Около 12 часов ночи я садился у станции Сасово в крытые сани, запряженные тройкою «гусем». Таяло, и когда, отъехав немного от станции, мы направились по льду реки Мокши, вода так и заплескала. Очень редко попадались встречные, и я подремывал. В темноте мы остановились в большом селе Просяные Поляны. Я не выходил из саней. Уже совсем рассвело, когда мы достигли громадного, в несколько поперечных улиц расположенного, села Тенгушева, где ждали переменные лошади. В нескольких местах по дороге мы поили лошадей, и вокруг саней собиралась тогда толпа ребятишек, часто и ясно выраженного монгольского типа, так как в той местности много татар. Уже стемнело, прежде чем мы доехали до Сарова. Мой возница нетвердо знал путь. В последнем селе он расспросил о дороге, но, немного отъехав, стал беспокоиться и объявил, что не уверен, правильно ли едет. К счастью, мы завидели в стороне чьи-то санки и поехали к ним. Оказалось, что это Саровский «лесной хозяин», то есть монах, заведующий лесными дачами. Мы поехали за его быстро скользящими санками, которые, выведя нас на дорогу, покатились так стремительно, что скрылись на наших глазах. Но мы были уже вне опасности – на большой просеке, ведущей прямо в Саров. Я не могу забыть этой последней части пути. Немая, торжественная, чуть холодная ночь; на небе мигают обильно высыпавшие звезды. Ни один сучок не треснет, не шелохнется. Вековые суровые деревья все разубрались блестящим при луне инеем. Величественно, невыразимо прекрасно и просто все кругом, как бы стена, отделяющая тот мир, откуда я еду, от светлого мира Серафимовых чудес. Скорей бы к его могиле, в его келью, к источнику в пустыньке, в его Дивеев! А ночь торжественно, красиво молчит, все притаилось, как бы выжидая чего-то невыразимо значительного и благого. Я не знал, действительность ли это, или счастливый сон. Но это было прекрасно и незабвенно. И вот усталые лошади уже идут по окрайней дорожке, направляющейся на холм, откуда господствует Саров, и я успеваю заметить сейчас у ограды новое, громадное здание: храм над его кельей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

В Орле, в женском монастыре, у чудотворной иконы Балыкинской Божией Матери, я отслужил молебен и там же, в монастыре, от одной почитательницы отца Иоанна Кронштадтского узнал, что могу встретиться с батюшкой в Москве. К этому времени его ждали в Москве, проездом с родины его в Петербург. Так оно и вышло: несмотря на трудность доступа к отцу Иоанну, вечно окруженному как бы непроницаемой стеной скорбного человечества, я виделся с ним в Москве, даже ехал с ним в вагоне, и удостоился его беседы и благословения. А как дорого верующей душе это благословение! VI. Из Москвы, чтобы быть в Сарове, мне надо было ехать до станции Сасово Московско-Казанской железной дороги и оттуда 120 верст на лошадях до Саровской пустыни . На станции Сасово, куда я приехал часу в десятом вечера, мне обещали подать лошадей только к утру: ямщики уверяли, что ночью по заливным лугам реки Мокши, лежащим на пути в Саров, езда довольно небезопасна. «Ввалишься еще в какую-нибудь яму и не выберешься», — утверждали они и так и не поехали, несмотря на мои настояния. Пока я собрался с духом послать со станции за ямщиками, мне пришлось выдержать некоторую борьбу со своим «ветхим человеком». Трудновато бывает совлечь его с себя! Предрассудки воспитания в современной, полуязыческой семье, столько лет жизни в среде «интеллигентов», привычка жить, думать и чувствовать по стадной мерке своего общества, с такой затаенной, а иногда и явной враждой и насмешкой относящегося к Церкви, и особенно к монастырям, — все это так смущало мою душу, что мне как-то не по себе, неловко как-то было спросить за общим столом, в виду «интеллигентных» пассажиров, у прислуживающего лакея — как мне нанять лошадей до Саровской пустыни. Будь это еще какой-нибудь завод или фабрика, а то вдруг — «пустынь»!… С кем и с чем мы, «интеллигенты», обыкновенно соединяем в своем представлении монастыри, пустыни, церкви, иконы, чудеса — весь, словом, духовный обиход православного?.. С религиозными старушками, которых мы величаем «салопницами», с елеем, который мы брезгливо называем «лампадным маслом», со строгим исполнением обрядового закона, именуемого нами «ханжеством» и «лицемерием».

