утверждал, что таинство Елеосвящения может совершать не только епископ или пресвитер, но и любой христианин, используя освященный епископом елей. Это таинство не может совершаться над отлученными ( Innocent. I, papa. Ep. 24). В 403 г. в Риме побывал св. Виктриций Ротомагский, к-рый обратился к И. за консультацией относительно дисциплинарной практики Римской Церкви ( Innocent. I, papa. Ep. 2; Paul. Nol. Ep. 31. 1). В ответе И., датированном 15 февр. 404 г., перечислены 14 канонических правил. Как и в послании к Децентию, он пишет о древности рим. апостольских обычаев и требует от св. Виктриция, чтобы тот передал содержание письма др. галльским епископам. И. настаивает на том, что возведение епископа на кафедру должно совершаться с согласия митрополита, а рукоположение - в присутствии неск. епископов; запрещает принимать в клир второбрачных, женатых на вдовах и тех, кто после крещения служили в армии; указывает, что частные церковные дела следует разбирать на местных Соборах и только в особо важных случаях можно передавать их для рассмотрения Римским престолом. В соответствии с постановлениями Сардикийского Собора (343) И. оставлял за собой право последней апелляционной инстанции, могущей отменить решение провинциального Собора. При этом он категорически запрещал призывать в качестве третейских судей епископов др. провинции, вероятно подразумевая Тавринский (Туринский) Собор 398 г., на к-ром конфликт в галльской Церкви был разрешен североиталийскими епископами во главе с Симплицианом, еп. Медиоланским (Миланским). Епископ др. диоцеза может рукополагать пресвитеров только с согласия местного епископа. Согласно И., пресвитеры и диаконы, имеющие жен, не должны с ними сожительствовать, а монашествующие, принятые в клир, не освобождаются от обетов. Не следовало принимать в клир куриалов и лиц, находившихся на гос. службе, т. к. они могли быть привлечены властями к исполнению обязанностей, несовместимых с церковным саном (напр., участвовать в организации публичных зрелищ). И. напоминал св. Виктрицию о случае, свидетелем которого тот стал во время пребывания в Риме,- епископ уговаривал императора освободить от общественных обязанностей пресвитеров из числа куриалов. Обратившихся от ересей монтанизма и новацианства следует принимать в церковное общение через возложение рук, однако те, кто были перекрещены еретиками, могут вернуться в Церковь только после длительной епитимии. Со ссылкой на «древнее правило» (regula vetus) И. утверждал, что впавший в блуд не может получить церковное благословение на брак (о существовании такого обычая в Африке упоминал и блж. Августин). Девушки, получившие покров девства, но впосл. вступившие в брак, до кончины мужей должны были оставаться на положении кающихся. Однако те, кто принесли обет девства, но не получили покрова и затем нарушили обет, после епитимии могли быть приняты в церковное общение.

http://pravenc.ru/text/468771.html

Однако обще­принятая на Востоке тенденция объяснять церковный ранг кафе­дры политическим положением города вполне распространяет­ся и на Запад: Рим – это первопрестольная столица империи, Карфаген – столица Африки, Равенна – резиденция императо­ров Запада. Таким образом, восточная точка зрения, прямо выра­женная в 3 правиле, имеет все основания притязать на общецер­ковную значимость. В 4 каноне II Вселенский Собор отверг действительность хиро­тонии Максима Киника на Константинопольскую кафедру, заня­тую св. Григорием Богословом : «О Максиме Кинике, и о произ­веденном им безчинии в Константинополе: ниже Максим был, или есть епископ, ниже поставленные им на какую бы то ни было степень клира: и соделанное для него, и соделанное им, все ничтожно». Канонический принцип, который можно выве­сти из текста и контекста 4 правила, заключается прежде все­го в том, что недопустимо одну и ту же кафедру занимать двум или нескольким епископам, а значит, до законного освобожде­ния кафедры вследствие кончины, увольнения на покой, перево­да на другую кафедру или низложения по суду занимавшего ее епископа поставления на нее других лиц незаконны, недействи­тельны и ничтожны. 