Затем участники форума посмотрели итоговый фильм о конкурсе «Волонтер преподобного Серафима Саровского». Далее началась церемония награждения победителей. Глава Нижегородской митрополии вручил награды  победителям 2021 года  и руководителю саровского православного волонтерского центра «Радость моя!» Анне Куцык, которая получила почетное звание «Волонтер преподобного Серафима Саровского» в 2020 году. По итогам 2021 года почетного звания удостоились Наталия Василенко — исполнительный директор АНО «Центр социальной реабилитации " Родник " », автор проекта «Особенная жизнь» (город Севастополь); Виктор Ерастов — древлехранитель Сарапульской епархии , автор проекта «Академия волонтеров 4.0» (город Сарапул, Удмуртская Республика); Петр Иевлев — инженер Центральной химической лаборатории, автор проекта «Под куполом небес» (поселок Ува, Удмуртская Республика). Звания «Лауреат премии " Волонтер преподобного Серафима Саровского — 2021 " » удостоены 53 волонтера из 19 субъектов Российской Федерации. Поощрительной премией конкурса отмечены пять волонтеров из пяти субъектов РФ. Дипломами награждены 38 волонтеров из 14 регионов России. Завершило торжественное мероприятие выступление архиерейского хора Нижегородской епархии. Конкурс «Волонтер преподобного Серафима Саровского» — часть программы «С именем преподобного Серафима Саровского», являющейся гуманитарной составляющей комплекса мероприятий по возрождению Саровской и Дивеевской обителей. В программу входят конкурсы «Серафимовский учитель», «Волонтер преподобного Серафима Саровского», «Серафимовская школа служения», «Серафимовский врач» и «Серафимовская сестра милосердия». Проекты реализуются Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского в рамках развития паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров». Конкурс «Серафимовский учитель» проводится с 2005 года. Конкурсы «Волонтер преподобного Серафима Саровского», «Серафимовская школа служения» и «Серафимовский врач», включающий в себя проект «Серафимовская сестра милосердия», стартовали впервые в 2020 году.

http://patriarchia.ru/db/text/5934130.ht...

Послание Святейшего Патриарха Тихона о каноническом осуждении, запрещении в священнослужении и предании церковному суду главных деятелей обновленческого раскола Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о пересмотре дела бывшего архиепископа Владимира [Путяты] 29.04(12.05).1924. «Поручение», данное Святейшим Патриархом Тихоном обновленческому «епископу» Николаю [Соловью], отбывающему за границу Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на покаянном заявлении лидера «Живой Церкви» протопресвитера В. Д. Красницкого позднее 08(21).05.1924. Послание Святейшего Патриарха Тихона по поводу организации административных органов Высшего Церковного Управления и Епархиальных Советов на местах Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об образовании высших органов церковного управления: Священного Синода и Высшего Церковного Совета – со включением в состав последнего протопресвитера В. Д. Красницкого и др. 13(26).05.1924. 346. Указ Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о назначении Преосвященного Мензелинского, викария Уфимской епархии, Иринея [Шульмина] епископом Малмыжским, викарием Сарапульской епархии 244. Послание Святейшего Патриарха Тихона митрополиту Варшавскому Дионисию [Валединскому] по вопросу об «автокефалии» Православной церкви в Польше 438. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на покаянном прошении причтов и представителей приходов гомельских городских церквей Заявление Святейшего Патриарха Тихона членам делегации астраханских мирян в связи с подачей последними жалобы во ВЦИК об отобрании местными административными властями православных храмов Ответное послание Святейшего Патриарха Тихона Константинопольскому Патриарху Григорию 7 по вопросу о внутрицерковных делах в России 410. Распоряжение Святейшего Патриарха Тихона о прекращении работы Патриаршего Священного Синода ввиду отсутствия гражданской регистрации этого органа церковного управления 523. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона о прекращении организации при нем Высшего Церковного Управления, положенная на адресе Елисаветградского духовенства «Беседа с Тихоном» («К примирению Тихона с Красницким») 1924.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

