«Церковный вестник» являлся еженедельным журналом, издававшимся при Санкт-Петербургской духовной академии. Имея с «Церковными ведомостями» общую общественно-богословскую направленность, «Вестник» являлся площадкой для высказывания мнений либерально настроенного духовенства. На страницах «Церковного вестника» обсуждались в первую очередь городские пастыри, их проповедь и личный пример, критиковалась безжизненность проповеди. Издание выступало за необходимость активной общественной позиции священнослужителей, проявлявшейся в политических обсуждениях. Рабочий вопрос признавался существенной проблемой современности, решить которую, по мнению издателей, лишь традиционными методами проповеди было невозможно. Либерально настроенные авторы «Церковного вестника» предлагали рассмотреть проблему российских рабочих с позиций имевших богатый опыт католических христианских профсоюзов. Стоит, однако, отметить, что подобные высказывания были немногочисленными в публицистическом церковном пространстве и, как следствие, не имели практического отклика. Проблема взаимодействия священника и рабочего прихода также немного чаще, чем в «Московских церковных ведомостях», находила отражение на страницах этого журнала. Вне зависимости от занимаемой позиции по отношению к священнослужителям авторы обоих периодических изданий единогласно констатировали факт теплохладности, а порой и полного безразличия большинства пастырей к собственному служению. В общем ряду периодических изданий стоит выделить «Московские церковные ведомости» (1869–1918), еженедельную епархиальную газету, издававшуюся «Обществом любителей духовного просвещения». В газете, как и в центральном издании Синода, выделялась официальная часть, в которой публиковались определения Синода и указы Московской духовной консистории. На страницах «Московских церковных ведомостей» находила отражение церковно-общественная жизнь и хроника Московской епархии: награждения, освящение храмов, крестные ходы, духовно-нравственные чтения, устройство школ и обществ трезвости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Владимир Воропаев Читательский рейтинг: 2255 Родился в Москве в 1950 году. Доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Председатель Гоголевской комиссии Научного совета «История мировой культуры» РАН. Член Союза писателей России, член Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Специалист по истории русской литературы XIX века. Автор многочисленных трудов о жизни и творческом наследии Н.В. Гоголя, в том числе книг и монографий: «Духом схимник сокрушенный...» Жизнь и творчество Н.В. Гоголя в свете Православия (М, 1994); Гоголь над страницами духовных книг: научно-популярные очерки (М., 2002); Н.В. Гоголь: Жизнь и творчество: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам (6-е изд. М., 2017); Николай Гоголь: опыт духовной биографии (2-е изд. испр., доп. М., 2014); Издания произведений и писем Н.В. Гоголя: Библиография (Киев, 2010); Однажды Гоголь…: Рассказы из жизни писателя (М., 2014); Jeдhoм Je (Београд, 2018); Нет другой двери…: О Гоголе и не только (М., 2019). Подготовил к изданию несколько собраний сочинений Н.В. Гоголя, в том числе Полное собрание сочинений и писем в 17 томах (М.; Киев, 2009–2010, 2013). Член редколлегии ряда литературоведческих и научно-популярных изданий. Среди них: Гoroлeзhabчi cmyдiï=Гоголеведческие студии/Hiжuhcьkuй держ. yhibepcumem iмehu М. Гоголя, Ihcmumym лimepamypu iмehu Т.Г. Шевченка НАН (с 2000 г.); Вестник Московского государственного областного университета. Серия Русская филология (с 2013 г.); Русская словесность (с 2016 г.); Язык и текст: электронный научный журнал (с 2017 г.); Московский журнал (с 2018 г.); Два века русской классики: научный филологический журнал ИМЛИ имени А.М. Горького РАН (с 2019 г.); Профессорский журнал. Серия Русский язык и литература: изучение и преподавание/Российское профессорское собрание (с 2019 г.); Русско-византийский вестник: научный журнал /Санкт-Петербургская Духовная академия (с 2019 г.). 05.04.2024 59 03.03.2024 333 19.01.2024 219 10.11.2023 78 07.11.2023 89 30.10.2023 495 27.10.2023 448 04.06.2023 1523 24.05.2023 1618 27.03.2023 361 09.01.2023 1175 29.10.2022 2115 30.08.2022 1188 21.08.2022 1087 20.05.2022 1504 02.04.2022 638 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/author/v/voropaev_vla...

