Главный очаг сектантского толстовского движения в православном населении находится в с. Павловках, Харьковской губернии. Первым распространителем здесь в народе толстовства явился местный землевладелец князь Дмитрий Александрович Хилков, отставной подполковник гвардии. Поселившись в им. матери, в сел. Павловке, он открыл школу для детей и в ней начал излагать крестьянским детям, а по праздникам и их родителям, всем известное мировоззрение графа Толстого. Когда Хилков приобрел себе ревностных сотрудников среди самих павловских крестьян, его пропаганда стала развиваться быстрее: в 2–3 года у Хилкова уже оказалось до 200 человек самых преданных последователей –явных и фанатичных толстовцев. Чтобы совершенно порвать связь с Церковью, они перестали посещать богослужения, иконы из своих домов вынесли на площадь и сожгли в одном общем костре! Так как сущность павловской толстовщины состоит в анархических и социалистических чаяниях, чуждых собственно религиозного характера, и павловские толстовцы не религиозные сектанты, – то у них не было ни религиозных собраний, ни религиозных песнопений, ни каких-либо богослужебных действий, как у штундистов. Пантеистического мировоззрения Толстого, как оно было пропагандировано Хилковым, харьковские толстовцы из народа усвоить были не в силах; а то, что ими было усвоено и что, таким образом, составляет их собственное вероучение, полно неопределенностей и кривотолков. Так, одни утверждают что они веруют в Бога, но только не триединого, другие грубо отрицают бытие Божие вообще; одни признают Иисуса Христа Богом, другие, хотя и называют Его Сыном Божиим, но не признают за Ним Божеского достоинства, низводя Его на степень обыкновенного человека, так-де всякий человек есть сын Божий; поэтому они не признают и за Его смертию искупительного значения для человечества, говоря, что Он пострадал не за грехи людей, а за то, что говорил людям правду, как и теперь-де часто случается, что за правду людей и судят, и в острог сажают, и в ссылку ссылают. О лице Божией Матери все павловские толстовцы говорят вообще в выражениях, крайне оскорбительных для чувства верующего христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

И о том что ты, государь, укажешь?» 6, л. 677). Советы Никона царю, просьбы к государю, смелые оценки собственного поведения и выражение своего мнения в текстах сухих и документальных «отписок» есть отражение не только сильного и властного характера будущего патриарха, по и следствие его активной роли во время восстания, когда он сумел проявить свои яркие организаторские способности. Смелое поведение Никона в ходе новгородских событий явно отличалось от поведения новгородского воеводы И.А. Хилкова, который в первые же дни восстания растерялся, испугался, укрылся на митрополичьем дворе и даже не помышлял о сопротивлении восставшим 66 . Из документов о новгородском восстании видно, что митрополит Никон не сразу вышел к восставшим, а его поведение определилось как раз поведением воеводы и неспо-собностью мирских властей найти взаимопонимание с восставшими: на обороте первой отписки в Посольский приказ с митрополичьего двора, где укрылись городские власти, читается текст вставки в документ: «И я, богомолец твой, посылая детей боярских от себя их (восставших. – С. С.) уговаривать, и они тех детей боярских били и их ни в чем не послушали. А то нам впрямь ведомо» 1, с. 15). На таком фоне действия митрополита Никона – пастыря и проповедника, чье убедительное слово в нужный момент сыграло определенную роль в усмирении конфликта, красноречиво продемонстрировали царю и его окружению, что увещевания духовенства оказались в восстании новгородцев более действенными, чем силовые методы московского правительства 67 . Чтобы подчеркнуть свою особую роль в усмирении восставших, в самой первом послании царю из Новгорода 19 марта Никон подбирает глагольныые формы со значением причинения физических повреждений, характеризующие действия восставших по отношению к нему и его людям; автор выстраивает семантический ряд, в котором сочетаются слова с корневым (слова подчеркнуты. – С. С.), синонимическим (слова выделены полужирным шрифтом. – С. С.) и деривационным (слова выделены курсивом. – С. С.) повтором: «со всякою угрозою бьючи»: «хотят побить и посечь »; «ухватили»; «ударили»; «розшибли, «кулаки били»; «старца...