В виду этих недостатков, вкравшихся в церковь , собор должен был «обсудить все средства к обращению народа на путь спасения», должен был «по подобию пастыря Христа разыскать заблудшую овцу по горам, возвратить в дом Его и убедить сохранять заповеди и божественные повеления (Д. VI, 576–577). И действительно, если правила Трулльского собора всегда направлялись в самом деле против существовавших, а не возможных только недостатков в церкви, то положение церкви этого времени было существенно печально. Из правил видно, что в духовном чине нравы были в упадке, дисциплина расшаталась. Так, в некоторых местах епископы позволяли себе жить с женами (прав. 12); священники вступали во второй брак или прежде посвящения женились на вдовах, блудницах и актрисах (пр. 3); диаконы и иподиаконы вступали в брак после посвящения в сан (пр. 6); во священники, диаконы и иподиаконы посвящались лица, недостигшие узаконенного для сего возраста (пр. 14 и 15); священники и монахи позволяли себе ходить на конские ристалища и в театр (пр. 24); в клир по обычаю иудейскому принимались только лица, происходившие от клириков (пр. 33); митрополиты и еписконы являлись корыстолюбцами (пр. 22, 35). В отправление богослужения вкрались непорядки: священники не радели о проповеди или составляли проповеди не в соответствии со строгим православием (пр. 19); св. Причастие раздавалось за деньги (пр. 23); людям богатым позволялось принимать причастие не прямо в уста, а в золотые и серебряные сосуды, из которых они собственноручно и приобщались (пр. 101); выдумали причащать даже умерших (пр. 83); к бескровной жертве примешивался виноград и то и другое преподавали народу (пр. 28); в некоторых церквах к Трисвятому при пении прибавляли слова, выражающие монофизитское учение: «распныйся за ны» (пр. 81); поучать в церкви позволяли себе миряне и даже женщины (пр. 64. 70); во время общественного пения в церкви, некоторые из народа позволяли себе козлогласование (пр. 75); великим постом некоторые по субботам и воскресеньям разрешали себе сыр и яйца (пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Ректор Санкт-Петербургских духовных школ назначается на должность указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви. Ректором утверждается внутренний распорядок и регламент работы, полномочия структурных подразделений и должностные обязанности работников Санкт-Петербургской духовной академии. В пределах своей компетенции ректор издает приказы, распоряжения, указания, обязательные для исполнения работниками различных подразделений СПбДА. Главным совещательным органом СПбДА является Общее собрание, в которое входят все члены профессорско-преподавательской корпорации. Коллегиальным органом, осуществляющим общее руководство деятельностью академии, является Ученый совет, выделяемый из Общего собрания. В Ученый совет входят по должности ректор, проректоры, секретарь Ученого совета, заведующие кафедрами, профессора и доценты. Другие члены Ученого совета избираются Общим собранием или назначаются ректором. Ректор осуществляет руководство Санкт-Петербургской духовной академией в соответствии с академическим Уставом при посредстве заместителей — проректоров, утверждаемых в должности митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским по согласованию с Учебным комитетом Русской Православной Церкви. Ректор, проректоры, секретарь Ученого совета составляют администрацию Санкт-Петербургской духовной академии. Академические храмы: Доклад епископа Гатчинского Амвросия на торжественном акте, посвященном 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения Епископ Гатчинский Амвросий. Традиции и инновации в духовном образовании: опыт Санкт-Петербургской духовной академии Совместная образовательная программа Санкт-Петербургских духовных школ и Валаамского монастыря Магистр без отрыва от прихода . Заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин СПбДА протоиерей Владимир Хулап о процессе обучения на заочном отделении Санкт-Петербургской духовной академии Страна: Россия Город: Санкт-Петербург Адрес: 191167, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 17,  rector@spbda.ru (приемная ректора), kancilaria@yandex.ru (канцелярия) Телефон: +7 (812) 717-33-51 (канцелярия) Web-caйm: http://spbda.ru Дочерняя организация: Издательство Санкт-Петербургской духовной академии Ректор: Силуан, епископ Петергофский, викарий Санкт-Петербургской епархии (Никитин Сергей Сергеевич)

http://patriarchia.ru/db/text/643662.htm...

