Испанская и Португальская митрополия Константинопольской Православной Церкви, выделенная в 2003 г. из состава Французской митрополии, насчитывает 39 общин и 30 иереев. Состоит из 5 округов: Центр. и Сев. Испания и Гибралтар; Вост. Испания и Андорра; Юж. Испания; Канарские о-ва; Португалия, Галисия, Азорские о-ва и о-в Мадейра. Приходы Румынской Православной Церкви на территории И. (ок. 68) относятся к епископии Испании и Португалии (с кафедрой в Мадриде), входящей в митрополию Зап. и Юж. Европы. Имеются благочиния Мадрида, Барселоны, Сев. Испании (Витория-Гастейс), Кастельона-де-ла-Плана, Севильи. К Западноевропейской епархии СПЦ принадлежит 2 прихода: в честь Покрова Пресв. Богородицы в Барселоне (с 1988) и во имя Иоанна Крестителя в Жироне. В состав архиерейского наместничества Испании и Португалии Западно- и Среднеевропейской епархии БПЦ входит 3 храма: Пресв. Богородицы (Барселона), св. равноапостольных Кирилла и Мефодия (Аликанте) и Богоявления (Сеговия). Римско-католическая Церковь в И. имеет 14 архиеп-ств: Барселона (еп-ства-суффраганы: Сан-Фелиу-де-Льобрегат, Терраса), Бургос (еп-ства-суффраганы: Бильбао, Осма-Сория, Паленсия, Витория-Гастейс), Гранада (еп-ства-суффраганы: Альмерия, Картахена, Гуадикс, Хаэн, Малага), Мадрид (еп-ства-суффраганы: Алькала-де-Энарес, Хетафе), Мерида-Бадахос (еп-ства-суффраганы: Кория-Касерес, Пласенсия), Овьедо (еп-ства-суффраганы: Асторга, Леон, Сантандер), Памплона и Тудела (епископства-суффраганы: Калаорра и Ла-Кальсада-Логроньо, Хака, Сан-Себастьян), Сантьяго-де-Компостела (епископства-суффраганы: Луго, Мондоньедо-Ферроль, Оренсе, Туй-Виго), Севилья (епископства-суффраганы: Кадис и Сеута, Кордова, Уэльва, Канарские о-ва, Херес-де-ла-Фронтера, Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна (или Тенерифе)), Таррагона (епископства-суффраганы: Жирона, Льейда, Солсона, Тортоза, Уржель, Вик), Толедо (епископства-суффраганы: Альбасете, Сьюдад-Реаль, Куэнка, Сигуэнса-Гвадалахара), Валенсия (епископства-суффраганы: Ивиса, Мальорка, Менорка, Ориуэла-Аликанте, Сегорбе-Кастельон-де-ла-Плана), Вальядолид (епископства-суффраганы: Авила, Сьюдад-Родриго, Саламанка, Сеговия, Самора), Сарагоса (епископства-суффраганы: Барбастро-Монсон, Уэска, Тарасона, Теруэль и Альбаррасин). На 2011 г. общее количество католиков И. составляет ок. 43,1 млн чел. (согласно данным по диоцезам; An. Pont. 2011).

