Стих: Яко призрé на смирéние Рабы Своея, се бо, отныне ублажáт Мя вси рóди. Деяний святых апóстол чтение В те дни Пётр, став с одиннадцатью, возвысил гóлос свой и возгласил им: Мужи иудéйские, и все живýщие в Иерусалиме! Сие да будет вам извéстно, и внимáйте словáм моим: они не пьяны, как вы дýмаете, ибо тепéрь трéтий час дня; но это есть предречённое прорóком Иóилем: «И будет в послéдние дни, говорит Бог , излию от Дýха Моегó на всякую плоть, и бýдут прорóчествовать сыны вáши и дóчери вáши; и юноши ваши будут видеть видéния, и стáрцы вáши сновидéниями вразумляемы бýдут. И на рабóв Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моегó, и будут прорóчествовать. И покажý чудесá на нéбе вверхý и знáмения на землé внизý, кровь и огóнь и курéние дыма. Сóлнце превратится во тьму, и лунá в кровь, прéжде нéжели настýпит день Госпóдень, великий и слáвный. И будет: всякий, кто призовёт имя Госпóдне, спасётся». ( Деян 2:14–21 ) Аллилуиа: 1 . Воскресни, Гóсподи, в покóй Твой, Ты, и кивóт святыни Твоея. 2 . Клятся Госпóдь Давиду истиною и не отвéржется Ея. Среда Светлой седмицы Прокимен, глас 6: Помянý имя Твоé,/во всяком рóде и рóде. Стих: Слыши, Дщи, и виждь и приклони ýхо Твоé. Деяний святых апóстол чтение В те дни сказáл Пётр нарóду: «Мужи изрáильские! Выслушайте словá сии: Иисуса Назорéя, Мýжа, засвидéтельствованного вам от Бога силами и чудесáми и знáмениями, котóрые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знáете, – Сегó, по определённому совéту и предвéдению Бóжию прéданного, вы взяли и, пригвоздив рукáми беззакóнных, убили. Но Бог воскресил Его, растóргнув ýзы смéрти, потому что ей невозмóжно было удержáть Его. Ибо Давид говорит о Нём: ‘Видел я пред собою Гóспода всегдá, ибо Он одеснýю меня, дабы я не поколебáлся. Оттогó возрáдовалось сéрдце моё и возвеселился язык мой; дáже и плоть моя упокóится в уповáнии, ибо Ты не остáвишь души моей в áде и не дашь святóму Твоемý увидеть тлéния. Ты дал мне познáть путь жизни, Ты испóлнишь меня рáдостью пред лицóм Твоим’. Мужи братия! Да будет позвóлено с дерзновéнием сказáть вам о прáотце Давиде, что он и умер и погребён, и гроб его у нас до сегó дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Так же как ученикам, шедшим в Еммаус, распахнуть для Божественного Учителя свою душу и открыть полное христианской любви сердце. Господь с нами, но Он ждет и нашего шага навстречу! Надо стремиться к тому, чтобы все мысли, дела, чувства и помышления были устремлены к Богу, а уста непрестанно воздавали благодарственные молитвы за все те благодеяния, которыми озаряет нас Всещедрый Господь. Любовью Своей для всех любящих Его Спаситель уготовал постоянную вечерю, на коей Сам преломляет Святой Хлеб — Тело Свое, то есть Сам преломляется. В Таинстве Евхаристии Сын Божий не только познается, но и вкушается, входит «во все наши составы, во утробу, в сердце». Возлюбленные о Господе братья и сестры! Не оставим без внимания и то, что Господь, когда ученики узнали Его, стал невидим для них. Из истории Церкви и житий святых угодников Божиих мы знаем, что Спаситель временами являлся воочию особенно любящим Его для их ободрения и укрепления. Но это — единичные случаи. Однако незримо, невидимо Господь присутствует с нами во все дни. И утверждаться все мы, христиане, должны верою, а не видением ( 2 Кор.5:7 ), потому что свет, исходящий от Господа, столь велик и ярок, что слабые, маловерные очи наши не выдержат такого сияния. Только верою, надеждой и любовью способны мы укрепиться в этой жизни, чтобы иметь благодать непосредственного видимого общения в блаженной вечности. Аминь. Христос воскресе! Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению) И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. ( Деян.2:21 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! В этот благословенный день, вторник Светлой седмицы, преисполненный неизреченной пасхальной радости, нашему вниманию за Богослужением было предложено чтение из книги Деяний святых апостолов (см. Деян.2:14-21 ) о самой первой апостольской проповеди, когда произошло удивительное, обещанное Сыном Божиим событие, и верные последователи Господа нашего Иисуса Христа преисполнились Духа Святого. Божественная благодать открыла им глаза на многие, недоступные ранее вещи. Уста их отверзлись с вдохновенными словами увещевания и убеждения. Мы слышали сегодня, как Петр, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские и все живущие в Иерусалиме! Сие да будет вам известно, и внимайте словам моим.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

