Синодальный отдел религиозного образования провел онлайн-совещание с представителями епархий по вопросам преподавания основ православной культуры в школах 1 апреля 2022 г. 10:36 29 марта 2022 года по благословению председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения  в онлайн-формате состоялось совещание с руководителями отделов религиозного образования и катехизации Ейской , Ливенской , Пензенской , Махачкалинской , Сарапульской , Сызранской , Тихорецкой , Уфимской , Уржумской епархий по вопросам преподавания в общеобразовательных школах предмета «Основы православной культуры». Перед участниками совещания выступил и.о. заместителя председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Иоанн (Рубин). Он рассказал участникам встречи об основных направлениях поддержки Синодального отдела в отношении епархий и призвал представителей регионов к активному взаимодействию в решении общецерковных задач, поставленных Священноначалием Русской Православной Церкви в контексте развития отношений с государственными органами образования. И.о. заведующего сектором ОПК В.Ю. Туфрина представила образовательную платформу «Клевер Лаборатория» , на которой реализуются программы повышения квалификации преподавателей предмета «Основы православной культуры». В ходе мероприятия руководители епархиальных отделов религиозного образования и катехизации рассказали об опыте организации взаимодействия со школьной системой образования в своих регионах. Особое внимание в ходе совещания было уделено сложностям, возникающими при сопровождении преподавания учебного курса «Основы православной культуры» в рамках предметной области ОРКСЭ. Участники встречи отметили пользу проведения онлайн-совещаний на базе Синодального отдела религиозного образования и катехизации для обмена практическим опытом и оказания консультативной помощи в преодолении препятствий в осуществлении образовательной миссии Церкви в светской школе. «Православное обозрение» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСИЙ (МОЛЧАНОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Алексий (Молчанов) В миру Молчанов Алексей Васильевич, родился 5 октября 1853 году в селе Люковском Сарапульского уезда Вятской епархии (ныне - село Люк в Завьяловском районе Удмуртии) . Отец Алексия имел большую семью и первые годы жизни будущего епископа протекали в довольно суровых условиях. Окончил Глазовское духовное училище и поступил в Вятскую духовную семинарию . Жизнь в холоде и голоде, при отсутствии какой-либо серьезной помощи со стороны бедного отца, была настолько трудной, что когда он на полдороге своей семинарской жизни попал в семинарскую бурсу, не отличавшуюся изысканными удобствами, бурсацкая жизнь показалась ему " настоящим раем " . В 1876 году он окончил Вятскую духовную семинарию в числе лучших студентов и мог бы без особых опасений отправиться в Академию, но отсутствие средств с одной стороны и желание испытать свои силы на поприще народного просвещения с другой, удержали его от этого шага. Преподавательская деятельность Первоначально он сделался учителем начальной земской школы в селе Сметанском Яранского уезда, потом псаломщиком Николаевской церкви г.Царевосанчурска , затем заведующим двухклассного Кукарского сельского училища Министерства народного просвещения. Работа в вышеуказанных должностях обнимала собой период времени с сентября 1876 г. по август 1883 г. Низшая школа с ее ограниченными запросами не могла удовлетворить любознательную натуру молодого человека, его потянуло в Академию. В 1883 году он женился. Казалось, что женитьбой закрылись для него пути к высшему образованию, т.к. женатых студентов в то время в духовные академии не принимали. Но вот молодому учителю улыбнулся счастливый случай: в академической церкви освободилась должность диакона и эту должность предложили занять Алексию Молчанову с правом слушать лекции в Академии. В этом же году он поступил в число студентов Казанской духовной академии . Будучи студентом первого курса, он был рукоположен в сан диакона к академической церкви, а в 1885 году - в сан священника .

http://drevo-info.ru/articles/13671186.h...

