522 Прежде собор этот относили к 347 г. затем 344. Но со времени издания праздничных посланий св. Афанасия (Cureton, Die Festbriefe des h. Athanasius, uberretz. Larsow, Английск. оригинал в Лондоне 1848, немецк. перевод в Берлине 1852) невозможно сомневаться, что собор происходил в 343 году. О соборе у Hefele, I, 513. 524 Число отцов этого собора обозначено на основании надписания к правилам этого собора, помещенного у Питры в примечании к надписанию. I, 468: νατολς πσκοπος, τς δσεως τριακοσιοι. Гефеле (I, 521) считает всех отцов 94. Ср. Ballerini, loco citato. Горский (Жизнь св. Афанасия, 89) считает 170 отцов. 525 Ballerini, De antiquis collectionibus et collectoribus canonum. I, V. Migne, Patrolog. LVI, series latina, colum. 41. Maassen, ibid. I, 50. (У Соколова 20 правил – неверно). 527 Подробнее будет сказано об этом ниже. См. деяния поместных соборов. Казань. 1877, и Правила поместных соборов с толкованиями. М. 1880, стр. 362 и след. 528 На Карфагенском соборе 348, при Грате, который присутствовал на Сардикийском соборе, в пятом правиле было приведено 16 пр. Сердикийское, но в 398 году Августину оно уже не было известно (Ер. 44 (163), 4). Maassen, 56. Ballerini, col. 61. 530 Когда сардикийские делегаты в 344 году прибыли в Антиохию с подлинными постановлениями Сардикийского собора, Стефан Антиохийский встретил их крайне враждебно. Как в Африке, так и на Востоке собор этот был скоро забыт. Замечательно, что на Востоке было очень скоро забыто время созвания собора. Пр. Болотов, Либерий, еп. римский, и сирийские соборы. «Христ. Чтение», 1891, 5–6, стр. 450–453. 531 Если допустить справедливость соображений, высказанных Зонарой и Вальсамоном в толковании на 5-е правило II вселенского собора, то второй собор одобрил «свиток» или утверждение веры, составленное Сардикийским собором. Зонара говорит: «В Сардике собрались 341 (нужно 376, как выводят на основании Сократа и Созомена ) епископ, которые и изложили определение, утверждающее св. символ никейских отцев и отлучающий мыслящих противное. Это именно определение второй собор называет (в 5 прав.) «свитком западных», и принимает принявших сей свиток в Антиохии». «Определение назвал собор «свитком западных» потому, что одни западные епископы изложили оное; ибо 70 восточн. епископов сказали, что они не примут участия в соборе, если из собрания не выйдут св. Павел исповедник и Афанасий Великий ». Правила вселенских соборов с толкованиями. М. 1877 стр. 95. «По Баронию и Беверегию «свиток западных» есть не что иное, как синодальное послание папы Дамаса к Павлину Антиохийсхому, написанное в 382 г., каковое существует у Феодорита, Ц. И. V, 11». Ван-Еспен видит в этом 5-м правиле сокращение ответа на это послание; ответ был составлен на другом Константинопольском соборе, о котором упоминает Феодорит. Pitra, I, 513.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Остальные правила Собора касаются внутреннего церковного устройства, а также различных нравственных и дисциплинарных нарушений. Наиболее важным для своего времени является 13-е прав., запрещающее хорепископам поставлять пресвитеров и диаконов. Правило свидетельствует об уточнении иерархических отношений в Церкви, подчиненное положение хорепископа епископу города было подтверждено 10-м прав. Антиохийского Собора (341), Лаодикийский Собор (ок. 340) 57-м прав. запретил впредь поставлять епископов в села и малые города (функции хорепископов стали исполнять периодевты , находившиеся при епископах и объезжавшие церкви в мелких населенных пунктах). Запрещение было подтверждено 6-м прав. Сардикийского Собора 343 г. 13-е прав. также возбраняет епископам рукополагать пресвитеров в др. города без письменного согласия архиерея той епархии (ср.: Ап. 35). 18-е прав. Собора говорит о епископах, к-рые, будучи рукоположены законным образом, не были приняты епархией (см. Абсолютное рукоположение ), таковые епископы не должны приходить в др. епархии и утеснять поставленных там епископов, в противном случае «лишать их и пресвитерской чести, и быть им отрешенным»). 10-е прав., разрешающее диаконам вступать в брак при условии, что они при рукоположении заявили о своем намерении жениться, противоречит 26 -му апостольскому прав. и свидетельствует о местной практике, к-рая была отменена 6-м прав. Трулльского Собора (691-692). 14-е прав. всем клирикам, не употребляющим мяса, предписывает однажды попробовать его или овощей, сваренных с мясом, чтобы показать, что они не гнушаются мясом, и только в этом случае воздержание могло быть поставлено им в заслугу; отказавшиеся следовать этому правилу извергаются из священного сана. Церковь одобряет воздержание ради стремления к святости у своих чад, в чем бы оно ни проявлялось, но осуждает еретическое воздержание из-за гнушения (Ап. 51, 53). В 14-м прав. нашла отражение борьба Церкви с представлениями, близкими к манихейству и разного рода гностическим сектам, утверждавшими творение материального мира злым началом и его изначальную греховность.

