как повинуются «употребляющие свободу для прикрытия зла», но именно так, как повинуются «свободные» ( 1Петра. 2:16 ) 5 , ибо «к свободе призваны вы, братия» ( Гал. 5:13 ).

http://azbyka.ru/osnovy-xristianskoj-kul...

И мы, перестраивая заново у себя государственный строй, должны также добиваться «свободной церкви в свободном государстве». 1905 г. X. Через год «Кто из нас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, видевшие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начать строить и не мог окончить». ( Лк. 14 ). Год назад торжественно провозглашена была у нас веротерпимость. Уничтожена была видимо та административная кабала, в которой находились последователи государственной церкви, дана была свобода исповедания многомиллионным «отщепенцам» православия. Вся печать приветствовала правительственный акт, несмотря на его несовершенства; приветствовала его, как начало той законодательной работы, которая должна была окончательно устранить из русской жизни печальные остатки религиозной нетерпимости. Прошел год, в течение которого самые различные правительственные комиссии усиленно разрабатывали вопрос об укреплении начал веротерпимости и о согласовании действующего Уголовного Уложения с указом 17 апреля. Общественное мнение и реальные требования жизни определенно указывали, в каком направлении должны были идти законодательные работы по осуществлению в России начал веротерпимости. Общество требовало провозглашения полной свободы совести, т.е. свободы веры и неверия, свободы пропаганды исповедуемого вероучения и полного разграничения ведомств церкви и государства; оно требовало устранения всяких уголовных кар за религиозные преступления, уничтожения самого термина – «преступление» в делах веры, столь несоответствующего истинному учению христианства. Накануне великого праздника православной церкви вновь опубликован закон, долженствующий укрепить начала веротерпимости. Новый закон не вносит никаких принципиальных изменений в существующее законодательство. Мы ждали, что с церкви будет снята государственная опека, а вместо этого узнаем, что отныне всякая попытка совращения православного в какое-либо вероисповедание, учение и секту будет подвергаться уголовной каре, хотя бы это совращение выразилось лишь в публичном произнесении речи или распространении соответствующего сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Иоанн: «будучи обличаемы Совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних» (Ев. Ин. 8:9 ), так что не осталось у женщины обвинителей!.. Здесь впервые в Новом Завете выступает пред нами " Совесть», как самостоятельный, живущий внутри человека и незримый плотскими очами, его собственный судия, показующий ему всю его религиозно-нравственную правду, и тем самым, то оправдывающий, то обличающий, или обвиняющий его пред законом. Обитая в сердце человека (Евр., 10:22), этот Судия, или совесть в то же время свидетельствует тому же человеку, что оценка всей его жизни производится ею сообразно с тем религиозно-нравственным законом (т. е. сообразно с тою идеею Верховного Существа и с тем различием между добром и злом), который написан в самом сердце человека Богом, от дня рождения, или появления человека в мире ( Римл. 2:14 –15м); посему этот закон и называется: «законом природы» (Рим., 2:14–27) и «законом Божиим» ( Римл. 7:22 ; ср. Евр. 8:10–11 ). Он доступен непосредственно – внутреннему созерцанию совести человека и только ей; посему-то Ап. Павел и указывал на совесть свою и «всякого человека пред Богом» (т. е. у которых «бог века сего не ослепил умы»), как на свидетельницу того, что он говорит истину во Христе, а не лжет; что он не искажает слова Божия и живет по благодати Божией, а не по плотской мудрости ( Рим. 9:1 ; 2Кор. 1:12; 4:2–4; 5:11 ). Эта-то совесть и была для язычников единственным, за отсутствием у них внешнего закона Божия, показателем всей неправды их жизни ( Рим. 2:10–15 ). Она же с поразительной силой свидетельствовала народу Еврейскому о действительному значении его внешнего закона, который никогда не мог сделать совершенным или оправданным пред Богом своего исполнителя, а только указывал последнему на действительного искупителя мира от грехов -Христа, и подготовлял людей к принятию Его (Евр., 9:9–14; 10:15–18). Она же, помимо Внешнего закона Божия, ясно свидетельствует людям, что «власти от Бога установлены», что они «страшны не для добрых дел, но для злых», ибо «начальник есть Божий слуга, тебе на добро».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/o...

Но Господня земля и все что наполняет ее. Итак, ради совести должно воздерживаться от того, от чего воздерживаться запрещено; совесть же разумею не свою: моя просвещена познанием, а совесть другого. Воздерживайтесь же из желания, чтобы назидание вашего брата шло тем успешнее, чтобы по неведению не вздумал он подражать тому, чего не знает или чтобы вместо возвышенных чувств у него не явилось высокомерия. Ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, что я благодарю? Итак, что ни делаете, все делайте во славу Божию. Под всем же нужно разуметь дела, позволенные правилами веры. 16. Изъяснение некоторых мест Писания ο твердости, терпении и любви мучеников Для достижения праведности требуется вера сердечная, блаженство же достигается устным исповеданием. Отсюда такое обетование Писания: Всякий верующий в Него не будет постыжден. Проповедуемое же нами слово веры таково: Если будешь исповедывать устами твоими, что Иисус есть Господь и сердцем своим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься ( Рим. 10:10,11,8,9 ). Очевидно, что Апостол набрасывает здесь образ совершенной праведности, полнота коей слагается из дел и созерцания. Итак, следует благословлять нам наших преследователей. Благословляйте их, говорит Апостол, а не проклинайте ( Рим. 12:14 ). Ибо наша слава сия есть, свидетельство нашей совести, что мы знаем Бога и сие знание доказываем святостию и богоугодной икренностию, даже и маловажными случаями открывая дела любви и обнаруживая, что не по плотской мудрости живем в этом мире, то по благодати Божией ( 2Кор. 1:12 ). Таково свидетельство Апостола ο познании. Общее же учение веры 523 в том же самом послании к Коринфянам он называет благоуханием познания ( 2Кор. 2:14 ). Ибо для большинства даже до сего дня при чтении ими Ветхого Завета остается неснятым то же самое покрывало ( 2Кор. 3:14 ), которое кажется должно бы уже открыться до обращении их к Господу. Вот почему тем, которые могут созерцать это, Господь явил, что принципом жизни сей, змеем ползающей на чреве, может быть и более возвышенный, хотя мы и остаемся прикрытыми плотию.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010