Скачать epub pdf Одним из самых известных православных священнослужителей Вятской епархии середины – второй половины XIX в. является протоиерей Стефан Никифорович Кашменский. Выпускник Киевской духовной академии, получивший прекрасное богословское образование, он известен в первую очередь своей миссионерской деятельностью среди вятских старообрядцев. Именно по инициативе С. Кашменского были созданы Вятское православное миссионерское общество, а также противораскольническая школа, ставшая крупнейшим в епархии учебным заведением по подготовке православных миссионеров. Проповедническая деятельность о. Стефана среди староверов достаточно хорошо изучена, однако почти ничего не известно о его работе с адептами инославных конфессий. В данной статье мы попытаемся рассмотреть взаимоотношения С. Кашменского с сарапульскими молоканами. Молокане относятся к особому русскому религиозному течению, получившему название «духовные христиане». Молоканство возникло в начале 70-х гг. XVIII в. на территории Тамбовской губернии. В последующем общины молокан возникли не только в центрально-чернозёмном районе, но и в степной полосе (Северная Таврия) и даже в Закавказье, куда сектантов ссылали целыми семьями. В 30–40-х гг. XIX в. молоканские общины появились рядом с южными и восточными границами Вятской губернии. Так, одним из крупнейших молоканских центров являлось Среднее Поволжье (прежде всего Самарская губерния). Немало молокан проживало и на Урале, куда в своё время ссылали молоканских активистов, в том числе и Якова Уклеина – родного брата основателя секты. Всё это создавало благоприятные условия для появления духовных христиан и на территории нашего края. Первая молоканская община на Вятской земле возникла в Сарапульском уезде. Впоследствии рассматриваемое религиозное течение развивалось именно в Сарапульском и в соседних с ним волостях Елабужского уезда, не затрагивая других районов губернии. Широкое распространение молоканства на юго-востоке края объясняется несколькими факторами. Во-первых, уже отмеченной географической близостью с крупными молоканскими центрами (Среднее Поволжье и Урал).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Родился в Тобольской губернии в семье священника. В 1889 году окончил Тобольскую Духовную семинарию и в этом же году 8 октября рукоположен во иерея. В 1891 году овдовел. В 1898 году пострижен в монашество. В 1899 году окончил Казанскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен помощником смотрителя Сарапульского духовного училища. С 1900 года заведующий Бийским миссионерским катехизаторским училищем. В 1904 году возведен в сан архимандрита. В 1906 году – ректор Томской Духовной семинарии. 21 ноября 1908 года хиротонисан во епископа Барнаульского, викария Томской епархии. С 23 февраля 1912 года – епископ Якутский и Вилюйский. С 26 января 1916 года – епископ Забайкальский и Нерчинский. С 1920 года – епископ Харбинский. В 1930 году заграничным Синодом возведен в сан архиепископа Забайкальского и Нерчинского с местопребыванием в Харбине. С 1931 года, по смерти митрополита Мефодия, возглавлял вновь образовавшуюся епархию Харбинскую. В 1939 году заграничным Синодом возведен в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского. Скончался 6 апреля 1946 года в Харбине и погребен в Благовещенском миссионерском храме. 27 Евфимий (Лапин; 1873 – после 1929), епископ Олонецкий и Петрозаводский. Родился в семье протоиерея Тобольской губернии. В 1899 году окончил Московскую Духовную академию и определен преподавателем в Тобольское епархиальное женское училище. С 1902 года был преподавателем богословия в Тобольской Духовной семинарии. Впоследствии был доцентом по кафедре церковного права. В июне 1908 года пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а 6 августа – во иеромонаха. 15 января 1909 года назначен ректором Томской Духовной семинарии. 15 февраля 1909 года возведен в сан архимандрита. 18 марта 1912 года хиротонисан во епископа Барнаульского, второго викария Томской епархии. С 26 января 1916 года – епископ Якутский и Вилюйский. В 1917 году временно управлял Уфимской епархией, в 1919 году временно управлял Курской епархией. В 1920 (1919?) году назначен епископом Олонецким и Петрозаводским.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Arhiva Departamentul Sinodal pentru caritatea bisericeasc va desfura la Eparhia de Sarapul un seminar de dou zile pentru preoi i lucrtori sociali 24 aprilie 2018 11:55 25-26 апреля 2018 года в Сарапуле (Удмуртская Республика) пройдет обучающий семинар для священнослужителей и церковных социальных работников, организованный Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению . Участники прослушают лекции по организации помощи различным категориям нуждающихся, особенностях создания службы добровольцев, организации социальной деятельности на приходе. Занятия будут вести эксперты и руководители направлений Синодального отдела по церковной благотворительности. Во второй день семинара состоится встреча с председателем Отдела епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном . «Сарапульская епархия — небольшая, но активная епархия в сфере развития социального служения. Мы видим старания священников, сотрудников и добровольцев, видим их результаты и всячески стремимся поддержать их, в том числе и с помощью проведения таких семинаров», — отметила руководитель сектора по развитию социальных проектов Синодального отдела по благотворительности Наталья Сетянова. «Задача наших специалистов — не просто прочитать лекции, а познакомиться с социальными проектами епархии и людьми, которые ими занимаются, помочь, поделиться опытом, — подчеркнула Вероника Леонтьева, координатор Синодального отдела по благотворительности по работе с епархиями, расположенными на территории Приволжского федерального округа. — При составлении программы семинара мы учитывали интересы и пожелания священнослужителей и социальных работников епархии и включили в программу темы, наиболее актуальные для региона». 25 апреля руководитель Центра семейного устройства детей-сирот Марфо-Мариинской обители милосердия психолог Анастасия Пелячик расскажет о том, как организовать школу приемных родителей или центр сопровождения семей в приходах. Затем пройдет секция, посвященная организации службы добровольцев, которую проведет руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации, координатор по развитию добровольческих инициатив Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов. 24 апреля он встретится с молодежью в городе Можга и расскажет им о добровольчестве и церковном социальном служении.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5185557...