16 октября 1893 года Святейший Синод назначил иеромонаха Амвросия заведующим училищем. В 1897 году он был поставлен начальником Корейской духовной миссии в Сеуле и возведен в сан архимандрита, в 1898 году отозван из Сеула, в 1899 году назначен смотрителем Донского духовного училища в Москве, а в 1901-м — ректором Волынской духовной семинарии. 30 мая 1904 года архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии; в 1909 году назначен епископом Балтским, викарием Подольской епархии, в 1914-м — епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии. Есть церковные деятели, которым удается мирно проводить дни своей жизни, делая свое дело, и у которых не заводится каких-либо врагов. В крайнем случае, они всегда готовы отступиться от части своих требований и пойти на уступки. А есть церковные деятели, которые проводят церковную линию решительно и бескомпромиссно, не идя на уступки, и тем самым зачастую дают возможность проявиться и реальной обстановке, и действительным врагам. Таким был епископ Амвросий — мужественный воин Христов. В конце 1916 года епископ Амвросий отлучил двух мирян от причастия за безнравственный образ жизни. Один из отлученных, не оспаривая справедливости обвинения по существу, но не желая отказываться от церковной должности, которую занимал и которая была не совместима с выдвинутыми против него обвинениями, пожаловался на епископа Амвросия правящему архиерею Вятской епархии и просил выступить в свою защиту газеты либерального направления, что те с охотой исполнили. Давая объяснение причины столь недружелюбного отношения части тогдашнего общества и некоторых газет к епископу Амвросию, один из ижевских священников писал: «Преосвященный Амвросий больше всего вооружается против теплохладности в вере и жизни. Этой теплохладностью он объясняет и существование сектантства... и пороков вроде пьянства. Желая возбудить дух ревности о спасении и в пастырях, и в пасомых, епископ Амвросий при посещениях своих совершает вдохновенные богослужения, которые действительно способны разогреть сердца верующих и воспламенить их на все доброе. Коньком деятельности епископа Амвросия является борьба с пьянством... Понятное дело, кому-то речи епископа с призывом к абсолютной трезвости и... обличениями пьянства... приятны, а кому-то и неприятны».

http://foma.ru/kogda-mozhno-za-nego-post...

В русских православных епархиях кафедральное духовенство, как таковое, участия в епархиальном управлении не принимает; но отдельные, высшие его члены имеют это участие, поскольку они состоят членами епархиальной консистории. Эти высшие члены кафедрального духовенства суть: кафедральный протоиерей и ключарь (в московском Успенском соборе первый называется протопресвитером, а вместо ключаря существуют два сакеллария). При православном епископе может состоять, в качестве помощника, викарный архиерей, или даже несколько викарных архиереев. Русский викарный архиерей есть помощник епархиального архиерея в осуществлении прав как священнодействия, так и управления. Участие в последнем, впрочем, по уставу духов. консисторий ограничивается предварительным просмотром консисторских журналов и протоколов, прежде чем они поступят на рассмотрение епархиального епископа; последний может предоставлять викарию и самое рассмотрение и утверждение журналов, особенно на время своего отсутствия из епархиального города. По усмотрению епархиальных ерхиереев, в отдельных епархиях викариям поручаются и некоторые дела, не означенные в законе, например, о присоединении иноверцев к православной церкви, об определении на причетнические должности и т. п. Лишь некоторые викарные архиереи, в силу исключительных местных обстоятельств, вместе с состоящими при них духовными правлениями, действительно ведут церковное управление в известном, выделенном из епархии, округе. Таковы напр. епископы устюжский и сарапульский, которые управляют разными, отдаленными от епархиальных городов, уездами вологодской и вятской епархий. Так как, по принципам канонического права, двух епископов в одной епархии не может быть, и посвящение титулярных архиереев (без кафедры) избегается, то русские викарные епископы посвящаются на фиктивную кафедру одного из уездных городов данной епархии, от которого и получают свой титул, хотя в отношении к этому уезду они, по общему правилу (за исключением вышеозначенных викарных архиереев, управляющих определенными округами), не имеют каких-либо самостоятельных прав управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Странники, живущие в пределах Сарапульского викариатства Вятской епархии, в год переписи устроили нисколько собраний, предметом рассуждений коих была всеобщая перепись. Они постановили уклоняться от переписи, что и исполнили на самом деле. По словам отчета преосвященного Вятского, переписчиков в дома свои они не пускали, или, если те входили, то имен своих не сказывали. Некоторые из деятелей по переписи – счетчиков и заведовавших участками, свидетельствуют, что многие из принадлежащих к секте странников и бегунов в Тверской, Ярославской и Костромской губерниях ускользнули от переписи, скрытые в разных тайниках, подпольях и других притонах, устраиваемых в домах менее совершенных последователей страннической секты так называемых «жилых» бегунов, «странноприимцев» или «пристанодержателей». Последние, живя в миру·, обязаны давать у себя приют настоящим странникам. В Даниловском, например, уезде, как известно, по словам одного деятеля по переписи, всем местным жителям, чрез каждые 5 верст, имеются странноприимные дома. В двух обществах Георгиевской волости, Кинешемского уезда, в котором имеется вообще довольно значительное число странников, счетчику удалось видеть только троих. По свидетельству преосвященного Томского, некоторые из проживающих в Томской губернии раскольников также уклонились от переписи. Наиболее упорные и фанатичные раскольники Херсонской епархии, с целью уклонения от внесения своих имен и фамилий в переписные листы, бежали, по свидетельству преосвященного Херсонского, в Румынию, где и переждали время переписи. Один счетчик (4 участка Макарьевского уезда) рассказывает, что когда он явился к дому одного раскольника-крестьянина, местного полицейского десятского, то последний долго не впускал его, а затем отказался дать необходимые ответы, ссылаясь на то, что все сведения можно получить в волостном правлении. Наконец им было заявлено, что он православный христианин, носит святое имя, а счетчик пришел от антихриста, в антихристов же лист свое имя он записывать не желает; при этом он взял свой знак полицейского десятского и швырнул его со словами: «Возьмите и этот аптихрнстов знак, я ему не слуга».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