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первые сторонники старой веры в Сибири были еще учениками Аввакума и Лазаря, сосланных сюда в 1650-х гг. Во время своей жизни в Тобольске знаменитый протопоп пользовался поддержкой местного воеводы князя Хилкова и архиепископа Симона 1114 , и его проповедь произвела большое впечатление на местное население. После того как Аввакум из Тобольска был удален в Забайкалье, туда были присланы поп Лазарь и несколько других упорных противников новшеств, а в 1663 г. по пути домой протопоп снова имел возможность посетить Тобольск 1115 . Свое влияние в Сибири Аввакум поддерживал письмами, богословскими трактатами собственного сочинения, в которых непрерывно заклинал свою бывшую паству не поддаваться соблазну нового обряда 1116 . Редкость русского населения облегчала работу старообрядческих миссионеров: присоединение нескольких десятков человек к расколу часто было равносильно завоеванию старой верой всего городка. В 1662 г. во всей Сибири было около 15 000 русских мужчин, а число женщин и детей было совсем ничтожно, так как первые русские сибиряки были либо солдатами, казаками и администраторами, либо купцами и мехопромышленниками. Ко времени развития раскола, в конце XVII века, число русских в Сибири тоже еще не превышало 70 000 и лишь к началу XVIII века достигло четверти миллиона 1117 . Это немногочисленное русское население Сибири проживало главным образом в разбросанных по огромным пространствам городках вдоль дорог в Россию и рек. Как в XIX веке ссылка политических преступников и агитаторов способствовала радикализации русских окраин, так и ссылка вождей раскола в Сибирь привела там к большим успехам раскола. Вслед за Аввакумом и Лазарем в 1670–1680-х гг. в Сибирь были сосланы другие противники никоновских новшеств, в том числе, и некоторые влиятельные аристократы, например, боярские дети Иван и Петр Арсеньевы 1118 . За ними последовали десятки и сотни других стойких последователей старого обряда. Только в 1722 г. Петр I запретил ссылать в Сибирь раскольников,«так как и без них раскольников много» в Сибири, которые к тому же и сами " бегут и селятся в сибирских городах» 1119 . Сначала расколоучителей ссылали в города Западной Сибири, но с конца 1670-х гг. документы отмечают среди мест ссылок Енисейск, Якутск, Илимск и другие города Восточной Сибири. Так, в 1684 г. в Якутске было 30 раскольников, в том числе 5 детей боярских, и даже духовник местного воеводы перешел в раскол, хотя, правда,»покаялся, был отпущен» и вернулся в лоно православной церкви после того, как попал в тюрьму и был посажен " на цепь и колоду» 1120 . На основании сохранившихся материалов не будет преувеличением сказать, что в начале XVIII века почти все русское население Сибири придерживалось раскола, причем, большинство новых мигрантов тоже были противниками синодальной православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Как образец той лжи и неправды, какую пишут заграницей о наших русских сектах, на основании клеветнических доносов наших интеллигентных отщепенцев от Церкви и сектофилов-либералов, приводим из газеты «New-York Tribune» описание русского сектантского движения. «Каждый немало слышал о штундистах, шалопутах, духоборах и других диссидентах евангелического типа, в общем весьма близких к квакерству. Эти почтенные люди, являющиеся лучшими (?) представителями русской расы, подвергались и доныне подвергаются самым возмутительным преследованиям. Их бьют, бросают в тюрьмы, подвергают систематически голоданию, бесчеловечно мучат, изгоняют, женщин же подвергают самому позорному (?) и скотскому (?) обращению. Не смотря на всё это, герои-мужчины (?) и героини-женщины (?!) начисто отказывают в покорности правительственным чиновникам и официальному духовенству, которых они считают грешниками. Движение породило тысячи (?) способных и пламенных апостолов, которые, благодаря системе административной ссылки, рассеиваются по всей империи. Миллионы равнодушных людей, с которыми дотоле чиновники и духовенство обращались, как со стадом баранов, обратились в рассуждающих людей с чувством собственного достоинства и решимостью бороться со злом. Кроме того, подъем диссидентского духа свидетельствуется возрастающим прозелитизмом, причем некоторые секты, напр., в Томской губернии, учредили собственные миссионерские рассадники. Они строят новые часовни и печатают полемические книги. Движение распространилось даже и в высшие слои общества, о чём свидетельствуют имена Черткова, Бирюкова, Трегубова, Проханова, Пашкова, кн. Хилкова, д-ра Волькенштейна и др. В лице гр. Л. Толстого движение приобрело могучего пророка. Сектантство владеет своею собственною свободною печатью; Чертков в Пурлейге (в Эссексе, Англия) издает отдельные книги и брошюры, а в Швеции выходит периодический журнал «Беседа». Движение успело возбудить внимание и деятельное сочувствие всего света, которое проявилось в виде крупной денежной помощи, высланной «Обществом друзей» на выселение из России духоборов, а также значительных денежных сумм, препровожденных из Англии в пользу гонимых штундистов. Правда, выселение духоборов можно рассматривать, как победу царского правительства, которое избавилось, наконец, от тысяч мужественных людей, умевших крепко держаться за свои убеждения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На это время подает его переселение в Рим. По приезде в столицу, он вращается в кругу манихеев и завязывает близкие отношения не только с слушателями, но и с избранными. В доме одного слушателя он нашел для себя убежище во время постигшей его тяжкой болезни и выздоровления 1243 . Чрез манихеев он хлопотал о своем назначении на должность преподавателя риторики в Милане 1244 . В этом внешнем общении все более и более сказывается внутреннее расхождение между ним и манихеями. Он стал относиться холоднее и с пренебрежением к тому, что раньше пытался осмыслить и чего позднее решил держаться за неимением лучшего 1245 . Он не только не защищает уже с прежним жаром манихейства, но при случае выступает против него критически. Так он старается убедить своего хозяина в баснословности манихейской космогонии 1246 . Ив. Попов Хилков Д.А., кн. Письма князя Димитрия Александровича Хилкова/Сообщил М.А. Новосёлов//Богословский вестник 1915. Т. 1. 4. С. 739–773 (2-я пагин.). (Начало.) —739— Несколько слов об авторе писем В первых числах октября 1914 г. на одном из склонов Карпат, близ местечка Долина, в раннем утреннем бою с австрийцами пал смертью героя войсковой старшина 3-го Хоперского казачьего полка, князь Димитрий Александрович Хилков. Русское общество, знавшее князя, а знали его очень многие, было немало поражено газетною вестью об этом. Поразило не то, что на войне убили такого-то князя, а то, что вдруг князь оказался на войне... Для большинства это казалось страшной непоследовательностью со стороны Димитрия Александровича. В самом деле: бывший «ярый толстовец», затем не менее «ярый революционер» – и вдруг оказался на войне... Оказался на войне не потому, что его призвали, и не для того, чтобы не обвинили его в отсутствии патриатизма и в нелояльности, но именно потому и для того, чтобы умереть за дорогую родину, за свободу и счастье России и славянства. То, что для других – страшная непоследовательность, для Димитрия Александровича – самая необходимая и гармоническая последовательность. Причудлива схема жизни его: 1) Блестящий паж и лейб-гусар, очень набожный православный христианин. 2) Начальник казачьей охотничьей сотни и видный участник русско-турецкой войны. 3) «Ярый толстовец». Отрицает православие, государство, войну, раздает свою собственность, сам пашет землю... 4) Революционер. 5) Враг церковно- —740— сти, крайний индивидуалист, покровитель религиозных сект. 6) Апологет церковности, верный сын Православия и почти затворник в глуши и тиши своего хутора. 7) Вновь казак и герой нынешней войны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вместо христианского катехизиса она преподавала детям открыто лжеучение Толстого. Школа эта была закрыта только по распоряжению уездного предводителя дворянства. В том же 1890 году лжеучение графа Л. Толстого стало распространяться между жителями слободы Речек Сумского уезда. Семена этого лжеучения здесь были посеяны преданнейшими учениками и сотрудниками князя Хилкова – братьями Дудченковыми, проживавшими в соседнем селе Вирах и распространявшими там свое лжеучение уже около пяти лет. Затем в слободу Речки стали постоянно являться павловские толстовцы с целью пропаганды; наконец, над организацией толстовщины в Речках много работали часто приезжавшие туда полтавский врач Волькштейн с женою, доверенный «Посредника» – Трегубов, проживавший ранее в Москве, потом в Розсоше Воронеж. г. и недавно водворенный под главный надзор полиции в Эстляндию за пропаганду противогосударственных идей и агитацию среди мятежной части духобор. Учение речанских толстовцев ничем не отличается от учения, распространяемого толстовцами в Павловках. Но разлад между словом и делом здесь еще заметнее, чем в Павловках. Проповедуя «не воруй», они не считают противным этому учению – воровство хлеба, принадлежащего помещикам; гордясь трезвостью, они предаются пьянству не менее других, когда бывают на базаре в соседнем городе; впрочем, более или менее скрытно они пьянствуют не редко и дома; осуждая насилие, они иногда кольями угощают друг друга; учение о всеобщем равенстве у них мирится с деспотизмом в семье; оскорбление родителей у них – явление заурядное. В своем заблуждении они также упорны, как и павловские толстовцы. Несмотря на все убеждения приходского священника и представителей гражданской власти, никто из них до сего времени не принял присяги на верноподданство Государю Императору. Речанский толстовец Петр Ольховик в 1895 году быль присужден к наказанию за то, что не захотел поступить в военную службу. Это обстоятельство послужило поводом к тому, что среди речанских толстовцев сразу явилось откуда-то много посланий и писем, в которых восхваляется «подвиг» Ольховика, а сам Ольховик украшается ореолом «нового мученика».