Елабужский викариальный епископ, находящийся в Елабуге, Иериней (о котором отмечалось ранее), старается всеми усилиями создать независимую Елабужскую епархию с автокефальным направлением. Так, например, он летом текущего года повел кампанию вместе с протоиереем собора г[орода] Елабуги Люперсольским к осуществлению своей мечты; начали оперировать по прилегающим к г[ороду] Елабуге кантонам [ТАССР] – Мензелинскому, Челнинскому и Мамадышскому, но большого успеха в своих действиях не имеют за исключением итого, что семь обновленческих, но колеблющихся приходов Челнинского кантона перешли на их сторону. Препятствием в данном случае и не в меньшей мере служит то, что Иериней является далеко не постоянной личностью, в силу недостаточной твердости и слабохарактерности, и благодаря этим «дарованиям» неоднократно примыкал к обновленческому течению и переходил обратно к тихоновцам, а главное то, что он, проповедуя за автокефалию, в то же время поддерживает связь с Петром Крутицким и тем самым подрывает свой авторитет в глазах лиц, более разбирающихся в церковных вопросах. Последние его действия показали то, что он не прочь [в]стать во главе Елабужского автокефального церковного управления и выйти из подчинения Сарапульского епархиального епископа, но в действительности остаться тем же тихоновцем и подчиняться непосредственно Петру Крутицкому… В Челнинском кантоне как в одном из более спокойных кантонов появилась «смута», и 7 приходов от обновленцев перешли в тихоновщину. Кантонным церковным управлением с целью предотвращения этих попыток в последних числах сентября проведен съезд, переизбран состав церковного совета и выработан ряд методов борьбы с тихоновцами… Велась усиленная работа к созданию в г[ороде] Елабуге 8 обновленческого течения , но в силу отсутствия активных сторонников обновления и при наличии тихоновского епископа Иринея до сего времени реальных результатов не достигли.   42 1926 г.– Из информационного доклада о политическом состоянии Челнинского кантона на 1 апреля 1926 года   Сов[ершенно] секретно.