послед. 26-го марта, аще в четверток и пяток 5-й седмицы), тогда служба Великого канона переносится на вторник 5-й седмицы Великого поста (Тип., послед. 25-го марта). Если случится отдание Благовещения в субботу Лазареву, или в Неделю ваий и в один из дней Страстной или Светлой седмицы, то отдания Благовещения не бывает, и поются стихиры и канон попразднства и Архангела на повечерии, в мимошедших днех шестыя недели (Тип., послед. 26-го марта, в конце Устава об отдании Благовещения). После литургии, вечером в самый деть Благовещения, служба, уже принадлежащая дню отдания праздника, состоит или из вечерни и малого повечерия (если вечерня 25-го марта не совершалась до литургии), или из одного малого повечерия (если вечерня была, в 25-е марта до литургии) 903 . И если следующий день (26-е марта) такой, в который полагаются великие поклоны (например, не суббота и не воскресение), то 16-ть поклонов, с молитвою: «Господи и Владыко живота моего» бывает и на вечерне и на повечерии 25-го марта. И затем на утрени, вместо «Бог Господь». поется «Аллилуиа» с троичными гласа (Тип.. послед. 26-го марта, зри 3-е). Июнь 24-го июня – Праздник Рождества честного славного Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. Родители Предтечи Христова, праведные Захария и Елизавета, дожили до глубокой старости, не имея детей. Однажды, когда священник Захария вошел, в свою очередь, в храм для каждения, ему явился, по правую сторону алтаря, Ангел Господень и объявил ему, что жена его Елизавета родит сына и нарекут имя ему Иоанн. Захария усомнился и в наказание за то сделался немым. Когда, в восьмой день по рождении Иоанна хотели назвать его именем Захарии, тогда, мать его сказала, чтобы назвали его Иоанном. Ей заметили, что никто в родстве ее не называется этим именем и спросили знаками самого Захарию, как назвать его сына; он на дощечке написал: «Иоанн имя ему». И тотчас отверзились уста Захарии и он стал говорить ( Лк.1:5–25, 27–80 ). Захария при этом предсказал, что Иоанн будет пророком и Предтечею Господа: «и ты, младенец, наречешься Пророком Всевышняго, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу его спасение в прощении грехов их» ( Лк.1:76 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

