Протоиерей Михаил Шполянский — Человек Светлой седмицы Больше всего он любил Жизнь, именно такую, с большой буквы, как Дар и Присутствие, синоним бессмертия 24 апреля, 2015 Больше всего он любил Жизнь, именно такую, с большой буквы, как Дар и Присутствие, синоним бессмертия В том, что отец Михаил Шполянский ушел туда, где «несть болезнь и печаль», на Светлой, есть огромный смысл. Здесь, на земле, Царство радости было его домом, куда он без устали собирал всех, кого встретит – бездомных детей, бомжей, неуемных вопрошателей, требовавших от него окончательных ответов на последние вопросы, почтенных богословов, друзей, прихожан и случайных встречных. Чужих для него не было – в Царстве чужих не бывает. Неслучайно и то, что вышедшая в 2008 году его книга, вызвавшая столько радости в церковной среде и удивления в нецерковной – «подумать только, поп какую книгу написал!» – называлась «Анабасис», то есть «восхождение», единственно возможный путь в земной юдоли. Путь совершался очень внимательно и благодарно за каждую встречу, за первых птиц на Кинбурнской косе, которая была для него местом свободы и счастья, за каждую книжку, вопрос, возражение. Однако анабасис – не просто прогулка по горам, но военный поход, передвижение по недружественной территории. Со временем все отчетливей видишь, как точно вписывается в эти смыслы его жизнь – на войне случается всякое, и территория, даже та, которую отец Михаил возделывал и любил, недружественной бывала. От этого он мучился, но любить ее не переставал, как не переставал любить своих иногда очень «неудобных» детей – не рассуждающей «благоутробной» любовью. «С ними иногда очень трудно бывает, так ведь какая у каждого история… Только жалеть». Это было однажды сказано о детях, но относилось ко всему. Путь вел из Ленинграда в Николаев, где после окончания корабельно-строительного института пытливый, всегда читавший «больше положенного» молодой человек работал сначала в конструкторском бюро, потом – в лесничестве, в котельной, в бригаде по декоративному оформлению зданий, – где только ни приходилось.

http://pravmir.ru/chelovek-svetloy-sedmi...

