С. Девятова Скачать epub pdf Старец Софроний (Сахаров) (1896–1993) «Отцы Церкви – это «вехи на пути», они указывают своей эпохе истинный путь, ведущий к единению с Истинным Богом. И старец Софроний является такой вехой для гордого и потерявшего надежду человека двадцатого века. Путь, который он указал своей жизнью и писаниями, есть покаяние...» Архимандрит Иосиф, игумен монастыря Ксиропотам Преподобный Силуан Афонский стал известен  миру, благодаря книгам, подготовленных к изданию  схиархимандритом Софронием (Сахаровым) . Архимандрит Софроний (в миру Сергей Семенович Сахаров) родился в Москве в верующей, состоятельной и просвещенной семье. Его няня его, Екатерина часто подолгу молилась в церкви, а маленький Сергей сидел иногда у ее ног. В такой обстановке и у него возникала естественная потребность молиться. В первые годы жизни Сергей был очень слаб и много болел, но постепенно, по молитвам няни здоровье его улучшилось. Молитва сопровождала Сергея до семнадцати или восемнадцати лет. Он увлекся живописью, и многие отмечали его талант художника. В 1921 г. Сергей Сахаров эмигрировал из России; несколько месяцев провел в Италии, затем  посетил Берлин и Париж. В этот период он получал приглашение на крупные художественные выставки. Но душа Сергея устремляется к Богу. В 1924 г. на Пасху он пережил благодатное посещение – видение Нетварного Света. После этого Сергей решил посвятить свою жизнь Богу. В 1925 г. он поступил в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже. Однако учась в богословском институте, он не находит того, что искал: он узнавал имена, даты, кто что говорил; узнавал об исторических трудностях Церкви и так далее, а ему хотелось слышать только о том, как достигнуть вечности. Он почувствовал, что у него нет иного выхода, как пойти в монастырь, где люди отдают весь день и всю ночь только служению Богу.  Сравнительно скоро представилась возможность поехать в Югославию, а оттуда – на Афон. В русском монастыре святого великомученика Пантелеимона он принял монашеский постриг с именем Софроний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

иеродиакон Николай (Сахаров) Вступление Архимандрит Софроний (1896–1993), – несомненно, выдающееся духовное явление нашей эпохи. Будучи преемником преподобного Силуана Афонского , он сумел не только донести миру слово своего великого наставника, но и во многом увидеть в нем знаменательное откровение, данное Богом современному человечеству. По словам отца Софрония, богооткровенное слово «держи ум твой во аде, и не отчаивайся» «дано чрез Старца Силуана нашей эпохе, отмеченной исключительно тяжким всеобщим отчаянием» 1 . Христианский мир еще не усвоил богословское наследие самого отца Софрония в той мере, которая позволила бы судить о его историческом значении как богослова. Из-за исторической близости его подлинное измерение пока остается сокрытым от нашего сознания. Но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что такие книги архимандрита Софрония, как «Старец Силуан», стали неотъемлемым преданием Церкви. Богословская «керигма» этого подвижника стала долгожданным благовестием современному человечеству в тяжких духовных скитаниях. На всех его писаниях, по словам одного испанского богослова, «лежит печать неоспоримой подлинности» 2 . Чуждые всякой схоластической мертвости, они исполнены живым дыханием православного предания, для которого Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки ( Евр. 13:8 ). Прочитав книгу отца Софрония «Видеть Бога как Он есть», известный каталанский богослов Адальберт Франкеза написал о ее авторе: «Он нам приоткрывает такие христианские и евангельские измерения, о которых мы слишком основательно забыли» 3 . Благодаря этому «евангельскому измерению» писания отца Софрония стали для всего мира ярким свидетельством того, что христианское благовестие Православной Церкви было и остается Абсолютной Истиной, которую искали и ищут все народы и которая есть жизнь с избытком, данная Христом человечеству ( Ин. 10:10 ). Всеобъемлющий характер слова этого замечательного подвижника во многом определяется богатством его опыта, как духовного, так и вообще жизненного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