24 декабря директор Департамента общих дел МВД П. Стремоухов, к которому поступило дело, попросил у вятского губернато­ра объяснений относительно содержания жалобы. 6 января 1917 года вятский губернатор, не отвечая на жалобу по существу, написал, что «оставление епископа Амвросия в Са­рапуле не может послужить миру церковному, а, наоборот, вне­сет еще большую смуту и раздражение среди жителей города Сарапула. По имеющимся у меня сведениям, местный преосвященный на днях должен по поручению Святейшего Синода про­извести расследование о действиях епископа Амвросия по жалобе Михеля». 9 января 1917 года в Сарапул из Вятки прибыл епископ Глазовский, викарий Вятской епархии Павел (Поспелов) в сопрово­ждении секретаря Вятской духовной консистории для расследо­вания жалоб Михеля и Полякова на епископа Амвросия. В середине января верующие Сарапула послали петицию епи­скопу Вятскому Никандру (Феноменову), свидетельствуя, что «ревностное и благочестивое служение Амвросия, епископа Сарапульского, ценится верующими города Сарапула. А потому и пе­ревод [его] из города Сарапула из-за господ Михеля и Полякова был бы искренне верующему населению города Сарапула незаслуженною обидою». После Февральской революции попытки изгнать епископа Амвросия из Сарапула возобновились, и 6 марта 1917 года обер-прокурору В.Н. Львову была направлена телеграмма, подписан­ная сарапульским городским головой, с требованием удалить епи­скопа из города «за общее вредное направление деятельности и, в частности, произнесенную им сего числа за обедней в переполненном молящимися соборе проповедь, в которой он восхвалял бывшего царя и в особенности его супругу...» 9 марта телеграмму в Синод отправил и епископ Вятский Никандр, прося перевести епископа Амвросия в другой город. На следующий день, 10 марта, в Синод поступила новая телеграмма, подписанная неким купцом, именующим себя представителем прихожан сарапульского собора, «о возможно скорейшем перево­де епископа Амвросия из Сарапула». 11 марта обер-прокурор В.Н. Львов ответил купцу, что в ближайшее время этот вопрос бу­дет рассмотрен Синодом, и 18 марта 1917 года епископ Амвро­сий указом Святейшего Синода был «уволен на покой с назначе­нием его управляющим на правах настоятеля Свияжским Успенским Богородицким монастырем Казанской епархии».

