9 Всеми писателями единогласно признается, что I-ый вселенский Никейский собор состоялся, в 325 году. Hefele. Conciliengeschichte, I, стр. 295 и след. 11 Первое заседание 3-го вселенского Ефесского собора состоялось 22 июня 431 года. Там же, стр. 183. 12 Заседания Халкидонского собора происходили от 8 октября по 1 ноября 451 года. Там же, стр. 410 и 411. 14 Время созвания Неокесарийского собора обыкновенно относят тоже к 314 г. или к 315 г. Впрочем, по мнению Гефеле, собор этот состоялся несколько позднее, хотя и раньше Никейского I-ro всел. Hefele, I, стр. 243. 16 Сардикийский собор, по мнению Манзи, к которому присоединяется Hefele, состоялся в 334 г.; по мнению же Сократа и Созомена , в 347 г. Hefele. Conciliengeschichte, I, стр. 533–537. Но со времени издания праздничных посланий св. Афанасия Вел. (Cureton, Die Festbriefe des h. Athanasius, übersetzt Larsow. Английск. оригинал в Лондоне – 1848, немец. перевод в Берлине – 1852) невозможно сомневаться, что собор происходил в 343 году. Остроумов. Введение в православное церковное право. Харьков 1893, стр. 190–191, примеч. 5-е. 17 Вопрос о времени созвания Гангрского собора остается нерешенным. Большинство ученых утверждает, что Гангрский собор состоялся после Константинопольского собора 363 года (по мнению Баллерини, между 362 и 370 г. г.); по мнению же некоторых, этот собор был созван раньше Антиохийского 341 года. (Созомен. IV, стр. 24). Гефеле оставляет вопрос открытым и говорит, что Гангрский собор состоялся вообще около половины IV века. Hefele, I, стр. 774, 791 и 792. 18 Время созвания Лаодикийского собора точно неизвестно; можно утверждать только, что он состоялся после Сардикийского собора (344–347) и раньше 2-го вселенского Константинопольского 381 года. Hefele, I, стр. 749. 20 Ни сами же мы только и не первые из прочих побуждены были сделать так, но найдя, что и другие разделили сии (правила) на 60 титулов, но они не присоединили к прочим правила Василия, ни соединили, как следует, подобные предметы с подобными в титулах. (Русский перевод проф. Н. А. Заозерского ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Аргументом католич. полемистов в защиту притязаний Римских епископов на высшую судебную власть (о разделении властей см. в ст. Власть , разд. «Власть церковная правительственная») в Церкви являются ссылки на близкие по содержанию 4-е и 5-е правила Сардикийского Собора 343 г. «Аще который епископ, судом епископов в соседстве находящихся, извержен будет от сана, и речет, что он паки возлагает на себя долг оправдания, то не прежде поставляти другаго на его место, разве когда епископ Римский, дознав дело, произнесет свое определение по оному» (Сардик. 4). Согласно правосл. каноническому правосознанию, поскольку Иллирийский диоцез, где расположен г. Сардика (ныне София), был в ту эпоху областью, входящей в состав Римского Патриархата, и Сардикийский Собор был поместным Собором зап. епископов, действие этого правила распространяется лишь на области Римского Патриархата, подчиненные папе. Об этом ясно пишет в толкованиях на эти правила Иоанн Зонара . Применение этих канонов в др. Патриархатах возможно лишь по аналогии, а не по букве. Правосл. Церковь никогда не признавала за епископами Рима права принимать апелляции на судебные постановления, к-рые выносились в Вост. Патриархатах. В то же время даже на Западе права Римских епископов принимать апелляцию были не безграничны. Так, отцы Карфагенского Собора (419) в послании к папе св. Келестину I увещевали его не принимать в общение отлученных Собором. Ссылаясь на 6-е и 7-е правила I Вселенского Собора, они подвели глубокое экклезиологическое основание для непризнания за Римскими епископами права на юрисдикцию в иных Поместных Церквах: «Ибо отцы судили, что ни для единыя области не оскудевает благодать Святаго Духа, чрез которую правда иереями Христовыми, и зрится разумно, и содержится твердо, и наипаче, когда каждому, аще настоит сомнение о справедливости решения ближайших судей, позволено приступати к Соборам своея области, и даже ко вселенскому Собору. Разве есть кто-либо, который бы поверил, что Бог наш может единому токмо некоему вдохнути правоту суда, а безчисленным иереям, сошедшимся на Собор, откажет в оном? ...О том, чтобы некие, аки бы от ребра твоея святыни, были посылаемы, мы не обретаем определения ни единаго Собора отцев». В заключении послания содержится пророческое предостережение африкан. отцов, к-рым пренебрегли в Риме: «Итак не соизволяйте, по просьбе некоторых, посылати сюда ваших клириков изследователями, и не попускайте сего, да не явимся мы вносящими дымное надмение мира в церковь Христову, которая, желающим зрети Бога, приносит свет простоты и день смиренномудрия» (Послание Африканского Собора к Келестину, папе Римскому// Никодим [Милаш], еп. Правила. Т. 2. C. 283-284).