К.Б. Ермишина Скачать epub pdf Глава 16. Антропология в религиозно-богословской системе архим. Софрония (Сахарова) Схиархимандрит Софроний (Сахаров) (1896–1993) – один из самых известных православных богословов ХХ в. Его имя стоит в одном ряду с митрополитом Антонием (Блумом), архиепископом Василием (Кривошеиным) , архиепископом Иоанном (Шаховским), епископом Кассианом (Безобразовым) . Однако архим. Софроний известен не просто в качестве духовного писателя, но как один из самых авторитетных духовников и подвижников, к опыту и мнению которого прислушивались в монашеской республике на горе Афон, где вообще очень критически и осторожно относятся ко всякого рода духовным писаниям. Высочайшее признание духовного опыта архим. Софрония было засвидетельствовано в 2007 г. на международной конференции «Старец Софроний – богослов нетварного Света», на которую направили свои послания Патриархи Московский и всея Руси Aлekcuй II, Константинопольский Варфоломей, Александрийский Феодор, Сербский Павел, Румынский Даниил, архиепископы Кипрский Хризостом и Афинский Христодул. Благодаря трудам архим. Софрония, в 1988 г. его учитель старец Силуан был прославлен в Греции, а позже причислен к лику святых Русской Православной Церковью. Последний период жизни архим. Софроний провел в основанном им монастыре в графстве Эссекс (Великобритания), собрав вокруг себя многочисленных учеников и почитателей 51 . Помимо своего духовного служения архим. Софроний (Сахаров) был представителем русской эмиграции ХХ в. Он близко общался с самыми известными деятелями русского зарубежья, как духовными лицами (митрополит Антоний (Блум), прот. Сергий Булгаков , прот. Василий Зеньковский , прот. Георгий Флоровский 52 , прот. Борис Старк 53 ), так и светскими ( В. Н. Лосский , семья адмирала А. В. Колчака, кн. А. Л. Мещерская и многие другие). Круг его общения был весьма широк, его идеи стали для многих последователей и собеседников авторитетным источником духовного знания. Помимо самой известной книги архим. Софрония «Старец Силуан» 54  вторая по значимости его книга – «Видеть Бога как Он есть».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

А. Бодров, М. Толстолуженко Сергей Чурсанов. Основные понятия троичного учения великих каппадокийцев и богословское понимание человеческой личности 178 Учение о Пресвятой Троице, сформулированное в IV веке великими каппадокийцами – святителями Василием Великим (329–379), Григорием Богословом (330–389) и Григорием Нисским (335–394), задает богословские основы христианского понимания Бога и отношений с Ним. В ходе прояснения тринитарного учения и его частных аспектов святыми отцами IV века были сформированы богословские понятия лица (πρσωπον), ипостаси (πστασις), индивида (τομος), особенности (δωμα), самобытности (τ καθ ατ), образа существования (τρπος τς πρξεως), отношения (σχσις), природы (φσις) и сущности (οσα), ставшие узловыми не только для триадологии, но и для христологии, а значит, – и для всей понятийно-терминологической системы православного богословия. Опираясь на учение о Христе как втором Лице Пресвятой Троицы, ставшем истинным совершенным человеком, и на понимание человека как образа Божьего, призванного к достижению подобия своему первообразу, ведущие православные богословы веков, среди которых особое место занимают В. Н. Лосский (1903–1958), архимандрит Софроний (Сахаров) (1896–1993), священник Думитру Станилоаэ (1903–1993) и митрополит Иоанн (Зизиулас) (род. 1931), сосредотачивают пристальное внимание на сотериологических аспектах святоотеческой триадологии. При этом они формулируют выводы, задающие основу христианского понимания человека и определяющие, таким образом, богословские подходы к решению актуальных вопросов богопознания, церковной жизни и межличностных отношений. Цель настоящей статьи заключается в выявлении и систематизированном представлении значения основных аспектов святоотеческого понимания Отца, Сына и Святого Духа как трех божественных Лиц, или Ипостасей, для христианского восприятия человека в качестве не просто одного из сотворенных существ, детерминированных в своем существовании собственной природой, но и как образа Божьего, призванного в общении с Богом к восприятию сверхприродных личностных измерений жизни «с избытком» 179 . В заключение на основании конститутивных характеристик личностного образа бытия, следующих из узловых аспектов святоотеческого понимания божественных Лиц, в статье предложено апофатическое богословское определение понятия человеческой