Ибо кажется, что в этот период, проведя в ночных и денных трудах и в ночной же радости праздник Пасхи, мы ощутим себя в течение целых шести дней приобщёнными к той вечной радости пребывания с Богом, к которой стремится, наверное, душа каждого человека, без значительной надежды всё-таки эту радость пережить. И вот проходит Пасха, приходит Светлая седмица. Но все мы с хорошо знаем, что даже в эти действительно светлые дни, когда нет никакого поста, когда не надо каяться или делать вид, что ты каешься, когда мы позволяем себе разные проявления своего естества — и в высоком, и в низком смысле этого слова, тем не менее возникает ощущение, что в этой безусловной, не скажу радости, но веселье и лёгкости — что-то уходит из нашей души. Я думаю, что каждый из вас к концу Светлой седмицы уже уставал от этого перманентного праздника — не только потому что естество его испытывало белковое отравление от избыточной, может быть, скоромной пищи, или от избыточного употребления горячительных напитков, или же даже просто от общения, которое начиналось как пасхальное, а заканчивалось подчас как обыкновенное обывательское общение симпатичных людей, после чего уже не хочется этих симпатичных людей видеть хоть какое-то количество времени. Мы погрузились незаметно в такую привычную обыденную суету. И вот именно по завершении Светлой седмицы в храмах звучит Евангелие, которое напоминает нам о том, о чём мы ухитряемся нередко забыть на Светлой седмице — о том, что подлинная христианская жизнь предполагает постоянное внутреннее напряжение, постоянную пытливость ума и сердца. Да, во имя Христа осуществляемые, но по отношению, наверное, к самым разным предметам этого мира направляемые. Мы должны думать, мы должны чувствовать даже в эти лёгкие, радостные дни, что быть христианином непросто. Быть христианином — это означает никогда не давать себе послабления в главном. И вот об этом нам напоминает Евангелие о святом апостоле Фоме. Вы уже не раз слышали в этом храме проповедь на тему этого Евангелия.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Как поступать, если от исповеди до Причастия проходит несколько дней? Можно ли причащаться на Страстной седмице несколько раз? Можно ли мирянам причащаться на Светлой и как готовиться к причастию? В дни Страстной седмицы и седмицы Светлой возникают некие недоуменные вопросы, как правильно готовиться к Святому Причастию. На Страстной седмице бывает очень много причастников, особенно в последние её дни. Протоиерей Артемий Владимиров: Не откладывайте «генеральную исповедь» на Страстную Мой добрый, но ненавязчивый совет. Если говорить об очищении собственной совести, о желании чистым сердцем славить воскресшего Христа, не стоит переносить на Страстную седмицу так называемую «генеральную исповедь», требующую глубокого осмысления прожитого и пережитого, с тем чтобы выплеснуть из глубин сердца то, что, может быть, годами там загнивало, грехи «юности казанской». Протоиерей Артемий Владимиров Всё это нужно делать заранее, уподобиться благоразумной деве из притчи Христовой, которая наполняет елеем свой сосуд и не дожидается, когда раздастся возглас: «Се Жених грядет, выходите навстречу Его». Страстная седмица, необыкновенно глубокая и содержательная, по своему внутреннему смыслу предполагает в разумных чадах Церкви полноту участия в евангельских событиях. Не время уже на Страстной седмице толпиться у креста и Евангелия, как мотыльки летают вокруг свечи. Но время раскрыть повествования о страданиях Христа, вслушиваясь в скорбные и торжественные песнопения и молитвы Церкви. Идти вслед за Господом по скорбному пути, как Симон Киринейский, помогать Ему нести крест, самим восходить вслед за Ним на крест распятия и молитвы, дабы, страдая со Христом, с ним и воцариться. Каждый день Страстной седмицы бесконечно значителен, сопряжён с вехами страдания Христа-Спасителя. Вот Великая Среда. Последняя литургия Преждеосвященных Даров, воспоминание предательства Иуды, который за тридцать сребреников продал и предал своего Учителя. В то время как грешная женщина воцеломудрилась, покаялась, обливая слезами стопы Господа и помазуя их миром.

http://pravmir.ru/kak-ispovedovatsya-i-p...

Особой принудительности в признании влияния в данном случае чина крещения на чин великой схимы мы не видим. Ведь в чине крещения всегда полагается пение «Елицы во Христа крестистеся», а в последовании великой схимы по Евхологию 133 об этом пении говорится только как о возможном. Нам кажется, в приведенных словах 133 естественнее усматривать указание на время, к которому по студийской практике в годичном церковном круге приурочивалось пострижение в великую схиму. Как видно из Алексеевского устава, для пострига братий избиралась пасхальная седмица. В дни же этой седмицы вместо Трисвятого на литургии всегда поется «Елицы во Христа крестистеся». Но так как не все монастыри и не всегда строго соблюдали обычай пострижения в монашество на светлой седмице, то Евхологий 133, словами: τ Τρισγιον, σοι ε Χριστν βαπτσθητε... и дает указания, что следует петь в дни светлой седмицы и что должно петь в прочие дни, имея в виду различие на этот счет монастырской практики. Конечно, связанное с службою пасхальной седмицы пение «Елицы во Христа крестистеся» легко могло укрепиться в самом чине великой схимы и могло войти даже в состав его. Этим и надо обяснить, что 73 (274) назначает петь «Елицы во Христа крестистеся» уже без всякой оговорки 334 . XIX При подборе мест св. Писания для апостольского и евангельского чтений устроители богослужебных порядков всегда сообразуются со случаем. Поэтому и при пострижении в монашество естественно было взять из св. Писания места, особенно назидательные для принимающих монашеский постриг. Для апостольского чтения наши памятники указывают из послания к Колоссянам гл. III, ст. 12–16,– все, за исключением 971, который указывает Ефес. VΙ, ст. 10–17, а для евангельского чтения все указывают Мф. Х , ст. 37 XI, ст. 1 335 . Евхологий 73 (274) указывает особые чтения: апостол из послания Иакова, гл. V, ст. 10–20, евангелие от Mф. XI , ст. 27–30 336 . Чтение апостола предваряется пением прокимна: χ, γ». Κριος φωτισμς μου..., στ. Κριος περασπιστς... 73 (274) назначает другой прокимен: Σ ερες ες τν ανα..., στ. Επεν Κριος τ Κυρ μου...