- Действительно, венчание на Светлой седмице не совершается. А что касается супружеских отношений, то каноны Церкви ничего об этом не говорят. Поэтому, думаю, каждый человек сам для себя решает подобный вопрос. Если относительно дней поста можно сказать однозначно, что пост есть время упражнения в воздержании не только в пище, но и в супружеских отношениях, то относительно Светлой седмицы известно, что такого запрета нет. - От некоторых благочестивых женщин слышал, что надо воздерживаться от интимных отношений не только во время беременности, но и в период кормления грудью. Это действительно так? - Здесь можно говорить так, что вообще идеал для христианина - это безбрачие, как учит апостол Павел. Сам Господь говорит: " ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит " . То есть не все могут понести такой подвиг, а лишь те, кому дано. Аналогично этому идеал семейной жизни - когда супруги живут как брат и сестра, об этом мы читали у святых Отцов. В ранние времена были христиане, которые формально вступали в брак, но реально не жили супружеской жизнью, а проводили жизнь духовную, будучи друг другу как брат с сестрой. Если это было не по силам, то некоторые брали на себя подвиг вступать в супружеские отношения только чадородия ради. К тем, кто и такого подвига понести не мог, обращены слова апостола Павла: " Не уклоняйтесь друг от друга, разве только по взаимному согласию для упражнения в посте и молитве " . Поэтому если муж и жена, зная свои силы, примут решение воздерживаться от интимных отношений в период кормления грудью, то это будет подвиг воздержания. - Вспоминаются слова протоиерея Глеба Каледы: " Иногда приходится встречаться с мнением, что всякие отношения полов - это либо грех, либо извинительная и допустимая слабость " , а также правило поместного Гангрского Собора: " Аще девственник буде превозносится над бракосочетавшимися, да будет под клятвою " (то есть отлучен от Церкви).