личности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Издана переписка архимандрита Софрония (Сахарова) с протоиереем Георгием Флоровским 18 сентября 2008 г. 17:51 Издательством Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры выпущена книга «Архмандрит Софроний. Переписка с протоиереем Георгием Флоровским». В настоящем издании предлагается переписка архимандрита Софрония (Сахарова) (1896-1993), выдающегося аскета, духовного писателя, известного как автора книги «Преподобный Силуан Афонский», с одним из величайших православных богословов ушедшего столетия — протоиереем Георгием Флоровским (1893-1979). Публикуемые письма представляют собой как исторический, так и богословский интерес. Архимандрит Софроний (Сергей Семенович Сахаров) родился 22 сентября 1896 г. в Москве в верующей семье. Эмигрировал в 1921 г. Учился в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже (1925-1926). Постригся на Афоне (1926), где был ближайшим учеником преподобного Силуана Афонского. Иеродиакон (1932). Иеромонах (1941). После тяжелой болезни вернулся с Афона во Францию (1947). Служил в Свято-Никольском храме при Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Активно сотрудничал в журнале «Вестник Русского Западно-Европейского экзархата» (Париж). Основатель и первый игумен монастыря св. Иоанна Предтечи в Эссексе (Великобритания) (с 1958 г.). Духовный писатель и иконописец. Написанная и составленная им книга «Старец Силуан» во многом способствовала канонизации в 1987-1988 гг. его наставника на Афоне преподобного Силуана Афонского. Скончался 11 июля 1993 г. в основанном им монастыре. В 2006 году осуществлен перевод книги «Старец Силуан» на китайский язык. В 2008 году книга «Святой Силуан Афонский» выпущена на болгарском языке. Протоиерей Георгий Васильевич Флоровский (1893-1979) родился 28 августа в г. Елизаветград в семье священника. Окончил Новороссийский университет (1916). В 1922 г. женился в Праге на К.И. Симоновой. Преподавал в Высшем Коммерческом институте и на Русском юридическом факультете Карлова университета в Праге (1922-1926). Магистр Русской академической группы в Праге (1924).

http://patriarchia.ru/db/text/461684.htm...

архимандрит Софроний (Сахаров) (22 сентября 1896–11 июля 1993) Нравственно-аскетические труды Письма Труды на сербском языке Аудиокниги архимандрит Софроний (Сахаров) Схиархимандрит, священнослужитель Константинопольской Православной Церкви. Ученик и биограф преп. Силуана Афонского; основатель ставропигиального монастыря св. Иоанна Предтечи в с. Молдон (графство Эссекс, Англия). Биография День памяти: 11 (28) июля (Греч.) В миру - Сергей Семенович Сахаров, родился в Москве в верующей, состоятельной и просвещенной семье. Няня его, Екатерина, была человеком глубокой и сильной молитвы. Она подолгу молилась в церкви, а маленький Сергей сидел иногда у ее ног. В такой обстановке и у него возникала естественная потребность молиться. В первые годы жизни Сергей был очень слаб и много болел, но постепенно, под влиянием прогулок с няней и молитв здоровье его стало поправляться. Молитва сопровождала Сергея до семнадцати или восемнадцати лет. Он увлекся живописью и многие отмечали его талант художника. В этот период, не отвергая христианства, он интересовался мистической литературой. В 1921 г. Сергей Сахаров эмигрировал из России; несколько месяцев провел в Италии, затем – Берлин и Париж. В этот период он получает приглашение на крупные художественные выставки. Но душа Сергея устремляется к Богу. В 1924 г. на Пасху он пережил благодатное посещение – видение Нетварного Света. Сергей не может больше спокойно заниматься живописью и решает посвятить свою жизнь Богу. В 1925 г. он поступает в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже. Однако учась в богословском институте, он не находит того, что искал: он узнавал имена, даты, кто что говорил; узнавал об исторических трудностях Церкви и так далее, а ему хотелось слышать только о том, как достигнуть вечности. Он почувствовал, что у него нет иного выхода, как пойти в монастырь, где люди отдают весь день и всю ночь только служению Богу. Отец Софроний – ученик старца Силуана. Сравнительно скоро представилась возможность поехать в Югославию, а оттуда – на Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Подпишитесь на наш Телеграм Схиархимандрит Софроний (Сахаров) (1896–1993) Одному