http://pravenc.ru/text/161097.html

3. «Canones et regulae conciliorum Graecorum» (Каноны и правила греческих Соборов - PL. 67. Col. 147-172): Вселенского I Собора (20 правил), Анкирского 314 г. (24 правила), Неокесарийского между 314 и 325 гг. (14 правил), Гангрского ок. 340 г. (20 правил), Антиохийского 341 г. (25 правил), Лаодикийского 343 г. (59 правил) и Вселенского II Собора (3 правила). В своем переводе Д. М. воспроизвел тот порядок Соборов и разделения документов (на 165 глав), который имелся в доступном ему греч. оригинале ( Dionys. Exig. Praef. ad Steph.//PL. 67. Col. 142), соответствующем в свою очередь каноническому сборнику, использовавшемуся отцами Халкидонского Собора (см.: Петр (Л " Юилье). С. 334-335). К правилам этих Соборов Д. М. уже со своей нумерацией присоединил также: 4. «Chalcedonensis concilii Decreta» (Постановления Халкидонского Собора - PL. 67. Col. 171-176), состоящие из 27 правил, как это и было в изначальном греч. варианте соборных постановлений и в древних лат. переводах (ACO. T. 2. Vol. 1(2). P. 158. 9-163; Vol. 2(2). P. 31-109; см. также: Петр (Л " Юилье). С. 327-328). 5. «Canones Synodi Sardicensis» (Правила Сардикийского Собора - PL. 67. Col. 175-182). 21 правило этого Собора изначально были составлены на латыни и затем переведены на греческий; хотя среди участников Собора было немало вост. епископов, эти правила не сразу были включены в вост. канонические сборники, а в Риме с сер. IV в. они присоединялись к правилам I Вселенского Собора ( Петр (Л " Юилье). С. 344). Д. М. опустил эти правила в адресованной папе Гормизду редакции сборника, поскольку они «не были приняты всеми» (Praef. ad Hormisd.//CCSL. Vol. 85. P. 51). 6. «Codex canonum Ecclesiae Africanae» (Собрание канонов Африканской Церкви - PL. 67. Col. 181-230) представляет собой собрание из 138 различных соборных документов и постановлений Карфагенских Соборов, проходивших в 348-419 гг., к к-рым присоединены также 1-е соборное послание папы св. Бонифация I , послание свт. Кирилла Александрийского епископам Африки, в к-ром он обещает прислать копию правил Никейского Собора и указывает на дату празднования Пасхи, послание Аттика К-польского, также обещавшего прислать копию правил Никейского Собора, копия Никейского Символа веры и послание папы св. Келестина.

