Примечания: 1 В настоящее время для паломников на Святой Горе предоставляются автобусы, и даже частные такси, чтобы доехать почти до всех главных обителей; есть возможность ехать верхом «на мулашках (осёл) в наиболее труднодоступных горних районах. 2 Имеются к виду сопротивление и споры о включении в состав Конституции Евросоюза упоминания о христианской вере и культуре коренных пародов Европы. 3 Ввиду оскудения благодати из-за догматических и канонических нарушений в католичестве и протестантстве. 4 По мысли о.Ефрема, здесь видно, что Матерь Божия научает нас слышать и слушаться Её Божественного Сына. 5 В греческом языке повелительное наклонение настоящего времени употребляется тогда, когда глагол обозначает продолжительное или повторяющееся действие. См. Учебник греческого языка Нового Завета, Москва, 1994. С.133. 6 Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 30. 7 т.е. по-другому начинает ощущать Божественную благодать 8 старец Иосиф преставился в 2009 году 9 Схиархимандрит Софроний (Сахаров), (22 сентября 1896 – 11 июля 1993) – известнейший богослов, духовник и старец ХХ века, сотаинник и ученик преподобного Силуана Афонского. Начал свою монашескую жизнь на Афоне, окончил в основанном им самим монастыре святого Предтечи в Англии. Творения архимандрита Софрония переведены на многие языки мира, и тысячи людей во всём мире через них обретают православную веру. Особую известность получила книга «Старец Силуан», которая была переведена учениками архим. Софрония на разные европейские языки. Среди других наиболее важных трудов о. Софрония можно упомянуть книги «О молитве» и «Видеть Бога как Он есть». 10 Во 2-й половине ХХ века и в начале нынешнего 11 Старец – духовник, обладающий особым опытом духовной жизни и даром духовного руководства. В греческих монастырях это может быть и игумен, и опытный старый монах, не особенно обременённый административными послушаниями. 12 Таким образом, путь к устной молитве, по учению старцев, лежит через устную молитву 13 В основном открытые столкновения имели место в XIX веке из-за большого роста численности русский монахов на Святой Горе

http://pravmir.ru/besedy-arximandrita-ef...

В 1950-е годы «парижская школа» была частично перенесена в Америку, куда из Франции переехали, один за другим, протоиереи Георгий Флоровский , Александр Шмеман и Иоанн Мейендорф . Все трое последовательно занимали пост декана Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, которая благодаря их руководству превратилась в ведущий центр православного богословия на Североамериканском континенте. К «парижской школе» примыкает, хотя и существенно выходит за ее рамки, архимандрит Софроний (Сахаров ; 1896–1993), автор книги «Старец Силуан», посвященной выдающемуся афонскому подвижнику XX века преподобному Силуану Афонскому . Архимандрит Софроний много лет прожил на Афоне, где был учеником и келейником преподобного Силуана, затем переехал в Париж, а в 1960-х годах обосновался в Англии: там он создал монастырь во имя святого Иоанна Предтечи. Основной темой богословия архимандрита Софрония является учение о Боге как персональном (личном) бытии и о богообщении как встрече между личным Богом и человеком-личностью. Только Сам Бог персонален в полном смысле слова, а человек есть персона в той мере, в какой он является образом и подобием личного Бога. Благодаря исполнению заповедей Христовых, молитве за мир и любви к врагам человек может реализовать в себе персональный потенциал вплоть до уподобления Богу: «Бог есть любовь; и человек-персона одарен способностью воспринять от Бога пламя сей любви. Бог есть Свет, в котором нет никакой тьмы, и мы призваны стать светом в Божественной вечности. Богу все совершенно открыто, все ведомо Ему до конца; и человек-ипостась, включенный в акт Божеского Бытия, через Бога и в Боге становится носителем всеведения... Человек – тварная ипостась; однако в своем внутреннем существе как образ Абсолютного Бога и он есть некий всемирный центр, великий и дивный в своем конечном завершении через Сына, собезначального Отцу». В произведениях архимандрита Софрония отражена традиция, восходящая к духовному опыту преподобного Симеона Нового Богослова и исихастов XIV века. Одной из составляющих этого опыта является созерцание Божественного света. В книге «О молитве» архимандрит Софроний рассказывает о своем собственном опыте созерцания: «Не раз мне было дано созерцать Божественный свет. Нежно объятый им, я бывал полон неземной любовью. В некоторых случаях мир терял свою материальность и становился невидимым». Вслед за Григорием Паламой архимандрит Софроний утверждает, что Божественный свет, созерцаемый подвижниками, есть Сам Бог в Его откровении человеческому духу:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