из самых ярких, радостных и при этом укорененных в Предании церковных писателей XX века схиархимандриту Софронию (Сахарову) исполняется 115 лет. Предлагаем вам обзор самых главных его сочинений. Подборка, впрочем, субъективна и представляет лишь небольшую часть наследия отца Софрония. «Подвиг богопознания. Письма с Афона» Истина, конечно, рождается не во всяком споре, а в беседе внимательных, может быть, даже любящих друг друга собеседников, заинтересованных в истине. Богословие отца Софрония родилось в полемической (впрочем, просто дружеской — в дружбе бывает всякое) переписке с англичанином Дэвидом (Димитрием) Бальфуром, вначале перешедшим в католицизм, потом ставшим священником Московского патриархата, затем оказавшимся вне Церкви и веры и вновь вернувшимся ко Христу. Духовная жизнь, в общем, покидала Бальфура, но что оставалось неизменным — это дружба отца Софрония и возможность поговорить с ним о самом существенном. Они переписывались с 1932 по 1948 год, и в этой переписке отец Софроний проговорил самые главные темы своего богословия: богооставленность как необходимый этап духовного рота, богоподобие человека как цель христианской жизни, бессмысленность христианской веры без аскезы. Трех вещей я не понимаю: 1) адогматической веры; 2) бесцерковного христианства; 3) безаскетического христианства. И сии три: Церковь, догмат и аскетика (то есть христианский подвиг) — для меня единая жизнь. Мне кажется неправильным претендовать на то, чтобы в Церкви все было «по-нашему». Когда ты говоришь о тесноте конфессиональных рамок, я понимаю тебя. И я тысячи раз переживал и переживаю стеснения, но их терплю, потому что от Церкви я имею и положительные дары. Аскетика (то есть духовный подвиг и упражнения) неотъемлема не только от всех известных историй религий, но и вообще от всякой человеческой культуры. В основе всякой аскетики по необходимости лежит та или иная идеология (догмат). Всякая религия — язычество, иудейство, магометанство, пантеизм, христианство — имеет свою аскетическую культуру, отличную от других, и это различие обусловлено различием догматических представлений. «Преподобный Силуан Афонский»

http://blog.predanie.ru/article/pyat-gla...

Прославление подвижников новейшего времени в лике святых состоится в ближайшие месяцы 8 мая 2014 г. 13:30 Известные старцы XX века будут прославлены в лике святых Известные подвижники 20-го века будут в ближайшее время прославлены в лике святых. Среди них - старцы Паисий Святогорец и архимандрит Софроний (Сахаров), творения которых пользуются особой популярностью в России. Как сообщает сайт «Святая гора», идею канонизации поддержал Вселенский Патриарх Варфоломей. По словам высокопоставленного источника из Константинопольского Патриархата, давшего комментарий греческому сайту «Αriopeimiko Bhma», старцы будут канонизированы, несмотря на информацию некоторых СМИ, согласно которой прославление, в частности, старца Паисия будет якобы отложено по причине его позиции по «турецкому вопросу». «Распространяемые мифы не имеют никакого отношения к истине», - отметил собеседник. Схимонах Паисий Святогорец родился в Каппадокии в 1924 году. В 1950 году принял монашество, подвизался на Афоне, а также в монастыре Стомион. Известен своими аскетическими подвигами и духовнической деятельностью. Старец Паисий окормлял тысячи людей и прославился как один из мудрейших старцев нового времени. Скончался 12 июля 1994 года, похоронен в основанном им женском монастыре святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в селении Суроти. Схиархимандрит Софроний (Сахаров) родился 22 сентября 1896 года в Москве. Участник в Первой мировой войны. В 1921 году эмигрировал из России. В 1927 году принял монашество в обители святого великомученика Пантелеимона на Афоне. В 1930 году познакомился со старцем Силуаном Афонским, который стал его духовным руководителем. В 1935 после тяжелой болезни пострижен в великую схиму. После войны переехал во Францию, а оттуда, в 1959 году - в Великобританию, где основал монастырь Святого Иоанна Предтечи в графстве Эссекс. 1 сентября 1974 года отошел от настоятельства и стал духовником обители. Скончался 11 июля 1993 года. Старец Софроний - автор серии богословских и духовно-практических сочинений. 8 мая 2014 г. 13:30 HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/news/izvestnye_start...

