5 . Комната с гобеленами: Английская готическая проза/Пер. с англ. и фр.; Комментарии Н.А. Соловьевой. М.: Правда, 1991. 560 с.: ил. Д.А. Карпук. «Начальник благостный, великодушный, деликатный, добрый-предобрый…» к 100-летию со дня кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского). В 2012 г. исполнилось 100 лет со дня кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) . Доклад, основанный на материалах церковной периодической печати за 1912 г., посвящен почившему архипастырю. Представлен краткий анализ всех выявленных в церковной периодике статей, слов, поучений, некрологов и т.п. Выявленные материалы позволяют говорить о том, что деятельность и сама личность митрополита Антония в целом вызывала одобрение в церковной среде. Особый интерес в церковном обществе вызвало завещание, также вкратце рассмотренное в данной статье, столичного архиерея и первенствующего члена Св. Синода. Ключевые слова: митрополит Антоний (Вадковский) , церковная периодическая печать, Санкт-Петербургская духовная академия, архиепископ Антоний (Храповицкий) , митрополит Палладий (Раев) , «Церковный вестник», Святейший Правительствующий Синод. „The kind generous delicate and very good superior...“ For 100 years from the day of the demise of mitropolitan of Saint-Petersbourg and Ladoga Anthony. D. A. Karpuk It is 100 years from the day of the demise of mitropolitan of Saint-Petersbourg and Ladoga Anthony. The rapport founded on the materials of the ecclesiastical periodics during the period of 1912 year is dedicated the departed archpastor. A brief analisis of all the found articles in the church periodics, of the sermons, the preachings, necrologues etc. The found materials allow to define the fact that the activity and the person of mitropolitan Anthony in general causes the approuvement in the church environement. The testement of the bishop of the capital of Russia and the primior member of the Synodos that is regarded in this article causes an espesial interest.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В день 90-й годовщины Октябрьской революции 1917 года по приглашению Центра социально-консервативной политики на крейсере «Аврора» за общероссийским круглым столом встретились известные ученые и общественные деятели. С участниками мероприятия поделился своими размышлениями председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Сорокин. Когда мы говорим об «уроках Октября», то прежде всего имеем в виду то государственно-политическое устройство, которое реализовалось в нашей стране в результате большевистского переворота 1917 года. Само слово «переворот» принижает значение события, являясь в данном случае слишком одномерным для обозначения того глубинного и необратимого переустройства, которое начинается с этой поворотной даты российской истории. И, пожалуй, не стоит отказывать идеологам коммунизма в праве называть этот переворот более значительным по своему звучанию словом «революция», который в их устах обретает особую весомость и романтичность. Конечно, Октябрьская революция была прежде всего вооруженным восстанием, насильственным захватом власти. Это не только не отрицала, но с гордостью афишировала коммунистическая власть. Не следует забывать и об еще одном историческом факте, который замалчивает советская историческая наука: большевистская революция была оплачена противником и стала решающим ударом в войне. Однако последствия того Октября, который разразился в 1917-м, не были бы столь ощутимы, будь дело только в политике или военной стратегии. Октябрь не был случаен. Многое говорилось и говорится о предпосылках духовных: об официальном православии, которое выхолостило в Церкви живую веру, подменив ее обязаловкой, о рабском положении Церкви в объятьях «православного» Царства. О том, что духовный голод, без которого не живет ни одна человеческая душа, жители огромной страны удовлетворяли где угодно, но только не в Церкви: кто в харизматических сектах, кто в философских, мистических исканиях, кто в романтике революционных движений. При этом основная масса, казалось бы крепко скованная бытовым православием, в действительности лишь копила в себе энергию бунта и разрушения, которая и прорвалась в определенный момент истории.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