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:1842. Ссылки:   Адрес: Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево Координаты: 55.039895, 43.246095 Проезд: поездом следует ехать до станций Арзамас-1, Арзамас-2, Мухтолово или Нижний Новгород. Далее автобусом до с. Дивеево (от ст. Арзамас-2 в пути 1 час, из Н. Новгорода — 4 часа). Можно воспользоваться услугами такси. Автомобильная дорога из Москвы до Дивеево проходит через Коломну, Рязань, Шацк, Сасово ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда поездом следует ехать до станций Арзамас-1, Арзамас-2, Мухтолово или Нижний Новгород. Далее автобусом до с. Дивеево (от ст. Арзамас-2 в пути 1 час, из Н. Новгорода — 4 часа). Можно воспользоваться услугами такси. Автомобильная дорога из Москвы до Дивеево проходит через Коломну, Рязань, Шацк, Сасово. По всем вопросам проживания, трапезы и экскурсий обращайтесь в Паломнический центр (одноэтажное деревянное голубое здание у входа в монастырь, под одной крышей с кельей блаженной Паши Саровской) ежедневно с 8 до 21 часа. Остановиться можно в Дивееве и в гостинице — их в селе несколько, от самых простеньких до дорогих. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Колокольня и главный вход на территорию монастыря. Начало постройки колокольни относится к 1893 году, проект епархиального архитектора А.К. Никитина. Первые колокола подняли на неё в октябре 1901 года. Колокольня пятиярусная, высота её от земли до верхнего карниза – 55,4 м, а высота с кровлей и крестом – 70,3 м. Строительство колокольни было завершено незадолго до прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году. На колокольне были установлены большие часы, которые отбивали каждый час: «Пресвятая Богородице, спаси нас». В северном и южном флигелях располагались мастерские. В советское время на верху колокольни, лишённой купола и креста, был установлен телевизионный ретранслятор, а Святые врата приспособлены под гараж. Они были освобождены в июне 1991 года, перед перенесением мощей преподобного Серафима в Ди веево. В настоящее время колокольня полностью восстановлена, собран необходимый комплект колоколов. Во флигелях колокольни размещаются административные и жилые помещения монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00902

Студенец. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Студенец — Георгиевская церковь, 1882 г. Располагается в 17 километрах от Венева, бывший волостной центр. Впервые упоминается в конце XVI века. " Название Студенец селу, вероятно, дано от множества в этой местности родников со студеной, т.е. холодной водой " (Малицкий П.И., " Приходы и церкви Тульской епархии " , 1895г). В конце XVI века упоминается храм Георгия Победоносца, в то время село Студенец входило в Тульский уезд. О судьбе этого храма ничего не известно. Следующие сведения о храмах села Студенец относятся к 1809 году, когда на средства князя Николая Сергеевича Долгорукова была возведена деревянная Георгиевская церковь, в два этажа на каменном фундаменте. О ней " Тульские епархиальные ведомости " за 1862 год сообщали, что в храме хранится серебряное блюдо с подписью на немецком языке " 1643 Marin Jüng " . В 1871-1894 годах на средства прихожан и сторонних жертвователей построена сохранившаяся каменная Георгиевская церковь. При ней существовали два придела св.Николая и во имя Параскевы Пятницы, устроенные в 1882 году. Здание новой церкви окружала каменная ограда, а на месте старой церкви в 1890 году была выстроена часовня. Часовня была разрушена в 1960-е годы по решению местного колхоза. Приход составляли село и деревни: Студенецкие выселки, в 7 в. Сасово, Соньшино, Выползово в 3 в., Махринка в 3.5 в., Боярково в 1.5 в. и Тульского уезда – Варадуново – Жадово в 7 в. С 1879 года к студенецкому храму был приписан приход села Глебково. В настоящее время сохранился основной объем. Длина – не менее 50 метров, ширина – около 20; – это не малый размер для сельского храма. Колокольня так же намного выше типичного сельского храма. На ней, также как и на самом храме отсутствуют главы. Бесхозная. Внутри сохранились некоторые фрагменты росписей. Сегодня из росписей храма можно с трудом рассмотреть контуры всего лишь двух фресок. Внешняя отделка сильно отличается от типичных сельских церквей большим количеством малых архитектурных форм из известнякового камня, а более всего тем, что на колокольне из того же камня со всех сторон выложены огромные кресты, больше католической, нежели православной формы со сквозными круглыми отверстиями, для слышимости колоколов. В верхней части храма, изнутри имеются много небольших круглых отверстий-голосников. Голосники - это небольшие камеры или глиняные кувшины, вделанные в верхние части стен и купола храма, открытые внутрь помещения и служащие резонаторами для улучшения звучания голосов.