http://fond.ru/kalendar/585/amvrosiy/

[ПСТБИ] МИХАИЛ (Бирюков [Михаил Алексеевич]) Архиепископ Пермский Родился в 1862 году. В 1884 г. окончил Пермскую духовную семинарию. Овдовел. С того же 1884 г. учительствовал и принял священство. С 1886 г. священствовал в Пермской епархии. С 1914 г. был настоятелем собора в г. Соликамске. С 1920 г. священствовал в Перми и состоял членом Пермского Епархиального Совета. 12/I-1923 г. уклонился в обновленческий раскол и хиротонисан во еп. Красноуфимского, вик. Пермской епархии. С З/Х-1924 г. – еп. Сарапульский. 15/IX-1925 г. по прошению уволен за штат. 15/V-1927 г. возведен в сан архиепископа. С февраля 1930 г. – архиеп. Пермский. 6/VI уволен за штат ввиду преклонного возраста. Скончался в июле 1942 года. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 14. ФАОС дело 128. Кат-АМ 203. Кат-ЯВ 165. С. 78. Кат-ЕС 3. С. 21, п/п 12. [Кат-ГУБ. С. 980.] МИХАИЛ (Вяткин [Михаил Иванович]) Архиепископ Челябинский Родился 27/II-1880 г. В 1901 г. окончил Томскую духовную семинарию. Вдов. С 1901 г. был священником-миссионером на Алтае. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол и был награждён званием протопресвитера. 7/IV-1931 г. в Новосибирске хиротонисан во еп. Барнаульского. С марта 1934 г. – еп. Минусинский. С сентября 1934 г. – еп. Нижне-Тагильский. С 1935 г. назначен еп. Пермским, с поручением управлять и Верхне-Камской епархией. 6/XII-1935 г. возведён в сан архиепископа. С 19/IХ-1936 г. – управляющий Челябинской митрополией. С 7/Х-1937 г. уволен за штат. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1931. С. 14. ФАОС дело 122. Кат-АМ 204. Кат-ЯВ 166. С. 78. [Кат-ГУБ. С. 980.] Родился 27/II-1880 г. в с. Борисовском Томской губернии. В 1901 г. окончил Томскую духовную семинарию. В том же году рукоположен в сан священника и назначен миссионером на Алтай. Овдовел. В 1919–1920 гг. привлекался к судебной ответственности, приговорён к 5 годам лагерей, срок отбыл. С 1922 г. в обновленческом расколе. 03/ХII-1930 г. возведён в сан протопресвитера. 07/IV-1931 г. хиротонисан в Новосибирске в обновленческого ей. Барнаульского. С мая 1931 г. – еп. Минусинский. С сентября 1934 г.–еп. Нижне-Тагильский и Верхотурский. С 1935 г. временно управлял Верхне-Камской и Нижне-Тагильской епархиями. 06/XII-1935 г. возведён в сан обновленческого архиепископа. С19/IX-1936 г. – архиеп. Челябинский, управляющий Челябинской митрополией. Арестован 20/VIII-1937 г. и приговорён Тройкой при УНКВД но Челябинской области к высшей мере наказания. Расстрелян 04/X-1937 г. в г. Челябинске.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Соч.: Речь… по приведении к присяге сердобольных сестер, в Екатерининской ц., при вдовьем доме (12 марта 1867). СПб., 1867; Речь… по приведении к присяге сердобольных вдов, в с.-петербургской Екатерининской ц., при вдовьем доме (12 марта 1868). СПб., 1868; Речь… по приведении к присяге сестер милосердия в Екатерининской ц. при вдовьем доме в С.-Петербурге, 12 марта 1869 г. СПб., 1869; Слово, произнесенное в Софийском кафедр. соборе, при первом служении, по вступлении на паству, 5 окт. 1869 г.//Вологодские ЕВ. 1869. 20. Приб. С. 757-763; Слово, сказанное в Спасо-Обыденном всеградском храме в 18 окт. 1869 г., в день торжеств. воспоминания освобождения г. Вологды от смертоносныя язвы//Там же. 21. С. 779-784; Признаки истинности правосл. христианства и лживости мухамеданства//Миссионерский противомусульманский сб. Каз., 1875; Слова и речи. СПб., 1881; Речь при вступлении на паству С.-Петербургской епархии, произнесенная в Св.-Троицкой Александро-Невской лавре 19 нояб. 1892 г.//ЦВед. 1892. Приб. 48. С. 1693-1696; Слово при вступлении на С.-Петербургскую паству, произнесенное в Исаакиевском кафедр. соборе, 21 нояб. 1892 г.//Там же. 49. С. 1733-1739; Речь к преосв. Арсению [Иващенко], новорукоположенному еп. Каширскому//Там же. 1893. Приб. 23. С. 355-356; Речь… к преосв. Алексию [Соболеву], еп. Сарапульскому, при вручении пастырского жезла//Там же. 24. С. 891-893; Из поучений. СПб., 1895; Речь… по совершении Священного Коронования ИИВ//ЦВед. 1896. Приб. 21. С. 721-722; Речь… по случаю торжественного въезда в СПб. ИИВ после Свящ. Коронования//Там же. 25. С. 875-876; Ответное письмо архиеп. Кентерберийскому//СПбДВ. 1896. 34/35. С. 671-672. Лит.: Суворов Н. К истории Вологодской епархии: Биогр. сведения о преосв. Палладии, еп. Вологодском и Устюжском//Вологодские ЕВ. 1873. 14. Приб. С. 505-511; Преосв. Палладий, еп. Тамбовский и Шацкий, еп. Рязанский и Зарайский//Рязанские ЕВ. 1876. Приб. 5. С. 125; 7. С. 185; 1878. Приб. С. 47; 9. С. 139; 1879. 3. С. 93; День открытия Братства св.