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Как хранить и принимать артос Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!». Как поминают усопших в Дни Пасхи Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших. Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник. Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей . Как правильно поминать усопших Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

http://azbyka.ru/kak-vstretit-svyatuyu-p...

Финишная прямая Что делать, если постились мы из рук вон плохо и не знаем теперь, как мобилизовать свой дух и подготовиться к светлой радости Пасхи? 20 апреля, 2011 Что делать, если постились мы из рук вон плохо и не знаем теперь, как мобилизовать свой дух и подготовиться к светлой радости Пасхи? Как нам провести последние дни Страстной седмицы ? Что делать, если постились мы из рук вон плохо и не знаем теперь, как мобилизовать свой дух и подготовиться к светлой радости Пасхи? На вопросы портала «Правмир» отвечает протоиерей Александр Рябков, клирик храма святого великомученика Димитрия Солунского в Санкт-Петербурге. Протоиерей Александр Рябков — Как нужно проводить последние дни Страстной седмицы? Я не думаю, что полезно себя как-то специально настраивать на скорбный лад – смотреть «Страсти Христовы» Мэла Гибсона, представлять себе картины последних дней Спасителя… Такое сугубо эмоциональное сочувствование Христу будет неглубоким и искусственным. Страстная седмица неразрывно связана с Великим постом . Суть любого поста – это покаяние , оно и есть самое важное, что предлагает нам Страстная. Перед финишем спортсмен должен сильнее набрать темп, сделать последний рывок. Страстная седмица – это финишная прямая поста. Наш пост в эту неделю становится строже – не только в плане пищи, но и, конечно, в духовном плане. Время поста – это время научения истинам Божиим. Им мы научаемся, в первую очередь, через чтение Священного Писания – поэтому в Страстную седмицу нам еще усерднее надо читать Библию. Нам надо полностью перестать смотреть телевизор и бесцельно блуждать в Интернете – во многом потому, что такое времяпрепровождение ведет к рассеянности – а нам нужно концентрировать свой ум на молитве. Давайте исключим из своей жизни все, что помешает нам прийти к Пасхе с чистой душой. Другое, что равно важно, как и чтение Писания – это наше участие в таинствах. Потому что без этого и пост – не пост. Когда мы пост превращаем в диету, это однозначно неправильно. Часто люди говорят: «Наступил пост – теперь я буду давить соки и кушать морковку». Подобный пост всегда заканчивается крахом. Если это будет телесный крах – ну, сорвется человек, и то слава Богу! Это, как ни удивительно звучит, будет самый хороший исход. Потому что духовный крах – гордыня – всегда опаснее. Ведь человек может и попоститься таким – сугубо физическим образом – все сорок дней, но его пост будет как труп – тело, не наполненное духом.