http://sobory.ru/article/?object=04648

Закрыть itemscope itemtype="" > Национальная премия «Имперская культура» имени Эдуарда Володина Имена лауреатов 2020 года 29.12.2020 851 Время на чтение 7 минут 10 декабря 2020 года Комиссия по присуждению премии «Имперская культура» имени профессора Эдуарда Володина Союза писателей России, журнала «Новая книга России», Фонда святителя Иоанна Златоуста, Центра Федора Ушакова и ИИПК «Ихтиос», подвела итоги предложений на соискание премии от 97 издательств и творческих организаций, представивших 296 книг 2019-2020 гг., и по результатам работы объявила имена лауреатов 2020 года, сообщает наш корреспондент. В работе комиссии приняли участие председатель Союза писателей России Н.Ф. Иванов, Народная артистка РБ Т.Ю. Петрова, Народный артист России М.И. Ножкин, Народный художник России С.М. Харламов, секретарь Союза писателей России Г.П. Ивлиев, депутат Государственной Думы РФ С.А. Гаврилов, председатель Совета директоров ИИПК «Ихтиос» С.В. Исаков, критик Л.Г. Баранова-Гонченко, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького В.М. Гуминский (председатель Комиссии), критик и литературовед А.В. Фоменко, председатель правления Художественного фонда «Бородино» В.А. Лапкин, председатель Духовно-просветительского фонда святителя Иоанна Златоуста В.В. Володин, кандидаты филологических наук Г.С. Баранкова и А.С. Евтихиева, доктор филологических наук С.А. Небольсин, доктор философских наук Ю.П. Буданцев, главный редактор журнала «О Русская земля» М.В. Ганичева, член бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, профессор МГУ С.В. Перевезенцев, главный редактор журнала «Новая книга России» С.И. Котькало, главный редактор газеты «Российский писатель» Н.И. Дорошенко, доктор исторических наук И.Т. Янин, доктор технических наук, профессор С.И. Кузнецов, доктор экономических наук И.И. Яншин, доктор юридических наук А.Н. Яковенко. «Поэзия» Сергей Постолов (Белгород) за книгу стихов « В моей крови великий век». Владимир Хомяков (Сасово) за стихи и песни последний лет.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/29/na...

Продолжением цикла стал роман «Дом» (1978). Несмотря на лауреатство, многие произведения Абрамова проходили в печать нелегко, с цензурными купюрами, вызывая упреки в сгущении мрачных красок. Писатель также создал ряд рассказов и очерков о колхозной жизни, повестей «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972), где крестьянский мир показан в его будничных заботах, горестях и радостях. Ф.А.Абрамов ушел из жизни в 1983 г. в Ленинграде. Похоронен в родном селе Веркола на правом берегу реки Пинега. На левом берегу находится Артемиево-Веркольский монастырь, вопросом восстановления которого Абрамов занимался в последние годы жизни. Также сегодня мы вспоминаем Николая Федоровича Макарова (1914-1988). Он родился 9 мая 1914 г. в с. Сасово Тамбовской губернии в семье железнодорожного мастера. После ФЗУ работал слесарем в железнодорожном депо, а в 1936 г. поступил в Тульский механический институт. В начале Великой Отечественной войны его отозвали с преддипломной практики, досрочно присвоили квалификацию инженера и направили в Загорск, на завод, выпускавший пистолеты-пулеметы Шпагина. Вскоре завод перевели в Вятские Поляны Кировской области; там Николай Федорович быстро прошел путь от мастера до ведущего конструктора, а в 1944 г. завершил обучение в Тульском механическом институте, получив диплом с отличием. После защиты диплома направлен в НИИ СПВА в Кунцево, где работал ведущим инженером-конструктором до конца войны. Затем переведен в ЦКБ-14 г. Тула. Среди самых известных разработок конструктора: пистолет Макарова, который принят на вооружение в 1951 г., авиационная пушка AM-23 (совместно с Н.М.Афанасьевым), противотанковые ракетные комплексы «Фагот» и «Конкурс». За большие заслуги в создании образцов новой военной техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1974 г. Макарову присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Он также награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

http://ruskline.ru/history/2015/05/14/et...

