На площадь, где обычно производились казни, он успел как раз к тому моменту, когда приговоренные со связанными руками уже стояли на эшафоте и палач собирался отрубить голову первому из них. Весь город знал о несправедливости приговора, но никто не решился заступиться за невинных людей. И снова один только Николай поступил не так, как прочие. Не говоря ни слова, он поднялся на эшафот, вырвал меч из рук палача, отбросил его в сторону и развязал несчастных, которые уже простились с жизнью. Народ с ликованием встретил своего архиепископа. Прибыл сюда и градоначальник. Николай посмотрел на него так печально, что тот упал на колени и попросил прощения перед всем народом. Откуда взялись олени? Вот таким человеком был Николай. Не боялся вступиться за слабых и обиженных, когда все остальные предпочитали молчать. Избегал славы, почета и высоких званий. Богатство свое раздал бедным, а сам стал жить в нищете, не имея даже крыши над головой... Действительно — странный. А ведь если разобраться, то все его странности можно объяснить очень даже просто: он с юных лет заботился о других людях больше, чем о себе. Ну а меховую шубу и оленей сегодняшнему Санта-Клаусу «подарили» уже спустя полторы тысячи лет в Америке. Ведь переселенцы из Европы добирались туда по морю, а моряки и путешественники всегда считали святого Николая своим небесным покровителем. Расселившись по американской земле, люди продолжали любить святого, которому молились в своем трудном и опасном плавании через океан. Правда, со временем к подлинной истории его жизни добавились различные легенды и выдумки. А в середине XIX века один американский школьный учитель придумал для своих детей стишок, где изобразил Санта-Клауса в виде эльфа, разъезжающего по небу на восьмерке северных оленей. Этот сказочный толстяк в ночь под Рождество тайком залезал через каминную трубу в дом и наполнял подарками детские чулочки. Потом стишок случайно попал в газеты и настолько всем понравился, что этого сказочного Санту начали рисовать на поздравительных открытках и в детских книжках, делать его фигурки, изображать в представлениях и мультфильмах. Придумали ему и новую родину на Европейском Севере — Лапландию. Постепенно сказочный образ Санта-Клауса перекочевал в Европу, а затем и в Россию, где его стали называть привычным для русских сказок именем — Дед Мороз. «Столицей» Деда Мороза у нас считается город Великий Устюг. Отсюда под Новый год и Рождество он отправляется по нашей стране с подарками для ребятишек.

http://foma.ru/gde-rodilsya-ded-moroz.ht...

Однако у  Санты от  Томаса Наста оказался один существенный недостаток — он был черно-белым. Красную шубу сказочному дедушке подарил в 1885 г. издатель Луис Пранг. Он перенес в Америку викторианскую традицию рождественских поздравительных открыток , выполненных в технике цветной литографии. Так  Санта-Клаус  сменил меха, в которые его нарядил Наст, на добротный ярко-красный наряд. Наконец, в 1930 г. компания «Кока-Кола» придумала хитрый рекламный трюк, чтобы об их продукции не забывали ни летом, ни зимой –  художник  из Чикаго Хэддон Сандблом изобразил  Санта-Клауса  в красно-белых цветах Кока-Колы. Причем, вновь, как и в случае со слугой пастора Мура, прототипом  кока-кольного Санты оказался вполне реальный человек –  друг и сосед художника Лу Прентис, с которого тот и нарисовал всем известного теперь старика в красно-белой шубе. Так родился современный  облик   Санта-Клауса. В этой любопытной истории есть одно печальное обстоятельство: за всеми многочисленными метаморфозами мифического Санты образ святителя Николая Мирликийского тускнел, стирался, и наконец, практически полностью исчез, так что найти его черты в нынешнем, кока-кольном персонаже уже вряд ли получится. Да и не стоит, наверное, этого делать. Тем, кто хочет узнать, как же на самом деле выглядел святитель Николай Мирликийский, не нужно всматриваться в красочные изображения, созданные американскими рекламщиками. Гораздо проще и правильнее для этого войти в любой православный храм, где икона Николая Чудотворца всегда расположена на самом почетном месте – рядом с изображениями Христа и Богородицы. В строгом и печальном лике этого святого нет ничего, что хоть немного походило бы на румяного красноносого Санту. Но именно на православных иконах изображен тот самый – настоящий святитель Николай, подлинный – Санта Клаус. Которого западный мир сегодня почти полностью забыл. Читайте также: Далекие и близкие праздники Рождество на заказ Просто Рождество Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/ot-svyatitelya-nikolay...