5 правило гласит: «Относительно свитка западных: прием­лем и сущих в Антиохии, исповедающих едино Божество Отца, и Сына, и Святаго Духа». «Свиток», или томос «западных», – это один из догматических документов, но о каком именно докумен­те идет в нем речь, по этому вопросу высказывались разные суж­дения. По толкованию Зонары и Вальсамона, в каноне речь идет об «исповедании веры» Сардикийского собора 343 г., который включал в себя по преимуществу западных отцов и материалы которого в оригинале были составлены на латинском языке. Но большинство современных ученых не разделяют этой точки зре­ния, главным образом, потому, что в определениях Сардикийско­го собора даже не упоминается Антиохийская церковь , к тому же между Сардикийским и II Вселенским Соборами протекло доста­точно длительное время – 38 лет; таким образом, это была бы слишком запоздалая реакция.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Эти претензии распространялись на область церковной дисциплины. Так, папа Юлий не принимал во внимание низложние, законное с формальной точки зрения, святого Афанасия Александрийского . Правило Сардикийского собора (343 г.), которое было осмыслено a posteriori, предоставляло каждому клирику право обращаться с апелляцией в Рим. Таким образом, папы намеревались присвоить себе, во всей Церкви, кассационное право или даже право суда в последней инстанции. В V в. некоторые известные клирики Восточной Церкви в поисках справедливого решения своего вопроса обращались в Рим, как например святой Иоанн Златоуст , Несторий или Евтихий. В конце VI в. святой папа Григорий Великий (590–604) заново выносил судебные решения по делу двух клириков, уже осужденных в Константинополе, а патриарх Иоанн Постник (582–595) пересылал ему материалы судебного дела [Grumel. 1972. 265–267]. Предшественник Григория Пелагий II таким же образом отменил постановления одного собора 5 , который был созван Иоанном Постником . Однако такие случаи редки. Помимо этого, епископы Рима отстаивали свои властные полномочия в вопросах веры, и Decretum Gelasianum прилагал к Римской Церкви слова апостола Павла: «Не имеет ни скверны, ни порока, ничего от таковых» ( Еф. 5, 27 ). Подход пап к богословским спорам IV и V вв. усиливал их (папские) притязания, поскольку de facto папы, в отличие от константинопольских патриархов, защитили православие. Так, после прекращения акакианской схизмы в 519 г. легаты папы Гормизды представили константинопольскому патриарху Иоанну заявление, в котором признавалось, что в общности веры с Римом «находится абсолютная и истинная сила христианской религии». Эта позиция, согласно которой общность веры с Римом является краеугольным камнем православия, ставит особый вопрос о роли соборов в определении исповедания веры. При Исследуя ход вселенских соборов, можно сказать, что здесь нет строго последовательной линии [De Vries. 1974]: хотя Рим играл незначительную, или вовсе никакую, роль на Никейском или на Константинопольском соборах, его участие весьма было весомо и на Эфесском, и на Халкидонском соборах. Однако и здесь епископы считали, что вера определяется не Римом, но согласием Церквей, которое выражается в соборных решениях. Римской монархической концепции противопоставлялась соборная экклесиология. Это одна из причин для раздоров; другая, конечно, заключалась в возвышении епископской кафедры в Константинополе, к которому папы относились с беспокойством. «Патриархат» Рима после отвоевания

