Музей истории религий и национальностей Прикамья открылся в Сарапуле 8 февраля 2018 г. 14:20 6 февраля 2018 года в Сарапуле (Удмуртская Республика) состоялось торжественное открытие Музея истории религий и национальностей Прикамья. Данный проект реализован Сарапульской епархией на средства Президентского гранта. В мероприятии приняли участие председатель Государственного совета Удмуртской Республики А.М. Прасолов, епископ Сарапульский и Можгинский Антоний , имам-мухтасиб северных районов Удмуртии Ильмир хазрат Касимов, заместитель министра социальной политики и труда Удмуртской Республики К.В. Коньков, первый заместитель главы администрации города Сарапула М.Г. Кудиров, духовенство, представители общественности, активисты национально-культурных объединений города и республики. Приветствуя участников торжественной церемонии, епископ Антоний отметил, что музей в перспективе должен стать образовательным и просветительским центром. Правящий архиерей поблагодарил всех, кто работал над созданием музея и выразил слова признательности в адрес Фонда президентских грантов, благодаря поддержке которого становится возможной реализация таких важных проектов. «Этот музей, создаваемый на федеральные средства, будет служить и верующим, и неверующим — всем жителям Сарапула, республики и тем людям, кто будет посещать наш город в туристических целях. Они смогут познакомиться с традициями и культурой наших народов, узнать, чем они живут, открыть для себя что-то новое. Нельзя знать и любить свою культуру, не уважая культуру своих соседей», сказал, в частности, архиерей. Также собравшихся приветствовали председатель Государственного совета Удмуртской Республики А.М. Прасолов и имам-мухтасиб северных районов Удмуртии И. Касимов. По окончании церемонии открытия гости осмотрели залы музея. Когда-то в этом здании размещалась церковно-приходская школа, в советское время — общеобразовательная. В последние годы врачебно-физкультурный диспансер и отделение спортивной медицины. Музей вдохнул сюда новую жизнь. Залы Православия и ислама, экспозиции культуры и быта народов Прикамья постепенно пополняются экспонатами, которые передают в дар музею разные люди: духовенство, верующие, жители региона. Одним из дарителей является митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин . По словам древлехранителя Сарапульской епархии В.С. Ерастова, одна из главных задач музея популяризация межконфессионального и межнационального мира, который сложился на территории Среднего Прикамья на протяжении последних четырехсот лет. Для этого организаторы проекта планируют проводить различные выставки, уроки, научные встречи и многое другое. Планируются даже кулинарные мастер-классы в специально приспособленном для этого помещении-буфете. Сарапульская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5144060.ht...

Раскол и сектантство. По Всеподданнейшему отчету г. Обер-Прокурора Св. Синода за 1898 г. 263 //Миссионерское обозрение 1901 г. 5. С. 599–607 Деятельность противораскольнической и противосектантской миссии в 1898 г. Деятельность миссии в 1898 году отличалась большим напряжением сил и подъемом энергии её деятелей. Особенно утешительным является усиление забот епархиальных начальств об учреждении миссий там, где их доселе не существовало, об открытии новых миссионерских вакансий, а равно и об изыскании средств и мер к лучшему обеспечению миссионерствующих пастырей Церкви и самих миссионеров. Новые епархиальные миссии в истекшем 1898 году учреждены в С.-Петербургской епархии и Грузинском Экзархате, в Кишиневской, Олонецкой, Тамбовской и Забайкальской епархиях. Новые вакансии открыты: в С.