http://pravenc.ru/text/115540.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИТОЛА Бúтола [македон.; болг. Битоля, Манастир; серб. греч. Μοναστριον], второй по величине город Республики Македонии, находится на Пелагонийской равнине у подножия горы Пелистер (2601 м). Древнейшее поселение на этом месте датируется сер. V тыс. до Р. Х. Б. возникла как крепость рядом с развалинами античного г. Гераклея Линкестидская (Heraclea Lyncestis, Heraclea Pelagoniae; основана в 359 г. до Р. Х. македон. царем Филиппом II), расположенной на рим. дороге Виа Эгнатия. Из общественных сооружений сохранились театр (II в.), термы (нач. IV в.), форум и портик дикастирия (нач. II в.). В ряде рим. и визант. источников город также называется Пелагония (Πελαγονα) и Бутелион (Butelion). Битола. Малая базилика. Кон. IV в. Битола. Малая базилика. Кон. IV в. В IV в. по Р. Х. Гераклея становится епископской кафедрой (первое упоминание Евагрия, епископа Гераклеи, встречается в актах Сардикийского Собора 343 г.). Гераклея (Ираклия, Пелагония) находилась в подчинении архиепископа Фессалоники, центра епархии Первая Македония ( Darrouz è s. Notitiae. N 3). Археологами открыты остатки епископской резиденции (IV в.), Малой базилики (кон. IV в.) и Большой базилики (кон. V в.), украшенные напольными мозаиками. Мозаики Большой базилики (V-VI вв.) являются уникальными: они покрывают площадь ок. 100 кв. м, композиция в нартексе изображает христ. модель мироздания (Царство Небесное, рай, земля и вода). Город был разграблен в 472 и 479 гг. Теодорихом, но затем восстановлен. В правление визант. имп. Юстиниана I вне городских стен была воздвигнута огромная церковь, названная археологами Кладбищенской базиликой, т. к. рядом были обнаружены раннехрист. захоронения. После нашествия аваров и заселения этой местности в кон. VI-VII в. слав. племенами драгувитов и верзитов Гераклея приходит в запустение. Первое упоминание Б. относится к X в. По одной версии, название происходит от старослав. слова «обитель», по др.- от древнего названия этого города Бутелион. При царе Самуиле (997-1014) Б. становится важным стратегическим центром Болгарской державы и епископской кафедрой. В конхе алтаря базилики св. Ахиллия, возведенной в столице Самуила Преспе, помещены изображения 18 «тронов» (кафедр) Болгарского Патриархата, в т. ч. и Битольской епархии. Сын Самуила Гавриил Радомир перенес свою резиденцию в Б. В 1015-1016 гг. болг. царем Иваном Владиславом там была воздвигнута новая крепость.