http://pravenc.ru/text/178471.html

Местом собора назначен был (343 г.) город Сардика во владениях Констанса. Западных епископов собралось здесь больше, чем восточных. Рассчитывая, что православные возьмут перевес, арианские епископы уехали из Сардики и составили свой собор в Филиппополе. Отцы Сардикийского собора восстановили Афанасия в сане епископа Александрийского, подтвердили Символ Никейский и осудили главных предводителей арианства, переехавших в Филиппополь. А отцы Филиппопольского собора, наоборот, подтвердили 4-й антиохийский символ, осудили Афанасия, самого папу и некоторых других епископов Запада. Теперь произошло окончательное разделение Запада с Востоком. Но, несмотря на это, император Констанс хотел помочь Афанасию. Он писал своему брату на Восток, чтобы Афанасий как признанный православным и законным епископом Александрии был восстановлен на своей кафедре, тем более что арианского епископа Александрии Григория не было уже в живых. Так как Констанций опасался войны с братом, то согласился на его предложение, и Афанасий снова занял свою кафедру. Тотчас же по вступлении в Александрию он изгнал всех ариан. Но защитник Афанасия император Констанс в 350 году погиб в борьбе с бунтовщиком Магненцием. Констанций сделался единодержав­ным. Теперь он легко мог доставить торжество арианам. Покончив войну с Магненцием, Констанций устроил на Западе два собора, в Арелате (353 г.) и Медиолане (355 г.). На обоих он потребовал осуждения Афанасия. Особенно замечателен собор Медиоланский. Два восточных епископа, ариане Урзакий и Валент, заправлявшие ходом соборных совещаний, склоняли дело к осуждению Афанасия. Западные епископы, которых было громадное большинство, не соглашались, а требовали сначала подтвердить на соборе Никейский Символ. Тогда Констанций, слушавший из соседней комнаты все рассуждения отцов, вошел в залу совещаний с мечом в руках и сказал, что он сам обвиняет Афанасия. Не соглашавшимся на осуждение Афанасия епископам угрожала ссылка. Поэтому многие подписали осуждение, а некоторые отказались и были сосланы по большей части в восточные провинции империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 343 году в г. Сердика (совр. София, Болгария) состоялся Поместный Собор, объединивший епископов Западной империи. Изначально там предполагалось созвать Вселенский Собор, но восточные епископы, зараженные арианством, отложились и собрали собор в Филиппополе. Поэтому в канонах Собора упоминается римский епископ Юлий, но «определенное относительно Папы должно относить и к Константинопольскому Патриарху, потому что в различных правилах и ему предоставлена во всем такая же честь, как и папе» (Феодор Вальсамон. Толкование 3 правила Сардикийского Собора). В 3, 4, 5 и 14 правилах отцы Собора сформулировали каноническую процедуру апелляции, которая применялась в случаях низложений епископов и других клириков провинциальными соборами. Низложенный собором епископ или клирик имел право обратиться с апелляцией к Римскому епископу и представить ему доказательства своей невиновности. Папе усваивалось право первичной оценки справедливости приговора — «если достаточным признает бывшее рассмотрение и решение дела о сем епископе, да учинит, что благоразумнейшему его рассуждению за благо возмнится» (Правило 5). «Если же обвиняемый не возможет представить дела своего требующим вторичного суждения, то единожды присужденное да не нарушается, но, что сделано, то да будет твердо» (Правило 3). Если же Римский епископ «признает праведным возобновить исследование дела о нем, то должно и сие постановить, да благоволит написать к сопредельным той области епископам, дабы они тщательно и с подробностью вникли во все обстоятельства, и, по убеждении в истине, произнесли суд о деле» (Правило 5). Иными словами, по представлению Римского епископа дело возвращается на рассмотрение того же Собора, который вынес первичный приговор, но уже в расширенном составе. Папа имел право назначить дополнительных участников Собора из числа епископов из соседних епархий, а также направить своих легатов из римских пресвитеров. В 1992 году Патриарх Варфоломей признал законность низложения Филарета и не счел нужным давать его апелляции официальный ход, соответственно, он признал дело не требующим вторичного рассмотрения.

http://patriarchia.ru/db/text/5834780.ht...