http://ruskline.ru/analitika/2009/04/21/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неделя вторая. Фомина, 27 апреля - 3 мая Радостная Антипасха и печальная Радоница 27.04.2014 448 Время на чтение 3 минуты 7 недель после Пасхи В первые века христианства в воскресенье, следующее за Пасхой, неофиты (т. е. недавно крестившиеся), наконец, меняли свои праздничные белые одежды, в которых ходили всю неделю после своего крещения (оно первоначально совершалось в Церкви лишь в особые дни, в первую очередь, на Пасху). В этот день уже в наше время в белые одежды, точнее, белые подвенечные платья, стремятся облачиться многие невесты: всем знакомая сегодня Красная горка - это первый день после длинного Великого поста, когда разрешается венчаться. Но все это, конечно же, второстепенно! Что же празднует Церковь на исходе Светлой седмицы? Антипасху! В этом странном, на первый взгляд, многих смущающем названии нет никакого противопоставления Пасхе. В переводе с греческого «Антипасха» значит «вместо Пасхи». Так называется следующая после Светлой неделя, по Уставу она еще именуется Новой неделей. Почему же Новая, почему «вместо»? Дело в том, что в воскресенье Новой недели Церковь вспоминает человека, для которого в каком-то смысле Пасха наступила на неделю позже других апостолов: это апостол Фома. В день Своего Воскресения, войдя дверьми затворенными и представ перед своими ближайшими учениками, Христос не встретил среди них Фому: по каким-то причинам того не было с десятью апостолами. А придя позже, он не мог до конца поверить (да и кто бы смог!) услышанной от своих собратьев небывалой, неслыханной вести о том, что Учитель жив: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25). И увидел - через неделю, в то самое воскресенье, которое мы сегодня именуем Фоминым. Господь мой и Бог мой! - это восклицание Фомы и есть как бы обновление пасхальной радости, новая радость. Оттого и неделя называлась Новой. Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29), - отвечает апостолу Спаситель. «Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством, и временем! Не забыты Господом и мы, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями», - комментирует эти слова Христа святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867). А значит, и мы, живущие двадцать веков спустя, тоже не забыты...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Светлое Христово Воскресение. Пасха. Центральное событие переходящего цикла богослужений, конечная цель великопостного странствия, главный праздник православной церкви, «праздник праздников». Слово Пасха – греческий измененный вариант еврейского слова фасха, фесах, что буквально означает «прохожу мимо», или переход, перемена места. Этим словом обозначается иудейский праздник избавления первенцев израильских от смерти, когда Господь поразил всех первенцев Египта. Господь сказал Моисею: «В сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас и не будет между вами язвы губительной. когда буду поражать землю Египетскую» ( Исх.12:12–13 ). Словом фасха называют и самого агнца, которого по закону Моисееву иудеи съедают в этот праздник с пресным хлебом и горькими травами. Еще одно название этого празднества – праздник опресноков, так как в течение семи дней, в которые он продолжался, евреи ели лишь пресный хлеб. Новозаветная христианская Пасха есть преобразование еврейской пасхи, то есть переход «от смерти к жизни, и от земли к небеси» (поется в первой песне Пасхального канона). Христианская Пасха праздновалась уже в апостольские времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания – о страданиях и о Воскресении Христа, и посвящала ее празднованию дни предшествующие Воскресению, и последующие за ним. Первая часть праздника именовалась Пасха Крестная или Пасха Страданий, вторая часть – Пасха Воскресения. Впоследствии эти дни получили названия Страстной и Светлой седмиц. Божественной славе воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует и особая торжественность богослужения самого дня Пасхи и всей последующей Светлой седмицы. На пасхальной Утрене преобладают исключительно праздничные песнопения (Ирмосы и тропари канона, ипакои, кондак «Воскресение Христово видевше», светилен «Плотию уснув», стихиры Пасхи) и практически отсутствуют песнопения и чтения суточного круга, характерные для праздничной утрени (Шестопсалмие, Бог Господь, кафисмы, Полиелей, Великое славословие).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его». Исполняя волю Отца, Он становится единым Спасителем всех. Предав Отцу Свой дух, Христос показывает нам, что Крест — не поражение, а победа, надежда для всего мира, которая не постыжает. И мы слышим обращение к Церкви всех времен и народов, к душе каждого из нас: «Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа». Во святую и Великую Пятницу можем ли мы представить Господу кресты, которые мы несем, чтобы они стали с Ним несравненно более легкими? Ибо они стали для нас путем всецелого предания себя Богу, доверия воле Того, Кто не может никогда нас оставить и Кто ответит на наше послушание веры нашим собственным воскресением в славе Его. «О, Пасха, избавление скорби!» — воспевает ликующе Церковь. Но скорби-то, как мы видим, только все больше прибавляются. И еще. Христос говорит Своим ученикам: «Как Отец послал Меня, так Я посылаю вас». Неужели такое возможно? Татьяна Зверева, г. Брянск Пасха — праздник сорокадневный, вечный, не имеющий конца. И особенно драгоценны для нас дни Светлой седмицы. Столь же драгоценны, как дни Страстной седмицы. И еще более драгоценны, потому что то, что было тогда, раскрывается в полноте сейчас. Поистине не символически открыты Царские врата — небо раскрывшееся, с завесой, разодранной от верхнего края до нижнего при распятии Христовом, благодать, даруемая роду человеческому в Его победе над смертью, предлагается нам за всеми этими богослужениями. Мы помним слова апостола Павла, что христиане должны уметь не только плакать с плачущими, но и радоваться с радующимися. Страстная — это то, что относится к первой части слов апостола Павла, а Светлая — это радость о Господе нашем. Радость со всей Церковью, небесной и земной. Эта радость велика, она безмерна, она бесконечна, она ни с чем не сравнима. Это не та естественная радость, которую может знать человек, оттого что у него все идет хорошо, что он брызжет молодостью и здоровьем, что у него успех во всем, что у него самые прекрасные отношения в семье и с другими людьми. Все может быть отнято у человека, а радость, которую дает Христос, будет расти. В этом — чудо победы Божией. Он приобщает нас этой радости.

http://moral.ru/dom_04_2017/

Антипасха в 2024 году — 12 мая. Неделя о Фоме. Фомино воскресенье Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. 9 мая, 2021 Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. В традиции Церкви существуют разные понимания поведения апостола Фомы: в большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Иоан. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословы наоборот видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и о смерти. Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, — отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). «Вложу руку мою в ребра Его» — из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.

http://pravmir.ru/antipasxa-nedelya-o-fo...