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Подпись М. присутствует в актах Сардикийского Собора 343 г. ( Mansi. Т. 3. Col. 69). Однако он не присутствовал на нем, а подпись, означавшая согласие со спорными постановлениями, была поставлена позже, в 346 г., когда свт. Афанасию было позволено вернутся из ссылки в Александрию. Во время путешествия свт. Афанасия из Антиохии в Египет М. принимал его в Иерусалиме, где состоялся Собор Церкви Палестины, к-рый объявил о поддержке оправдания свт. Афанасия. Большинство палестинских епископов вступили в общение с ним. В «Апологии против ариан» свт. Афанасий привел окружное послание этого Собора, адресованное народу и клиру Египта, Ливии и Александрии ( Atahanas. Alex. Apol. contr. ar. 57). Сократ Схоластик, довольно критично настроенный к М., указывает, что мн. противники епископа видели в этом решении не более чем соглашательство М., к-рый торжественно примирился со свт. Афанасием именно тогда, когда Афанасий был уже реабилитирован имп. властью ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 24). Время и обстоятельства завершения епископата М. весьма сложны для реконструкции. Согласно сведениям Сократа Схоластика и Созомена, М. был низложен арианствующими епископами Акакием Кесарийским и Патрофилом Скифопольским и заменен пресв. Кириллом , которого ариане на тот момент считали своим сторонником ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 38; Sozom. Hist. eccl. IV 20). Дата событий в этих источниках не определена; ориентировочно ок. 350 г. Эта т. зр. преобладает в трудах позднейших визант. историков, в т. ч. у Феофана Исповедника (IX в.- Theoph. Chron. P. 41-42). Никита Хониат (XIII в.), анализируя данные ранних историков, соотносил низложение М. со смертью имп. Константа (350), покровителя свт. Афанасия Великого. После его смерти имп. Констанций II вновь получил свободу в принятии решений в пользу арианской партии ( Nicet. Chon. Thesaur. V 15//PG. 139. Col. 1374). В «Древнем синодике» (после 886) низложение М. было показано как следствие решений, принятых на Соборе 346 г. Согласно этой версии, еп. Акакий Кесарийский, пользуясь своим правом митрополита, созвал в Иерусалиме новый Собор и на нем низложил М.

http://pravenc.ru/text/2561628.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИСАМСКАЯ И СЕЛИНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Греч. Ιερ Μητρπολις Κισμου κα Σελνου], епархия полуавтономной Критской Православной Церкви (в составе К-польского Патриархата); охватывает зап. часть нома Ханья, кафедра расположена в г. Кисамос (в древности Кисам). Существовавшее на этом месте в минойский период (III-II тыс. до Р. Х.) поселение было оставлено жителями и снова заселено в эпоху поздней классики (IV в. до Р. Х.). В эллинистический период Кисам являлся портом крупного г. Полиррения. Расцвет Кисама начался в рим. период. В I в. по Р. Х. город был перестроен по гипподамовой системе. Высокохудожественные напольные мозаики с мифологическими сценами (II-III вв.) украшают виллу Фидия и строение к западу от нее, дом Орфея, здание у кафедрального собора и др. Землетрясение 365 г. нанесло серьезный ущерб городу. В ходе раскопок были обнаружены раннехрист. некрополь и здания, возведенные в VI в. на фундаментах римских построек, а также архитектурные детали, к-рые, видимо, принадлежали базилике. История епархии Церковь арх. Михаила в с. Эпископи, Крит. VII–VIII, X в. Церковь арх. Михаила в с. Эпископи, Крит. VII–VIII, X в. В раннехрист. период Кисамская епископия была одной из 20 епархий о-ва Крит. Первый упомянутый в источниках епископ Кисама Евкисс был участником Сардикийского Собора (343) ( Mansi. T. 3. Col. 46). Епископы Кисамские Феопемпт и Лев присутствовали на Трулльском (Пято-Шестом) Соборе (691-692) и на VII Вселенском Соборе (787) ( Mansi. T. 11. Col. 996; Т. 13. Col. 392). Моливдовул кон. VI или нач. VII в., хранящийся в музее в Ретимно, имеет надпись: «Кисамской Церкви». В VII в. Кисам являлся 17-м из 22 городов о-ва Крит ( Parthey, ed. 1866. P. 14). После араб. набегов город пришел в упадок. Критские епископии, входившие в подчиненный Риму диоцез Иллирик, вместе с ним в 731/2 г. перешли в юрисдикцию К-польской Православной Церкви. В нотициях (списках епархий) К-польского Патриархата Кисамская епископия, как правило, занимает 10-е (иногда 9-е) место среди критских епархий ( Darrouzès. Notitiae. N 2, 3, 10, 13). В кон. Х в. епископская кафедра была перенесена в совр. сел. Эпископи, кафедральным собором служил храм арх. Михаила (Ротонда).