http://pravenc.ru/text/674995.html

Сант-Андреа в Мантуе Альберти. Наиболее отчетливо эта тенденция сформулирована Галеаццо Алесси в проекте варнавитской ц. Санти-Паоло-э-Барнаба (1561-1571). Главный алтарь, поставленный на вост. границе средокрестия, освещенный светом из окон в верхнем ярусе трансепта и фланкированный выступающими вовнутрь пилонами, является кульминацией пространственного построения. Контрреформационная ревизия иконографических требований не означала ни забвения античности как источника архитектурных решений, ни полного отказа от центрических храмов. Начиная с 1569 г. архит. Пеллегрино Пеллегрини возводит для ордена иезуитов в Милане ц. Сан-Феделе. Неф этой церкви состоит из 2 квадратных в плане компартиментов, перекрытых высокими вспарушенными сводами, чьи пяты поддерживают колонны на высоких пьедесталах. Боковые алтари расположены в неглубоких, практически лишенных пространства капеллах, по 2 с каждой стороны нефа. Ближайшим аналогом этого необычного решения является ц. Санта-Мария-дельи-Анджели - перестроенный Микеланджело тепидарий терм имп. Диоклетиана в Риме. За перестройкой терм Пеллегрини мог наблюдать во время пребывания в Риме в 1564 г. ( Rocco. 1939. P. 203). Через 12 лет он возводит в Милане круглую, вдохновленную рим. Пантеоном ц. Сан-Себастьяно (1578-1586), заложенную в память избавления города от чумы. В 1573 г. в Милане начинается реконструкция одной из крупнейших и наиболее почитаемых церквей раннехрист. времени - Сан-Лоренцо-Маджоре. Ее возглавил Мартино Басси, к-рый в 1587 г. занял должность главного архитектора Миланского собора. Реконструированная им церковь, равно как и ее капеллы, сохранила первоначальный план в форме квадрифолия и получила новый купол со световыми окнами, к-рый снаружи имеет вид высокого барабана. Четыре сохранившиеся со времен поздней античности башни по углам квадрифолия остались в качестве контрфорсов, принимающих на себя боковой распор купола. Внутреннее убранство изменилось радикально: плоский дорический ордер, мощный карниз с сильно выступающими сухариками, использованные Басси, придали пространству ц.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Мосарабская ц. ап. Луки в Толедо. Кон. XII — нач. XVII в. Мосарабская ц. ап. Луки в Толедо. Кон. XII — нач. XVII в. После переноса вестгот. столицы в г. Толет (ныне Толедо) и победы над арианством именно этот город стал главным литургическим центром Испании. Попытку унификации богослужения (вероятно, также направленную против рим. влияния) предпринял IV Толедский Собор (633) (2-й канон подчеркивал необходимость сохранения литургического единства во всей Испании и Нарбонской Галлии). Как составители служб и авторы молитв и песнопений прославились Конанций, еп. Палланции (ныне Паленсия) ( Hildef. Tolet. De vir. illustr. 11//PL. 96. Col. 203), св. Евгений II Толетский (Ibid. 14//PL. 96. Col. 204; см. ст. Евгений III ) и св. Ильдефонс Толетский (согласно его Житию - CSMA. Vol. 1. P. 59-66). С именем св. Иулиана Толетского связывают редакцию литургических книг (Vita seu Elogium S. Juliani. 11//PL. 96. Col. 450). Араб. нашествие 711 г. не прервало сразу развития И.-м. о., поскольку значительное количество населения на завоеванных территориях оставалось христианским, однако дальнейшая эволюция богослужения происходила на севере полуострова при епископских кафедрах (Луго, Овьедо, Асторга, Леон и др.) и в мон-рях (Санто-Доминго-де-Силос (в тот период - Сан-Себастьян-де-Силос), Сан-Мильян-де-ла-Коголья, Сан-Хуан-де-ла-Пенья и др.), многие из к-рых были основаны в VIII-X вв. На юге же, в Севилье и Кордове, богослужение на лат. языке сохранялось в архаичных формах, поскольку христ. общины постепенно переходили на араб. язык. В кон. VIII в. И.-м. о. оказался в центре адопцианских споров (см. ст. Адопцианство ). Поскольку Элипанд Толедский в качестве обоснования своего учения ссылался на богослужебные тексты (MGH. Conc. Aevi Karolini. Bd. 2. S. 113), во Франции испан. литургические книги попали под подозрение и стали характеризоваться каролингскими богословами как еретические (особенно после осуждения адопцианства на Франкфуртском Соборе 794 г.). Несмотря на это, И.-м. о. получил поддержку в Астуро-Леонском королевстве, правители к-рого стремились возродить вестгот. традицию.