См.: Gospel Images of Jesus Christ in Church Tradition and in Biblical Scholarship: Fifth Inter- national East–West Symposium of New Testament Scholars, Minsk, Sept 2 to 9, 2010/Ch. Karakolis, K.-W. Niebuhr, S. Rogalsky, eds. Tübingen: Mohr Siebeck, 2012. В Минске готовится публикация докладов на русском языке. Алексеев А.А . Библейские исследования в России в XIX и XX вв.//Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2014. Вып. 1. С. 9–28. Для сравнения можно взглянуть в новое учебное пособие Санкт-Петербургской духовной академии, в котором поиску исторического Иисуса посвящено десять строк с названием труда Штрауса (см.: Юревич Д., прот . Введение в Новый Завет. СПб., 2016. С. 169–170). Луц У . Воскресение Христа: исторический факт или основание веры?//Studia Petropoli- tana Biblica I. СПб., 2015.С. 114–129. Так, после подробного рассмотрения «Евангелий детства» Матфея и Луки как историче- ских сочинений автор сам дезавуирует их историческую значимость (с. 356–357) или отмечает их богословский характер (с. 364). Вестник ПСТГУ I:70 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/article/5399001

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 2, 2010 год СОКРОВЕННЫЕ ГЛУБИНЫ ПОСТА Для современного человека смысл воздержания несколько туманен. Он знает о методиках лечебного голодания и о нетрадиционных практиках пробуждения сознания с помощью ограничений в пище. Время от времени объявляются голодовки в знак протеста против чего-либо. На этом фоне вполне ли понятен нынешним православным христианам духовный смысл поста? Теперь уже написано множество книг, посвященных посту и молитве, и некоторые из них являются превосходным пособием для духовной жизни. Но писать на данную тему трудно, потому что эти явления связаны с такими глубинами человеческого существа, о которых многие и не подозревают. Мы так мало знаем о самих себе, о своем организме, и еще меньше — о той невидимой жизни, которая протекает внутри нас. По большей мере мы проживаем свой век где-то на поверхности, тогда как наши сокровенные глубины остаются невозделанной целиной. Вот почему намного проще свести пост либо к кулинарному гурманству, либо к мелочному законничеству. А живой интерес к «духовной составляющей» нередко приводит к пренебрежительному отношению к телесному воздержанию в пище. Извечный спор о том, что превыше — закон или любовь, обретает в пост особенно актуальное звучание. И мы не сразу замечаем, что вместе с ослаблением пищевых ограничений исчезает и самый «дух» поста. Однажды во время обсуждения этой темы один собрат объявил, что лучше не поститься и оставаться в хорошем расположении духа, чем поститься, все время пребывая в дурном настроении, и при этом быть источником страданий для своих ближних. Его собеседник утверждал, что эта точка зрения не отвечает христианскому пониманию. Но если мы привыкаем поднимать себе настроение только едой и питьем, мы никогда по-настоящему не познаем самих себя. Если мы бываем рады самим себе и Богу только до тех пор, пока наши голод и жажда утолены, то на чем держится наш внутренний мир?

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/2/70...