Установка произведений монументального искусства в Санкт-Петербурге регулируется постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.08.2009 944 " О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при установке произведений монументального искусства в Санкт-Петербурге " (далее - Положение). В соответствии с п. 4 Положения решение об установке в Санкт-Петербурге произведения монументального искусства, увековечивающего память о выдающейся личности, принимается по прошествии не менее 30 лет со дня смерти выдающейся личности. Митрополит Иоанн (1927-1995), со дня смерти которого прошло 20 лет, являлся в первую очередь церковным деятелем, представителем самого консервативного крыла современного православия и не принимал активного участия в культурной и общественной жизни города. Также необходимо принимать во внимание, что возможное место установки Памятника должно быть непосредственно связано с личностью владыки Иоанна, который на протяжении ряда лет возглавлял Санкт-Петербургскую епархию. Учитывая ограничения, установленные Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 820-7 " О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга " О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга " " (далее - Закон 820-7), установка Памятника на территории открытых городских пространств, представляется нецелесообразной. Однако действия Закона 820-7 и Положения не распространяются на территории монастырей Санкт-Петербургской епархии. С учетом изложенного, а также мнения профильных Комитетов Правительства Санкт-Петербурга и администрации Губернатора Санкт-Петербурга, для установки Памятника возможно рассмотреть территорию одного из православных монастырей. Также необходимо отметить, что на месте захоронения владыки Иоанна на территории Александро-Невской лавры установлено надгробие в виде бронзового православного креста.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/24/dl...

Подвижники Костромской области – Пр. Павел Комельский или Обнорский (1429), Пр. Сильвестр Обнорский (1379) и Пр. Иаков Железноборовский (1442). Спостником пр. Сергия был его преемник по игуменству, Пр. Никон Радонежский (1427–8), так много сделавший для дальнейшего развития и устроения Троицкой обители. Другом Пр. Сергия был Пр. Димитрий Прилуцкий (1392), приходивший к нему из Никольского монастыря, основанного им на берегу Переяславского озера. Лицом красивый, целомудренный, он ходил с закрытым лицом и избегал встреч с женщинами. Вел. кн. Димитрий пригласил его быть восприемником сына. В 1371 г. пр. Димитрий, удаляясь славы человеческой, ушел в вологодские леса, пребывал в болотистой местности. Позднее он основал Прилуцкий мон. около Вологды. Близок был пр. Сергий с Святителями Стефаном Пермским, Дионисием Суздальским и с пр. Стефаном Махрицким, постриженником Киево-Печерской обители, основавшим Святотроицкий мон. на р. Махрице, близ Александрова. В Симоновском монастыре, в пекарне, смиренно трудился послушник, потом постриженник св. Феодора, Кирилл. Взор на огонь пекарни переносил мысль его к вечному огню, и он часто плакал. Пр. Сергий каждый раз, приходя в обитель, шел прежде всего в пекарню к Кириллу и долго беседовал с ним о «пользе душевной», провидя великого подвижника. Кирилл заменил Св. Феодора в игуменстве. Но затем он, по велению Божией Матери, ушел в пустыню на берег Белого озера. Там он подвизался 30 лет, создав общежительную Белозерскую обитель, славившуюся подвигами своих насельников. Пр. Кирилл Белозерский обладал даром прозрения и чудес. Осуществив строжайшее общежитие, преставившись в 1427 г., в 90-летнем возрасте, он, как пишет архиеп. Макарий: «своими высокими подвигами приобрел себе всеобщее уважение и братии, и народа, и князей, и оказывал сильное духовное влияние на всю страну. Монастырю св. Кирилла Белоезерского суждено было сделаться знаменитейшим из всех монастырей северной России». В одно время с Пр. Кириллом оставил Симоновскую обитель ученик Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Матвей Властаръ пишет: «мнение великого отца Златоустого должно иметь более силы, чем определенное четвертым собором и собором Гангрским» (Синтагма, буква «А», гл. 7). 