Если, как нас уверяют, вся власть в Церкви принадлежит епископату, и он является ее высшим законодателем, то каким образом возможны ситуации, когда не просто иногда не исполняются канонические требования, легализованные Соборами епископов (власть которых, якобы, выше власти любого из архиереев, пусть даже патриархов), но систематически игнорируются?! За примерами далеко ходить не нужно. В частности, 1 канон Сардикийского собора 343 г. категорически запрещает епископу переходить с кафедры на кафедру. И ни у кого не возникало сомнений в обоснованности вывода известного канониста Алексея Аристина (?-1166): «Настоящее правило вовсе не позволяет перемещение епископов» . Такую же диспозицию содержит 14 правило Святых Апостолов: «Не позволяется епископу оставлять свою епархию и в иную переходить» за исключением чрезвычайных ситуаций и только «по суду многих епископов и по сильнейшему убеждению». 21 канон Антиохийского собора 341 г. также предписывает: «Епископ от единого предела да не переходит в другой, ни по самовольному вторжению, ни по насилию от народа, ни по принуждению от епископов; но да пребывает в Церкви, которую приял от Бога». Такая же по сути норма содержится в 22 правиле этого же Собора. Тем не менее, сегодня практика перевода архиереев с одного места на другое не просто стала частой, это уже обыденное явление; в течение каждого года такие перемещения насчитываются едва ли не десятками. Не говоря уже о том, что никаких мотивов перемещений Священный Синод Русской церкви не озвучивает, хотя, очевидно, прихожанам той епархии, которая лишилась вдруг его административным актом своего архипастыря, совсем не безразлично, в силу каких причин это произошло. Согрешил ли он перед Церковью? Оказался недостойным своего служения? Поссорился с паствой и, не найдя иного пути, просил о переводе? Все эти и иные вопросы сегодня совершенно игнорируются – видимо, по той причине, что паства не считается полноценным членом Церкви, недостойна этого «высшего» знания. Но, ведь, недостойным оказывается и сам перемещённый епископ, которому также никто не разъяснил причин антиканонического решения.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/25/...

Неофит (пам. 21 янв.), Вифинские мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора (пам. 10 сент.), мц. Антонина (пам. 1 марта, 13 июня; пам. греч. 12 июня), мц. Феодотия (пам. 29 июля, 17 сент., 22 дек.), мученики Евстафий, Феспесий и Анатолий (пам. 20 нояб.). В 325 г. св. равноап. Константин I Великий остановил свой выбор на Н. для проведения Собора Восточной Церкви (см. Вселенский I Собор ). Соборные заседания проходили во дворце, расположение к-рого до наст. времени не определено. Первым известным епископом Н. был Феогний (Феогнис), ученик мч. Лукиана Самосатского, участник и, вероятно, один из деятельных организаторов I Вселенского Собора. Вскоре после Собора он был признан арианином, лишился своей кафедры и по решению Константина был отправлен в ссылку в Галлию. В период ссылки Феогния, между 325 и 329 гг., епископом Н. был Христ ( Theodoret. Hist. eccl. I 20). Однако ок. 329 г., также по решению императора, Феогний был возвращен на свой пост и в 30-х гг. IV в. по-прежнему играл важную роль в церковных делах, поддерживая партию еп. Евсевия Никомидийского - епископов, к-рые выступали против свт. Афанасия I Великого и с кон. 30-х гг. перешли к открытой поддержке арианства. В 335 г. еп. Феогний принимал участие в Тирском Соборе , его включили в состав соборной комиссии, к-рая ездила в Египет для расследования мнимых преступлений свт. Афанасия. В 343 г. еп. Феогний участвовал в Сардикийском Соборе . Он умер до 355 г., т. к. в этом году на совещании имп. Констанция II с Римским папой Либерием упоминался как уже умерший (Ibid. II 16). Преемником Феогния был еп. Евгений, также видный деятель арианской партии. Ок. 355 г. он участвовал в Антиохийском Соборе, на к-ром большинство членов вост. епископата вновь требовало низложить свт. Афанасия ( Sozom. Hist. eccl. IV 8); умер в 370 г. После него кафедру занимал Ипатий из г. Кирр (Сирия), также арианин. Он был изгнан из Н. в кон. 380 или нач. 381 г. по приказу имп. Феодосия I Великого ( Philost. Hist. eccl. IX 19). Его место занял правосл.