http://pravenc.ru/text/149239.html

В распре между Игнатием и Фотием Николай увидел прекрасный шанс укрепить свои притязания на вселенскую юрисдикцию: он должен заставить обе стороны подчиниться своему третейскому решению. Однако он понимал, что Фотий добровольно согласился на расследование дела папскими легатами, а потому этот акт нельзя рассматривать как признание превосходства папы. Вот почему (помимо других причин) Николай отменил решение легатов. Со своей стороны, византийцы не возражали против апелляций к папе — но при определенных условиях, оговоренных в каноне III Сардикийского собора (343). Данный канон гласил, что осужденный епископ может апеллировать к Риму, и папа по рассмотрении дела вправе вынести решение о повторном разбирательстве. Однако это разбирательство осуществляется не самим папой в Риме, а епископами епархий, граничащих с епархией осужденного епископа. Византийцы почувствовали, что Николай, отменив постановление легатов и потребовав пересмотра дела в Риме, вышел далеко за рамки этого канона. Такое поведение они сочли безосновательным и неканоническим вмешательством во внутренние дела другого патриархата.    Вскоре спор шел уже не только о папских притязаниях, но и о Filioque. И Византия, и Запад (главным образом Германия) добились больших миссионерских успехов среди славян. Обе волны миссионерской экспансии — с Востока и с Запада — вскоре встретились. Когда греки и немцы увидели, что действуют в одной стране, конфликт стал почти неизбежным: ведь обе миссии опирались на очень разные исходные основания. В результате столкновения естественно всплыл вопрос о Filioque, которое было в ходу у немцев, но не практиковалось греками. Главным поводом к раздору послужила Болгария — страна, которую Рим и Константинополь равно стремились присоединить к сфере своей юрисдикции. Каган Борис сперва был склонен просить крещения у немецких миссионеров, но под угрозой византийского вторжения изменил политику и около 865 г. принял крещение от византийского клира. Однако Борис хотел видеть Болгарскую церковь независимой; когда же Константинополь отказался предоставить ей автономию, он обратился к Западу в надежде на лучший результат.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Известный Гефеле также относит появление хорепископов к концу I-ro века «См. профессор М. Поснов. Църковен Вестник, 1921, ном. 11—12, «За хорепископите» (историко-каноническая справка)». IV-ый век ведет уже борьбу с хорепископами, стараясь их уничтожить, или хоть уменьшить. На Сардикийском Соборе (343—344 г.) запрещено 6-ым правилом доставление епископов в села… чтобы «не унижалось епископское имя и власть» (Ср. Лаодик, пр. 57). Вместо них появились периодевты (περι, οδος) ­ визитация. Но на практике еще долго оставался институт хорепископов, по крайней мере, до конца VIII-ro века (VII-oй Вселенский Собор, пр. 14). Последнее упоминание о них встречается у Вальсамона, т. е. во 2-ой половине XII-ro века. В сущности весьма возможно, что хорепископы получили епископскую хиротонию, но не имели права «архиерейская действовати», т. е. совершать хиротонию (Антиохийский Собор, пр. 10; Сард. 6; Лаодик. 57). На Западе термин - хорепископ - не привился. До положения пресвитера, как главы прихода, Церковь дошла не так скоро, как можно было ожидать. Все пресвитеры сначала были кафедральными; епископы их командировали по приходам, и были случаи, что пресвитеры оставались на известном приходе лишь одну седмицу. Таким образом приход трактовался, как временное отделение кафедрального собора. Только быстрое распространение христианства и нежелание умножить епископов - ne vilescat nomen episcopi et auctoritas - повело к тому, что в качестве основной единицы церковного союза, место древней парикии с епископом во главе заняла παροικια в смысле позднейшем, т. е. приход управляемый пресвитерами. Это произошло в конце IV-ro или начале V-ro века.    Между епископскими чиновниками - помощниками ему в управлении диоцезом выдавался архидиакон, на которого скоро возлагается судопроизводство, наблюдение за низшими клириками и замещение епископа. Еще Цецилиан Карфагенский называется этим именем. При Григории Назианзянине мы встречаем так наименованным Евагрия Понтика. Иоанн Златоуст лишает должности архидиакона Иоанна, который становится с того времени жалобщиком против него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Соколов И.И. О византинизме в церковно-историческом отношении// Соколов И.И. Сочинения. СПб., 2003. Соколов И.И. Печалование патриархов перед василевсами в Византии X–XV вв.// Соколов И.И. Византологическая традиция в Санкт-Петербургской Духовной академии. Печалование патриархов перед василевсами в Византии X–XV вв. Патриарший суд над убийцами в Византии X–XV вв. О поводах к разводу в Византии IX–XV вв. СПб., 2005. Соколов И.И. Свт. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии// Соколов И.И. Свт. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии. Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII в. Церковная политика Византийского императора Исаака II Ангела. СПб., 2004. Соколов И.