-Петербургской (две), в Киевской (третьего епархиального противосектантского миссионера), Черниговской (противосектантского), Тамбовской (второго противосектантского), Херсонской (противораскольничьего), Олонецкой (епархиального противораскольничьего), Вятской (противораскольничьего при Сарапульском викариатстве), Рязанской. Независимо от сего, во многих епархиях открыто по нескольку вакансий окружных миссионеров, например, в Рязанской, Тамбовской, Херсонской. В приходском духовенстве и в учащемся духовном юношестве заметно пробуждается дух любви к миссионерству и разумение высоты и важности этого служения в Церкви, – интерес и потребность к изучению сектоведения. Никогда ранее миссия не имела в рядах своих столько новых деятелей из состава академических воспитанников, как в истекшем году. В 1898 году, по заявлению представителей духовенства, открыты «особые миссионерские отделы» при Епархиальных Ведомостях (Екатеринославских, Томских и Херсонских) и вообще оживилась миссионерская литература о местном расколо-сектантстве. Главным же печатным органом внутренней миссии, отвечающим миссионерским запросам приходского духовенства, был, по прежнему, издающийся в С.-Петербурге журнал «Миссионерское Обозрение», посвященный всестороннему исследованию и обличению русского рационалистического и мистического сектантства, а также расколо-старообрядчества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Независимо от того в среде последователей сект раскольнических толков сильна мысль, что запись в метрики и вообще во всякие документы представляется преданием себя во власть антихриста и наложением его печати. Для раскольнического воображения, и без того сильно занятого мыслью об антихристе, последнем мучителе правоверных, слух о переписи, таким образом, естественно мог показаться подтверждением страшных опасений и ещё более обострить эти страхи. К тому же некоторые раскольнические грамотеи, по словам Томского преосвященного, не гнушающиеся светских газет, почерпнули из них известие о комете, которая появится в 1899 году и будто бы столкнётся с землёй. Эти известия ещё более укрепили раскольников в мысли о близости кончины мира и тем ещё более усилили тревогу. Но особенно сильное возбуждение замечалось среди последователей страннической секты, которая с самого начала своего существования определилась, как секта противообщественная, отрицающая не только церковный, но и весь существующий общественно-государственный строй, выходя из крайне фанатического учения об антихристе, воцарившемся в мире в преемственном ряде носителей Верховной Власти. Одна странническая семья, проживающая в Мариинско-Чулымской тайге, страшась печати антихриста, собиралась было, по словам преосвященного Томского, предать себя даже сожжению, и только убеждения более благомыслящих соседей не дали осуществиться этому фанатическому замыслу. Странники, живущие в пределах Сарапульского викариатства Вятской епархии, в год переписи устроили несколько собраний, предметом рассуждений коих была всеобщая перепись. Они постановили уклоняться от переписи, что и исполнили на самом деле. По словам отчёта преосвященного Вятского, переписчиков в дома свои они не пускали, или, если те входили, то имён своих не сказывали. Некоторые из деятелей по переписи – счётчиков и наведывавших участками свидетельствуют, что многие из принадлежащих к секте странников и бегунов в Тверской, Ярославской и Костромской губерниях ускользнули от переписи, скрытые в разных тайниках, подпольях и других притонах, устраиваемых в домах менее совершенных последователей страннической секты, так – называемых «жилых» бегунов, «странноприимцев» или «пристанодержателей».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

