Шведы меж тем под Варшавою разбили наголову 7000 саксонского и польского войска под начальством несчастного Паткуля, который тут же попался в плен. Карл XII был уже там; Петр опасался, чтобы он не обратился к Лифляндии и Курляндии, и повелел Огильвию укрепить город Тикотин и самому около Гродни осмотреть мосты etc. (ибо город сей был очень нам нужен, как важный пост от Неменя), чтоб он не со спехом приближился с драгунами к Тикотину для соединения с саксонцами. А сему-де есть еще время, ибо Карл XII, вероятно, в Варшаве промешкает. Там происходили договоры о короновании Станислава. Подполковник Ифлант разбил шведского наездника подполковника Лоренса (60 офицеров и 200 драгун). Петр во время осады писал шесть писем к канцлеру Головину: о том, чтоб отказать Августу в просьбе его о деньгах, коих в том году получил он уже довольно, что шведское войско раздвоено, что против Августа действует один Рейншильд. Карл же занят в Варшаве; повелевает Мазепе всю контрибуцию отдавать в казну; по письму Хилкова протестовать при всех дворах; чтоб гетман действовал, пока нет еще противу его сильного войска; что может он напасть на генерала Стромберга, у коего всего 3000 войска. Уведомляет, что граф Трунсель и князь саксонский Вейсенфельс хотят в нашу службу; генерал-поручика Шенбека отпустить (NB замечание кн. Щербатова об иностранцах). К Шереметеву Петр писал, требуя артиллерии, пороху к Друе и 150 пудов песку в Митаву etc. Меншикову, уведомляя его об действиях, повелевает в Польше всячески мешать усилению войска шведского, дабы не принуждены были снять осаду Митавы. Негодует на Августа, который не пользуется расторжением шведского войска etc. Огильвию (в трех письмах) советует соединиться (с кем?), 1) артиллерию, провиант etc. в Гродне положить на суда, 2) коннице и четырем батальонам соединиться с Шуленбургом у Тикотина и, когда неприятель пойдет сильно, то провиант отправить в Вильну, а оттоле в Ковно. А что меж тем государь Митаву возьмет. Деньги приказал он раздать саксонцам по рукам, а не начальникам, дабы не сделали они, как Паткуль, взяв деньги, истратил их на провиант, который можно взять было даром etc.

http://predanie.ru/book/221013-istoriya-...

Неизвестно, чем бы это кончилось. „К счастью», – говорит Хилков, – „общественное мнение большинства крестьян заклеймило презрением и негодованием подобные предложения. Тем не менее, очевидно, присутствие икон в доме тех, которых называли штундистами, служило постоянной угрозой разорения, ссылки и каторжных работ. Женщины потребовали от мужиков, чтобы они отвезли иконы к священнику и так избавили бы свои семьи от вечно грозящей им опасности. И вот два крестьянина сняли со стен свои иконы и отвезли их к священнику и сказали ему, что жертвуют эти иконы ему на храм»... За это крестьяне были посажены в холодную на несколько дней. На основании описанного факта появился ложный донос о том, что Павловские штундисты жгут иконы. Клевета была поддержана духовными журналами, a позже ее повторил и г. Тихомиров в Московских Ведомостях. Примеру первых двух крестьян последовало еще 10. Священники, по словам Хилкова, занялись продажей этих икон по дешевой цене, но цели своей побудить штундистов к кощунству, чтобы привлечь их за это к уголовной ответственности, не достигли. Вскоре no селу стали ходить слухи, что священники на совещании решили прибегнуть к другому методу „уловления» штундистов в „сети законов». Наилучшим средством для этого было признано посещение штундистских домов с крестом. Штундисты могут оказать непочтение к кресту, и дело будет сделано. В первое же воскресение после совещания один из священников действительно приехал к штундистам с крестом. На улице перед тем домом, к которому он подъехал, живо собралось много народа. Всем было известно, что цель посещения штундистов вызвать какое-нибудь непочтение к кресту или к себе. А ведь в таком случае являлась возможность воспользоваться штундистскими землями. Но ожидания эти не сбылись, никакого непочтения не произошло. Штундисты, боясь, что, в самом деле, священнику удастся устроить что-нибудь такое, вследствие чего их можно будет обвинить в кощунстве, ответили на его приветствие при входе его в хату и затем все вышли из хаты на улицу. Тоже повторилось и в следующем доме...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