Село Студенец расположено в низменной и не совсем здоровой местности, при р. Веркуше, приток р. Осетра, в 48 в. от Тулы и в 17 в. от Венева и в 28 в. от ст. Лаптево Московско – Курской железной до дороги. Приход составляют село и деревни: Студенецкие выселки, в 7 в. Сасово, Соньшино, Выползово в 3 в., Махринка в 3.5 в., Боярково в 1.5 в. и Тульского уезда – Варадуново – Жадово в 7 в. Приход населен крестьянами собственниками в количестве 1267 м.п. и 1232 ж.п. Из писцовых книг шестнадцатого столетия видно, что приход существовал уже в то время, но о начале его нет никаких известий даже в устных преданиях. Название Студенец дано селу, вероятно, от множества в этой местности родников со студеной, то есть холодной водой. В конце шестнадцатого столетия в селе был деревянный храм во имя св. великомуч. Георгия Победоносца. Далее известно только о храме, бывшем до ныне существующего, а о ранее бывших не сохранилось никаких сведений. Храм был деревянный и построен в 1809 году князем Долгоруким. Нынешний казенный храм, во имя св. великомученика Георгия, с двумя приделами, во имя свят. чуд. Николая и во имя св. великомученицы Параскевы, построен в 1871- 1891 гг. на средства прихожан и сторонних жертвователей. Сначала, в 1882 году, были устроены приделы. На содержание храма получаются % с одного билета первого внутреннего с выигрышами займа и половина дохода с 5 д. Земли, завещанной в пользу храма и причтом крестьянином деревни Курганцев Федосовым. Причт состоит из священника, дьякона и двух псаломщиков, получает половину доходов с 5 д. земли. Церковной земли: 1 д. усадебной и 36 дес. пахотной. С 1871 года существует церковно - приходское попечительство. В селе Студенце с 1861 года существует приходская земская школа. К приходу села Студенца приписан приход села Глебкова.   Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии 1895 год Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=04648

Внутри храма, на боковых стенах у входов, сохранились фрески. На них изображены кресты с подвесками. В XVII в. село называлось Погостом, в XVIII - начале XX в. по церкви Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - Богоявленским Погостом. В середине 1960-х гг., во времена укрупнения колхозов население села разъехалось; в 1983-84 гг. последнюю семью переселили в с. Большое Ляхово. И сейчас в открытом поле, в 200 м. от шоссе, расположились каменная Богоявленская церковь и кладбище. Колокольня церкви не сохранилась. Органова Н. М. Богоявление//РЭ: Справ. мат-л. - Рязань, 1994. Т. 15. С. 18-20. Органова Н. М. Богоявление.//РЭ. - Рязань, 1999. - Т. 117;  http://www.history-ryazan.ru/node/11125 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в церкви Богоявления в Ермишинском районе прошёл водосвятный молебен, сообщает «Ермишинский вестник». Богослужение провели иерей Кадомского монастыря отец Николай и настоятель Покровской церкви села Нарма отец Валерий. На молебне собрались жители всех окрестных деревень, многие приехали из райцентра. Газета сообщает, что в прошлом году храму исполнилось 100 лет. Когда-то здесь было большое село, но теперь о нём мало что напоминает — жители покинули родные места полвека назад в поисках лучшей доли. Теперь заброшенная церковь стоит в открытом поле. В настоящее время храм Богоявления перешёл в собственность Милостиво-Богородицкого женского монастыря посёлка Кадом Касимовской епархии Русской Православной Церкви. Внутри церкви ведутся восстановительные работы, завезён пиломатериал, арматура, железо, на входе поставлены ворота, появились решётки на окнах. http://mediaryazan.ru/news/detail/152937.html; http://www.youtube.com/watch?v=SklxmrSW9BE фильм Богоявление, село, Ермишинского района, Большеляховского сельсовета, в 2 км восточнее с. Б-Ляхово, вдоль дороги Сасово – Восход – Ермишь. Богоявление расположено р. Тенконты/Тентеевки/, правого притока р. Мокши. До 1923 г. Богоявление относилось к Тамбовской губернии, Елатомскому уезду, Даниловской волости. Село называлось в XYII - веке Погостом, в XVIII – начале ХХ вв. Богоявленским Погостом. Наименование села по церкви. В старину погост – церковь с домами церковного притча и кладбищем. В писцовых книгах Шацкого уезда 1645-1648 гг. упоминается Богоявленская дорога. В окладных книгах 1676 года церквей Кадомской десятины записана церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в селе Погосте за Мокшею. Бобыли, земли, сенные покосы и рыбные ловли/заводь Ерховская дача озеро Шумарга/были «исстари великих князей к той церкви жалованные».