http://pravenc.ru/text/2565344.html

Если же у евангелистов находим такие выражения, как: «Прииде день опресноков, в оньже подобаше жрети пасху» ( Лк. 22:7 ); «В первый же день опресночный приступите, ученицы ко Иисусу, глаголюще Ему. где хощеши уготоваем Ти ясти пасху» ( Мф. 26:17 . Мк. 14:12 ), то нужно принять во внимание то обстоятельство, что у иудеев незадолго до того времени возник обычай вести счет опресночных дней не с 15, а с 13 нисана, хотя само употребление опресноков начиналось не ранее 15-го. Об этом обычае упоминает иудейский историк Иосиф Флавий в своем сочинении «Иудейские древности» (II, 5; III, 10; IX, 13). Впрочем, Православняа Церковь не считает совершаемую католиками Евхаристию на опресноках недействительной потому только, что она совершается на опресноках. Кроме того, у католиков миряне лишены Причащения Крови Христовой вопреки слова Спасителя: «Пийте от нея вси и аще не снесте Плоти Сына Человеческого, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе» ( Ин. 6:53 ). 28 Такие послабляющие установки бытовали в Церкви с конца прошлого века. А за несколько столетий до этого небрежение к Евхаристии людей, «утративших крепость и теплоту веры и предавшихся делам и заботам мирским», побудило Церковь принять решительные меры. Так, 21-е правило Ельвирского Собора (305 г.), 2-е правило Сардикийского Собора (343 г.), повторенное 80-м правилом Трульского Собора (692 г.), извергают из клира и отлучают мирян, «не приходящих к литургии в три воскресные дня в продолжении трех седмиц». Тогда причащались за каждой литургией. Преподобный Феофан Затворник призывает к частому причащению. «Старайтесь только всячески приготовляться как должно­ и приступать со страхом и трепетом, с верою, сокрушением и покаянными чувствами» (Свт. Феофан Письма о духовной жизни. С. 391). 29 У евангелиста Марка (13:32) сказано, что даже Сын Человеческий, то есть Христос, не знает времени этого Дня. По толкованию святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста , этим выражением Спаситель усиливает Свою мысль, что только одному Творцу известен Последний День. А так как ученики Иисуса в то время еще не постигали Его Божественного достоинства, то Христос и говорит, что ему как человеку, как святому учителю, за которого почитали Его ученики, неизвестен Последний День. 30 Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви Чл. 18//Догматические послания... ТСЛ, 1995. С. 183. Читать далее Источник: Основы православного вероучения : пособие для изучающих православный христианский катехизис./Священник А. Кремлевский. – Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - Сергиев Пасад : тип. Патриаршего изд.-полигр. центра, 2001. – 203, III с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИДОНИЙСКАЯ И АПОКОРОНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Κυδωνας κα Αποκορνου], епархия полуавтономной Критской Православной Церкви (в составе К-польского Патриархата), охватывает сев.-вост. часть нома Ханья; кафедра расположена в г. Ханья, в древности на этом месте находился г. Кидония, основание к-рого древнегреч. мифология связывает с именем царя Миноса или его внука Кидона. Археологические раскопки подтвердили, что город существовал в минойский период. Первое поселение на холме Кастели, возвышающемся над портом, относится к 2900-2600 гг. до Р. Х. Мозаичный пол базилики в Алмириде, о-в Крит. 2-я пол. VI в. Мозаичный пол базилики в Алмириде, о-в Крит. 2-я пол. VI в. В 524 г. до Р. Х., при тиране Поликрате, самосцы изгнали из Кидонии владевших ею жителей о-ва Закинф, но уже в 520 г. до Р. Х. эгинцы и критяне отвоевали у них этот город. В классический и эллинистический периоды Кидония являлась одним из 3 важнейших критских городов. В 69 г. до Р. Х. она была разрушена римлянами, но при Августе Октавиане была восстановлена и провозглашена свободным городом Римской империи. В ранневизант. период Кидония являлась епископской кафедрой, подчиненной Гортинской митрополии (архиепископии). Один из пострадавших при имп. Деции (ок. 250 г.) 10 Критских мучеников (пам. 23 дек.), Василид, происходил из Кидонии. Епископ Кидонийский участвовал в Сардикийском Соборе (343) ( Mansi. T. 3. Col. 45). В числе архиереев, подписавших в 457/458 г. письмо имп. Льву I, был Сивон Кидонийский (ACO. T. 2. Vol. 5. P. 98). До Трулльского (Пято-Шестого) Собора (691-692) Кидонийские епископы не участвовали во Вселенских Соборах ( Mansi. T. 11. Col. 996), что, видимо, было связано с угрозой пиратства и др. опасностями путешествий, а не с отсутствием архиерея на кафедре ( Τωμαδκης. 1957. Σ. 4). Развалины собора Пресв. Богородицы в сел. Агия, о-в Крит. XI–XII вв. Развалины собора Пресв. Богородицы в сел. Агия, о-в Крит. XI–XII вв.