—82— ности, по своим достоинствам приближающиеся к образцовым изданиям древних авторов 1723 . В сфере истории Египта неоцененные услуги науке оказали современные исследователи Бристэд (см. выше) и Эд. Мейер. Последний, превосходно владея и археологическим материалом, удачно разрешил сложные и запутанные вопросы египетской хронологии (Aegypt. Chronologie, 1904; Nachtrge z. g. Chronol. 1907; французский перевод первого труда, сделанный Л. Moret, появился в 1912 г.), а том его Истории древнего мира (Geschichte des Altertums) в новом издании (второе вышло в 1909, третье в 1913) – представляет собой кодификацию современного востоковедения, дающую, вместе с тем, глубокую и всестороннюю картину культуры древнего Востока 1724 . Наряду с такой интенсивностью египтологических исследований, характерную черту современной египтологии составляет ее экстенсивность, т. е. внешний рост и умножение очагов, в коих эта наука культивируется. Возникают новые ориенталистические институты (например, Institut d’archéologie orientale, 1888; Deutsche Orientgesellschaft, 1900; Deutsches Institut für âgypt. Altertumskunde,1907), учреждается ряд новых кафедр египтологии, и не только в крупных университетах (Лион, Геттинген Гейдельберг), но и во второстепенных (Бреславль, Кенигсберг), предпринимаются новые капитальные издания, снаряжаются археологические экскурсии, создаются роскошные музеи и умножаются частные коллекции египетских древностей. Глядя на громадный прогресс, сделанный египтологией за последние десятилетия, нельзя не преклоняться перед самоотверженной деятельностью ее пионеров: не легок был тот путь, который они проложили. Но беспокойный, вечно мятущиеся ум человеческий, в своем неуклонном стремлении к светочу Истины, не остановится, нужно надеяться, на достигнутых результатах. И скоро, быть может, мы станем свидетелями еще более пышного расцвета нашей юной науки, науки грядущих поколений. P. S. Поправка. В мартовской книге «Богословский Вестник» за 1915 г. на с. 594 в жаргонной фразе, по недосмотру, напечатаны подстрочные вокалы, которых не должно быть. Хилков Д.А., кн. Письма князя Димитрия Александровича Хилкова 1725 /Сообщил М.А. Новоселов//Богословский вестник 1915. Т. 2, 5, с. с. 84–109 (2-я пагин.). (Продолжение.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

д. продолжая болтать еще с 1/4 часа, но самые пустяки, которые я теперь уже совершенно забыл. Кончивши нашу ворожбу, мы заплатили ей по 5 рублей с брата и вышли. Нащокин поехал домой, видимо расстроенный, а Веселовский просил меня подвезти его в моей карете в Английский клуб. Когда мы ехали по Садовой улице, Веселовский вдруг дернул шнурок, протянутый к кучеру. «Что вы?» — спросил я. «Заедемте, пожалуйста, к князю Хилкову верно его нет дома, а мы между тем сделаем ему визит». — «Хорошо, сказал я, но где же он живет?» Веселовский указал дом, мы остановились, и лакей побежал справиться, дома ли князь и принимает ли. Тут я припомнил слова колдуньи: дом был желтый и стоял на правой стороне улицы. Человек вернулся, объявил, что «дома и принимает», и мы, повернув в ворота, подъехали к крыльцу левым боком! Я расхохотался, равно как и Веселовский, и когда мы выходили из кареты, то я