http://sobory.ru/article/?object=13370

По 3-й ревизии 1761-1767 гг. в селе 26 дворов с 143-экономическими крестьянами. В XIX – XX вв. Богоявление славилось еженедельными базарами по четвергам, собирались из окрестных деревень более 800 человек. Торговали пенькою, хлебом, мясом, солью, дегтем, деревянной посудой, железными вещами, обувью, лыками и пр. Оборот составлял 1000 рублей серебром. Ярмарки бывали раз в году в 10-ю пятницу после Пасхи. Приезжали купцы из городов Елатьмы, Касимова, Кадома, Темникова и др. Торговали пенькою для канатных заводов сел Азеево и Сасово, красным товаром, сукнами, сахаром, железом, щетиной и пр. Оборот был 15 тысяч рублей серебром, собиралось до 1500 человек с окрестных селений. По 9-й ревизии 1850 г. в Богоявлении имелись: государственные крестьяне 258 человек, 42 двора, церковь деревянная постройки 1761 года, сельское училище/1 учитель, 30 мальчиков/, содержавшееся на счет общества, сельская расправа, старшина, писарь, 2 постоялых двора, трактир, 5 лавок. Крестьяне занимались хлебопашеством и преимущественно мелочною торговлею на базаре, ходили бурлаками на барках. В 1885 г. построили на средства церкви здание для церковноприходской школы. Пел церковный хор мальчиков. В 1910 – 1911 гг. построена каменная церковь, теплая, трехпрестольная – во имя Богоявления Господня, святого Николая и Покрова Пресвятой Богородицы. Бесстолпная симметричная пятиглавая церковь с отдельно стоящей колокольней живописно господствовала над окружающей местностью. Длина храма 29 м, ширина 23,4 м. В церковном приходе было 14 деревень. В Богоявлении находились пруды с плохой водой. В 1914 г. в Богоявлении 547 жителей, владевших 446,5 десятин надельной земли. В 1930-х гг. организован колхоз им. 1 мая, закрыта церковь. В середине 1960-х гг. во время укрупнения колхозов население Богоявления разъехалось, в 1983-1984 гг. последнюю семью пересели в село Большое Ляхово. В открытом поле, в 200 м от шоссе стоит каменная Богоявленская церковь и кладбище, на котором продолжают хоронить из с. Азеева и соседних деревень, ранее относимых к её церковному приходу. Колокольня церкви не сохранилась. В церкви уцелели остатки настенной масляной живописи.

http://sobory.ru/article/?object=13370

Из Серафимо-Дивеевского монастыря в 19:00 каждый день отправляется автобус на железнодорожные вокзалы в Арзамас. В пути автобус находится менее полутора часов, поэтому можно рассчитать время и на вокзальной площади примерно в 20:30 искать ПАЗик или «Газель» с надписью на лобовом стекле: «Серафимо-Дивеевский монастырь», на нем добраться до монастыря. Паломнические службы, приходы со всей России и из заграницы организуют автобусные поездки в Серафимо-Дивеевский монастырь. На автомобиле из Москвы удобнее всего по платному Каширскому шоссе до Михнево, по третьему кольцу до Егорьевского шоссе, далее через населенные пункты: Спас-Клепики, Касимов, Муром, Навашино, Кулебаки, Ардатов – до села Дивеево. Можно ехать через Балашиху на Владимир и, не въезжая во Владимир, свернуть на Муром. С юга дорога идет через Рязань, Шацк, Сасово, Ермишь или через Саранск, Лукоянов, Шатки, Лесогорск. С востока, например, из Самары, маршрут проходит через Ульяновск или через Пензу на Саранск. Телефоны: +7 (83134) 4-34-45 (по общим вопросам) +7 (83134) 4-40-49 , +7 (83134) 4-39-63 (по вопросам бронирования), +7 (83134) 4-34-45 (экскурсии), +7 (831-34) 4-20-10 (информация о требах). Электронная почта: palomnik.dm@yandex.ru (по общим вопросам), diveevo-bron2@yandex.ru , diveevo-bron2@yandex.ru (по вопросам бронирования), gid@diveevo-palomnik.ru (экскурсии), diveevo.pochtovik@yandex.ru (информация о требах). Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений [ править править код ] Обычно с 5-30 до 7-00 в монастыре совершается утреннее монашеское правило, которое включает в себя утренние молитвы, полунощницу и 12 псалмов с поклонами Спасителю, Пресвятой Богородице, всем Небесным Силам бесплотным, преподобному Серафиму, всем святым земли Дивеевской и всем святым. В 7-00 начинается молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому у его святых мощей. В будние дни акафист служится еще два раза — в 13-00 и в 14-00. В 8-00 в будние дни совершается Божественная литургия. За 15 минут до ее начала бывает общая исповедь, после которой исповедники подходят под частное разрешение грехов.

http://azbyka.ru/palomnik/Дивеево

   001    002    003    004    005   006     007