41 Лк.10:29–37 . 42 Муэдзин (араб.— муаззин) — человек, призывающий на молитву. 43 Йом-Киппур (ивр.— День Искупления», на русский язык обычно переводится как Судный День) — в иудаизме самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. 44 Подносить руки к лицу.— Примеч. ред. 45 Джадидизм (с араб.— обновленчество) — общественно-политическое и интеллектуальное движение среди мусульманских (преимущественно тюркских). 46 Быт 11 . 47 Софроний (Сахаров) , архим. (1896–1993) — богослов, духовник и старец, ученик преподобного Силуана Афонского . 48 Мазхаб — школа шариатского права в исламе, в широком смысле — путь, по которому следует мусульманин. В результате развития исламского права в рамках ахли сунна вальджама’а (суннизма) оформилось 4 правовых школы (мазхаба): ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский. Ханболитский мазхаб — эпоним Абу Ханифа, разработавший методологические основы мусульманского правоведения. Его метод вынесения правовых предписаний был основан на Коране, сунне (при тщательном отборе хадисов), высказывании сподвижников, суждении по аналогии с тем, что уже имеется в откровении, предпочтении противоположного предыдущему, но более целесообразного в данной ситуации решения, едином мнении богословов, традиционно распространенном мнении. В случае необходимости выбора из имеющихся различающихся предписаний приоритет отдается наиболее убедительному или мнению большинства. Большинство современных мусульман — последователи именно этого правого толка. 49 Сунна (с араб.— путь, дорога) — в исламском законодательстве под сунной имеют в виду высказывания и действия пророка Мухаммеда, т. е. жизненный путь пророка с того момента, как он стал пророком. 50 Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703–1787) — основатель ваххабизма, официальной идеологии в Саудовской Аравии. 51 Кааба (от араб.— куб) — мусульманский храм в Мекке, имеющий форму куба. 52 Мюриды (муриды) (араб.) — последователи суфизма, беспрекословно подчинявшиеся духовному руководителю (шейху, имаму). Мюриды приняли активное участие в движении горцев Северного Кавказа во время Кавказской войны 1817–1864 гг.

http://azbyka.ru/islam-pravoslavnyj-vzgl...

Помощью на этом пути может стать реликвия, свидетельствующая о Боговоплощении. «Честные дары волхвов являются для нашей Церкви драгоценнейшей святыней и источником благодати», — говорит игумен обители св. Павла архимандрит Парфений (Мурелатос). Справка: Афонский монастырь святого Павла Обитель святого Павла расположена в юго-западной части Афонского полуострова, у западного подножия горы Афон, в полутора километрах от побережья, на высоте около 150 метров над уровнем моря. Монастырь был основан преподобным Павлом Ксиропотамским в конце IX века и был посвящен Божией Матери. В XIV веке монастырь на время пришёл в запустение. Его возрождение началось в 1365 году и связано с именами сербских монахов Герасима (Радони) и Антония (Пагаси). Также правители Сербии Лазарь и Георгий Бранковичи оказывали монастырю большую материальную помощь. Дочь Георгия Бранковича царица Мара много благодетельствовала и покровительствовала монастырю в тяжелые годы, последовавшие за падением Константинополя. Она передала обители Дары волхвов, принесённые в дар Богомладенцу Иисусу Христу: золото, ладан и смирну. Как повествует предание, принцесса Мария намеревалась сама внести эту святыню в обитель, но ей свыше было строго запрещено нарушать афонское правило. На месте передачи реликвии с тех пор стоит памятник в виде небольшой часовни. А у обретенной святыни впоследствии было совершено множество чудес и исцелений. К середине XVIII века монастырь населяют иноки греческого происхождения. В XIX и ХХ веках из монастыря св. Павла произошли известные иерархи Элладской Православной Церкви, а также многие афонские подвижники благочестия. В течение пяти лет послушание духовника обители св. Павла нес архимандрит Софроний (Сахаров) (1896–1993) — известный во всем православном мире духоносный старец и автор книги о преподобном Силуане Афонском. Это уникальный в современной истории Афона случай, когда духовником греческого монастыря был русский монах. С 4 декабря 1974 года и по сей день настоятелем обители св. Павла является игумен Парфений (Мурелатос), пришедший в монастырь в 1954 году. Отец Парфений широко известен как опытный духовник многих монахов, клириков и мирян.