http://pravenc.ru/text/674997.html

Тогда мать Екатерины, тайная христианка, отвела ее к некоему подвижнику, который сказал, что знает Человека, не просто равного, а превосходящего ее по всем четырем критериям. Когда Екатерина просила назвать Его имя, думая, что речь идет о каком-то земном правителе. Старец дал ей икону Пресвятой Богородицы с Младенцем и велел молиться перед ней. Во время молитвы Екатерине явилась Дева Мария с Младенцем на руках. Младенец отвернулся и не хотел даже взглянуть на девушку, но сказал, что, если дева хочет увидеть своего Жениха, она должна принять наставления старца, давшего икону. Екатерина немедленно отправилась к подвижнику, и тот научил ее христианской вере и крестил. После принятия крещения святой Екатерине снова явилась Богородица с Младенцем, Который надел ей на палец обручальный перстень. С тех пор Екатерина до мученической кончины проводила все время в молитвах и благочестивых занятиях. Помимо монастыря на Синае, частицы мощей великомученицы Екатерины находятся в греческих храмах и монастырях: зуб хранится в монастыре Живоносного Источника на острове Андрос, частицы мощей – в афинских храмах во имя святой Екатерины на Плаке и во имя святителя Николая Чудотворца в районе Като-Патисия, а также в монастырях Хиландар, Зербица близ Спарты и Апаносифи на острове Крит. Почитание великомученицы Екатерины на западе Латинская литературная традиция, посвященная великомученице Екатерине, гораздо шире и разнообразней греческой. Существует несколько латинских «Мученичеств», а также агиографические произведения других жанров: «Рождение великомученицы Екатерины», «Обращение великомученицы Екатерины», «Сказание об открытии мощей» и многочисленные «Чудеса великомученицы Екатерины», в основном происходившие с паломниками в Синайском монастыре. Вероятно, самым ранним свидетельством является изображение святой Екатерины с надписью имени святой в катакомбах Сан-Дженнаро в Неаполе, которое может быть датировано IX–X веками. В Риме свидетельства почитания великомученицы Екатерины относят к IX – концу X века. Большинство из них – фрески катакомб и церквей – трудно датировать: в церкви Сан-Лоренцо фуори ле Мура (XII b.), в катакомбах Кириаки (вместе с Богородицей и святой Кириакой, IX и XI bb.) в церкви Сан-Себастьяно аль Палатино фреска является частью росписи храма (вероятно, кон. Х в.). Этот монастырь имел прочные связи с бенедиктинским монастырем Монте-Кассино, который являлся одним из важнейших мест распространения почитания Екатерины в Западной Европе. Аббат монастыря Монте-Кассино Иоанн (998–1010) провел на Синае 6 лет (начало 90-х гг. Х в.), откуда, видимо, привез текст Мученичества святой. Монах из монастыря Монте-Кассино Альфан, побывавший в Константинополе в 1062 году, посвятил святой Екатерине 3 гимна, которые свидетельствуют о хорошем знании автором текста «Мученичества» Екатерины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Одна из ранних его построек - церковь мон-ря Сан-Бернардо в Алькала-де-Энарес (основан в 1617), строительство которой велось под рук. Себастьяна де ла Пласа. В прямоугольный объем здания вписан эллиптический интерьер, увенчанный куполом и окруженный по периметру капеллами,- решение, напоминающее планировку ц. Санта-Анна-деи-Палафреньери в Ватикане (ок. 1570, Дж. Б. да Виньола), гравюры и рисунки с изображением к-рой были известны в И. в нач. XVII в. Внутренний декор в отличие от декора итал. постройки характеризуется лаконичностью форм. Плоские пилястры, графическая прорисовка архивольтов арок и профилей купола, отсутствие обильного скульптурного декора скорее напоминают черты десорнаментадо. Влияние этой художественной традиции можно видеть и в решении фасада данного храма, композиция к-рого строится на контрасте плоскости стены и размещенных на ней элементов архитектурно-скульптурного декора. Вместе с тем за счет применения цветового контраста кирпичной кладки и резного каменного декора, а также за счет большей артикуляции форм и использования таких барочных деталей, как разорванные лучковые фронтоны и овальные окна, в фасаде церкви мон-ря Сан-Бернардо был создан эффект пульсации, напряженности и подвижности стены, отличающий его от фасадов произведений учеников школы Эрреры и соответствующий формирующейся эстетике барокко. С именем Х. Гомеса де Моры часто связывают создание знаменитого фасада церкви мон-ря Ла-Энкарнасьон в Мадриде (нач. 1611). Его композиция представляет творческое развитие схемы, выработанной в постройках учеников школы Эрреры (фасад ц. Сан-Хосе в Авиле, 1608, Ф. де Мора). Нижний ярус фасада образован 3 арками, опирающимися на квадратные столбы. Центром 2-го яруса является ниша со скульптурным декором, увенчанная лучковым фронтоном; в 3-м ярусе по бокам от центрального окна размещены геральдические композиции. Контраст глади стены и выпуклого скульптурного декора с барочными элементами придает нек-рую аппликативность композиции, единство к-рой достигается благодаря размещенным по ее бокам плоским лизенам, прорезающим все 3 яруса и усиливающим напряженный вертикализм фасада. Лаконичность и простота, почти доходящие до аскетизма, к-рые характеризуют подобное решение, часто связываются исследователями с влиянием эстетики монашеского ордена кармелитов. Предполагается, что работами по возведению фасада церкви руководил архит.-монах фрай Альберто де ла Мадре де Дьос (иногда ему приписывается и авторство проекта этой постройки).