http://pravenc.ru/text/1841123.html

Дионисий, Петр, Афанасий, Кирилл, а также Тимофей и Феофил. Племянник Феофила св. Кирилл Александрийский († 444) был защитником православной христологии против несторианской ереси. Ревность св. Кирилла об истине имела решающее значение для исхода 3 Вселенского Собора. В канонический свод вошли его послания к архиепископу Антиохийскому Домну, разделенные на три канона, и к епископам Ливии и Пентаполя, разделенные на два правила. В канонических сборниках помещаются также окружное послание архиепископа Геннадия († 471) вместе с отцами Константинопольского Собора 459 г. о симонии и послание св. Тарасия, патриарха Константинопольского († 809), к папе Римскому Адриану, посвященное тому же злу – симонии. Посланием св. Тарасия завершается основной канонический свод Православной Церкви. Дополнением к нему считается «Каноникон» св. Иоанна Постника († 595), который в позднейшей обработке иеромонаха Матфея Властаря стал руководством для духовников. Это руководство включено в греческие канонические сборники Пидалион и Афинскую синтагму. «Каноникон» Иоанна Постника частично послужил основанием для Номоканона при славянском Большом требнике 118 . В Пидалионе, Афинской Синтагме и Кормчей книге содержатся (но в разном количестве) каноны патриарха Константинопольского св. Никифора Исповедника († 818). Эти каноны принято также рассматривать как дополнение к Каноническому кодексу. 8. Западные источники церковного права эпохи вселенских соборов 8.1.Каноны западного происхождения. Западные, латиноязычные Церкви, в эпоху Вселенских Соборов хранили единство веры с Восточной Церковью, и поэтому большая часть канонов, которые принимались на Востоке, признавалась и на Западе. В свою очередь, некоторые из правил западного происхождения вошли в канонический корпус Вселенской Церкви. Это относится к канонам Сардикийского и Карфагенского Соборов. Собор в Сардикии (ныне София) состоялся на границе между западной и восточной половинами империи. Традиционно, основываясь на данных историков Сократа и Созомена , Собор датировали 347 г. Этот год указан в Пидалионе и Книге правил. Но исследователи 19 в. (Манси, Гефеле, кардинал Питра, кардинал Гергенретер), опираясь на новонайденные источники, пришли к выводу, что Сардикийский Собор состоялся в 343 или 344 г. Эту датировку усвоили православные канонисты Н. С. Суворов 119 , А. С. Павлов 120 , епископ Никодим (Милаш) 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАССИАН [лат. Cassianus; франц. Cassien] (1-я пол. IV в.), св. (пам. зап. 5 авг.), еп. г. Августодун (ныне Отён, Франция). Самые ранние сведения о К. содержатся в источниках кон. VI в. Григорий Турский в соч. «О славе исповедников» упоминает о некрополе в пригороде Августодуна, где были похоронены святые, в т. ч. епископы К., Ретиций и Симплиций. Больные в надежде на исцеление приходили к гробнице «блаженного Кассиана, великого святителя» и соскребали с нее прах, поэтому стены гробницы были исцарапаны. Согласно Григорию Турскому, К. был преемником еп. Ретиция, присутствовавшего на Арелатском Соборе 314 г. (Concilia Galliae A. 314 - A. 506/Ed. C. Munier. Turnholti, 1963. P. 4, 14, 16, 18, 20-21. (CCSL; 148); см.: Heinzelmann M. Gallische Prosopographie, 260-527//Francia. Sigmaringen, 1982/1983. Bd. 10. S. 680). Блж. Иероним относил деятельность Ретиция ко времени правления имп. Константина Великого ( Hieron. De vir. illustr. 82). Согласно Григорию Турскому, преемниками К. были епископы Гегемоний и Симплиций. В перечне участников Сардикийского Собора (343) в числе галльских епископов назван некий Симплиций ( Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 49. 1). То, что епископ, присутствовавший на Сардикийском Соборе, и 2-й преемник К.- одно и то же лицо, подтверждается упоминанием Симплиция Августодунского в перечне участников Собора 346 г. в Колонии (ныне Кёльн) (Concilia Galliae A. 314 - A. 506. P. 27). Т. о., К. занимал Августодунскую кафедру в 1-й пол. IV в. Сведения Григория Турского о большом кладбище в пригороде Августодуна, на к-ром были похоронены древние епископы, получили подтверждение во время археологических раскопок ц. Сен-Пьер-л " Эстрие в Отёне. Церковь находилась на территории позднеантичного некрополя, под ней обнаружены остатки крупного мавзолея или христ. храма 1-й пол. IV в. ( Sapin C., Young B. K. Saint-Pierre l " Estrier (Autun, France)//Gesta. N. Y., 1986. Vol. 25. P. 39-46).

