Мы видим прибытие Христа с Его учениками в землю Иудейскую. Наш Господь, выйдя на общественное служение, много странствовал и часто переходил с места на место. Изнемогая от усталости, Он спешил донести благовестие Царства Небесного до новых и новых сердец. Солнце правды, по слову псалма, «как исполин пробегает свое поприще от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его» ( Пс.18:6–7 ). Вы слышите, какой это пасхальный псалом! Иоанн Предтеча начал крещение в земле Иудейской, и потому Христос начал крещение здесь. Сам Христос, Своей рукой, не крестил, но это делали по Его благословению ученики Его. Святые таинства Церкви совершает Сам Христос, но руками Своих служителей. «Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с иудеями об очищении» – с теми, кто отверг его крещение покаяния. В этом мире греха человечество разделено на тех, кто кается, и тех, кто не кается. И далее мы слышим, как Иоанновы ученики приходят к своему учителю, как бы сетуя на то, что все идут ко Христу: «Равви! Тот, о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему». Как ошибается тот, кто думает, что особенные труды и благодать одного из нас могут быть умалением трудов другого, получившего милость быть верным Богу! Если бы видели мы, что речь всегда идет о Христе Боге, Который служит нам Сам и через избранных рабов Своих! И вот ответ Иоанна. Его нисколько не беспокоит, что все идут уже не к нему, а ко Христу. Это то, чего он больше всего желал. И Иоанн смиренно умаляет себя перед Тем, Кто несравненно выше его. Он видит, как дивно действует Промысл Божий: у всех – различные служения, различные дарования, согласно подаваемой каждому благодати. Мы не должны завидовать тем, кому больше дано, чем нам, у кого более полезная, как нам кажется, сфера деятельности. Все, что принадлежит в Церкви самому большему, будет принадлежать нам, если мы научимся радоваться его служению как собственному. Иоанн напоминает о своем прежнем свидетельстве о Христе. И теперь исповедует свою радость о Его приходе. Он сравнивает нашего Спасителя с Женихом, имеющим Невесту. А себя – с другом Жениха, с тем, кто «радостью радуется, слыша голос Жениха».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы слышим Евангелие о явлении Христа воскресшего двум ученикам Христовым, идущим во Эммаус. Когда они идут по дороге, с ними рядом вдруг оказывается третий Спутник. Где двое или трое собраны во имя Христово, там Он посреди них. Они собраны во имя Христово и говорят о том, что произошло в Иерусалиме. Но они не могут узнать Того, Кто идет рядом с ними, потому что «глаза их были удержаны, – как сказано в Евангелии, – так что они не узнали Его» ( Лк.24:16 ). День уже клонился к вечеру, и дорога шла на закат. Может быть, они не узнали Христа, оттого что солнце уже заходило, и в слепящем его свете трудно было узнать идущего рядом с ними Человека. Они шли туда, где уже наступала ночь, а христианин должен идти не к закату, а к восходу солнца. В Ветхом Завете, после того как Бог в пустыне явил чудо через медного змия, знаменующего прообраз Христа Распятого, Он повелел народу Божию идти по дороге, ведущей к восходу солнца. Православные храмы, мы знаем, обращены алтарями к восходу солнца, и каждый христианин призывается идти по дороге, ведущей к восходу в нашей жизни Солнца Правды – к воскресшему Христу. Наступает тьма. Не только о конкретном дне идет речь в Евангелии, эта тьма передает внутреннее состояние апостолов, когда они были в горе и разочаровании от всего, что произошло. Наступает тьма в истории человечества, когда к вечеру преклоняется день. И, тем не менее, мы призваны к тому, чтобы всегда помнить, что наша дорога идет туда, где восходит солнце, где свет. Не ко все сгущающейся тьме вокруг нас, которая очевидна, но – к восходящему солнцу, которое мы не можем различить. Когда два ученика в сегодняшней евангельской притче говорят Путнику, поравнявшемуся с ними, о страшных событиях, в их словах звучит печаль – может быть, самая великая печаль, которая когда-либо была в мире: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля». Все их надежды оказались похоронены. Но по мере того, как ученики Христовы идут по дороге в Эммаус, их Спутник все более и более раскрывает им значение происшедших событий. И жизнь снова обретает смысл там, где она уже казалась совершенно бессмысленной. Тьма постепенно становится светом, оттого что Он идет рядом с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