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Лукия, мц. Сиракузская. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна. 60-е гг. VI в. Лукия, мц. Сиракузская. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна. 60-е гг. VI в. На древнейших изображениях Л. представлена в богатых одеждах: белом платье, расшитой золотом тунике, на собранных волосах - корона, к-рая удерживает спускающийся на плечи белый плат. На мозаике сев. стены базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (60-е гг. VI в.) она шествует вместе с др. мученицами вслед за волхвами и несет подобно дарам Христу и Богоматери венцы мученичества. Сверху ее изображение подписано: «SCA LUCIA». По мнению К. Скварр, фигура Л. помещена на фреске в апсиде рим. ц. Сан-Себастьяно-аль-Палатино (прежнее посвящение церкви Санта-Мария-ин-Паллара, 999), однако образы мучениц, по облику и одеждам напоминающие фигуры на равеннских мозаиках, не имеют подписей. К ранневизант. образцам восходит изображение Л. на фреске в апсиде ц. Сант-Элия в Кастель-Сант-Элия близ Непи (XI в.): она, в расшитом платье, с белым шарфом на голове, подносит золотой венец стоящему в центре арх. Михаилу. На фреске в крипте ц. Сан-Марчиано (XII в., Сиракузы) молодая Л. облачена в темное платье и белый головной плат, в левой руке крест. В визант. памятниках образ святой встречается редко. Сцена мученичества Л. была включена в Минологий, написанный и украшенный миниатюрами для имп. Василия II в К-поле (1-я четв. XI в.; Vat. gr. 1613. Fol. 242): святая изображена на 1-м плане в алом платье, кровь льется из отсеченной головы и шеи; палач стоит между скалами над ее падающим телом, справа от него - древо и городская стена с аркой на дальнем плане, слева - костер. У Л. короткие волнистые волосы, глаза закрыты; струи крови, цветы на кусте, цвет платья Л. и языки пламени соединяются в кроваво-красном колорите миниатюры. Лукия, мц. Сиракузская перед судьей. Алтарная картина. 1523–1532 гг. Худож. Л. Лотто (Национальная Государственная галерея в Ези) Лукия, мц. Сиракузская перед судьей. Алтарная картина. 1523–1532 гг. Худож. Л. Лотто (Национальная Государственная галерея в Ези)

http://pravenc.ru/text/2110869.html

относят к IX - кон. X в. Большинство из них - фрески катакомб и церквей - трудно датировать: в ц. Сан-Лоренцо фуори ле Мура (XII в.), в катакомбах Кириаки (вместе с Богородицей и св. Кириакой, IX и XI вв.?), в ц. Сан-Себастьяно аль Палатино фреска является частью росписи храма (вероятно, кон. X в.). Этот монастырь имел прочные связи с бенедиктинским мон-рем Монте-Кассино (Юж. Италия), к-рый являлся одним из важнейших мест распространения почитания в Зап. Европе. Аббат мон-ря Монте-Кассино Иоанн (998-1010) провел на Синае 6 лет (нач. 90-х гг. X в.), откуда, видимо, привез текст Мученичества святой. Монах из мон-ря Монте-Кассино Альфан, побывавший в К-поле в 1062 г., посвятил Е. 3 гимна (PL. 147. Col. 1240-1241), к-рые свидетельствуют о хорошем знании автором текста Мученичества Е. Во Франции центром почитания Е. было бенедиктинское аббатство Ла-Трините-о-Мон (близ Руана), куда между 1033 и 1059 гг. из Синайского мон-ря была привезена часть мощей великомученицы. В XI в. крестоносцами был основан рыцарский орден Е. при храме на горе Синай. Благодаря крестоносцам в XII в. значительно увеличилось количество паломников из Зап. Европы на Св. землю, в т. ч. на Синай. Известно, что в 60-х гг. XII в. Синай посетил Филипп де Мийи, впосл. Великий магистр ордена тамплиеров (1169-1170). Он подробно описал свое путешествие в письме (1169) к поэту Маврикию де