И. Церковная политика Византийского императора Исаака II Ангела// Соколов И.И. Свт. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии. Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII в. Церковная политика Византийского императора Исаака II Ангела. СПб., 2004. Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204). СПб., 2003. Соколов Н.К. Из лекций по церковному праву. В 2 выпусках. М., 1874. Соколов П. Церковно-имущественное право в Греко-римской Империи. Опыт историко-юридического исследования. Новгород, 1896. Сокольский В. Пособие при изучении внешней истории римского права. Ярославль, 1877. Солодовников В. Ранние соборы. Меровингская Галлия VI–VIII вв. М., 2004. Спасский А.А. Вопрос о подлинности правил Сардикийского собора (343 г.)//Спасский А.А. Начальная стадия арианских движений и Первый Вселенский Собор в Никее. Исследования по истории древней Церкви. Спасский А.А. Германцы, их быт и союзы//Спасский А.А. Лекции по истории западноевропейского Средневековья. СПб., 2006. Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. Тринитарный вопрос (история учения о Св. Троице). Сергиев Посад, 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В раннехрист. эпоху в М. была образована епископская кафедра, которая подчинялась митрополии Аназарва. Уже во 2-й пол. III в. она занимала значительное положение в Антиохийской Церкви. Первый известный епископ М. принимал участие в Антиохийских Соборах, на которых было осуждено учение Павла Самосатского († 275), еп. Антиохийского ( Euseb. Hist. eccl. VII 30). В 20-40-х гг. IV в. кафедру занимал Македоний, который известен гл. обр. по трудам свт. Афанасия I Великого как один из сторонников арианства . В 325 г. Македоний принял участие во Вселенском I Соборе в Никее, однако позднее уклонился в ересь. Участвовал в Тирском Соборе 335 г., осудившем свт. Афанасия. Позднее с др. участниками Собора подписал послания к еп. (папе) Римскому Юлию I (337-352) и имп. Константу I . Ок. 343 г. Македоний присутствовал на Сардикийско-Филиппопольском Соборе и вновь поддержал антиникейскую партию. В кон. 50-х или в 60-х гг. IV в. стараниями еп. Авксентия в М. была построена кафедральная базилика. В нее были помещены мощи мучеников Тараха, Прова и Андроника, перенесенные еп. Авксентием в М. из Аназарва. Впосл. эти мученики почитались как защитники христиан Киликии. Среди древних епископов М. наиболее известен в истории вост. христианства Феодор , родом из Антиохии, знаменитый ритор и богослов Антиохийской школы (см. также статьи Богословские школы древней Церкви , Несторианство ), ученик Ливания и близкий друг свт. Иоанна Златоуста и блж. Феодорита , архиеп. Кирского. Феодор занимал кафедру с 392 по 428 г. и был учителем Нестория († ок. 451), архиеп. К-польского (428-431). Преемник Феодора еп. Мелетий участвовал во Вселенском III Соборе в Эфесе 431 г. и проявил себя как твердый сторонник Нестория. Из-за осуждения последнего Мелетий даже вступил в конфликт с архиеп. Иоанном I († 441/2) и большинством иерархов Антиохийской Церкви. В 433 г. был низложен и заменен еп. Фомой (Хоматием). С этого времени община М. в основном придерживалась Православия, однако архиеп. Иоанн Антиохийский в письме к свт. Проклу , архиеп. Константинопольскому (434-447), в нач. 40-х гг. V в. отмечал, что в Киликии сохраняют большое влияние сторонники Нестория. В 490 г. по приказу имп. Зинона (474-475, 476-491) был низложен епископ М. Иулиан как сторонник антихалкидонита Петра Гнафевса , патриарха Антиохийского, отказавшийся подписывать «Энотикон» .

http://pravenc.ru/text/2564148.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАТ (сер. IV в.), свт. (пам. зап. 29 апр.), еп. Карфагена (Сев. Африка). Подпись Г. значится в списке свт. Афанасия Великого в «Апологии против ариан» (Apol. соптг. ar. 50), где приведены имена епископов, подписавших определения Сардикийского Собора 343 г., а также тех, кто подписали его акты позже. К числу последних относился и Г. Между 345 и 348 гг. Г. созвал в Карфагене Собор из 30 африкан. епископов, на к-ром и председательствовал. Собор принял 14 канонов, каждый был либо предложен Г., либо принят Собором по его рекомендации. В соборных актах канонам предшествует речь Г., он выражает благодарность имп. Константу и присутствовавшим на Соборе его представителям Павлу и Макарию за заботу о Церкви и за борьбу со схизматиками (т. е. донатистами). Первое соборное постановление, предложенное Г., запрещало практику перекрещивания еретиков, если они крещены во имя Св. Троицы. За перекрещивание всех еретиков и раскольников ранее выступал сщмч. Киприан Карфагенский, однако в IV в. эта мера стала восприниматься как донатистская. Т. о., по инициативе Г. Африканская Церковь впервые официально отказалась от практики перекрещивания. 2-й канон, инициированный Г., утверждал порядок почитания мучеников, остальные касались дисциплины мирян и клира. Скончался Г. до 359 г., т. к. на Соборе в Аримине в этом году присутствовал уже его преемник св. Реститут. Г.- 2-й Карфагенский епископ, чья память была внесена в календарь Карфагенской Церкви (нач. VI в.). Однако его почитание имело место уже в предыдущем столетии, т. к. он фигурирует в 1-й италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима. Ист.: Mansi. T. 3. Col. 143-158; Hilar. Pict. Fragmenta ex opere historica. Fragmenta 3 (2)//PL. 10. Col. 695; Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 50//PG. 25b. Col. 337; Consilium Cartaginense anno 345-348 (CPL., 1765b)//Consilia Africae, 345-525/Ed. Ch. Munier//CCSL. 149. 1974. P. 2-10. Лит.: Delehaye H. Comment. perpetuus in Mart Hieron.//ActaSS. Nov. T. 2. 2. P. 218; Lancel S. Gratus//DHGE. T. 21. Col. 1251-1252. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/166389.html