- На протяжении долгого времени мы постились, старались больше молиться, чаще посещать богослужения. Наступает радостный праздник, влекущий значительные послабления в молитвенном правиле, отменяющий пост. Как не впасть в расслабленное состояние духа? - Нужно следовать уставу Церкви, которая знает все наши недостатки и немощи, склонности. Приходит Великий пост, предполагающий отказ от пищи, увеселительных мероприятий. Наступает Пасха, отменяется пост, обычное молитвенное правило заменяется на часы Пасхи. Мы можем отдохнуть, сходить в гости к друзьям и близким. Но проходит время Светлой седмицы, и нужно вернуться к обычному уставу. - Все знают, что только накануне православной Пасхи в Иерусалиме в Храме Гроба Господня сходит Благодатный Огонь. Почему это явное чудо никого не убеждает в истинности христианства, Православия? - Потому что чудеса на самом деле не могут уверить человека в истинности происходящего. Об этом все давным-давно сказано в Евангелии. Христос, когда к Нему подошли фаресеи и стали просить от Него знамения, материального подтверждения Своего Божественного достоинства, ответил: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 16, 4), то есть знамения Его Воскресения из мертвых. Конечно, Христос воскрешал и исцелял людей, но делал это не потому, что хотел кого-то своими чудесами поразить и привлечь. Мы видим, что истинные ученики пошли за Христом не благодаря Его чудесам, а чудеса стали следствием веры человека в Бога. Помните, когда Христос исцелял бесноватого отрока, Он сказал отцу: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему, а тот ответил: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 23-24). Когда человек хочет уверовать, стремится к Богу, тогда Господь посылает ему какие-то подтверждения Своего присутствия, чтобы душа могла немного оттаять. А когда человек просто ждет чуда, чтобы поверить, то ничего доброго из этого, как правило, не выходит. Таких примеров в истории масса. Мы видим, что Христос исцелял, кормил, были явные чудеса, при этом сколько людей кричали: «Распни, распни Его!».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Настоятель: Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. И мы: Аминь. Хор: Аминь. Настоятель поет с прочими служители во святом олтаре: И предстоятель с находящимися в алтаре трижды поет тропарь, глас 5: Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ,/и сущим во гробех живот даровав.  Трижды. Христос воскрес из мертвых,/смертию смерть поправ/и тем, кто в гробницах,/жизнь даровав. И лики тойжде, трижды. И народ поет тот же тропарь трижды. Настоятель глаголет припевы: Затем предстоятель возглашает стихи Первый стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его,/и да бежат от Лица Его ненавидящии Его. Стих 1: Да восстанет Бог и рассеются враги Его,/и да бегут от лица Его ненавидящие Его. И на кийждо стих мы поем тропарь весь по единожды: И после каждого стиха поем тропарь по одному разу: Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: Вторый стих: Яко исчезает дым, да исчезнут,/яко тает воск от лица огня. Стих 2: Как исчезает дым, да исчезнут,/как тает воск пред лицом огня. Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: Третий стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия,/а праведницы да возвеселятся. Стих 3: Так да погибнут грешники от лица Божия,/а праведники да возвеселятся. Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: Четвертый стих: Сей день, егоже сотвори Господь,/возрадуемся и возвеселимся в онь. Стих 4: Это день, который сотворил Господь,/возрадуемся и возвеселимся в оный! Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: Таже настоятель поет вышшим гласом: Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vtornik-s...