Закрыть «Зимний Никола» Игорь Евсин об интересных фактах из жизни святителя Николая Чудотворца Игорь Евсин   10:03 20.12.2017 1200 Время на чтение 4 минуты 19 декабря мы отпраздновали день памяти святого Николая Чудотворца. Этот день в народе называется еще «Зимний Никола». Как известно, родился будущий святитель, Божий Угодник Николай примерно в 270 году в местечке Ликия. Это поселение тогда располагалось на территории сегодняшней Турции (вернее возле турецкого современного городка Гелемиш). А сама же Ликия в те времена входила в провинцию, называемую Патара. Эта провинция была греческой колонией. Византия, а впоследствии ее часть - Греция) являлась православным государством, потому и Николай Мирликийский за богоугодную жизнь и многочисленные чудеса прославлен во святых именно Православной Церковью. Однако почитается он и в Католической церкви. При этом во многих западных странах он почитается весьма как Санта Клаус, то есть Святой Николай. На западе Санта Клаус стал символом нашего «Деда Мороза». Причиной этому стало то, что согласно своему житию, Николай Угодник трем дочерям разорившегося вконец богатея приданое преподнес. В воспоминание об этом в католичестве на Рождество стали «от Санта Клауса» дарить подарки. Дело-то в общем благочестивое. Да вот со временем Санта Клаус, то есть святитель Николай стал на Западе некоим сказочным персонажем типа нашего «Деда Мороза». Но если нашего Дедушку Мороза, хотя и осторожно, но все-таки можно использовать в рекламе, то использование в этом качестве Санта Клауса, святого Николая, дело с православной точки зрения кощунственное. Тем более в рекламных роликах западные Санта Клаусы ведут себя отвратительно. Они отчего-то много всякого разного пьют, ненасытно едят и порой ржут, как лошади. Пляшут, прыгают, скачут, как бесенята… Поэтому-то наши православные верующие относятся к католическому образцу нашего Деда Мороза, словно к кощунству. Интересно, что на сегодняшний день в Церкви существует не одно, а два весьма похожих жития святых Николаев. Житие Николая Мирликийского и житие Николая Пинарского (Синайского), что родом был также из местечка Ликии. В древние времена этих Николаев даже путали. И это не случайно. Мало того факта, что оба они из Ликии родом были, но они оба также были архиепископами. Их даже во святых прославили, как святителей и чудотворцев. Со временем биография святителя Николая Мирликийского до того переплелась с биографией Николая Пинарского, что появилось большое заблуждение относительно их родителей. Несколько столетий родителей Николая Мирликийского Феофана (Епифания) и Нонну, в жизнеописаниях называли родителями Николая Патарского.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/20/zi...

Аминь! Санта-Клаус В западном христианстве образ святителя Николая Чудотворца соединился с образом фольклорного персонажа — «рождественского деда» — и трансформировался в Санта-Клауса ( Santa Claus в переводе с англ. — святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на день святителя Николая, но чаще — на Рождество Христово. У истоков традиции дарить подарки от имени Санта-Клауса — история о чуде, которое совершил Николая Угодник. Как говорит житие святителя, он спас от греха семью бедного человека, который жил в Патарах. У бедняка было три прелестных дочери, и нужда заставила его задумать страшное — он хотел отправить девушек заниматься проституцией. Местный архиепископ, а им как раз служил Николай Чудотворец, получил откровение от Господа о том, что в отчаянии задумал его прихожанин. И решил спасти семью, причем тайно ото всех. Однажды ночью он завязал в узелок золотые монеты, которые достались ему в наследство от родителей, и бросил мешок бедняку в окошко. Отец дочерей обнаружил дар только утром и подумал, что это сам Христос послал ему подарок. На эти средства он выдал замуж за хорошего человека свою старшую дочь. Святитель Николай возрадовался, что его помощь принесла добрый плод, и так же, тайком, закинул второй мешочек с золотом в окно бедняку. На эти средства тот сыграл свадьбу средней дочери. Бедняку не терпелось узнать, кто же его благодетель. Он не спал ночами и ждал, не придет ли тот, чтобы помочь третьей дочери? Святитель Николай не заставил себя долго ждать. Услышав звон узелка с монетами, бедняк догнал архиепископа и узнал в нем святителя. Упал к его ногам и горячо благодарил его за то, что тот уберег семью от страшного греха. Никола Зимний, Никола Осенний, Никола Вешний, «Никола Мокрый» 19 декабря и 11 августа по новому стилю православные христиане вспоминают, соответственно, смерть и рождество святителя Николая Чудотворца. По времени года эти праздники получили народные названия — Никола Зимний и Никола Осенний. Николой Вешним (то есть весенним), или Николой Летним , называли праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, который отмечается 22 мая по новому стилю.

http://foma.ru/19-dekabrya-2013-nikolaj-...