12) 14 пр. св. апостол «воспрещает епископу оставлять свою епархию и в иную переходити, аще бы и от многих убеждаем был», а 16 пр. Антиох. соб. добавляет, что «подлежит извержению тот, кто восхитил праздную церковь без ведома собора»; то же и 15 пр. Никейского собора. На основании сих правил св. Григория Богосл. упрекали за то, что он из Сасим перешел в Константинополь. Св. Григорий отвечал, что правило это было давно уже умершим и забытым, так как в течение 40 лет, протекших после времени Антиох. собора, было множество случаев перехода епископов с одних епископий на другие (твор. Гр. Богосл. т. VI, стр. 59–60, по изд. 1889 г.). Валъсамон – в толк. 14 пр. св. ап. замечает, что если бы кто стал придавать означенным правилам смысл безусловного требования, «тот обвинил бы и св. Григория Богослова , и св. Прокла и многих других свят. патриархов, перемещенных с других престолов на Константинопольский, или на другие патриаршие престолы, как недостойно священнодействующих после перемещения, чего нельзя допустить» (Полн. Кормч. стр. 25–26). 13 . 37 пр. св. апостол: «дважды повелевает быти собору епископов, и да рассуждают они о догматах благочестия и да разрешают случающиеся церковные прекословия». То же 20 пр. Антиох. соб. и 5-е пр. Никейского соб. – Шестой Всел. соб. 8 пр. и второй Всел. соб. 6 пр. – однажды в год, но обязательно, быти собору. Зонара в толк. 87 пр. св. апост. говорит: «В настоящее время сии соборы совсем не собираются» (Полн. Кормч. стр. 71); в толковании 5 пр. I Всел, соб.: «Ныне дело сих соборов совсем оставлено в пренебрежении, так, что их никогда не бывает», а Вальсамон замечает: «правило это уже не действует». 14 . 69 пр. св. апостол «аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во св. четыредесятицу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». 19 пр. собора Гангрского: «кто разрешает пост..., да будет под клятвою». – А в Номоканоне, вместо проклятия, только отлучение от причастия на два года тому, кто в посту ест мясо, или сыр (Потребн. Иосифа л. 969; Иоасафа – л. 51). В тех же потребниках помещен устав, заимствованный у пр. Никона-Черногорца, по которому в праздники Господни, Богородичные, св. Апостолов, хотя бы они случились в среду и пяток, никогда запрещения в пище не полагается, а в Великий пост разрешается есть рыбу по субботам и воскресеньям, «аще же кто непроизволит», то и по вторникам и четвергам; разрешается даже «всем на все» (Потр. Филар. 157–158 лл.; Иоасафа л. 186; Тактикон, сл. 3-е л. 24–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Это правило положено в основу развития церковных иерархических степеней священства и требует, потому, тщательного рассмотрения. Но прежде чем приступить к истории этого правили, скажем о 37-м. 37-м правилом Апостолов определяется число Соборов в году, время их составления и предмет их занятий; оно гласит: «дважды в году да бывает Собор епископов, и да рассуждают они о догматах благочестия и да разрешают случащиеся церковные прекословия: в первый раз в четвертую неделю пятидесятницы, а второй – октября во второйнадесять день». И это правило имеет свою историю. С развитием иерархической власти, как мы увидим ниже, оно не только не отменялось, но еще настойчивее узаконялось, утверждалось, напоминалось. Вселенские Соборы, вместе с поместными, определяя власть первенствующих епископов, в тоже время постоянно напоминали Церквам о необходимости поместных Соборов (см. I-ro всел. Соб. 5 пр.; IV-ro всел. Соб. 19 пр.; VI-ro всел. Соб. 8 пр.; VII-ro всел. Соб. 6 пр.; Антиох. 20 пр.; Карф. 27 пр.) и обязывали епископов под страхом наказания является на оные (IV-ro всел. Соб. 19 пр.; VI-ro всел. Соб. 8 пр.; Лаодик. 40 пр.; Карф. 87, 88 пр.); Соборы созываются ежегодно областным епископом и если он не радит о сем, подлежит епитимии (Антиох. Соб. 19, 20 пр.; VII всел. Соб. 6 пр.). Соборы всегда считались и были высшей инстанцией для разрешения разных тяжебных дел, неудовольствий и жалоб. Клирики могли жаловаться Собору на своего епископа, если он в отношении к ним оказывался несправедливым, а епископ – на своего митрополита; и в случае, если поместный Собор происходил под председательством обвиняемого епископом митрополита и не удовлетворял истца, он мог переносить дело к большему Собору или к экзарху всей страны и таким образом мог добиваться правосудия. В случае ереси митрополита епископы, прекращая с ним церковное общение, имеют право соборне его судить с участием соседних митрополитов (III-ro всел Соб. 1 пр.). Впоследствии это правило применено было к патриархам (Двукратно. Соб. 15 пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Запрещая необузданные увеселения и пиршества вообще и в праздничные дни в особенности, Церковь, однако, не запрещает христианам разных удовольствий, лишь бы последние были чужды нечистых пожеланий, не имели сластолюбивого и сладострастного характера. Так нет ничего предосудительного женам и мужам, собравшимся вместе, разделить трапезу вместе, только бы эти трапезы не сопровождались какими-либо позорищными вымыслами или сатанинскими песнями, певицами и блудническими голосованиями (VII Всел. Соб. пр. 22). Не запрещается верным сходиться и на братские трапезы, устрояемые в праздничные дна по примеру древней вечери любви, только не в храме, а в частном доме (Лаод. Соб. пр. 28); не возбраняется и пастырю участвовать в них (Лаод. Соб. пр. 27); не запрещается учреждать и брачные пиршества, лишь бы они не сопровождались неистовыми скаканиями и плясками (Лаод. Соб. пр. 53, 54 и пр.); но положительно запрещаются пиршества ради пиршества (Лаод. Соб. пр. 55). Предписывая христианам проводить дни праздников и постов сообразно с важностью и значением их, церковные правила определяют для христиан образ жизни и поведение христиан и во всякое время. Так, по взгляду христианской Церкви, члены ее должны пользоваться предметами первой необходимости вообще благоразумно, избегая неумеренного употребления пищи и излишнего употребления вина (ап. пр. 42:43). Требуя умеренности в употреблении пищи и питья, Церковь , однако, осуждает тех, которые гнушаются употребления мяса и вина «не из любви к воздержанию, а по предубеждению против них, по ложным убеждениям, навеянным разными еретическими учениями (енкратитов, монтанистов и др.; ап. пр. 51; Анк. Соб. пр. 14; Гангр. Соб. пр. 2; Васил. Велик. пр. 86 и 28). Запрещается только употреблять в пищу кровь животных, удавленину или звероядину (ап. пр. 63; Гангр. Соб. пр. 2; VI Всел. Соб. пр. 67). Не запрещается заботиться о чистоте тела своего, лишь бы это не соединялось с другими нечистыми целями и не производилось каким-либо предосудительным и соблазнительными образом, наприм.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Чрез 10 лет пр. Савва отправился в Палестину, прибыл в лавру пр. Евфимия Великого (см. 20 янв.), который отдал его под руководство пр. Феоктиста (см. 3 сент.). Пр. Савва в течение 10 лет, до самой кончины пр. Феоктиста, со всем усердием исполнял все возлагаемые на него послушания, ревностно стараясь «худшее покорить лучшему, и плоть поработити духу». После кончины пр. Феоктиста, пр. Савва в течение 5 лет, по любви к высшим пустынным подвигам, каждую неделю на 5 дней удалялся один в пещеру. В эти 5 дней он не принимал никакой пищи и проводил время в молитве и богомыслии и занимался плетением корзин. После кончины пр. Евфимия, пр. Савва избрал для своих подвигов одинокую пещеру близ высохшего потока и поселился в ней. Когда стали стекаться к нему другие ревнители пустынножительства, пр. Савва основал для них обитель, и таким образом возникла знаменитая лавра св. Саввы (которая и доселе находится у потока Кедрона, в 13 вер. на восток от Иерусалима). В этой обители, в начале ее учреждения, не было храма, а потом, по создании его, пр. Савва, «егда прихождаше к нему кто от священных, того умоляше совершати св. Литургию, сам же хиротонию прияти не хотя смирения ради, ниже кого от братии возводя на степень священства». Впоследствии пр. Савва, по своему достоинству и по нужде монастырской, был рукоположен во священство, откуда и получил наименование «освященнаго». Будучи настоятелем обители, пр. Савва написал первый Устав последования церковных служб, известный под именем Иерусалимского и принятый всеми Палестинскими монастырями. По свидетельству Симеона Солунского , «божественный отец наш Савва изложил устав, приняв его от св. Евфимия и Феоктиста, а они приняли от бывших прежде них и от исповедника Харитона» (см. 28 сент.). Скончался пр. Савва 94 лет, в 532.г., и погребен в своей Лавре. Впоследствии его св. мощи были перенесены в Венецию, где и ныне почивают в церкви св. Марка. 222 Кондак, гл. 8. Яко от младенства Богу жертва непорочная принеслся еси добродетелию, Савво блаженне, садоделатель быв благочестия; темже был еси преподобных удобрение, гражданин же пустынный достохвален; темже зовем ти: радуйся Савво пребогате.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