Нафанаил находился в числе 11-ти учеников накануне избрания апостола Матфия. «И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова» ( Деян.1:13 ). По преданию, Нафанаил проповедовал Евангелие сперва в Малоазийских областях вместе с ап. Филиппом, потом в Аравии, Эфиопии, Индии и Великой Армении, где и скончался мученически. По одним сведениям он был распят на кресте, а по другим – с него живого снята кожа. Память его совершается Церковью 24 июня 184 . Апостол Фома Апостол Фома иначе назван дидимом, или близнецом. О его жизни нам известно немногое. Его имя упоминается в повествовании о болезни и смерти Лазаря. Когда Спаситель собирался идти к Лазарю в Иудею, где Его ненавидели, «тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним» ( Ин.11:16 ). В Евангелии от Иоанна (20:20–29) говорится о том, как апостол Фома был особым образом удостоверен в реальности Воскресения. Спаситель явился всем ученикам, собранным в доме при запертых дверях вместе с Фомою, усомнившимся в Его Воскресении, и позволил Ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои ( Ин.20:26–29 ). По преданию, ап. Фома проповедовал Евангелие в Восточной Индии и здесь претерпел мученичество. В Индии, на Малабарском берегу, доселе еще находится значительное число христиан, именующих себя христианами апостола Фомы. Память его совершается Церковью 19 октября, и в первое воскресенье после Светлой седмицы, которое называется Фоминой Неделей 185 . Апостол и евангелист Матфей Апостол Матфей или Левий, сын Алфея, бывший мытарь. Свое занятие он оставил, будучи призван к апостольскому служению: «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» ( Мф.9:9 ). Имя апостола Матфея упоминается в числе двенадцати учеников, посланных для проповеди по городам Иудеи ( Мф.10:1–6 ). По Вознесении Спасителя на небо и сошествии Святого Духа на апостолов, ап. Матфей, оставаясь долгое время в Палестине, проповедовал Евангелие иудеям, а потом отправился на проповедь другим народам. По одним сведениям, он проповедовал в Эфиопии и у парфян, по другим у персов и у мидян. Уверовавшие иудеи перед его отбытием просили его оставить запись того, что он проповедовал им устно, и он написал для них Евангелие, известное под его собственным именем и занимающее первое место в ряду священных новозаветных книг. Свидетельства церковных историков о кончине его не согласны. Одни утверждают, что он мученически скончался от огня в Эфиопии; другие – что он окончил жизнь свою в мире. Память его совершается Церковью 29 ноября (н. ст.) 186 . Апостол Симон Кананит (Зилот)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но не малодушие и не недостаток надежды на милосердие Божие были причиной этого страха, а смиренное сознание праведниками своего недостоинства пред Святейшим святых Богом. И это сознание их было тем глубже и сильнее, чем большей степени нравственного совершенства в своих подвигах они достигали. Каждая живая человеческая душа жаждет личного бессмертия. Она хочет снова увидеть живыми своих некогда умерших близких и родных людей. Она хочет вечно жить в мире и любви, в счастье и радости, в постоянном общении с самым Источником вечной жизни и блаженства. И вот ныне, в эти всерадостные дни праздника Светлого Христова Воскресения, Церковь возвещает нам третью великую и непреложную истину: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Пасха Христова – это праздник дивной победы над смертью и телесной и духовной. «Смерти празднуем умерщвление...» – слышим мы ликующие слова пасхального канона. «Смертию смерть разорена, лежит окаянная без дыхания» – не раз в течение года напомнит нам эту святую истину вдохновенный церковный песнописец (Тропарь 3-й песни воскресного канона на утрени 6-го гласа). Конечно, смерть еще не окончательно уничтожена, ибо, по слову Божию, лишь в конце времен «последний враг истребится – смерть» ( 1Кор. 15:26 ; Откр. 20:14 ). Однако «хотя мы еще и умираем прежней смертью, – говорит св. Иоанн Златоуст ,– но в ней не остаемся». Если верующий во Христа после смерти непременно оживет, притом жизнью лучшей, чем нынешняя земная, то это не смерть. И Св. Церковь , говоря о телесной смерти праведников или вообще скончавшихся в общении с нею, в вере и покаянии, слово «смерть» обычно заменяет словом «сон» или «успение». «Христос, востав от мертвых, начаток усопших бысть», – говорит