Краону, и передал ему частицу мощей Е., к-рую тот позже подарил франц. мон-рю ( Broussillon B., de. La maison de Craon 1050-1480: Étude hist. accompagnée du Cartulaire de Craon. P., 1893. Т. 1. P. 101). С 1571 г. в Польше действует жен. монашеская конгрегация св. Е. (резиденция - в аббатстве Гроттаферрата, близ Рима). Е. почитается и в др. странах Зап. Европы: в средние века почитание мученицы распространилось на территории Великобритании, особенно в Уэльсе. Она стала одной из самых чтимых святых в средневек. Швеции, где сохранилось ок. 300 изображений Е. (фрески, иконы, скульптуры). Е. почитается на Западе как покровительница учащегося юношества, богословов и философов, а также Парижского ун-та.

http://pravenc.ru/text/189599.html

–Перев.). На этой должности он оставался до выхода на пенсию в 2001 году – замечательный пример приличествующего монаху постоянства! Эти годы стали решающими для Тимоти Уэра и по другим причинам. В 1965 году он был рукоположен во диакона и при посвящении, совершенном архиепископом Фиатирским и Великобританским Афинагором, и получил имя Каллист. В следующем году он принял священнический сан и принёс монашеские обеты, став иеромонахом (монахом-священником) монастыря св.Иоанна Богослова на о.Патмос. Так он стал о.Каллистом (позже получив сан архимандрита). Имя это происходит от греческого прилагательного в превосходной степени и означает «лучший» или «прекраснейший» и выбрано для него епископом. Оно произошло от Римского папы начала II века, сострадательность которого презирали как слабость, а также от двух Константинопольских Патриархов XIV века (оба были исихастами), последний из которых, Каллист II Ксанфопул, и стал небесным покровителем новоиспеченного иеромонаха. Хотя о.Каллист числился насельником монастыря на Патмосе, он всё же обосновался в Оксфорде и жил с родителями после выхода на пенсию своего отца. Так начав, о.Каллист освоил параллельно несколько профессий. Он был лектором Оксфордского университета в течение тридцати пяти лет, в 1970 году став преподавателем и тьютором богословия в колледже Пемброк. Также читал лекции у студентов бакалавриата, в первую очередь по греческой патристике, как на догматические (много лет они были посвящены христологии от Ефеса до Халкидона), так и на аскетические темы (отмечу лекции по богословию человеческой личности в греческом богословии). Также о.Каллист был научным руководителем возрастающего числа студентов, специализировавшихся на греческом и византийском богословии (как догматическом, так и аскетическом). Во время пребывания в Оксфорде одним из его коллег был всемирно признанный исследователь сирийской письменности Себастьян Брок, преподаватель, а позже лектор по сирийскому и арамейскому языкам. Многие годы они вместе вели семинар по восточному христианству.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Как правило, центром такой композиции является символическое изображение Воскресения Христова (крест с утвержденным на нем хризмоном, под перекладиной креста - 2 небольшие фигурки воинов). Так, на передней панели саркофага «с деревьями», происходящего, вероятно, из базилики ап. Павла на Виа-Остиенсе в Риме (ок. 340-350, Музей Пио-Кристиано, Ватикан. 