17.071 20.771 Самарская 12.261 15.940 С.-Петербургская 13.845 Саратовская 10.802 13.714 Симбирская Смоленская 10.818 12.990 Таврическая 10.360 Тамбовская 21.874 28.296 Тверская 13.478 18.182 Тульская 11.640 15.527 Уфимская Харьковская 17.796 21.606 Херсонская 12.909 Черниговская 10.450 Ярославская 11.775 17.524 10.007 379.837 117.127 496.964 Примечание 1. Вологодская: 5 уездов, состоящих в ведении Епарх. Учил. Сов. и 5 уездов Велико-Устюжского викариатства Примечание 2. Вятская: 8 уездов, состоящих, в ведении Вятского Епарх Учил. Сов. и 3 уезда Сарапульского викариатства. II. Епархии без земских учреждений а) Европейской России Киевская 51.592 58.857 Подольская 47.074 10.005 57.079 Волынская 29.991 34.208 Могилевская 11.888 13.950 Минская 10.246 Полоцкая Литовская 3 ) Оренбургская Астраханская Донская 14.556 Архангельская Холмско-Варшавская 187.580 40.880 228.460 Примечание 3. Литовская: Виленская, Ковенская и Гродненская б) Кавказские Ставропольская 11.314 14.942 Грузинская Сухумская Имеретинская Гурийско-Мингрельская Владикавказская 26.881 34.864 в) Сибирские Тобольская Томская Омская Енисейская Забайкальская Якутская Иркутская Камчатская Туркестанская 19.210 16.861 613508 172608 786.116 Приложение 4 Ведомость о числе школ грамоты и учащихся в них к 1 января 1898 года Число учащихся НАИМЕНОВАНИЕ ENAPXIЙ. ENAPXIЙ грамоты. ENAPXIU I. С земскими учреждениями Владимирская Вологодская 1 ) Воронежская 12.625 Вятская 2 ) 12.269 Екатеринбургская Екатеринославская Казанская Калужская Кишиневская 10.965 Костромская Курская 10.692 13.905 Московская Нижегородская Новгородская Олонецкая Орловская 12.555 14.529 Пензенская Пермская Полтавская 12.240 16.051 Псковская Рязанская Самарская 19.614 25.952 С.-Петербургская Саратовская 17.831 21.518 Симбирская Смоленская 12.255 14.682 Таврическая Тамбовская 11.550 14.788 Тверская 10.158 Тульская 15.557 Уфимская Харьковская Херсонская 11.459 Черниговская 13.934 16.862 Ярославская 11.867 258636 66.403 325039 Примечание 1. Вологодская: 5 уездов, состоящих в ведении

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

во еп. Винницкого и Брацлавского; с янв. 1946 г. еп. Волынский и Ровенский; с 3.06.1948 еп. Каменец-Подольский и Проскуровский; с 27.12.1951 еп. Измаильский и Болградский; с 1.02.1955 еп. Хмельницкий и Каменец-Подольский; с 5.09.1956 еп. Мукаческий и Ужгородский; с 25.02.1957 в сане архиепископа; с 5.07.1961 архиеп. Минский и Белорусский; с 5.08.1963 на покое; † 9.05.1975. Варлаам (Ильюшенко) 22.10.1972 еп. Переяслав-Хмельницкий, вик. Киевской епархии; с 18.03.1977 еп. Черновицкий и Буковинский; с 30.12.1986 еп. Волынский и Ровенский; с 9.09.1987 в сане архиепископа; † 17.09.1990. Варлаам (Козуля) в 1926 г. тайно хирот. во еп. Бершадского; в 1928 г. управ. Винницкой епархией; 1931–1934 епархией не управ.; с 27.03.1934 еп. Златоустовский, вик. Свердловской епархии; с 23.08.1934 еп. Сарапульский, вик. Кировской епархии; с 17.01.1935 еп. Осинский, вик. Молотовской епархии; с 27.05.1935 еп. Марийский, вик. Горьковской епархии; с 29.01.1937 еп. Сызранский; с 23.05.1937 еп. Оренбургский и Тургайский; расстрелян 10.10.1937. Варлаам (Лазаренко) упом. после 1917 г. как еп. Лебединский; с 1919 г. еп. Майкопский, вик. Кубанской епархии; с 1927 г. на покое. Варлаам (Новгородский) 18.06.1919 хирот. во еп. Соликамского, вик. Пермской епархии. Варлаам (Пикалов) 9.05.1921 хирот. во еп. Новосильского, вик. Тульской епархии; с 24.08.1924 