http://pravoslavie.ru/66788.html

Ю. Н. Рейтлингер пересылала о. Александру переписанные ею письма к ней о. С. Булгакова. См. кн. «Умное небо». М., 2002. 179 Свящ. Сергий Мансуров (1890–1929), окончил философское отделение историко–филологического факультета МГУ. В 1926 г. рукоположен в священники. Автор ряда исторических и философских сочинений, в том числе «Иоанн Грозный как деятель западного типа», «Очерки из истории Церкви». 180 Схиигуменья Мария. 181 Имеется в виду «Журнал Московской Патриархии». 182 В марте 1983 г. о. Стефана Середнего перевели в г. Красногорск, а в августе новым настоятелем стал прот. Иоанн Клименко. 183 Архим. Софроний (Сахаров) (1896–1993) — духовный писатель и иконописец. Книга «Старец Силуан» способствовала канонизации в 1987–1988 гг. его наставника преп. Силуана Афонского. Постригся (1926) на Афоне, с 1947 г. служил во Франции; основатель и первый игумен (с 1958 г.) монастыря св. Иоанна Предтечи в Эссексе (Великобритания). 184 Прот. Всеволод Шпиллер (1902–1984). 185 Эта записка адресована благочинному прот. Зиновию Анисимову, клирику храма в Братовщине. Анонимная «характеристика» с 1998 г. до настоящего времени распространяется как «Открытое письмо митр. Антония (Мельникова)». По стилю и содержанию письмо не могло иметь никакого отношения к уважаемому владыке. 186 Владимир Львович Леви (р. 1938) — врач–психиатр, психолог, писатель, художник. Автор воспоминаний об о. Александре. 187 О. Александр написал статью о французском православном писателе архим. Льве Жилле для Библиологического словаря. 188 Речь идет о работе над Библиологическим словарем. 189 Раиса Ильинична Колесникова выехала в Канаду на постоянное жительство к своей дочери. Ее переписка цитируется по книге В. И. Илюшенко «Отец Александр Мень: жизнь и смерть во Христе». М., 2000. 190 Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). 191 В. П. Купченко (1938–2004), один из исследователей личности и творчества Максимилиана Волошина, был директором Дома–музея Волошина;автор книги «Жизнь Максимилиана Волошина». СПб., 2002, которую в рукописи читал и рецензировал о. Александр. 192