Еще недавно мы говорили о конфликте между Церковью и разными секулярными идеологиями, которые пришли на смену госатеизма. Их адепты настойчиво стучались в двери Церкви, в ультимативном тоне требуя заменить дух заповедей правилами секулярного общежития " в духе времени " , которые непонятно кто, когда и для чего сформулировал. Словом, заменить Евангелие от евангелистов неким " евангелием " от Санты Клауса. Но трансформация светлого образа Николая Угодника не может заменить Слово Божие, а новогодние прибаутки – свидетельства Писания. " Партия Санта-Клауса " внутри Церкви еще год назад была по-детски обидчивой и несговорчивой. Они готовы были считать провокацию Pussy искусством, зато стояние верующих за Поясом Богородицы вызывало непонятное разочарование и странную реакцию: " Кто все эти люди? Христиане ли они? Других вопросов мы не задаем " . Но попытки выстраивать отношения внутри Церкви как в секулярном пространстве: власть, безмолвствующий народ и говорящая за десятерых интеллигенция – были утопией. Они противоречили принципу церковной общины, где все миряне изначально равны. Попытки заинтересовать Церковь " секулярной " повесткой сегодня выглядят фарсом. Внутрицерковный консенсус фактически состоялся. Сегодня он укрепляется. Конечно, споры между единоверцами возможны – это естественное и хорошее дело, без этого жизнь церковная мертва. Но сегодня, Слава Богу, никто не стремится пугать оппонента обещанием раскола. Никто как давеча не грозит хлопнуть дверью и " уйти из Церкви " . Горячность юношей, обдумывающих житье, уступила место неспешным раздумьям. Ситуация в Церкви внушает больше оптимизма, чем в 90-е, когда разные церковные " фракции " никак не могли договориться. Пришло время думать не только о сиюминутном разграничении интересов, но и возвращаться к традиции как таковой. Иначе консенсус невозможен. А мы все никак не изживем привычку гоняться за разноцветным туманом " веселой " постмодернистской относительности. Но, как принято говорить у католиков, " Божьи мельницы мелют медленно " . Рано или поздно получается мука.

http://religare.ru/2_99197.html

Автор заявляет о том, что «ни политической, ни духовной цензуры не будет. Цензура – это моя собственная совесть. Я определил для себя о каких вещах в газете писаться не будет. Мы не будем писать о сотрудничестве РПЦ и КГБ, мы не будем писать о табачных и винно-водочных делах. Не будем писать о церковно-государственных отношениях. Мы не будем писать про голубых епископов. Мы не будем писать о тех темах, которые уже сполна отработаны в СМИ. Они ушли и муссировать их - только пятиться назад. Мы будем писать про экономику прихода – людям интересно как и куда идут их пожертвования. Будем рассказывать об уровне доходов рядового священника – это интересно, и это не скандально. Все светские СМИ держатся на публикациях об известных людях, ньюсмейкерах… Я хочу показать епископа нормальным человеком. Мне интересно какие книжки он читает, как зовут его кошку, на каком автомобиле он ездит, любит ли он вышивать крестиком или паять приемники. Это не умаление, а стремление показать, что они нормальные люди, которые требуют уважения, им больно, они тоже страдают, они болеют… Я хочу развенчать известное представление о том, что церковь – это удел слабых и убогих. Я хочу изменить эту ситуацию… Отчасти " Мирская жизнь " будет работать по законам бульварной прессы. Но она должна стать дешевой популярной массовой газетой. Не надо печатать фотографии попов в бане и вся желтизна исчезнет». Однако пока ситуация остается прежней. И прошлая неделя вновь ознаменовалась событиями, которые можно расценить как кощунства, как вандализм. В Волгограде осквернено Дмитровское центральное городское кладбище. По сообщению сайта «НТВ» , «на территорию кладбища проникла группа молодых людей 17-20 лет, которые принялись громить захоронения. Злоумышленники пока не задержаны». В Англии церковная рекламная служба нарядила Богомладенца в костюм Санта-Клауса, сообщается в новостной колонке сайте «Седмица.Ru». «Знакомую по полотнам старых европейских мастеров традиционную рождественскую сцену, представляющую младенца Христа, лежащего в яслях и склонившихся над ним Деву Марию, Иосифа и пастухов, решили «усовершенствовать». Богомладенца английские «дизайнеры» «одели» в шубу и колпак Санта-Клауса, а ниже поместили призыв: «Ну-ка, попроси у Него о чем-нибудь в нынешнее Рождество!». Цель необычной акции, по убеждению сотрудника Церковной рекламной службы преподобного Тома Амброуза, действительно благая. Она состоит в том, чтобы таким оригинальным способом противодействовать материалистическим тенденциям в праздновании Рождества, которые стали типичными для Запада».