профессор Александр Львович Катанский (1.12.1836–27.02.1919) Сравнительное богословие Церковное искусство Догматическое богословие Литургика Воспоминания профессор Александр Львович Катанский Ученый-богослов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, литургист, историк Церкви. Биография Родился в семье диакона нижегородской Сергиевской церкви. Его отец, Лев Герасимович (ум. 1889) — из священнического рода, был старшим сыном диакона Герасима Владимирского; окончил в 1834 году Нижегородскую духовную семинарию и прослужил диаконом 18 лет (1834—1853), до того, как был посвящён в священника епископом Иеремией (Соловьёвым). В сане иерея, помогая престарелому священнику Георгиевской церкви в Нижнем Новгороде (И. А. Грацианову), затем — протоиерея, он прослужил ещё 32 года, долгое время исполняя обязанность духовника городского духовенства. Мать А. Л. Катанского также происходила из священнического рода: её отец, Е. А. Бардов, был священником в селе Пурех. Кроме сына в семье Катанских родились ещё три дочери. Обучался в Нижегородских духовном училище (1847—1852) и духовной семинарии (1852—1858). В 1863 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию — 2-м магистром XXV-ro курса. В это время в московскую духовную академии требовались преподаватели на кафедры патристики и церковной археологии и А. Л. Катанский был назначен бакалавром по церковному красноречию и церковной археологии. При московском митрополите Филарете это был только второй случай назначения в неё воспитанника другой академии. В 1867 году А. Л. Катанский был перемещён на кафедру догматического богословия Петербургской духовной академии и здесь состоял до 1898 года, когда согласно прошению вышел в отставку. В 1869 году он был избран экстраординарным профессором, в 1877 — по защите диссертации — был удостоен степени доктора богословия, тогда же возведён в звание ординарного профессора и избран помощником ректора по богословскому отделению. В 1881—1885 годах он был редактором журнала «Церковный вестник». В 1896 году избран почётным членом Петербургской духовной академии, в 1897 — Казанской, в 1904 — Московской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Несколько слов хочется сказать и о женском православном журнале «Славянка». На первый взгляд может показаться, что «Фома» и «Славянка» абсолютно разные издания, которые не подлежат сравнению. На самом деле, очевидна близость многих тем: «Славянка» рассказывает о высоком предназначении женщины, об обретении веры и нелегких судьбах наших соотечественников, о значении церковных таинств и об истории православных праздников, о здоровье и воспитании детей, о нравственных основах брака и семейных взаимоотношениях. Есть, конечно, и чисто «женские» рубрики, на страницах которых речь идет о русских традициях домоводства, рукоделии и кулинарии. Сквозной вопрос журнала тот же, что и у «Нескучного сада» немного видоизмененный: как быть православной женщиной в современном мире? На интернет-сайте журнала читаем: «Сегодня мир, как никогда прежде, зависит от того, какие ценности она выбрала для себя жизненными ориентирами, от ее духовной и нравственной позиции. Женщина может быть защитницей семьи, а может стать ее разорительницей. В ее власти рождение детей и отказ от рождения. Она может воспитать душевного, доброго человека, а может вырастить бессовестного эгоиста. Своим выбором она оказывает огромное влияние на жизнь всего мира...» С января 2007 года в Петербурге выходит православный ежемесячник «Вода Живая».  Это новая, изменившая формат и звучание, версия журнала «Санкт-Петербургский церковный вестник», официального издания Петербургской епархии Русской Православной Церкви, основанного в 1875 г. и возобновленного в 1993 году (создана и электронная версия издания: http://aquaviva.ru). Главный редактор - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Фактически же редакционно-издательским процессом руководит протоиерей Александр Сорокин, председатель издательского отдела епархии. Его усилиями собран коллектив авторов и редакторов, превративших некогда официозное СМИ во вполне конкурентоспособное издание. «Вода Живая» - прежде всего журнал для интеллектуалов, людей задумывающихся о мироустройстве и нуждающихся в серьезном периодическом издании. На страницах журнала, разумеется, можно будет найти и хронику епархиальной жизни, и богословские научные статьи. Вместе с тем общая направленность журнала - это жизнь современного общества, которая делает издание полемичным, интересным, философским, одним словом - живым. Журнал отзывается на все перемены в жизни общества. В сферу его интересов попадают наука и городское устройство, история и архитектура, культура и благотворительность, образование и семейные ценности, духовная и светская жизнь города. «Вода» публикует на своих страницах рецензии на книги и фильмы, очерки о путешествиях, интервью, анализирует светские события. Одной из особенностей журнала можно назвать рубрику, где из номера в номер дается всестороннее объяснение христианских символов. В номере первом - это вода.