P. 63). 674 Блаватская Е.П. Протоколы внутренней группы./Блаватская Е.П. Инструкции для учеников внутренней группы. М.: Сфера, 2000. С. 450. 675 Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. С. 311. 677 Ледбитер Ч. Чакры./Ледбитер Ч. Блаватская Е.П. Чакры. Сборник. М.: Алетейа, 2004. С. 177–178. 681 Ледбитер Ч. Внутренняя жизнь: Учение Махатм об иной реальности. М.: РИПОЛ, 2005. С. 231, 234. 682 Блаватская Е.П. Инструкции II, III./Блаватская Е.П. Инструкции для учеников внутренней группы. М.: Сфера, 2000. С. 221. 683 Блаватская Е.П. Беседы об оккультизме./Блаватская Е.П. Что есть истина. Сборник. М.: Сфера, 1999. С. 76. 684 Besant A. Four Great Religions. Four Lectures delivered on the twenty-first Anniversary of the Theosophical Society, at Adyar, Madras. London: Theosophical Publishing Society, 1897 P. 179. 686 Besant A. An Introduction to Yoga. Adyar, Madras: Theosophical Publishing Society, 1908. P. 108. 688 Carlson M. No Religion higher than Truth: a History of the Theosophical Movenment in Russia, 1875–1922. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1993. P. 63. 689 Блаватская Е.П. Протоколы внутренней группы./Блаватская Е.П. Инструкции для учеников внутренней группы. М.: Сфера, 2000. С. 32. 693 «ученик видит и слышит, обоняет, чувствует вкус при закрытых глазах и ушах, замкнутых устах и ноздрях, когда четыре чувства сливаются и готовы перейти в пятое» (Голос Безмолвия. М.: Сфера, 2008. С. 41–42). 700 Ледбитер Ч. Как развивают ясновидение./Ледбитер Ч. Реальность астрального плана. М.: Эксмо, 2002. С. 817–818. 702 Ледбитер Ч. Аромат Египта. Оккультный рассказ./Вестник теософии (Санкт-Петербург). 1916, 3. С. 30, 45. 703 Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Том 2. М.: Эксмо, 2010. С. 155. Несомненно, что эта пропаганда наркотиков стала одним из важных стимулов для активного их употребления «духовными искателями» ХХ-го века, в особенности связанными с «Нью эйдж». 704 Meade M. Madame Blavatsky: The Woman behind the Myth.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/bluzhdan...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 2, 2011 год Отцовство плоти и духа Специалист по гендерной психологии в рассуждениях о том, какой образ отца присущ той или иной культуре, оперирует двумя очень простыми терминами: «традиционное отцовство» и «отцовство современное». За первым стоят тысячи и тысячи лет истории человечества, второй начал завоевывать позиции в эпоху Просвещения, хотя, конечно, по-настоящему заявил о себе только в ХХ веке. Культуролог с такой постановкой вопроса не соглашается: отцовство — всеобъемлющий и самый древний архетип, как всякая культурная универсалия, преломляется в тысячах исторических отражений. А «современное отцовство», скажет этот ученый, искажает изначальный «классический» облик отца. Что же такое отцовство само по себе? В чем его суть? Обычно перечисляют несколько характеристик, первая из которых биологическая. Отец — это естественная причина рождения ребенка. С этим тезисом спорит русская поговорка: «Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил». Народная мудрость, стало быть, предлагает еще два качества отца: тот, кто кормит, и тот, кто воспитывает ребенка. С этим спорить сложнее, но тоже можно. Кормит и воспитывает не обязательно отец: в этой же роли выступает и мать, и бабушка, и коллектив, и государство. Чего-то не хватает. Еще мнение: отец — это источник власти и моральный авторитет. Увы, но и эти определения не точны. Конечно, человек, обладающий властью, может называться отцом, однако не всякий начальник наделяется отеческими чертами. Если возьмем понятие «духовный отец», «учитель», то и здесь это утверждение спорно: между духовным учителем и учениками могут возникать чувства, близкие к семейным, однако это вовсе не обязательно, ведь учитель может лично не знать ученика. Отец — это не причина бытия, не источник власти, не кормилец, не учитель и не моральный авторитет. Выходит, наше рассуждение зашло в тупик? Описательные характеристики отцовства исчерпаны: ни по отдельности, ни все вместе они не дают целостной картины. Неужели «традиционное отцовство» — интеллектуальная фикция?