св. Иоанн Златоуст в своем неповторимо прекрасном пасхальном «Огласительном слове». Но нужно помнить и о том, что когда наступит время, «в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия», то " изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин. 5:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Если Христос не воскрес 18.04.2015 Рубрика: Крест и Воскресение Метки: Светлая Суббота Слово в субботу Светлой седмицы Христос воскресе! «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если мертвые не воскресают» (1 Кор. 15, 14—15). Этими словами, которые большинство верующих знают наизусть, апостол Павел решительным образом подчеркивает важность для всего христианского благовестия — веры в Воскресение Христово. Оно — основание ее. Христианская вера держится истиной свидетельства о том, что Христос воскрес из мертвых, или же она рассыпается. Если упразднить эту веру, несомненно, возможно найти в христианстве много идей о Боге и о человеке, достойных всяческого внимания (таковыми искателями были, например, Ренан, Толстой, и, увы, как ни странно, являются сегодня многие западные богословы), но христианская вера в этом случае будет мертва. Иисус Христос окажется религиозным деятелем, Который потерпел полное поражение. Несмотря на это, Его личность останется великой в чисто человеческом плане (и Его власть действенной в той мере, в какой Его проповедь убеждает нас). Он перестанет быть критерием истины, единственным критерием будет наша личная оценка, избирающая полезное для нас. Это означает, что мы останемся тем, что мы есть. Наша личная оценка — высшая инстанция. Только если Христос воскрес, является что-то подлинно новое, изменяющее мир и все, что происходит с человеком. Тогда Христос становится критерием, на который мы можем опереться. Ибо Бог истинно явился нам. Вот почему Воскресение является решающим пунктом. Существовал ли Христос только в прошлом или, напротив, Он существует в настоящем, сейчас? Это зависит от Воскресения. В зависимости от того, отвечаем мы «да» или «нет» на этот вопрос, — речь идет не о каком-то простом событии, одном среди других, но о том, кто такой Иисус Христос.

http://moral.ru/svetlaya-subbota/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Лучшее время — то, что сейчас 04.05.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Светлая седмица , Светлая Среда Слово на Божественной литургии в среду Светлой седмицы «Вот Агнец Божий», — свидетельствует пред своими учениками Предтеча, увидев идущего Христа. Принесение в жертву Себя Христом за грехи мира — это то, что должно быть впереди всего в проповеди и служении Церкви. Христос и Крест Его. Этих слов было достаточно для учеников Иоанновых, чтобы они пошли за Христом. «Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: «Что вам надобно?» Что нам надобно? Чего мы ищем? Благополучия, исцеления от болезней и бед или истину, вечную жизнь? «Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь?» Они хотят не просто встречаться c Ним время от времени, а всегда пребывать вместе. «Пойдите и увидите», — говорит Господь. Господь зовет их к Себе. Чем ближе мы приближаемся ко Христу, тем больше видим Его красоту. Не так, как бывает с лжеучителями, которые поддерживают интерес к себе, держа своих учеников на расстоянии. Господь сразу же зовет их. Лучшее время — то, что сейчас. «Ныне — время благоприятное». «Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа». Хорошо быть там, где Христос, — где бы Он ни был. «Учитель, хорошо нам здесь быть!» Когда мы встречаемся с Богом, каждая подробность и даже час этого события запечатлеваются в наших сердцах навсегда. После этого Андрей, весь переполненный Христом, «первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит Христос». Так естественно должно быть для нас искать духовного блага для наших близких! Кто истинно вкусил, как благ Господь, будет стремиться поделиться этим с другими. Господь, взглянув на Симона, сказал: «Ты — Симон, сын Ионин. Ты наречешься Кифа, что значит “камень” (Петр)». Петр по природе своей отличался горячностью и твердостью. Господь видит это, но знает также, что он станет камнем веры благодаря не своим природным качествам, а дару благодати. Однако с самого начала всякий приходящий ко Христу должен быть исполнен решимости хранить Ему верность даже до смерти.