http://pravoslavie.ru/4848.html

Шведская Церковь имеет свои особенности. По учению это лютеранская Церковь, но сохраняет всю атрибутику католичества. Епископы, которые сейчас уходят на покой, были во времена начала наших контактов студентами. С этими епископами, с пасторами у нас складывались очень хорошие отношения. Приведу один характерный эпизод. Я был знаком с пастором университетской церкви в г. Упсала. Это был прекрасный человек. Жена его работала в клинике для психических больных, они вели большую социальную работу. Я часто ночевал в их доме — т. е. я, конечно, снимал номер в гостинице, но они каждый раз уговаривали меня остаться, вечером допоздна сидели за чаем, а утром вместе шли в университет. Потом пастор заболел — у него открылась тяжелая, неизлечимая болезнь Паркинсона. И вот, я приезжаю в очередной раз, звоню из Стокгольма. Отвечает жена. Спрашиваю: «Клауса можно?» «Клауса нет». — «А где же он? — спрашиваю я, — Опять в больнице?» — «Нет. Он дома». — я буквально стенографически передаю этот разговор, так как он меня тогда потряс. — «А почему же он не может подойти?» — «Он не может. Он умер!» Часто мы говорим, что у протестантов, лютеран нет благодати, нет того, другого. Но внутреннее состояние — состояние веры, которое и передала эта матушка в своих словах: «Он дома». Другой пастор — в Амстердаме. По существу, столица Голландии — не Гаага, а Амстердам. Но там есть район, куда в прежние времена работникам посольства и торговых миссий не рекомендовалось заходить, — так называемый «розовый» район. Ежедневно из каналов вылавливают трупы, — бросаются туда какие–то женщины сомнительной репутации и наркоманы. И вот молодой еще пастор — ему было едва за тридцать и он имел троих детей — сказал: «А я открываю в этом районе церковь Георгия Победоносца». Я удивился: «Ты что, с ума сошел?» — «Это моя работа» — ответил он. — «Ну хорошо, твоя, но дети–то тут причем?» — «Но ведь это мои дети. Они тоже будут делать эту работу». Спустя несколько лет я снова встретился с ним. Он сказал, что вышел на пенсию, но работу свою продолжает, — в основном, по ночам, когда приходят эти разбитые в кровь женщины, накурившиеся молодые люди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Он занимался благотворением, которое было спасительно для людей и в разных смыслах спасительно. Был один мужчина, у которого были три дочери, и он очень обнищал, и он хотел одну из дочерей продать на блуд. И когда он это замыслил, он пошел и поделился этой мыслью на исповеди со священником. Но ему повезло, что священником был Николай Угодник. Тот ночью, чтоб его никто не видел, надел капюшон на голову, подобрался поближе к дому и в открытое окошко бросил мешочек с золотыми монетами. И этого хватило семье, чтобы  целый год существовать безбедно. Через год у них опять возникла такая проблема и опять под Рождество. И опять хотел этот мужчина другую дочку продать на блуд, а ту уже замуж выдал, потому что этих денег хватило и на все расходы, связанные с замужеством. Приданое, что называется. И вот, таким образом, три года в подряд он приходил и жертвовал эти деньги. Но на третий год этот человек решил сидеть в засаде и ждать там, кто же это пойдет. Он хотел понять, кто это такой. И он выбежал из дома, когда эти деньги, мешочек с золотом упали на стол, он догнал этого человека и увидел, что это священник Николай Угодник Божий, т.е. его приходской священнослужитель. И вот такое нравственное действие древнего священнослужителя. Это для нас правило веры, образ кротости, воздержания учителя. А мусульмане не обращаются к нему с молитвой. Там представители других направлений христианства -  тоже нет, конечно. И жития никогда не читали. Но самое интересное заключается в том, что во всем мире дети под Рождество ждут Санта- Клауса. Санта  - это значит святой, Клаус  - это значит Николай, т.е. этот древний святитель, христианский православный во всех отношениях, он такой мощное нравственное воздействие оказал на людей своего времени, что потом, через века и столетия во всем мире его ждут. В мусульманских странах тоже дети ждут Санта Клауса. Это в советское время. Кстати, до революции тоже прямо ждали Святого Николая. А в советское время решили перевирать и предложили нам новый персонаж: Деда Мороза.