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/2/85...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 4, 2008 год Урок или политинформация? Сергей Чапнин Полемику вокруг фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийский урок» можно назвать яростной и даже ожесточенной. Почему? В нем ясно присутствуют три компонента, без которых невозможен успех публичного высказывания в современной России. Во-первых, это жесткая и прямолинейная авторская позиция. Сегодня в Церкви существует страшный голод на выражение личного мнения. Мы тонем в потоке общих слов, правильных цитат, отчетов, докладов, «форматных» заявлений для масс-медиа. Среди многих «мертвых» слов любое авторское высказывание обречено на успех. Голод настолько острый, что многих совершенно не интересует «качество» высказывания. Оно непременно вызовет широкий резонанс, будет обсуждаться. Сам факт «авторской позиции» расценивается как смелый, мужественный поступок, достойный внимания и уважения. С этой точки зрения фильм отца Тихона по форме сродни открытым письмам епископа Диомида. Во-вторых, фильм как авторское высказывание не является примитивным. Автор привлекает обширный и сложный материал по истории Византии. Он пытается предложить свои трактовки прошлого и настоящего, рассматривая политическую и экономическую историю через призму духовно-нравственного состояния народа. В-третьих, отец Тихон опирается на мифы и стереотипы массового сознания. Получается гораздо более интересно, чем письма епископа Диомида, так как он использует не примитивные околоцерковные мифы, а базовые мифы современного политического сознания. Есть, правда, одно «но» - к мифам он приспосабливает историю… Такой подход трудно назвать пастырским, нет в нем и церковно-исторической «прочности». В фильме слишком много замкнуто на общественно-политические дискуссии последних лет, на сиюминутные потребности власти. Но, если пофантазировать, фильм мог бы стать манифестом консервативных сил. Сегодня аудиовизуальный манифест является не просто самой привлекательной - единственной формой убедительно заявить о новом церковно-общественном движении. Движение, которое начинается как клуб поклонников конкретного фильма, невозможно торпедировать на этапе его становления, а именно это и происходит сегодня с большинством подобных инициатив.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/45...

Одну из главных своих задач как организатора церковной науки и образования архиепископ Кирилл видел в соединении церковного знания с нуждами современной церковной и общественной жизни: открытые и сформулированные отцами и учителями Церкви знания о Боге, Церкви, человеке необходимо вписывать в конкретный историко-культурный контекст. Ректор привлекал преподавателей и студентов Ленинградских духовных школ к участию в международной деятельности. Представители Ленинградской духовной академии участвовали в богословских диалогах, в ассамблеях Синдесмоса, заседаниях центрального комитета и различных рабочих групп ВСЦ. В Ленинградских духовных школах проводились международные семинары и конференции, на которые приглашались видные богословы из-за рубежа; студенты и преподаватели Ленинградской духовной академии смогли в декабре 1980 г. посетить Святую землю. С 26 декабря 1984 г. архиепископ Кирилл был освобожден от должности ректора Ленинградских духовных академии и семинарии и направлен на Смоленскую кафедру. Перевод был в значительной мере связан с активизацией церковной работы с молодежью Северной столицы, что не соответствовало линии государства на искоренение религиозных убеждений в первую очередь в молодежной среде. В 1988 г. в академии был открыт факультативный иконописный класс. В 1997 г. на базе факультативного иконописного класса было создано Иконописное отделение при Санкт-Петербургской академии, первый выпуск которого состоялся в 2001 г. После большого перерыва, связанного с действовавшим в советское время запретом на издательскую деятельность, начала восстанавливаться работа академической типографии. В 1991 г. в типографии были напечатаны первые учебники. В апреле 1990 г. духовные школы после 73-летнего перерыва вновь стали издавать свой журнал — «Вестник Ленинградской духовной академии», вскоре обретший историческое название «Христианское чтение». С началом выхода своего издания просветительское значение духовных школ Северной столицы значительно возросло. Как только появилась возможность, Ленинградские духовные школы в лице своих преподавателей и студентов развернули и широкую социально-благотворительную деятельность. Так, в 1989/1990 уч. г. в одном из флигелей здания академии была устроена церковная больница имени святой блаженной Ксении Петербургской.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244838...