http://sedmitza.ru/lib/text/10145918/

Кое-как знали свою веру, но содержание её усвоили преимущественно с обрядовой стороны. О делах истинного и разумного христианства пристально не размышляли. И вот разразилась над нами гроза. Появились на св. Руси ереси и расколы. Стонут от давления противных бурь древние устои нашей Церкви. Стонут, но не поломаются. Эти устои сооружены Самим Господом. Они вечны. Не поколебать их тёмным сектантским силам. И пусть многое в нашей жизни умрёт. Пусть исчезнут с лица земли разгул, бессознательность в делах веры, отсутствие ревности к своей Церкви. Всё это грехи наши. Они, как старые листья, исчезнут перед нарождающейся новой листвой. А листва эта уже появляется. Её несут с собой церковные школы наши, увеличивающаяся строгость священнослужителей к своему долгу, разгорающаяся любовь у русских к своим племенным особенностям. На почве этих новых явлений миссия наша против отщепенцев церковных окрепнет и принесёт плод сторицей. С такой верой вышел я из лесу и скоро же с поездом отправился домой. Д. Боголюбов Ивановский Н., проф. Единоверие в Сарапуле, Вятской губернии//Миссионерское обозрение. 1902 г. 9–12. С. 454–467 (Из путевых впечатлений). В начале июня прошлого года нам пришлось, по приглашению преосвященного Владимира, бывшего епископа Сарапульского, викария Вятской епархии, быть в г. Сарапуле, для собеседований со старообрядцами и для других, соприкосновенных с миссией, дел. Сарапуль представляет собой один из видных центров бегунства, где имеет своё местопребывание, будто бы даже свой дом, важное в бегунской иерархии лицо, ревизор нескольких областей, – кажется, от Казани до Тюмени, некто Савва Онисимов. Там, на так называемой Старцевой горе, главные притоны бегунов. Но вследствие энергичной деятельности станового пристава У...го, сумевшего открыть многие тайники, беспаспортные бегуны спускаются и в сам город, где про них мало знают. Укрыватели бегунов почти все именуют себя „часовенными“, т. е. последователями беглопоповства, и на них внимания не обращается. А между тем, если и не в самом городе, что пока неизвестно, то в уезде бегунская пропаганда вырывает свои жертвы; в этом мы успели убедиться особенно по одному делу в духовном правлении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12.269 Екатеринбургская Екатеринославская Казанская Калужская Кишиневская 10.965 Костромская Курская 11.675 13.905 Московская Нижегородская Новгородская Олонецкая Орловская 11.311 14.529 Пензенская Пермская Полтавская 11.628 16.051 Псковская Рязанская Самарская 17.237 25.952 С.-Петербургская Саратовская 13.938 21.518 Симбирская Смоленская 14.682 Таврическая Тамбовская 11.150 14.788 Тверская 10.158 Тульская 15.585 Уфимская Харьковская Херсонская 10.495 13.215 Черниговская 11.919 1.8331.112 13.752 Ярославская 11.146 232957 52.856 285.813 Примечание 1. Вологодская: 5 уездов, состоящих в ведении Епарх. Учил. Сов. и 5 уездов Велико-Устюжского викариатства Примечание 2. Вятская: 8 уездов, состоящих, в ведении Вятского Епарх Учил. Сов. и 3 уезда Сарапульского викариатства. II. Епархии без земских учреждений а) Европейской России Киевская 22.379 25.447 Подольская 21.619 25.121 Волынская 10.674 Могилевская 26.400 21.518 Минская 20.007 28.877 Полоцкая Литовская 3 ) 28.894 Оренбургская Астраханская Донская 11.465 15.090 Архангельская Холмско-Варшавская 152715 24.293 177.008 Примечание 3. Литовская: Виленская, Ковенская и Гродненская б) Кавказские Ставропольская Грузинская Сухумская Имеретинская Гурийско-Мингрельская Владикавказская 11.383 11.383 в) Сибирские Тобольская Томская 17.817 21.221 Омская Енисейская Забайкальская Якутская Иркутская Камчатская Туркестанская 23.117 27.679 20.554 417.012 84.871 501.883 Приложение 3 Ведомость о числе церковно-приходских школ и учащихся в них к 1 января 1898 года НАИМЕНОВАНИЕ ENAPXIЙ. ENAPXIЙ грамоты. ENAPXIU I. С земскими учреждениями Владимирская 13.685 18.037 Вологодская 1 ) 15.566 18.785 Воронежская 17.580 22.040 Вятская 2 ) 13.674 19.732 Екатеринбургская Екатеринославская 12.671 16.112 Казанская 10.936 Калужская 12.816 16.569 Кишиневская Костромская Курская 14.263 17.964 Московская 11.524 16.664 Нижегородская 11.692 Новгородская 10.623 14.590 Олонецкая Орловская 12.502 16.081 Пензенская Пермская Полтавская 13.892 20.387 Псковская Рязанская