http://moral.ru/svetlaya-sreda/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Родиться свыше 20.04.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Светлый Четверг Слово на литургии в четверг Светлой седмицы Евангелие, которое мы слышали сегодня за литургией, во многом перекликается с первым пасхальным Евангелием. Никодим, муж знаменитый среди иудеев, тайно приходит ко Христу. Его приход — личный, он отделяет себя от большинства фарисеев. Из осторожности он предпочитает остаться незамеченным. Он приходит ночью — символ мрака неведения, покрывающего человечество после удаления его от Бога. Этот сын Авраамов видит знамения, совершаемые нашим Господом, которые свидетельствуют о несомненном присутствии Всемогущего Бога. Он знает, что учение этого Чудотворца — от Бога. Он говорит «мы знаем», и это значит, что религиозные вожди Израиля, к которым он принадлежит, едины в данном вопросе: «Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Но в отличие от других членов синедриона, которые заранее рассматривают Христа как ненавистного соперника, Никодим приходит к Нему в надежде глубже понять Его. «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, — говорит ему Христос, — не может увидеть Царствия Божия». Хотя Никодима интересует Личность нашего Господа, Тот неожиданно отправляет его к Царству Божию, которое можно познать лишь при определенных условиях. Господь как бы говорит, что Он может быть понят только тогда, когда открывается доступ в это таинственное Царство. Чтобы войти в него, надо родиться, то есть принять новую жизнь, которая не принадлежит этой земле, но приходит свыше. Это предполагает, что наша естественная жизнь — от нижних, от царства земного, которое еще в руках князя мира сего. Противостояние между этими двумя рождениями будет расти до полного разрыва, когда Господь провозгласит: «Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8, 23, 42, 44). Потому надо родиться от Бога. Ибо верующим во имя Сына Его, пришедшего во плоти, Бог дает «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12). Таково новое рождение, которое позволяет нам принять жизнь свыше, исходящую от Отца: они «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1, 13).

http://moral.ru/родиться-свыше/

Ответил Ему Нафанаил: Равви, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Ответил Иисус и сказал ему: оттого что Я сказал тебе: “Я видел тебя под смоковницей”, ты веришь? Увидишь больше этого. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: увидите небо отверстым, и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих на Сына Человеческого. Ин 1:35–51 . Среда Светлой седмицы. 30 ноября, Апостолу Андрею. Евангелие от Иоанна, зачало 5 В то время захотел Иисус идти в Галилею и находит Филиппа. И говорит ему Иисус: следуй за Мною. Был же Филипп из Вифсаиды, из города Андрея и Петра. Находит Филипп Нафанаила и говорит ему: Того, о Ком написал Моисей в Законе и Пророки, мы нашли: Иисуса, сына Иосифа, из Назарета. И сказал ему Нафанаил: из Назарета может ли быть что доброе? Говорит ему Филипп: иди и посмотри. Увидел Иисус Нафанаила, идущего к Нему, и говорит о нем: вот, воистину, Израильтянин, в котором нет притворства. Говорит Ему Нафанаил: откуда Ты меня знаешь? Ответил Иисус и сказал ему: прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя. Ответил Ему Нафанаил: Равви, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Ответил Иисус и сказал ему: оттого что Я сказал тебе: “Я видел тебя под смоковницей”, ты веришь? Увидишь больше этого. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: увидите небо отверстым, и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих на Сына Человеческого. Ин 1:43–51 . Неделя 1 Великого поста. 14 ноября, Апостолу Филиппу. Евангелие от Иоанна, зачало 6 В то время был брак в Кане Галилейской, и была Матерь Иисуса там. Был зван также Иисус и ученики Его на брак. И когда недостало вина, Матерь Иисуса говорит Ему: вина у них нет. И говорит ей Иисус: что Мне и Тебе, женщина? Еще не пришел час Мой. Говорит Матерь Его слугам: сделайте все, что Он вам скажет. Стояли там каменные сосуды для воды, числом шесть, для очищений Иудейских, вмещавшие по две или три меры. Говорит им Иисус: наполните сосуды водой; и наполнили их доверху. И говорит им: зачерпните теперь и несите к распорядителю пира. Они понесли. Когда же отведал распорядитель пира воды, сделавшейся вином – и не знал он, откуда оно: знали слуги, черпавшие воду, – зовет жениха распорядитель пира и говорит ему: каждый человек сперва доброе вино ставит, и когда опьянеют, худшее: ты же сохранил доброе вино доселе. Так положил Иисус начало знамениям в Кане Галилейской и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010