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чтобы совершенно порвать связь с Церковью, они перестали посещать богослужения, иконы из своих домов вынесли на площадь и сожгли в одном общем костре! – Когда местный протоиерей донес об этом исправнику; то новые последователи Хилкова уже не жгли своих икон, а отдавали их протоиерею. И вот, что произошло, напр., 14 августа 1889 года: 70-летний старик-протоиерей сидел в своей квартире над библией и готовился к собеседованию с толстовцами, которое он предполагал вести 15-го августа, в день Успения Пресвятой Богородицы. Вдруг, дверь отворяется и в комнату входит крестьянин с громадным «чувалом» (большим мешком), наполненным св. иконами. С шумом он бросил на пол свою ношу. «На, тоби твоих богив», сказал он, обратясь к протоиерею, – «а то, кажуть, ты сердесся, шо мы их палемо!». Так как сущность павловской толстовщины состоит в анархических и социалистических чаяниях, чуждых собственно религиозного характера, и павловские толстовцы – не религиозные сектанты: то у них не было ни религиозных собраний, ни религиозных песнопений, ни каких-либо богослужебных действий, как у штундистов. Правда, первоначально они очень часто собирались вместе в доме князя или у кого-либо другого из своих единомышленников, но на собраниях этих были ведены беседы исключительно социально-политического характера; а также были читаемы противорелигиозные и социалистические книги; если же иногда были изъясняемы некоторые места евангелий, то лишь в духе учения Толстого или даже исключительно для мнимого подтверждения этого учения. Социалистические и коммунистические книги, сочинения Толстого, гектографированные или отпечатанные за границей, всегда были доставляемы павловцам какими-то темными личностями и различными проходимцами, во множестве являвшимися в Павловках. В мае 1894 года у некоторых павловских крестьян, увлекшихся толстовским лжеучением, жандармскою полицией был произведен обыск, – причем были найдены многие брошюры и рукописные сочинения, самого возмутительного содержания в отношении к существующему государственному порядку и христианской религии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Озлобление митрополита Никона при таких обстоятельствах становится вполне понятным: своевольный народ не только не внял увещаниям его, архипастыря, но становился ослушником царской воли; не признавая полумер и считая не приличным идти на уступки, митрополит попытался обра­зумить мятежников духовным оружием и произнес проклятие над всеми непокорными. Эта мера не принесла пользы, потому что строгость и суровые меры Никона давно вооружили против него новгородцев, видевших, что он засту­пается за злодеев и грабителей. Когда он вышел уговари­вать народ, искавший спрятавшегося князя Хилкова то зачин­щики кинулись на него и, не обращая внимания на святитель­ское облачение, исколотили его до полусмерти; дворовые служителя отнесли Никона в келью почти полумертвого. «И ны­не, – писал он царю: – лежу в конце живота, харкаю кровью» и живот весь распух; чаю скорой смерти, маслом соборо­вался». В этом же письме Никон серьезно передает по­дробности о видении, явившемся ему после побоев в бреду: ему представился золотой царский венец, сперва над голо­вою Спасителя на образе, а потом на своей собственной; как сын своего века, вельдемановский мордвин верил в сверхъестественное. Московское правительство пришло, однако, в недоумение, когда узнало о мятежах в двух важнейших городах се­вера; под влиянием Алексея Михайловича, не расположенного к очень крутым мерам, решено было прибегнуть к полумерам. Князь Иван Никитич Хованский был отправлен с небольшим войском, а в ответе за челобитье новгородцев слышалась властная, строгая нота. Челобитчики, отправленные Жегловым к царю, привезли бумагу, в ко­торой сочиняли, что посланник Граб сам напал со свитою на горожан, что митрополит жестоко мучит на правеже духовных и светских лиц, вымучивая у них деньги, что она делает на миру великие неистовства и смуты; затем Жеглов просил, чтобы государь не велел отпускать за границу денег и хлеба, так как носится слух, будто шведы намерены, взяв государеву казну, нанять на нее войско и идти войною на Новгород и Псков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Простоял отличный солнечный день при 8° в тени. После доклада принял 21 чел. Завтракали: Соня с мужем и Дабич (деж.). Опять принимал на Ферме — этот раз 22 раненых офицера до 4 час. Гулял. Занимался. Обедал у т. Евгении и Алека. Играл с ним и обыграл его в биллиард. Вернулись в 12 1/4. 