http://bogoslov.ru/article/286814

Дмитрий Анохин   Протоиерей Валентин Николаевич Васечко родился 13 августа 1963 г. в Калининской области. В 1985 г. окончил факультет романо-германской филологии Калининского (ныне Тверского) государственного университета. После срочной службы в Вооруженных силах поступил в Санкт-­Петербургскую духовную семинарию, которую окончил в 1990 г. С 1990 по 1992 г. обучался в Свято-Владимирской православной семинарии в США, которую закончил со степенью магистра теологии. В 1992-1994 гг. окончил курс обучения в Санкт-Петербургской духовной академии. С 1992 по 1997 г. работал в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата. Доктор богословия, доцент кафедры систематического богословия и патрологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . В апреле 2003 г. рукоположен в сан диакона, в сентябре того же года — во пресвитера. В 2009 г. возведен в сан протоиерея. С 2018 г. — заместитель председателя Учебного комитета и секретарь Комиссии по богословию и богословскому образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. «Церковный вестник» / Патриархия.ru за темою У збори Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» монастиря з чернечого постригу : та звернення] «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги [Ihmepb " ю] Евангельские группы сегодня: опыт епархий [Стаття] Молодий настоятель [Стаття] Вийшов у номер «Журналу за 2024 У Навчальному перший навчальний для вищих навчальних до " Пам " ять Церкви " » чергове групи з викладання у вишах У Санкт-Петербурзькому державному Ради НДУ ВШЕ та ЗЦАД провели курс для духовних навчальних про застосування штучного з ключовими словами школи – Журнал – Навчальний   ihmepb " ю «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар В.Р. Легойда: Виживання " глобальне Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви Помогая другим, обретаешь подлинную радость Митрополит Ставропольський Кирил: У особливе ставлення до " та Володимир Легойда: стали Протоиерей Максим Козлов: Аккумулируем лучшее Митрополит Будапештський Домагання Константинополя зростають В.Р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5916434...

— Ранее было анонсировано появление в Академии новых научных журналов. Так когда же они появятся? — Да, новые журналы уже получили международные номера ISSN, и сейчас готовятся к выходу в свет. Речь идет о журналах «Труды кафедры богословия…» и «Вестник Исторического общества…». С ними, можно сказать, вопрос решенный. Однако прямо сейчас, в начале учебного года, еще несколько кафедр приняли решение об издании своих научных журналов! Это уже упоминавшийся журнал кафедр древних и иностранных языков, а также журнал «Библейские записки» кафедры библеистики. Кроме того, о. Игорь Иванов обдумывает вопрос о переформатировании почти уже готового сборника «Труды Византийского кабинета» в полноценный научный журнал «Русско-Византийский вестник»… — То есть скоро у Академии будет пять научных журналов? — Шесть, считая «Христианское чтение». — Хватит сил и возможностей реализовать такие грандиозные планы? — Мы работаем. Знаете, недавно мне на глаза попались наши планы год спустя после создания Издательства. Теперь это уже наша история… Конечно, интересно и очень поучительно смотреть из сегодняшнего дня на день прошедший, на те планы, которые мы строили, и думать: вот, это получилось, а вот это, наверное, и уже и не получится… Давайте вернемся к Вашему вопросу лет через пять!.. — Как в целом вы могли бы охарактеризовать издания Академии? — Наше Издательство еще сравнительно молодое, и мы, разумеется, стремимся по максимуму использовать интеллектуальный потенциал Академии. Как сегодняшний, так и доставшийся нам в наследство от предыдущих поколений преподавателей, включая дореволюционных. Мы ищем свой стиль, свою форму подачи материала. Хотим, чтобы каждая наша книга была неповторима. И, хотя итоги еще подводить рано, уже сейчас могу сказать (пусть даже это и не совсем скромно с моей стороны) — наши издания уникальны, как уникальна и сама Академия. Санкт-Петербургская духовная академия /Патриархия.ru за темою У збори Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» монастиря з чернечого постригу : та звернення] з ключовими словами школи   ihmepb " ю Исследование канонического права как способ погружения в историю: протоиерей Сергий Звонарев о выходе новой монографии В.Р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5005678...