пр. 3; Карф. Соб. пр. 46; VI Всел. Соб. пр. 28:57); с другой стороны, возбраняется входить в эту часть храма лицам непосвященным (Лаод. Соб. пр. 19), исключая особ царского Величества, которым дозволяется входить в алтарь, когда они пожелают принести дары для бескровной жертвы (VI Всел. Соб. пр. 69). Не только в самый алтарь, но и в среднюю часть храма, как места посвященного на служение Богу, запрещается приносить какие-либо вещества, не употребляемые при богослужении, за исключением колосьев пшеницы и винограда; колосья пшеницы и виноград, когда созреют, могут быть приносимы в храм для совершения над нами молитвы и благословения (ап. пр. 3 и 4; Карф. Соб. пр. 46; VI Всел. Соб. пр. 28). Приношение в храм веществ, не употребляемых при богослужении, признается не сообразным со святостью и назначением богослужебного места и потому не дозволяется; тем более признается не сообразным с назначением и святостью храма обращение его в обыкновеннее жилище людей, постоянное или временное (в путешествии), а равно обращение священных предметов на какое-либо домашнее употребление (ап. пр. 73; Двукратн. Соб. пр. 10). В том и другом случае было бы осквернение святыни храма и церковно-богослужебных вещей. Ограждая святыню храма и богослужебных принадлежностей от осквернения, правила церковные подвергают строгому взысканию и за повреждение или уничтожение церковных вещей, продажу или растрату их, хотя бы для оказания помощи нуждающимся (ап. пр. 73, Двукр. 10 снес. 38 ап. пр.). б) Недвижимую церковную собственность составляют дома для бедных и убогих, призреваемых церковью, земли, угодья и т. п. Так Антиохийский Собор (пр. 25) уже упоминает о полях, принадлежащих церкви, с их плодами и доходами. Со времени имп. Константина церкви могли приобрести в свою пользу недвижимые имущества покупкой. Дозволялось церквям принимать отказанное по духовным завещаниям. Случилось, что христианским церквям передаваемы были имущества, взятые от языческих храмов, и пр. То или другое недвижимое имущество, принадлежащее церкви, не может быть ни продано, ни отдано в дар или наследство, ни обменено на другое и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Анна Степановна, жена свяш. 12. Антоний, намест. Лавры. 313. 336. Антонгй, патр. Конст. 6, пр. 1. Антоний (Шокотов), еписк. 443, пр. 2. Анфим (Голанов), иером. 454. Аркадий, архим. 21. архиеп. Ол. 272. – Перм. 361. 428. 439. Арсений (Мацеович), митр. 19, пр. 1. Арсений Элассонский, архиеп. Сузд. 24. Арсеньев К., авт. уч. геогр. 70. Архангельский Мат., ст. ак. 312. Архангельский С., прот. 92. Аскоченский В.Ип., писат. 122. 455. Астров Н., ст. ак. 419. Астудин, уч-к сем. 101. Аст Фр., филос. 113. Афанасий (Соколов), еп. (быв.рек. ак.). 461. Афанасий, эк.-м арх. дома. 147. Авдоницкий, учит. уч. 135. 136. Б. Багратион П.Ив., князь. 305. 308. Байбаков А., авт. кн. прав, пиитики. 103. 108. Байрон, поэт. 97. Бакрадзе Дим., ст. ак. 420. Балин С.И., куп. 18. 19. 61. Барановы, купцы. 109. Баратынский, поэт. 96. Барский Н.А., пр. сем. 472. Баумейстер, авт. уч. фил. 112. Беневоленский Як., ст. ак. 313. 318. 419. 457, пр. 2. 471. Беневоленский Петр, ст. ак. 420. Бернгард, зубн. вр. 237. Благовещенский И.А., прот. 186. пр. 1. 367. Боголеп, иером. 18. Боголюбов Андр. Ив., ст. ак. 420. 499. Богородский В.Ем., преп. сем. 129. 132. Богородский В.П., уч-к сем. 106. свящ. 342. 345. 428. 448. 458. 464. 484. 486. Богородский Иван, послушн. 486. Богородский-Платонов Ип.М., проф. акад. 313. 357. Богородский Вас., ст. ак. 420. Болотова А.Ив., мещ. 34. 66. 67. 73. 459. Болотова Аг.Аф., жена куп. 36. 75. Болотов Я.Е., куп. 36. Болтин, историк. 26. Борисов Вл., истор. 2 и пр. 1. 11, пр. 1. 24, пр. 2. 26, пр. 1. 59, пр. 1. 110. 144, пр. 1. Борисов Вл.А., куп. сын. 108. Борисов П., куп. сын. 109. Борисоглебская Ел.И. (Флоринская). 139. Борисоглебский Е.Д., свящ. 139. Борис и Глеб, св. муч. 91. Боровский, еп. катол. 399. Броневский, писат. 157. Бурсиков К., крест. 8. Бухарев (архим. Феодор), бак, ак. 307.314. 381. 383.439.440. 469, пр. 1. 472. Былинский В Г., уч-к уч. 95. свящ. 161. 171. 172. 486. Былинский Пол.Гав., бр. свящ. 172. Быстрицкий А.П., свящ. 313. Быстрицкий Гр.П., ст. ак. 312. 318. 331. 332. 338. 356. 362. 365. 369. 418. 437. 457. 458. пр. сем. 471. 476. 478. 485. 489. 497. 508.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010