сказал ему: «Какова колдунья! Вспомните, как она живо и метко изобразила Хилкова! Нет! воля ваша, я вас до клуба довезу, но в клуб теперь не зайду, а поеду прямо к Засядке. Посмотрите, если не получу сегодня ремонтную сумму». Хохоча от души, мы вошли к князю. Тут пробыли с 1/2 часа, заехали в клуб, где я выпустил моего спутника, а потом, заехавши домой, надел шарф и велел везти себя за Красные ворота, к генералу Засядко. От Пресненских Прудов до Красных ворот — будет не менее семи верст. Подъезжая к дому, я отправил человека узнать, принимает ли генерал. Человек возвратился с ответом «дома нет». — «Ах, проклятая ведьма, — громко проговорил я, — нечего делать, ворочайся назад, ступай в клуб», — и пока я продолжал мысленно ругать ворожею, а карета поворачивала, вдруг выбегает другой лакей из дома генерала и, остановив экипаж, просит меня, от имени своего господина, взойти к нему. Вхожу из передней в первую комнату. Засядко (которого прежде никогда не видывал), в халате, в половину выбритый, а другая половина лица намыленная, у дверей кабинета, адресуясь ко мне, спрашивает: — Посудите сами, что невежливее: заставлять дожидаться или принимать в таком неприличном костюме? Разумеется, я принял вопрос как следует, благодарил за оказанное им внимание и просил извинения, что обеспокоил его.

http://sueverie.net/povsednevnaya-zhizn-...

Беглецы были пойманы, и понятно, что не могли остаться в прежнем значении: их сослали из академии в типографию, где они стали учить италиянскому языку. От 1694 года дошла до нас роспись боярских и иных чинов детям, которым по именному указу учиться италиянскому языку у учителей-греков – Иоанникия и Софрония Лихудиевых. Боярские дети: князя Петра Ив. Хованского два сына, Федора Петр. Салтыкова два, Алексея Петр. Салтыкова два, Ив. Фед. Волынского два. Дети стольников: князя Фед. Андр. Хилкова два сына, князя Ив. Мих. Черкаского шесть сыновей, Сем. Алексеев. Языкова один. Дьячьи дети: Волкова один сын, Кондратова один, Степанова один, Иванова два, Верещагина два, Полянского один, генерального писаря Инехова один. Из дворян: Палицына один; уставщика один. Гостей и гостиной сотни 23 человека. Новости, начавшие вводиться в описываемое время, корабли, фейерверки, возбуждая умственное движение в одних, распаляли воображение в других и повели к следующему явлению. В апреле 1694 года закричал мужик «караул» и сказал за собою государево слово, приведен в Стрелецкий приказ и в расспросе сказал: сделал он крылья, станет летать, как журавль. По указу в. государей сделал он себе крылья слюдяные, стали 18 рублей из государевой казны. В назначенный день боярин князь Ив. Бор. Троекуров вышел смотреть, как полетит журавль; мужик надел крылья, перекрестился и начал подымать мехи, но никак не мог подняться. «Тяжелы сделал крылья», – говорил он, бил челом, чтоб ему сделать другие крылья, станут всего в пять рублей. Но боярин раскручинился, и вместо крыльев учинено мужику наказание: бить батоги, сняв рубашку, и деньги 18 рублей велено доправить на нем, продать все имение. Внешняя деятельность правительства в описанные четыре года по свержении Софьи представляла не много замечательного. Заведование иностранными делами после В. В. Голицына принял на себя Лев Кириллович Нарышкин. Он отличался важным в его положении качеством – спокойным беспристрастием; но вовсе не отличался предприимчивостию; притом же неудачные походы в Крым и холодность, даже враждебное расположение союзников-поляков не могли дать больше охоты к деятельному продолжению войны. А между тем в Малороссии и в русских областях, находившихся под польским владычеством, происходили любопытные явления.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