еп. Ефремовский, вик. Тульской епархии; с 11.03.1925 еп. Каширский, вик. Тульской епархии; с 4.11.1926 на покое; с 25.07.1935 еп. Рыбинский; с 8.03.1936 в сане архиепископа; 1942–1943 архиеп. Свердловский; с июля 1943 г. на покое; † в июне 1947 г. Варлаам (Ряшенцев) с 13.01.1913 еп. Гомельский, вик. Могилевской епархии; с 3.09.1923 еп. Псковский и Порховский; с 13.07.1927 еп. Пермский; с 11.11.1927 на покое; в 1929 г. арестован; † 20.02.1942 г. в лагере. Варнава (Беляев) 16.02.1920 хирот. во еп. Печерского, вик. Нижегородской епархии; с 1922 г. на покое; с мая 1933 по май 1936 г. в заключении; на епархию не вернулся; † 16.05.1963. Варнава (Кедров) 30.11.1976 хирот.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Страх и смущение волнуют мою душу, при мысли о трудности служения пастырского и о скудости духовных сил моих… И однакож я, хотя и со страхом, отвечал на призвание словами благодарного согласия. Чтож исторгло мое согласие на призвание? С одной стороны страх, препобеждающий даже страх тяжести служения пастырского,  — страх гнева Божия за непослушание Господу и власти, от Него поставленной, с другой же — надежда на помощь, и небесную и земную. Верую, что Господь, «даюший уста человеку» ( Исх. 4:11,12 ), может, если восхощет, и мне дать «уста и премудрость» ( Лук. 21, 15 ) для возвещения славы Его; верую, что Господь, превративший жезл Моисеев в змию, может и мне дать мудрость змииную ( Исх. 4:3–4 ; Мф. 10:16 ); очистивший прокаженную руку Моисееву может очистить и греховную проказу души моей и дать мне целость голубиную ( Исх. 4:6–8 ); Мф. 10:16 ); превращающий воду в кровь может соделать и меня душею нравственно-живою ( Исх. 4:9–10 ; Быт. 9:4 ), и сотворить меня — сосуд не в честь — сосудом в честь в великом дому своем ( Рим. 9:21 ). Верую сему и молю Господа всемогущего и всеблагого соделать меня благопотребным слугою Его. Уповаю, что и Святейший Правительствующий Синод не оставит меня без руководства и помощи и молю о том. Уповаю, что и ты, высокопреосвященнейший владыко, милостивейший архипастырь и отец мой, несмотря на ведомую тебе скудость сил моих, избравший меня в сотрудника себе, не оставишь меня без руководства, и своими мудрыми отеческими указаниями и советами научишь, меня ходить достойно высокого звания епископского. LIX. Речь, сказанная в присутствии Святейшего Синода, ректором Тамбовской духовной семинарии, Архимандритом Геннадием, по наречении его во Епископа Сарапульского. Викария вятской епархии. 18 Сентября 1868 года Ваше Святейшество,  милостивейшие архипастыри и отцы! Избранные ученики Господа нашего Иисуса Христа, нарекаемые во Апостольство, с безмолвным благоговением выслушивали призвание, с покорностию исполняли повеленное и подвигами жизни и смерти оправдали наречение.

http://azbyka.ru/propovedi/pastyrstvo-i-...

Патриарший визит в Удмуртскую митрополию. Посещение храма блаженной Ксении Петербургской, Сарапульского епархиального управления и дома-музея Башениных в Сарапуле 14 октября 2017 г. 20:16 14 октября 2017 года, по завершении богослужения в кафедральном соборе Покрова Пресвятой Богородицы города Сарапула, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  храм блаженной Ксении Петербургской, Сарапульское епархиальное управление и дом-музей Башениных — памятник архитектуры начала XX века федерального значения. Фото: С. Власов Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриарший визит в Удмуртскую митрополию. Посещение храма блаженной Ксении Петербургской, Сарапульского епархиального управления и дома-музея Башениных в Сарапуле» Фотоальбом «Патриарший визит в Удмуртскую митрополию. Посещение