Мартинович В. А . Идентификация новых религиозных движений в белорусской науке//Вестник Синодального центра сектоведения. 2023. Том. 8. 4 (43). С. 6–20. В статье проводится анализ идентификации новых религиозных движений в белорусской науке. На основе выборки из 798 научных работ автор статьи занимается изучением специфики реакций ученых на феномен нетрадиционной религиозности, распределения субъектов идентификации новых религий по научным дисциплинам, конфигурации религиозных организаций в Беларуси, идентифицированных учеными в 1988–2020 гг. Автор статьи отмечает, что к числу наиболее значимых показателей реакции институтов общества на религиозное многообразие относится социальная идентификация религиозных организаций с одним из типов религиозности. Мартинович В.А . Сектоведение в Беларуси (1990–2023гг.)//Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. (20). С.63–88. Статья В. А. Мартиновича посвящена описанию истории сектоведения в Беларуси в 1990–2023 гг. Автор выделяет основных церковных, общественных и государственных акторов, обозначает их место и роль в общем контексте истории сектоведения. Автор приходит к выводу о несоразмерности всех инициатив и реакций на сектантство реальным процессам, протекающим в среде новых религиозных движений. По его словам, имеют место нескоординированность действий, высокая автономность сектоведов, их нечувствительность к религиозному многообразию, ориентация на практические действия без фундаментальной теоретической проработки материала. Прилуцкий А.М . Апологетический комментарий в Интернет-дискурсе «Царя-схимитрополита Зосимы»//Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. (19). С.106–117. Автор статьи анализирует основные апологетические стратегии, используемые в интернете адептами «схимитрополита-царя Зосимы», под именем которого скрывается авантюрист Леонид Власов. По словам автора, к основным стратегиям сторонников Зосимы относятся инвективные, императивные, вокативно-кооперативные и констатирующие стратегии. Согласно выводам автора, анализ особенностей применения этих стратегий сторонниками секты не только позволяет поставить вопрос о духовном состоянии ее адептов, но и предположить наличие среди них лиц, нуждающихся в медицинской помощи.

http://bogoslov.ru/article/6194930

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В перспективе реформы образования новую актуальность обретает вопрос о признании дипломов Духовных учебных заведений. Проект соответствующих поправок в закон об образовании обсуждается в Думе. В начале ноября на встрече с лидерами мусульман Президент РФ Владимир Путин выступил за право Духовных учреждений выдавать дипломы государственного образца. Своими размышлениями на эту тему с нашим корреспондентом поделился иерей Владимир Хулап, референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП. По роду своей деятельности мне часто приходится общаться с иностранцами, интересующимися общественно-политической ситуацией в России. Недавно один профессор западного университета, задал вопрос о том, существует ли в нашей стране религиозная дискриминация. Наверное, он удивился моему ответу, - но я ничуть не покривил душой, сказав, что и через двадцать лет после начала перестройки ей продолжает подвергаться РПЦ - в области ее богословского образования. В советское время государство уделяло этой сфере большое внимание, помня крылатые слова «кадры решают все». Поступить в семинарию, имея высшее светское образование, было практически невозможно - единичные исключения «пробивались» архиереями на самом высоком уровне. Власть стремилась к тому, чтобы немногочисленные Духовные учебные заведения выпускали послушных, но недалеких «попов», согласно тогдашней расхожей присказке, знающих только две книги - требник и сберкнижку. С началом 90-х ситуация изменилась, и в настоящее время система образования РПЦ стала кардинально иной. Открыты десятки семинарий и училищ, Учебный комитет регулярно проводит инспекционные проверки уровня учебных программ, оснащенности библиотек, степени подготовки студентов. Однако препоны, которые ставило государство образовательной системе Церкви, не исчезли, но лишь приобрели более «демократичные» формы.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