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Архив: Послужный список о. С. Солодовникова (19301931). АЕУА АГЗ. Соломянц Лидия Иосифовна см. Феодосия, игуменья . Софийский Нил Иоаннович (1867, Саратовск. губ. 1942, Белград, Югославия), протоиерей. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Саратовскую Духовную семинарию (1891), священник (1891), настоятель церкви с. Новоспасского Хвалынского уезда Саратовской епархии (18911893), настоятель церкви с. Знаменского Вольского уезда (18931899), настоятель церкви с. Самодуровки Хвалынского уезда Саратовской епархии (18991907), окружной миссионер Саратовской епархии (19051917), настоятель церкви с. Широкий Бусрав того же уезда (19071917), законоучитель в разных школах Саратовской губ. (18911916), полковой священник 151-го пехотного запасного полка (1917), настоятель церкви железнодорожной станции г. Камышина Саратовской епархии (19181919), священник при Св.-Николаевской церкви в Ростове-на-Дону (19191920), законоучитель в гимназии города и делопроизводитель епархиального совета Донской епархии (1919), эмигрировал в Болгарию, помощник настоятеля посольской церкви в Софии и секретарь совета братства при этой церкви (19201921), протоиерей (1921), поселился в Сербии, состоял в юрисдикции РЗЦ, настоятель русской церкви в г. Крагулеваце (19211924), преподаватель в Сремски-Карловацкой Духовной семинарии, сверхштатный священник при Троицкой русской церкви в Белграде (19241942), законоучитель русско-сербской гимназии в Белграде (19291931), законоучитель 1-го Русского Константиновского кадетского корпуса в Бела Цркв (1.3.19311.7.1931), вышел за штат по старости. Архив: Формулярный список о. Н. Софийского (19311937). ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, д. 351. Лит.: Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Софроний ( Сахаров Сергей Семенович ; 22.9.1896, Москва 11.7.1993, Малдон, Великобритания), схиархимандрит. Из семьи купечества. Среднее образование получил в Москве, участник 1-й мировой войны в чине младшего офицера инженерных войск, после Октябрьской революции дважды арестован ЧК в Москве (1918), в конце Гражданской войны эмигрировал через Италию и Германию в Париж (1921), работал художником и выставлял свои картины в парижских салонах (19221924), учился на подготовительных курсах в Св.-Сергиевском богословском институте (1925), поступил в Афонский Св.-Пантелеймоновский монастырь (8.12.1925), пострижен в монашество (18.3.1927), иеродиакон (13.5.1930 или 30.4.1932, тут свидетельства расходятся), духовный сын старца Силуана (Антонова), принял великую схиму (1.12.1935), ушел в отшельничество на Карули (1938), иеромонах и духовник Св.-Павловского греческого монастыря на Афоне (15.2.1942), член братии Троицкой кельи в Неа-Скити (19431947), покинул Афон и переселился во Францию, поступил на 4-й курс Св.-Сергиевского богословского института (1947), но был вскоре исключен из-за того, что состоял в клире Западно-Европейского Экзархата МП, поселился в старинной башне г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ж.Делез. Фуко. М., 1998. С.160. 3 Он же. Логика смысла. М., 1995. С.190. 4 Он же. Фуко. М., 1998. С.168. 5 Руссифицируясь, данный термин неизбежно меняет свой женский род на мужской. 6 Виртуальное общение в Сети можно считать как разновидностью эмпирического общения, так и самостоятельной парадигмой; но, вне зависимости от этого, суть его противоположна парадигме общения в Духовной Практике: если второе есть возведение эмпирического общения к бытийному, то первое – его низведение к еще более неполной, недовоплощенной, почти иллюзорной форме. Не исключено, впрочем, и появление неких компенсирующих факторов, неких своих нюансов, оживляющих эту форму; для окончательной оценки дело требует более подробного анализа. 7 Ле–цзы.//Чжуан–цзы. Ле–цзы. Пер. В.В.Малявина. М., 1995. С.300. 8 В этом свидетельстве нами соединены Макарий Великий (IV–V вв.), Симеон Новый Богослов (X–XI вв), авва Софроний (Сахаров, 1896–1993). 1 Определения и общие свойства отношений «ассоциированности» и «примыкания» между антропологическими практиками см. в нашей книге: С.Хоружий. Опыты из русской духовной традиции. М., 2005. С.19-20. Отметим, что здесь вновь – асимметричное отношение, хотя эстетические практики и обладают собственными богатейшими арсеналами весьма эффективных средств. Общей чертой этих эстетических арсеналов служит образование специфических «мыслечувственных комплексов», сцеплений интеллектуального и эмоционального содержания. Наглядный пример такого комплекса в действии дает, скажем, известная зарисовка Розанова: «Посмотришь на русского человека острым глазком... Посмотрит он на тебя острым глазком... И все понятно. И не надо никаких слов.» – В наших терминах, здесь представлена в чистом виде – «неаристотелева трансляция мыслечувственного комплекса». 2 Разумеется. в этом беглом тексте мы не входим в крупные академические вопросы о соотношении намеченной нами бинарной структуры с разнообразными описаниями строения художественного акта, известными в теоретической эстетике. В европейской мысли неизбежно доминировали структуры троичные, которые выдвигались на всех этапах истории; вдумчивый анализ основных современных версий таких эстетических триад проделан, к примеру, в недавней работе: Р.Берд.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