http://pravmir.ru/finishnaya-pryamaya/

Сделайте это усилие – и проблема отдалённости исповеди по времени от причастия станет для вас легко решаема. В отношении причастия в Светлую седмицу. Главным недоумением бывает проблема, как поститься. По одной из традиций, которую я знаю твёрдо, принято такое отношение: пост, который мы провели более или менее достойно, и приготавливает нас к причастию во всю Светлую седмицу. То есть, всё, что могли сделать, мы уже сделали. И на Светлой седмице мы можем не поститься, даже если будем причащаться каждый день. Другое дело, может быть, не каждый человек будет и может это делать. Но если такое устроение возможно, полезно и благословлено священником, – почему нет. Ведь, в конце концов, отвечать будет тот батюшка, который благословил вас это делать. Ну, может быть, не каждый день, через день… Но если есть такая радость, если вы, наконец, обрели своего Бога, которого наконец-то полюбили, то почему нельзя несколько раз причаститься на Светлой седмице, которая есть единый день Пасхи? Это можно и должно, тем самым вы покажете своё усердие и поймёте, наконец, что есть радость духовная. Конечно, для этого нужно определённое настроение. Всё, что сказано о покаянном и смиренном настроении относительно поста и седмицы Страстной, касается и Светлой. Такое же настроение – неосуждение, любовь к ближнему. Но при этом – зачем поститься? Единственное, вечер накануне причастия я бы рекомендовал провести чуть более смиренно – не надо вечером есть мясо и вообще – ставить на стол какую-то обширную трапезу. Всё, что можно, позвольте себе утром и за обедом, а вечером немного посмиряйтесь и, тем самым, подготовьтесь к причастию. Вот и получится: вроде бы и поста нет, и нельзя сказать, что вы совсем не готовились и не потрудились. Думаю, что такой подход будет самый правильный. Протоиерей Алексий Уминский: Дать возможность исповедоваться тем, кто не сделал этого в пост Как правильно исповедоваться и причащаться на Страстной неделе? Каждому человеку по-разному. Страстная неделя – это время особенное. Есть люди, которые весь пост усердно посещали богослужения, исповедовались и причащались регулярно каждую воскресную литургии, может быть, даже кто-то и чаще.

http://pravmir.ru/kak-ispovedovatsya-i-p...

Люди целый год шли к этим дням, держали строгий пост, а отец настоятель улёгся на больничную койку, и храм реально осиротел. Прихожане задумались, куда отправятся освящать куличи и встречать Светлое Христово Воскресенье. Прихожане задумались, куда отправятся освящать куличи и встречать Светлое Христово Воскресенье Больше всего отец Алексий любил служить утреню с погребением Плащаницы. Читать погребальные статии, а делал он это замечательно. Потом проходить крестным ходом вокруг храма с Плащаницей над головой. В руках у крестоходцев – стеклянные лампадки с горящими в них свечами. Звучат погребальные песнопения. Вот только ради одной этой утрени со статиями и крестным ходом с Христовой Плащаницей в руках священников стоило ждать целый год, готовясь причаститься во время ночной литургии. Отец Алексий чуть не плакал, умоляя лечащего врача отпустить его на службу, но доктор на эту тему даже отказывался разговаривать. Тогда батюшка и отважился на побег. Ночью планировал отслужить, а к утру незаметно вернуться в палату. Созвонившись с клирошанами, назначил ночную службу и велел собирать народ в храме. Упустили только одно: чтобы кто-нибудь подъехал на машине к больнице и забрал отца настоятеля. Пасха в тот года была ранняя, смеркалось быстро. Так что к назначенному времени одиноко идущую по дороге фигурку человека, даже если это был выдающийся формами отец Алексий Разумовский, можно было рассмотреть лишь с большим трудом. Батюшка голосовал проезжающим мимо автомобилям с просьбой подвезти его до храма, но тщетно. То ли они его не замечали, то ли опасались сажать незнакомца в машину. Боясь вовремя не попасть на службу, отец Алексий, завидев приближающийся к нему из-за поворота грузовик, буквально выскочив на проезжую часть, принялся отчаянно жестикулировать шофёру. Водитель, в последний момент разглядев в сумерках голосующего человека, уже не смог остановить гружёный щебнем «Камаз». Помню, как отпевали батюшку в понедельник Светлой седмицы. Помню, как отпевали батюшку в понедельник Светлой седмицы