29-го сентября. Четверг. Сегодня погода была еще лучше; к сожалению, едва удалось воспользоваться ею для прогулки — так я был занят. Завтракали Ники и Елена. Принял гр. Пратасова и потом на Ферме еще 40 раненых ниж. чин. Покатался около часа в байдарке вокруг бакена. Обедали: княжна Оболенская, Руднев (деж.), Всеволожский, Минков, Ланг, Грачев и Лепко. Вечер провели как всегда, сначала поговорили, затем поиграли в дутье. 30-го сентября. Пятница. До 9 час. выехал на охоту за д. Низино. Откуда между загонами придвигались все ближе к железной дороге — все время пешком. Движения была масса; воздух живительный. Завтракали в палатке у д. Олино. Кончили облаву у Петерб. шоссе близ Михайловки. Всего убито: 421 штука. Мною 43: 5 фазанов, 2 куропатки, сова, 5 русаков и 29 беляков, кроме того козла пополам с Сергеем. Вернувшись домой в 6 час., принял кн. Хилкова, тоже участвовавшего в охоте. Много читал. Стана обедала у нас. 1-го октября. Суббота. День стоял серый, накрапывал дождь. Утром немного погулял. Завтракала А. Н. Нарышкина. Много читал. К 5 час. погода поправилась. Обедали: кн. Барятинская, Мамонов, Огильви, ком. “Ерша” два механика с “Полярной [Звезды]” и врач. тексте в этом месте поставлен вопросительный знак. 2-го октября. Воскресенье. Стоял холодный серый день. Поехали к обедне с детьми в 10 1/2. К 12 час. дядя Владимир привез из города Фридриха Леопольда, который вернулся с Дальнего Востока. Они завтракали у нас. Имел разговор с д. Владимиром по поводу последствий свадьбы Кирилла и Ducky. Вышел поздно на прогулку. Много занимался. Обедали: Петюша и Стана. Провели с нами вечер. 3-го октября. Понедельник. День стоял солнечный. Утром был один доклад, а то все принимал. Завтракали с детьми.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

вечера. Гуляли вдвоем. Поиграл наверху с детьми до чая. Маленькая дочь Кости и Мавры — Наталия скончалась сегодня. Принял Фредерикса по этому поводу. Читал до 8 ч. Обедали вдвоем в новом кабинете. Играли долго на биллиарде. 11-го мая. Среда. Погода начала поправляться, хотя оставалась прохладною. Погулял. Имел большой прием, затянувшийся до 1 3/4. Завтракали: кн. А. С. Долгорукий и Дабич (деж.). Гулял и катался в байдарке. Обедали: Ольга, Петя и Дабич. Играли на биллиарде. 12-го мая. Четверг. День был ясный и приятный. В 11 час. поехали на Софийский плац, где сделал смотр 27-му и 28-му Донским казачьим полкам, прибывшим для службы летом в Петербурге. Как льготные полки, они представились отлично. Вернулся домой в 12 1/4 верхом. Завтракала вдова Кондратенко Гулял и катался в байдарке. Дядя Владимир пил чай. Элла приехала. Принял Трепова. После обеда отвезли ее на станцию — она снова вернулась в Москву. Р. И., генерал, один из организаторов обороны Порт-Артура, погиб 2 декабря 1904 года. 13-го мая. Пятница. Стоял чудный день. После прогулки имел три доклада: кн. Хилкова, Сабурова и гр. А. П. Игнатьева. Завтракали: Андрей (деж.) и Чакрабон. Гулял с первым и катался в байдарке. Тетя Михень пила у нас чай. Обедали в 8 1/2 и затем покатались вдвоем. 14-го мая. Суббота. Девятая годовщина этого знаменательного для нас обоих события. В 10 час. пошли к молебну. Затем имел три доклада. Завтракал гр. Гейден (деж.). Еще принял Лобко. Гуляли и катались в шлюпке. Погода стояла чудная, безоблачная. После чая долго занимался. Обедали в 8 ч. и покатались. 15-го мая. Воскресенье. Утро стояло великолепное. Были у обедни и завтракали со всеми. К 2 часам приехал Сандро на своем моторе. В 2 1/4 мы сели в него и ровно через час прибыли к финскому домику за Гатчиной. Мама с другими приехала туда. Был очень хороший пикник, несмотря на теплый дождь. К 5 час. погода поправилась. Сделал большую прогулку пешком. Обед был вкусный из приготовленных только любителями блюд. В 9 3/4 Сандро отвез нас на Балтийский вокзал. Приехали домой к 11 час. 16-го мая. Понедельник.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010