он запретил Евлогия в служении и разорвал молитвенное общение с ним. То был первый раскол эмигрантской Церкви: в ней появились «евлогианцы» и «карловчане». Вскоре последовал и другой раскол. В 1927 г. митрополит Сергий (Страгородский), управлявший русскою Церковью в (канонически весьма неясной) должности «заместителя местоблюстителя патриаршего престола», направил всем заграничным клирикам русской Церкви предписание дать письменное обязательство лояльности советскому правительству. Это требование Москвы еще не породило раскола: владыка Евлогий предложил смягченную формулировку требования как «обязательства не делать амвон ареной политики», и в такой форме обязательства были даны. Но несколько позднее раскол все же совершился. В 1930 г. Евлогий принял в Лондоне участие во всеанглийском молении о страждущей русской Церкви; вскоре после этого, указом Московской патриархии он был уволен от церковного управления, и его преемником был назначен митрополит Литовский Елевферий. Однако в подчинение Елевферию перешла лишь малая часть духовенства и мирян; а митрополит Евлогий достиг соглашения со Вселенским (Константинопольским) Патриархатом о том, что подчиненные ему приходы будут приняты в юрисдикцию Вселенского Патриарха в качество особого Русского Экзархата. Тем самым, эмигрантская Церковь оказалась разбита уже на три группировки-юрисдикции, не имевшие взаимного общения: «карловчане», управлявший которыми Синод не имел признания ни одной из православных Церквей, «евлогианцы», образовавшие Экзархат Вселенского Патриархата, и небольшая часть, сохранившая подчинение Московской Патриархии. В основе своей, подобное строение (или нестроение?) она сохранила и до сего дня. Юрисдикция, представляемая экзархатом митрополита Евлогия, занимает в этом спектре центральное положение, сразу в ряде аспектов: она была наиболее многочисленна и, кроме того, придерживалась наиболее взвешенных, центристских позиций, стремясь соблюдать отделенность Церкви от политики. Сходной линии придерживалась и иерархия русской Церкви в США. Карловацкая юрисдикция, политизированная, резко антисоветская и монархическая, представляла правое крыло, тогда как малая часть эмиграции, оставшаяся в каноническом подчинении Московского Патриархата, может рассматриваться как левое крыло, хотя ее представители в подавляющем большинстве отнюдь не были сторонниками большевиков и сделали свой выбор по церковным, а не политическим основаниям, видя свой долг в сохранении единства Церкви. Весьма стоит указать, что при численной малости, московская юрисдикция включала в себя целый ряд крупных деятелей Церкви и богословов: к ней, в частности, принадлежали В.Н.Лосский (1903–1958), митроп. Вениамин (Федченков) (1880–1961), митроп. Антоний (Блум) (1914–2003), архиеп. Василий (Кривошеин) (1900–1985), архим. Софроний (Сахаров) (1896–1993), иконописцы о. Григорий Круг и Л.А.Успенский и др.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