«Моя воля, вот для вас правило», говорил с обнаженным мечом Констанций, на соборе епископов в Милане (в 350 году). «Или повинуйтесь моему требованию, или я вас сошлю в ссылку». И этот способ убеждения был самым обычным в отношении государства к церковной власти в период соборов. Несмотря на это, иерархия того времени не признавала себя бессильною в защите своих убеждений и веры. Существенная разница прежнего хода истории от современной жизни заключается в том, что тогда господствовал неудержимо и провозглашался самою церковью принцип исповедания своих внутренних убеждений, несмотря на то, что принцип этот шел в разрез с государственными тенденциями. Вытекающая из основных идей христианства обязательность исповедания своих убеждений была узаконена, например, вселенскою церковью в правилах св. Петра Александрийского , который предложил строгие наказания (6 месячное покаяние) даже тем, кто притворствовал подобно Давиду, юродствовавшему для спасения от смерти, хотя он не был безумен. Св. Петр ссылался на слова Апостола: «Мы слышим, писал он, яко сердцем веруется в правду, усты же исповедуются во спасение» ( Рим. 10:10 ; Правило 5-е Св. Петра): Никакая «хитрость и неразумие», по учению св. Петра, «не оправдывают уступки, хотя бы и притворной, в таком деле, как вера». Многочисленные жития и акты мучеников самых первых веков более, чем убедительно иллюстрируют этот идеал древнего христианства. При этом церковь одинаково ценила не только исповедание христианства пред язычниками, но и исповедание в пределах самой церкви. 17-е правило Сардикийского собора 343 года предусматривает возможность гонений за то, что епископ «защищал истину», и обязывает принимать епископа, претерпевшего «неправедное извержение» и изгнание: «напротив того, с особенным благорасположением и дружелюбием должно принимать такового», замечает собор. Согласно с евангелием, страдания за веру считались в то время самым блаженным концом. «Testamentum Domini nostri Jesu Christi» (Moguntiae, 1899, p. 85) памятник церковной письменности, относимый ко времени до IV века, и сохранившийся в свирском тексте, передает, что одним из прошений ектении был возглас: “pro sanctis confessoribus supplicemus, ut Dominus Deus det nobis eadem mente as ipsi terminare (vitam)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Но, говорят, сами вселенские соборы признавали за папами первенство между другими старейшими епископами 819 ). Это справедливо. Первенство за папами всегда признавала и восточная церковь , и никогда не стала бы отказывать им в нем, если бы папы своими незаконными притязаниями и отступлениями от православия не сделали себя недостойными этого преимущества, усвоенного им древними отцами церкви «чести ради царствующего града Рима». Но первенство (primatus) не есть главенство (suprematus). Первенство бывает между равными (primus inter pares), главенство – над низшими и подчиненными. Первенство давало папам преимущественную честь между другими епископами, но никакой власти над ними. Теже самые соборы и IV-й), которые говорили о первенстве папы, как признанном факте, во всем равняли права константинопольского епископа с римским. Замечательнейший из поместных соборов в. – сардикийский (343 г.), указывают далее, предоставил римскому папе Юлию право принимать аппелляции от епископов, и пересматривать спорные дела между ними, уже решенные на поместных епископских соборах (сардик. собора прав. 3, 4. 5). Но собор сардикийский был собор не вселенский, а поместный, состоявший из западных епископов, и потому определение его относилось только к западному церковному округу, подчиненному папе. Тем правом, которое в этом определении усвоялось римскому папе, пользовался в известной степени всякий патриарх в своем округе, и халкидонский вселенский собор формально утвердил такое же право за патриархом константинопольским. Была попытка расширить значение сардикийского правила. Уже в конце века приверженцы папской власти пытались присоединить его к правилам никейского собора. Но эта попытка была обличена на одном из карфагенских соборов, который по этому случаю сделал даже особенное постановление, вопреки сардикийскому правилу, не переносить дела на аппелляцию в Рим из северо-африканской церкви 820 ). Итак, ошибочно уверение «непогрешимых», будто «римскому первосвященнику восток и запад повиновались единогласно без всякого сомнения» до патр. Фотия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010