http://pravenc.ru/text/1684323.html

епископов-священномучеников в К. к. был внесен именно Сикст II, может заключаться в том, что этот святой восстановил отношения Римской Церкви с Церквами Африки и М. Азии (его предшественник сщмч. Стефан I прервал общение с этими Церквами из-за вопроса о перекрещивании еретиков), и в широкой известности пострадавшего с ним архидиак. Лаврентия. В К. к. было внесено 4 имени южноиталийских святых: мц. Агафии Катанской (пам. 5 февр.), сщмч. Ианнуария Беневентского (пам. 20 сент.), мч. Соссия, диак. Мессинского (пам. 23 сент.), и исп. Феликса Ноланского (пам. 15 янв.). Почитание мц. Агафии, к-рая уже с V в. считалась покровительницей Сицилии, началось в Сев. Африке скорее всего в период, когда этот остров был частью Вандальского королевства. Кроме того, с 30-х гг. V в. пиратские набеги вандалов на Сицилию привели к отправке в Сев. Африку части захваченного в плен местного населения. В связи с теми же обстоятельствами в Сев. Африке утвердился культ сщмч. Ианнуария и мч. Соссия. Распространение в Карфагенской Церкви почитания исп. Феликса Ноланского, видимо, стало результатом связей блж. Августина со свт. Павлином Милостивым , еп. Ноланским, ревностным сторонником почитания этого святого и автором его Жития. Блж. Августин присутствовал при обретении мощей Медиоланских мучеников Гервасия и Протасия (пам. 19 июня) ( Aug. Confess. IX 7//PL. 32. Col. 770) и впосл. написал Слово в честь этих святых ( Idem. Serm. 286//PL. 38. Col. 1297-1301), прославившее их в Сев. Африке (см. подробнее в ст. Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий ). Наконец, благодаря связям между Церквами Африки и Испании, существовавшим еще со времен сщмч. Киприана Карфагенского (сер. III в.), в Карфагене установилось почитание 2 испан. святых - мц. Евлалии Эмеритской (пам. 10 дек.) и сщмч. Викентия Августопольского (пам. 22 янв.). Из Карфагенских епископов доконстантиновской эпохи в К. к. фигурирует только сщмч. Киприан. Из епископов IV-V вв. в календарь внесены защитники православной веры свт. Грат (подписавший определения Сардикийского Собора 343 г. и председательствовавший на Соборе в Карфагене в 348 или 349 г.; пам. 5 мая), свт. Реститут (участник Собора в Аримине 359 г.; пам. 29 авг.), свт. Генетлий (или Генефлий, председательствовавший на Карфагенском Соборе 390 г., † 391/2; пам. 7 мая), свт. Аврелий (391/2 - между 427 и 430 гг., близкий друг блж. Августина; пам. 20 июля), свт. Капреол (автор посланий, в т. ч. к участникам III Вселенского Собора 431 г.; дата между 22 и 30 июля стерта), а также 3 епископа периода гонения вандальских королей-ариан на правосл. христиан: Кводвультдеус (437-439; пам. 8 янв.), Деограт (или Деограций (454-458; пам. 5 янв.)) и Евгений (481-496; пам. 5 янв.). Под 29 авг. отмечена память блж. Августина, еп. Гиппонского.

http://pravenc.ru/text/1681211.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010