http://pravenc.ru/text/1681257.html

Юлиана Отступника (361-363). Значительно большее число македон. епископий было представлено на Сардикийском Соборе (343), известно об участии епископов Фессалоники, Филипп, Диоклетианополя (ныне Аргос-Орестико), Гераклеи Линкестидской, или Гераклеи Линкской близ оз. Микри-Преспа, Партикополя (ныне Сандански, Болгария), Диона, Берои, Паллены, или Пеллы, Лихнида ( Mansi. T. 3. Col. 43-50). В числе участников Собора упоминается еп. Скупи Паригорий. В 16-м правиле Сардикийского Собора приведены слова еп. Аэтия Фессалоникийского о том, что его «Фессалоникийская митрополия велика, и ...часто приходят в оную из иных епархий пресвитеры и диаконы, и не довольствуясь кратковременным пребыванием остаются, и всегдашнее жительство тамо имеют, или едва после весьма долгого времени принуждены бывают возвратитися к своим церквам» ( Idem. Col. 38). В агиографических источниках упоминается еп. Тивериопольский Тимофей, пострадавший вместе с 15 христианами при Юлиане Отступнике в 361 г. (PG. 126. Col. 176). Согласно Бревиарию Руфа Феста (между 369 и 372), в диоцез Македония входили провинции Македония, Ст. и Нов. Эпир, Превалитана, Фессалия, Ахайя и Крит. Относившиеся к исторической области М. Орестида и Элимиотида с городами Диоклетианополем и Кесарией (ныне Эани) были переданы Фессалии. В 375 г., после смерти Валентиниана I, из префектуры Италии, Иллирика и Африки была выделена префектура Иллирик (столица - Сирмий). В 379 г. имп. Грациан для удобства ведения военных действий против готов передал вост. часть Иллирика (т. е. диоцезы Дакия и Македония) под упр. Феодосия I Великого . Во время кампаний против визиготов и остготов Феодосий I сделал Фессалонику своей штаб-квартирой (379/80). Там он принял крещение от Фессалоникийского еп. Асхолия, к-рый стал имп. советником во время подготовки ко II Вселенскому Собору в 381 г. По словам Созомена, в это время «иллирийцы вообще не разделяли Ариевых мыслей» и «до Македонии все Церкви единомышленны, что Бога-Слово и Святого Духа чтут они наравне с Отцом» ( Sozom.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

1116 Греческая фраза êv kçmjv n tòn legomnwn prioutwn является калькой латинского титула comes rerum privatarum. Этот один из высших чиновников империи заведовал императорской казной. 1117 В данном случае Филосторгий смешивает два разных послания Константа Констанцию. Первое, направленное в 342 г. по ходатайству западных епископов, содержало требование к Констанцию созвать Вселенский собор и решить вопрос с Афанасием. Констанций уступил, и осенью 343 г. собор был созван в городе Сардике. Среди решений собора было и решение об оправдании Афанасия и осуждении ариан. Собор донес о своих решениях обоим императорам, и от имени собора к Констанцию были направлены два западных епископа, Викентий Капуанский и Евфрат Кельнский. Вместе с ними Констант направил Констанцию свое послание, в котором ходатайствовал о возвращении несправедливо изгнанных на свои престолы, и в частности Афанасия. 1118 Феодорит (II, 8) пишет, что Констант в послании обещал в случае невыполнения его требования, что сам явится в Александрию и восстановит там Афанасия, а его врагов разгонит силой. Сократ (II, 22) и Созомен (III, 20) пишут о том, что Констант прямо угрожал войной. 