28591), по сторонам символического изображения Воскресения помещены сцены взятия ап. Петра под стражу (справа) и мученичества ап. Павла (слева). Апостолы облачены в длинные хитоны, на ногах - сандалии. Ап. Петра ведут 2 стражника, придерживая за связанные спереди руки, при этом в позе апостола просматривается решимость. Руки ап. Павла связаны за спиной, к нему делает шаг юноша-воин, вынимающий из ножен меч, голова апостола обращена к мучителю, но взор спокоен. Фигуры первоапостолов даны в легком контрапосте с опорой на левую ногу, четко переданы их индивидуальные черты (особенно в прическах и типах лиц - округлого у ап. Петра и удлиненного с крупным носом с горбинкой - у ап. Павла). В том же иконографическом варианте с незначительной разницей в деталях (напр., наклоне головы) тема страданий апостолов Петра и Павла показана на целом ряде саркофагов 3-й четв.- 2-й пол. IV в. (напр., саркофаги из Музея саркофагов в базилике Сан-Себастьяно, Рим; см.: Wilpert. 1929. Vol. 1. Tav. CXXXXII, 1-3). Рельефы саркофагов сохранили и др. композиционно-иконографические решения этих сцен. Напр., на саркофаге из базилики Сан-Валентино в Терни, Италия, первоапостолы изображены в центре, стоящими по сторонам символической композиции «Воскресение Христово», и слева - в сценах взятия под стражу (справа - «Христос перед Пилатом» и «Пилат умывает руки»). В рельефе с ап. Павлом изменений нет, а в переработанной сцене с плененным ап. Петром появляется изображение массивного креста, к-рый держит на плече стоящий слева от апостола воин (безбородый муж в короткой тунике), сам апостол указывает на крест - орудие своего мученичества и исповедничества - правой рукой, с крупно масштабированной ладонью (см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/2580452.html

Вероятно, именно по обету, данному во время войны, К. вскоре основал Латеранскую базилику в Риме - первый известный в истории храм для христиан, построенный от имени императора. Христиане впервые получили во владение огромное и роскошно оформленное здание, изначально сконструированное с учетом литургических функций. Возможно, закладка базилики состоялась уже 9 нояб. 312 г. (не позднее весны 313). Для сооружения был избран участок на Целийском холме, который ранее занимали казармы расформированной конной гвардии, а также имп. вилла. Базилика была освящена 9 нояб. 318 г.; еще неск. лет в ней продолжались отделочные работы. В это же время на месте почитаемой христианами могилы св. ап. Петра была возведена Ватиканская базилика (собор св. Петра). На триумфальной арке в интерьере базилики до ее перестройки в XVI в. сохранялась посвятительная надпись К. Несколько других храмов были основаны на местах почитания мучеников: базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура (могила св. Лаврентия), Санти-Марчеллино-э-Пьетро (могилы святых Марцеллина и Петра Диакона; рядом мавзолей св. Елены), Сант-Аньезе (могила св. Агнессы; рядом мавзолей дочери К. Констанции, ныне ц. Санта-Констанца), Сан-Себастьяно на Аппиевой дороге (место почитания св. апостолов Петра и Павла). В кон. 20-х гг., после паломничества св. Елены в Иерусалим, при дворце императрицы была построена церковь-реликварий Животворящего Древа Креста Господня (Санта-Кроче-ин-Джерузалемме), фрагмент реликвии был привезен Еленой. Большинство этих построек, в т. ч. Латеранская и Ватиканская базилики, отличались огромными размерами (известны по данным раскопок и сохранившимся фрагментам). Закладка собора св. Петра в Риме. Роспись зала Константина, Ватикан. 1520–1524 гг. Худож. Джулио Романо (?) Закладка собора св. Петра в Риме. Роспись зала Константина, Ватикан. 1520–1524 гг. Худож. Джулио Романо (?) Следует отметить, что даже строительство христ. храмов в Риме для К. не означало полного разрыва с традиц. религией. Наоборот, характер этих построек и их расположение на карте Рима говорят о политике К.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010