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

26 апреля состоится встреча участников семинара с епископом Сарапульским и Можгинским Антонием и епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном. В тот же день руководитель направления по работе с инвалидами Синодального отдела по благотворительности Вероника Леонтьева проведет секцию о создании доступной среды и ситуационной помощи в храмах, старший юрист Отдела Наталья Старинова — секцию «Внебогослужебная социальная деятельность православного прихода — возможные виды и формы». Анастасия Пелячик возглавит работу секции, посвященной помощи многодетным семьям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, руководитель Координационного центра по профилактике алкоголизма и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин проведет секцию, посвященную помощи Церкви людям с алкогольной зависимостью. Это не первый семинар подобного рода, организованный Синодальный отделом по благотворительности. Ранее в 2018 году семинар состоялся в Великолукской епархии , в нем приняли участие около 50 слушателей. Синодальный отдел по благотворительности регулярно проводит дистанционные и очные курсы по обучению церковному социальному служению. Полугодичные онлайн-курсы дают базовые знания по всем основным направлениям социальной деятельности тем, кто начинает заниматься социальной работой. Итогом обучения становится один или несколько запущенных социальных проектов на приходе каждого из участников обучения. Курсы начались в 2011 году, в апреле 2018 года был седьмой выпуск. Каждый год курсы успешно завершают от 200 до 400 участников, каждый из которых благодаря обучению начинает развитие новых социальных проектов и направлений деятельности. Дистанционные курсы повышения квалификации для руководителей и ключевых сотрудников епархиальных социальных отделов проводятся ежегодно и включают занятия по основам управления, тайм-менеджмента, ресурсного обеспечения церковной социальной деятельности, привлечения средств на епархиальные социальные проекты, взаимодействия со СМИ и др.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5185557...

Алексий (Сергеев) 20.05.1935 хирот. во еп. Каширского; в 1936 г. еп. Серпуховской; с 5.08.1937 еп. Вологодский; с 16.08.1937 еп. Егорьевский, вик. Московской епархии; с 1.09.1937 еп. Ивановский; с 1938 г. в расколе; с 1939 г. запрещен в священнослужении и предан архиерейскому суду; с дек. 1940 г. прощен и назначен еп. Тульским; с 1941 г. архиеп. Кишиневский; с 1942 г. архиеп. Уфимский; с сент. 1942 г. архиеп. Рязанский; с 11.07.1943 управ. Калужской и Тульской епархиями; с мая 1944 г. архиеп. Ярославский; с 13.01.1941 архиеп. Курский и Белгородский; с 3.06.1948 архиеп. Челябинский и Златоустовский (указу не подчинился); с 2.07.1948 на покое; с 24.08.1948 архиеп. Челябинский и Златоустовский; с 17.03.1950 архиеп. Калининский и Кашинский; с 29.07.1954 на покое; с 14.03.1957 архиеп. Алмаатинский и Казахстанский; с 20.02.1958 на покое; † 6.04.1968. Алексий (Фролов) 19.08.1995 хирот. во еп. Орехово-Зуевского, вик. Московской епархии. Алексий в 1918 г. хирот. во еп. Волчанского; † 1919. Алипий (Погребняк) 6.10.1991 хирот. во еп. Донецкого и Славянского; с 8.12.1992 на покое; с 29.07.1994 еп. Горловский и Славянский. Алипий (Хотовицкий) 15.06.1958 хирот. во еп. Полтавского и Кременчугского; с 14.08.1961 еп. Днепропетровский; с 14.11.1961 еп. Полтавский и Кременчугский; с 30.03.1964 еп. Винницкий и Брацлавский; с 24.04.1966 в сане архиепископа; с 11.11.1975 на покое; † 30.05.1977. Амвросий (Гудко) с 14.02.1914 еп. Сарапульский, вик. Вятской епархии; с 18.03.1917 на покое; расстрелян 4.08.1918. Амвросий (Казанский) 2.02.1920 хирот. во еп. Кременецкого, вик. Волынской епархии; [?]; с 1929 г. еп. Мелекесский, вик. Ульяновской епархии; † 28.04.1933. Амвросий (Либин) 1.07.1929 хирот. во еп. Лужского, вик. Ленинградской епархии; с 1.07.1936 сведений нет. Амвросий (Полянский) 22.10.1918 хирот. во еп. Винницкого; с 1922 г. еп. Каменец-Подольский; в 1925 г. арестован; † 1931. Амвросий (Смирнов) с 1917 г. еп. Елецкий, вик. Орловской епархии; с 1921 г. еп. Брянский; с 1923 г. еп. Рязанский; с 15.11.1923 на покое; с 1925 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010