В начале своего пребывания на Святой Горе старец Иосиф Исихаст , не найдя себе духовника, жил некоторое время рядом с пещерой Преподобного Афанасия Афонского , неподалеку от Великой Лавры. Он проводил там весьма суровую жизнь, и даже случилось ему однажды пробыть восемь дней на ногах без еды и без сна. Старец говорил: – Никакой подвиг не приносит стольких благословений, сколько лишение себя сна. Поистине, бдение упраздняет тело. Еще он говорил: – Самое страшное проявление страсти многоспания – это когда благодать уходит от нас и душу охватывает нерадение и мрак, не оставляя нам и самого малого утешения. Однажды я претерпел серьезное испытание с этой стороны. Я изо всех сил старался не прерывать бдения, но силы мои почти закончились. Тогда я прекратил свой подвиг, чтобы помолиться Господу со слезами скорби: «Господи, они 63 хотят ослабить мое доброе стремление». Тотчас после этого во мне прозвучал сладчайший голос: «И ты не потерпишь этого ради любви Моей?». Утомление мое сразу же рассеялось, как облако, скрывавшее солнце, и со слезами на глазах я скакал от радости, как ребенок. – Да, Господи, ради Тебя! Помоги мне в моей немощи! Один старец сказал: – Сон должен быть рабом, а не господином. Из сказанного вытекает святогорское правило: «Духовная жизнь не может обойтись без бдения». Старец Артемий Григориат, по свидетельству современников, никогда не сидел в стасидии во время богослужения, даже во время многочасовых бдений, вплоть до своей смерти. Это был настоящий столп, несгибаемый подвижник богослужения и молитвы. 57 Акакий Новый Кавсокаливит скончался в 1730 году, его память празднуется 12/25 апреля. 60 Архимандрит Софроний (Сахаров) (1896–1993) – выдающийся подвижник XX века. Эмигрировал из России в 1921 году, учился в Европе, в 1925 году прибыл на Афон. Был келейником преподобного Силуана Афонского вплоть до его смерти. В 1947 году вынужден был покинуть Афон и поселиться в Англии, где и основал монастырь. Кроме жития преподобного Силуана, оставил после себя несколько богословско-аскетических трудов («Видеть Бога как Он есть», «О молитве» и др.), а также собрание писем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несмотря на специфичность, идеи о. Сергия для своего времени имели значимый новаторский характер, став камертоном для дальнейшего развития богословской мысли в интеллектуальной среде русской эмиграции. В частности, они повлияли на прот. Г. Флоровского (1893–1979) и архим. С. Сахарова (1896–1993), с которыми о. Сергий находился в непосредственном контакте. Творческий путь о. Георгия принято рассматривать как эволюцию от философских к богословско-историческим категориям мысли . При этом знаменитый русский богослов никогда не предпринимал попыток полностью отмежеваться от философских достижений и видел в них средство актуального для современности изложения богословских истин . Сформированный концептуальный взгляд на историю о. Георгий представил в своей поздней работе «Затруднения историка-христианина» (1959). Следуя интенциям М. Блока и Р. Коллингвуда, он заявлял о необходимости непредвзятой интерпретации истории. Русский богослов разделял идеи Н. Бердяева и Г. Марселя об экзистенциальном характере исторического познания . Поэтому для о. Георгия, как и для А.-И. Марру, в историческом познании особую роль играет встреча с другими живыми субъектами – личностями . По мнению американского исследователя Л. Шоу, такая приверженность к личностной онтологии была связана с обращением о. Георгия к персоналистическим интенциям А. Герцена, Ш. Ренувье и У. Джемса . Знаменитый русский богослов объявлял личность истинным субъектом истории . Кульминацией истории, по мысли о. Георгия, является личное пришествие Бога в мир и сообщение с человеческими личностями, происходящее в устроенной Христом Церкви. Непреходящее историческое сознание Церкви дает христианскому историку доступ к целостной картине судьбы человечества . В переписке с о. Георгием архим. Софроний (Сахаров) критиковал о. Сергия Булгакова за сближение с немецким идеализмом и уклонение от патристической традиции . Однако афонский подвижник последовательно перенимал у своего бывшего учителя понятийный аппарат, а также исповедовал себя приверженцем персонализма, сформированного на почве религиозно-философского творчества Г. Федотова и Н. Бердяева .

http://bogoslov.ru/article/6192558

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010