1119 После собора в Сардике Констанций послал Афанасию приглашение вернуться в Александрию. Афанасий находился тогда в Аквилее и не решился последовать этому приглашению (на своем посту находился Григорий, а арианские епископы, отделившиеся от Сардикийского собора, составили собор в Филиппополе и направили в Александрию повеление: если туда явится Афанасий или кто-то из его сторонников, судья имеет право лишить его жизни). В результате Афанасий отправился по призыву Константа в Галлию. В течение 344–345 гг. Констанций еще дважды писал к Афанасию, призывая его вернуться в Александрию. Также Констанций писал и к Константу, чтобы тот отпустил Афанасия в Александрию. В последнем письме, написанном в 345 г., он уведомляет, что после смерти Григория не позволяет рукоположения нового епископа в Александрии, ожидая Афанасия. Об этом к Афанасию писали и многие приближенные императора. Наконец, Афанасий согласился, отправился на Восток и прибыл в Александрию 21 октября 346 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 Поставляемые во диаконов, если при самом поставлении засвидетельствовали и объявили, что они имеют нужду жениться и не могут без того пребыть, -- таковые после сего женившись, да пребывают в своем служении, поскольку сие позволено было им от епископа. Если же которые, умолчав о сем и приняв рукоположение с тем, чтобы пребыть без женитьбы, после вступили в брак, таковым престать от диаконского служения. 10 Поставляемые во диаконов, аще при самом поставлении засвидетельствовали, что они имеют нужду оженитися, и не могут без того пребыти: таковые после сего оженившись, да пребывают в своем служении, поелику сие позволено было им от епископа; аще же которые, умолчав о сем и приняв рукоположение с тем, чтобы пребыти без женитвы, после вступили в брак: таковым престати от диаконскаго служения. 10-е правило, разрешающее диаконам вступать в брак при условии, что они при рукоположении заявили о своем намерении жениться, противоречит 26-му апостольскому правилу и свидетельствует о местной практике, которая была отменена 6-м правилом Трулльского Собора (691-692). 11 Дев обрученных и потом иными похищенных рассуждено: возвращать предъобручившим, хотя бы и насилие претерпели от похитивших. 11 Дев обрученных, и потом иными похищенных, разсуждено: возвращати преодобручившим, аще бы и насилие претерпели от похитивших. 12 Лиц, идоложертвовавших прежде Крещения и потом крестившихся, рассуждено производить в чин священный, как омывших грех. 12 Прежде крещения идоложертвовавших, и потом крестившихся, рассуждено производити в чин священный, яко омывших грех. 13 Не подобает хорепископам поставлять пресвитеров или диаконов; но ниже епископам иных градов поставлять во иные, кроме позволения епископа, чрез грамоту по каждой епархии. 13 Не подобает хорепископам поставляти пресвитеров или диаконов: но ниже епископам иных градов во иные, кроме позволения епископа, чрез грамату по каждой епархии. Наиболее важным для своего времени является 13-е правило, запрещающее хорепископам поставлять пресвитеров и диаконов. Правило свидетельствует об уточнении иерархических отношений в Церкви, подчиненное положение хорепископа епископу города было подтверждено 10-м правилом Антиохийского Собора (341), Лаодикийский Собор (ок. 340) 57-м правилом запретил впредь поставлять епископов в села и малые города (функции хорепископов стали исполнять периодевты , находившиеся при епископах и объезжавшие церкви в мелких населенных пунктах). Запрещение было подтверждено 6-м правилом Сардикийского Собора 343 г. 13-е правило также возбраняет епископам рукополагать пресвитеров в другие города без письменного согласия архиерея той епархии (ср. 35-е апостольское правило).

http://drevo-info.ru/articles/13676102.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010