Здравомыслов является автором записки о задачах епархиальных церковно-археологических комитетов, созданных в 1906—1908 годах, и о требованиях к условиям хранения и описанию документов. По его инициативе 15 февраля 1906 года было принято синодальное определение об охране рукописей и старопечатных книг, которые было разрешено собирать в архив и синодальную библиотеку из церквей. Во время работы Здравомыслова в архиве Синода туда поступило свыше 400 старинных рукописей и более тысячи книг XVII—XVIII веков. Под его руководством были изданы три тома «Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода» (составленное Антоном Никольским), «Список книг церковной печати, хранящихся в Библиотеке Святейшего Правительствующего Синода», «Опись документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода, с указателями к ней. Дела Комиссии духовных училищ 1808—1839 гг.», тома «Полного собрания постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания» (ПСПиР) за 1738—1741, 1796—1801, 1881—1894 годы, семь томов «Описания документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего синода» (ОДДС). Здравомыслов добился утверждения законов от 21 января 1910 года и от 25 июня 1911 года об обязательном бесплатном экземпляре некоторых произведений печати для библиотеки Синода и о присылке в Комиссию по разбору Синодального архива всех печатных изданий епархиальных церковно-археологических учреждений, отчётов об их деятельности и об открытии таких комиссий там, где их ещё не было. Помещения архива и библиотеки Синода при начальствовании Здравомыслова были расширены и оборудованы; библиотека Синода была приведена в порядок и систематизирована. По его инициативе синодальная библиотека пополнялась новейшими русскими и зарубежными справочниками и критическими исследованиями; в это время в ней появились «Patrologiae cursus completus» Жака Миня, «Glossarium mediae et infimae latinitatis» Шарля Дюканжа. К. Я. Здравомыслов является автором многочисленных статей, некрологов, библиографических заметок в журналах «Христианское чтение», «Церковный вестник», «Церковные ведомости», «Исторический вестник», «Русский архив», «Вестник военного и морского духовенства», «Новгородские епархиальные ведомости», «Санкт-Петербургский духовный вестник», «Приходское чтение», «Приходский листок» и других. Он издавал свои сочинения в том числе и под псевдонимом «М-лов». При ближайшем участии Здравомыслова было подготовлено около двух третьих текстов статей, содержащих биографии духовных лиц, для Русского биографического словаря. Сочинение Здравомыслова «Иерархи Новгородской епархии от древнейших времён до настоящего времени: Краткие биографические очерки» включает 118 биографий. Здравомыслов — автор пятидесяти статей Православной богословской энциклопедии, двадцать пять из них остались в неопубликованной её части.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

(Продолжение следует). Сильченков К.Н. О возможности и значении научно-художественного изображения Господа нашего Иисуса Христа: (К вопросу о психологических основах христианства)//Богословский вестник 1897. Т. 1. 2. С. 209–228 (3-я пагин.). (Окончание.) —209— Что изначала дало победу христианству, то и всегда должно рассматриваться, как основание его силы, его могущества в духовной жизни человечества. Всё христианство основано на любви к Богочеловеку Христу, а любовь к Христу, как мы видели, основана на возможности познания и понимания Его человеком. И если любовь эта изначала явилась столь великой и непобедимой именно потому, что Христос есть не только истинный Бог , но и доступный человеческому познанию и пониманию совершеннейший человек, то в осуществлении возможности познания Его лежит и ныне вся сила христианства: в степени действительного познания и понимания Христа возрастает любовь к Нему человека. Связь между познанием Христа и любовью к Нему станет ещё яснее, если обратить внимание на то, что познание Богочеловека не есть отвлечённое только. Даже можно сказать, что всего менее оно может быть отвлечённым. Познание совершается как бы через приближение к познаваемому, – приближение же к Спасителю, совершеннейшему по человеческой природе Своей человеку, и через то – понимание Его – возможно всего боле, конечно, через уподобление, приближение к Нему в совершенстве собственной природы своей. С другой стороны, познание Христа через уподобление Ему, через нравственное к Нему приближение, оставаясь преимущественным, не является, однако же, исключитель- —210— ным; оно не устраняет возможности познания Его и в представлениях и понятиях разума: и в науке, и в искусстве. Напротив – оно является основой для этих родов познания и в таком смысле – даже предполагает их. Человек живёт различными сторонами своего существа, но все стороны его жизни – нераздельны между собой, – вот почему все эти стороны и должно обнимать христианство, или, точнее, то стремление ко Христу, которое есть сущность Христианства. Когда наблюдается напряжённое стремление к научному познанию Христа или – к художественному воспроизведению Его: это знак и нравственного стремления к Нему в христианском обществе, знак не охладевающей любви к Нему. И когда, наоборот, образ Его не вдохновляет уже более человека в научном и художественном его труде, – трудно не видеть в этом причин, глубоко лежащих в охлаждении христианской жизни народов вообще. В силу именно указанной нераздельности всех сторон своей жизни, человек, при стремлении нравственно приблизится к своему Спасителю, не может отказаться и от стремления разумом проникнуть в тайны жизни Богочеловеческого Его духа – и от стремления эстетического чувства: Богочеловеческую красоту в возможной степени выразить в прекрасных творениях человеческого гения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010