http://pravenc.ru/text/2578737.html

535 Окончил историко-филологический факультет Московского ун-та (1879) и СПбДА (1895), в 1893–1895 гг. духовник, в 1897–1899 – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии, затем – синодальный ризничий в Москве, настоятель монастырей в Тульской и Симбирской епархиях. С 1909 г. еп. Сарапульский, викарий Вятской епархии. 536 Родился в Фессалии, переехал в Россию в 1890 г. Приват-доцент Санкт-Петербургского ун:та, действительный член Русского археологического общества и Императорского православного Палестинского общества, почетный член СПбДА и КазДА. На склоне жизни страдал тяжкой душевной болезнью, первые признаки которой появились в 1908 г. 537 Родился в Астрахани, окончил КазДА (1882), магистр богословия (1883), д-р церковной истории, проф. КДА по кафедре литургики (1896), с 1907 – секретарь Императорского православного Палестинского общества. Почетный член КазДА (1912), СПбДА и МДА (1914), член-корр. Академии наук (1903). Проф. греческого языка (1918–1922) и проректор (1919–1922) Астраханского ун-та; псаломщик Астраханского каф. собора; в 1922 арестовывался по делу об изъятии церковных ценностей, осужден условно. Член Славянской комиссии Академии наук (1923), Русско-византийской комиссии. Профессор богословских курсов Центрального р-на Петрограда (1923–1925), Высших богословских курсов в Ленинграде (1925–1928). 538 По сведениям о. А. Надеждина, Мегорский в 1907 г. пропустил многие заседания Комиссии по болезни. 539 Архивный текст доклада отпечатан на машинке, многочисленные чернильные вставки и поправки внесены рукой архиеп. Сергия. В настоящей публикации они выделены курсивом. Полужирным шрифтом обозначены фрагменты, подчеркнутые владыкой Сергием, квадратными скобками – произведенные им купюры. Дополнения публикатора заключены в угловые скобки. В оригинальном тексте имеются также карандашные пометы чиновника канцелярии, готовившего дело к докладу в заседании Синода. 543 О рукописях Мегорского. 44–44 об. Первые пять параграфов с мелкими разночтениями впервые опубликованы по выписке из определения, посланной в МСТ: Плетнева. Исправление. 102–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Могилевская Минская 11.543 Полоцкая Литовская 3 ) Оренбургская 10.897 Астраханская Донская 22.996 Архангельская Холмско-Варшавская 299.164 Примечание 3. Литовская: Виленская, Ковенская и Гродненская б) Кавказские Ставропольская 31.770 Грузинская Сухумская Имеретинская Гурийско-Мингрельская Владикавказская 43.337 в) Сибирские Тобольская Томская 10.414 Омская Енисейская 15.610 Забайкальская Якутская Иркутская Камчатская Туркестанская 45.557 809.521 Приложение 6 Ведомость о библиотеках для внеклассного чтения при школах грамоты к 1 января 1897 года НАИМЕНОВАНИЕ Число. Продолжительность существования библио- библио библиотек библио ENAPXIЙ теками пользу- населе- сведе- ENAPXIU I. С земскими учреждениями Владимирская Вологодская 1 ) Воронежская Вятская 2 ) Екатеринбургская Екатеринославская Казанская Калужская Кишиневская Костромская Курская Московская Нижегородская Новгородская Олонецкая Орловская Пензенская Пермская Полтавская Псковская Рязанская Самарская С.-Петербургская Саратовская Симбирская Смоленская Таврическая Тамбовская Тверская Тульская Уфимская Харьковская Херсонская Черниговская Ярославская 46.114 Примечание 1. Вологодская: 5 уездов, состоящих в ведении епарх. Учил. Сов. и 5 уездов Велико-Устюжского викариатства. Примечание 2. Вятская: 8 уездов., состоящих в ведении Вятского епарх. Учил.Сов. и 3 уезда Сарапульского викариатства II. Епархии без земских учреждений а) Европейской России Киевская 57.104 Подольская Волынская Могилевская Минская Полоцкая Литовская 3 ) Оренбургская Астраханская Донская Архангельская Холмско-Варшавская 81.419 Примечание 3. Литовская: Виленская, Ковенская и Гродненская б) Кавказские Ставропольская Грузинская Сухумская Имеретинская Гурийско-Мингрельская Владикавказская 12.688 в) Сибирские Тобольская Томская Омская Енисейская Забайкальская Якутская Иркутская Камчатская Туркестанская 148.748 Читать далее Источник: Всеподданнейший отчет обер-прокурора святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1896 и 1897 годы. - Санктпетербург : Синод. тип., 1899. – XI, 279, 81 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010