http://pravoslavie.ru/138866.html

   В древней Церкви Неделя Антипасхи имела еще особое назначение, оставшееся и теперь в употреблении в Церкви Западной. А именно: в древности праздник Пасхи был торжественным временем крещения иудеев и язычников, обращавшихся в христианство, это Таинство совершалось над ними в ночь под Светлый праздник. Новокрещенных, или — как обыкновенно называли их древние — новорожденных, одевали в белую одежду — образ их младенчества во Христе, которую носили они в продолжение всей Светлой седмицы. В Неделю Фомину торжественно в церкви снимали с них эту одежду и полагали ее в особом притворе храма. Оттого все дни Светлой седмицы назывались нередко днями в белых. Взгляд Церкви на неверие Апостола Фомы 1. В чем состояло неверие Апостола?   а) В неверии свидетельству соучеников о явлении им Господа. Глаголаше апостолам: «не иму веры, аще не увижду и аз Владыки». «Аще не узрю Его, не верую словесем вашим».    б) В неверии самому Воскресению.    «Не верова Твоему Воскресению, и видевшим Тя вопияше: аще не вложу перста в ребра Его и гвоздей язвы, не верую, яко востал есть». 2. Что было в основании его неверия?   а) Сильное желание узреть Господа. «Возжелевый Твое радостное видение, прежде не вероваше Фома».    б) Желание совершенной уверенности для себя и для всех.    «Не всуе усумневся Фома о востании Твоем, не низложися, но несумнетельное тщашеся показати сие, Христе, всем языком». «Не вероваше реченным ему, от неверия в веру извествуя». 3. Что произвело благотворную перемену в душе Апостола?   а) Благодатное явление Самого Воскресшего. «Неверующему ученику руце показал еси и пречистое ребро. Он же веровав вопияше Тебе: Господь мой и Бог мой, слава Тебе!.. Веровав же и Фома зрением руку и ребр Твоих, Господа и Бога Тя исповеда».    б) В особенности живоносная сила язв Господних. «Со страхом руку Фома в ребра Твоя Живоносная,    Христе, вложив, трепетен ощути действо, Спасе, сугубое, двема естествома в Тебе соединяемыма неслиянно, и верою взываше глаголя: Ты еси Господь...» «Ощущая рукою Твое сугубое существо, со страхом вопияше верно, верою влеком: Господь мой и Бог мой, слава Тебе!».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Относительно того, какое «правило» и какие «входныя молитвы» читать в седмицу Пасхи, нужно заметить, что по чинопоследованию пасхального Богослужения седмичной службы, посвященные на каждый день недели особым святым и священным воспоминанием, не правятся; посему и священнику нет побуждений читать каноны бесплотным силам, Иоанну Предтече и прочие каноны, назначенные Церковью в соответствие с каждодневным Богослужением. Священнику, готовящемуся к служению во дни св. Пасхи, довольно прочитать с вечера пасхальный канон, вместо канона Иисусу Сладчайшему, – канон ко св. причащению и вечерняя молитва, а утром канон и молитвы ко св. причащению. Было бы мало уместным и пред самой литургией в дни св. Пасхи вполне вычитывать обычные «входныя молитвы». В числе обычных входных молитв первое место занимают покаянные тропари: «Помилуй нас Господи» и проч. Естественно, что эти тропари благоприличнее заменять тропарями пасхальными, какие положены на часах пасхальных, т.е., после начального возгласа и троекратного: «Христос воскресе из мертвых», читать: «Предварившия утро, яже о Марии», «Аще и во гроб снизшел еси, Бессмертне» и проч., а затем из обычных «входных молитв» неотложно читать: «Пречистому Твоему образу», «Милосердая сущи источник» и «Господи ниспосли руку Твою» (Рук. д.с.п. 1885, 3; 1888, 8; Цер. Вест. 1896, 30). По поводу недоумения относительно каждения в начале служб в пасхальную седмицу должно заметить следующее. Из 50-й главы Устава видно, что утреня и вечерня в понедельник и прочие дни Светлой седмицы должны начинаться так же, как и в первый день св. Пасхи; а в примечании к последованию вечерни первого дня Пасхи о каждении сказано так: «Яко по внегда начати иереи» (т.е., после начального возгласа и троекратного пения «Христос воскресе», когда иерей произносит стихи: «Да воскреснет Бог» и пр.), кадит святую трапезу по обычаю, и весь алтарь. На вечерни, на Господи воззвах, и на утрени, в начале канона, исходит и кадит храм и лики и братию по обыкновенному чину». Отсюда видно, что как на утрене, так и на вечерне во все дни Светлой седмицы иерей после начального возгласа и троекратного пения: «Христос воскресе», должен кадить св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010