храма блаженной Ксении Петербургской, Сарапульского епархиального управления и дома-музея Башениных в Сарапуле» Фотоальбом «Патриарший визит в Удмуртскую митрополию. Посещение храма блаженной Ксении Петербургской, Сарапульского епархиального управления и дома-музея Башениных в Сарапуле» Фотоальбом «Патриарший визит в Удмуртскую митрополию. Посещение храма блаженной Ксении Петербургской, Сарапульского епархиального управления и дома-музея Башениных в Сарапуле» Фотоальбом «Патриарший визит в Удмуртскую митрополию. Посещение храма блаженной Ксении Петербургской, Сарапульского епархиального управления и дома-музея Башениных в Сарапуле» Фотоальбом «Патриарший визит в Удмуртскую митрополию. Посещение храма блаженной Ксении Петербургской, Сарапульского епархиального управления и дома-музея Башениных в Сарапуле» Фотоальбом «Патриарший визит в Удмуртскую митрополию. Посещение храма блаженной Ксении Петербургской, Сарапульского епархиального управления и дома-музея Башениных в Сарапуле» Фотоальбом «Патриарший визит в Удмуртскую митрополию. Посещение храма блаженной Ксении Петербургской, Сарапульского епархиального управления и дома-музея Башениных в Сарапуле» Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Сарапульская епархия Дата создания: 26 декабря 2013 г. Описание: Входит в состав Удмуртской митрополии Сарапульская епархия учреждена 23 января 1868 года как викариатство Вятской епархии, местом пребывания Сарапульского епископа являлся Успенский Трифонов монастырь. В 1889 году викариатство обращено в полусамостоятельный округ в составе Вятской епархии с пребыванием епископа в городе Сарапуле. Самостоятельная Сарапульская епархия была образована 7 сентября 1918 года указом Патриарха, Св. Синода и Высшего Церковного Совета с наименованием епархиального епископа Сарапульским и Елабужским, с включением в ее состав Сарапульского, Елабужского и Малмыжского уездов. 19 сентября 1921 года было постановлено именовать Сарапульского епархиального архиерея только по одному городу Сарапулу, т.е. «епископ Сарапульский», потому что в Елабуге предполагалось учредить архиерейскую кафедру. В 1921 году в составе епархии были открыты Елабужское и Ижевское викариатства. В 1926 году Ижевская кафедра стала самостоятельной, а Елабужская в 1929 году была переведена в состав Казанской епархии. Последний архиерей Сарапульский Иоанн (Братолюбов) в 1943 году был переведен на Ижевскую кафедру. По-видимому, тогда же Сарапульская епархия была расформирована, ее территория вошла в состав Ижевской епархии. Сарапульская епархия была вновь образована  решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. ( журнал 138 ) путем выделения из состава  Ижевской епархии . Включена в состав Удмуртской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Сарапульский и Можгинский». Объединяет приходы в административных границах следующих субъектов Удмуртской Республики: город Камбарка, город Можга, город Сарапул, Алнашский район, Граховский район, Камбарский район, Каракулинский район, Киясовский район, Малопургинский район, Можгинский район, Сарапульский район. Епархия сегодня (по состоянию на март 2023 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастыри женские: Епархиальные СМИ Страна: Россия Город: Сарапул Адрес: 427960, Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Горького, 74 Телефон: (34147) 2-04-84 Факс: (34147) 2-04-84 Web-caйm: www.eparhia-sarapul.ru E-mail: sarapul@mpatriarchia.ru Правящий архиерей: Павел, епископ Сарапульский и Можгинский (Белокрылов Валерий Иванович) Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3487182...