2136 На эти статьи еп. Алексия г. Варжанский ответил брошюрой «Миссионерская самозащита» (Харьков, 1914). M. Н. 2137 Одна – в смысле категорического императива, предъявляющего чисто формальное требование исполнения долга, но конкретное содержание должного разными религиями определяется по-разному. M. Н. 2142 Это было последнее, предсмертное письмо Д.А. Хилкова к Я.И. К-чу: в конце октября 1914 года Д. А-ч был убит на поле брани (См. Богословский Вестник. 1915 г., апрель, с. 739). 2150 Confes. V, 19. Рус. пер. I, 116.V, 25. Рус. п. I, 123. VI, 1. Рус. п. I, 125. VI, 2. Рус. п. I, 128. De utilit. cred. 20. 2155 Iustinus, Apol. I, 44. Apol. II, 10. 13. Tatianus, Orat. ad Graec. cc. 3. 25–26. Athenag. Supplic. pro Christ. c. 7. Theophilus, Ad Autolic. II, 8; III, 3. 7. Hermias, Irrisir gentio. Philos. cc. 1–10, Ps. Iustinus, Cohort. ad. Gentil. cc. 5. 35. 2167 Таковы: Exameron, De Paradiso, De Cain et Abel, De Noe et arca, De Abraham, De Iacob, De Ioseph. De patriarchis, Apologia prophetae David. 2168 Confes. VI, 6. Рус. п. I, 131–132. Об экзегетических приемах св. Амвросия см. И.Адамов, Св. Амвросий Медиоланский . Сергиев Посад 1915. стр. 180–225. J.Kellner, Der hl. Ambrosius, Bischof von Mailand, als Erklärer des alten Testamentes. Regensburg, 1893. С.Лосев, Св. Амвросий Медиоланский , как толкователь Св. Писания Ветхого Завета. Киев, 1897. 2170 P.Heinisch. Der Einfluss Philos auf die älteste christliche Exegese. Müster i. М. 1908, S. 187–194. 201. 205. Об источниках св. Амвросия см. Адамов, Цит. соч. стр. 114–149. Г.Прохоров, Нравственное учение Св.Амвросия, Епископа Медиоланского. СПБ. 1912, стр. 52–110. 2193 О личности св. Амвросия см. Fr. Böhringer, Die Kirche Christi und ihre Zeugen. 2. Aufl. В.Х. Ambrosius, Erzbischof yon Mailand. Stuttgart 1877. A. Due de Broglie, St. Ambrois. Paris 1899. Ф.В. Фаррар, Жизнь и труды свв. отцов и учителей церкви. Перев. А.Л. Лопухина. СПБ, 1891 Стр. 524–573. И.И. Адамов, Св. Амвросий Медиоланский . Сергиев посад, 1915. 2209 Ibid. VII, 13; VIII. 3. Рус. п. 176, 200. Что под именем платоников Августин разумеет главным образом Плотина, см. подробнее Fr.Wörter, Die Geistesentwicklung des hl. A. Augustinus. S. 38–50. Необходимые поправки к исследованию Wörter’a. см. у W.Thimme, Augustins geistins Entwicklung. S. 14–16.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Крестьяне усвоили ее лишь в форме грубого безбожия. Но анархически-социалистическое учение толстовства для неразвитого ума крестьян казалось привлекательным: податей и налогов не платить, детей в военную службу не отдавать, землю у землевладельцев отнять, разбогатеть без труда, с полицией и судами никакого дела не иметь, никому не кланяться, никому не повиноваться, никаких законов и правительственных распоряжений не исполнять, быть всегда и везде полным и самовластным хозяином, не испытывая нужды и не неся ответственности... Да не рай ли это земной для крестьянина?! Князь Хилков приобретал доверие к себе со стороны крестьян, главным образом, благодаря своей щедрой материальной помощи своим последователям: одним давал деньги, другим – скот, третьим – лес. Но, безусловно, он покорил себе умы и сердца павловцев, когда, под видом дешевой продажи, он подарил своим последователям 400 десятин земли в местности, где, по причине развития сахаро-бурачного производства, земля ценится чрезвычайно дорого. Сначала объявили себя последователями нового лжеучения, по-преимуществу, бывшие крепостные и дворовые Хилковых; а при их содействии, были совращены и многие из односельчан, так, что к 1897 году в одной слободе Павловках число толстовцев простиралось до 327 человек (165 мужчин и 162 женщины). Из Павловок толстовство быстро распространилось и по другим селам Сумского уезда (Речки, Ободы, Ястребенное, Виры) и даже перешло за пределы Сумского