Апостол Фома — отец критического реализма? Часто нас, православных христиан, упрекают в том, что мы «слепо верим» всему, о чем говорится в Евангелии. Но вот сегодня, в первое воскресенье после Пасхи, мы вспоминаем апостола, которого порой называют родоначальником сомнений, колебаний в вере. Есть даже такое расхожее выражение – «Фома неверующий». 27 апреля, 2014 Часто нас, православных христиан, упрекают в том, что мы «слепо верим» всему, о чем говорится в Евангелии. Но вот сегодня, в первое воскресенье после Пасхи, мы вспоминаем апостола, которого порой называют родоначальником сомнений, колебаний в вере. Есть даже такое расхожее выражение – «Фома неверующий». Проповедь в Фомину Неделю Иеромонах Симеон (Томачинский). Фото: pravoslavie.ru Часто нас, православных христиан, упрекают в том, что мы «слепо верим» всему, о чем говорится в Евангелии. Но вот сегодня, в первое воскресенье после Пасхи, мы вспоминаем апостола, которого порой называют родоначальником сомнений, колебаний в вере. Есть даже такое расхожее выражение – «Фома неверующий». Однако давайте посмотрим, действительно ли апостол Фома был таким отцом «критического реализма» и правда ли, что его вера была слабее, чем у других апостолов. В эти дни Светлой седмицы мы много раз слышали рассказ четырех Евангелистов о событиях Воскресения Христова. И вот что говорит, например, апостол Марк: Воскресший Христос уже явился Марии Магдалине и другим женам-мироносицам . «Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили (Мк 16:10-14). Апостолы не могли поверить в это невероятное событие – воскресение из мертвых, хотя Христос многократно предсказывал им об этом. И теперь Он «упрекает их за неверие и жестокосердие».

http://pravmir.ru/apostol-foma-otec-krit...

«Благословен грядущий во имя Господне… Осанна в вышних» ( Мк.11:9–10 ). В этом месте «осанна» уже означает «Спасение», т. е. спасение в «вышних». Или еще другое восклицание: «Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!» ( Мк.11:10 ). Или: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!» ( Лк.19:38 ). Или: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев!» ( Ин.12:13 ).Из этого всего множества голосов, из этих восклицаний, которые произносили взрослые и. в особенности дети, Христос принял только славословие детей. Он сказал: «Разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» ( Мф.21:16 ). Потому, что только восклицание детей было совершенно бескорыстно и совершенно безошибочно. Они прославляли Господа именно как Господа, как чудотворца, как великого учителя, как Спасителя, как Сына Божия. А другие восклицали, имея в уме грядущее земное царство, и не знали, что Христос идет стяжать Себе Царство не от мира сего; то Царство, которое обладает и живыми и мертвыми. Ни одно земное царство не владеет мертвыми, а Христос пришел, чтобы спасти и тех и других, т. е. и мертвых и живых. И вот этот вход Господень в Иерусалим есть как бы предпразднество Святой Пасхи. Сейчас Он только на земле совершает этот торжественный вход, а затем, совершив величайший подвиг страдания, распятия, смерти и погребения, воскреснет из мертвых и скажет: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф.28:18 ). Это значит – власть и над живыми и над мертвыми. Поэтому и мы, совершая это праздник и веселясь, постараемся приобрести себе то искреннее детское чувство, которое мы все имели когда-то, когда были детьми, искренними, хорошими, когда в нас не было ни хитрости, ни лукавства и когда мы были совершенно преданы Господу. Постараемся вернуть себе это чувство и понять, что Христос Спаситель есть Господь и живых и мертвых, Спаситель и тех и других; т. е. для Него вообще нет мертвых, они не существую, перед ним все живы. Для Бога все живы. Он всех оживляет. И, получивши это чувств сознания великого подвига Господа Иисуса Христа, прославим Его и восхвалим Его в предстоящие великие, святые дни Страстной и Светлой седмицы.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010