Святейший патриарх и Св. синод. (на основании представления преосв. Сарапульского от 27 сент. 1917 г. за 3052 и от 3 марта 1918 г. за 1210 и рапорт преосвящ. Вятского) ПОСТАНОВИЛИ: В удовлетворение ходатайств Пресвященных Вятского и Сарапульского: 1) открыть в селе Шаркане Сарапульского уезда Вятской епархии, женскую общину, 2) разрешить перенести в храм общины икону Божией матери «Скоропослушницы» из приходской церкви села Шаркана; о чем и послать Преосвященному Вятскому указ, уведомив таковым же Преосвященного Сарапульского, и сообщить в редакцию «Церковных ведомостей» выпиской для напечатания. В это же время–  осенью 1917 г. с прошением к епископу Сарапульскому и Елабужскому Алексию обращаются с просьбой крестьяне деревни Забегаловой Сарапульского уезда (в этом же уезде находилось с. Шаркан) с просьбой об официальном утверждении Синода существующей в их деревне женской общины. 590 13 февр. 1918 –получено читано еп. Алексий Его преосвященству Преосвященному Алексию, епископу Сарапульскому и Елабужскому Общества крестьян деревни Забегаловой Гольянской Волости Сарапульского уезда Покорнейшее прошение Мы, нижеподписавшиеся, обращаемся к вашему преосвященству с покорнейшей просьбой возбудить ходатайство пред Св. синодом об утверждении новоустроенной Покровской женской общины, при которой в настоящее время имеется налицо 33 сестры во главе с настоятельницей монахиней Макриной, для устройства вышеупомянутой общины мы в 1914 г. пожертвовали собственной земли 74 десятины в чересполосное пользование, а также жертвовали кто чем мог на построение дома общежития (двухэтажный на 24 отдельные кельи) и принимали большое участие в построении храма, который был освящен 1-го октября 1916 г. в честь и имя Покрова Пресвятой Богородицы. Со дня освящения в общине храма мы, посещая богослужения в нашей общине, слушая стройное пение сестер общины и взирая на монастырский чин и порядок, всегда приходим в умиление и получаем духовное утешение и отраду, а посему и возымели крайнее желание утвердить сие многополезное учреждение для нравственного воздействия как на нас, слабых в вере, так и на потомство наше, которое, надеемся, также будет духовно утешаться и подкрепляться в православной вере – посещая богослужения в общине, о чем всеусерднейше и просим ваше преосвященство, ибо надеемся, что по Вашему ходатайству перед Св. синодом – община будет утверждена. К сему прошению прилагаем собственноручные подписи 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 28.12.1867, Люблинская губ., Царство Польское - 9.08.1918, Казанская губ.), сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Сиборе Казанских святых), еп. Сарапульский и Елабужский. После окончания Холмской ДС в 1889-1893 гг. учился в СПбДА. Сщмч. Амвросий (Гудко), еп. Сарапульский Сщмч. Амвросий (Гудко), еп. Сарапульский В 1891 г. пострижен в мантию с именем А., в 1893 г. рукоположен во иеромонаха и назначен заведующим катехизаторским миссионерским уч-щем на Алтае. С 1897 г. начальник Корейской духовной миссии , с 7 дек. 1897 г. в сане архимандрита. В 1899 г. назначен смотрителем московского Донского ДУ, в 1901 г.- ректором Волынской ДС. 30 мая 1904 г. хиротонисан во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. С 27 февр. 1909 г. епископ Балтский, викарий Каменец-Подольской епархии; с 14 февр. 1914 г. епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии; с 5 окт. 1916 г. правящий епископ Сарапульский и Елабужский. Организовал Елабужское и Сарапульское уездные об-ва трезвости, инициатор проведения празднеств трезвости. А. был смелым проповедником, горячо любимым паствой, обличал пороки, активно боролся с пьянством, распространением сектантства. За обличение злоупотреблений губернской администрации А. имел столкновения со светскими властями. 18 мая 1917 г. уволен на покой и назначен управляющим свияжским в честь Успения Божией Матери мон-рем Казанской епархии, где его и застала Октябрьская революция . В проповедях у раки Казанского свт. Германа А. призывал паству не поддаваться агитации атеистов, молиться за заключенного имп. мч. Николая II . Уважение и любовь паствы к А. не позволили подвергнуть его преследованиям, хотя дело против него тайно было начато еще при Временном правительстве. Революционные события на нек-рое время прервали «следственное дознание», но вскоре травля А. возобновилась. Главными свидетелями против А. выступили неск. насельников мон-ря, отличавшиеся распутной жизнью и замешанные в хищениях монастырского имущества, по отношению к к-рым А. как настоятель принимал строгие меры. Революционный трибунал в марте 1918 г. его оправдал. Вторично А. был арестован в июле 1918 г. и 9 авг. был замучен. В 1999 г. канонизирован как местночтимый святой Казанской епархии, Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. причтен к лику общероссийских святых.

http://pravenc.ru/text/114354.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010