уезда. В 1901 году, как мы видели, павловские толстовцы подпали под влияние малеванца Тодосиенка и произвели разгром церкви. Кроме Сумского уезда, толстовство, как секта, было распространено в Волчанском, Купянском, Змиевском, Валковском, Богодуховском и Харьковском уездах. Здесь выдающимися пропагандистами толстовства были: ученик Хилкова, крестьянин Иван Муха, братья Дудченковы, Петр Ольховик, дворянин А. М. Бодянский, некто А. Е. Алехин, Воронов, Десятов. В Воронежской губернии деятельным распространителем толстовства был богатый землевладелец, бывший последователь Пашкова, Влад.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

—509— виновных. «Милостивый государь царь и великий князь Алексей Михайлович! писал Никон, уподобись милостивому и человеколюбивому Богу! Как будут тебе о своих винах бить челом, прости; а я, уговаривая их, в твоей милости ручался, а если б не так уговаривал, то бы все отчаялись за свое плутовство и на большее бы худо вдались. Ко мне всем городом приходили не по один день и прощения просили, что меня били и безчестили и били на меня челом ложно». Царь, с своей стороны, восторженно восхваляя Никона за его подвиг, выражал желание, чтобы Никон в этом деле, «как начал, так бы и совершал», причем особою грамотою Никону уполномочивал его вести дело успокоения новгородцев вместе с воеводою, причем последний ничего не должен был делать без совета с Никоном, вследствие чего все дела по поводу возмущения в Новороде перешли в руки Никона, как полномочного министра государя. Присланный на место Хилкова воеводою – Хованский во всем соглашался с Никоном и действовал по его указаниям, так что когда из Москвы стали выражать неудовольствие на медленность Хованского, Никон энергично вступился за него и в письме в царю прямо заявлял: «да я ему (Хованскому) говорил, чтоб тем делом промышлять не вскоре, с большим рассмотрением, что б. твое дело всякое сыскалось впрямь; от этого дело и шло медленно, а не по боярскому нерадению... Работал тебе он (Хованский) тихим обычаем, невдруг, чтоб не ожесточились, а что промедлилось, и в том твоему государеву делу порухи нет». Умный, тактичный и мужественный образ действий митрополита Никона производил сильное впечатление на Алексея Михайловича: он увидел в Никоне не только выдающегося архипастыря церкви, но и мужа государственного, человека, способного найтись в запутанных политических делах, вести их по правильному пути и потому стал видеть и признавать в Никоне выдающегося государственного мужа, прислушиваться к мнению которого в государственных делах дело далеко не лишнее. В грамоте к псковскому архиепископу Макарию царь уже прямо ставит ему в образец Никона, так как возмутившиеся

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом со времени стоглавого собора бояре к архиереям назначались царем из его собственных чиновников, и их служба у архиереев ставилась наравне с государственной. Обыкновенно патриаршие бояре избирались из думных дворян и нередко после службы у патриарха они получали следующий высший чин, именно производились в окольничие, как это было, например, относительно патриарших бояр Глебова и Савелова. Древняя вивлиофика говорит: «патриаршие бояре состояли одною степенью государевых ниже, с околничими в равном почтении, чего ради есть и примеры, что один человек мог отправлять боярскую должность у патриарха и окольническую у государя в одно время» 119 . Это мнение древней вивлиофики, что патриаршие бояре равнялись царским окольничим, трудно признать справедливым, потому что мы всегда встречаем патриарших бояр не иначе, как только в чине думных дворян, и ни разу – в чине окольничих. Кажется, что мнение древней вивлиофики явилось вследствие того, что при патриархе Никоне боярином был Никита Алексеевич