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 2, 2010 год ПОСТ — НЕПРОСТ? Из года в год в феврале или в марте в Церкви люди говорят о посте — в чем его смысл, цель и польза. Интерес просыпается в приближении Великого поста, после чего мы к этой теме постепенно, но довольно быстро привыкаем. А мысли также постепенно, но неуклонно устремляются к радостному окончанию поста — Пасхе. Всем нам, не только людям церковным, но и нецерковным, уже не впервой слышать и рассуждать о том, что пост состоит не только в воздержании от мясной и молочной пищи. И что главное — не обижать ближних, «не есть (в смысле „не кушать“) людей». Наши светские коллеги используют наступающий пост как информационный повод и считают уместным посвятить постной тематике одну-две заметки (пару минут эфирного времени). Так традиционные кулинарно-диетологические находки легко соседствуют с пастырско-духовническими рекомендациями, и получается свое?образная смесь «два в одном»: рецепты из поваренной книги рядом с отзвуками, а то и прямыми цитатами из Нагорной проповеди. И как сложно во всей этой информационной круговерти поймать живую струю, чтобы хотя бы краешком души освежиться обновляющим дыханием поста: познать и свою глубину, и свою ограниченность. Испытать себя, подвергнуть ревизии устоявшуюся систему ценностей. Парадокс состоит в том, что из поста всегда выходишь и победителем, и проигравшим ?одновременно. Разве может весеннее обновление превратиться в рутину, несмотря на ежегодное повторение? Может ли наскучить клейкий запах липовых почек? Весной все шепчет о приближении новой жизни... Так и пост призывает и готовит к новому. Он всегда один и тот же, примерно в одно и то же время, с определенными, данными давно правилами, порой такими банальными... И все же, если смотреть в личной перспективе, то пост — всегда нов. Отчасти руководствуясь этими соображениями, отчасти календарной логикой, мы решили взять разговор о посте в качестве темы номера. И надеемся, что, несмотря на очевидную предсказуемость раскрытия этой темы, каждый читатель сможет уловить хотя бы каплю живой воды для обновления своего взгляда на пост.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/2/69...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 2, 2008 год Битва за имена Алексей Соколов В сегодняшних спорах вокруг культуры все чаще звучит странная формула «художник обязан». То обязан государству - вести патриотическое воспитание, то зрителям - отвечать их личным вкусам. Но самое страшное случится с ним, скажи он хоть одно доброе слово о религии. С того момента не только произведения, но и вся его жизнь должны будут служить наглядным пособием благочестивого христианина. Порой это доходит до крайности: особо неуемные православные следят за «звездой» по журналам светской хроники и на любой слух «у NN новая подружка» отвечают радостным воплем: «Прелюбодей!» Но о таких случаях и сказать нечего - разве что пожелать этим людям вместо очередного таблоида перечитать про бревно и соринку. А вот «умеренный» вариант того же самого встречается весьма часто. Писателя, режиссера или музыканта, озвучившего свои симпатии к Церкви, тут же возводят в ранг «православного гуру», а его выступления на ТВ начинают слушать внимательней, чем наставление духовника. И никто при этом не принимает в расчет, что музыкант или журналист - такой же светский мирянин, обуреваемый теми же проблемами, что и все остальные. Возможно, он только стоит на пороге храма и знает о вере гораздо меньше тех, кто стоит внутри. Но его не готовы встречать там как «человека извне», заблудшего и пришедшего к Церкви за помощью (как и все мы). На него смотрят как на героя, как на лицо «особо духовное». Год назад я сам стал свидетелем неприятной истории. Известный артист, симпатизирующий Церкви, но отнюдь не воцерковленный, получил в свой адрес ворох упреков, после чего разразился в ответ жесткой речью о клерикализации, подлых попах и прочих составляющих того же набора. Думаю, его отношение к официальной Церкви после этого здорово ухудшилось. И какая польза тогда от того, что его подобным образом «пожурили»? Все это - следствие нашей подсознательной тяги делить мир на черное и белое. Признаться, сам я тоже порой ловлю себя на подобных мыслях… Но, честное слово, кто из нас не без греха? И кто сказал, что люди, далекие от Церкви и не понимающие ее, обязаны отвечать нашим представлениям об идеальном христианине? Судить этих людей будем все-таки не мы. Пора научиться радоваться. Ведь это замечательно, что кто-то написал книгу о Православии, снял фильм на духовную тему, сочинил хорошую песню. Только не стоит при этом приравнивать статью о человеке в журнале «Фома» к официальному внесению его в святцы.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/39...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010