http://radonezh.ru/text/a-pravda-chto-go...

Эпоха постмодерна активно распространяет в мире всевозможные техники амнезии, во многом построенные на стратегии " антипамяти " . Одной из фигур такой антипамяти и является образ Санта-Клауса, который, имитируя традицию празднования Рождества Христова, выступает как эталонный симулякр, не отсылающий ни к какому прошлому, кроме своего собственного. Образ Санта-Клауса соотносится не со святителем Николаем, и не с Христом, а с такими героями, как Микки-Маус, покемоны и другие герои диснеевской мультипликации, его культурный контекст, скорее, соотносится с Мак-Дональдсом, Голливудом и Диснейлендом. В такой перспективе стирается принципиальное различие между такими праздниками, как Рождество, Хеллоуин и День святого Валентина.  Во время холодной войны США потратили не один миллион долларов на то, чтобы вытеснить из своего языка русское слово " sputnik " и заменить его на " satellite " . Один из принципов постмодернистской архитектуры, как ее описывал Дженкс, состоял в том, что архитектурный ансамбль, должен вытраиваться вокруг центра, при том условии, что сам этот центр будет оставаться незанятым. В такой отсутствующий и незанятый центр в эпоху постмодерна постепенно превращается праздник Рождества, где вместо Христа выступает Санта-Клаус, место которого в некоторых школах уже занял рождественский клоун. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

http://bogoslov.ru/article/266578

Аналогичным образом правовое измерение Таинства в свете экклезиологии Второго Ватиканского собора предстает в тесной связи с измерением пневматологическим, если рассматривать их с точки зрения двух важнейших достижений соборной теологии таинств: экклезиологического – открытия общинного измерения таинств, и антропологического – убежденности в том, что таинства суть знаки, способные порождать новую солидарность. В результате этих двух достижений становится понятнее и убедительнее интуиция Клауса Мёрсдорфа, который, как мы уже видели, трактует правовое измерение Таинства по аналогии с юридическим символом (Rechtssymbole). Действительно, выявив близкое родство между юридическим символом и Таинством, мюнхенский канонист сумел обосновать правовой характер сакраментального устроения Церкви и в то же время показать его специфичность, как ius sacrum, по отношению к государственному праву. Однако эта специфичность не может быть сведена исключительно к тому факту, что у любого народа символ является юридически обязывающим только в той мере, в какой признается (как таковой) культурной традицией самого народа; в то время как сакраментальный знак обладает обязывающей силой для Народа Божьего потому, что установлен Христом, а Христос есть возможность окончательного спасения, дарованная человеку Богом. Социальные или общинные реальности, порождаемые юридическим символом и Таинством, тоже различаются, то есть определяются и направляются разными началами. Дело в том, что солидарность, возникающая из преподания таинств, не является чисто человеческой, естественной. Она есть communio fidelium (община верных). В ней действует сила спасения, принесенная Христом и сообщаемая людям через таинства как «конкретное осуществление того, что есть Церковь в ее целокупности» 76 . А Церковь , согласно учению Второго Ватиканского собора, представляет собой не просто одну из форм человечес кого сообщества, подобную прочим, но unam realitatem complexam, quae humano et divino coalescit elemento (сложную реальность, соединяющую в себе человеческий и божественный элементы). Именно вследствие этой взаимной имманентности Церкви и таинств последние отражают, в том числе в форме правовых актов, специфичность церковной общины, и наоборот. Это значит, что между правовым и сакраментальным измерениями Церкви нет зазора. Нет даже там, где это сакраментальное измерение менее очевидно, чем в крещении – основании всех прав и обязанностей верующих; или чем в Евхаристии – fons et culmen (истоке и завершении) всей церковной жизни (так что сама Церковь может быть по существу определена как communio eucharistica – евхаристическая община).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010