Зюзин 120 , что окольничий и потом боярин Хилков был председателем в патриаршем приказе. Но заключать отсюда, что патриаршие бояре были только одною степенью ниже царских, было бы в высшей мере ошибочно, ибо в первом указанном случае царь только хотел почтить уважаемого и любимого им патриарха назначением к нему в бояре своего окольничего, хотел этим выразить ему свое особое уважение и почтение. Что же касается Хилкова и других, заведовавших в патриарших приказах, царских бояр, то они играли в этом случае ту же роль, что и нынешний обер-прокурор при Святейшем Синоде, – это были царские представители при церковном управлении, и они вовсе не считались патриаршими боярами. Гораздо справедливее, кажется, будет думать так, что патриаршие бояре были всегда не выше думных дворян и что более знатные из них, после службы у патриарха в боярах, жаловались иногда и в царские окольничие, в чем нет ничего невероятного, по крайней мере совершенно аналогичное этому явление мы видим относительно патриарших стольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

В течении зимы прошлого 1898 г. ходоки вели разведки в Америке: остановлено было внимание на Амазонских штатах в Бразилии и на Канаде. В Америке по просьбе гг. Черткова, Хилкова и Л. Н. Толстого также образовался переселенческий комитет для сбора пожертвований, который входил в сношение с подлежащими властями, об отводе земли духоборам и об отпуске субсидии со стороны правительства канадского, подобно тому, как это оно сделало ранее в отношении меннонитов, дав им заимообравно 200,000. Выбор пал на Канаду, во 1-х, потому, что климат холодный и суровый и земля более подходят к местам кавказской оседлости духобор; во 2-х, что здесь имеется колония меннонитов и других выходцев из России по религиозно-сектантским и политическим мотивам, в количестве около 20 т.; в 3-х – что Канада находится под властью англичан, которые, казалось «ходатаям», более всех других любят свободу и потому духоборческо-толстовская колония мечтает невозбранно провести здесь в жизнь колонии все свои социально-анархические эксперименты. Дан был сигнал по всему духоборью, что Ивин и К. обрели новый рай в Америке. Агитация подняла к эмиграции не только расселенных постников, но и оседлых, т. е. карсских и елисавепольтских; началось новое стадное движение духобор. Всё лето духоборы готовились к переселению, распродавая имущество. Настроение у всех было приподнятое, восторженное. Главный источник радости заключался в дорогой мечте, что русское правительство отпустит также и Петрушу Веригина в Америку, где под его державой начнётся новая, давно желанная жизнь, устроится настоящее «духоборческое царство». Постники не упускали случая подоивать к эмиграции и членов второй Воробьевской партии, – рассказывая самые нелепые толки об ожидающих переселенцев благах, причём пророчицы грозили, что Кавказ и Россия погибнет после их выезда. Но мирная часть духоборчества первое время мало внимала агитаторским речам постников, будучи уверена, что правительство не разрешит переселения оседлым постникам и задержит их, чего многие из слабовольных не фанатичных постников от души желали сами. Что, действительно, далеко не все духоборы с лёгким сердцем расставались с кавказскою оседлостью, об этом красноречиво свидетельствуют те слёзы, которые были пролиты при выезде карсских и елисаветпольских постников. Один из очевидцев нам сообщает, что плач мужчин и вой женщин слились в один душу раздирающий похоронный аккорд. Буквально происходили похороны тысячи человек. И как ни странно, но «постники» с горя решились разделить с провожавшими и «мясниками» духоборами чашу горькую, и до самого Батума вегетерианцы страшно пьянствовали.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010