И только лишь молва о старце нам приносит жизнь. Он не мертв, но воскрес и пребывает живым Духом. И это мы точно знаем, потому что увидели, и поэтому благословили, Бога в глубине воли Отца, в Животворящем Духе, со святыми мучениками, явленными в силе. Наш святой – ангел, «звезда сладостная» во свете Господа, созерцающий лик Отца нашего на Небесах, где великая слава и блаженство. 1 Софроний (Сахаров) , архимандрит (в миру Сергей Семенович Сахаров, 22 сентября 1896 – 11 июля 1993) – ученик святого старца Силуана Афонского , автор его жизнеописания, посвятивший свою жизнь проповеди его учения. Родился в Москве в верующей интеллигентной семье. В 1921 г. эмигрировал в Италию, затем переехал в Берлин, Париж, где занимался живописью. В 1924 г. на Пасху пережил видение Нетварного Света. В 1925 г. поступил в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, но вскоре отправился на Афон, где принял монашеский постриг с именем Софроний в русском монастыре вмч. Пантелеимона. Весной 1930 г. произошло одно из ключевых событий его жизни – встреча со старцем Силуаном Афонским , ставшим его духовником. В 1932 г. рукоположен во иеродиакона. В 1935 г. он заболел и оказался на грани смерти, но по Божиему милосердию и по молитвам святого Силуана выздоровел. В 1938 г. после кончины духовника составил его жизнеописание «Старец Силуан» на основании переданных ему старцем записей и личных воспоминаний. В 1941 г. рукоположен в иеромонаха и стал духовником святогорского монастыря св. Павла. После войны вместе с группой афонских монахов русского происхождения по политическим соображениям выслан с Афона. С 1947 г. служил в Свято-Успенской кладбищенской церкви в Сен Женевьев де Буа, занимался переизданием книги «Старец Силуан» и ее переводом на английский язык. В 1956 г. по благословению церковной иерархии создал во Франции, на ферме Колара, монашескую общину. В 1958 г. с некоторыми из духовных чад переехал в Великобританию, в графство Эссекс, где основал монастырь Святого Иоанна Предтечи. Сюда начали съезжаться люди со всего мира – от Японии до Канады, – чтобы припасть к духовному источнику преподобного Силуана. Здесь отец Софроний подвизался сначала в качестве настоятеля, затем, с 1974 г., в качестве старца монастыря. Здесь архимандрит Софроний тихо скончался и был похоронен. – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Архимандрит Софроний Сахаров (1896–1993) – ныне один из наиболее известных и читаемых писателей-аскетов прошлого столетия. Его книги «Преподобный Силуан Афонский », «О молитве» и другие уже прочно вошли в сокровищницу православного предания. В настоящем издании предлагаются беседы старца Софрония, которые он проводил с братией и паломниками Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря с 1989 по 1993 год. В них отражен духовный опыт старца, который он стяжал более чем за полвека монашеского подвига и который он стремился передать своим молодым братьям-монахам. Отец Софроний начал свой жизненный путь в Москве. С детских лет он посвятил себя живописи. В 1922 году будущий подвижник выехал на Запад, чтобы продолжить занятие искусством вдали от смуты послереволюционных лет. Его молодые годы прошли в напряженном внутреннем поиске: как человек может достигнуть Вечности? В Париже ему было дано пережить богопосещение, которое затем перевернуло всю его жизнь: оставив живопись, он в 1925 году ушел в монахи на Святую Гору Афон. Шесть лет спустя он встретился с прп. старцем Силуаном. Эта встреча стала историческим событием, повлиявшим на всю нашу эпоху. Через прп. Силуана христианский мир получил богооткровенное слово спасения: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» 1 . Учение и опыт преподобного стали духовной основой в становлении самого отца Софрония. От своего великого наставника отец Софроний унаследовал и великое учение о том, как рождается духовное слово. Однажды на Афоне зашел разговор о том, как говорят совершенные. Старец Силуан сказал: «Они от себя ничего не говорят... Говорят лишь то, что дает им Дух» 2 . Следуя сей древней православной традиции, отец Софроний со священным страхом относился к каждому своему слову, будь то произнесенному или писанному. Ибо Сам Господь открыл для нас всё превосходящее значение каждого произнесенного слова: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» ( Мф.12:36 ). Он дал нам «пример» (ср.: Ин.13:15 ): Он никогда не говорил праздных слов. Более того, Сын, будучи Словом-Логосом Отца, от Себя ничего не говорил. «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя» ( Ин.14:10 )... но только «всё, что слышал от Отца Моего» ( Ин.15:15 ). Чрез это самоумаление Своего «Я» Иисус Христос и явил Себя как «сияние славы и образ ипостаси» Отца ( Евр.1:3 ) – любовь никогда «не ищет своего» ( 1Кор.13:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010